Гдз по окружающему миру

Оглавление

Расшифруй песню

Ведущий выходит из зала, все загадывают известную песню. Когда ведущий войдет, он должен, задавая любые вопросы (не относящиеся к песне), понять, что загадали участники. Каждый участник должен вставить в свой ответ одно слово из песни. Следующим ведущим становится тот игрок, на котором песня была узнана.

Например, загадана песня «Ой, цветет калина в поле у ручья»:

Ведущий: Какая сегодня погода?

1-й игрок: Ой, кажется, будет дождь.

Ведущий: Что ты сегодня ел на завтрак?

2-й игрок: У меня под окном цветет подсолнух, я ел семечки из него.

Ведущий: Какого цвета твоя рубашка?

3-й игрок: Если сравнить цвет моей рубашки с растениями, она будет примерно как калина. И т.п.

Важно составлять такие предложения, с которыми ведущий не сразу догадается, о какой песне идет речь. Изменять падеж, число, склонение, спряжение слов нельзя: они должны оставаться в той форме, в которой стоят в песне

Изменять падеж, число, склонение, спряжение слов нельзя: они должны оставаться в той форме, в которой стоят в песне.

Где мы живем

Страница 6 — 8. ГДЗ к теме Родная страна

1. Запиши, где ты живёшь. Планета Земля Страна Россия Республика (край, область) Московская обл. Город (село) Москва

Далее нужно записать свой адрес 2. Найди на рисунке и отметь (закрась кружок) герб Российской Федерации. Если тебе интересно, узнай с помощью дополнительной литературы, Интернета, гербы каких стран показаны на рисунке. Подпиши.

3. Вырежи из Приложения полоски и расположи их так, чтобы получился флаг Российской Федерации. Проверь себя по учебнику. После проверки наклей полоски.

Цвета полос сверху вниз: белый,                                             синий,                                             красный

4. Запиши названия народов, представители которых населяют твой край. Русские, армяне, грузины, казахи, татары, евреи, осетины, чеченцы и другие. 5. На с. 8 опиши интересные традиции одного из народов твоего края. Используй собственные наблюдения, сведения, полученные от взрослых, дополнительную литературу, Интернет. Можно нарисовать традиционные предметы быта этого народа или наклеить фотографию, сделанную на народном празднике.Масленица — древний славянский праздник, проводы зимы. Длится целую неделю. Каждый год он бывает в разные сроки — со второй половины февраля до первых дней марта. Начало Масленичной недели зависит от Пасхи — большого весеннего праздника. А время Пасхи меняется из года в год. Чтобы узнать, когда наступит Масленица, надо от даты Пасхи в текущем году отсчитать назад семь недель. Восьмая неделя — Масленица. Обязательно пекут блины — это главное праздничное лакомство на Масленицу. Атрибутом праздника является чучело, которое сжигают на проводах Масленицы.

Масленица Праздники других народов:

Сабантуй

Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» (сабан — плуг и туй — праздник). Раньше он праздновался перед началом весенних полевых работ в апреле, сейчас сабантуй празднуют в июне — по окончании сева. Сабантуй начинается с самого утра. Женщины надевают свои самые красивые украшения, в гривы лошадей вплетают ленточки, подвешивают к дуге колокольчики. Все наряжаются и собираютсяна майдане — большом лугу. Развлечений на сабантуе великое множество. Главное — национальная борьба — курэш. Для победы в ней требуется сила, хитрость и ловкость. Существуют свои строгие правила противники обматывают друг друга широкими поясами -кушаками, задача заключается в том, чтобы подвесить противника на своем поясе в воздухе, а затем положить его на лопатки. Победитель (батыр) получает в награду живого барана (по традиции, но сейчас чаще заменяют другими ценными подарками).

Праздник белого месяца (Новый год) в Бурятии

Новый год по старинному бурятскому календарю тоже наступает на границе между зимой и весной, в конце февраля — начале марта. Называется он сагаалган — праздник белого месяца. «Белый» значит «чистый», «святой». В каждой семье наводят порядок и чистоту в доме, справляют обновы, готовят подарки и ждут гостей. Перед божницей со статуей Будды ставят благовонные травы. Если дети живут отдельно, они обязательно навещают родителей. Младшие поздравляют старших, желают им здоровья и долгих лет жизни. В старину обязательно устраивались скачки на конях и спортивные игры. Праздник длился пятнадцать дней.

