Оглавление
- Существует версия, что Вифезда находится рядом с базиликой святой Анны
- Уже невозможно представить ту купальню
- Вифезда как символ исцеления
- Купальня «Вифезда», Иерусалим
- Отношение к библейскому Иисусу
- Язычники издавна придавали воде целебную силу
- Происхождение[править | править код]
- Вифезда – «Овчая купель»
- Свт. Феолипт Филадельфийский
- Исцеление расслабленного. Богослужение
- ПроСтранствия. Вифезда.
- В Евангелии от Иоанна описывается вифезда как пруд, который имеет целебное значение
Существует версия, что Вифезда находится рядом с базиликой святой Анны
Также существует такая версия, что вифезда находится рядом с базиликой в честь святой Анны. Еще во времена крестовых походов, этот пруд назывался «Овчей купальней». Рядом с этим прудом были найдены следы от пяти арок.
На фото можно увидеть большой бассейн, который состоял из двух резервуаров, отделенных одной стеной. Именно данный бассейн был найден на территории монастыря около церкви св. Анны.
Небольшой бассейн, который отделен стеной, состоящий из двух резервуаров был найден около церкви в честь святой Анны в Иерусалиме
Многие видели вифезду и в пруде «Девы». Где он находится? Этот пруд находится в Кедронской долине. По неизвестной причине, там происходило возмущение воды несколько раз в неделю.
Но в настоящее время Вифезду принято считать руины около базилики в честь святой Анны.
На данном фото можно увидеть базилик святой Анны в Иерусалиме
Если обратить внимание, внизу на фото и есть тот самый пруд — Вифезда, в котором происходило возмущение воды, описанное в святом Евангелии от Иоанна. Археологи утверждают, что этот бассейн имел довольно большие и широкие ступени с посадками
То есть можно предположить, что там была Миква. Миква — это специальный водный резервуар для омовения. Данный бассейн имел глубину около 13 метров
Археологи утверждают, что этот бассейн имел довольно большие и широкие ступени с посадками. То есть можно предположить, что там была Миква. Миква — это специальный водный резервуар для омовения. Данный бассейн имел глубину около 13 метров.
Уже невозможно представить ту купальню
Мы прошли через Овечьи, или Львиные ворота в Старый город. Слева после входа – один из пропускных пунктов на Храмовую гору, открытый только для мусульман. Чуть дальше, правее – вход на территорию католического комплекса храма Святой Анны.
Величественная аскетичная базилика была построена, согласно католическому преданию, на месте дома праведных Иоакима и Анны, где родилась Дева Мария.
В настоящее время место, где была расположена купальня, традиционно отождествляется с руинами около базилики Святой Анны.
Через хаос нагроможденных каменных конструкций проступают контуры прямоугольного пространства бассейна около 100 метров в длину и 60 в ширину.
Местами раскопки напоминают огромный слоеный каменный пирог.
Я так и не смог себе представить ту купальню, “пять притвор имущую”, в которой некогда лежали множество слепых, хромых, сухих, “чающих движения воды”, в ожидании Ангела Господня, сходящего на воду и возмущавшего ее. Я вглядывался в массивные каменные конструкции, широкие арки, толстые стены, но время изменило это место…
“Верхние этажи” купальни заняты голубками, чуть пониже – котики. Все что напоминает о купальне – большие лужи на глубине раскопа.
Краем глаза я заметил в лужах шевеление. Присмотрелся повнимательнее – так это же вездесущие воробьи, радующиеся редкой в этих местах водичке, оставшейся на дне раскопа после проливного декабрьского дождя.
Вот они, современные обитатели купальни, ожидающие редкого иерусалимского дождика, чтобы возрадоваться вместе с оживающей природой и почистить свои перышки.
Вифезда как символ исцеления
Разумеется, чудесный сюжет с Иисусом и паралитиком нашел отражение в иконописи. Существует множество икон с изображением «исцеления расслабленного». Мировая живопись также не обошла эту притчу о милосердии стороной. Ей посвящены полотна голландца Питера Артсена, представителя Северного Возрождения, испанца Бартоломе Эстебана Мурильо, знаменитого своими евангельскими сюжетами датчанина Карла Генриха Блоха, знаменитого английского живописца Уильяма Хогарта, польско-русского художника Яна Ционглинского.
