Глаголы-исключения i и ii спряжения — правила правописания и определения

Оглавление

Определение спряжения

В русском языке большинство глаголов распределяется по двум типам спряжения: глаголы первого спряжения и глаголы второго спряжения.

Спряжение определяется по следующему плану:

  • Определить личное окончание глагола. Если оно ударное, определять спряжение по гласной в личном глагольном окончании.
  • Если личное окончание глагола безударное, то поставить глагол в неопределенную форму.
  • Посмотреть, относится ли глагол к глаголам-исключениям.
  • Определить спряжение по гласной в основе неопределенной формы глагола.

Обязательно нужно определять личное глагольное окончание, так как оно определяет спряжение многих глаголов.

Данное правило поможет рассмотреть таблица «Личные окончания глаголов».

1 спряжение

2 спряжение

Лицо

Единственное число

Множественное число

Единственное число

Множественное число

1

у (ю)

ем

у (ю)

им

2

ешь

ете

ишь

ите

3

ет

ут (ют)

ит

ат (ят)

Форма 1 лица единственного числа в обоих спряжениях одинаковая, поэтому по ней нельзя определять спряжение.

Примеры определения глагольного спряжения:

Борешься – личное окончание безударное, инфинитив не на –ить, к глаголам-исключениям не относится, следовательно, это глагол 1 спряжения.

Спишь – личное окончание ударное, ударение падает на И, к глаголам-исключениям не относится, следовательно, это глагол 2 спряжения.

Глагол лететь, несмотря на то что оканчивается не на –ить, относится ко 2 спряжению, так как личное окончание ударное, ударение падает на гласную И: ЛетИт.

Чтобы определить, к какому спряжению относится тот или иной глагол, поможет таблица, в которой отражено также спряжение глаголов-исключений.

Спряжение

I

II

Глаголы

не на -ить

+ брить, стелить, зиждиться

на -ить

(кроме брить, стелить, зиждиться)

+ гнать, дышать, держать, слышать

+ смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, терпеть, зависеть

Ударные гласные в личных окончаниях

Е, У, Ю

И, А, Я

Формообразующие суффиксы глаголов

Суффикс -л-

Глаголы прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения имеют суффикс -л-, который присоединяется к основе неопределенной формы:

узнать — узнал новость; узнал бы поточнее.

Перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что стоит перед -ть в неопределенной форме глагола.

Примеры:

вы́смотреть — высмотрел;

та́ять — та́яла.

Чтобы правильно написать безударный суффикс -я- перед формообразующим суффиксом -л-, запомним список глаголов:

веять, реять, каяться, маяться, сеять, таять (т. е. исчезать), лаять;

видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть; 

клеить, строить, мучить, таить (т. е. прятать).

Нулевой суффикс

Формообразующий нулевой суффикс можно встретить в нескольких глагольных формах:

  • повелительном наклонении — читай, пой, сядь;
  • условном наклонении (мужской род, единственное число) — вез бы, высох бы;
  • изъявительном наклонении (прошедшее время, мужской род, единственное число) — унес, сох.

Постфикс -ся (-сь)

С помощью постфикса -ся (-сь) образуются возвратные глаголы:

купать — купаться;

нести — нестись.

Морфема -ся пишется после согласных, а -сь после гласных основы.

Безударные гласные в глагольных формах

Написание безударных гласных в глагольных окончаниях подчиняется общему правилу (см. § 33): неударные окончания проверяются соответствующими ударными. Применение этого правила требует умения определить, к какому спряжению относится глагол.

В формах настоящего будущего времени глаголов I и II спряжения во всех окончаниях, кроме 1-го лица ед. ч., различаются гласные буквы. В формах 2-го и 3-го лица ед. ч., 1-го и 2-го лица мн. ч. глаголов I спряжения пишется буква ё (без ударения – е), в тех же формах глаголов II спряжения пишется буква и ; в форме 3-го лица мн. ч. глаголов I спряжения – буквы у (ю), глаголов II спряжения – а (я). Ср., напр.: несёт, клюёт, читает и кричит, горит, просит; несём, клюём, читаем и кричим, горим, просим; несут, клюют, читают и кричат, горят, просят.

Отнесение глагола к I или II спряжению и написание в окончании правильной гласной буквы вызывает затруднения в таких, напр., случаях, как пилишь и колешь, гонит и сохнет, сядет и ходит, пашет и дышит, положим и ляжем, полощем и тащим, плачете и лечите, сеет и строит . В подобных парах форм окончания не под ударением произносятся одинаково (как в приведенных парах) либо возможно их смешение (в некоторых формах 3 го лица мн. ч.: ср. колют и пилят, пашут и дышат, полощут и тащат, сеют и строят).

