Оглавление
§ Задания по теме «Части речи»
При выполнении заданий по этой теме, нужно вспомнить, что такое существительное, прилагательное, глагол и прочие части речи, а также то, какую лексическую функцию в предложении они выполняют.
Задание 1.
Прочитайте текст.
«Стальной конь» — так народ метко назвал трактор. Современный трактор на пахоте заменяет несколько десятков лошадей. Он выполняет все трудоемкие работы и в сельском хозяйстве, и на строительных площадках, и на благоустройстве городских территорий. А управляет трактором тракторист.
Запишите в тетрадь предложение, в котором содержится сразу два существительных. Подчеркните их карандашом. С новой строки выпишите предложения, в котором содержится одушевленное существительное.
Задание 2.
Прочитайте текст. На места пропущенных точек впишите прилагательное, которые относятся к существительным.
Дерево …, мальчик …, город …, село …, корова …, собака …, коза …, кошка …, озеро …, конь …, река…, куст …, перец …, дорога …, диван …, телевизор …, парта …, вода … .
Составьте предложения с любыми тремя словосочетаниями.
Задание 3.
Прочитайте текст.
В лесу ребята собирали ягоды и грибы. Под елкой ребята нашли семейство рыжих лисичек. Птенец выпал из гнезда. Птенец лежал на тропинке и тихонько и жалобно пищал. Из-за тучи выглянуло солнышко. Солнышко светило очень жарко. На пенек выползла ящерица. Ящерица хотела погреться на солнышке.
Перепишите предложения в тетрадь, заменяя, где нужно существительное местоимением или существительным-синонимом. Поясните свой выбор.
Задание 4.
Прочитайте текст.
Березки и осинки начинают сыпать на молодые елочки вниз золотые и красные пятачки. В золотистом кораблике из березового листка на тонкой паутинке спускается в гибком блюдце паучок.
Перепишите текст, подчеркните пары существительного и прилагательного, соединенных друг с другом по смыслу и соедините их дугой.
Задание 5.
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы вместо нижнего подчеркивания. Придумайте название.
Мес_ц сентябрь… . Пора пестрых листьев. Лист_я л_тят, кружатся, падают, скачут. Устилают землю и воду таким же пестрым к_вром, что в глазах рябит и кружится г_лова. По всему лесу слышны шорохи, шелесты, шепоты, шуршание.
Перепишите текст, подчеркните глаголы. В каком числе они употреблены в тексте. Подумайте, о чем могут шептаться листья?
Задание 6.
Прочитайте текст. Перепишите его, вписывая куда нужно слова из справок.
Сколько дней в неделе? Сколько месяцев в году? Сколько углов в прямоугольнике? Сколько нот в музыке? Сколько гласных букв в алфавите? Сколько ног у паука? Сколько крыльев в сороки?
Справка: два, восемь, десять, семь, семь, двенадцать, четыре.
Задание 7.
Прочитайте текст.
Вот неделя. В ней – семь дней, поскорей знакомься с ней. Первый день по всем неделькам назовется понедельник. Вторник – это день второй, он стоит перед средой.
Жили-были два кота – восемь лапок, два хвоста.
Перепишите текст в тетрадь, подчеркните в тексте числительные. Поясните, как вы их узнали.
Задание 8.
Прочитайте и перепишите текст. Выпишите вместе с существительными прилагательные, с которыми они связаны. В скобках напишите вопросы. Проверьте окончания прилагательных окончаниями вопросов.
Образец. Облако (какое?) чёрное.
Чёрное облако закрыло солнце. Густая пыль поднялась на дороге. Задрожала осиновая роща. Вспыхнула яркая молния. Упали крупные капли дождя.
Задание 9.
Прочитайте текст. Выпишите подлежащее и сказуемое из каждого предложения. Вставьте окончания глаголов: — о, — а, -и. Подчеркните окончания.
Наступил… утро. Вот уже погасл… последняя звезда. На вершине ели заиграл… лучи солнца. Солнце взошл… над лесом. Роса заблестел… всеми цветами радуги. Под тяжестью тракторов загудел… земля. Около реки лежал… зелёное поле.
Задание 10.
Прочитайте текст и перепишите предложения. Поставьте перед глаголами не, чтобы получилась пословица.
Образец. Руки не протянешь, так и ложки не достанешь.
1. Руку протянешь, так и ложку достанешь. 2. Потрудишься, так и хлеба поешь. 3. Посмотришь – увидишь, расспросишь – найдёшь. 4. Кто работает, тот и ест. 5. Кто сеет, тот и веет. 6. Вырастишь овощи – сваришь щи.
