Нормы освещенности и стандарты сп 52.13330.2016 (снип 23-05-95)

Освещение в классных комнатах и кабинетах

Самым важным помещением в школе является классные комнаты или кабинеты. В них дети проводят большую часть образовательного времени, получая новые знания по самым разнообразным наукам. Здесь для школьника определено его постоянное рабочее место. При этом для рабочего места каждого отдельного ученика нормы и требования по СанПин и СНиП существуют одни и те же, что позволяет создать оптимальный уровень освещенности на всей площади освещаемого помещения. В результате этого повышается успеваемость, как отдельного школьника, так и всего класса в целом.

Освещение класса

Классные комнаты и кабинеты должны выполнять следующие требования и нормы:

  • освещаться теплым светом. Причем это требование более актуально для классов начальной школы;
  • расположение осветительных приборов должно выбираться на основании геометрии помещения, угла рассеивания света и уровня яркости;
  • равномерное освещение помещения;
  • для освещения можно использовать светодиодное или люминесцентное освещение;
  • отношение наименьшей освещённости в классах не должно превышать 0,5. Минимальной степени освещенности составляет 150 люкс. При этом максимальный уровень подсветки в классах должен находиться на уровне 750 люкс.

При этом особое внимание здесь нужно уделить школьной доске. Это связано с тем, что работа школьника в классе предполагает выход его к доске

Для комфортного пребывания школьника возле доски здесь должны быть соблюдены следующие требования:

  • полное исключение слепящего эффекта;
  • создание светового потока, который позволяет комфортно и удобно обозревать текст и графики с любой точки класса;
  • независимости осветительных приборов от других типов электроприборов;
  • экономичность светильников;
  • минимальный уровень создаваемого осветительными приборами шума.

Освещение возле доски

Зачастую в классах в качестве осветительных приборов используют продолговатые люминесцентные светильники.
Но в последнее время все большую популярность в данном вопросе завоевывают светодиодные светильники. Но они стоят несколько дороже люминесцентных. Поэтому последние так быстро и не вытесняются с рынка осветительной продукции.

Освещенность учебных заведений должна соответствовать требованиям:

  • обязательно наличие естественного освещения в дополнении с искуственным — комбинированный тип,
  • обязательно соблюдение норм и правил,
  • локальная подсветка учебной доски,
  • использование исключительно светильников рассеянного света,
  • энергоэффективность системы,
  • качественный рассеиватель, защитный угол не менее 90º,
  • габаритная яркость не более 5000 кд/м2,
  • рекомендуемая цветовая температура 4000К,
  • недопускается использование светильников с точечным свечением.

В силу своих непревзойденных качеств светодиодные светильники на сегодняшний момент являются идеальным решением для учебных заведений, они не только соответствуют всем нормам, но потребляют меньше электроэнергии, служат в разы дольше и имеют незначительный коэфициент пульсации.

Сейчас светодиодные светильники официально разрешены для учебных учреждений, и имеют свою нормативную базу (В письме Роспотребнадзора от 1 октября 2012 г. N 01/11157-12-32 четко оговариваются требования). Помимо всего прочего, такой светильник должен иметь сертификат гигиены.

Виды светильников для образовательных учреждений

В таких помещениях рекомендуем использовать офисные LED светильники (армстронг). Они характеризуются мощностью 36-40 Вт, степенью защиты от ip20 до ip40, и стандартным размером 595х595. Бывают накладные и встраиваемые, в зависимости от существующего потолка.

На светильники для учебных заведений необходим специальный сертификат соответствия, запрашивайте его у менеджера.

Встраиваемый
Классический светильник для встроенного монтажа в армстронг, 595х595, применяется для общего освещения классов и кабинетов.

Накладной
Классический светильник для накладного монтажа непосредственно на поверхность потолка, 595х595, применяется для общего освещения классов и кабинетов. Популярной стала модель универсального типа, для накладного или встроенного монтажа.

