Воспитательный дом (санкт-петербург)

Воспитательный дом под руководством Марии Федоровны

В 1797 году по указу Павла I петербургский и московский воспитательные дома были переданы под руководство императрицы Марии Федоровны. Это означало, что воспитательные дома переходят под личную защиту и покровительство императорской фамилии. С этих пор филантропия становятся традицией у правящей элиты. Благотворительные учреждения превращались из организаций, патронируемых обществом, в официальные учреждения.

Мария Федоровна в срочном порядке пытается решить основные проблемы воспитательного дома. В связи с острой нехваткой помещений она приобретает дворец Разумовского и Бобринского (бывший Штегельманский дом) на Мойке за 450 тыс. руб. Здесь в несколько раз увеличили медицинский персонал, а также ограничили количество принимаемых детей до 500 человек. Остававшихся, главным образом здоровых, отправляли в деревни на воспитание государственным крестьянам за определённую плату. Для контроля и управления сельские местности разделили на округа, которые покрывали территорию нынешней Псковской, Новгородской, Вологодской, Ленинградской областей и Карелии. Но крестьяне плохо воспитывали приемных детей. Деньги, выделяемые воспитательным домом, использовались не по назначению. Руководство домом решило отправлять детей в особые интернаты за городом. Так, Мария Федоровна планировала построить ещё 5 воспитательных домов в пригородах столицы. Но денег хватило только на интернат в Гатчине.

Императрица также является основательницей библиотеки. Во многом благодаря ей была собрана уникальная коллекция рукописей, старопечатных книг и произведений французских просветителей (в частности, энциклопедия Дидро). В фондах библиотеки имеются прижизненные издания практически всех русских классиков с дарственными надписями Воспитательному дому.

Воспитательный дом стал одним из первых в Петербурге учреждений, подготавливающих специалистов со средним специальным образованием. Оно было специализированным и ориентированным на столичный рынок труда. Учитывая государственную потребность в сельских учителях и младшем медицинском персонале, при доме открывают учительскую семинарию и медицинское училище с госпиталем. Девушки получали в основном педагогическое образование. Они устраивались гувернантками, домашними наставницами, учителями в сельских школах. Из юношей готовили канцелярских служащих, фельдшеров, фармацевтов, садоводов, некоторых отправляли служить на Балтийский флот. Практически каждый способный воспитанник мог получить высшее образование в вузах Петербурга.

В 1806 году был открыт первый в России класс для глухонемых детей. Именно петербургский Воспитательный дом стал пионером и научно-практическим центром по развитию коррекционной педагогики и дефектологии. Со времени Марии Федоровны в качестве герба используется пеликан, кормящий своих детей, который в Римской мифологии обозначал любовь к детям. Официальным символом пеликан становится в 1841 году.

Мария Федоровна внесла неоценимый вклад в развитие благотворительности. Активность вдовствующей императрицы по-разному оценивают историки. Имея перед глазами пример Екатерины II, Мария болезненно переживала отсутствие заметного влияния на государственные дела. После убийства Павла I её отстранили от дел. Но благотворительность была единственной сферой, где её власть и авторитет были неприкосновенны

Благодаря своим связям и статусу она смогла привлечь внимание общественности к решению социальных проблем, а система попечительства, созданная благодаря её усилиям, успешно просуществовала до 1917 года

Первый Воспитательный дом

1 сентября 1763 года вышел Правительственный манифест, учредивший Императорский Московский воспитательный дом с госпиталем для малоимущих матерей. Учреждение было государственным, ему покровительствовала императрица. На его гербе был изображен пеликан, по легенде кормивший птенцов своим телом. Изображение подкреплял лозунг: «Себя не жалея, питает птенцов».

Воспитательный дом имел ряд финансовых и налоговых привилегий. Управляли им опекуны и попечители. Сам Бецкой был главным попечителем. Именно он контролировал деятельность заведения. Иван Иванович собрал вокруг себя единомышленников, готовых вкладываться в воспитание детей. Должность директора была предложена историку Герарду Миллеру.