Тип спряжения глаголов с безударными окончаниями определяется по форме инфинитива (неопределенной форме глагола). Если в этих глаголах перед суффиксом инфинитива −ть – гласная и , то глагол относится ко II спряжению, напр.: пилить, носить, положить, лечить. Глаголы с инфинитивом не на −ить относятся к I спряжению, напр.: колоть, пахать, плакать, дремать, гулять, жалеть, сеять, тронуть, сохнуть, лечь, лезть, сесть . Поэтому, например, следует писать: носит, положим, лечат , но пашет, плачет, гуляет, жалеем, тронем, лезем, дремлют.

Исключения:

1) одиннадцать глаголов не на −ить (с гласными е и а перед – ть), относящиеся ко II спряжению: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, дышать и слышать;

2) три глагола на −ить , относящиеся к I спряжению: брить, зиждиться и зыбиться . Следует писать: вертишь, зависит, слышат , но бреешь, зиждется, зыблются и т. п.

Выбор буквы перед суффиксом инфинитива −ть на месте безударного гласного (как, например, в глаголах гладить, множить, строить, зыбиться, видеть, зависеть, обидеть, слышать, сеять) определяется особым правилом, .

Все сказанное распространяется и на глаголы с приставками и с конечным элементом (постфиксом) −ся (−сь), которые имеют окончания того же типа спряжения, что и соответствующие глаголы без приставки и без −ся (−сь), напр.: выпьет (ср. пьёт), выберем (берём), выспимся (спим), покрасят (красят), разрежешь (режешь), исстрадается (страдает), колются (колют).

Примечание 1. При спряжении глагола стелить (и всех производных от него глаголов) используются те же формы, что у глагола I спряжения стлать: стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют.

Примечание 2. Глагол хотеть (и все производные от него глаголы) имеет в ед. ч. безударные окончания I спряжения (хочешь, хочет), хотя во мн. ч. под ударением – окончания II спряжения (хотим, хотите, хотят).

Примечание 3. Глаголы I спряжения сыпать, трепать и щипать (и все производные от них глаголы), наряду с формами типа сыплешь, сыплет, сыплют, треплешь, треплет, треплют, щиплешь, щиплет, щиплют , имеют разговорные вариантные формы типа сыпешь, сыпет, трепешь, трепет, щипешь, щипет , причем входящие в этот ряд формы 3-го лица мн. ч. передаются на письме с окончанием II спряжения: сыпят, трепят, щипят.

Примечание 4. В суффиксах действительных причастий настоящего времени −ущ  (−ющ) и −ащ  (−ящ) пишется та же гласная буква, что и в окончаниях 3-го лица мн. ч. соответствующих глаголов (см. § 58). О написании гласных в других причастных формах см. § 59 и 60.

Конечный гласный (всегда безударный) в окончании 2-го лица мн. ч. передается на письме буквой е (в глаголах обоих типов спряжения), напр.: пишете, рисуете, ходите, смотрите . Буквой е оканчиваются также формы мн. ч. повелительного наклонения, напр.: идите, пишите, рисуйте, смотрите, идёмте.

Примечание. Следует различать написание форм 2 го лица мн. ч. и форм мн. ч. повелительного наклонения (глаголов I спряжения) в таких случаях, как, напр., вы́пишете, кри́кнете (2 е лицо мн. ч.) и вы́пишите, кри́кните (мн. ч. повел, накл.).
Список литературы

Как правильно определить спряжение – три простых шага

Делаете ли вы уроки с ребенком, пишете ли деловое письмо, готовитесь ли к выступлению и оформляете презентацию – вам необходимо уметь правильно определять спряжение. Ведь от спряжения зависит, какое окончание писать в личных формах глаголов. Вы, конечно, помните, что в окончаниях глаголов 1 спряжения пишется Е, второго – И. Если путаете, то легко запомнить такую картинку:

Нет никакой сложности, определить спряжение глагола с ударным окончанием в личной форме. Видишь, под ударением Е – 1 спряжение, И – 2 спряжение. Например, кладЕшь – 1 спряжение, сидИшь – 2 спряжение.

Сложнее обстоит дело у глаголов с безударными личными окончаниями. У таких глаголов спряжение определяется по инфинитиву (начальной форме). Чтобы найти начальную форму глагола, просто задайте вопрос: что делать / что сделать?