В современности
В Центральном парке Манхэттена, Нью Йорк, на одной из террас расположен красивый фонтан Вифезды со скульптурой ангела, держащего в руке цветок лилии. «Ангел вод» — работа скульптора Эммы Стеббинс. Фонтан установлен в 1842 г., в память открытия городского акведука. Лилия в руке ангела символизирует чистоту воды. Эмма — первая женщина-художник, получившая официальный заказ от города Нью-Йорк.
Купальня Вифезды представлена в северной монастырской стене Епископальной церкви. Ангел из розового известняка вырезан Джанет Скаддер.
В округе Палм-Бич (тоже в США), на берегу Атлантического океана, стоит Епископальная церковь в стиле испанской готики, называемая Вифезда-из-моря. Церковь отличается оригинальной красотой, в северной стене расположена «купальня Вифезда» — небольшой фонтан с фигурой ангела, вырезанного из розового известняка. Этот храм построен в 1925 г.
Испанская готическая церковь создана по образцу собора в Леоне, Испания.
Название «Христианское братство Вифезда — Дом милосердия» носит одно из объединений Евангельской церкви в России.
Купальня «Вифезда», Иерусалим
В апреле прошлого 2012 года группа прихожан нашего храма совершила паломническую поездку на Святую Землю, где происходили события Священной истории, где родился, жил, творил чудеса, учил людей и совершил подвиг спасения человеческого рода Господь наш Иисус Христос.
На месте купальни «Вифезда», где Господь исцелил расслабленного, страдавшего тяжкой болезнью в течение 38-ми лет, мы побывали на 5-й день нашего паломничества.
Овчая купель (или «Вифезда») расположена в старой, исторической части Иерусалима, близ Овчих (Львиных) ворот Старого Города. Сооружена в правление Ирода Великого и служила водоёмом для омовения жертвенных животных, которых пригоняли в город через Овчие ворота и здесь готовили для заклания в Иерусалимском храме.
Купель представляла собой котлован глубиной около10 метрови площадью 100×50 метров, на дне которого находились 2 бассейна с 5-ю галереями (крытыми ходами), разделёнными каменными перегородками. Вниз, к воде вели каменные ступени.
Купальню с крытыми галереями на древнееврейском языке называли:«Вифезда», что означает: «Дом милосердия» – здесь, в галереях, лежало множество больных различными недугами, которые ждали исцеления. По временам в купальню сходил Ангел Господень и возмущал воду, которая тотчас становилась целебной, и кто из больных входил в неё первым, тот исцелялся (выздоравливал полностью), какой бы болезнью ни страдал.
Об этом сказано в Евангелии (Ин.5, 1-15). Апостол Христов Иоанн повествует о случае исцеления больного при Овчей купели Самим Иисусом Христом. Господь в тот день пришёл из Галилеи в Иерусалим на праздник и посетил Дом милосердия. Среди больных Он увидел расслабленного, который лежал при купальне уже 38 лет. Господь спросил его, хочет ли он быть здоровым. Больной не пришёл в раздражение, а кротко ответил: «Да, Господи, но не имею человека, который бы опустил меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Расслабленный имеет великие христианские добродетели терпения, кротости и смирения, и получает исцеление не от Ангела Господня, а от Самого Господа.
Во II веке новой эры римляне построили рядом с водоёмами языческий храм, а когда Иерусалим стал христианским, языческий храм был разрушен и построена большая христианская церковь. Иерусалим постоянно подвергался различным нашествиям, город часто разрушали и восстанавливали заново. Поэтому купальня находится на глубине около 20-ти метров ниже нынешнего уровня города.
Ныне эта территория принадлежит французскому монашескому ордену. Через ворота монастыря осуществляется платный вход к остаткам евангельской купели «Вифезда», ушедшего под землю водоёма, вокруг которого располагаются руины древней церкви, которую воздвигла, возможно, святая царица Елена над теми 5-ю притворами (галереями), о которых говорится в Евангелии и которые являлись Домом милосердия над целительными водами «Вифезды». Спускаемся по лестнице к площадке, а затем ещё ниже по крутым ступеням узкого прохода к самой воде. Купель евангельских времён была обширнее, чем сейчас, ныне половина её скрыта стеной фундамента другой бывшей церкви, разделившей купель пополам.