Ультратонкий
Светильник 595х595х12, тонкое исполнение классического светильника. можно делать монтаж встраиваемый в армстронг, либо подвесной на тросах. Рассеиватель матовый, не видно линеек.

«Выход»
Обязательно по пожарной безопасности. Раздел аварийного освещения.

Айсберг
аналог 2х36

Светильники с IP65, могут применяться в коридорах, подсобных помещениях, подвалах, на кухнях

Раздел складских и административных светильников, светильники типа айсберг.

Также обратите внимание на раздел медицинского освещения , данные светильники специально предназначены для стерильных помещений, имеют высокую степень защиты от пыли и влаги (имеют спец.сертификат).

Выберите свой светильник уже сейчас в каталоге товаров нашей компании.

Понятие

Освещение — обязательное условие жизнедеятельности человека, которое требуется для гигиены здоровья и нормальной производительности труда. Оно основывается на работе тончайших чувствительных органов — зрительных анализаторов.

Свет становится одним из вредных факторов, если не отвечает нормативным стандартам гигиенической оценки естественного освещения. Он оказывает тонизирующее действие, улучшает деятельность нервной системы, стимулирует обмен веществ и иммунные процессы. К главным функциям гигиены зрения можно отнести:

  • зрительную остроту;
  • чувствительность к контрастам;
  • скорость детального различения;
  • зрительную устойчивость;
  • чувствительность к цветам.

Острота зрения – выделение отдельных предметов. При недостатке освещенности в первую очередь страдает именно острота. Контрастная чувствительность – различение контрастов предметов на общем фоне. Она зависит от условий освещенности и яркости. Если вокруг слишком много яркости, то это приводит к повреждению чувствительных сетчаток глаз.

Скорость детального восприятия – время, которое требуется для детализации предметов. Устойчивость ясного видения – возможность глаз в течение длительного времени выделять различные контуры. Данная функция гигиены в несколько раз повышается при увеличении освещенности и снижается при утомлении глаз.

Цветоощущение – выделение различных цветов из общей гаммы. В светлое время суток ощущение цветов происходит наиболее качественно, а при искусственном, гигиена требует наличие лампочек с измененной цветностью. Зрительная адаптация – приспособление глаз к световому изменению. Постоянные смены уровней яркости приводит к понижению зрения, а также к утомляемости глаз из-за постоянной адаптации.

Специфика искусственного освещения офисных помещений

Искусственное освещение офиса

Искусственное освещение необходимо большую часть года. Только летом в солнечную погоду достаточно будет естественного света. Освещение влияет на следующие факторы:

  • работоспособность;
  • настроение;
  • продуктивность;
  • концентрация внимания.

Выделяют несколько уровней подсветки: общий, локальный, декоративный.

Общее освещение создает основной световой поток. Оно должно быть равномерным, без темноты в углах или иных зонах. Также не стоит делать общий свет излишне ярким – это способствует быстрой утомляемости глаз. Общая подсветка организуется при помощи потолочных светильников.

Локальный свет нужен для отдельного рабочего места. Он создается при помощи настольных ламп или подвесных светильников с непросвечивающими плафонами прямо над столом. Особенно важна локальная подсветка для рабочих мест, связанных с постоянным зрительным трудом: чертежники, проектировщики, дизайнеры.

К локальному освещению много требований:

  • отсутствие резкого контраста между яркостью настольной лампы и общего освещения;
  • нужный уровень яркости: не слишком малая, но не слепящая (мощность источника света примерно 60 Вт лампы накаливания или 8-10 Вт для светодиодной);
  • настольная лампа должна располагаться с левой стороны от человека, пишущего правой рукой;
  • свет должен выделять рабочие инструменты конкретного работника: клавиатуру, чертежную доску.

Декоративная подсветка служит для выделения интерьерных объектов: дипломов, наград, сувениров, картин. Ее создают направленными источниками света малой мощности.

Какую цветовую температуру лучше выбрать для офиса

Правильный рабочий настрой легко задать при помощи цветовой температуры.

