Ново-иерусалимский монастырь

Описание

С высоты птичьего полета Новоиерусалимский мужской монастырь выглядит как возвышающаяся на холме хорошо укрепленная крепость, в центральной части которой расположен златоглавый Воскресенский собор. Его купол в виде шатра с 60 окнами можно назвать визитной карточкой обители.

В Воскресенском соборе, как и в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, находятся три главные святыни христиан:

  • Голгофа — небольшая скала, где был распят Христос, (в переводе с греческого слово «голгофа» означает лобное место)
  • Кувуклия — небольшая часовня с Гробом Господня, место погребения Христа
  • Храм Воскресения Спасителя, место живоносного Воскресения Иисуса Христа.

Голгофа, место распятия Христа, расположена на втором ярусе храма, к ней ведет лестница, устроенная справа от главного входа. В небольшой комнате установлен крест, выполненный в Иерусалиме и по размеру совпадающий с Иерусалимским Крестом Господнем. Также здесь установлен камень с трещиной, имитирующий скалу, расколовшуюся в момент смерти Спасителя, когда на неё пролилась кровь Христа.

С западной стороны к храму пристроена ротонда с огромным двухъярусным куполом, в центре которой сооружена кувуклия, то есть часовня с гробом Господня. Здесь расположено ложе, на которое в пещере на склоне горы Голгофы поместили тело Христа.

В храме рядом со входом находится Камень помазания, на который перенесли тело Спасителя, когда сняли с креста, здесь его умащивали миром (благовонным маслом) и подготовили к погребению.

В Новоиерусалимском монастыре, как и в Иерусалиме, вход в храм расположен с южной стороны. В восточной части расположена подземная церковь святых Константина и Елены, находящаяся на глубине в шесть метров.

Сохранилось предание, что именно на такой глубине царица Елена обрела Животворящий Крест.

Храм Константина и Елены на Святой Земле вырублен в скале.

Кроме того, на территории Новоиерусалимского монастыря находятся храмы, построенные в конце XVII века:

Трапезная церковь Рождества Христова — в западной части обители.

Входоиерусалимская надвратная церковь, расположенная над восточными Святыми воротами.

По форме территория монастыря напоминает шестиугольник, огороженный крепостной стеной шириной в три метра.

Протяженность ограды — около 1000 метров, а высота — 9 метров.

В углах и изломах построено 8 башен, имеющих художественное значение, их названия совпадают с названиями башен старого города Иерусалима.

Некрополь храма расположен около церкви Константина и Елены, а также внутри собора, где похоронены многие уважаемые люди, в том числе и основатель обители Патриарх Никон.

Главки собора возвышаются над приделами, расположенными за главным алтарем.

В трёх приделах можно увидеть иконостасы, созданные ещё при патриархе Никоне.

Палаты «Нового Иерусалима»

Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими и Больничными. Первоначально они строились как отдельные здания (с 1685 по 1698 годы), но в конце XVIII столетия было претворено в жизнь решение об их объединении в единую целостную постройку. Фундаментом Трапезных палат служили старые каменные службы, заложенные до 1666 г. Три палаты расположились на фоне западного прясла стены и стояли перпендикулярно зданию церкви Рождества Христова, находящейся неподалеку от них на востоке. В качестве украшения палат выступают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркульной формы.

Больничные палаты

Палаты с названием «Больничные», стоящие неподалеку от церкви Трёх Святителей, смотрятся довольно скромно и по размеру, и по декору. С севера к ним примыкают Настоятельские покои. Несмотря на кажущуюся простоту, эти палаты не теряются на фоне остальных построек Новоиерусалимской обители – они лишь выгодно подчеркивают Трапезные палаты, намекая на их главенствующее положение.

Церковь при Больничных палатах освящалась в 1698 г. В результате пожара, охватившего монастырское подворье в XVIII веке, она сгорела, но восстановительным работам не подвергалась. Помещение этой святыни просто перенесли на второй этаж Царских покоев – результат труда архитектора Казакова, возведшего их над больничными покоями в конце того же века. Лестница, ведущая в Царские покои, отделана изящной аркадой. Как декорирующая деталь она органично дополнила композицию восточного фасада.

