Оглавление
- Какие изменения возможны в школьной системе в ближайшее время
- В школу с 6 лет: все «за» и «против»
- Готовность ребенка к школе
- Шестилетки в школе: суть проблемы
- Муки выбора
- Медики
- Дети взрослым – не игрушка
- В каких случаях лучше повременить с поступлением в школу?
- Психологи
- Почему учатся именно с 1 сентября – история начала учебного года
- Как будут зачислять детей
- Что говорят эксперты
- «Школьная зрелость»
- Как определить, пора ли ребенка отдавать в школу?
- Истории хоумскулинга
- Степень подготовки ребенка
Какие изменения возможны в школьной системе в ближайшее время
Много разговоров сейчас вокруг того, что школьная система образования будет меняться. В планах Министерства просвещения провести реорганизацию, связанную с организацией учебного процесса в России. К основным пунктам, которые подлежат изменениям, будут относиться:
- Дистанционное обучение разрешат только при введении режима чрезвычайной ситуации.
- Рассматривают возможность сокращения летних каникул.
- Будет введена третья смена в школе. Первая станет приоритетной для начальных классов и выпускных.
- Всех учащихся переведут на шестидневную учебную неделю.
Данные пункты пока находятся на уровне планов, но о грядущих изменениях чиновники говорят давно. В планы ведомства не входит изменение даты начала учебного года на постоянной основе. Это праздник с историей и традициями, которые нарушать не планируют.
Начало учебного года в России с 1 августа не планируется
В школу с 6 лет: все «за» и «против»
Определенный возраст начала поступления в школу тщательно продуман и выверен детскими психологами и педагогами. Против раннего обучения они приводят следующие доводы:
- у подавляющего большинства шестилетних детей низкий уровень физической, мотивационной, психологической, эмоциональной готовности к обучению;
- сами школы не готовы принять шестилеток, поскольку в учреждениях нет практически никаких условий для дневного сна;
- поведение детей шестилетнего возраста не всегда произвольно, они руководствуются сиюминутными желаниями, предпочитая играть, а не слушать педагога, к тому же им сложно усидеть на одном месте в течение стандартных 40 минут;
- ребенку придется «напрягать спинку» минимум четыре часа (4-5 уроков в день), что приводит к неправильной осанке и даже сколиозу, не забудьте и о портфеле с учебниками и тетрадками.
И все же некоторые родители приводят аргументы в защиту раннего поступления в школу. Они уверены, что:
- лишний год в детсадовской группе способен затормозить психологическое развитие одаренного малыша, особенно если он по всем параметрам подготовлен к школьному обучению;
- напротив, в начальных классах шестилетки тянутся за более взрослыми одноклассниками, стремясь узнать как можно больше новой информации, что затруднительно в условиях детсадовской группы.
Готовность ребенка к школе
Упомянутые выше законодательные нормы опираются, прежде всего, на статистические данные о принципах физиологического развития человека, согласно которым возраст от 6 до 8 лет оптимален для начала обучения. Память малыша к этому моменту уже достаточно развита для усвоения большого количества нового материала, а его тело способно легко привыкнуть к постепенно увеличивающимся нагрузкам.
Однако, говоря о готовности ребенка к школе, нельзя учитывать только физиологические факторы. То, насколько комфортно будет ощущать себя малыш в учебном заведении, зависит от множества параметров. Не в последнюю очередь – от уровня интеллектуального, эмоционального и социального развития крохи.
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как определить психологическую готовность к школе?
Интеллектуальное развитие
Под термином «интеллектуальное развитие» специалисты обычно понимают не столько багаж знаний, с которым малыш приходит в первый класс, сколько готовность крохи к усвоению нового учебного материала. Если ребенок зазубрил таблицу умножения, но при этом не способен строить простые логические цепочки, отдавать его в школу явно равно. Какими интеллектуальными навыками должен обладать будущий первоклассник? Первостепенны среди них следующие:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как максимально быстро научить ребенка таблице умножения?
- умение анализировать информацию и выделять главное;
- способность к логическим выводам и синтезу причинно-следственных связей;
- свободное ориентирование в понятиях «пространство» и «время»;
- достаточное развитие речевого аппарата и богатый словарный запас.