Примеры глаголов в начальной форме: спать, сидеть, ждать.

Здесь нужно запомнить, что ко второму спряжению относятся:

все глаголы на –ить (кроме брить, стелить),

7 глаголов на –еть: вертеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть,

4 глагола на –ать: гнать, держать, слышать, дышать.

Проще всего запомнить так:

Дышать, слышать, ненавидеть,

Все остальные глаголы относятся к первому спряжению, кроме разноспрягаемых. Да-да, есть еще и такие, но их всего два: хотеть и бежать (плюс, конечно, все приставочные производные от них: прибежать, захотеть, перехотеть и так далее).

Особенность этих глаголов в том, что в разных формах они имеют окончания и первого, и второго спряжений.

«Хотеть» в единственном числе спрягается как глагол первого типа (хочешь, хочет), а во множественном как глагол 2 спряжения (хотят, хотим).

«Бежать» в 3 лице множественного числа имеет окончание –ут (первого спряжения), в остальных случаях – окончания 2 спряжения.

И еще один секрет. Если вы определяете спряжение глагола с приставкой ВЫ, то ее нужно ВЫбросить, так как она перетягивает ударение на себя.

Например: выгорит – горит. Окончание ударное, слышим и пишем И.

Еще раз приведем алгоритм определения спряжения (важно не пропускать первый пункт!):

  • Поставьте глагол в личную форму (например, в сочетании с местоимением ОН), проверьте, попадает ли окончание под ударение. Если есть приставка ВЫ – отбросьте ее. Если окончание не ударное, то переходите ко второму пункту.
  • Поставьте глагол в начальную форму (отвечает на вопросы что делать / что сделать?)
  • Проверьте, не входит ли он в список 11 глаголов, не является ли разноспрягаемым.

Например, вам нужно определить спряжение глагола: «покупать». Первым делом, поставьте глагол в личную форму и проверьте, не является ли окончание ударным.

Внимание! Часто вы забываете проверить окончание на ударность в личной форме глагола и сразу переходите ко второму пункту. Это в основном и приводит к ошибкам в определении спряжения

В личной форме окончание не под ударением – поставьте глагол в начальную форму:

Глагол на –ать, но он не входит в список «гнать, держать, слышать, дышать» и не является разноспрягаемым, значит, это глагол 1 спряжения.

Итак, научиться правильно определять спряжение несложно, нужно только помнить, что на первом этапе необходимо ставить глагол в личную форму, не забывать про разноспрягаемые глаголы и коварную приставку ВЫ-.

Теперь вы знаете, как определить спряжение глаголов в русском языке.

Статья была полезной? Ставьте лайк, делитесь в соцсетях, подписывайтесь на канал.

Источник статьи:

Что такое глагол

Глагол — это такая часть речи русского языка, которая описывает действие.

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:

У глагола в начальной форме невозможно определить ни один признак, кроме вида и спряжения. Инфинитив в предложении может быть сказуемым, подлежащим или второстепенным членом.

Признаки глагола:

Теперь перейдем к главному вопросу: как определить спряжение глагола в русском языке.

А если готовы сразу практиковаться — приходите на интерактивные уроки в детскую школу Skysmart. Мы создали тысячи захватывающих упражнений, игр, квизов, чтобы учиться было еще увлекательнее.

Запишите ребенка на бесплатный вводный урок по русскому языку: попрактикуемся, наметим учебную программу и поддержим в любых сложностях в школе.

Правописание глаголов с недо- и не до-

В морфемном составе некоторых глаголов выделяется сложная приставка недо-. Это глаголы законченного действия, но без соответствия норме или какому-то уровню. Конечно, приставка является частью слова и пишется с ним слитно:

2-месячные близнецы Саша и Миша недовешивали 700 г (весили меньше нормы).

Из-за проблем на работе Мария недоедала (другими словами – голодала).

Он уже много дней недосыпал (мало спал).

Извините, я недослышала (плохо услышала).

Чтобы не сделать ошибку, можно применить простую хитрость: заменить приставку недо- на приставку пере-, которая имеет противоположное значение. Если замена звучит логично, недо- нужно писать с глаголом слитно.

Проследим явление на примерах:

  • недоварить суп – переварить суп;
  • недооценить свои возможности – переоценить свои возможности;
  • недовыполнить план – перевыполнить план.