Внутренний двор монастыря

Историческая справка

Музей в Истре был основан в 1922 году — путем объединения художественно-исторического и краеведческого музеев. В первоначально сформированную экспозицию вошли предметы искусства, археологические находки и другие экспонаты, найденные в подмосковных усадьбах, монастырях и храмах.

К 1940 году в Новый Иерусалим перевезена часть экспонатов из расформированного музея в Звенигороде. К началу Великой Отечественной войны музей уже имел в своём распоряжении огромную историческую и художественную коллекцию.

В ноябре 1941 года самые ценные предметы искусства транспортировали в Москву, затем в Алма-Ату. Часть фонда музея спрятали в тайниках, но большинство экспонатов остались в галереях.

При отступлении немецких войск здания Новоиерусалимского монастыря были уничтожены. Работы по восстановлению музея начались в конце 1940-х годов, и только в 1959 году закончили работы по формированию первой со времен войны выставки.

Московский областной краеведческий музей, так до 1991 года назывался «Новый Иерусалим», предстал в своем нынешнем виде только в 2014 году, после переезда из стен монастыря в новое отдельное здание.

Официальная группа музея в VK

https://youtube.com/watch?v=mdbeJG3OHJg

История обители

С приходом к власти Романовых Русь восстанавливалась после измотавшей ее Смуты. Налаживалась экономика государства, начинались крупные строительные проекты. Данный монастырь не первая попытка воссоздать образ Святой Земли на Руси. Просторы, на которых сейчас стоит обитель, при царе Алексее Михайловиче принадлежали вотчинникам. Патриарх приложил усилия, чтобы их выкупить.

Ново-Иерусалимский мужской монастырь на Истре

Первый этап строительства

Основан был Ново-Иерусалимский мужской монастырь патриархом Никоном в 1656 году. По его задумке работы должны были воплотить в жизнь образ святых мест древней Палестины. Для этого местность была перепланирована – прибрежный лес срубили, возвышение под обитель укрепили. Холм, на котором заложили первый камень монастыря, назвали Сионом. Восточнее находился холм Елеонский с одноименной часовней. Реку Истру называли Иорданом. Созданный маленький женский монастырь назвали Вифанией. Даже в зданиях прослеживались повторения очертаний древних строений Палестины, например, Воскресенский собор был возведен как образ Храма Гроба Господня.

Первые храмы, как и большинство построек того времени, были деревянными. Когда освящали Воскресенский храм, в обители находился сам царь. Он, глядя на возведенный комплекс с Елеонского холма, первым назвал его Новым Иерусалимом.

В стенах святого места была сформирована уникальная библиотека. В ней были собраны книги, которые патриарх передал обители из личного владения. В их число входили древние рукописные тексты Руси и других стран, в т. ч. произведения из Афона. Под руководством Никона действовало три возведенные им монастыря, они были соединены в вотчину. Но у патриарха были недоброжелатели.

Архивное фото святой обители

Конец XVII – ХХ век

В XVII ст. землю комплекса защищал ров, через который был переброшен мост. Решением церковного собора 1666-1667 гг. столь масштабное монастырское сооружение стало всего лишь рядовым, пригородным. Патриарха Никона отстранили, а вотчину, которую имела обитель, разделили. Позже ему позволили возвратиться в стены своего детища, но он, будучи в пути, отошел ко Господу. После нарушения привычного хода дел строительство возобновилось, когда на комплекс пал взор царя Федора Алексеевича. В 1678 г. Новый Иерусалим получил обратно все, что у него забрали, а также дополнительные наделы. В 1692 г. храм освятили в честь Рождества Христова, который был возведен по указу царевны Софьи.

Во время правления Петра Великого монастырь был сокращен. Положение обители улучшилось, когда она перешла под покровительство императрицы Елизаветы Петровны. В 1762 и 1792 гг. монастырь пострадал от масштабных пожаров, но был восстановлен на деньги, выданные государыней Екатериной II.