Эмоциональный фон и зрелость нервной системы
Во многом именно от степени развития нервной системы зависит, насколько легко человек справляется с нагрузками и усваивает новую для себя информацию. Понять, есть ли у ребенка проблемы в данной сфере, сможет только специалист. Именно поэтому посещение врача-невролога – обязательный шаг перед подготовкой к школе.
ИНТЕРЕСНО: собираем ребенка в школу: список необходимых покупок для первоклассника
Проблемы с нервной системой оказывают влияние и на поведение. Из-за ее незрелости некоторые дети заторможены; другие – проявляют гиперактивность. То и другое может негативно сказаться на учебе. Понять, как лучше поступить конкретно в их ситуации, родители смогут после консультации у детского психолога. Специалист проанализирует, изменится ли поведение ребенка с течением времени, и расскажет, имеет ли смысл откладывать поступление крохи в первый класс.
ИНТЕРЕСНО: куда лучше поступить после 9 класса: советы
Навыки общения и степень самостоятельности
Если до школы ребенок посещал детский сад, проблем с социализацией и развитием самостоятельности у него, как правило, не возникает
В противном случае родителям придется уделить внимание таким аспектам, как:
- обучение крохи простейшим навыкам самообслуживания;
- развитие у малыша внимательности к чувствам окружающих;
- формирование толерантного отношения к недостаткам других детей.
Шестилетки в школе: суть проблемы
Отдав ребенка в школу в 6 лет, можно сэкономить ему целый год. Но почему тогда родители, поступившие так, иногда жалеют о своем решении? Все дело в психологической и физической подготовке будущего школьника. Несмотря на то, что первоклассников сильно не нагружают, им приходится сидеть за партой по 3-4 урока в день. От ученика требуют усидчивости, внимательности, терпения и желания учиться, осваивать новые знания.
Тонкая грань отделяет воспитанника садика от школьника. Дети, еще не готовые к получению знаний, просто хотят играть. На вопрос о школе они с энтузиазмом могут ответить, что готовы к поступлению. На самом деле такие дети просто хотели бы сменить обстановку — новизна кажется им привлекательной.
Стремление к знаниям приходит позже, и нужно найти такой момент, когда приходит пора попрощаться с детским садом. Тот факт, что ребенок умеет читать и считать, ни о чем не говорит. Не стоит обольщаться и думать, что он подготовлен к поступлению в школу. Иногда лучше задержаться в садике, чем неудачно стартовать в школе.
В некоторых странах понимают суть проблемы и вообще не нагружают первоклассников. Первый класс становится для детей промежуточным этапом, когда происходит переключение с игр на учебу. В России ситуация совсем другая: здесь школа — серьезное учреждение, где с первого класса требуют готовности к получению и освоению знаний.
Муки выбора
Давайте не будем лукавить, дорогие родители, и честно признаемся сами себе в том, что частенько в детях мы реализуем свои мечты и амбиции. Ведь куда приятнее сообщать всем родным, знакомым и коллегам, что шестилетка пошёл в школу, чем объяснять им же, почему ребёнку уже семь, а он всё ещё ходит в детский сад. Однако специалисты в своих выводах на редкость единодушны. По мнению большинства из них, не стоит торопиться и отдавать детей в школу слишком рано.
Родители должны помнить – нет одинаковых детей. Даже если все ровесники вашего ребёнка уже готовятся к первому классу, это совершенно не означает того, что и вы должны непременно стремиться к этому. Подготовительная группа детского сада, куда ходит ваш дошколёнок, и уже исполнившиеся шесть лет вовсе не гарантируют того, что ребёнок готов к школе. Кстати, беглое чтение и умение складывать в уме двухзначные числа тоже ничего такого не гарантируют. Потому что необходимы ещё и психологическая готовность, и физиологическая зрелость.
Медики
Как считают медики, к обучению готов тот ребенок, чей биологический возраст совпадает с паспортным или опережает его. Согласно данным исследования детей из сельской и городской местности «Гигиеническая оценка адаптации детей к поступлению в школу» Белорусского медицинского университета соответствие биологического возраста хронологическому было отмечено лишь у 58,2% шестилеток, а ускорения темпов биологического развития среди них выявлено не было. Группу риска «школьно дезадаптированных» детей образуют условно неготовые и неготовые к поступлению в школу дети с нестабильностью психоэмоционального состояния.