Цветовая температура разделяется на три большие группы:

  • теплую (2700-3300 К);
  • нейтральную (3300-5000 К);
  • холодную (свыше 5000 К).

В зависимости от теплоты свет может способствовать расслаблению или, наоборот, бодрости. Например, холодные тона бодрят, заставляют концентрироваться на задании, но при долгом использовании вызывают расстройство глаз, нервной системы. Теплые цвета способствуют расслаблению. Они хороши для зон отдыха, столовых.

Для рабочих, учебных комнат, офисов больше всего подходит нейтральное освещение. Оно создает рабочую продуктивную атмосферу, помогает сосредоточиться.

Нейтральный диапазон цветовой температуры делят на:

  • естественный белый (3300-4000 К);
  • холодный белый (4000-5000 К).

Оба варианта хороши для офисов, рабочих пространств. Однако холодный белый не подойдет для маленьких комнат – атмосфера будет слишком тревожной.

Хорошим вариантом станет цветовая температура равная 4000 К.

Холодный белый

Естественный белый

Нормы и стандарты освещения офиса

Уровень освещенности и другие требования к свету приводятся в нескольких нормативных документах: СНиП 23-05-2010 «Естественное и искусственное освещение» (взамен СНиП 23-05-95), СП  52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение», СаНПиН 2.2.1-2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».

Нормы освещенности определяются назначением помещения.

Вид помещения, работы в нем Освещенность, лк
Работы с чертежами 500
Работы с компьютером, техникой 400
Офисные помещения, приемные, серверные 200-300
Коридоры, холлы, санузлы, кладовые 50-100
Конференц-залы, переговорные, комнаты приема пищи 200
Комната отдыха 150
Кладовые 50

Нормы приводятся для горизонтальной поверхности высотой 0,8-1 м над уровнем пола. Обычно, это рабочий стол и 0,5 м в радиусе от сотрудника, работающего за эти столом.

Высокоточные или связанные с высоким цветоопределением работы требуют увеличенной нормы освещенности.

Нормируется не только освещенность, но и коэффициенты отражения от поверхностей (мебели, стен, потолка).

Поверхность Коэффициент отражения
Стены 0,3-0,5
Пол 0,1-0,4
Потолок 0,6-0,8
Рабочие поверхности 0,2-0,7

Также помните, что светлые тона увеличивают общую освещенность, а темные снижают. Для отделки лучше использовать светлые краски, материалы.

 Также СаНПиН 2.2.1-2.1.1.1278-03 нормирует коэффициент пульсации света: не более 15%, для особо точных работ – не более 10%.

Помните, что закладывать освещенность необходимо с некоторым запасом (10-30%). Это связано с тем, что лампы перегорают по одной, а заменять их удобнее группой. Оставшееся рабочее количество ламп должно также обеспечивать необходимые нормативы. К тому же у некоторых типов источников света (например, у светодиодных) с течением времени падает яркость из-за физической деградации светодиодов. Заложенный запас освещенности поможет справиться с этим недостатком.

1) Верхнее освещение

Почти каждая комната домашнего кинотеатра должна иметь верхнее освещение. Это, безусловно, лучший и самый простой способ полностью осветить комнату. Они должны быть полностью освещены, чтобы все могли расположиться, убрать комнату и т.д.

В основном они используются, когда ничего не просматривают. Однако при просмотре чего-либо эти огни должны быть полностью выключены или находиться на очень низком уровне. Изображение проектора наиболее подвержено размыванию от верхнего света.

Эти светильники обычно устанавливают в два отдельных ряда по длине комнаты. Я настоятельно рекомендую использовать диммируемые светодиодные лампы с любым осветительным прибором. Да, они изначально дороже, но потребляют меньше энергии, не выделяют много тепла и имеют различную цветовую температуру.

Типы верхнего освещения

У всех видов верхнего освещения есть свои плюсы и минусы. Это почти полностью косметическое средство в зависимости от того, какой тип вы выберете. Имейте в виду, что в них используются электрические провода высокого напряжения.

