Игры для развития новорожденных: как играть с младенцами

Оглавление

Таблица развития ребенка до года по месяцам

Первый год по праву считается самым важным в жизни любого человека — ведь такого скачка в развитии не наблюдается больше ни в каком другом возрасте.

Сводная таблица навыков по месяцам:

Возраст, мес. Физическая активность Зрение и слух Психологический и эмоциональный аспекты, речь
1 Основана на рефлексах Может на несколько секунд фокусировать взгляд на маме или предмете Способен узнать запах мамы и отличить его от других
2 Может 10-15 секунд держать головку, лежа на животе, сжимает кулачки, совершает первые хватательные попытки Фокусирует взгляд на предметах, рассматривает их Улыбается близким
3 Удерживает голову в вертикальном положении, лежа на животе опирается на предплечья, хорошо сжимает и разжимает пальцы, хватает и удерживает игрушки Легко распознает источник звука и света, поворачивается к нему Активно проявляет радость при встрече с близкими, двигая ручками и ножками улыбаясь, издавая различные звуки. Гулит
4 С живота переворачивается на спинку, лежа старается приподнять верхнюю часть тела, поддерживает бутылочку при питье Видит не только общую картину, но и детали. Фокусирует взгляд на движущихся предметах Может проявлять настороженность при встрече с незнакомцами. Подолгу гулит, совершает попытки имитировать звуки
5 Пытается ползти, берет игрушку из рук взрослого Видит удаленные на несколько метров предметы. Начинает интересоваться телевизором, компьютером (горящим экраном) Понимает интонацию речи родителей, может возмущаться, если мама уходит
6 Перекладывает игрушку из рук в руки, может недолго сидеть сам, встает на четвереньки Любит звучащие и яркие игрушки Знает свое имя, активно лепечет. Перестает плакать, когда берут на ручки
7 Может встать у опоры, тянется к маме или желаемому предмету, сидит без поддержки, ползает Пианино, барабан, труба и другие музыкальные игрушки — лучшие друзья малыша в 7 месяцев Знает несколько привычных предметов в доме и может их показать, любит книжки с картинками и простые игры, осваивает звукоподражание
8 Ходит вдоль опоры При вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человека Произносит слоги «ма-ма», «ба-ба» и т.д.
9 Садится и встает на ножки, держась за опору. Ходит при поддержке за обе руки Реагирует на запреты, активно подражает звукам, расширяет словарный запас. Узнает многие известные ему предметы
10 Может сделать несколько шагов, уверенно стоит Увлеченно играет, реагирует на других детей на площадке, любит разбрасывать игрушки, знает некоторые части тела
11 Любит двигаться всеми доступными способами, начинает танцевать под музыку Понимает одобрительную и строгую интонацию в голосе родителей Показывает пальчиком на предмет, машет “привет”, ”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой
12 Ходит самостоятельно, поднимая предметы с пола наклоняется, а не садится Активно выражает свои желания, проявляет требовательность, учится пить из кружки, держать ложечку, выполняет простые просьбы

Какие бывают виды гимнастики

Гимнастику для новорожденных можно разделить на лечебную, классическую, динамическую (включает беби-йогу).

Лечебная гимнастика показана при сильном гипертонусе, врожденном вывихе бедра, кривошее и других нарушениях. Гимнастика при дисплазии тазобедренных суставов у новорожденных — обязательный элемент лечения, который помогает стабилизировать сустав и восстановить нормальный уровень движений в нем. Проводить ее могут только профессионалы с медицинскими знаниями. Даже если мама присутствует на занятиях и запомнила приемы, использовать их самостоятельно нельзя, чтобы не навредить малышу.

Гимнастику младенцам нужно проводить очень аккуратно

Классической, или профилактической, гимнастикой с новорожденным могут заниматься сами родители. Она включает легкие поглаживания, растирания, сведения-разведения, сгибания конечностей, помощь в освоении новых умений. Сюда же входят и упражнения на фитболе.

