Вальдорфская педагогика

Плюсы и минусы

На основе существующих отзывов о вальдорфской школе отметим ее основные достоинства и недостатки.

Достоинства:

В первых класса упор делается главным образом на развитие личности ребенка. В учебных заведениях такого типа детки являются не иначе как центром вселенной

Каждый из учеников имеет право высказывать свое мнение, а педагог старается максимально поддерживать их в реализации любых мыслей/желаний/идей.
Как правило, в вальдорфских школах буквально с первых классов начинается изучение двух иностранных языков.
Огромное внимание уделяется творчеству. Дети не только учатся рисовать и петь, но и познают азы игры на музыкальных инструментах, танцуют, постигают театральное искусство и эвритмию (искусство художественного движения, разработанное тем самым Рудольфом Штайнером).
Как бы это удивительно ни звучало, но в вальдорфской школе нет домашних заданий.
Праздники (Новый год, Рождество, 8 Марта и многие другие) отмечаются в штайнеровских учебных заведениях с особым размахом

Дети подготавливают сценки, разучивают стихи и песни, а также мастерят друг для друга подарки. Особенным праздником здесь является день рождения. Вместо привычной раздачи сладостей в вальдорфских школах устраивают настоящие торжества. Одноклассники подготавливают для именинника стихи, дарят ему подарки и открытки.
В школе все едины. Дух соперничества, зависть и злой умысел здесь рубятся на корню. Благодаря тому, что в классе нет разделения на лидеров и неудачников, он становится одним сплоченным коллективом.

Как показывают отзывы, вальдорфская школа имеет и недостатки:

  1. Перевод ученика в простую школу затруднен. И дело тут не столько в необходимости ребенка перестраиваться на другую образовательную систему, сколько в организационных моментах. Банальный пример: ребенка, которому ни разу не ставили оценок, нужно оценить по общепринятой системе.
  2. Обучение длится 12 лет. В обычных же школах ученик может уйти с 9 класса в колледж или остаться до 11 класса и поступить в университет.
  3. Нет упора на точные науки, поэтому многие из выпускников вальдорфской школы становятся гуманитариями.
  4. Большинство штайнеровских школ частные, а значит, платные.
  5. Некоторые родители считают атмосферу, которая царит в частных вальдорфских школах, чересчур идеализированной, поэтому боятся, что она оторвет их ребенка от реальности.

История

Комментарии:

Вальдорфская педагогика: история возникновения

Вальдорфская педагогика возникла в начале ХХ века на юге Германии, в столице земли Вюртемберга – Штутгарте. Недовольный состоянием государственных школ персонал сигаретной фабрики “Вальдорф Астория”, наблюдая за своими детьми, часто жаловался на ситуацию в сфере среднего образования в Германии, на рутину в школах, безинициативность и отсутствие творческого подхода среди учителей, что, отнюдь, не способствовало развитию детей, их личностному и познавательному становлению. Эти жалобы доходили до владельца фабрики Эмиля Мольта, человека прогрессивно настроенного, ищущего выходы из социальных тупиков своего времени.

Эмиль Мольт (1876-1936) Фабрикa “Вальдорф-Астория”

В ответ на социальный “запрос”, не ограниченный, судя по всему, рамками одной только фабрики, а латентно присутствующий в немецком обществе того времени, в сознании Э.Мольта зародилась идея создания новой школы на базе новой педагогики, более гуманной и соответствующей возрастным интересам и потребностям ребенка, отвечающей его глубинным запросам. Близко стоящий к антропософским кругам Э.Мольт обратился с вопросом к Рудольфу Штайнеру, о возможности создания подобной педагогики.

Обращение Э.Мольта с таким вопросом именно к Рудольфу Штайнеру было не случайным. К тому времени Штайнер уже публично высказывал ряд новых прогрессивных идей, касающихся педагогики, и обладал определенным опытом частного преподавания и репетиторства.