Быть на месте евангельского события и созерцать хотя бы и остатки когда-то великолепного сооружения, где оно совершилось – волнительно и благодатно, это уже счастье! Но мы, современные люди, такие – нам подавай ещё. Вода «Вифезды» внизу, а оконечность лестницы забрана высокой металлической решёткой. Однако наш «ангел» всё-таки спустился в воду, не по-ангельски перебравшись через стальные прутья, и «возмутил» её, щедро окропив нас. Как бы хотелось, чтоб эта вода исцелила от расслабления! Но Господь требует от человека соработничества Ему в деле спасения. Святые отцы говорят, что «Бог спасает нас не без нас». А русский народ выразил это пословицей: «Под лежачий камень вода не течёт». Даже вода «Вифезды».
Текст: Надежда Пасхина,
фото: Михаил Катков,
мат. Наталия Сметанина,
Елена Лобашова
Отношение к библейскому Иисусу
Купальня Вифезда была центром полемики для
христианских историков и археологов. Согласно Евангелию от Иоанна,
Вифезда была купальной или ванной (греч. Κολυμβήθρα, kolumbethra) с
пятью портиками.
Евангелие от Иоанна
В Евангелие от Иоанна (глава 5) описывается, что
портики являются местом, в котором было большое количество немощных
людей, что хорошо соответствует использованию 1-го века нашей эры
как асклепия. Некоторые древние библейские рукописи утверждают, что
эти люди ждали беспокойства или волны на воде. Считалось, что ангел
иногда будет касаться воды, которые затем вылечат первого человека,
который в нее вошел.Библейское повествование продолжается,
описывая посещение купальни Вифезда Иисусом во время Субботы или
Шабата, в течение которого он исцелил человека, который был прикован
к постели в течение многих лет и не мог попасть в бассейн. Некоторые
исследователи предположили, что повествование на самом деле является
частью преднамеренной полемики против культа Асклепия, антагонизм,
возможно, частично вызванного тем фактом, что Асклепий поклонялся
как Спаситель (греч. Сотер) в отношении его целебных свойств. В
повествовании используется греческая фраза «ὑγιὴς γενέσθαι», hygies
genesthai, которая нигде не используется в синоптических евангелиях,
но часто встречается в древних свидетельствах целебных сил Асклепия.
Более поздний рассказ в Евангелии от Иоанна об Иисусе, омывающий
ноги Симона Петра на Тайной Вечере, также использует греческий
термин «λούειν», louein, который является особым термином для стирки
в Асклепионе, а не греческим словом, используемым в другом месте в
тексте для описания омовения — «νίπτειν», ниптейн.
Купальня Вифезда — Археология
До археологических раскопок бассейн Вифезда был
отождествлен с современным так называемым Фонтаном Богородицы, в
долине Кидрон, недалеко от бассейна Силоам или с Биркет-Израилем,
бассейном у устья долины , который врезается в Кидрон к югу от ворот
святого Стивена или Львиных ворот.
Другие отождествляли его с двойными бассейнами, под
монастырем сестер Сиона.
В раскопках, проведенных в 19 веке, Конрад Шик обнаружил большой
резервуар, расположенный примерно в 30 м к северо-западу от церкви
Св. Анны, который, как он утверждал, был купалней Вифезда.
Дальнейшие археологические раскопки в этом районе, в 1964 году,
обнаружили останки строений византийцев и крестоносцев, Храм Адриана
Асклепия и Сераписа, небольшой Асклепион, другой из двух больших
бассейнов и плотину между ними. Также было обнаружено, что
византийское сооружение было построено в самом сердце строительства
Адриана и содержало целебные бассейны.
Язычники издавна придавали воде целебную силу
Также сами римляне верили, что купель целебная, и поэтому решили построить в пещерах к востоку от купели несколько больших бассейнов. Они посвятили их богу медицины и врачевания. Язычники придавали воде целебную силу.
В настоящее время не для всех вода источник исцеления. Для кого-то она просто обычное суеверие. Но тот факт, что мы видим в Священном Писании, говорит нам о том, что люди не видели Ангела, но видели сверхъестественное движение самой воды в водоеме, после которой получали исцеление. Они, по сути, не имели никакого понимания об истинном исцелении от Бога.
По Ветхому Завету люди знали лишь то, что Бог наказывает их за грехи.
Тогда люди еще не знали об Иисусе, который пришел в мир, чтобы явить всему миру Свою любовь и милость Бога-Отца. Именно поэтому люди ждали решение своих проблем, это был их шанс получить исцеление и идти жить дальше.