Статья по теме
Здоровые и умные дети: Можно ли сохранить здоровье в школе?
В методическом пособии для будущих медиков написано: «Функционально незрелые дети не справляются с учебной нагрузкой и формируют ряды отстающих. Часть из них выполняют школьную программу, но ценой чрезмерного напряжения, вызывающего переутомление и дальнейшее ухудшение здоровья».
Дети взрослым – не игрушка
Теперь – о самом главном. Родители должны очень взвешенно и ответственно подойти к вопросу раннего обучения своего малыша. Прежде всего, нужно ответить себе на вопрос, какова главная цель такой серьезной перестройки? Нельзя обучать малыша исключительно для того, чтобы похвастаться перед друзьями и знакомыми, «утереть нос», выставить ребенка на каком-нибудь семейном торжестве, словно умилительную игрушку. Это – главное «нельзя», без пояснений!
Теперь – другие возможные варианты дальнейшего развития событий в жизни малыша.
Раннее обучение дается ребенку легко и естественно: он окружен близкими людьми, обучается в игре, на сплошном позитиве, в отличие от школьных уроков, где ему придется усваивать новые правила поведения, привыкать к дисциплине и требованиям, к новому окружению и т.д.
В 3 года начинается формирование личности, и этому способствуют индивидуальные занятия, при которых все внимание взрослых сосредоточено на одном ребенке. Он учится в комфортной среде, под одобрительными взглядами любящих взрослых, что упрощает запоминание, стимулирует к дальнейшему усвоению знаний
В классе личностные качества, в какой-то степени, подавляются, чтобы обеспечить порядок и дисциплину на уроке. На перемене, в общении со сверстниками свобода проявления личностных качеств – тоже относительна, так как малыш учится взаимодействию с коллективом, что значительно увеличивает эмоциональную нагрузку, одновременно отвлекая от учебного процесса.
В первом классе освобождается время на выполнение домашних заданий, поскольку программа начальной школы уже усвоена, и ребенка можно обучать дополнительно в музыкальной, художественной, спортивной школе.
Пожалуй, в современных школьных реалиях, другие «плюсы» отыскать сложно, пока в законе не сказано, что обязательное общее образование начинается, ну, хотя бы, с 6 лет. Можно, конечно, организовать одну из форм домашнего обучения, так как велика вероятность, что в первом классе, куда обязательно пойдет ребенок, вряд ли, все первоклашки будут подготовлены так же.
Это означает, что учитель будет занят работой с классом, готовить задания «на среднего ученика», и малышу, усвоившему дома начальную грамоту в 3 года, будет просто скучно и неинтересно на уроках, со всеми вытекающими последствиями. Если отправить его сразу в 3 класс, то «возрастная пропасть» между ним и третьеклассниками, которая в этот период ощущается остро, может стать для малыша непоправимой психологической травмой.
Наконец, родителям стоит задуматься, чем займется ребенок, усвоивший обязательную программу начальной школы раньше остальных детей. Ведь, ему придется создавать и дальше индивидуальные условия для обучения. А вдруг, он в 18-20 лет начнет сожалеть, что лишен воспоминаний о школе и одноклассниках, что его детство было не таким, как у всех? Ведь, время назад не отмотаешь.
В каких случаях лучше повременить с поступлением в школу?
Существует ряд «противопоказаний» для начала учебы ранее 7 лет:
1. Психологические:
- отсутствие мотивации к учебе, явное предпочтение игры обучению;
- появление в доме новорожденного одновременно с поступлением ребенка в 1 класс;
- тяжелый период в жизни семьи (ссоры, развод, безденежье и др.).
2. Социальные:
- большое количество взрослых, участвующих в жизни ребенка (это чревато излишним прессингом на малыша);
- выбор родителями для обучения гимназии, частной школы или лицея с высокими требованиями программы, необходимостью ежедневных (возможно, длительных) поездок туда и обратно.