Хололо. Корякский праздник в пору осеннего равноденствия

С древности пасет корякский народ стада оленей на Камчатке. Олень и одевал, и кормил коряков, был средством передвижения по необъятным просторам. Добывали коряки и рыбу, собирали коренья, ягоды и дикорастущие травы. За эти дары родной земли коряки благодарили природу в пору осеннего равноденствия. Самый большой из старинных корякских праздников назывался Хололó. Длился он целые сутки. Готовили для всех общую трапезу. Юноши и девушки танцевали и пели песни.

Праздник моления небу-кормильцу у нанайцев

1) По своим наблюдениям расскажи, как изменилась погода с приходом весны.

Учебник «Окружающий мир» приглашает нас в гости к весне. Посмотрим, что изменилось с приходом этого времени года.

Весной стало теплее. Уже нет сильных морозов и даже ночью лужи не замерзают. Солнце поднимается всё выше, и продолжительность дня увеличилась.

Ещё случаются снегопады, но часто идёт и просто дождь.

2) Что изменилось весной в жизни растений и животных?

Как только стаял снег, появились и первые цветы, а потом и начала зеленеть травка.

На деревьях набухли почки.

Стали прилетать птицы с тёплых краёв, в лесах просыпаются животные, которые спали всю зиму — медведи, ежи и другие.

3) Познакомьтесь по учебнику с изменениями в не­живой и живой природе весной. Сделайте сообщение классу.

Сообщение «Изменения в неживой природе весной» для 2 класса

С приходом весны увеличилась долгота светового дня.

Ночь и день почти сравнялись по продолжительности.

А солнце стало выше подниматься по небосводу.

Из-за этого стало ощутимо теплее.

Снег начал таять, побежали весёлые ручейки.

Сугробы осели и стали грязными.

С крыш застучала капель, и выросли сосульки.

Лёд на реках начал опускаться и открылась чистая вода.

Небо стало более голубым, ярким, по нему теперь бегут высокие белые облака.

Снегопады почти прекратились, но по ночам случаются заморозки, и лужи покрываются тонкой корочкой льда.

Весенние квест-игры — Спортивно-оздоровительная игра-квест для детей смешанного возраста «Весенние приключения»

Публикация «Спортивно-оздоровительная игра-квест для детей смешанного возраста…»
Спортивно-оздоровительная игра — квест для детей смешанного возраста «Весенние приключения» Цель:  Пропаганда и популяризация здорового образа жизни, создание условий для активного отдыха детей, воспитывать культуру общения и умение работать в коллективе. Задачи: -Укреплять…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект игровой ООД в форме квест-игры «Признаки весны»
Цель: способствовать обобщению у детей представлений о весенних изменениях в природе. Задачи: Обучающие: Учить детей различать характерные признаки весны Развивающие: Развивать речь – доказательство, опираясь на характерные признаки в загадке. Воспитывающие: Воспитывать любовь к…

Квест-игра по ФЭМП по теме «Весна»
Цель: Закрепление с детьми характерных признаков весны через подборку математических игр. Задачи: 1. Продолжать учить решать задачи на сложение и вычитание; 2. Решать примеры в пределах 20 и уметь их сравнивать; 3. Закрепить порядковый и обратный счет; умение называть предыдущее…

Экологическая квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Весна лес наряжает и нас в гости приглашает»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 404» Методическая разработка Экологическая квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Весна лес наряжает и нас в гости приглашает» Авторы методической разработки: Казакова Татьяна Вениаминовна…

Весенние квест-игры — Квест в старшей группе «Путешествие в весенний лес»

Статья «Квест в старшей группе «Путешествие в весенний…»
Квест в старшей группе «Путешествие в весенний лес» Цель: Закрепление знаний детей о признаках весны. Задачи: — Обобщить знания детей о весенних изменениях в природе (тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы. — Закрепить кол-во и счет — Развивать общую и мелкую моторику,…

Конспект интегрированной образовательной деятельности во второй младшей группе в форме квест-игры «Помощники весны»
Конспект интегрированной образовательной деятельности во второй младшей группе в форме квест- игры «Помощники весны» Цель: обобщить знания детей о весне. Задачи: Образовательные: • уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе; •…

Квест-игра для детей старшей группы «Разведчики весны»
Квест-игра «Разведчики весны» Цель: развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде. Задачи: 1. Учить детей замечать и осознавать окружающую их обстановку и происходящие в ней изменения. 2. Продолжать формировать у детей такие качества, как наблюдательность,…

Страницы:

Стр. 56-57. Птичьи секреты

1. Как называются эти птицы? Впиши в кружочки номера их названий.

