Оглавление
Под Османской властью
В 1517 году, то есть за двадцать шесть лет до падения Константинополя, Османы установили свою власть над регионом, где находится Вифлеем. Таким образом, Турция контролировала Палестину почти четыреста лет.
Стоит отметить, что турецкое правление для региона отметилось периодом относительного благополучия и межэтнического мира, так как завоеватели были чужими и для арабов, и для иудеев. Все религиозные общины, будь то еврейские или христианские, а также арабские были разделены и управлялись самостоятельно.
На непродолжительное время земли, где находится г. Вифлеем, вышли из состава Османской империи, но вскоре снова вернулись под власть турецкого халифа.
Дорога в Вифлеем
Палестинская автономия в части, где находится Вифлеем — одно из самых посещаемых мест в мире. Город никогда не играл заметной роли в жизни региона. Его ценность находится в другой плоскости: рождение в этой местности великих людей, событийный ряд, произошедший в глубине веков и определивший современную культурную и духовную жизнь.
Древние даты определяются с трудом, но первый ориентир почитаемых мест находится по дороге из Иерусалима в Вифлеем – это гробница Рахили. Имя этой женщины упоминается в Ветхом Завете как любимой жены праотца Исаака. Могила является объектом паломничества иудеев. В этой местности все пересекается: место упокоения Рахили расположено посреди бедуинского кладбища, куда стекаются мусульмане, чтобы почтить память своих предков.
[править] История
Город был основан в 17−16 вв. до н. э.
Возле Вифлеема умерла при родах Вениамина Рахиль, одна из двух жён патриарха Иакова. Её гробница до сих пор здесь почитается.
Город принадлежал колену Иехуды.
Вифлеем упоминается в связи с историей молодого левита, ставшего священником, в рассказе о колодце Давида, неоднократно — в истории о Руфи и Боазе.
Вифлеем присоединил к роду Калеба Хур, первородный сын Калеба от его жены Эфраты или, что вернее, второй сын Хура Сальма. Но, по книге Руфь, здесь, помимо рода Калеба, жил ещё другой иудейский род, от которого вели происхождение, через Боаза, Ишай и Давид. Жители города издревле пользовались репутацией гостеприимных и добрых людей, что явствует не только из истории Руфи, но и из некоторых глав Книге Судей. Отсюда происходили судья Ибцан и множество выдающихся героев и воинов, игравших выдающуюся роль в истории древнего Израиля, например Давид и его братья и многие другие, например Эльханан бен Яир.
В сражении с филистимлянами, происходившем в так называемой Теребинтовой долине, деятельное участие принимали также жители Вифлеема. Здесь Давид совершил свой первый подвиг. Благодаря ему этот город пользовался и в позднейшее время такой любовью народа, что даже пророк Миха из него, а не из Иерусалима, ждал появления народного избавителя.
Здесь Самуил помазал Давида на царство.
Возле этого города во времена пророка Иеремии был посад Кимам (Химам), названный так, возможно, по имени сына Барзилая, друга Давида.
В эпоху Ровоама Вифлеем вместе с некоторыми другими городами был превращён в крепость, которая должна была защищать Иудейское царство с юга и юго-запада.
После Вавилонского пленения выходцы из Вифлеема вновь поселились здесь.
С возникновением христианства Вифлеем получил особое значение в христианском мире благодаря тому, что там родился Иисус Христос. Согласно Евангелиям, когда Ирод Великий приказал убить всех младенцев мужского пола, Святое семейство покинуло Вифлеем и скрылось в Египте.
От эпохи Второго Храма в городе до сих пор остаются остатки акведука, по которому вода поступала из Соломоновых прудов в Иерусалим.
Евреи жили в Вифлееме до подавления римлянами восстания Бар-Кохбы, разрушившими город в 135 году.
В Вифлееме во 2 веке после восстания Бар-Кохбы, на месте рождения Иисуса Христа, римляне поставили святилище Адонису, которое простояло до посещения Эрец-Исраэль Еленой, матерью первого императора-христианина Константина. На месте языческого святилища в 326 году Елена воздвигла над гротом, в котором, по преданию, родился Иисус, церковь Рождества.
В 529 году во время восстания самаритян во главе с Юлианом Цабаром против Византийской империи Храм Рождества Христова (церковь Рождества) был разрушен, но после подавления мятежа Юстинианом Великим, здание было восстановлено сохранилась до наших дней.
В 5 веке Иероним поселился в Вифлееме и основал здесь монастырь. Составляя перевод Библии на латинский язык — Вульгату — он пользовался помощью учёных-евреев, живших в окрестностях города.