В XIX – начале XX века обитель стала большим паломническим центром. Количество посещавших ее верующих возросло после строительства железной дороги Москва-Виндава. Возле монастыря были возведены номера и странноприимны для богомольцев разных социальных классов, построено училище. К 1913 г. ежегодное число паломников достигло 35 тыс. чел.

В 1919 г. монастырь закрыли, а в его стенах стали функционировать два музея. В 1941 г. фашистские минеры уничтожили Воскресенский собор. Большое число памятников архитектуры погибло. Со временем обитель восстановили, за исключением гигантской звонницы XVII ст.

Современное состояние

Сегодня монастырь является действующим, в нем регулярно совершаются богослужения, он не имеет зависимости от каких-либо епархий. На базе обители функционируют две воскресные школы для разных возрастов:

  • детская – проводятся занятия для младших и старших школьников из г. Истры и соседних городков;
  • для взрослых – впервые открыла свои двери в 2020 году; занятия проводятся каждое воскресенье в 13:00.

История создания храма

Собор также принято называть Новым Иерусалимом. Патриарх Никон решил воссоздать в Подмосковье палестинские святыни, что бы это свою очередь дало русскому народу узреть священные места Христова Воскресенья.

При этом строился Новоиерусалимский монастырь в Московской области в несколько этапов. Первый из них длился с 1656-1666 гг. (в период царствования Тишайшия Алексея Михайловича). Затем работы были приостановлены из-за опалы Патр. Никона и возобновились только в 1679 г. согласно распоряжения Федора Алексеевича.

Лучшая статья для Вас, переходите: Минский Свято-Духов кафедральный собор

В 1685 г. была окончена постройка храма Константина и Елена, а также Воскресного собора, а вот создание надвратного храма Входа Всевышнего и крепостной стены были окончены в 1697 г., но уже при Петре I.

Однако на этом этапе строительные работы не окончились, так как, не простояв и 30 лет шатер из камня храма Воскресения рухнул. Работы по его восстановлению длились аж до 1761 г., в период завершения правления императрицы Елизаветы.

ОБРАЗ ХРАМА ГРОБА ГОСПОДНЯ

Новоиерусалимский монастырь — попытка воссоздать комплекс святых мест Палестины («первообраза») на российской почве, под Москвой.

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь был основан в 1656 г. патриархом Никоном (1605-1681 гг.), история создания монастыря неотделима от истории жизни самого Никона — инициатора церковных реформ, призванных изменить существовавшие в русской церкви обряды. Впоследствии реформы вызвали раскол русской церкви и появление старообрядцев.

Но еще до этого он задумал создать обитель, что напоминала бы своим обликом и наполнением христианские сооружения в Святой Земле, а впоследствии стала бы центром всего православного мира. Поначалу же Новоиерусалимский монастырь стал резиденцией самого Никона.

Место было выбрано очень живописное, посреди лесов, в окружении рек, хотя и далековато от Москвы, до которой добираться приходилось в повозках целые сутки. Здесь были отличные пахотные земли, правда, находившиеся в боярской собственности. Но тогда Никон еще пользовался расположением царя Алексея Михайловича и добился от монарха права выкупать земли без согласия на то бояр.

Леса были вырублены, холм для монастыря досыпан, началось строительство. В разные годы в создании проектов Новоиерусалимского монастыря участвовали знаменитые архитекторы П. И. Заборский, Я. Г. Бухвостов, В. В. Растрелли, М. Ф. Казаков, К. И. Бланк.

Непосредственно на стройке работали монастырские крестьяне, которые были собственностью православной церкви — она могла распоряжаться ими по своему усмотрению, привозя из самых дальних вотчин.

При Никоне первые строения монастыря были деревянные, и в 1657 г. была освящена первая деревянная Воскресенская церковь. При освящении присутствовал молодой царь Алексей Михайлович (1629-1676 гг.), он же впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом.

Но к 1658 г. отношения между Никоном и Алексеем Михайловичем резко ухудшились. Царь, хоть и был прозван Тишайшим, не стал терпеть усиления роли патриарха в делах русского государства, поставив церковь фактически в подчинение государству.