Рекомендованные движения для малышей:

Возраст, мес. Чем заниматься
до 2 Поглаживания конечностей, животика малыша, формирование привязанности, налаживание тактильного контакта, профилактика колик.
2-3 Массаж пальчиков, стоп, ладошек. Выкладывание на животик, поглаживания спинки и плеч.
4 Массаж живота, увеличение амплитуды движения конечностей, тренировка переворота, закрепление навыков слежения за предметом, удерживания головы и плеч.
6 Тренировка мышц-держателей, присаживание.

Динамическая гимнастика – довольно экстремальный способ физического развития грудничков, впервые о нем заговорили в 1980-х годах. Он основан на большом количестве движения, активном включении вестибулярного аппарата. В отличие от классической гимнастики, которая выполняется в положении лежа, динамические упражнения содержат висы, перевороты.

Последователи такого развития детей считают, что динамическая гимнастика не только физически развивает грудничка, но и ускоряет его адаптацию к окружающему миру, придает уверенность в своих силах. При подобных занятиях повышен риск травм. Чтобы избежать вреда для малыша, тренировки проводят под контролем инструктора. Лучше, если это будет врач-реабилитолог со специальной подготовкой.

Гимнастику начинают не позднее, чем в 2 месяца. С увеличением веса ребенка постепенно укрепляются его связки и мышцы. Если сделать комплекс упражнений с неподготовленным полугодовым грудничком, травмы будут неизбежны.

Молодые родители: Одна голова хорошо, а две лучше

На этом этапе неуверенность, которую мамы обычно ощущают в первые недели, постепенно уходит. Тем не менее все, что вас беспокоит, можно и нужно обсуждать с родными или лечащим врачом. Как говорится, одна голова хорошо, а две лучше. Вы сами не заметите, как на душе станет легче.

При грудном вскармливании у некоторых мам иногда развивается инфекция молочной железы, которая называется мастит. При появлении таких симптомов, как боль в груди, высокая температура или тошнота, обратитесь к врачу. При этом продолжайте кормить ребенка грудью, в противном случае станет только хуже. Помните, что при мастите малыш вполне может пить грудное молоко, ведь в нем нет возбудителей инфекции. Для лечения мастита нужно своевременно выводить лишнее молоко из молочных желез (например, просто покормив малыша или с помощью молокоотсоса), но врачи иногда назначают антибиотики. Побольше отдыхайте и пейте много воды, чтобы организм лучше боролся с инфекцией. А пока ознакомьтесь со статьей о том, что такое мастит и как его лечить.

Особенности развития в первый месяц

Чтобы развивать ребенка с рождения, родителям важно знать, какие существуют показатели физического и психоэмоционального развития их новорожденного малыша. Отталкиваясь от них, можно правильно подобрать развивающие упражнения, на которых нужно будет сделать акцент

Физические показатели


Развитие нервной системы

  • Рефлексы: хватательный, сосательный, поисковый (если приложить ладонь к щеке, поворачивает голову), защитный (когда ребенка кладут на живот, он кладет голову набок), рефлекс опоры и ходьбы (отталкивается ножками и как бы пританцовывает), ладонно-ротовой (если надавить большими пальцами на обе ладошки, то ребенок открывает рот и наклоняет голову.
  • Присутствует неосознанная улыбка.
  • Малыш реагирует на громкий звук: вздрагивает или моргает, растопыривает руки и ноги в стороны.
  • Пытается фокусировать взгляд на лице взрослого или яркой игрушке, если ее поднести на расстояние 40-50 см. Движения глаз к концу первого месяца становятся более плавными.
  • После трех недель может пытаться издавать звуки помимо плача – агукать.
  • Появляется эмоционально значимое лицо – мама.

Основные принципы занятий с детьми до года

Младенческие игры существенно отличаются от игр с детьми постарше, поскольку новорожденный еще не знает, что это и еще не имеет собственных предпочтений.

Он лишь откликается на инициативу родителей, поэтому следует придерживаться пяти основных принципов занятий с малышами до 12 месяцев, чтобы извлечь из занятий максимальную пользу.

Отсутствие инициативы от ребенка

Грудничок не может демонстрировать открытое желание поиграть, поэтому родители должны проявлять инициативу самостоятельно в первые месяцы его жизни. Игры должны быть дозированы, начиная с 2-3 минут и постепенно увеличиваясь по времени и по мере взросления малыша.