Найди хитрое слово
Сейчас вы получите карточку со словами, которые вы должны записать во множественном числе, например арбуз – арбузы.
Кот – (коты) Плот – (плоты) Крот – (кроты) Дуга – (дуги) Рука – (руки) День – (дни) Лень – (….) Цыпленок – Козленок – Бочонок – |
Еда – (…) Слива – (сливы) Диво – (….) Грива – (гривы) Метро – (…..) Пень – (пни) Бедро – (бедра) |
Переставь слоги
Найдите слово, от которого можно получить новое слово, написав сначала второй слог, потом первый
1) актёр 2) тополь 3) марка
4) банка 5) парта
Найди верное значение
Седьмая вода на киселе – это:
1) компот 2) сказочный родник
3) зелье 4) самый далёкий из известный предков
5) какой-то дальний родственник
Рассмотрите слова:
1) легендарный
2) мифичечкий
3) мифологический
Какой из них означает «знаменитый, прославленный»?
Сегодня мы говорили… Как нужно продолжить фразу, чтобы её можно было понять только одним способом?
1) о математике 2) о физике
3) о технике 4) о химике
5) о механике
Какое слово не является однокоренным со всеми остальными?
1) речь 2) нарекание
3) прорицатель 4) речка
5) изречение
Какие слова в каждой строчке являются лишними?
Белка, беленький, белить
Водяной, вода, водить
Лист, лиса, лисёнок
Лось, лоскут, лосёнок
Горный, горка, городок
Пёс, песочный и песок.
Моряки, морской, морж
Корень, корневой, корж
Холод, холмик, холодок
Носик, носит и носок
Семя, семечко, семья
Вдруг, подруга и друзья.
Правописание предлогов
Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?
(С) кресла шарф
(С) тащил щенок…
(По) волок
(За) уголок…
(По) трепал
(Со) всех сторон…
И (по) мчался
(На) балкон.
Шарады
1) Корнем – с дорогой роднится,
В сборе приставка таится.
Суффикс как в слове дневник
Целым же в космос проник.
(Спутник)
2) Корень мой находится в «цене».
В «очерке» найди приставку мне.
Суффикс мой в «тетрадке» вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(Оценка)
- Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (нос)
- Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (уши)
- Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (язык)
Замени одним глаголом
Совать нос – (интересоваться)
Надуть губы – (обидеться)
Выходить из себя – (сердиться)
Зарубить на носу – (запомнить)
Заговаривать зубы – (болтать)
Чесать языки – (болтать)
Водить за нос – (обманывать)
Унести ноги – (спастись)
Клевать носом – (дремать)
Ломать голову – (думать)
Предмет или действие?
1) Затопили печь, чтобы пироги печь.
2) Ведро дало течь, и вода стала течь.
3) Медведь в лесу, не зная правил,
Однажды мотоциклом правил.
1) Снежное покрывало всё поле покрывало.
2) Была Катюша запевала, она все песни запевала.
3) Кто без кисти и белил,
Крыши города белил?
Дополни крылатым выражением
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь…
Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес,…
Ребята слушать их не станут:
От этой песни…
(Медвежью услугу, кто по дрова, уши вянут)
Отгадай пословицу
“свет”, “тьма”.
“погибай”, “выручай”.
“встречают”, “провожают”.
“труд”, “лень”.
(Ученье свет, а неученье – тьма; сам погибай, а товарища выручай; по одежке встречают, по уму провожают; труд кормит, а лень портит)
Разгадайте ребусы
Ответ: словарь
Ответ: корень
Ответ: учитель
Разгадай загадки
Кто ходит в каменой рубахе? (черепаха)
Что с земли не поднимаешь? (тень)
Без языка, без голоса, а все расскажет (книга)
Пять братьев – годами равные, ростом разные (пальцы)
Кто в году четыре раза переодевается? (земля)
Сама не ем, а людей кормлю (ложка)
В маленьком амбаре лежит 100 амбаров (спички)
Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям добром плачу. (хлеб)
Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут (ноги).
Постройте пирамиду
Она проста довольно с виду.
Но как же строить пирамиду?
Не каждый, может быть, построит,
Но попытаться все же стоит.