Патриарх Никон — человек своенравный и фанатичный — был страшно уязвлен, объявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Новоиерусалимский монастырь. Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву, но Алексей Михайлович собрал православных патриархов из других стран, которые постановили лишить его сана патриарха и отправить на вечное заточение в монастырь. Сначала — в Ферапонтов Белозерский, после смерти Алексея Михайловича — в Кирилло-Белозерский.

Строительные работы в монастыре остановились и возобновились в правление царя Федора III Алексеевича (1661-1682 гг.). Новый царь Федор Алексеевич сочувствовал Никону и в 1681 г. позволил ему вернуться в Новоиерусалимский монастырь, но Никон скончался еще по дороге в свою бывшую резиденцию и был погребен в северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря.

В XIX — начале XX вв. монастырь стал одним из центров православного русского паломничества.

При советской власти упразднен в 1919 г., в его зданиях открыт Краеведческий музей Московской области. В 1941 г. разграблен и взорван нацистами, вновь открыт в 1959 г.

В 1994 г. передан в ведение Русской православной церкви.

История

Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 году в Подмосковье Патриархом Никоном. По его замыслу обитель должна была стать центром православного мира.

Топография, топонимика, церковные сооружения монастыря и окружающей территории, простиравшейся на несколько десятков километров, создавали образ Святой Земли и воспроизводили главные христианские святыни Палестины. На расположенном в центре этой территории холме, получившем название Сион, был основан монастырь — своеобразный город-храм. Некоторые здания монастырского комплекса повторяют очертания сооружений Святой Земли, а главный собор монастыря, освященный в 1685 году, построен по подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя. Башни также имеют символические названия: Входоиерусалимская, Гефсиманская и т.д. Окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским, Фаворским и пр., села — Преображенское, Назарет, Капернаум. По земле Российской Палестины течет быстрая извилистая река Истра, получившая имя Иордан; ручей, обтекающий монастырский холм, — Кедронский поток. Ныне значительную часть территории занимает город Истра, до 1930 года называвшийся Воскресенском.

В 1919 году монастырь был закрыт, на его территории открыт музей «Новый Иерусалим», а святые места были частью уничтожены, частью преданы забвению и до неузнаваемости изменены.

Начавший ветшать еще после закрытия, монастырь сильно пострадал в годы Великой Отечественной Войны. Во время трехнедельной немецкой оккупации в 1941 году музей был разграблен. При отступлении фашистских войск монастырь был взорван, башня и колокольня монастыря разрушены, а собор значительно поврежден.

Реставрационно-восстановительные работы в монастыре начались в 1947 году; особенно интенсивно они велись в 1960-80-е годы.

В 1994 году начался процесс передачи сооружений монастыря Русской Православной Церкви. 18 июля 1994 года Священный Синод утвердил архимандрита Никиту (Латушко) наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря; в обители возобновилась богослужебная деятельность.

23 июня 2008 года определением Священного Синода наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря был назначен игумен Феофилакт (Безукладников).

23 июля 2008 года монастырь посетили Президент России Д.А. Медведев и приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По их инициативе был создан Благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 20 октября 2008 года в Кремле состоялось первое заседание Попечительского совета Благотворительного фонда. Сопредседателями Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря являются глава Российского государства и Предстоятель Русской Православной Церкви.

6 марта 2009 года Президентом Д.А. Медведевым был подписан указ «О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви». Указом предусмотрено предоставление Благотворительному фонду субсидий из федерального бюджета на воссоздание исторического облика обители.

Для обеспечения контроля и методической помощи был создан Экспертный совет Фонда, в который вошли видные российские ученые-искусствоведы, известные архитекторы и реставраторы, специалисты Московской Патриархии, Министерства культуры России, представители общественности.

Полномасштабные реставрационные мероприятия были начаты в декабре 2011 года. Реставрация Воскресенского собора была завершена в 2020 году.

8 мая 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме.

Как доехать до монастыря Новый Иерусалим

На электричке

Вариант 1. От Рижского вокзала или со станций «Тушино» (метро «Тушинская»), «Ленинградская» (метро «Войковская»), «Дмитровская» (метро «Дмитровская») отправляются электрички до станции « Новоиерусалимская» . Подходят поезда, у которых конечными станциями значатся Новоиерусалимская, Румянцево, Волоколамск, Шаховская.