В древности люди очень сильно почитали воду, особенно реки и источники. Вода для них была драгоценной, а во время, например, наводнения, она оказывала на них сильное впечатление.
В настоящее время есть люди, которые верят в Бога, но ищут не Его силы, любви и милость, а прикосновения к чему-то сверхъестественному.
В пример можно привести то, что многие люди прикасаются к иконам, мощам святых людей, ставят свечи за здравие, купаются в целительных водах и так далее. Каждого из нас окружают люди, которые подобны тем, кто собирались когда-то в Вифезде.
Происхождение[править | править код]
Современная модель Вифезды
Строительство купели относится к VIII веку до н. э. Вифезда располагалась около северной стены Иерусалима, у Овечьих ворот, через которые прогонялись к Храму жертвенные животные и где был расположен рынок этих животных.
Согласно словарю Брокгауза и Ефрона древние Овечьи врата отождествляются иногда с воротами св. Стефана в мусульманской части Иерусалима. Рядом с ними находится высохший водоём, который некогда содержался в исправности, так как его берега выложены прочными стенами древнееврейской кладки. Он имеет правильную четырёхугольную продолговатую форму. У местных жителей-арабов он называется «Биркет-Исраиль» то есть прудом израильским. У его западной стены сохранились развалины двух арок, которые могут соответствовать упоминаемым евангелистом Иоанном «крытым ходам».
Вифезда, большой бассейн (150x50x15 м), состоящий из двух резервуаров, разделенных стеной. Обнаружен в 1914 году на территории монастыря Белых отцов, рядом с церковью Святой Анны. Видны остатки церквей византийцев и крестоносцев (вид с запада в сторону церкви Святой Анны, она немного видна в правом верхнем углу)
Также есть версия, что Вифездой является пруд, находящийся рядом с базиликой святой Анны. Этот пруд ещё во времена Крестовых походов назывался «Овчей купальней», рядом с ним были обнаружены следы пяти арок.
Некоторые видели Вифезду в так называемом «пруде Девы», находящемся в Кедронской долине, вследствие того, что там от неизвестных причин происходило «возмущение» или движение вод, периодически повторяющееся раза три-четыре в неделю.
В настоящее время Вифезда традиционно отождествляется с руинами около базилики Святой Анны. Археологические данные свидетельствуют, что находящийся там южный бассейн имел широкие ступени, с посадками, то есть на этом месте была миква. Его глубина составляет 13 метров. Римляне сами верили в то, что купель целебная, и построили в пещерах к востоку от купели два небольших бассейна, посвятив их богу медицины и врачевания Асклепию и богине Фортуне.
Некоторые исследователи отождествляют северный бассейн Вифезды с «верхним прудом» (ивр. בריכה העליונה), упоминающимся в Четвертой книге Царств (4Цар. ).
О Вифезде пишет Евсевий Кесарийский (IV век):
Рассказ Евсевия повторяет Иероним Стридонский.
Вифезда – «Овчая купель»
Вифезда — упоминаемый в Евангелии от Иоанна пруд в Иерусалиме, имевший целебное значение, на что указывает и самое название его, означающее по-еврейски «дом милосердия». Собственно название «дома» придавалось тем крытым ходам или галереям, которые воздвигнуты были около пруда для удобства многочисленных больных, собиравшихся тут в ожидании «возмущения воды», периодически происходившего в пруде и обозначавшего момент высшей их целебности.
В евангельской истории этот пруд связывается с рассказом об исцелении Христом одного расслабленного, который страдал целых 38 лет и, уже совершенно отчаявшись в возможности исцеления, неожиданно получил его от неизвестного ему Галилейского Учителя (Иоан. 5, 5-9).
«Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. …Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.»
Строительство купели относится к VIII веку до н. э. Вифезда располагалась около северной стены Иерусалима, у Овечьих ворот, через которые прогонялись к Xраму жертвенные животные. Это место имеет название «Овчая купель». Через Овчие врата в старый город пригоняли овец для жертвоприношения. Овец нужно было перед этим помыть. Для этого существовала Вифезда — Овчая купель.
Доступ к остаткам евангельской купели — Вифезды, ушедшего под землю водоема, вокруг которого располагаются развалины древней церкви, сохранился по сегодняшний день.