Прилагаю список самых распространенных глаголов, которые без приставки недо- в речи не употребляются:

Частица не пишется с глаголом раздельно, у которого есть приставка до-, если слово обозначает начатое действие, но оно не доведено до конца:

Он не договорил до конца (разговор был прерван).

Рома не дослушал (не услышал полностью) сказку, и быстро уснул.

Тома не досмотрела (не увидела полностью) спектакль до конца.

Глаголы с частицей не и приставкой до- часто употребляются в паре с предлогом до в качестве дополнения:

Мальчик не добежал до дерева.

Мама не дочитала книгу до конца.

Она не донесла до дома пирожные.

Глаголы «недоставать» и «недоставать» — особенные. Первый выступает в значение«не хватать чего-то»,а второй – «не дотягивать до чего-то». Они пишутся по-разному:

Этой капризной Любе вечно недоставало внимания (не хватало).

Ребенок не доставал до шкафа (не дотягивался).

Если не входит в состав глагольной приставки недо-, которая означает недостаточность, нужно писать слово слитно. Без не слово потеряет смысл. Но нужно уметь отличать глаголы с частицей не и приставкой до. Такие глаголы означают недовведенное до логического завершения действие.

Правописание чередующихся гласных е/и в корнях глаголов -бер-/-бир-, -пер-/-пир-, -дер-/-дир-, -стел-/-стил-, -мер-/-мир-, -тер-/-тир-

Корни -мер-/-мир-, -стел-/-стил и подобные достаточно сложны в написании. Запомните, в корне пишется и, если после него идет суффикс -а-, в противном случае нужно писать е:

Девочки любят собирать цветы.

Я соберу цветы.

Егор одним взглядом заставлял замирать от страха.

Вся толпа замерла от неожиданности.

Она любила после душа тщательно растирать тело мягким полотенцем.

Она попросила растереть ей больную спину.

Нельзя забыть о единственном слове-исключении – сочетать, в корне которого пишется буква е:

Для дизайнера важно уметь сочетать цвета. В своих работах скульптор Иванов сочетал классику и модернизм

В своих работах скульптор Иванов сочетал классику и модернизм.

Обратите внимание, если корень -тер-/-тир-, -пер-/-пир- стоит под ударением, всегда пишется только ё:

Игорь припёр стулом дверцы шкафа.

Малыш простёр руки вперед и улыбнулся.

Словообразовательные суффиксы глаголов

Суффиксы -ова-/ева-, -ыва-/-ива-

Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- образуют глаголы несовершенного вида:

(что сделать?) осво́ить → (что делать?) осва́ивать.

Чтобы не ошибиться в выборе букв «о», «е» или «ы», «и», нужно запомнить правило правописания суффиксов глаголов.

Если в форме 1 лица единственного числа настоящего (будущего) времени глагол оканчивается на -ую/-юю, то в неопределенной форме и в прошедшем времени в нем пишется суффикс-ова- или -ева-.

Если в форме 1 лица глагол заканчивается на неударяемое -иваю/-ываю, то в неопределенной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ыва-/-ива-.

Как применить это правило:

  • я распробую — распро́бовать, распро́бовал;
  • запаздываю — запа́здывать, запа́здывал.

Глаголы с древним корнем -вед- («знать») могут сочетаться с разными суффиксами:

с суффиксом -ова-:

заведую — заведовать, заведовал;

проповедую — проповедовать, проповедовал.

с суффиксом -ыва-:

отведываю — отведывать, отведывал;

разведываю — разведывать, разведывал.

Суффикс -ва-

Правописание суффикса -ва- не вызывает затруднений, потому что гласная в нем находится под ударением. Проблемы обычно возникают с безударной гласной основы, которая стоит перед суффиксом:

разбить → разб_ва́ть;

созреть → созр_ва́ть.

Перед суффиксом -ва- всегда пишется та гласная, которая слышится в корне производящего слова под ударением.

Примеры:

узна́ть → узнава́ть;

проли́ть → пролива́ть.

Исключения:

застря́ть — застрева́ть;

затми́ть — затмева́ть;

растли́ть — растлева́ть;

продли́ть — продлева́ть.

Буквы «е», «ё», «и» в суффиксах глаголов

В суффиксах глаголов после шипящих пишутся буквы «е», «ё»:

затушева́ть → затушёвывать;

ночь → ночева́ть;

межа → межева́ть → размежева́ть → размежёвывать.

В безударных суффиксах пишутся буквы «и» или «е» у глаголов с приставками о-бес/о-без-. Переходные глаголы; пишутся с суффиксом -и-, а непереходные — с суффиксом -е-. Вот так:

Наша земля совсем обесплодела.