См. фото.

Перелетные птицы: ласточка, стриж, скворец, утка, цапля, грач.

Зимующие птицы: сойка, дятел, поползень, синица, ворона, воробей.

2. Приведи другие примеры перелётных и зимующих птиц. Можешь использовать сведения из книги «Зелёные страницы».

Перелетные птицы: журавль, горихвостка, кулик, дрозд, трясогузка, дикие гуси.

Зимующие птицы: галка, голубь, снегирь, сорока.

3. Понаблюдайте за птицами вашего города (села). С помощью атласа-определителя узнайте их названия

Обратите внимание на поведение птиц. Есть ли у каждой птицы свой характер? По результатам наблюдения напиши свой рассказ

Сделай рисунок и наклей фотографию.

Сойка.

Сойка — лесная птица, но в последнее время ее все чаще можно встретить в городе: парках и скверах. Это очень красивая птичка. На крыльях у нее разноцветные перья, с синим отливом. Сойка кричит резко, пронзительно. Эта лесная красавица любит есть желуди, подбирает также остатки пищи, иногда разоряет птичьи гнезда и даже нападает на мелких птиц.

Игры с картинками

Изображения изменений в природе, особенности жизни людей и зверей с приходом новом времени года, цветы — все эти рисунки можно и нужно использовать для дидактических игр с детьми.

Что я вижу?

Сюжетные картинки полезно использовать для игр на внимание и умение составлять точное описание. Ведущий загадывает любой объект, изображенный на рисунке, затем делает словесное описание его

Если другой игрок смог угадать, то ведущим становится он.

Весна-красна

Если взять портрет девушки-Весны, то можно попросить ребенка составить рассказ от ее имени. Пусть он расскажет о ее наряде, привычках, заботах. Если играет несколько детей, то интереснее отвечать по кругу, дополняя друг друга.

Запахло весной

Разложите перед детьми предметные картинки с листьями деревьев (береза, липа, рябина и др.) и весенними цветами (крокусы, ландыши, нарциссы и др.). Попросите описать одну, не упоминая название того, что на ней. Другие игроки должны как можно быстрее взять карточку, о которой говорит ведущий. Победитель определяется по количеству «правильных» карточек.

Вот и я!

Все играющие садятся перед карточками, на которых нарисованы разные звери, растения, птицы. Задача игроков выбрать как можно больше изображений тех, кто просыпается весной. Игра идет по кругу, каждый ребенок говорит: «Доброе утро, медведь! Ты всю зиму спал.» или «Доброе утро, скворец! Ты только прилетел из теплых стран.». Побеждает тот, кто соберет больше карточек.

Весна пришла

Дети смотрят на сюжетную картинку и называют (по очереди) как можно больше признаков пробуждения природы, прихода нового времени года. Выигрывает тот, кто ответит последним.

Использование наглядного материала значительно повышает эффективность развивающих занятий с детьми. Их систематическое использование помогает добиться отличных показателей речевого развития намного быстрее. Картинки стимулирую не только речевую активность ребенка, но и все его познавательные процессы.

Весной распускаются первые цветы

Наблюдение за цветущей веткой абрикосового дерева

— Посмотрите на эту ветку. Это ветка абрикосового дерева. Сейчас на ней появились цветочки. Понюхайте носиком запах этих цветов. Нравится вам этот запах? К концу весны на месте цветочков появятся зеленые абрикосы. А летом абрикосы поспеют, станут желтыми, вкусными и тогда, мы будем их кушать.

К листу-фону с изображением ветки дети приклеивают вырезанные из салфетки цветы.

Дидактическое упражнение «Что сначала, что потом»

— Ребята, внимательно посмотрите на картинки. Сначала абрикос цвел, у него на ветках распустились цветы. Покажите мне такую картинку. Затем на ветках вместо цветов выросли маленькие зеленые абрикосы. Покажите такую картинку. А потом абрикосы поспели и стали большими и желтыми. Покажите эту картинку. А теперь выложите картинки по-порядку — что было сначала, а что потом.