Воспитательный дом нуждался в больших вложениях. Существовал в основном на пожертвования. Бецкой вкладывал в учреждение крупные суммы личных средств. Екатерина II обеспечивала воспитанников провиантом. Среди благотворителей было много аристократов, представителей царской фамилии. Когда с просьбой о помощи Воспитательному дому обратился Синод, пожертвования начали поступать со всех уголков Российской империи. Помощь приходила даже из-за границы.

Среди пожертвований были не только деньги. Кремлевский двор, Академия художеств посылали много интересных книг, икон, предметов искусства. В дар воспитательный дом получил великолепный кабинет истории. Учреждение имело собственные мельницы, кузницы, харчевни, пивоварни, пристани. Сдавая их в аренду, Воспитательный дом получал дополнительный доход. Само заведение находилось в Васильевском саду.

Архитектурный ансамбль: павильоны ВДНХ

Реставрация памятников на ВДНХ не останавливается ни на день. Сейчас специалисты ведут работы в 23 павильонах. Например, завершается реставрация павильона № 5 «Физика» (бывший «Латвийская ССР»), продолжается создание музея Олимпийского комитета в павильоне № 15 «Радиоэлектроника и связь» (бывший «Поволжье»). Закончены основные работы в павильоне № 30 «Микробиологическая промышленность» (бывший «Масличные культуры»), начинается подготовка к монтажу экспозиции будущего музея «Биотех».

Павильон «Физика» станет таким же, как его задумали в 1954 году авторы проекта А.Я. Айварс, В.И. Закис и К.Я. Плуксне. В павильоне уже отреставрировали, а местами частично воссоздали лепной декор. Отреставрированы и восстановлены выявленные росписи на сводах арок и стенах центрального зала. Привели в порядок кессонированный потолок и отреставрировали 45 люстр-ромашек вводного зала. На свое место вернулись парадные резные двери с янтарными элементами.

По архивным материалам на главном фасаде восстановят полихромные витражи, утраченные в 1960-м. Известно, что девять из них вывезли в Латвийскую ССР, где они и находятся сегодня. Местонахождение остальных пока неизвестно. Проект воссоздания витражей уже разработан, специалисты определили цветовую гамму и подобрали образцы стекол. После утверждения эскизов витражи начнут изготавливать в мастерской.

Завершить работы планируют к концу года: осталось отреставрировать только витражи и люстры, а также установить в павильоне оборудование для экспозиции.

Своими витражами интересен и павильон № 15. Изначально он назывался «Поволжье», и эта тема обыгрывалась в интерьере, центральную часть которого занимал витраж с картой Поволжья. Но в первозданном виде павильон простоял всего четыре года: в 1959 году его реконструировали и переименовали в «Радиоэлектронику и связь». Теперь перед реставраторами стоит сложная задача — вернуть зданию первоначальный облик. В павильоне укрепили фундамент, восстановили барельефы, частично готова кровля.

Но главным открытием для реставраторов стали четыре полотна разных залах. Более 60 лет живопись была закрашена. О том, что на потолке были картины, свидетельствовали архивные фотоматериалы. Поэтому специалисты решили расчистить небольшие участки и обнаружили фрагменты росписи. Одну картину уже раскрыли и восстановили, еще одну продолжают реставрировать. Кроме того, в ближайшее время приступят к расчистке и восстановлению оставшихся двух.

Сейчас в павильоне обустраивают цокольный этаж, там разместят современное инженерное оборудование. Также в порядок приводят каскадные фонтаны: они вновь украсят фасады здания, как это было почти 60 лет назад. Планируется, что полностью реставрация завершится в 2022 году.

В павильоне «Микробиологическая промышленность» основные работы по воссозданию интерьеров завершили на прошлой неделе. Отреставрированы кровля и фасад, восстановлены резной фронтон с цветами масличных растений и лепнина, а также необычный орнамент и живопись на потолке — их специалисты обнаружили во время реставрации.

Территорию вокруг павильона благоустроили, а специалисты продолжают реставрацию фонтана в виде букета из масличных растений, расположенного во внутреннем дворике. Работы планируют завершить в 2022 году.