Кто обесплодил (что?) землю?

Таблица с суффиксами глаголов

Словообразующие суффиксы глаголов — разнообразная группа, каждый из них используется в своем случае. Разобраться в правописании суффиксов глаголов поможет таблица.

Суффикс

Правила написания суффикса

-ова-

-ева-

Используются как в неопределенной форме, так и в прошедшем времени, когда в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -ую (-юю):

балую — баловать, беседую — беседовать.

-ыва-

-ива-

Используются как в неопределенной форме, так и в прошедшем времени, когда в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -иваю или -ываю:

заделываю — заделывать.

-ва-

Этот суффикс всегда под ударением. Чтобы понять, что перед нами именно суффикс -ва-, нужно выделить корень слова: если е, о, ы или и в нем не сохраняются, нужно действовать по правилам выше. Если сохраняются, то это как раз суффикс -ва-:

обвеять – обвевать.

-ев-

-ёв-

В глаголах после шипящих под ударением всегда пишется ё, без ударения — е:

корчевать — выкорчёвывать.

-ен (еть)

-ен (ить)

Используются в тех глаголах, которые образованы от существительных:

лед — леденеть (стать как лед самому), леденить (покрывать льдом кого-то или что-то).

-и-, -е-

Эти суффиксы зависят от переходности или непереходности глагола. Если он переходный, то пишется суффикс и (обескровить), а если непереходный — то е (обескроветь).

Вот алгоритм, по которому можно проверить написание безударных гласных в суффиксах глаголов и перед ними.

Спряжение глаголов

ОпределениеИзменение гла­го­лов по лицам и чис­лам назы­ва­ет­ся спря­же­ни­ем.

В рус­ском язы­ке у гла­го­лов выде­ля­ют пер­вое и вто­рое спря­же­ние, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся сво­и­ми окон­ча­ни­я­ми.

Таблица спряжения глаголов

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спря­же­ния

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -ем (-ём) иду, узнаю идем, узна­ем
2-е -ешь (-ёшь) -ете (-ёте) идешь, узна­ешь иде­те, узна­е­те
3-е -ет (-ёт) -ут (-ют) идет, узна­ет идут, узна­ют

Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спря­же­ния

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -им слав­лю, научу сла­вим, научим
2-е -ишь -ите сла­вишь, научишь сла­ви­те, научи­те
3-е -ит -ат (-ят) сла­вит, научит сла­вят, научат

Легко опре­де­лить спря­же­ние у гла­го­лов с удар­ны­ми окон­ча­ни­я­ми, напри­мер

петь:

  • 1 лицо я пою́ — мы поём
  • 2 лицо ты поёшь -вы поёте
  • 3 лицо девоч­ка поёт — дети пою́т.

Значит, гла­гол «петь» пер­во­го спря­же­ния.

Узнаем, какое спря­же­ние име­ет гла­гол

лете́ть

  • 1 лицо я лечу́ — мы лети́м
  • 2 лицо ты лети́шь — вы лети́те
  • 3 лицо само­лёт лети́т — пушин­ки летя́т.

А этот гла­гол, несмот­ря на конеч­ное -еть, отне­сем в соот­вет­ствии с удар­ны­ми окон­ча­ни­я­ми ко вто­ро­му спря­же­нию.

Окончания глаголов второго спряжения

У мно­гих гла­го­лов окон­ча­ния явля­ют­ся без­удар­ны­ми, что доста­вит затруд­не­ния в их напи­са­нии. Чтобы пра­виль­но выбрать окон­ча­ние гла­го­ла, опре­де­ля­ем его при­над­леж­ность к пер­во­му или вто­ро­му спря­же­нию по неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла. Так, ко вто­ро­му спря­же­нию отно­сят­ся:

1. гла­го­лы, закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на -ить:

Примерыкосить, хва­лить, кле­ить, мучитьИсключениегла­го­лы «брить», «сте­лить» и одно­слож­ные (пить, лить и др.)