— На картинке с цветами найдите место пуговицам. Вы должны подобрать пуговицы по цвету и величине.

Лепка «Фиалки»

Из соленого теста зеленого цвета дети прямым раскатыванием лепят толстую колбаску. В нее вдавливают вырезанные из яичной клетки фиолетового цвета цветы фиалки. Из пластилина желтого цвета раскатывают круговыми движениями шар и делают из него серединку цветка.

Знакомые растения

Хорошо бы с раннего детства научить ребенка распознавать наиболее распространенные растения. Начните с самых простых. Это мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, крапива.
Ранней весной — еще снег вокруг лежит — появляются на проталинах первые желтые цветочки мать-и-мачехи. Покажите ребенку этот цветок поближе, пусть он внимательно рассмотрит его и запомнит

Обратите внимание на стебель.
Примерно через месяц появляются другие желтые цветы — более высокие, крупные и стебель у них совсем не похож на стебель мать-и-мачехи. Это одуванчик

Объясните ребенку, в чем разница между этими цветками. У одуванчика к тому же красивые резные листья.
Сорвите лист и дома обведите его на бумаге по контуру. А малыш раскрасит его зеленым фломастером и дорисует желтые цветы на высоком стебле. То же самое проделайте с листьями подорожника, крапивы, мать-и-мачехи (когда они появятся). Теперь, отправляясь на прогулку, просите малыша находить и называть растения, с которыми он уже познакомился. Делайте это постоянно, не спеша.

Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Весна»

Цели:

Познакомить детей с сезонными весенними изменениями в природе.
Обогатить словарь детей по данной теме.
Побуждать детей слушать музыку, рассматривать картины и предметы.
Учить детей видеть и находить взаимосвязь между состоянием погоды и одеждой, понимать последовательность роста растений.
Формировать устойчивые представления о цвете, форме, величине, геометрических фигурах, количестве.
Продолжать учить ориентироваться в пространстве. Различать понятия «быстро-медленно», «сильно-слабо».
Закреплять умения двигаться под музыку соответственно тексту песни.
Учить детей рисовать с помощью пипетки.
Совершенствовать навыки лепки, рисования кистью, наклеивания.

Оборудование:

Сюжетные картины о весне.
Силуэтные картинки куклы, зимняя и весенняя одежда для куклы.
Картинка-фон «Бегут ручьи», кисти, баночки-неразливайки, синяя краска.
Цветущая ветка абрикосового дерева в вазе с водой.
Картинка-фон с изображением ветки, клей, вырезанные из салфетки розового цвета цветы.
Картинки с изображением цветущей ветви, зеленого абрикоса и спелого абрикоса.
Пуговицы разных цветов и величины, картинка с изображением весенних цветов.
Соленое тесто зеленого цвета, пластилин желтого цвета, вырезанные из яичной клетки фиолетового цвета цветы.
Силуэтные изображения тучек и солнышка, прищепки, веревка.
Пипетки и емкости с водой, вырезанные из картона цветы и листочки.
Картинка-фон с изображением черных ямок, аналогичные по форме силуэтные изображения луж, вырезанные из картона мостики.
Вырезанные из прозрачной клеенки лужи маленького и большого размера, пеньки.
Схематичное изображение скворечника из геометрических фигур, цветные геометрические фигуры, соответствующие изображению скворечника, счетные палочки, силуэтное изображение птички.
Рисунок-фон с изображением птиц и гнезда.
Настольная игра «Чей малыш?»
Картинка-фон с изображением леса, силуэтные картинки медведя, ежа, змеи, пчелы.
Аудиозаписи: Вивальди «Весна», «Весенняя пляска», «Весна-красна».

Salt and Sanctuary

https://www.youtube.com/watch?v=u_054dUJzCEVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Salt and Sanctuary — Currents Trailer | PS4, PS Vita (https://www.youtube.com/watch?v=u_054dUJzCE)

1-2 игрока на одном экране | платформы: PS4, PS5, Xbox One, Series S|X

2D-последовательница Dark Souls, копирующая ее по всем статьям. От высокой сложности и специфической боевки с перекатами и парированиями до собственного аналога душ – той самой соли из названия. Похожей вышла и мрачная, полная загадок вселенная, и лор с сюжетом, которые игроку выдают по крупице. Впрочем, совсем уж клоном Salt and Sanctuary не назвать. Во-первых, разработчики добавили сюда элементы метроидвании. Вдобавок прокачка, классы и вооружение получились вполне самобытными, а кооператив в такой атмосфере дарует совсем новые ощущения.