По преданию, целебное свойство воды, которую возмущал сходивший сюда Ангел, было связано с тем, что в этих водах лежало древо Креста, на котором впоследствии был распят Христос. Само же древо тоже оказалось здесь не случайно. Некогда став плодом послушания Лота (носившего долгие годы воду из Иордана, чтобы поливать три посоха из кипариса, певка и кедра), произросло необычное дерево из оживших посохов. При постройке Храма Соломона это дерево срубили, но для строительства так и не использовали, т.к. оно чудесным образом меняло размер. Дерево было брошено в купель, где пролежало около 700 лет. Именно это «греховное» древо Лота фарисеи решили использовать для казни Спасителя.
Ранее купель была обширнее чем сейчас, так как другая ее половина скрыта стеной фундамента бывшей церкви, разделившей ее пополам. Иерусалим почти весь расположен над подземными водоемами, что естественно для города в безводной стране. Во времена Христа пять крытых переходов соединяли резервуары с водой.
Древняя церковь, церковь Святой Анны, остатки которой можно наблюдать рядом с Овчей купелью, относится к византийскому периоду и была воздвигнута св. царицей Еленой над теми «пятью притворами», о которых говорит Евангелие и которые являлись Домом милосердия над целительными водами.
На территории раскопок действует небольшой музей. Здесь Вам за символическую плату предоставят доступ к древним сооружениям.
Свт. Феолипт Филадельфийский
Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов
Купальня есть покаяние, и оно называется овечьим, потому что делает кроткими и незлобивыми тех, которые возлюбили его. Ибо как купальня в Иерусалиме называлась Овечьей, поскольку здесь обмывались внутренности предназначенных в жертву овец, так и покаяние, омывая слезами внутренности души и очищая внутренние помыслы, делает людей тихими и добрыми. Поэтому и купальня покаяния называется овечьей, ведь покаяние вымывает, как внутренности, тяжкие грехи, радушно принимая первые порождения души, побуждающие ее к незлобивости и Божественной любви. А первые порождения души суть добродетели, посеянные Богом прежде в естестве человеческом, – они и изображаются овцами. Внутренности же суть зловонные страсти, которые появились в роде человеческом позднее; истинное покаяние, отвращаясь от них, позволяет душе возвратиться в первоначальное состояние. Это покаяние имеет пять крытых ходов, поскольку существует пять способов покаяния: воздержание от зол, делание добрых дел, памятование о своих грехах, исповедь и постоянное сокрушение. И немоществующие грехами, приступив к этим пяти способам покаяния, обретают покой, ибо тот, кто прежде всех погружается в воду покаяния, возвращается к душевному здравию; он отвергает от себя любую болезнетворную страсть: будь то блуд, или прелюбодеяние, или несправедливость, или памятозлобие. Ведь все греховные дела, будучи брошены в воду покаяния, тонут и гибнут в ней. Но и мысли, запечатленные в душе после осуществленного на деле греха, – они также изглаживаются слезами покаяния и исповеди. Ибо душа сокрушающаяся, плачущая и раскаивающаяся в тех злых деяниях, которые она совершила, ненавидит нечистоту своих постыдных деяний и полностью отвращается от них. И подобно тому как грязная одежда, брошенная в воду и тщательно отстиранная руками, опять становится белой, так и душа, носящая в себе нечистый помысел, вновь делается чистой через исповедь и сокрушение.
Оглашения. Оглашение 3.
Исцеление расслабленного. Богослужение
Богословский смысл чуда исцеления Исусом Христом расслабленного из Евангельского повествования раскрывается в богослужебных текстах (в стихерах, каноне, в Синаксаре), которые звучат в этот день за богослужением. Между схождением Ангела в Овчую купель и исцелением, полученным от возмущения воды от схождения, и Христом проводятся сравнения в богослужебных текстах. Если Ангел сходил лишь раз в год и врачебную помощь получал лишь один человек, то Бог Слово своим схождением на землю через Свое Распятие и Воскресение всем людям даровал Святое Крещение, которое, по вере крещаемого, способно исцелить любого человека от болезней, как душевных, так и телесных.
Тропарь:
Да веселsтсz нбcнаz, и3 рaдуютсz земнaz, ћкw сотвори2 держaву мhшцею своeю гDь, попрaвъ смeртію смeрть, пeрвенецъ и3змeртвы< бhсть, и4зчрева ѓдова и3збaвилъ є4сть нaсъ, и3 подaстъ ми1рови вeлію млcть.