2. семь гла­го­лов, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -еть:

Примерывидеть, вер­теть, оби­деть, зави­сеть, нена­ви­деть, тер­петь, смот­реть

3. четы­ре гла­го­ла, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ать:

Примерыслы­шать, дышать, дер­жать, гнать

Проспрягаем гла­гол «видеть»:

  • 1 лицо я ви́жу — мы ви́дим
  • 2 лицо ты ви́дишь — вы ви́дите
  • 3 лицо он ви́дит — они ви́дят

Эти гла­го­лы — исклю­че­ния выучим с помо­щью сле­ду­ю­щей сти­хо­твор­ной запо­ми­нал­ки:

Имеем в виду, что одно­ко­рен­ные гла­го­лы с при­став­ка­ми отно­сят­ся так­же ко вто­ро­му спря­же­нию (воз­не­на­ви­деть, разо­гнать, вытер­петь и пр.). Убедимся в этом на при­ме­ре при­ста­воч­но­го гла­го­ла «рас­смот­реть», кото­рый име­ет без­удар­ные окон­ча­ния вто­ро­го спря­же­ния:

  • 1 лицо я рас­смотрю́ — мы рассмо́трим
  • 2 лицо ты рассмо́тришь — вы рассмо́трите
  • 3 лицо он рассмо́трит — они рассмо́трят.

Окончания глаголов первого спряжения

Все осталь­ные гла­го­лы, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся в неопре­де­лен­ной фор­ме на -ать, -ять, -оть, -еть, -уть, -ти, -чь, отно­сят­ся к пер­во­му спря­же­нию.

Посмотрим лич­ные окон­ча­ния гла­го­ла «купать», кото­рый закан­чи­ва­ет­ся на -ать. По это­му при­зна­ку изме­ним его по лицам и чис­лам по пер­во­му типу спря­же­ния:

  • 1 лицо я купа́ю — мы купа́ем
  • 2 лицо ты купа́ешь — вы купа́ете
  • 3 лицо он купа́ет — они купа́ют

ВыводВ боль­шин­стве лич­ных без­удар­ных окон­ча­ний гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния пишет­ся бук­ва «е», а у гла­го­лов вто­ро­го спря­же­ния — бук­ва «и».

Два спряжения глагола

Спряжением называется изменение глаго­лов по лицам и числам.

В русском языке два спряжения. Одни глаголы изменяются по лицам и числам по первому спряже­нию, другие — по второму.

Само слово «спряжение» буквально означает «связывание». Теперь это старинное корневое значе­ние нелегко заметить с первого взгляда. Но убедить­ся в нашей правоте можно, вспомнив существующий до сих пор глагол «запрягать»- то есть завязывать на лошади сбрую. Или «сопрягать» — связывать, объединять что-то с чем-то.

В каждом из спряжений глаголы связаны между собой, объединены своими особыми законами и правилами. Есть у них и исключения.

Мы часто говорим:»Ломать — не строить». И мы это правильно говорим. Во всех смыслах слова. Потому что глагол Ломать — представитель первого спряжения, а глагол строить — представитель второго. Они спрягаются по-разному.

Разобраться, к какому спряжению какой глагол относится,можно, определив, на что он оканчивается в неопределенной форме, в инфинитиве. Именно на что он оканчивается — окончаний-то в терминологическом смысле слова у глаголов в инфинитиве не бывает!

Первое спряжение. По этому признаку к первому спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на АТЬ и ЯТЬ: ломать, кусать, менять. А ещё все те, которые не оканчиваются на ИТЬ. Потому что те,которые кончаются на ИТЬ, относятся как раз ко второму спряжению! Кроме двух исключений: брить и стелить.

Итак: глаголы, оканчивающиеся на АТЬ и ЯТЬ, на ЕТЬ, УТЬ, ЫТЬ, ТИ, ЧЬ (петь, тонуть, выть, идти, печь ), и прочие плюс два исключения относятся к первому спряжению. Спрягаясь, они определенным образом изменяют свои окончания. Это твердое правило. Внимательно изучите таблицу:

ПЕРВОЕ СПРЯЖЕНИЕ

ЛИЦО

ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

1-е идУ, пекУ, знаЮ, гуляЮ, бреЮ идЁМ, печЁМ, знаЕМ, гуляЕМ, бреЕМ
2-е идЁШЬ,печЁШЬ, знаЕШЬ,гуляЕШЬ, бреЕШЬ идЁТЕ, печЁТЕ, знаЕТЕ, гуляЕТЕ, бреЕТЕ
3-е идЁТ,печЁТ,знаЕТ, гуляЕТ, бреЕТ идУТ, пекУТ, знаЮТ, гуляЮТ, бреЮТ

Обратите внимание: во 2-м и 3-м лице единственного числа и в 1-м и 2-м лице множественного у глаголов первого спряжения появляется в окончании буква Е!

Второе спряжение.  Ко второму спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на ИТЬ (говорить, любить, судить, возить), плюс 11 исключений. Перечислим их после таблицы.