В 614 году, во время Восстания против Ираклия, город был захвачен персами, которым евреи, вероятно местные. Эти евреи помогали захватывать и Иерусалим.
В 637 году Вифлеем был захвачен арабами.
Примерно в 1170 году еврейский путешественник Вениамин Тудельский нашёл здесь 12 евреев-красильщиков.
Ещё в начале 20 века здесь жили и евреи.
В 1918 году, во время Первой Мировой войны, город был занят британскими войсками.
В 1922 году Вифлеем стал частью Британской Палестины.
В 1947 году, с созданием государства Израиль, Вифлеем и Иерусалим стали особыми анклавами под юрисдикцией ООН («Большой Иерусалим»).
В 1948 году, в ходе Войны Израиля за независимость, Вифлеем (как и Восточный Иерусалим) были захвачены Иорданией. Здесь поселились арабские беженцы.
В 1967 году, во время Шестидневной войны город сдался израильским властям без сопротивления.
После подписания Норвежских соглашений между левыми властями Израиля и ООП Вифлеем с прилегающими населёнными пунктами (Бейт-Сахур, Бейт-Джала и другими) в 1995 году вошёл в состав Палестинской автономии.
Попадание города под власть Палестинской автономии тяжело отразилось на христианской общине, которая уменьшилась более чем вдвое.
Естественным следствием уступок левых стал арабский террор — с началом террористической войны Интифады, развязанной арабскими террористами против Израиля в конце сентября 2000 года, Вифлеем с пригородами превратился в рассадник террора. Из Бейт-Джалы неоднократно совершался обстрел южных районов Иерусалима — Малхи, Гило, Хар-Хома, а также шоссе Иерусалим—Гуш-‘Эцион. После ответных операций израильской армии в городе наступило относительное затишье.
Безопасное посещение
Многие утверждают, что город Вифлеем в Израиле — родной город Иисуса Христа. Это правда в части рождения Спасителя в Вифлееме и лукавство в принадлежности города Израилю. Вифлеем относится к Палестинской автономии и от Иерусалима находится в двух часах езды. Попасть на территорию города можно через пропускной пункт. Довольно часто приходится стоять в очереди, это связано с наплывом паломников и проверкой документов.
Никаких особых разрешающих бумаг на въезд не требуют: только обычные отметки иностранного гражданина в паспорте. Пропускные пункты периодически закрываются на несколько дней, обусловлено это напряженной ситуацией палестино-израильских отношений. Но в целом в этой части границы Палестинской автономии и Израиля ситуация наиболее спокойная.
Если вы собираетесь посетить город, чтобы изучить достопримечательности или совершить паломничество, лучшим вариантом будет путь: город Вифлеем — Израиль. Подробная информация о городе позволит каждому туристу ориентироваться в нем, поэтому заранее приобретите карту Вифлеема.
Пещера Вифлеемских младенцев
Вблизи храма Рождества Христова
находится пещера Вифлеемских младенцев, убиенных по приказанию царя Ирода. Разные
традиции называют разное число маленьких мучеников, сходятся в одном – здесь погибли
тысячи мальчиков младше двух лет. Христа спасло бегство Святого Семейства в Египет
по совету ангела.
Ковчег с мощами младенцев
Большую часть детских останков когда-то перенесли в Константинополь, часть осталась в пещере. Русская православная церковь вспоминает Вифлеемских младенцев 11 января. К ним взывают те, кто раскаивается в грехе аборта. Заказать молитву у мощей Вифлеемских младенцев поможет сервис «Записки Елицы».
С Храмом Рождества соседствуют
три монастыря:
- Православный греческий монастырь.
- Армянский монастырь.
- Францисканский монастырь с церковью Святой Екатерины, главным католическим храмом города.
Под церковью Святой Екатерины
находится пещера, где подвизался Святой Иероним. Здесь много лет он переводил Библию
на латинский язык. Церковь принадлежит католикам. Но великомученица Екатерина является
святой и для православных. Эта мудрая девушка
за свои христианские убеждения была казнена императором-язычником. Святой Иероним
чтил её память, поэтому впоследствии над его пещерой была возведена церковь, посвящённая
этой подвижнице.
Пещера святого Иеронима
В окрестностях Вифлеема есть
немало других библейских святынь, но Храм поистине жемчужина Святой Земли.