Здесь следует особо упомянуть педагогическую деятельность молодого Штайнера в семъе венского коммерсанта Ладислава Шпехта, в которой на его попечении были четверо детей. Своим наибольшим педагогическим успехом сам Штайнер считал работу, проведенную по составленной им специальной программе, с младшим сыном Шпехтов, который страдал легкой гидроцефалией, головными болями и нарушением поведения. Известный венский врач – невропатолог Йозеф Бройер, учитель и коллега Зигмунда Фрейда, высказывал сомнения в возможностях мальчика нормально развиваться. Однако, Штайнеру удалось чисто педагогическими методами  оздоровить и подтянуть мальчика, который в течении 2 лет нагнал одноклассников, а в дальнейшем поступил в университет и стал врачом (для более подробного ознакомления см. сюда – незаконченная автобиография Р. Штайнера “Мой жизненный путь” ).

Р.Штайнер с готовностью откликнулся на поставленный вопрос и первый цикл лекций, посвященный вальдорфской педагогике, был прочитан в Штуттгарте в сентябре 1919 года. К тому времени уже было получено разрешение вюртембергского министра культуры и образования на основание новой школы (13.05.1919). В том же году (07.10.1919) на холме Уланда (Ulandshöhe) в Штуттгарте на средства выделенные Э.Мольтом была начата застройка первой вальдорфской школы. После завершения строительства в школе сразу открылись 8 классов с 256 учениками, из которых 191 были детьми сотрудников и рабочих фабрики.

Первая вальдорфская школа, Штутгарт 1927 год

Столь тесная связь школы с фабрикой “Вальдорф-Астория” длилась лишь год. В дальнейшем штуттгартская фабрика закрылась, а школа продолжила свое развитие. Дети стали приходить в вальдорфские школы из разных слоев общества.

Достаточно упомянуть, что во всем мире среди выпускников вальдорфских школ было немало людей, получивших впоследствии известность. Среди них писатель Михаил Энде (автор “Момо”, успешно экранизированной “Бесконечной истории” и др.), Карл Отто Пёль (президент федерального банка Германии с 1980 по 1991 годы), Йенс Столтенберг (бывший премьер-министр Норвегии, далее лидер лейбористской партии), Кен Шено (глава «American Express», в 2002 году признан вторым самым влиятельным управленцем в США), доктор Олаф Фельдман (член федерального парламента Германии), Кристен Нигаард (ученый, профессор информатики, один из “отцов-основателей” системы MS-DOS, Норвегия) многие из семьи Порше (среди них один из настоящих руководителей автоконцерна, Вольфганг Порше) и многие другие. В вальдорфские школы отдавали и отдают своих детей т.ж. многие известные люди.

Почти за 100 лет вальдорфские школы (далее ВШ) претерпели значительное развитие. Лишь однажды, в короткий период фашистской диктатуры, вальдорфские школы Германии были закрыты. На сегодняшний день вальдорфская педагогика является крупнейшим альтернативным педагогическим движением в мире. На момент написания этой справки (август 2010) количество ВШ в мире составило 1015. Необходимо отметить , что недостаток подготовленных преподователей является сушественным препятствием в еще большем распространении ВШ в мире.

Вальдорфская педагогика

Рудольф Штайнер, родоначальник вальдорфской системы обучения, в начале XX века открыл в Германии школу для маленьких детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Астория». Основной задачей своей школы Штайнер видел гармоничное и ненасильственное творческое развитие личности на основе знаний об окружающем мире, обучение практическим навыкам и эстетическое воспитание. Педагогическая система Штайнера основана на концепции антропософии, но в современной реальности она выглядит как набор традиций и особенная домашняя атмосфера учреждения.

  • Задача взрослого в педагогической системе Штайнера — помочь ребенку раскрыть заложенный в нем неограниченный творческий потенциал, а не внедрять в сознание воспитанника конечный набор знаний и компетенций, готовя его к взрослой жизни. Напротив, ребенку дается возможность максимально долго оставаться ребенком, наслаждаясь радостями детства. Детство — уникальная пора в цикле жизни, которой присущи свои особенности, ценности и задачи. Пропустить этот период, заполнив его попытками соответствовать требованиям социума, — значит предать саму идею детства.
  • Поэтому в детских учреждениях вальдорфской системы ребенок помещен в центр внимания, он — главная ценность, растет и воспитывается в атмосфере непринуждения, свободного выбора рода деятельности в темпах, свойственных его темпераменту и типу личности. Единственная задача ребенка — развивать свой собственный мир, раскрываться и реализовываться через характерные для конкретного возраста ведущие виды деятельности. А для всего дошкольного периода им является игра — вначале предметная, позже сюжетно-ролевая.
  • Не будет преувеличением сразу сказать, что вальдорфская педагогика отрицает интенсивное развитие в младенческом возрасте, выступая против ранней интеллектуализации детей, так как она, по мнению Штайнера и его последователей, мешает свободному формированию эмоциональной и духовной составляющих личности ребенка.