В основании пирамиды лежит слов из семи букв, например квартал, выше – из тех же букв (удаляя одну), далее – из пяти, из четырех, из трех:
Рак
Кара
Карта
Кварта
Квартал
Задание для команд в виде загадок:
Я для бензина, для белья, для разных надобностей я. (Бак)
Я не простое учреждение. (Банк)
Во мне всегда хранят варенье. (Банка)
А я нужна грузовику. (Кабина)
А я нужен меткому стрелку. (Карабин)
Задания по русскому языку 3 класс
Задания по русскому языку 3 класс
Задания первого уровня
1. Текст – это….
А. предложения, связанные между собой по смыслу.
Б. набор словосочетаний, не связанных по смыслу.
В. предложения, не связанные между собой по смыслу.
Г. иной ответ.
2. Прочитайте текст. Сколько в нем предложений? (знаки препинания в конце не расставлены).
Наступил апрель по реке плывут льдины
А. 1; Б. 2; В.3; Г.4.
3. Укажите слово, в котором пропущена буква а.
А. б(а,о)льшой; Б. с(а,о)ды; В. ст(а,о)ял; Г. зв(а,о)нил.
4. Укажите слово, которое является поверочным для слова голубок
А. голубочек; Б. голубка; В. голубой; Г. голубь.
5. Укажите слово с непроверяемой безударной в корне.
А. петух; Б. вода; В. поляна; Г. холмы.
6. Окончание служит для …
А. образования новых слов; Б. связи слов в предложении;
В. узнавания родственных слов; Г. иной ответ.
7. Укажите слова с приставкой с-.
1. стол; 2. съезд; 3. спрыгнуть; 4. столовая.
А. 1, 4; Б. 2, 3; В. 3, 4; Г. иной ответ.
8. Укажите группу однокоренных слов.
А. школа, класс, школьный; Б. дождь, дождливый, дождевик,
В. белить, белка, беличий; Г. сон, сонный, спать.
Задания второго уровня
9. Выберите нужный знак препинания, чтобы получилось предложение, в котором задается вопрос.
У тебя разбита коленка
А. (.) Б. ? В.! Г. иной ответ.
10. Какие предложения составляют текст?
А. Зима. Мороз украсил окна узорами. Узоры блестят и переливаются на солнце.
Б. Мальчик бежит в лес. Была осень. Это оляпка.
В. Дуют холодные ветры. Ребята идут по тропинке. Пришла теплая весна.
Г. Светило ясное солнышко. Лошади щиплют зеленую траву. Глеб купил карандаши.
11. Укажите, каким членом предложения является выделенное слово.
Он мгновенно скрылся в доме.
А. подлежащим; Б. сказуемым;
В. второстепенным членом предложения; Г. иной ответ.
12. Укажите, сколько слов в предложениях с глухой согласной на месте пропусков.
Дети пошли на пру… . Там весело шумит камы… , где живет у… .Ребята будут строить пло… .
А. 1; Б. 2; В. 3; Г. 4.
13. Укажите слова с безударной гласной, проверяемой ударением.
1. ночной; 2. мороз; 3. мебель; 4. ягоды; 5. денёк; 6.дрожит.
А. 1, 5, 6; Б. 1, 4, 6; В. 2, 3, 4; Г. иной ответ.
14. В каком предложении на месте пропусков во всех случаях пишется ъ?
А. К под…езду под…ехал автобус;
Б. Ил…я и Петя – друз…я;
В. Обез…яна с…ела кусок торта.
Г. В воскресен…е к школе под…ехал автобус.
15. Укажите сколько в тексте слов с приставкой.
В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Покружились они над рекой, над родным болотом. Стройными косяками потянулись в дальние теплые страны.
А. 4; Б. 5; В. 6; Г. иной ответ.
16. Укажите, в каких словосочетаниях выделенное слово, имеет приставку на-.
1. (на)лил молока; 2. (на)писать диктант; 3. поставить (на)стол; 4. выписать (на)лист.
А. 1 ,3; Б. 1, 2; В. 1, 4; Г. иной ответ.
Задания третьего уровня
17. Выпишите из предложения словосочетание.
В саду растут вишни.
18. Составьте из предложений текст. В ответ запишите номера предложений в том порядке, как они должны стоять в тексте.
1. Дети лечили зайца. 2. Ребята были в лесу. 3. Заяц лежал на земле. 4. Они нашли зайца. 5. У зверька была сломана лапа.
19. Прочитайте текст и выполните задание.
Стояла суровая зима. От морозов погиб знаменитый сад в селе Михайловском. Весной школьники посадили молодые яблоньки. Саженцы хорошо прижились.
Каким (повествовательным, вопросительным, побудительным) является предложение, в котором говорится о саженцах?
20. Выпишите из предложений слова, которые пишутся с маленькой буквы.