В Храме Рождества служит православный священник, отец Спиридон Саммур – друг издания «ЕлицыМедиа». Именно он читает ваши записки, возносит к Богу молитвы за вас, дорогие читатели. Литургию в пещере отец Спиридон служит, как в древности. Здесь нет солеи, нет огромного иконостаса. Но в Вифлееме можно стоять возле престола, называть имена своих близких и батюшка вынимает за них частички. Это таинство производит огромное впечатление на паломников.
Палестина – вторая родина
христиан, колыбель нашей веры. Святые места, как живые очевидцы библейских событий, несут миру непрерывную
проповедь о Спасителе. Их влияние на судьбу человека связано с его любовью к Творцу
и силой молитвы. Здесь сокровища благодати и духовных прозрений даруются тем, кто
к ним стремится.
Но даже вдали от Вифлеема
и Иерусалима, благодаря Евангелию и кругу богослужений, образы Святой Земли укрепляют
и вдохновляют нас среди житейских бурь.
Понять[править]
Вифлеем | |
араб. بيت لحم, | |
Улица Павла VI | |
Полезная информация | |
Население | 36 000 чел. |
Часовой пояс |
UTC+2:00, UTC+3:00 |
Вифлеем — в общем-то, довольно обычный арабский город с узкими улицами и каменными фасадами в центре и малоинтересной застройкой на окраинах, не очень ухоженный и совершенно хаотический. От других городов он отличается, во-первых, тем, что здесь христианское население составляет хоть и меньшинство, но довольно заметное, а, во-вторых, наличием базилики Рождества Христова. Из-за этого Вифлеем стал единственным на территории Палестинской автономии городом, экономика которого в основном зависит от туризма. Кроме того, в Палестине сложно найти десять квадратных километров земли без пары первоклассных археологических памятников, и Вифлеем тут не исключение. Самый простой способ посетить Вифлеем — приехать туда рано утром из Иерусалима и засветло вернуться обратно. На основные достопримечательности дня вполне хватит, а ночная жизнь в Палестинской автономии вряд ли вам понравится, хотя в целом город вполне безопасный и хорошо отделённый от действительно проблемных палестинских районов.
Историяправить
Вифлеем впервые упоминается в египетских источниках около 1350 г. до н.э. После этого он по нескольким поводам упоминается в Библии: здесь умерла праматерь Рахиль, здесь же происходило действие Книги Руфи, из Вифлеема происходил царь Давид, в Вифлееме же родился Иисус Христос, а тетрарх Иудеи Ирод устроил тут вифлеемское избиение младенцев с целью уничтожить Иисуса, но своей цели, как известно, не достиг. Как и вся остальная Палестина, Вифлееем входил в Римскую империю и был разрушен войсками императора Адриана при подавлении восстания Бар-Кохбы в 136 году. Когда императрица Елена во время своего путешествия в Палестину в 326—328 годах посетила Вифлеем, город лежал в руинах. Елена приказала отстроить его заново и построить базилику Рождества Христова, что и было сделано. Базилику, впрочем, сильно повредили в 529 году во время восстания, и её пришлось потом восстанавливать. С этого времени церковь сохранилась в практически неизменном виде. Её не разрушали ни при каких властях, только пристраивали с разных сторон новые здания.
В 614 году Вифлеем перешёл под контроль персов, а в 637 году — арабов. Наконец, в 1099 году Вифлеем, который со времён царя Давида не играл в политике абсолютно никакой роли и мало отличался от соседних поселений, был захвачен крестоносцами, которые укрепили его и пристроили монастырь к базилике Рождества, не забыв прогнать оттуда православных монахов и заменить их на католических. В 1100 году в Вифлееме был коронован Балдуин I, король Иерусалимский. Крестоносцы владели городом до 1187 года, когда его отвоевал Саладин. На короткое время в 1229 году он снова был передан основанному крестоносцами королевству Иерусалимскому, но в 1244 году арабы отвоевали Вифлеем обратно. После 1250 года Палестина перешла под власть мамлюкской династии, правившей из Каира. Мамлюки снесли городскую стену и окончательно установили совместный контроль над базиликой Рождества католической, православной и армянской церквями, хотя конфликты между разными конфессиями периодически возникали вплоть до XX века. В 1517 году территория перешла под контроль Османской империи и, за исключением периода в 1831 по 1841 год, когда городом правила египетская династия Мухаммада Али, оставалась в составе Турции до 1920 года. С 1920 по 1948 год Вифлеем входил в состав Британской Подмандатной Палестины.