ВТОРОЕ СПРЯЖЕНИЕ

ЛИЦО

ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

1-е говорЮ говорИМ
2-е говорИШЬ говорИТЕ
3-е говорИТ говорЯТ

Остальные глаголы второго спряжения изменяются по лицам и числам подобным же образом. А для того, чтобы запомнить многочисленные исключения, входящие во второе спряжение, ещё давным-давно королева Грамматика придумала специальный стишок:

Видеть, слышать, ненавидеть,

гнать, дышать, держать, смотреть,

и зависеть, и обидеть,

а ещё вертеть, терпеть,

Вы запомните, друзья:

их на -Е- спрягать нельзя! 

На самом деле глаголов-исключений несколько больше: ведь к ним относятся и однокоренные слова! Вот как это выглядит на примере глагола «смотреть». К исключениям будут относиться также глаголы «высмотреть», «усмотреть», «осмотреть», «рассмотреть», «пересмотреть», «присмотреться», «засмотреться», «насмотреться», «осмотреться»… Можно придумать и другие. Так что каждый из глаголов-исключений имеет множество родственников — и все они будут спрягаться одинаково!

ИСКЛЮЧЕНИЯ ВТОРОГО СПРЯЖЕНИЯ

ЛИЦО

ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

1-е держУ, гонЮ держИМ, гонИМ
2-е держИШЬ, гонИШЬ держИТЕ, гонИТЕ
3-е держИТ, гонИТ держАТ, гонЯТ

Обратите внимание: во 2-м и 3-м лице единственного числа и в 1-м и 2-м лице множественного у глаголов второго спряжения появляется в окончании буква И!

Запомните хорошенько: глаголы склоняются только в настоящем и будущем времени. Потому что в прошедшем времени глаголы изменяются только по родам и числам, а по лицам не изменяются.

Правильно определять спряжение глаголов особенно важно потому, что от спряжения зависит правописание безударных личных окончаний. Подробнее об этом мы поговорим позже

Правописание гласных «О/Е» после шипящих букв в суффиксах наречий.

Для наречий аналогично правило русского языка: под ударением после шипящих пишется буква «о», а без ударения – буква «е».

Давайте приведём примеры:

  • Свежо (под ударением после шипящей напишем «о»)
  • Горячо (под ударением после шипящей напишем «о»)
  • Хорошо (под ударением после шипящей напишем «о»)
  • Голышом  (под ударением после шипящей напишем «о»)
  • Нагишом (под ударением после шипящей напишем «о»)
  • Общо  (под ударением после шипящей напишем «о»)
  • Жарче (без ударения напишем «е»)
  • Ближе (без ударения напишем «е»)
  • Дальше(без ударения напишем «е»)
  • Тише (без ударения напишем «е»)
  • Неуклюже(без ударения напишем «е»)

Таким образом, мы с вами разобрались, какую гласную «о» или «е» ставить после шипящих. Все эти правила следует запомнить, а также стараться не допускать ошибок! 

Примеры и упражнения для самоконтроля

В этом разделе мы приведем несколько примеров и упражнений для самоконтроля знаний, чтобы школьники могли проверить, насколько хорошо они усвоили тему. Ответы будут также приведены здесь в разделе, но мы очень рассчитываем на сознательность детей.

Задание для самоконтроля №1

Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы первого спряжения.

Шагать, жить, плыть, строить, полоть, колоть, носить, лететь, лаять, ходить, дышать.

Ответы: шагать, жить, плыть, полоть, колоть, лаять.

Объяснение:

Шагать – шагаю, шагаем, шагаете, шагает, шагаете – 1 спр.
Жить – живу, живем, живете, живет, живут – 1 спр.
Плыть – плыву, плывут, плывете, плывет, плывут – 1 спр.
Строить – строю, строишь, строите, строит, строят – 2 спр.
Полоть – полю, полешь, полете, полет, полют – 1 спр.
Колоть – колю, колешь, колете, колет, колют – 1 спр.
Носить – ношу, носишь, носите, носит, носят – 2 спр.
Лететь – лечу, летишь, летите, летит, летят – 2 спр.
Лаять – лаю, лаешь, лаете, лает, лают – 1 спр.
Ходить – хожу, ходишь, ходите, ходит, ходят – 2 спр.
Дышать – дышу, дышишь, дышите, дышит, дышат – 2 спр.

Задание для самоконтроля №2

Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы второго спряжения.