П(п)етя И(и)ванов и А(а)Леша Д(д)роздов – Д(д)рузья.
21. Выполните задание по образцу и запишите ответ как в образце.
Гостил – гость, дарил – дар;
с…рил — … , в…зил — …
22. С помощью приставки образуйте глагол противоположный по смыслу. Запишите образованный вами глагол в ответ.
принести
23. Если от данных слов образовать слова, обозначающие признак предмета, то в каком из них появится непроизносимая согласная? Выпишите образованное вами слово.
Вкус, опасность, капуста.
24. Выпишите из предложения слова с приставкой – за
Убегая от мальчишек, (За)хар (за)бежал (за)угол и спрятался (за) (за)валинку.
Интересные задания на уроках русского языка
Кузнецова Василина Гениевна,
учитель начальных классов ГБОУ СКШ №7
Очень важно на уроках русского языка не просто выполнять задания по образцу, а заинтересовать детей, раскрыть перед ними « книгу тайн» русского языка. Этому способствуют разнообразные задания, которые будут интересны каждому ученику
Кроме того, интересные задания помогают ненавязчиво решать задачи на формирование общеинтеллектуальных умений, на развитие внимания, памяти, на формирование учебной мотивации. Многие задания носят игровой характер, а ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Такие задания можно использовать на любом этапе урока: в начале урока на этапе актуализации знаний — для постановки проблемы; в середине урока — для обмена информацией; в конце урока – для рефлексии.
- 1. Используя шифр,найди слова.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
а |
б |
в |
к |
м |
н |
о |
л |
д |
т |
2 7 8 0 _______________________________
3 7 2 8 1 ______________________________
4 7 5 6 1 0 1 ___________________________
0 1 6 4 _______________________________
2 1 6 4 1 _____________________________
4 7 5 1 6 9 1 __________________________
3 7 8 4 _______________________________
- Переставь буквы в словах и запиши новые слова.
Барон — ________________________________
Корсет — _______________________________
Мазок — ______________________________
Сосна -________________________________
Крот -_________________________________
Стук — _________________________________
Влага — ________________________________
Шкала — _______________________________
Банка — _______________________________
- Угадай слово:
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.
Корень в пути затаился,
В сборе приставка живет,
Суффикс как в слове «дневник»,
Целым же в космос проник.
- Укажи строку, в которой все слова являются однокоренными:
Лето, летать, летчик;
Корм, накормить, кормушка;
Гористый, пригорок, горе;
Рисовый, рисовать, рисунок.
Водный, обводить, водяной;
Медь, медный, медовый;
Дружить, дружный, подружка;
Гора, загореть, горный.
- В каждом из рядов вычеркни слово, которое по смыслу не подходит к остальным:
Портфель, карандаш, ручка, фломастер, мел.
Лес, волк, медведь, корова, заяц.
Дорога, улица, шоссе, тротуар, пол.
Кошка, письмо, полотенце, слива, быстрый.
Стол, комната, садовая скамейка, стул, книжный шкаф.
Лес, волк, медведь, корова, заяц.
- Замени выделенную букву в слове другой, чтобы получилось новое слово:
Мир- ___________________
Мир — ___________________
Бак — ____________________
Кость — __________________
Жир — ___________________
Голос — __________________
- Добавь по одной букве, чтобы получились новые слова:
__оса ___оса
___раб ___вал
___рак ___рак
___рис ___ель
___лот ___лот
- Составь слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы:
Ерпо — ________________
Евредо — ______________
Лкбуинак — ____________
Соак — ______________
Меакьн — ___________
Окамднри -_________
Упкс — _____________
Вцтеко -____________
- Прочитай задом наперед и запиши предложения:
горосоН теадоб омгор
еН етитуш с омгоросон!
И аз йокрог, и доп йокрог,
доП йозереб , и доп йокле,
имадовороХ и в дяр
В хапялш ыцдолом тяотс.
Используя подобные задания на уроках русского языка, или во внеурочной деятельности, учитель не только повышает грамотность детей, но и развивает внимание, память, мышление, пробуждает интерес к языку. Список литературы:
Список литературы:
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 3 класс/ Сост.В.В. Никифорова. – 5-е изд.,-М.: ВАКО, 2014.
Тесты по русскому языку. 3 класс. В 2ч.: к учебнику Л.М.Зелениной, Т.Е. Хохловой «Русский язык. 3 класс.» / Е.М. Тихомирова.- 7-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс / сост. Е.В. Языканова. – 8-е изд. – М. : Издательство «Экзамен», 2014.