3. Медицинские:
- психические заболевания;
- недавно перенесенные травмы головного мозга, позвоночника;
- хронические болезни;
- слабый иммунитет.
Психологи
— Начало школьного обучения в 5-летнем возрасте — проявление нездоровой ситуации в семьях, когда с помощью детей и их достижений реализуют себя амбициозные родители. И расширение возможностей для них может превратить исключение в правило. «Мой мальчик уже пошёл в школу, а твоя девочка? Ей ведь тоже уже пять?» — такие диалоги не заставят себя ждать, — считает замдиректора Института психологии Белорусского государственного педагогического университета Сергей ЖЕРЕБЦОВ. — Поэтому государство и законодатели должны подумать не только о мнении некоторых родителей, но и о самих детях, действовать в интересах их развития. К практике выдачи таких разрешений нужно подходить крайне ответственно и давать положительный ответ в исключительных случаях.
Мы хорошо знаем, сколько споров и возражений вызвала ещё советская реформа 1984 года, предусмотревшая возможность обучения с 6 лет. Тогда многими авторитетными учёными, например, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, было высказано мнение, что в 6 лет становиться школьником рано. Почему? Дело в том, что развитие — это последовательный процесс, в котором созревание создаёт предпосылки для обучения, и достижения предыдущих стадий развития определяют успешное прохождение последующих. Если определенные стадии не пройдены, то обучение не развивает, а парализует личностные силы, и ребёнок может регрессировать и часто болеть.
Статья по теме
Психолог: «Нежелание учиться нетипично для начальной школы»
— Чтобы быть готовым к школе, у ребёнка должна быть сформирована способность играть в совместные и сюжетно-ролевые игры с правилами
Это колоссально важно, т.к. правило становится для ребёнка своеобразной абстракцией, средством овладения собой, общения с другими
Игровая ситуация и правила лежат в основе функции символообразования, письма и чтения, способности к понятийному мышлению. Современные дети, «включённые» в смартфоны, планшеты, компьютеры, оказались почти «выключенными» из совместной игры. Несформированность игровых способностей — причина многих бед в личностном развитии (инфантилизм, психологическое отчуждение, конфликтность в общении, психосоматические заболевания). Родителям важно помнить, что лучшее, что можно сделать, если желаешь добра своему ребёнку, — играть с ним.
Почему учатся именно с 1 сентября – история начала учебного года
До революции начало учебного года не было связано с началом осени – городские школы приступали к урокам в августе, а сельские только после уборки урожая в конце октября.
Лишь в 1935 году вышло постановление Совнаркома о том, что все школьники в стране должны начинать занятия в школах одновременно. Тогда же была утверждена дата 1 сентября, размер и начало всех каникул.
Торжественные линейки и празднования 1 сентября как Дня знаний ввели лишь в 1984 году, и с тех пор это торжественный день начала нового учебного года во всех учебных заведениях России.
Почти сорокалетнюю историю не хотят прерывать и теперь – у Министерства просвещения нет цели изменить начало учебного года на постоянной основе. Сейчас говорят только о временном её переносе из-за пандемии. Стоит помнить, что по закону сделать это можно только с отклонением в 2 недели от положенной даты.
Как будут зачислять детей
Если раньше школа должна была зачислить ребенка в течение семи дней после приема документов,то теперь согласно новому порядку распорядительный акт о приеме директор издает в течение трех рабочих дней после завершения приема всех заявлений,то есть после 30 июня.
Это касается только тех семей,которые живут на участке школы,и тех,чьи дети имеют преимущество при зачислении. Принцип такой: до 30 июня собираются все заявления,потом издаются приказы.
В течение трех дней родителей уведомят,что нужно прийти в школу и подать документы. Это могут сделать по электронной почте или телефону. Получить информацию о ходе и результатах рассмотрения заявления можно и на Портале образовательных услуг Алтайского края через поиск заявления по его номеру или по документам ребенка.
День знаний в Барнауле. Школа № 55.
Анна Зайкова,altapress.ru.