Чтобы ребенку было интересно, занятия также должны соответствовать возрасту, то есть не должны быть сложными для понимания. Если у малышей нет интереса к игре, подбирайте разные варианты, пока не найдете то, что ему понравится.

Учет возрастных особенностей

Особенно важный фактор. Неправильно думать, что новорожденный в месяц, 3 месяца, полгода — это одно и то же. Чем младше ребенок, тем быстрее он развивается, это происходит каждый день.

Доказано, что за первый год жизни человек получает информации больше, чем сможет получить за всю дальнейшую жизнь. При этом новое усваивается в разы лучше.

Занятия следует подбирать строго по возрасту, учитывать каждый детский месяц, стимулировать развитие сенсорной сферы (обоняние, осязание, слух, зрение, тактильные ощущения). Если не учитывать возрастные особенности, большой риск психической и физиологической перезагрузки.

Личностные особенности

Помимо возраста, важны индивидуальные особенности каждого грудничка. Это нормально, когда кто-то начинает переворачиваться и садиться немного раньше или позже условных норм, например. Задача родителей – следить за тем, как малыш выполняет задания, чтобы вовремя заметить отставание в развитии и своевременно на это повлиять.

Также нормально, когда детям нравятся одни игры и не интересны другие. Поэтому для каждого месяца новорожденного есть несколько вариантов занятий.

Регулярность занятий

Играть с малышом важно ежедневно и желательно в одно и то же время. Занятия должны быть систематичными, а распорядок дня вводится с рождения

Это важно, поскольку младенец очень чувствителен к изменению режима и реагирует на него негативно, поскольку это сказывается на психологическом состоянии.

Лучше всего отводить время на игры утром и днем (то есть дважды в день), заранее планируя, какие упражнения и в какой последовательности будут идти.

Учет детского интереса

Заинтересованность ребенка — это то, без чего не будут работать четыре перечисленных выше принципа. Не начинайте занятия сразу после сна малыша, сразу после еды, при температуре, коликах, метеоризме и других раздражающих его факторах, включая мокрые подгузники.

Чем младше грудничок, тем меньше времени должно длиться упражнение, так как он быстро устает и не может поддерживать интерес долго. Это не тот случай, когда чем больше, тем лучше, наоборот, перегрузка психики сильно вредит.

Пробуйте разные варианты игр, следя за тем, что больше всего нравится малышу, а к чему у него нет интереса совсем. Не принуждайте делать то, что новорожденному не нравится, ищите альтернативу.

Здоровье малыша: Массаж для детей

Мамы делают все, чтобы их драгоценный малыш был счастлив и здоров. Массаж – отличное дополнение к привычному распорядку дня детей, к тому же он очень нравится некоторым из них. Правильно выполненный массаж сближает маму и ребенка и снимает напряжение. Иногда после массажа малыши даже меньше плачут.

Рекомендуем сначала проконсультироваться с педиатром и специалистом по массажу. Возможно, рядом с вами есть курсы детского массажа, где вас обучат всему необходимому. А начать можно вот с чего:

  • Расслабляющая обстановка. Малыша можно положить на спинку на пеленальный столик или даже на вашу кровать. Начиная массаж, не отрывайте глаз от лица ребенка.

  • Осторожные касания. Делать массаж нужно осторожными нежными поглаживаниями, начиная с головки, шеи и плеч, затем переходите к пояснице, ягодицам, ножкам и ручкам.

  • Разговаривайте с малышом или спойте песенку. Малыш будет чувствовать себя спокойнее во время массажа, если вы будете с ним тихо разговаривать или петь его любимую песню.

  • Следите за реакцией. Если малыш выглядит довольным, продолжайте. Если же он ведет себя беспокойно – прекращайте массаж, вероятно, ему не нравится.

Между кормлением и массажем следует выждать не менее 45 минут. Если малышу нравится массаж, скорее всего, ему будет нравиться это занятие и в более старшем возрасте.