Мне нравитсяНе нравится

Итоговая таблица рейтинга

Portal 2
3

It Takes Two
3

Mortal Kombat 11
2

Rocket League
2

Tekken 7
1

Cuphead
1

Sonic Mania
1

Outward

Spelunky 2

Worms W.M.D

Overcooked 2

Human: Fall Flat

Dirt 5

Lost planet 3

Guacamelee! 2

Trine 4: The Nightmare Prince

Resident Evil 6

Children of Morta

Lego The Incredibles

DYNASTY WARRIORS 8: Xtreme Legends

Enter the gungeon

Lovers In a Dangerous Spacetime

Crash Team Racing Nitro-Fueled

Call of Duty: Black Ops III

The Dark Pictures Anthology: Man of Medan

Awesomenauts

A way out

Borderlands 3

Rayman Legends

Shovel Knight: Treasure Trove

Lara Croft and the Temple of Osiris

Castle Crashers Remastered

Ark: Survival Evolved

Diablo 3

Divinity: Original Sin 2

Unravel 2

Streets Of Rage 4

The Escapists 2

Salt and Sanctuary

Gang Beasts
-1

Время

Страница 12 — 13

1. Придумай рисунки-символы, обозначающие прошлое, настоящее и будущее. Объясни (устно), почему тебе захотелось сделать именно такие рисунки.

Прошлое

Настоящее

Будущее

2. Пронумеруй единицы измерения в порядке их увеличения.

Единицы измерения времени

Подумай, какие единицы измерения времени можно определить по часам, а какие — по календарю.

По часам можно определить: часы, минуты, секунды.
По календарю можно определить: год, месяц, неделю, сутки.

3. Практическая работа «Часы». 1) Рассмотрите часы. С помощью рисунка изучите их устройство. Покажите и назовите части часов.

2) Понаблюдайте за движением стрелок. Какая их них самая «быстрая», а какая — самая «медленная»?

Самая "быстрая" стрелка на часах - секундная стрелка. 
Самая "медленная" стрелка на часах - часовая стрелка.

Когда учитель подаст сигнал определите по часам. Запишите время.

Время: 10 часов 20 минут 32 секунды.

3) На модели часов установите различное время и определите его. Покажите это время, нарисовав стрелки.

Слева на часах: 12 часов 39 минут.
В центре на часах: 5 часов 20 минут.
Справа на часах 11 часов 00 минут.

4) Допишите.

Часы - это прибор для измерения времени.

Экологический календарь

Страница 32 — 33

1. Найди в учебнике и запиши определение.

2. Нарисуй картинку на тему «Наш волшебный Зелёный Дом».

3. Впиши в таблицу даты экологических дней с помощью текста учебника. Придумайте рисунки-символы и нарисуйте их в таблице.

Осенние месяцы

1. В первом столбце прочитай вслух названия осенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий осенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.

Во 2-м столбце пишем сверху вниз: сентябрь октябрь ноябрь

Узнай у старших и запиши в третий столбец названия осенних месяцев в языках народа твоего края.

В 3-м столбце пишем сверху вниз: ревун грязник листогной

2. Запиши названия осенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:

а) с явлениями неживой природы: дождезвон, зоревник, грязник, хмурен, ревун.

б) с явлениями живой природы: листогной, листопад.

в) с трудом людей: хлебник, свадебник, капустник, листокос.

3. Велика Россия. Поэтому лето провожают и осень встречают в разное время и не один раз. Запиши даты прихода осени по старинным календарям народов твоего края.

Ответ: лето в России приходит 1 сентября (современная дата прихода осени), 14 сентября (приход осени по старому стилю), 23 сентября (день осеннего равноденствия в Московском государстве считался днем наступления осени). 4. Подписи для рисунка на выбор: золотая осень; унылая пора — очей очарованье; осень в деревне; осенняя Москва; в ожидании зимы.

С. 38-39. Осень в неживой природе.

1. Отметь схему, на которой показано положение солнца осенью. Объясни (устно) свой выбор.