Дом Абрикосовых

Малая Красносельская улица, дом 7, строение 31

Знаменитый двухэтажный особняк на Малой Красносельской улице в ходе реставрации сменил кирпично-красный цвет на нежно-оливковый. Именно таким здание задумал в начале XX века архитектор Борис Шнауберт. Чтобы узнать это, специалистам потребовалось снять с деталей фасада 14–15 слоев краски. Кстати, оливковый оттенок был любимым у модернистов, и в 2020 году зданию вернули подлинный цвет.

Реставрация фасадов уже завершена. Работа кипит внутри здания: специалисты воссоздают интерьеры. Они внимательно относятся к каждой детали. Стены в доме тоже покрасят в оттенки зеленого, в гостиной отреставрируют камин, а в эркере второго этажа установят пять окон в виде пчелиных сот со стеклами розового и медового оттенков. В центральной части особняка на место вернется удивительный витражный плафон. На его реставрацию ушло почти полгода. Детали плафона закрепят на металлическом каркасе и, как и задумывал архитектор, днем свет будет попадать в дом через витражное стекло.

Реставрацию особняка Абрикосовых планируется завершить до конца 2022 года. После этого памятник откроют для москвичей: здесь создадут образовательный центр или обучающий кластер для детей по кондитерскому мастерству.

Деревянный особняк Палибина

Улица Бурденко, дом 23

В районе Хамовники можно встретить редкий образец деревянного зодчества — дом Палибина. Одноэтажный особняк серого цвета построили в 1818 году по заказу директора чертежного отдела Московской межевой канцелярии Гаврилы Палибина.

В 2019 году провели противоаварийные работы. В прошлом году началась реставрация, но работы проводили только в подвале. В этом году комплексную реставрацию продолжили. До наступления холодов специалисты закончат фасадные работы. Здание покрасят в исторический серо-голубой оттенок, также реставраторы воссоздадут утраченный декор ворот и ограды. 

Одновременно специалисты работают внутри особняка. Они отреставрируют уникальные печные изразцы, которые сохранились в доме, а также наборный паркет, двери и другие детали интерьера. На стенах сохранят участки исторических обоев с росписями XIX века.

После завершения реставрации особняк Палибина будет открыт для москвичей: здесь организуют выставочное пространство.

Усадьбы промышленников Кнопов

Колпачный переулок, дом 5, строения 1–4, 6 и дом 7, строение 2

В Колпачном переулке реставраторы восстанавливают городскую усадьбу Андрея Кнопа и усадьбу Четверикова — Кнопа. Оба здания возвели на рубеже XIX–XX веков.

Городская усадьба Андрея Кнопа похожа на готический замок — главное здание отличают зубчатые башенки и разнообразие геометрических фигур. Особняк построили в 1900 году по проекту архитектора Карла Треймана.

Усадьбу Четверикова — Кнопа возвели в 1869 году в стиле эклектики по заказу Федора Кнопа, брата известного промышленника.

Во время подготовки к реставрации специалисты обнаружили уникальные детали внутреннего убранства. В особняке Четверикова — Кнопа была найдена альфрейная живопись (рисунки, нанесенные на невысохшую штукатурку), керамические воздухоотводы и паркетные полы. Все оригинальные декоративные детали в усадьбах восстановят, интерьерам вернут исторический облик. Специалисты отреставрируют парадные залы, жилые комнаты, приведут в порядок окна, двери, лестницы и кровли, укрепят фундаменты зданий, отремонтируют перекрытия и обновят инженерные коммуникации.

Работы завершат в 2023 году. После окончания реставрации в усадьбе откроют фамильный музей.

Со времен Екатерины II: начинается реставрация Императорского воспитательного домаКостяной медальон и пули 1812 года: новые находки на территории бывшего Воспитательного домаЭклектика и неоготика: началась реставрация двух усадеб промышленников КноповКерамический воздуховод и альфрейные росписи: реставраторы усадьбы Четверикова — Кнопа рассказали об уникальных находках

Новейшая история

Воспитательный дом в 2016 году

Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин в интервью «Российской газете» 24 августа 2009 г. предложил разместить в здании Воспитательного дома Парламентский центр для обеих палат Федерального Собрания РФ: Совета Федерации и Государственной Думы. Инициатива эта развития не получила.