Занятия от 4 до 6 месяцев

Грудничок в этом возрасте сильно меняется в развитии. Он уже переворачивается и садится сам, может есть более «взрослую» пищу, более вынослив. Поэтому занятия с ребенком по месяцам становятся активнее.

Четвертый месяц

Развитие речи – склонившись над грудничком, проговаривайте короткие стишки

Важно, чтобы в них слышались четкие гласные звуки. Ребенок в ответ должен гулить, после чего вы продолжаете с ним разговаривать (проговаривать стишки)

Знакомство с зеркалом – можно прикрепить небольшое зеркальце к бортам кровати на расстоянии не менее 30 см от лица новорожденного. Также сейчас есть комбинированные игрушки с зеркальцем.

В 4 месяца детям уже нужно показывать книжки с красочными картинками.

Пятый месяц

Лежать в этом возрасте скучно, куда интереснее играть сидя, ползать. К занятиям добавляются упражнения на физическое развитие, продолжительность игр увеличивается.

Забавы с мячиками – разные размеры и материалы, мячики с сюрпризом внутри, с колокольчиками, пупырчатые. Все они для хватания, слуха, зрения.

Прятки – знакомая всем игра «ку-ку», когда мама закрывает лицо ладонями или прячется за простыней

Это упражнение на внимание и эмоции – смех

Реакция на визитеров — когда в комнату входит кто-либо из родителей, членов семьи, живущих вместе с малышом, приветствуйте их эмоционально: «Кто пришел? Папа пришел!». Точно так же когда кто-то выходит из комнаты.

Учим слова – давая грудничку игрушку, обязательно четко произносите ее название. Делайте так каждый раз и с любым предметом, расширяя лексикон ребенка. Даже если он просто агукает, регулярно разговаривайте с ним, стараясь не коверкать слова

Шестой месяц

Мешочек с сокровищами – возьмите или сшейте небольшой трикотажный мешочек, наполнив его разными предметами. Подойдут мячики, кубики, шишки, игрушки, главное, чтобы проглотить их малыш не мог. Суть игры: ребенок по очереди достает из мешочка предметы, а мама или папа произносит, как они называется.

В этом возрасте хороши комплексные игрушки, например, с зеркальцем, музыкальным инструментом, разными фактурами. Если грудничок активно ползает по квартире, уберите все бьющиеся, острые, опасные конструкции. Дайте ему больше пространства и вещей для изучения.

Развивающие игры для ребёнка в 2 месяца

Колокольчик. В два месяца ребёнок поворачивает головку, лёжа на животе, слышит и различает звуки. Позвонив в колокольчик, повесьте его на одной из сторон кроватки, сверху. Потом, услышав звоночек, малыш будет поворачивать головку в ту сторону.

Ласковые варежки. Во время бодрствования карапуза погладьте его ручки разными образцами ткани: вязаными варежками, шёлковым платочком, кусочком меха. Это поможет формироваться осязанию ребёнка.

Попрыгун. Пришейте к любой мягкой игрушке резинку и подвесьте над кроваткой. Пусть игрушка «попрыгает», а малыш будет с интересом следить за ней взглядом.

Стишки. Пора начинать знакомит ребёнка с простенькими стишками, потешками, песенками и прибаутками. Есть прибаутки на любое действие: на массаж (потягушечки, порастушечки), на купание (Водичка, водичка, умой моё личико: чтобы глазки блестели, чтобы губки алели, чтоб кусался зубок, улыбался ротик). Ребёнок с удовольствием будет отвечать вам гугуканьем».

Фигурное плавание. Положив голову ребёнка на ладонь, попробуйте «поводить» его по поверхности воды в разные стороны, описывая восьмёрку, вправо-влево. Эта развивающая игра для ребёнка в 2 месяца поможет пространственному ориентированию малыша, а такая близкая ему водная среда поможет снять гипертонус и просто доставит удовольствие.

4 способа поддержки при уходе за младенцем

В чем заключается правильная техника поддержки грудничка? В том, чтобы не причинить вреда здоровью, обеспечить максимальный комфорт и безопасность. Конечно, маме нельзя забывать о собственном здоровье.