На станции «Новоиерусалимская» по подземному переходу идете в сторону здания вокзала. Недалеко есть подземный переход на другую сторону улицы Панфилова. После перехода идете дальше по улице Панфилова, никуда не сворачивая. Ориентиром может служить ТЦ «Иерусалим». Перейдя по мосту речку Истра (Иордан), вы сможете полюбоваться открывшимся видом на монастырь. Время в пути 20 минут.

Вариант 2. Д оехать на электричке до станции «Новоиерусалимская» либо до станции «Истра» и на маршрутке доехать до остановки «Монастырь» или попросить водителя остановить поближе к воротам монастыря.

На автобусе

От станции метро «Тушинская» автобусом № 372 доехать до остановки «Почта» в городе Истра. Дальше пересесть на автобус или маршрутку до остановки «Монастырь».

На автомобиле

К Новоиерусалимскому монастырю можно добраться по Волоколамскому шоссе или Новорижскому шоссе через город Истра, далее выехать на улицу Советская.

https://youtube.com/watch?v=5qCR65DjlJQ

Воскресенский собор

Внешне собор интересен не только причудливым сочетанием архитектурных стилей, сделавшим его похожим на теремок из народных сказок, но и красивыми фризами, бордюрами и наличниками из керамики, с одной стороны похожими на вологодские кружева, а с другой – очень напоминающие что-то индийское и ближневосточное.


stoneblock.ru

Глядя издали на Воскресенский храм Новоиерусалимского монастыря невозможно пропустить не колокольню или крыльцо, а большую ротонду, сверкающую тяжелым куполом-шатром с диаметром в 18 метров и тремя рядами слуховых окон. Благодаря этим окнам в ясный день внутри создается неповторимое освещение, что тоже является аргументом в пользу экскурсии при хорошей погоде.

Внутри храма, в центральной части ротонды стоит кувуклия, в точности имитирующая оригинальную кувуклию из гробницы в израильском храме Гроба Господня. Здесь же находится икона Божьей Матери, знаменитая «Троеручица» с человеческой кистью из серебра.

С этой иконой связана интересная полуистория-полулегенда. К сожалению, посмотреть на нее вблизи очень сложно, потому что перед «Троеручницей» всегда «насмерть» плотными рядами стоят как на коленях, так и обычно, толпы верующих.

Поэтому намного проще осмотреть не икону, а камень Помазания и гигантский золотой иконостас из 12 ярусов.


mtdata.ru

История строительства Новоиерусалимского монастыря

Известно, что святейший патриарх Никон основал три монастыря. Но обитель, находящаяся в Московской области, была любимым «детищем» владыки. Патриарх хотел, чтобы у православных людей русской земли была церковь, построенная по образцу Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Он также желал, чтобы окружающая местность, её очертания, напоминали ландшафт Святой Земли.

Основав этот монастырь, Патриарх Никон дал простым русским людям, не имеющим средств для совершения дальнего паломничества в Палестину, помолиться в храмовом комплексе, напоминающем о жизни и крестных страданиях Спасителя.

Началось создание Воскресенского Монастыря в 1656 году. Бывший тогда у власти царь Алексей Михайлович всячески содействовал строительству. Даже когда отношения правителя и владыки стали более напряжёнными, царь всё равно продолжал помогать возведению мужского монастыря. Однако в годы, когда Никон находился в опале, строительные работы были приостановлены.

Они возобновились только с восшествием на престол Фёдора Алексеевича.

Восстановление и реставрация

Потомки царей, при которых происходило строительство, также проявляли заботу об этой обители. Так, при Екатерине Второй были заново отстроены несколько храмов, уничтоженных двумя пожарами.

Через год после Октябрьской Революции было принято решение о закрытии Новоиерусалимского монастыря. Его храмы не были тогда разрушены, как это произошло со многими церквями. Но территорию обители объявили музеем, а все здания, находящиеся на ней, — памятниками архитектуры.