Отмечаем вторую схему. На ней есть признаки осени (дождь, листопад, Солнце идет низко над землей).

Для понимания: Земля вращается вокруг Солнца, при этом ось Земли наклонена всегда одинаково. Когда ось наклонена в строну солнца, оно кажется высоко относительно земли, находится «прямо над головой», лучи его падают «отвесно», это время года называют лето. При повороте Земли вокруг Солнца ось смещается относительно него и Солнце относительно Земли как-будто опускается. Его лучи падают на Землю наклонно. Наступает осень.

2. Составьте список осенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Ответ: иней, заморозки, дожди, туман, осеннее равноденствие, ледостав.

3. Запиши дату.

День осеннего равноденствия — 23 сентября

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Старинные весенние праздники

Вспомним

  1. Что праздновал народ перед Великим постом?
  2. Что вы знаете о Великом посте и Пасхе?

«Праздников праздник»

Главный весенний праздник — Пасха, Воскресение Христово. Недаром его называют «Праздников праздник». Каждый год Пасха бывает в разное время.

Народные обычаи весенних праздников полны добрых чувств. Люди радуются цветущей природе и друг другу. В последнее воскресенье перед Пасхой в храм несут цветущую вербу. В старину гибкими молодыми ветвями легонько похлопывали детей и животных, приговаривали: «Как вербочка растёт, так и ты расти!»

Считали, что так первое цветущее растение передаёт свою молодую силу, помогает детям и животным окрепнуть после долгой зимы. В городах в этот день устраивали вербные базары, продавали там игрушки для детей.

На Пасхальной неделе и дети, и взрослые обменивались в честь Светлого праздника крашеными яйцами. В сёлах ребятишки катали яички с пригорков. Катилось яичко красным солнышком по земле, по молодой травке, пробуждало весеннюю силу. А ещё ходили по селу, песнями поздравляли молодожёнов и желали им рождения детей: «Сколько в лесу пеньков — столько бы вам сынков! Сколько в лугу кочек — столько бы вам дочек!» Ведь дети — самое большое богатство в семье.

На Пасхальной неделе качались на качелях. Начинались весенние хороводные игры. На широком просторе юноши и девушки, взявшись за руки, ходили кругами, змейкой, ручейком.

Праздник Святой Троицы

Через пятьдесят дней после Пасхи наступает праздник Святой Троицы. На Троицу храмы и дома украшают травой, ветвями берёзы. В старину молодую берёзку наряжали шёлковыми лентами, яркими бусами, цветастыми девичьими платками. Праздновали люди от души, чествовали красоту матери-природы и прощались с весной-красной.

Легенды и песни о берёзе

Многие народы России чествуют берёзу. Вот легенда северного народа саамы.

Молодой пастух крепко привязал оленя к берёзке. Стал отвязывать — узел не поддаётся. Дёрнул пастух изо всей силы и вырвал берёзку с корнем. По древнему поверью, он должен был попросить прощения у матери-земли за то, что нанёс рану. Но парень забыл об этом. Вернулся в чум, лёг и чувствует — силы покидают его. Тяжело заболел юноша, никто не мог его вылечить. Изболелось сердце у матери. Выведала она у сына, что случилось в тундре. Пошла мать к погубленной берёзке, закрыла оголённую землю мхом и попросила у матушки-земли прощения за сына. Вернулась домой, а сын жив и здоров. С тех пор молодой пастух понял, что надо уважать и беречь землю.

Другой народ Севера — якуты — в древности считал берёзу матерью-хозяйкой земли. Якутский народ сложил песню о берёзе. Дерево, которое рубят без надобности, поёт:

    • Я, матерь-берёза, судорожно вздрогнула.
      Душа моя растерялась, удивилась,
      Выскочила и уселась на нижние ветки.

Послушаем и мы мудрый голос деревьев! Будем их беречь!

Обсудим

  1. Какую мысль выразил народ саамы в легенде о берёзе?
  2. Подберите в творчестве народов вашего края похожую легенду о растениях и обсудите её в классе.

Проверим себя

  1. О каких старинных весенних праздниках вы узнали на уроке?
  2. Ветви каких растений используют в обрядах весенних народных праздников?

Сделаем вывод

В весенних народных праздниках, легендах, песнях разных народов отразилась нежная любовь людей к природе, забота о земле-кормилице, о благе всех живых существ в мире.