Если это не разрешено законом, я бы посоветовал нанять электрика для прокладки кабелей и установки выбранного вами освещения.

Встраиваемые светильники

  1. Более скрытое. Они встраиваются или находятся внутри потолка.
  2. Выглядит хорошо! Поскольку они расположены заподлицо с потолком, они придают комнате красивый элегантный вид.
  3. Дешевле, чем большинство светильников.
Минусы:
  1. Установка может быть более сложной. Обычно они круглые, и вам нужно вырезать круг в потолке.
  2. Должен быть установлен между потолочными стойками. Вы не можете и не должны прорезать потолочные стойки, чтобы установить их. В зависимости от того, как стойки расположены в комнате, свет может быть смещен и не полностью центрирован по обеим сторонам комнаты.

Навесной светильник

  1. Низкопрофильный. Не очень заметный, но менее скрытый, чем встроенное освещение.
  2. Простая установка! Для провода питания нужно вырезать только одно маленькое отверстие, сам светильник крепится к потолку.
Минусы:
  1. На мой взгляд, это наименее стильный из трех вариантов. Вы хотите, чтобы освещение домашнего кинотеатра было уникальным! Не в том стиле, как в остальном доме.
Минусы:
  1. В зависимости от используемого светильника замена света может быть более сложной. Это не относится к светодиодам, так как вам, скорее всего, не придется заменять светодиодные лампы.
  2. Нельзя слишком низко свисать с потолка. Возможно, они могут помешать проектору попасть в зону обзора.
  3. Самый дорогой из трех вариантов.

3.1. Общие требования

3.1.1.
Искусственное освещение подразделяется на рабочее и аварийное.

3.1.2.
Искусственное освещение помещений подразделяется на общее и комбинированное.

3.1.3. Рабочее
освещение следует предусматривать для всех помещений зданий, а также участков
открытых пространств, предназначенных для работы, прохода людей и движения
транспорта.

Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 15 марта 2010 г. N 20 пункт 3.1.4
настоящих СанПиН изложен в новой редакции

3.1.4.
Нормативное значение освещенности в настоящих нормах установлены в точках ее
минимального значения на рабочей поверхности внутри помещений.

Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 15 марта 2010 г. N 20 пункт 3.1.5
настоящих СанПиН изложен в новой редакции

3.1.5. Для общего и местного искусственного
освещения следует использовать источники света с цветовой коррелированной
температурой от 2400°К до 6800°К.

Интенсивность
ультрафиолетового излучения в диапазоне длин волн 320-400 нм не должна
превышать 0,03 Вт/м2; наличие в спектре излучения длин волн менее
320 нм не допускается.

Световые
приборы для общего и местного освещения, предназначенные к эксплуатации со
светодиодами, должны иметь защитный угол, исключающий попадание в поле зрения
прямого излучения.

Осветительные
установки, независимо от используемых источников света и световых приборов,
должны обеспечивать нормативные требования к общему искусственному освещению,
изложенные в таблицах 1 и 2.

В учреждениях
дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в
основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует
применять разрядные лампы и лампы накаливания.

3.1.6.
Нормированные значения освещенности в люксах, отличающихся на одну ступень,
следует принимать по шкале: 0,2; 0,3; 0,5; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 10; 15; 20; 30;
50; 75; 100; 150; 200; 300; 400; 500; 600; 750; 1 000; 1 250; 1 500; 2 000; 2
500; 3 000; 3 500; 4 000; 4 500; 5 000.

Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 15 марта 2010 г. N 20 пункт 3.1.7
настоящих СанПиН изложен в новой редакции

3.1.7. Нормы
освещенности, приведенные в таблицах 1 и 2, допускается снижать на одну ступень
по шкале освещенности, при использовании источников света улучшенной
цветопередачи с индексом цветопередачи Ra³ 90% и условии
сохранения норм по коэффициенту пульсации.