В Великую Отечественную войну Новый Иерусалим сильно пострадал во время боёв за Москву. Многие здешние храмы были практически полностью разрушены. В пятидесятые годы двадцатого века началась реставрация древних построек. В 1994-м году патриарх Алексий Второй объявил о возвращении обители православной церкви.

Так один из старейших монастырей России был возрождён. Незадолго до своей кончины владыка Алексий Второй побывал в Воскресенском Монастыре. После этого визита он сказал о том, что предстоит ещё немало работ по восстановлению былого величия этой святыни.

Некрополь

Новый Иерусалим в Подмосковье известен еще и тем, что здесь скопированы захоронения храма Гроба Господня в Палестине, где, согласно легендам, погребены Адам и ветхозаветный первосвященник Мелхиседек. Некрополь этот находится в Воскресенском соборе. Интересно, что сам Никон завещал похоронить себя именно на том символическом месте, где должна быть могила Мелхиседека. Кроме надписей и табличек, сообщающих о том, кто покоится в палестинском храме, в некрополе есть и настоящие погребения. На тех местах, где в Иерусалиме хоронили патриархов, здесь покоятся настоятели монастыря. Кроме того, здесь есть гробницы многих известных людей, в том числе жены и сына полководца Александра Суворова.

Из истории

В середине XVII века патриарх Руси Никон и царь Алексей Михайлович решили построить на реке Истре монастырь, подобный находящемуся на Святой земле в Иерусалиме. В те времена на земле Палестины господствовала Османская империя и посещение Иерусалима христианами было связано с опасностью.

Земли на берегу Истры как нельзя лучше подходили для строительства аналога Голгофы: роль реки Иордан играла Истра, возвышенность на востоке территории напоминала гору Елеон, а холм на северо-западе — гору Фавор, парк рядом с обителью мог бы стать аналогом местности Гефсимании — сада у подножия Елеонской горы.

В 1649 году патриарх Иерусалима Пасий привез в Москву модель Храма Гроба Господня, в соответствии с которой и началось возведение Вознесенского монастыря, ставшего аналогом Иерусалимской Голгофы.

Строительство проходило в два этапа: первоначально, в 1658–1666 годах храм был построен до кровли, вырыто место для подземной церкви Константина и Елены и была возведена колокольня. Для нее было отлито 15 колоколов, один из них сохранился до наших дней. Для украшения использовались наличники и керамические пояса, установили иконостасы.

После конфликта Никона с царем патриарх попал в опалу, а в конце 1666 года решением Московского собора его лишили духовного сана, он стал простым монахом и был сослан в Ферапонтов монастырь.

Никон так и не увидел основанную им обитель, скончавшись в 1681 году. А достраивал Новоиерусалимский монастырь его настоятель архимандрит Никонор.

Строительство собора возобновилось лишь в 1679 году: была возведена глава над центральной частью храма, над ротондой для гроба Господня установили шатер диаметром 22 метра, была завершена подземная церковь Константина и Елены, освященная в 1690 году.

Несмотря на то, что в плане построенный собор является копией Храма гроба Господня, его отделка и оформление выполнены с использованием элементов древнерусского искусства.

Собор напоминает русский терем, снаружи украшенный наличниками и карнизами, фризами и балюстрадами. Самый красивый узор — павлиний глаз украсил многие используемые изразцы. Этот известный рисунок напоминает цветок граната, на который похожи глазки на павлиньем хвосте.

Внутри храм украшен резьбой и лепниной, выполненными в стиле барокко.

При Советской власти, в 1919 году обитель была закрыта и на ее территории разместился музей.

В декабре 1941 года немецкие войска заняли Истру и оккупировали Новоиерусалим. Перед тем, как уйти, немцы разрушили собор — были взорваны центральная глава, колокольня и купол ротонды.

Восстановление обители началось уже в 1942 году, но только в 1985 была восстановлена центральная глава, а в 1993 году — купол ротонды. И вот совсем недавно, в 2014 году, была воссоздана колокольня. В настоящее время, при поддержке государства, идут работы по восстановлению внутреннего и наружного декора, а также других монастырских построек.

В 1995 году обитель была передана Русской Православной церкви и в настоящее время на ее территории находится Новоиерусалимский монастырь и один из самых больших музеев Подмосковья — Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».