По резолюции ООН 1947 года о разделе Палестины, Вифлеем вместе с Иерусалимом был включён в особую территорию, которая должна была оставаться под прямым управлением ООН. Как известно, резолюция не была выполнена, и в ходе войны 1948 года Вифлеем вместе с Восточным Иерусалимом заняла Иордания. Одновременно в город пошёл поток беженцев, преимущественно мусульманских, в результате чего христиане перестали составлять в Вифлееме большинство. В ходе Шестидневной войны 1967 года Вифлеем перешёл под контроль Израиля, но не был включён в государство Израиль, оставаясь на территории с юридически неясным статусом. В 1995 году город был передан Палестинской администрации, находящейся в Рамалле, куда, впрочем, из Вифлеема можно попасть только через территорию Израиля. Территории вокруг Вифлеема довольно сложным образом разделили на три категории. Сам город попал в зону А, считающуюся наиболее опасной, и куда доступ гражданам Израиля запрещён. Во вторую Интифаду 2000—2005 гг. город пострадал, хоть и не очень сильно, а затем быстро была построена стена, отделяющая Палестинские территории от Израиля, и Вифлеем постепенно привык к блокпостам, не помешавшим, впрочем, туризму как основному источнику дохода.
Топ достопримечательностей (11)
по алфавиту
по популярности
Молочный грот43
Молочный грот в Вифлееме также известен под названием Молочная пещера или Церковь Лактации. По преданию здесь укрывалось Святое семейство во время бегства от воинов царя Ирода, который, поверив предсказанию о приходе Мессии, повелел уничтожить всех младенцев в Вифлееме.
Пруды Соломона35
Пруды Соломона представляют собой 3 огромных искусственных резервуара с водой, расположенных около дороги, ведущей в Хеврон, в 4 км от Вифлеема и 21 км от Старого города Иерусалима. Легенда приписывает создание прудов библейскому царю Соломону (950 г.
Лавра Саввы Освященного27
Лавра Саввы Освященного – православный греческий мужской монастырь, расположенный на Западном берегу реки Иордан в Иудейской пустыне в долине Кедрон, в 17 км от Иерусалима. Он был основан в 484 г. преподобным Саввой Освященным и является одним из древнейших непрерывно действующих общежительных монастырей.
Часовня на Поле Пастушков26
Поле Пастушков – это место в 2 км от Вифлеема, где по преданию ангел в ночь Рождества возвестил пастухам, что миру явлен Спаситель – Иисус Христос. Это событие описано в Евангелии. Пастухи оставили стадо и поспешили поклониться Младенцу.
Базилика Рождества Христова23
Базилика Рождества Христова в Вифлееме по значимости приравнивается к Храму Гроба Господня в Иерусалиме и внесена в список наследия ЮНЕСКО. Это одно из главных христианских мест паломничества на Святой Земле.
Лавра Феодосия Великого21
Лавра Феодосия Великого расположена в 11 км к востоку от Вифлеема. Сейчас это действующий православный женский монастырь. Также известен под названием Мар Доси (так называют св. Феодосия арабы-христиане), в честь основателя, основоположника общежительных монастырей.
Церковь Св. Екатерины21
Церковь св. Екатерины в Вифлееме принадлежит католическому ордену францисканцев. Ежегодно здесь проходит торжественная рождественская месса, которая транслируется по многим мировым телеканалам. Церковь основана в честь великомученицы Екатерины, пострадавшей за веру в Александрии при императоре Максимиусе.
Музей Вифлеема19
Музей Вифлеема находится рядом с храмом Рождества Христова. Он знакомит посетителей с древней историей и культурой. Его цель — показать роль арабов-христиан Палестины в сохранении культурного наследия региона.
Дворец Ясир16
Дворец Ясира в Вифлееме в настоящее время представляет собой действующий отель, но также является памятником архитектуры. Здание построено в характерном ближневосточном стиле, над постройкой и отделкой трудились местные мастера.
Крепость Иродион15
Крепость Иродион – главный объект туризма, расположенный в одноименном национальном парке в Иудейской пустыне. Он находится рядом с поселком Текоа, в 15 км от Иерусалима и 5 км от Вифлеема, недалеко от древних дорог, ведущих к Мертвому морю.
Мечеть Омара13
Мечеть Омара – самая старая мечеть в Вифлееме. Она находится на площади Яслей, напротив храма Рождества Христова. Мечеть названа так в честь второго халифа Омара (Умара) ибн аль-Хаттаба (585-644 гг.), выдающегося правителя и полководца, современника пророка Мухаммеда.