При кормлении

Голова грудничка при кормлении должна быть выше туловища и размещаться на одной с ним линии. После родов многим мамам неудобно кормить грудью сидя. Поэтому сначала можно использовать позу, когда мама и малыш лежат параллельно друг другу. Голова ребенка в этом положении должна быть немного запрокинута назад. При кормлении сидя как при грудном, так и при искусственном вскармливании, малыша можно брать на руки (поза «колыбелька»). Голова грудничка при этом лежит на согнутом предплечье, мама поддерживает спинку и ноги малыша другой рукой

При кормлении важно найти максимально удобную для себя позу: чтобы не затекала спина, не болели руки. Расслабится мама — расслабится и ребенок

После кормления (столбиком)

Педиатры рекомендуют держать столбиком новорожденного после кормления. Такая поза позволяет младенцу срыгнуть воздух, который он заглатывает при сосании. Она в первую очередь необходима грудничкам-искусственникам. Если этого не делать кроху могут беспокоить колики из-за избыточного воздуха в желудке. Обычно младенца держат столбиком 10–15 минут до отрыжки. Как правильно носить кроху в этом положении? Только вертикально, развернув лицом к себе так, чтобы его головка оперлась о ваше плечо. Не забывайте поддерживать его голову и шею одной рукой, а другой — ягодицы и ноги. До какого возраста носить ребенка столбиком? Пока он не будет самостоятельно сидеть.

При купании

Все движения при купании делаются с особенной осторожностью, чтобы не напугать кроху и купание ассоциировалось у него с самыми приятными ощущениями. Опускать в воду младенца нужно так, чтобы его голова оставалась на вашем запястье. Следите, чтобы рот и нос были над водой

Другой рукой можно мыть ребенка и регулировать степень его погружения в воду. В положении на животе необходимо поддерживать младенца за подбородок разведенными большим и указательным пальцами. В этой позе грудничок может легко плавать в большой ванной

Следите, чтобы рот и нос были над водой. Другой рукой можно мыть ребенка и регулировать степень его погружения в воду. В положении на животе необходимо поддерживать младенца за подбородок разведенными большим и указательным пальцами. В этой позе грудничок может легко плавать в большой ванной.

При подмывании

Новорожденного нужно подмывать так, чтобы его голова находилась выше туловища. Необходимо расположить ребенка с наклоном вперед, обхватить его одной рукой под грудью, при этом его голова должна лежать на вашем согнутом предплечье. Другая рука остается свободной, ею подмывают малыша.

Если ребенок родился недоношенным, с низким весом, во время всех процедур по уходу необходимо обращаться с ним как можно бережнее. И, конечно, такого малыша нужно чаще брать на руки. В медицине существует много различных методов восстановления недоношенных детей. Но самый эффективный из них — «метод кенгуру», когда мама берет на руки малыша. Это благотворно влияет на рост и развитие грудничка.

Как правильно носить новорожденного на руках? Обычно этот вопрос возникает у неопытных родителей. После нескольких недель общения с крохой он теряет свою актуальность. Здесь нет никакого чуда. У мамы и папы всего лишь исчезает страх брать ребенка на руки, появляются сноровка и опыт. А еще включается интуиция: руки сами располагаются так, как это максимально удобно и безопасно для малыша.

Как правильно держать новорождённого?

Здравствуйте, дорогие читатели!

Этот материал рассчитан уже не только на маму или папу. Его будет, несомненно, полезно почитать и бабушкам, и дедушкам. Да и остальным домашним, которые должны знать как правильно держать малыша. А ведь на руки его будут брать все.  

В вашем доме появился новорожденный ребенок. Ну конечно это произошло не по взмаху волшебной палочки. Вы долго готовились к появлению нового члена семьи, представляли, какой он будет, но не догадывались, что он будет настолько маленький.

Часто родители бояться брать ребенка на руки сразу после приезда из роддома или делают это крайне неуклюже. Для того, чтобы вы чувствовали себя уверенно рядом с крохой давайте рассмотрим правила и способы того, как держать новорожденного.