Почему же мы решили поговорить о вальдорфской педагогике?

Действительно, в школьных учреждениях вальдорфской системы интеллектуальным развитием детей (в том числе обучением чтению, счету, письму) не занимаются до 7 — 12-летнего возраста, чтобы усвоение абстрактных дисциплин не опережало установление эмоционального и духовного мира ребенка.

1. Обучение длится 11 лет, всю среднюю школу (8 лет) занятия ведет один педагог. Предпочтение отдается дисциплинам эстетического цикла (музыка, искусство, эвритмия) и практическим навыкам (садоводство, рукоделие). С первого класса ведется обучение двум языкам.

2. Изучение материала (а не дисциплин, как в традиционной школе) разбито на блоки, которые длятся в среднем около месяца, с полным погружением в тему, рассматриваемую по принципу междисциплинарности с целью формировать целостный взгляд ребенка на мир.

3. Подача материала строится таким образом, чтобы помочь ребенку не только воспринять его, но и пережить и уже на основе чувственного опыта выдвигать теории, делать умозаключения, формировать систему взглядов. Как пример — в начальных классах таблицу умножения можно усваивать под музыку, ритмичные хлопки или топанье ногами, а основы физики и инженерного дела в классах постарше могут даваться через проект строительства модели моста.

4. В школах проводится большое количество праздников, сопровождаемых театрализованными представлениями, к которым дети основательно готовятся: репетируют, шьют костюмы, изготавливают кукол и подарки родителям.

5. Пособий не существует, так же как и оценок, контрольных работ и экзаменов, а вместе с ними и состязательности в обучении. Руководство как учебным процессом, так и самим заведением осуществляется советом школы, состоящим из учителей, родителей и администратора, отвечающего за хозяйственную часть. Директора у учреждения нет.

Не будем углубляться в особенности школьной вальдорфской педагогики далее, общее представление вы уже получили, останемся в рамках нашего возраста. Что предлагает система Штайнера самым маленьким детям? На каких принципах строится воспитательный процесс?

История создания

Вальдорфская методика (или методика Штайнера) была создана  в 1919 году в Германии. Ее основоположники Рудольф Штайнер ( создал педагогику на основе антропософской науки) и Эмиль Мольт (экономически обосновал ее). Методику Штайнера иногда называют самой философской методикой раннего развития. В ее основе лежит антропософия – достаточно сложное философское направление. Именно это и является одним из камней преткновения в неприятии этой методики последователями православия и других религий. Однако, при подробном изучении этой методики можно отметить, что для раннего развития влияние антропософского учения минимально.

Ритмический распорядок

В вальдорфской школе существует строго определенный ритм дня. В течение учебного дня происходит плавный переход к физической деятельности от умственной. Вместо утренней зарядки ученикам предлагается ритмическая часть продолжительностью порядка 20 минут. За ней идет первый, он же главный урок. Это может быть математика, география, физика, родной язык и прочие сложные предметы. На втором уроке происходит ритмическое повторение. Вторыми обычно идут такие уроки: музыка, гимнастика, живопись, эвритмия и прочие. В послеобеденное время ученики занимаются практической деятельностью: ручной труд, садоводство, всяческие ремесла и прочие предметы, которые требуют физической нагрузки.

Салат Вальдорф классический рецепт

Соберите для работы такие продукты:

  • яблоки зелёные – 2
  • майонез – 100 г
  • сельдерей (стебель) – 250 г
  • перец душистый молотый
  • орехи грецкие – 100 г
  • сливки – 4 ст. л.
  • перец черный молотый – щепотка
  • сок лимонный – 2 ст. л.

Способ приготовления совсем простой:

  1. Нарезаем сельдерей соломкой, а яблоки кубиками и сбрызгиваем лимоном.
  2. Рубим орехи.
  3. Смешиваем все продукты и добавляем соус.
  4. Соус: смешиваем сливки (взбитые) с майонезом. Добавляем сюда же специи: перец черный и душистый, соль, сок лимона.
  5. Теперь готовый салат с соусом ставим на некоторое время (которое у вас осталось до прихода гостей) в холодильник. Затем украшаем и подаем.