Городская инфраструктура и среда
По данным международных организаций, более 84% жителей Вифлеема старше десяти лет умеют читать и писать, а дипломы получают более десяти процентов. Первым высшим учебным заведением города стал Вифлеемский университет, открытый в 1893 году братьями де Ла Саль, которые внесли огромный вклад в развитие образовательной инфраструктуры не только в Палестине но и в Египте.
При столь незначительной численности населения нет ничего удивительного в том, что у города не имеется своего аэропорта, зато есть три автобусных вокзала, две станции такси, по этой причине добраться в него из других городов Палестины или Израиля не составит труда. Однако для граждан Израиля существует запрет на посещение Вифлеема, так как отношения между двумя государствами очень напряженные.
Ясли Христовы
Слева от входа, в южной части пещеры, располагается придел Яслей. Этот участок находится в ведении католиков. Он напоминает небольших размеров часовню, приблизительно два на два метра. Уровень пола в этом приделе несколько ниже, в него ведут две ступеньки. Справа от входа – место яслей, в которые Иисуса положили непосредственно после рождения. Собственно говоря, ясли раньше были кормушкой для домашнего скота. Они были использованы Богородицей в качестве колыбели.
Внутреннюю часть этих яслей вывезли в Рим в качестве великой святыни и разместили в церкви Санта-Мария-Маджоре. Это произошло в 7 веке, во времена папы Теодора I, через несколько лет после того как мусульмане захватили Святую землю. Возможно, это было сделано с целью недопущения поругания святыни.
Часть яслей, оставшуюся в Вифлееме, обложили мрамором, и сегодня она имеет вид углубления в полу, которое устроено как колыбель. Над ним горят пять лампад, которые не гаснут. Сзади у стены стоит образ поклонения Младенцу вифлеемских пастухов.
С левой стороны от входа в ясельный придел находится престол Поклонения волхвов, принадлежащий католикам. Так он назван по запрестольному образу, изображающему поклонение волхвов Иисусу.
Главная достопримечательность
Само место, где находится город Вифлеем, его история окутаны тайнами. Проследить древнейшую часть исторических событий можно, опираясь на спорные источники и археологию. В Вифлееме родился Иисус Христос, что и определило основную ценность этого города в глазах верующих и историков. В связи с нахождением в Вифлееме пещеры Рождества, город приобрел мировое значение. За святыню христиане бились с мусульманами много веков. Крестовые завоевания уступали место восточным царям. История вокруг Святыни знает много кровавых битв.
В 326 году по повелению императрицы Византии Елены над пещерой Рождества была воздвигнута базилика Рождества Христова. В 529 году храму был нанесен значительный урон самаритянами, взбунтовавшимися против Византийского правления. Подавив восстание, император Юстиниан восстановил базилику, расширив помещение храма.
С 1517 года и до окончания Первой мировой войны вся Святая Земля, включая Вифлеем, относились к Османской империи. Однако паломникам вход к Святыне не закрывался, каждый верующий мог прийти на поклонение без препятствий. Однако путь был небезопасным.
В 1995 году благодаря переговорам место, где находится Вифлеем, перешло под правление Палестинской автономии. Так маленький исторический город стал центром небольшой провинции.
В святом месте — молитва сильней
В чем преимущество молитвы за нас и наших близких в Вифлееме? Здесь царит особая благодатная сила. Рождение Спасителя одухотворило этот край. Тут впервые прозвучал Его голос. Эту каменистую землю, оливы и небо над ними Он увидел прежде всего.
Бог избрал этот город для рождения своего Сына – самого радостного события мировой истории. Значит, Вифлеем угоден Творцу более всех городов. И молитвы отсюда Он принимает с особой благосклонностью.
Алтарь над Вифлеемской звездой
На сайте “ЕлицыЗаписки” вы можете регулярно заказывать молебны, записки на Литургию (проскомидию), сорокоусты, годовые помины в Храме Рождества Христова в Вифлееме.
Уже сейчас можно подать записки на праздничную Рождественскую Литургию, которая пройдет в ночь с 6 на 7 января 2019 г. в Храме Рождества Христова.
Записка «О здравии» включает не только физическое состояние человека,но и его счастье, материальное благополучие. В ней следует перечислить всех христиан, кому мы желаем крепости телесной и духовной, спасения и благоденствия.
Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за родных, друзей и духовника: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8).
Записка «О упокоении» включает имена усопших сродников, знакомых, учителей,благодетелей, дорогих нашему сердцу. Как возносим мы молитвы за живых, так должны молиться и за покойных. Незримые для нас, ведут они духовную жизнь в мире ином.