Едешь, гонит, посмотрим, тянем, чистишь, запускать, спряжешь, приготовить, ставим.

Ответы: гонит, посмотрят, чистишь, приготовят, ставят. (Объяснение такое же, как и в предыдущем примере).

Задание для самоконтроля №3

Вставить пропущенные буквы в безударные окончания глаголов.

Спорить – спор_шь, хлопать – хлопа_шь, купаться – купа_шься, помнить – помн_шь, пугаться – пуга_тся, поджарить – поджар_шь, клеить – кле_шь.

Ответы: спорИшь, хлопаЕшь, купаЕшься, помнИшь, пугаЕшься, поджарИшь, клеЕшь.

Задание для самоконтроля №4

Выбрать из предложенных вариантов глаголы первого спряжения и глаголы второго спряжения.

Он барабан_т, он хохоч_т, он шепч_т, он испорт_т, он разруша_т, он люб_т, он обожа_т, он хныч_т, он хвал_т, он волну_т.

Ответы:

Глаголы первого спряжения – он хохочет, он шепчет, он разрушает, он обожает, он хнычет, он волнует.
Глаголы второго спряжения – он барабанит, он испортит, он любит, он хвалит.

Задание для самоконтроля №5

Вставить пропущенные буквы в текст.

Все смотр_т телевизор. (вставить букву «я»). Куда ты гон_шь гусей? (вставить букву «и»). Зима стел_ет слежный ковер. (вставить букву «е»). Парикмахер бре_т бороду. (вставить букву «е»). Туристы пил_т и кол_т дрова. (в первом случае вставить букву «я», во втором – «ю»). Учитель скаж_т, куда приходить. (вставить букву «е»). Он кле_т обои. (вставить букву «е»). Ветер колыш_т знамена. (вставить букву «е»). Больной тяжело дыш_т. (вставить букву «и»). Корабль держ_т путь в порт. (вставить букву «и»). Девочка пиш_т письмо. (вставить букву «е»). Ответ завис_т от решения. (вставить букву «и»).

Разноспрягаемые глаголы

Ряд гла­го­лов рус­ско­го язы­ка (чтить, бежать, хотеть и пр.) не отно­сим ни к пер­во­му, ни ко вто­ро­му спря­же­нию. В их пара­диг­ме име­ют­ся окон­ча­ния как пер­во­го, так и вто­ро­го спря­же­ния. Рассмотрим, как изме­ня­ет­ся по лицам и чис­лам гла­гол «бежать»:

  • 1 лицо я бег у́ — мы беж и́м
  • 2 лицо ты беж и́шь — вы беж и́те
  • 3 лицо он беж и́т — они бе гу́т .

Все лич­ные фор­мы сло­ва име­ют окон­ча­ния вто­ро­го спря­же­ния. Форма 3 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла отли­ча­ет­ся удар­ным окон­ча­ни­ем, как у гла­го­ла пер­во­го спря­же­ния.

Такие гла­го­лы назы­ва­ют раз­но­спря­га­е­мы­ми.

Упомянем так­же гла­го­лы «есть» и «дать», кото­рые сохра­ни­ли древ­нюю пара­диг­му спря­же­ния.

  • 1 лицо я е м — мы ед им
  • 2 лицо ты е шь — вы ед ите
  • 3 лицо он е ст — они ед ят

Вывод

Спряжение гла­го­ла мож­но опре­де­лить по его лич­ным окон­ча­ни­ям, если они удар­ные, напри­мер как у сло­ва «гореть»:

  • 1 лицо я гор ю́ — мы гор и́м
  • 2 лицо ты гор и́шь — вы гор и́те
  • 3 лицо он го ри́т — они гор я́т

Хотя неопре­де­лен­ная фор­ма это­го гла­го­ла закан­чи­ва­ет­ся на -е-ть, все же он явля­ет­ся гла­го­лом вто­ро­го спря­же­ния в соот­вет­ствии с его удар­ны­ми лич­ны­ми окон­ча­ни­я­ми.

Если же лич­ные окон­ча­ния гла­го­ла без­удар­ные, то спря­же­ние гла­го­ла выяс­ним по неопре­де­лен­ной фор­ме.

Для это­го пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги:

  • поста­вим иссле­ду­е­мый гла­гол в неопре­де­лен­ную фор­му;
  • выяс­ним, какая глас­ная (суф­фикс) сто­ит перед окон­ча­ни­ем -ть (выкро-и-ть, залат-а-ть);
  • опре­де­лим пер­вое или вто­рое спря­же­ние.