Что говорят эксперты
Екатерина Бойко, классная мама в школе КМДШ, говорит, что подготовка детей к обучению в школе – фундамент для будущей успешности, но главное в этом вопросе – постепенность. Поэтому, если уже в пять лет начать нагружать детей занятиями как в начальной школе, можно переусердствовать.
Одно из самых важных задач подготовительного класса – всестороннее развитие детей, формирование у них различных способностей и подготовка к школе с учетом возрастных и психологических особенностей, – говорит Бойко.
Она добавляет, что в их школе занятия для учеников 0 класса проводятся максимально в игровой форме
Время сидения за партами минимальное и не длится более 30 минут, ведь 5-6-летние дети быстро устают, теряют внимание. Усидеть на месте даже 15-20 минут сложно, не говоря о том, что для детей это не совсем полезно
Анастасия Комликова, кандидат искусствоведения, автор программы гармоничного развития «Музыка для малышей», объясняет, что в международной практике действительно есть примеры, когда дети начинают посещать школу раньше 6 лет. И вопрос не в том, в каком возрасте ребенок идет в школу, а в том, какой вид деятельности там предлагается.
Ведь в возрасте до 6-7 лет ведущей является игровая, а не учебная деятельность. То есть для того, чтобы осуществлять занятия с 5-летними детьми, нужны особые условия и подходы: познание через игру, движение, манипуляцию с предметами и тому подобное. Сможет ли это обеспечить государственная система образования? – спрашивает Комликова.
Екатерина Федорова, медиаэксперт и выпускница Киевского педагогического университета им. Гринченко, добавляет, когда в Украине предложили вести детей в школу с 6 лет, была идея подготовительную группу детского сада присоединить к начальной школе, но обязательно оставить режим и распорядок дня для детей этого возраста. Плюс установили правило, что дети должны идти в школу неподготовленными, то есть в начале обучения все дети равны с одинаковыми знаниями, и учитель учит их одинаково по установленной программе.
На практике же, очень мало первоклассников учатся в заведениях, где есть возможность организовать дневной сон, а также достаточное количество двигательной активности и игр. Большинство детей приходит натренированными, а те, что идут неподготовленными, сразу отстают и теряют желание учиться. Дети в таком возрасте должны иметь достаточно времени для отдыха, – говорит Федорова.
Она также подчеркивает, что в том случае, если система будет пересмотрена, и действительно подготовительные группы в детском саду просто присоединят к начальной школе, где будет сохраняться подход и распорядок дня для детей младшего возраста – такая идея имеет право на жизнь. Но это должно быть по желанию родителей и с обязательной консультацией психолога о готовности ребенка.
«Школьная зрелость»
Чтобы не навредить ребенку, сделав неверный выбор, следует правильно оценить степень его «школьной зрелости», которая складывается из нескольких компонентов:
уровень подготовки — умеет ли малыш читать и писать, аккуратно ли раскрашивает и рисует, насколько развита мелкая моторика (лепка, обращение с ножницами, нанизывание бусин и пр.);самостоятельность — способен ли он без помощи взрослых аккуратно одеться (пригодится после уроков физкультуры), содержать рабочее место в порядке, отпрашиваться и в одиночку ходить в туалет;здоровье — не слишком ли часто ребенок болеет («часто» — это раз в полтора-два месяца), есть ли хронические болезни, в норме ли состояние «трех китов» организма будущего школьника — зрения, позвоночника и желудка, быстро ли устает, нуждается ли в дневном сне;темперамент — непоседлив малыш или усидчив, способен ли сосредоточиться на одном занятии дольше 15 минут, проносится ли вихрем по детской площадке, расталкивая других детей, или предпочитает спокойно играть со сверстниками;мотивация — хочет ли ребенок поскорее сесть за парту, охотно ли отзывается на предложение почитать или решить простой пример, расстраивается ли при мысли о расставании с детсадом.
Как определить, пора ли ребенка отдавать в школу?
На готовность ребенка к обучению и успехам в школе влияет ряд важных факторов, которые нужно оценить до принятия решения отдавать его в школу.