После вывода в 2016 году Академии РВСН ансамбль пустует, но находится под усиленной охраной. Любое незаконное проникновение на его территорию влечёт за собой ответственность по Статье 215.4. «Незаконное проникновение на охраняемый объект» и наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. Интерьеры Воспитательного дома долгое время были недоступны для осмотра, это положение пока сохраняется.

В феврале 2017 года передан из федеральной собственности в московскую, охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта капитальной недвижимости утверждено приказом Департамента культурного наследия города Москвы.

В мае 2017 года Москомархитектура представила концепцию «приспособления» памятника под апартаменты и гостиницу для последующей продажи инвестору. Возражения градозащиты вызвал критичный пункт концепции — возможность светопрозрачного перекрытия западного (исторического) каре.

В июле 2017 года ансамбль выставлен на торги.

29 сентября в главном корпусе произошел пожар, затронувший чердачные помещения.

В октябре 2017 г., по сообщению пресс-службы департамента Москвы по конкурентной политике, конкурс по продаже 33 зданий, в том числе Воспитательного дома, на Москворецкой набережной (11 га между Москворецкой набережной, ул. Солянка и Устьинским проездом) выиграло ООО «Горкапстрой-гарант». По некоторым данным, «Горкапстрой-гарант» действует в интересах структур владельца «Volga Group» Геннадия Тимченко.

В марте 2018 года в Департамент культурного наследия города Москвы поступила заявка на выдачу задания на разработку проектной документации по реставрации ансамбля Воспитательного дома.

Летом 2018 года новым владельцем девелоперской компании «Горкапстрой-гарант» стал бывший топ-менеджер «Главстроя» Артур Маркарян.

В марте 2021 началась реставрация Московского императорского воспитательного дома — идут противоаварийные работы. Реставрацией и редевелопментом Воспитательного дома занимается компания «Бецкой». Планируется, что вся территория будет открытой для граждан и интегрирована с парком «Зарядье».

История строительства

Воспитательный дом. Рис. Федора Алексеева, 1800-е гг.

Воспитательный дом учреждён на основании «Генерального плана», составленного И. И. Бецким и утверждённым Екатериной II 1 сентября . Под строительство был отдан т. н. Васильевский луг — обширный участок между Солянкой и рекой Москвой, ограниченный с запада Китайгородской стеной, а с востока стеной Белого города, упразднённого в . На нём располагались Гранатный двор, Устьинские бани и мелкие постройки.

Для строительства была организована открытая подписка; императрица передала в фонд 100 тысяч рублей единовременно и подписалась на ежегодные отчисления в 50 тысяч. Крупнейший частный жертвователь, П. А. Демидов, передал на учреждение Родильного института при Воспитательном доме 200 тысяч рублей. Бецкой лично внёс 162995 рублей.

План XVIII века, с нереализованным тогда восточным корпусом

По проекту, составленному Карлом Бланком при участии Ю. М. Фельтена, вдоль берега реки Москвы должны были быть выстроены три замкнутых корпуса-каре с обширными внутренними дворами: западный для мальчиков, восточный для девочек, и соединяющий их центральный (корделож, фр. corps de logis). Торжественная закладка состоялась 21 апреля .

Опекунский Совет на Солянке

Западное каре было завершено в , главный корпус — в —. В — был замощён проезд по Москворецкой набережной, в — устроена её пологая гранитная облицовка. Помимо основного здания, Воспитательный дом прирастал административными зданиями по Солянке. Пост главного архитектора в конце XVIII века перешёл к династии Жилярди — вначале к И. Д. Жилярди, а с 1817 года — к его более известному сыну, Доменико (Дементию Ивановичу), который совместно с А. Г. Григорьевым выстроил украшение Солянки — здание Опекунского совета. В комплекс Воспитательного дома также входит бывшее Николаевское сиротское училище и въездные ворота с Солянки со скульптурами И. П. Витали.