Пример для подражания

Что же такое воспитание по вальдорфской системе? «Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам — это и есть нормальное состояние ребенка», — говорил Рудольф Штайнер. Обучение и воспитание детей раннего возраста строится на подражании: младенец старается повторить выражение лица своей мамы, а двухлетняя малышка кокетничает перед зеркалом, накрасив губы помадой.

В качестве основы обучения и построения модели «взрослый-ребенок» вальдорфцы взяли именно эту «впитывающую» особенность детской личности. Вот почему в системе Штайнера в детском мире особое место занимает взрослый (это может быть не только родитель, но и воспитатель, учитель). Он является для ребенка безоговорочным авторитетом и абсолютным примером. Воспитание по вальдорфской системе предполагает, что от поведения взрослого зависит вся атмосфера дома или же в садике. Эмоциональная детская личность отличается высокой восприимчивостью не только к поступкам окружающих людей, но и их переживаниям, мыслям. Дети подражают старшим, в том числе, когда наблюдают, как те одеваются, убирают, готовят и т.п.

Представьте себе вальдорфский детский сад: воспитатель в нем ведет себя так же, как мама, занимаясь хозяйством. Он вытирает пыль, варит компот или печет пироги, время от времени подходя к детям, чтобы поиграть с ними или рассказать сказку. Ребята постарше помогают ему накрывать на стол, работать в саду, убираться в группе. Много времени уделяется творческим занятиям: рисованию, лепке, аппликации (а в старших группах — даже валянию и вязанию), игре в кукольный театр, разучиванию песенок и стишков. И все-таки в некоторых аспектах вальдорфский детский сад солидарен с обычным садиком — полноценное четырехразовое питание и дневной сон в нем обязательны!

Четыре сущности человека

Помимо физического тела, Штайнер описывает еще три человеческие сущности, которые не могут быть непосредственно восприняты, то есть обнаруживаются лишь по действиям. По его мнению, в каждом человека происходит взаимодействие таких тел:

  1. Физическое.
  2. Эфирное. Отвечает за жизненные силы и рост.
  3. Астральное. Отвечает за движение души.
  4. Некое «Я». Является бессмертной духовной составляющей человека.

Каждая их сущностей имеет определенное время рождения и появляется через семь лет после предыдущей. Школьные годы приходятся как раз на рождение двух сущностей:

  1. Эфирного тела. Оно рождается в период, когда у ребенка начинается смена зубов, то есть примерно в 7 лет. До этого малыш получал знания благодаря «примеру и подражанию». Теперь же основу его обучения составляют «следование и авторитет». В этот период начинают развиваться душевные силы, память и образная фантазия.
  2. Астральное тело. Оно рождается в начале пубертатного периода, то есть примерно в 14 лет. Сопровождается интенсивным эмоциональным взрослением и развитием интеллектуальных способностей (силы убеждения, свободы мысли и абстрактного мышления).

Штайнер рассматривает воспитание как «содействие развитию». Согласно этой логике, в 21 год, когда рождается «Я», начинается процесс саморазвития.

К доске

Несмотря на то, что популярность вальдорфской методики воспитания в России набирает обороты, и количество вальдорфских детских садов неуклонно растет, вальдорфских школ у нас пока немного. Это и неудивительно: вальдорфская педагогика разительно отличается от традиционной. В качестве основных отличий можно отметить отрицание оценок не только в начальной, но и в средней — вплоть до 8 класса — школе (в конце года родители ученика получают табель-резюме, повествующее о его достижениях), и отсутствие учебников как таковых (на уроках дети работают в специальных тетрадях, которые и являются обучающими книгами). Обучение рассчитано на 12-13 лет (никаких «перепрыгиваний» через класс!), при этом в школу ребята идут только по достижении 7-летнего возраста.