Развитие интеллекта – важный показатель подготовки к школе
Родителям нужно обратить внимание на развитие речи ребенка, внимания, памяти и мышления.. Малышу легко будет даваться учеба, если он:
Малышу легко будет даваться учеба, если он:
- Связно разговаривает, обладает хорошим словарным запасом;
- Может составлять небольшой рассказ по картинке;
- Отлично произносит все звуки, может различать и находить их в слове;
- Бегло читает слова, состоящие из 2-4 слогов;
- Знает и называет все геометрические фигуры;
- Считает до 10 и в обратном порядке;
- Отличает цвета и называет их;
- Хорошо собирает пазлы;
- Рассказывает наизусть стихи, повторяет скороговорки, петь песенки;
- Аккуратно раскрашивает фигуры, не вылезая за контур.
Бывают ситуации, когда родительское желание по максимуму подготовить ребенка в интеллектуальном плане дает обратный эффект. В школе желание учиться у таких детей пропадает, ведь они уже имеют базовые знания.
Эмоциональная зрелость ребенка. наличие у ребенка таких качеств, как собранность, умение взвешивать решения, сначала подумать, а потом делать. Если ребенок не дозрел до школы эмоционально, то ранний поход в школу может стать причиной серьезных психологических проблем.
Наличие мотивации к учебе. Начало школьного года в жизни первоклассника – это период перестройки в жизни ребенка, переходный момент от беззаботной дошкольной жизни. Чтобы учеба была успешной, важна мотивация ребенка к обучению. Выяснить мотивацию ребенка к учебе поможет простой вопрос: «Зачем ты пойдешь в школу?»
При этом важно, чтобы мотивация ребенка была познавательная, чтобы он стремился узнавать что-то новое.
Физическая зрелость и состояние здоровья ребенка играет при этом немаловажную роль. Перед записью ребенка в школу, необходимо выяснить зрелость его нервной системы
В плане физиологии ребенок считается зрелым для посещения школы, если он:
- Имеет хорошо сформированные коленные чашечки, отлично выраженную арку стопы;
- Теряет первые молочные зубы;
- Ловко прыгает на одной ноге;
- Хорошо бросает мяч и ловит его;
- Отводит большой палец руки при рукопожатии.
При этом у него также должна быть развита мелкая моторика: умение резать ножницами, работать с мягким пластилином, застегивать молнию, шнуровать ботинки. Состояние здоровья играет также важную роль в определении готовности к школе. Если он часто болеет, имеет хронические заболевания, то лучше посоветоваться насчет его готовности к школе со специалистом.
Истории хоумскулинга
История восьмиклассника Марата Ершова — профессионального теннисиста
У Марата каждый день тренировки и соревнования раз в месяц. Тренировочная база находится далеко от дома, и поэтому мама решила облегчить жизнь сына — перевела в «Домашнюю школу Фоксфорда». На занятия у Марата уходит четыре часа в день, что позволяет самому планировать режим.
История семиклассницы Лизы Седелковой, которая живёт в Молдавии
Лизиным любимым предметом в обычной школе был «идти домой», потому что всё было слишком строго: форма, замечания. Во время пандемии семья решила перейти на семейное образование. Девочка стала почти первооткрывателем, там как в Кишинёве мало практики обучения дома. В свободное время Лиза играет на фортепиано и мастерит руками украшения.
Степень подготовки ребенка
Стоит учитывать, что важна комплексная оценка готовности детей. Психологи выделили три линии готовности:
Психологическая, которая, в свою очередь, подразделяется на интеллектуальную, личностную, социально-психологическую, а также эмоционально-волевую.
Расскажу немного подробнее об этой линии.
Ребенок, согласно такому критерию должен осознавать, что он уже будет школьником, то есть должен относиться ко всему по-другому. Ему необходимо уметь взаимодействовать и общаться с окружающими, уметь организовывать свое время, рабочее место, без труда управлять собой и своим поведением, стремиться преодолевать трудности.
Кроме этого у него должна быть развита речь, мышление, любознательность, а также прочие личностные качества.
Физическая готовность.
Ребенок должен быть физически развит, то есть уметь прыгать, бегать. Также стоит учитывать развитие анализаторных систем (зрения, слуха), моторики рук, общий уровень развития.
Специальная готовность.
Ученику первого класса нужно уметь писать, считать, читать.