3.1.8.
Показатель дискомфорта не должен превышать нормативных значений, приведенных в и , в расчетной точке,
расположенной на центральной оси стены помещения, перпендикулярной линии
светильников, на высоте 1,5 м от пола.

Показатель
дискомфорта не регламентируется для помещений, длина которых не превышает
двойной высоты установки светильников над полом.

Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 15 марта 2010 г. N 20 раздел 3.1 главы 3
настоящих СанПиН дополнен пунктом 3.1.9

3.1.9. Замена ламп накаливания на новые источники
света (компактные люминесцентные лампы, светодиоды) в эксплуатируемых
осветительных установках допускается при соблюдении нормативных требований
(таблицы 1 и 2) к общему искусственному освещению.

Особенности организации образовательных учреждений

Школы в нашей стране рассчитаны для обучения детей, входящих в разные возрастные группы. Так в младшей школе обучаются еще совсем маленькие дети, а в средней и старшей уже постарше. Поэтому требования и нормы, предъявляемые для класса, будут отличаться в зависимости от того, какого возраста здесь будут обучаться дети.

Помещение школы

Дети в школе проводят большую часть дня, занимаясь самыми разнообразными действиями:

  • пишут и читают;
  • занимаются изобразительным искусством и трудов;
  • занимаются спортом;
  • отдыхают на переменках;
  • кушают в столовой;
  • проводят лабораторные занятия в кабинетах химии и физики.

Чтобы все манипуляции, описанные выше, проходили качественно и безопасно, необходимо создать правильное освещение не только учебного класса и отдельного рабочего места каждого ребенка, но и коридоров и спортзалов.
Стоит отметить, что неправильно организованной уровень освещенности в любом помещении школы будет негативным образом влиять на психику, здоровье и успеваемость каждого школьника. Поэтому чтобы уровень освещённости был оптимальным, были разработаны специальные нормы и требования. Эти нормы и требования прописаны в специальной документации (СанПин и СНиП).

Нормы уровня освещенности для школ

В этих документах, особенно в СанПин описаны все нормы и требования, которые следует учитывать при организации каждого рабочего места для школьника, а также уровня освещенности для любых образовательных помещений.

По этой причине именно образовательным учреждениям в СанПин и СНиП отводиться достаточная часть. Здесь прописаны все нормы и требования, которые обязательно стоит учитывать при организации освещенности школы. Здесь стоит отметить, что требования и нормы, указанные в СанПин нужно применять ко всем типам освещения (искусственное и естественное) и с оценкой особенностей каждого отдельного помещения:

  • учебного класса и отдельного рабочего места для школьника;
  • коридора;
  • столовой;
  • спортзала;
  • лабораторных кабинетов и т.д.

Поэтому в каждом помещении, как говорят требования и нормы указанные в СанПин и СНиП касательно уровня освещенности, должны использоваться свои типы светильников (могут быть светодиодными, люминесцентными и т.д.), обладающие определенными характеристиками.

Схемы освещения помещений

При построении конкретного дизайн-проекта, с которого всё и начинается, учитывается:

  • интенсивность светового излучения для каждой точки пространства, ориентир – уровень глаз. Как минимум выше, ниже и вровень;

  • каким будет характер и интенсивность освещения. На это влияет конструкция светильников:

    • куда направлен из них пучок света;

    • прозрачные или матовые будут абажуры и плафоны;

    • какова длина подвесной системы.

  • индивидуальные потребности: кому-то нужно много света, а другому комфортнее в полумраке. Нормы освещения в данном случае устанавливает заказчик. Кстати, интересный факт;

  • выбранный хозяевами набор схем освещения квартиры.  

Всё предусмотреть и просчитать не так просто, поэтому разработаны специальные программы для расчета освещенности. На их базе выбирается тип и мощность светильников, проектируется система освещения в окончательном варианте. И обязательно проверяют на практике все типы светильников, чтобы не было неприятных сюрпризов.