Имейте в виду, что если ваш ребенок пойдет в вальдорфскую школу, а затем вдруг по каким-то причинам вы решите покинуть ее, в обычном общеобразовательном учреждении он сможет присоединиться только к ребятам, обучающимся двумя классами «ниже» (т.е. вместо 7-го класса его примут в 5-й). Из чего ясно следует, что обязательная образовательная программа вальдорфской школы все же отстает от общепринятой у нас в стране. И, как это логично вытекает из принципов вальдорфской педагогики, предметы, являющиеся второстепенными для обычной школы (музыка, рисование, природоведение и т.п.), в вальдорфском образовательном учреждении становятся основными на первые восемь лет обучения

Впрочем, есть у вальдорфских школ и плюс, который несомненно оценят современные родители — пристальное внимание здесь уделяется изучению иностранных языков. С первого же класса дети изучают их два, причем погружение в языковую среду происходит максимально органично — через народный фольклор (народные песни, потешки, стихи и т.п.)

Не зря вальдорфскую школу часто называют «школой жизни»: можете быть уверены, здесь ребенок быстрее, чем где бы то ни было научится печь пирожки, садить цветы и вязать на спицах. Главный принцип обучения — накапливание жизненного опыта путем переживаний, а не пустая зубрежка теорий. Отсутствие уверенности в том, что вальдорфская школа не дает ребенку реальных знаний для продолжения образования, например, в институте или университете, вынуждает многих родителей скептически относиться к этой педагогике. Но то, что дети в вальдорфской школе учатся без страха и сомнений (отметок-то нет — чего бояться?), с удовольствием и радостным удивлением, безусловно, заставляет симпатизировать. И если вы психологически готовы к тому, что ваш ребенок начнет изучать геометрию в первом классе посредством вождения хороводов и подвижных игр, можно попробовать познакомиться с вальдорфской системой обучения поближе.

Список вальдорфских школ и вальдорфских детских садов, которые работают в России, вы можете .

Больше полезных материалов о детском воспитании — в нашем канале на .

Вальдорфская школа в России

Вальдорфские школы существуют и в России. Они есть в таких городах, как:

  • Владимир;
  • Воронеж;
  • Жуковский;
  • Зеленоград;
  • Иркутск;
  • Калуга;
  • Киров;
  • Москва;
  • Самара;
  • Санкт-Петербург;
  • Смоленск;
  • Уфа;
  • Ярославль.

Как и в любой другой системе образования, обучение разбито на три ступени:

Первая: эта ступень традиционно считается начальной. На этом этапе ведется формирование базовых умений и навыков, развитие предметного мышления. Большинство занятий связаны с музыкой и живописью, что благоприятно сказывается на формировании мелкой моторики у учеников.

Вторая: к этой ступени относятся, как правило, с 5 по 8 классы. Она характеризуется развитием абстрактного мышления на базе предметного.

Третья: это период старших классов. У них начинается академическое обучение, которое предполагает обработку и усвоение большого объема информации.

Взвесим ЗА и ПРОТИВ?

Вальдорфская методика активно обсуждается: критикуется и восхваляется. Сторонники уверяют, что только вальдорфские сады и школы способны воспитать творческих и свободных людей. Противники же убеждены, что такой подход формирует детей слабых, не готовых к реальности жизни, конкуренции и борьбе. Другой довод антагонистов заключается в том, что методика устарела. Многие находят смешным заменять желудями конструкторы и машинки. Логика присутствует в обоих случаях — родителям крох есть над чем подумать, поразмышлять.

Безусловным преимуществом является то, что в такие сады дети спешат как на праздник. Атмосфера в этих учреждениях очень теплая и душевная, почти домашняя. И самое главное — здесь царит уважение к личности малыша, с самого раннего возраста.

Но есть и минус. Родители, которым не терпится похвастаться умениями ребенка, вальдорфскую методику, вероятнее всего, не оценят. До школы «вальдорфских» малышей не учат ни письму, ни чтению, ни счету. Кино и телевидение также находятся под запретом, а сказки крохам читают взрослые.

Теоретические основы вальдорфской педагогики

Современные сторонники вальдорфской педагогики подчеркивают, что антропософия не преподается детям ни в каком виде – ни как религиозное учение, ни как академическая дисциплина. Однако сами принципы педагогики Штайнера исходят из антропософских предпосылок. Главная из них – представление о человеческой сущности как о единстве духа (мысли), души (эмоциональной сферы) и тела. Задача педагогики – развитие все трех составляющих. 