Осмотр Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря

После внешнего осмотра красивейшего Воскресенского собора, мы отправились во внутрь. Внутри здание является очень сложным, поэтому рекомендую вам до его посещения в киоске приобрести карту, либо как мы , воспользоваться услугами экскурсовода.

Выкладываю план собора. Те, кто был в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, могут отметить, что устройство Воскресенского собора по расположению основных элементов полностью совпадает с Воскресенским собором.

Воскресенский собор. План собора

Воскресенский собор. План собора

Внутренние интерьеры собора резко контрастируют с его внешнем видом. Помещение, безусловно, очень величественное, но выполнено оно в стиле барокко, с характерной лепниной, ангелочками, бантами и так далее. Сразу понятно, кто был заказчиком внутреннего убранства. Это была Елизавета Петровна, которая обожала все эти дворцовые атрибуты. Мы удивились, насколько внешнее убранство Собора, напоминающее русский терем, диссонирует с внутренним дворцовым декором. Как будто это совершенно разные помещения, но каждое по-своему шикарное.

Новый Иерусалим. Внутри Собора

Купол собора уже расписан мастерами.

Воскресенский собор. Купол собора

Сам храм, несмотря на ненастную погоду, выглядит очень светлым и чистым.

Внутри собора также ведутся грандиозные работы. Огромный иконостас зияет черными дырами вместо икон. Совсем скоро они займут здесь свои места.

Новый Иерусалим. Иконостас

Сейчас можно увидеть над иконостасом фигуру Спасителя, сделанную из картона. Гид объяснила, что это один из этапов реставрации, когда будущие скульптуры выполняют из картона, согласовывают эстетический вид с государственными служащими, и только потом делают настоящий декор.

Новый Иерусалим. Фигура Спасителя

Гид рассказывала нам, что собор по своим размерам и расположению основных церквей полностью совпадает с Храмом Гроба Господня в Иерусалиме. У меня это не укладывалось в голове, так как по размерам, он, возможно, и похож, но по внутреннему стилю убранству и атмосфере это совершенно другое место.

Воскресенский собор. Ложа императора

Экскурсовод показала нам путь на «голгофу», которая также как и в Храме гроба Господня расположена слева от главного входа в Храм. Пока пройти наверх нет возможности , так как ведутся работы. По ходу того, как гид вела свой рассказ, к нам присоединялось все больше и больше людей. Так наша маленькая группа из трех человек разрослась до 15 человек. Ну да ладно.

Новый Иерусалим. Всем интересно послушать экскурсию

Внутри храма находится также «пещера гроба Господня», где, по словам экскурсовода на православную Пасху сюда снисходит исцеляющий голубой огонь. Мягко говоря, мы были удивлены.

Вокресенский собор. Пещера Гроба Господня

Кто захотел, приложился к Гробу. Кстати, здесь есть правило — из пещеры можно выходить не поворачиваясь к ней спиной.

После осмотра основного храма мы отправились в Придел Успения Пресвятой Богородицы, где можно увидеть настоящие фрагменты оформления того самого первого храма Воскресения. Автором оформления данного придела по распоряжению императора  выступил знаменитый Матвей Казаков (1802 год).

Вокресенский собор. Придел Успения Пресвятой Богородицы

Больше всего меня поразило искусство изразцов. Ничего подобного я не видела ни в одном православном храме.

Одним из символов, который был воплощен в изразцах был «цветок граната», который символизирует кровь Христа — символ мученической смерти спасителя. Рисунок же «около павлина» символизирует Воскресение христово.

Воскресенский собор. Фрагменты изразцов

Также экскурсовод показала нам еще один символ, зашифрованный в изразцах – льва, означающего власть на Земле.

Изразец-лев

В этом же приделе можно поставить свечи.
На стене размещены немногочисленные иконы, например список с афонской иконы «Богоматери Троеручицы». В это же приделе можно набрать святой воды.
Прощальный взгляд на собор.

Воскресенский собор. Новый Иерусалим

В 16-00 из Храма мы вышли из храма и продолжили осмотр территории.