При пожаре 1812 года Воспитательный дом оказался практически в центре огня — к западу и северу полностью выгорел Китай-город, к востоку — Яузская часть города. Сам же главный корпус отстояли от пожара служители, оставшиеся в оккупированной Москве под руководством И. А. Тутолмина (—) для ухода за сиротами (их оставалось около 600 человек, общая численность находящихся в доме людей с учётом персонала составляла 1125 человек.) и оставленными в здании ранеными. По французским источникам, Тутолмину также помогали 13 французских жандармов; уходя из города, Наполеон передал на попечение Тутолмина французских раненых и больных в количестве около 3000 человек, из которых около 2000 умерли. Трупы хоронили у Китайгородской стены, кидали в колодцы.

В октябре 1826 года Николай I передал Московскому Воспитательному Дому каменные корпуса, оставшиеся после пожара 1812 года от бывшего Слободского дворца на Яузе. Здания эти к 1830 году были перестроены известным московским архитектором Д. И. Жилярди, с прикупкой части смежной земли у соседних владельцев, для Ремесленного учебного заведения Императорского Московского Воспитательного Дома — в будущем Императорского Московского технического училища.

После революции 1917 года приют был ликвидирован, а здания Воспитательного дома заняты профсоюзными учреждениями. В 1920-е гг. были перепланированы помещения главного здания. Тогда же по проекту архитектора И. А. Иванова-Шица вокруг владения была возведена новая ограда.

В начале 1950-х годов над зданием Воспитательного дома нависла угроза уничтожения. Старые архитекторы рассказывают, что Сталин планировал построить на этом месте ещё одно высотное здание. Предположительно, архитектор И. И. Ловейко добился того, чтобы вместо новой высотки был построен второй корпус каре по первоначальному проекту. В 1960-х годах Ловейко завершил этот проект. Возведенный второй «квадрат» в целом повторяет основные формы оригинала.

Проблемы в Воспитательном доме. Детская смертность

Главной своей задачей И. И. Бецкой видел в преобразовании всего народа путём воспитания. Он был уверен в том, что общество, основанное на неравенстве и угнетении, неспособно вырастить достойное поколение. Но на практике благородные идеи слабо развивались по целому ряду причин, а результаты управления домом далеко не соответствовали ожиданиям Бецкого.

Главной причиной неудовлетворительного состояния приюта явился недостаток средств. В год на содержание обоих учреждений в Москве и Санкт-Петербурге требовалось 190 тыс. руб. В среднем от дарителей поступало 70 тыс. руб. в год, а к концу XVIII века эта цифра упала до 157 руб. Доход главным образом шел от процентов со ссудной кассы, некоторые средства получали от ведения коммерческой деятельности. Но, несмотря на льготы и личные усилия И. И. Бецкого, проблема финансового голода оказалась неразрешимой. Кроме того, в воспитательный дом приносили гораздо больше детей, чем ожидалось. Интернат не справлялся с нахлынувшей массой детей. Приюту не хватало денег, поэтому он не мог обеспечить себя всем необходимым, главным образом помещениями. Из-за скученности и несоблюдения санитарно-гигиенических правил прогрессировала детская смертность. В стенах дома свирепствовала дизентерия, оспа, холера и туберкулез. Умирало до 85 %: из 25 тыс. чел, поступивших с 1770 по 1796, выжило всего 5 тыс., из 1000 принесенных до 6 лет доживало 550. Неслучайно в народе детей, отданных в Воспитательный дом, называли «ангелами смерти». По мере увеличения числа подопечных, усложнялись задачи дома. Для обучения ремеслам потребовались квалифицированные преподаватели, которых в России катастрофически не хватало. Екатерина II была недовольна деятельностью Бецкого и отправила его в отставку. В конце жизни полупарализованный И.И Бецкой отошел от руководства приютом. Отсутствие должного контроля и неразбериха в управлении породила нецелевое использование средств. В ссудной кассе процветали «непорядки и расхищения», а дела по различным махинациям могли тянуться годами. Трудности приюта не являлись уникальными. Они были характерны и для подобных благотворительных учреждений западной Европы.

Как появились первые императорские Воспитательные дома

В 1764 году открылся первый императорский Воспитательный дом в Москве, а в Санкт-Петербурге — спустя четыре года. Инициатором их открытия выступила Екатерина Великая, считавшая, что сирот нельзя оставлять без дома и должного воспитания. В новых приютах планировалось воспитывать детей так, чтобы они, повзрослев, сформировали «третье сословие». Из сирот должны были получиться люди искусства, успешные торговцы или хорошие заводские работники.