Кондак:
Дu1шю мою2 гDи вогрэсёхъ всsческихъ, безмёстными дэsньми лю1тэ раз8слaблену, воз8дви1гни б9eственымъ си2 чlколю1біемъ, ћкоже и3 раз8слaбленаго воздви1глъ є3си2 дрeвле, да зовY ти спасaемь, щeдрыи хrтE, дaждь ми2 и3сцэлeніе.
Библиотека Русской верыКанон в неделю о разслабленом →
Читать онлайн
ПроСтранствия. Вифезда.
Поделиться
В Иерусалиме вдруг обнаруживаешь, что многое из того, о чем ты читал в Евангелии, как в зеркале отражено в здешних улицах, горах, долинах. Взять, к примеру, Овчую купель, возле которой Христос исцелил парализованного – ее еще называют Вифезда. В том, что она существовала, можно убедиться и сегодня. Водохранилище в низине неподалеку от Овечьих ворот было устроено издавна. Еще в восьмом веке до нашей эры в этом месте стояла плотина, которая собирала в озеро драгоценную влагу подземного источника. Это был довольно обширный водоем, воду из которого использовали священники для нужд Иерусалимского храма, в частности, для омовения жертвенных животных. Через шесть столетий здесь был вырыт второй резервуар, древняя дамба стала разделительной стеной между старым и новым бассейнами. Незадолго до Рождества Христова эти водоемы прославились чудесами – раз в год по воде пробегало необъяснимое волнение, и неизлечимо больные, погружаясь в нее в этот момент, тут же исцелялись. Считалось, что это ангел касается воды, и придает ей чудесные свойства. Над бассейнами возвели купальню с пятью крытыми галереями, в которых собирались люди, жаждущие выздоровления. Здесь лежал в надежде на исцеление и евангельский расслабленный, которому помогла не вода, а сам Христос. Именно в эти годы купель получила свое название – Вифезда, что означает, в зависимости от тонкостей произношения на древнееврейском, «Дом источника» или «Дом милосердия». Согласитесь, интересная игра слов. Во втором веке над Овчей купелью по приказу римского императора был построен языческий храм, посвященный врачевателю Асклепию. Но проходит еще двести лет, и над Вифездой вырастает православная базилика. К купели потянулись паломники, хотя к этому времени воды в ней уже почти не было – новая городская стена перекрыла доступ влаги в водохранилище. Как и многие иерусалимские храмы, церковь над Овчей купелью была разрушена персами. С течением веков слой земли над руинами становился все толще, казалось бы, и купель, и базилика должны быть потеряны навсегда. Но археологические раскопки в двадцатом веке неожиданно открыли для нас древнейшую плотину и каменные резервуары по ее сторонам, остатки галерей над купелью, по которым можно пройти и сегодня, арку и мозаичные полы византийской базилики. Сегодня все эти археологические находки принадлежат католическому монастырю, вход на территорию Овчей купели стоит десять шекелей, это около девяноста рублей. Найти Вифезду просто – нужно лишь попасть в город через Овечьи ворота (сегодня их чаще называют Львиными), и пройти метров пятьдесят, держась правой стороны. Смотрите внимательней, надпись над входом должна быть на французском языке – ведь монастырь-то французский.
В Евангелии от Иоанна описывается вифезда как пруд, который имеет целебное значение
Вифезда упоминается в Евангелии от Иоанна. В нем описывается, что это пруд, который имеет целебное значение. Именно на это указывает и само его название, которое означает по-еврейски «дом милосердия».
Около пруда были крытые ходы и галереи, которые были воздвигнуты для удобства больных. Говорили, что люди собирались тут в ожидании возмущения воды. Когда же происходил такой момент, то человек, который попадет туда первым, сразу же получит исцеление от своей болезни, какая бы она страшная не была.
Конечно же, сколько приходилось людям ждать неизвестно. Но можно предположить, что очень долго, так как благодать Божия дается не всегда, и лишь по истинным молитвам людей.
В настоящее время на месте давно известной купальни под названием Вифезда находится трава и заброшенные руины. Ранее на этом самом месте люди ожидали очереди и получали долгожданное исцеление, которое можно было прождать и год, и два, и целое десятилетие. Но люди ждали и терпели