В вальдорфских школах нет учебников. Носителем знаний является учитель, который искренне верит, что ему выпала честь транслировать передовое научное знание. Педагоги в подобных школах в большем своем числе – убежденные антропософы. Они считают, что их главная миссия – передать идеи Штайнера людям и сделать так, чтобы учащиеся приняли его учение об устройстве мира как единственно верное.

В то же время, если не учитывать философско-религиозные аспекты, можно сказать, что ориентация на гармоническое развитие ребенка, на его собственные способности позволяет отнести вальдорфскую педагогику к гуманистической парадигме в образовании. Исследователи указывают на близость педагогики Штайнера к идеям Л. Н. Толстого, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили и других авторов.

Еще один принцип вальдорфской школы предполагает поэтапное развитие ребенка. В период раннего детства, то есть до семи лет, согласно Штайнеру, упор делается на физическое развитие, в период детства (с семи до четырнадцати) – на развитие эмоциональности, и только на этапе отрочества и юности (до двадцати одного года) – на развитие интеллектуальное.

Главные принципы вальдорфского детского сада

Главный принцип вальдорфской педагогики заключается в том, что к изучению абстрактных дисциплин следует приступать только тогда, когда у крохи полностью сформировался эмоциональный мир. Не стоит торопить ребенка обучаться чтению и счету, пусть играет, рукодельничает, слушает сказки…

Малыши в вальдорфских садах прежде всего наслаждаются общением с воспитателями и сверстниками. Непременное условие — ритмичная организация жизни группы. Занятия чередуются, что делает процесс еще интереснее. Например, в понедельник группа рисует, во вторник лепит, а в среду занимается вокалом. На праздники малыши вместе со взрослыми пекут печенье и пироги. Жизнь идет размеренно и предсказуемо.

Еще одна важная особенность вальдорфских садов и школ — безоценочная система обучения и отсутствие соревнований между детьми. Малышей ни в коем случае нельзя сравнивать друг с другом, а тем более критиковать. Недопустимо говорить Коле, что успехи Вити более впечатляющие. Вальдорфская педагогика этого не терпит. Однако можно сравнивать достижения самого ребенка, например, вчерашний и сегодняшний рисунки. Похвалить малыша за хорошо усвоенный урок — не помешает, считали основатели методики.

Такой подход позволяет избегать стрессов и способствует сплоченности детского коллектива — воспитанники учатся слушать и уважать друг друга, а не соперничать. Этому немало способствуют частые выступления и групповые сценки, хоровое пение. Задача учителя — не столько передать знания и навыки, сколько пробудить интерес к учебе, окружающему миру и людям, которые находятся рядом.

Принципы обучения в вальдорфской школе

Обучение в школе длится 12 лет, из них 8 лет детям не ставят отметки, а основные предметы преподает один учитель. Причем учитель, помимо преподавания основных общеобразовательных предметов, поет, рисует, играет на флейте, вяжет, шьет. Прямо-таки Мэри Поппинс, разве не чудесно?

Главной особенностью вальдорфской школы является обучение «эпохами»: каждая эпоха длится 3-4 недели, и главной темой обсуждения выбирается какой-то один предмет. Утверждается, что это помогает полностью погрузиться в изучение темы, не отвлекаясь на другие проблемы.

Также в школе уделяется огромное внимание творчеству, а домашние задания попросту отсутствуют. Преподаватели стараются как можно дольше продлить детям ощущение детства, так что строгих выговоров и битья указкой по голове здесь не встретишь

В вальдорфской школе до второго класса не учат букв, не считают и не пользуются канцелярской ручкой. В первом классе дети только рисуют, и лишь второклашки начинают писать, причём сначала палочками на воске, потом чем-нибудь острым на бересте, потом гусиными перьями.

В школе не принято говорить детям «нет». Приветствуется любая инициатива, которую преподаватели стараются поддержать и помочь воплотить в жизнь. Очень поощряется фантазия.

В вальдорфских школах отсутствуют компьютеры, а все окружающие предметы сделаны из натуральных материалов. Причем детям даже запрещается играть с игрушками, созданными не из природных ресурсов.

Вот такие принципиальные отличия вальдорфской школы от обычной. Для кого-то эти особенности являются преимуществом, для кого-то недостатком. В следующем пункте я выскажу свое мнение.

Игрушки учеников Вальдорфской школы (ручная работа)