На следующем этапе продумывается схема подключения освещения, то есть расположение и количество розеток. Она учитывает расположение мебели, зонирование, схему движения внутри каждого помещения. 

Естественное освещение – обязательно

Помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать помещения с временным пребыванием людей, помещения, которые определены соответствующими сводами правил и стандартами организаций на проектирование зданий и сооружений, а также помещения, размещение которых разрешено в подвальных этажах зданий и сооружений.

Сколько окон должно быть в помещении и какого размера? Определить это помогает коэффициент естественной освещенности (КЕО). Он вычисляется в процентах и представляет собой отношение естественной освещенности, создаваемой в расчетной точке заданной плоскости внутри помещения светом неба (непосредственным или после отражений), к одновременно измеренному значению наружной горизонтальной освещенности, создаваемой светом полностью открытого небосвода; при этом участие прямого солнечного света в создании той или другой освещенности исключается.

Где именно находится расчетная точка? Это зависит от назначения помещения:

  • для детских садов: в групповых и игровых помещениях дошкольных образовательных организаций, изоляторах и комнатах для заболевших детей — расчетная точка расположена на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и плоскости пола на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов;
  • для школ: в учебных и учебно-производственных помещениях общеобразовательных организаций, интернатов, профессиональных образовательных организаций — расчетная точка расположена на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности на расстоянии 1,2 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов;
  • в остальных помещениях жилых и общественных зданий — расчетная точка расположена в центре помещения на рабочей поверхности.

Рабочая поверхность для помещений, в которых люди работают за столами, принимается на высоте 0,8 м от уровня пола. В помещениях спортивного назначения и других, где нет столов или они не играют существенной роли – на уровне пола.

При расчете естественного освещения помещений в условиях застройки учитывается также коэффициент отражения от фасадов противостоящих зданий, в зависимости от строительных и облицовочных материалов, примененных на них.

Учитывается и такой параметр, как световой климат: совокупность условий естественного освещения в той или иной местности (освещенность и количество освещения на горизонтальной и различно ориентированных по сторонам горизонта вертикальных поверхностях, создаваемых рассеянным светом неба и прямым светом солнца, продолжительность солнечного сияния и альбедо подстилающей поверхности) за период более десяти лет.

Говоря более понятным языком, это особенности естественного света в данной местности — ведь даже не профессионалу понятно, что в Краснодарском крае и Мурманской области они не одинаковы.

Коэффициенты светового климата различны в зависимости от группы административного района и ориентации световых проемов по сторонам горизонта (окна, выходящие на север, дают меньше света, чем выходящие на юг).

Совмещенное освещение, при котором недостаточное по нормам естественное освещение дополняется искусственным в течение полного рабочего дня, не допускается в жилых комнатах домов и общежитий, групповых и игровых детских дошкольных учреждений.

Какие функции выполняет данная подсветка

Уличное освещение на территории школы должно выполнять следующие функции:

  • создает оптимальный световой поток, которые дает возможность школьникам хорошо видеть дорогу;
  • повышает безопасность перемещения детей по территории школы, снижая риск получения ими травмы;
  • создает качественное охранное освещение, с помощью которого легко выявить несанкционированное проникновение людей на территорию образовательного учреждения. Причем максимальная эффективность такой системы достигает путем установления охранных камер по всему периметру школьной территории;

Подсветка школы ночью

декоративная. Такую функцию выполняют наружные осветительные приборы, установленные на фасаде здания. Но здесь одновременно выполняется и охранная функция, так как фасадные светильники снижают риск вандального битья окон.

Чтобы наружное освещение школьной территории смогло выполнять все возложенные на нее функции и обязанности, ее следует организовывать, опираясь на определенные нормы и правила.