Находились такие сиротские приюты под присмотром специального Опекунского совета. В обязанности его участников входило выделение денег и сбор пожертвований для сирот. Сама императрица на регулярной основе отчисляла в Опекунский совет большие пожертвования, иногда их сумма доходила до нескольких тысяч рублей.

Система образования

Даже если ребенка воспитывала семья крестьян, он обязательно изучал арифметику и грамоту. При любом заболевании его забирали в Воспитательный дом и там лечили. Лишь бездетные государственные крестьяне имели право усыновлять сирот. Потенциальные родители должны были доказать способность содержать ребенка, убедить органы в своем хорошем поведении. В случае рождения своих детей приемный ребенок оставался в семье, мог претендовать на наследство.

По возвращении из деревень дети обучались в Воспитательном доме. С 8 лет их передавали на воспитание мастерам. Мальчики обучались 16 лет, девочки – 12 лет. Их обучали на технарей, фельдшеров, садоводов, лесоводов и т.п. При Воспитательном доме функционировало училище для ремесленников со сроком обучения 6 лет. После ученики проходили 3-летнюю практику, затем им выдавали аттестаты ученых мастеров и подмастерьев.

Не все воспитанники получали рабочие профессии. Среди них всегда находились ребята, способные к искусствам или наукам. Обучение в Воспитательном доме позволяло им работать бухгалтерами, домашними учителями. Перед талантливыми учениками открывались двери Медико-хирургической академии, других университетов.

Постепенно в Воспитательном доме появились мужские и женские институты, в которых могли получить образование дети погибших военнослужащих или чиновников. Мужской институт превратился в Сиротский корпус для кадетов. Также был открыт Николаевский женский институт для сирот. В нем обучали девушек на домашних учительниц. По желанию они могли преподавать в гимназиях.

Даже устроившись на работу, воспитанники еще на протяжении 6 лет получали денежную помощь от Воспитательного дома. Учреждение никогда не бросало своих выпускников. В случае болезни, потери работы, немощности они возвращались в дом, где им выделяли личную комнату, давали продовольствие.

За свою деятельность Иван Иванович был награжден медалью. Он открыл дом для беспризорников не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. С 1797 года благотворительными проектами начала заниматься Мария Федоровна, жена Павла I. В 1837 году Воспитательный дом практически полностью был занят Николаевским институтом, принимавшем штаб- и обер-офицерских сирот.

Большевики Воспитательный дом закрыли, заменив Домом труда. С 1922 года здание принадлежало НИИ педиатрии. В 60-х гг. территорию передали Академии ракетных войск. Закрыта она была лишь в 2016 году.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Зачем детей стали пломбировать

Для контроля родителей, взявших сирот на воспитание, была придумана система пломбировки детей. На ребёнка надевался медальон на шнурке, который впоследствии пломбировался. Снять шнурок, чтобы перевесить его на другого, было совершенно невозможно. И при предъявлении этого шнурка на ребёнке приёмным родителям выдавались деньги на содержание.

Такой метод был придуман ещё и для того, чтобы крестьяне не подменяли умерших сирот своими же подходящими по возрасту детьми, желая получить пособие.

  • Операция «Монастырь» — самая успешная тайная операция СССР
  • Картофельные бунты: почему на Руси напрочь отказывались сажать картошку
  • Мифы о России, внушающие страх иностранцам
  • Ученик Чикатило: жестокие преступления Владимира Муханкина
  • Почему вторая жена Сталина покончила с собой?