Как правильно брать новорожденного? ↑

Если малыш лежит на спинке, чтобы взять его на руки положите одну ладонь ему под попку, а вторую — под затылок. Поднимайте новорожденного медленно и следите, чтобы голова была выше нижней части тела.

Если кроха лежит на животике, то в этом случае, чтобы взять его на руки проведите одну ладонь под грудью ребенка так, чтобы большой и указательный пальцы придерживали шею малыша, а второй ладонью проведите под животиком. Помните, что все ваши движения должны быть плавными, чтобы случайно не испугать малыша.

Как правильно положить новорожденного? ↑

Если вам нужно положить новорожденного обратно в кроватку, то прижмите его ближе к себе и вместе с ним опускайтесь к кроватке как можно ниже

Положите ребенка осторожно в кроватку, но не спешите убирать руки

Подождите, пока он привыкнет к твердой поверхности хотя бы пять секунд. Потом медленно уберите руки и поскорее накройте малыша одеяльцем, чтобы сохранить тепло.

Как правильно держать новорожденного? ↑

Пока малыш новорожденный (кстати, период новорожденности длится 1 месяц) необходимо держать его особенно бережно и аккуратно. От того как вы носите своего ребенка зависит правильное формирование изгиба позвоночника и состояние тазобедренного сустава.

Чтобы научиться правильно держать новорожденного, необходимо запомнить следующие правила:

  • нужно обязательно придерживать шею малышу, потому что мышцы шеи пока еще очень слабые, и он не может самостоятельно держать головку;
  • держать ребенка нужно так, чтобы его ножки и ручки не свисали;
  • в вертикальном положении нужно поддерживать новорожденного под спинку;
  • новорожденного нельзя поднимать за кисти, так как суставчики еще очень слабые. Это ближе к 3 месяцам можно крутить и вертеть малыша как акробата. Профессиональные массажисты даже скручивают деток в кольцо (вот насколько они у нас гибкие);
  • обязательное правило: носить ребенка нужно на разных сторонах (менять левую и правую);
  • когда берете малыша и держите его на руках, улыбайтесь и разговаривайте с ним

Рассмотрим некоторые способы ношения ребенка

Классический способ или колыбелька. Положите малыша на свою руку так, чтобы голова была на локтевом сгибе и этой же рукой прижимайте малыша к своей груди, а второй ладонью поддерживайте попку и спинку ребенка. Новорожденный должен быть лицом к вашей груди. В такой позе очень удобно кормить ребенка.

«Столбиком». Это основная поза, в которой придется носить ребенка после каждого кормления, чтобы малыш срыгнул воздух, который попал с молочком. Возьмите своего ребенка вертикально и прижмите лицом к себе так, чтобы его подбородок был у вас на плече.

Одной рукой поддерживайте малышу шею и голову, а второй ладонью прижимайте ножки и попу малыша к себе. Еще эта поза помогает при кишечных коликах у новорожденных, когда вы держите ребенка животиком к животику, он чувствует тепло от мамы и боль уменьшается.

Лицом вниз. Разверните малыша лицом вниз и положите себе на руку таким образом, чтобы шея располагалась на локтевом сгибе, эту же руку проведите под ручкой ребенка и прижимайте к себе, второй рукой проведите между ножек по направлению к груди (ладонью держите животик и грудь ребенка).

Перед грудью. Возьмите ребенка в вертикальном положении и прижмите к себе, но в отличие от «столбика» лицом от себя. Далее одной рукой проведите по груди ребенка так, чтобы ладонь располагалась подмышкой ребенка, а большой палец у него на плече, а второй рукой прижимайте ножки к своему животу.

«Поза Будды». Положение как в предыдущем способе, только второй рукой возьмите обе стопы ребенка и приведите их к животику малыша. Эта поза очень полезна для снятия напряжения в ножках и развития тазобедренного сустава.

Пока малыш новорожденный лучше обойтись этими положениями. Носите свое сокровище на руках и не бойтесь избаловать его своей любовью. Берите его уверенно, но ласково, потому что малыши всё чувствуют через прикосновения своих родителей.