Освещение актового и спортивного зала

Важное место в создании качественной подсветки в школе занимает освещение спортзала. Здесь дети занимаются физическими упражнениями, поэтому важно создать для спортзала максимально безопасные условия нахождения детей во время занятий физкультурой

Освещение школьного спортзала

И главную роль в этом играет освещение. Большую часть световой нагрузки ложиться в этом помещении на искусственную подсветку, поскольку окна в спортзалах располагаются зачастую под потолком и защищены решетками для защиты стекол от механических повреждений.
Для освещения спортзала используют люминесцентные светильники, которые располагаются вдоль двух длинных стен.

Освещение в актовом зале

Иногда, если люминесцентные светильники создают недостаточный уровень освещенности, то в таких помещениях используют прожекторы. Их размещают в углах спортивных залов. Такой же принцип подсветки применяется и для актовых залов. Но здесь возможно качественное естественное освещение через большие оконные проемы.
Освещение данных помещений является наиболее сложным в плане организации, поскольку они имеют свою узкую специализацию. Для каждого зала здесь существуют свои нормы и требования, указанные в СНиП и СанПин.

Варианты освещения на предприятии

Любое освещение делят на две группы:

  1. Естественное (солнце).
  2. Искусственное.

Искусственное бывает трех типов:

  1. Общее. Потолочное освещение создает равномерную или усредненную освещенность рабочей зоны или зон, распределенных на площади помещения. Вы получаете полностью освещенное пространство равномерным потоком.
  2. Местное. Это могут быть настольные лампы, дополнительные светильники и подсветка над рабочими местами.
  3. Комбинированное. Общее освещение дает световой поток для создания нормальной для перемещения по предприятию освещенности, а местное – достаточное количество света на рабочих поверхностях. Такой подход существенно экономит финансовые вложения и потребляемую мощность по сравнению с использованием только общего освещения.

Организация подсветки на игровых площадках садов

Как и любая система подсветки, освещение прилежащей территории детских садов и игровых площадок должна планироваться еще на стадии проекта. Ведь после возведения здания и обустройства прилежащей территории, внести изменения в систему подсветки будет уже проблематичне.
Здесь, так же как и внутри здания, имеется два типа освещения:

естественное (основное). Для оптимального уровня естественной подсветки игровые территории располагают на открытых пространствах с минимальной затененностью. Естественное освещение здесь так же должно соответствовать нормам инсоляции. Эти нормы предписаны в СанПиН. Инсоляция здесь — от 3 часов (не меньше) для 50% площади площадки;

Игровая площадка в саду

искусственная подсветка. Организуется по-разному, но всегда должна опираться на нормы, указанные в регламентирующих документах.

Для искусственной подсветки игровых площадок следует руководствоваться следующими параметрами:

  • горизонтальная средняя освещенность (Eср). Данный показатель должен составлять не менее 10 люкс;
  • соотношение минимальной освещенности к ее среднему значению (Eмин/Eср ). Этот параметр составляет 0,3 (как минимум).

Для расчета уровня освещенности детской площадки можно использовать специальные онлайн-программы. Одной из таких является программа Light-in-Night Road (разработчик — «БЛ ГРУПП»). Расчет здесь предельно прост: в полях нужно просто указать нужные параметры и программа сама проделает все необходимые вычисления.
Для подсветки игровых площадок сегодня все чаще используют светодиодные светильники, которые оборудованы специальным антивандальным и влагозащищенным корпусом. Хотя здесь могут вполне использоваться и люминесцентные осветительные приборы.

Освещение в школе-коридоры.

Системы освещения в учебных заведениях продолжают работать в течение долгих часов из-за их высокой заполняемости: дневных курсов, ночных занятий, работ по техническому обслуживанию и т. Д. Во всех этих случаях коридоры должны быть хорошо освещены для облегчения распространения и обеспечения общественной безопасности. Настоятельно рекомендуется устанавливать датчики движения, а также интеллектуальные решения освещения, которые освещают только занятые пространства. Коридоры могут выдерживать уровень освещенности 100 люкс.

Пиктограмма и аварийное освещение должны быть стандартным протоколом освещения, чтобы соблюдать стандарты безопасности.