Статус Воспитательного дома

Принципы функционирования были определены в Генеральном плане Императорского воспитательного дома. Основной проблемой стало формирование ресурсной базы. Финансирование шло за счет «подаяний от публики», чтоб мероприятие «не было ни в малейшее отягощение Её величеству». Вся нагрузка на содержание приюта ложилась на плечи общества. Государство со своей стороны предоставляло широкие льготы: учреждение освобождалось от всех налогов и повинностей, дом имел право заниматься коммерческой деятельностью, в частности проводить операции с недвижимостью, заводить мануфактуры, учреждать лотереи, вести банковские дела. При воспитательном доме существовала ссудная касса (ломбард), куда можно было заложить движимое и недвижимое имущество под низкие проценты. Кроме того, ему было дано исключительное право клеймить игральные и гадальные карты, которые производились на собственном заводе. К 1819 он становится абсолютным монополистом на этом рынке. Приют не зависел от какого-либо ведомства и находился под непосредственной защитой императрицы. Управление осуществлял опекунский совет из 6 знатных сановников, которые лично отстаивали права воспитательного дома. Исполнение решений совета и оперативное управление выполнял главный надзиратель, полностью зависимый от воли опекунов.

Какие были правила в детских сиротских учреждениях при Екатерине II

В плане, утверждённом императрицей, были описаны строгие правила и для воспитанников, и для учителей. Сирот запрещалось бить и наказывать физически. Воспитатели должны были быть гуманны к своим подопечным, играть с ними и учить согласно индивидуальным особенностям каждого ребёнка. При Воспитательных домах были открыты мастерские и учебные классы. В них подросшие дети учились лекарскому и акушерскому делу, познавали азы педагогики и морского дела. Кроме того, выпустившись из детского дома, воспитанники становились вольными людьми и могли заняться чем угодно.

Воспитательный дом в Санкт-Петербурге

Жизнь воспитанников в доме

В самом начале Воспитательный дом столкнулся с серьезной проблемой – высокой детской смертностью. Малыши поступали сюда со слабым здоровьем. Грудное молоко было в дефиците. К тому же здание было переполнено из-за большого количества прибывавших сирот. На первом плане оказалось не воспитание детей, а налаживание их питания.

Бецкой вместе с соратниками искал кормилиц по всей стране, платил им достойное вознаграждение, чтобы спасти младенцев. Воспитатели завели коров и коз. Животных содержали на личные средства. У Дорогомиловской заставы Бецкой открыл ферму голландских коров.

Но не только голод убивал воспитанников дома. Серьезным испытанием стали эпидемии. В 1768 году в Российской империи были введены прививки от оспы и кори. Сразу же вакцину получили дети из Воспитательного дома.

При учреждении работал родильный госпиталь. Он считался тайным, поскольку в нем на свет появлялись внебрачные дети. Матери предпочитали оставаться инкогнито. Брошенных младенцев отправляли в отделение для грудничков. Роженицам выдавали документ, в котором было указано время поступления, имя ребенка, регистрационный номер.

Некоторые младенцы вскармливались в семьях крестьян. Там они жили до 2-3 лет. За детьми присматривали чиновники из Опекунского совета. Потом малышей забирали в Воспитательный дом, вакцинировали. С 6 лет детей уже обучали ремеслам, грамоте. Происхождение воспитанников роли не играло, все они оставались вольными. Бецкой лично следил за тем, чтобы передававшихся на воспитание крестьянам, детей не закрепощали.

Комментарии

  1. Последнюю сменило Федеральное агентство научных организаций (ФАНО России)
  2. В статье приводятся иные данные: «Согласно ведомости, представленной Тутолминым Наполеону, на 6 сентября в Воспитательном доме находилось грудных детей обоего пола 275 человек, от года до 12 лет здоровых — 207 и от года до 18 лет больных — 104 человека… Ознакомившись со списком детей… Наполеон с весьма двусмысленной улыбкой заметил, что всех взрослых девиц успели эвакуировать».
  3. Незазрительной — анонимный.
  4. С 15 сентября 1780 года должность получила название Обер-директор. Но уже в 1798 году было возвращено прежнее наименование
  5. С мая 1857 года вместо Главного надзирателя в штате появилась должность Директора.
  6. Умер в Калуге, в чине действительного статского советника, 19 января 1887 года. Ему принадлежит авторство пособия «Сокращение институций юстиниановых в вопросах и ответах, или Приуготовительное испытание в основаниях римскаго права», 1824.

Центральный дом журналиста

Никитский бульвар, дом 8а/3, строение 1

Продолжается реставрация в Центральном доме журналиста на Никитском бульваре. Специалисты проводят работы поэтапно, поэтому площадка открыта для посетителей.