Принесение за умерших Бескровной Жертвы облегчает их участь, даже если они в аду. Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38).
Молитва Вифлеемской Божией матери
На сайте «ЕлицыЗаписки»можно заказать молебен иконе Вифлеемской Божией матери.
Чем славен этот образ? Считается,что Дева Мария изображена здесь наиболее достоверно. Согласно преданию, над образом работал апостол Лука. Он показал Богородице три её изображения, и Божия мать выбрала одно, признав его наиболее достоверным.
Первым чудом этой иконы было спасение Константинополя от скифов в 463 году. Затем в 988 году её передали князю Владимиру и долгое время она пребывала в Софийском соборе. Княгиня Елисавета Фёдоровна Романова тяжело заболела и молилась перед этой иконой, прося исцеления. После выздоровления благочестивая женщина передала икону в Вифлеем.
Вифлеемская икона Божией Матери
Икона Вифлеемской Божией матери исцеляет от болезней, улучшает семейные отношения, помогает чадородию, укрепляетверу, защищает от врагов.
Молитва перед мощами Вифлеемских младенцев
В одной из пещер под Храмом Рождества находятся останки Вифлеемских младенцев. Здесь взывают к Господу о прощении женщины, совершившие аборт. Такая молитва нужна и мужчинам, которые подталкивали к абортам своих спутниц, подобно Ироду, губили невинных чад. Эту молитву можно также заказать на сайте «ЕлицыЗаписки».
Только в покаянии — наше спасение
Поклонитесь Господу в Вифлееме, на его Родине. Чтобы в душу вернулись мир, покой и радость. Чтобы появилась уверенность в счастливом будущем. С нами Бог!
Как добраться до Вифлеема
Вифлеем — подконтрольная Палестине территория, но из-за близкого расположения к Израилю (8 км от границы), туристы едут сюда через Иерусалим. Несмотря на небольшое расстояние между городами, Вифлеем отделен от внешнего мира бетонной стеной, и путешественникам необходимо преодолеть КПП, поэтому с собой нужно иметь загранпаспорт. Палестинские солдаты без проблем пропускают и общественный транспорт, и машины.
на автобусе
В Иерусалиме можно сесть на рейсовый автобус, который отправляется с Центрального автовокзала (Yaffost, 228), поездка займет 55 минут. Также можно уехать на автобусе № 21 с автовокзала, расположенного в Восточном Иерусалиме недалеко от Дамасских ворот (Yafo, 224). Он довезет до Вифлеема за полчаса.
Наиболее комфортный и быстрый способ добраться до места — такси. Но здесь есть свои нюансы: таксисты работают не по счетчику, поэтому о стоимости поездки необходимо договариваться заранее. Обычная цена — 50 ILS. Если предварительно не оговорить сумму поездки, водитель может запросить тройную плату: такой обман путешественников распространен по всему Израилю.
на автомобиле
Чтобы доехать до Вифлеема со стороны Иерусалима, двигайтесь по улице Derech Hevron до бетонной стены. У КПП открыта бесплатная, но неохраняемая парковка, поэтому туристов предупреждают о возможности порчи или кражи авто, а страховой полис на этой территории не действует.
на такси
Если нужно попасть в город прямо из аэропорта Тель-Авива, единственный вариант — сесть в такси. Поездка будет недешевой — от 700 ILS. Фиксированной ставки нет, поэтому лучше торговаться. Оговорить условия поездки нужно обязательно заранее — сумму и обязательно валюту, местные таксисты обычно не упускают шанс нажиться на туристах.
Поиск авиабилетов в Вифлеем по минимальным ценам
Кроме того
Обычным для Израиля является концентрация в одном месте святынь трех религий: иудаизма, христианства и ислама. Посетив город Вифлеем, просто необходимо увидеть:
- Гробницу Рахиль — Ветхозаветной жены и матери патриархов, символа материнской любви и жертвенности. Находится практически в городской черте Иерусалима, но уже на территории Палестины. Священное место для последователей всех трех религий.
- Колодцы царя Давида — три больших водосборника с колодцами, по легенде именно отсюда захотел напиться Давид во время боя с врагами, сцена описана в Библии. Интересно, что совсем рядом было обнаружено древнее захоронение, которое предположительно может быть гробницей самого великого царя.
- Мечеть Умара — старейшая в Вифлееме, построена на том месте, где молился калиф Умар, сподвижник и соратник самого Пророка.