Развиваем зрение с помощью черно-белых картинок

Бытует мнение, что новорожденные видят мир в черно-белых тонах. На самом деле это заблуждение учеными уже опровергнуто. Действительно, зрение малыша до 3 месяцев еще очень несовершенно, и черно-белые изображения он различает гораздо лучше. Однако и остальные цвета он, хоть и хуже, но видит.

Если вы когда-нибудь показывали малышу черно-белые картинки, то, наверно, замечали, что они буквально приковывают его внимание. Это происходит потому, что малышу легче сфокусироваться на контрастном изображении

Все вышесказанное не означает, что окружающее пространство малыша нужно ограничить по цвету, но демонстрировать ему контрастные черно-белые картинки в первые 3 месяца жизни чрезвычайно полезно.  Это способствует развитию внимания, остроты зрения, способности фокусироваться на предметах.

Как включить черно-белые картинки в жизнь малыша?

  • Картинки можно развесить в кроватке (изображения желательно менять время от времени).
  • Можно сделать черно-белые кубики и закрепить их на мобиле или развивающем коврике (СКАЧАТЬ развертки кубиков для печати).

Черно-белые картинки можно расставлять перед малышом в любом месте, где он бодрствует.

На просторах интернета можно найти огромное количество черно-белых картинок для скачивания, хотя бы вот здесь. Но можно посмотреть и готовые варианты карточек (Ozon, My-shop, KoroBoom), как правило, они выполнены из плотного картона, что бесспорно является плюсом, ведь, подрастая, ребенок с удовольствием начинает хватать карточки.

Когда начинать показывать?

Картинки можно показывать с самого рождения. Сначала ребенку больше всего понравятся геометрические формы и простые узоры. Попозже, примерно с 1,5 месяцев, будет интересно смотреть картинки с силуэтами животных и разных предметов.

Начиная с 1,5 месяцев, я показывала и называла черно-белые карточки с изображениями разных предметов, опираясь на рекомендации методики Домана. То есть брала комплект из 10 карточек и прокручивала их перед сыночком, озвучивая названия. Потом, спустя некоторое количество показов, заменяла в комплекте старые карточки на новые (по одной). Не буду сейчас утверждать, что малыш все запомнил (т.к. проверить это вряд ли возможно ), но то, что он смотрел всегда с огромной заинтересованностью и порой визжал от восторга при их появлении – это факт!

После 3 месяцев специалисты рекомендуют показывать уже яркие цветные картинки. Они также должны быть контрастными и с минимальным количеством деталей.

Правила выполнения гимнастики для новорожденных

Зарядка для новорожденных до месяца должна проводиться с максимальной осторожностью. Самый главный принцип гимнастики для младенцев ― не навредить

Самый главный принцип гимнастики для младенцев ― не навредить.

Поэтому при ее выполнении необходимо соблюдать определенные правила.

А именно:

  1. Перед началом упражнений следует хорошо проветрить комнату и дать ей прогреться в течение пятнадцати минут.
  2. Все упражнения необходимо выполнять на ровной и твердой поверхности, чтобы позвоночник малыша правильно развивался. Идеально подойдет для этих целей пеленальный столик.
  3. При выполнении легкого массажа тела малыша следует совершать движения по направлению от конечностей к центру туловища.
  4. Выполняя поглаживания спинки новорожденного, ни в коем случае нельзя оказывать давление на область почек и сердца.
  5. Рекомендованная длительность комплекса упражнений ― десять минут.
  6. Недопустимыми являются негативные эмоции со стороны малыша, а также любые принудительные действия.
  7. Если малыш плачет и капризничает, начало занятий гимнастикой следует перенести на более благоприятный период.

Наблюдаем за крутящимся мобилем

Еще одна игрушка, которая является неотъемлемым элементом всех красивых фотографий c лежащим в кроватке малышом, – это мобиль (Ozon, My-shop). Приспособление действительно полезное, правда, используется оно, наверно, не так часто, как это нам представляется перед покупкой. Первые 2 месяца новорожденные, как правило, на мобиль не обращают никакого внимания, т.к. он не попадает в их поле зрения (в те самые 25-30 сантиметров, на которых малышам удобно фокусироваться).