Бывшая одноэтажная городская усадьба была построена в XVIII веке. В 20-е годы прошлого столетия здесь находился Дом печати, а само здание к тому времени уже стало трехэтажным.

В первую очередь исторический облик вернули парадной части здания и восстановили белокаменный цоколь с оконными перемычками. Но самая серьезная работа — внутри дома. Реставраторы восстанавливают роскошные интерьеры анфиладных залов второго этажа. Большой парадный, Мраморный (овальный) и каминный залы, Голубая и Розовая гостиные появились в особняке во время реконструкции под руководством архитектора Александра Вивьена во второй половине XIX века.

В каминном зале воссоздан исторический паркет, в других комнатах отреставрированы стены и исторические люстры. Один из главных объектов Домжура — парадная лестница из натурального мрамора. Чтобы вернуть ей исторический облик и воссоздать утраченные элементы, специалисты обращались к старым чертежам и фотографиям.

Вазочки для конфет на фасаде и пчелиные соты на окнах

Как идет реставрация дома АбрикосовыхВнимание к деталям: как реставрировали витражный плафон из дома АбрикосовыхБелокаменный цоколь и парадная лестница: что реставрируют в Центральном доме журналистаЗдесь выступали Маяковский и Есенин: 101 год назад был открыт Дом журналиста

По всей стране

В 1797 году Павел I назначил императрицу Марию Федоровну попечительницей Общества благородных девиц, а позднее и всех воспитательных учреждений. При её содействии было организовано около 500 подобных заведений. После ее смерти всю сеть назвали «Учреждения императрицы Марии Федоровны». К началу ХХ века это было 140 учебных заведений, 376 приютов. При Марии Фёдоровне, как и ранее, устройство сирот не ограничивалось их содержанием в казённых учреждениях.

Детей со слабым здоровьем отдавали в деревенские семьи и сельские общины, в монастыри, где сироты содержались до семи лет. После их отправляли в школы, девочек готовили в прислуги, мальчиков – в рабочие.

При Екатерине II семьи, бравшие детей на воспитание, получали деньги на содержание приемных детей и даже плату, в зависимости от возраста сироты. Кроме того, Воспитательный дом приписывал к такой семье врача и куратора, для оказания необходимой помощи.

Дисциплина в подобных учреждениях была строжайшая, с подъемом в шесть утра и большим перечнем наказаний за провинности. Детей, особенно девочек, приучали обходиться малым – это касалось и еды (многие за все годы учебы так ни разу и не могли наесться хоть раз досыта), и одежды.

К 1864 году надзор за сиротами в крупных городах осуществляло Ведомство императрицы, а в регионах – земство. В земских учреждениях не было единообразной структуры, в некоторых местах приюты не учреждались, а детей отсылали в деревню. Там, где была развита промышленность, создавали заведения для подкидышей и сирот фабричных рабочих. К 1913 году в российской глубинке существовало 921 сиротское учреждение.

Работа Воспитательного дома

Дом принимал незаконнорожденных детей в возрасте до 2 лет. Каждый человек мог анонимно в любое время принести младенца, рожденного вне брака. Также на условии полной анонимности туда могла обратиться беременная женщина, которой должны были оказать необходимую помощь.

Ребенок, рожденный в законном браке, мог быть принят в Воспитательный дом в том случае, если его мать умерла и имел право там находиться до достижения 1 года. После достижения 1 года законные дети возвращались в свои семьи.

При организации работ над программами были использованы передовые педагогические идеи того времени. Ребёнок находился там до совершеннолетия, получал начальное и профессиональное образование.

В Петербурге приют был открыт только в 1770 году как филиал Московского. До этого брошенных младенцев приносили в Смольный монастырь. Первоначально Воспитательный дом там и располагался, но местоположение на окраине было неудобное. После наводнения 1777 года дом переезжает на Миллионную улицу. Но здесь пришлось соседствовать с двумя ведомствами. Один из членов опекунского совета граф Разумовский подарил новое здание недалеко от Миллионной, однако по-прежнему площадей катастрофически не хватало. Уже после смерти Бецкого загородная дача К. Г. Разумовского на Мойке выкупается в казну, где Воспитательный дом и располагался до начала 1918 года.