Потом, месяца в 3, наконец, наступает то «золотое время», когда ребенок начинает интересоваться крутящимися фигурками. И действительно, в этот период, заводя чудесную карусельку, можно получить несколько минут свободного времени, попить заветный чай, например.

Через n-е количество просмотров мобиль малышу надоедает, и, в общем-то, можно сказать, что к 5 месяцам уже исчерпывает себя. С одной стороны, кажется, что это совсем недолгий срок службы, но если разобраться, то в этом возрасте вряд ли что-то интересует малыша дольше.

Кстати, для тех мобилей, которые не отличаются излишней хрупкостью, позже начинается еще и «вторая жизнь». Ведь когда ребенок учится вставать в кроватке, он начинает с удовольствием хватать все эти игрушки на карусельке и мотать их во все стороны У нас был самый простой мобиль, поэтому он легко пережил всю нагрузку.

Я бы сказала, что мобиль – это не столько развивающая игрушка, сколько возможность получить свободную минутку для мамы.

Нужно ли пеленать младенца?

Вопрос о необходимости пеленания до сих пор остается открытым. Приверженцы «тугого» пеленания приводят следующие доводы в пользу данного решения:

  • Укутанный малыш быстрее успокаивается и крепче спит.
  • Пеленка, обернутая вокруг тела, дает тактильные ощущения.
  • В пеленке младенец меньше мерзнет.

Также возможно «свободное» пеленание. В этом случае пеленка не сковывает движения рук и ног. Плюсами такого метода являются:

  • Свобода движений.
  • Хорошая циркуляция воздуха между кожей и тканью.
  • Приучение ребенка спать без пеленок.

Некоторые родители с самого рождения отказываются от пеленания, оставляя малыша спать в легкой одежде.

Важно! Вопрос о необходимости пеленания является индивидуальным для каждого родителя. При этом важно учитывать индивидуальные особенности организма ребенка

Если грудничок спит спокойно и не ворочается, его можно не пеленать с первых дней.

Речевое восприятие

Наиболее подходящим временем для занятий считается бодрствование крохи после кормления. Необходимо взять его на руки, чтобы он принял позу «эмбриона» и смотрел в лицо взрослому, далее нужно издавать звуки «агу», подражая карапузу, делая паузы на 1-2 минуты. Понадобится несколько повторов, чтобы получить ответную реакцию новорожденного.

Во время «диалога» полезно поглаживать малыша, тормошить его, приближать к своему лицу. Если играть, когда ребенок лежит в кроватке, следует подвесить игрушки мордочками вниз, чтобы младенец мог рассмотреть их. В течение первых дней желательно использовать крупные черно-белые предметы, заменяя их затем на цветные.

Готовим ребенка к самостоятельным действиям

Подготовка происходит в двух направлениях: изначально малышу надо научиться чувствовать свои действия и их возможные последствия, а позднее у него должна сформироваться сенсомоторная координация (он сможет согласовывать действия и восприятия). У детей в первые дни жизни основное чувство движения складывается за счет прикосновений к различным предметам. Родители в свою очередь могут искусственно ускорить этот процесс, усилив его зрительными и звуковыми эффектами. К примеру, мама может сшить ребенку манжетку из какой-то нежной и мягкой ткани, прикрепив к ней колокольчик или бубенчик. Таким образом, ребенок сможет самостоятельно овладевать своими движениями, производя мелодичные звуки. Не меньшее впечатление оказывает на ребенка привязанный к его ножке или ручке шарик, наполненный легким газом. Новорожденный будет двигать своей конечностью, наблюдая за передвижением шарика в воздухе. В первом полугодии подобные занятия отлично отразиться на малыше, он научиться владеть своим телом и управлять своими движениями. Начиная с третьего месяца жизни, ребенок может самостоятельно брать и удерживать предметы. Можно поиграть с ним в гримасы. Для этого родителям нужно немного покривляться, приукрасив себя смешными очками и шапочкой, чтобы ребенок засмеялся и самостоятельно потянулся ручкой к новому одеянию. Малыша обязательно нужно подносить к зеркалу и давать ему себя осматривать. Можно указывая на его части тела называть их.