Оглавление
Ход НОД:
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня на улице пасмурно и холодно, а в нашей группе светло и весело. Знаете почему? Потому что мы улыбаемся, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Давайте улыбнемся друг другу.
Все улыбаются друг другу.
2. Педагог предлагает отгадать загадки и тем самым узнать тему занятия (использовать муляжи)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картофель)
Скинули с Егорушки
Золотые перышки.
Заставил Егорушка
Плакать без горюшка. (Лук)
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)
Я длинный и зеленый,
Вкусный и соленый,
Вкусный и сырой
Кто же я такой? (Огурец)
Угадать совсем не трудно,
Всякий догадается!
Лист упругий, изумрудный
В кочан завивается. (Капуста)
В зеленой избушке
Живут подружки
Словно бусинки круглы
Изумрудны и малы. (Горошинки)
— Ребята, а как одним словом назвать наши отгадки? (овощи)
— А где растут овощи? (овощи растут в огороде, на грядках)
3. Педагог предлагает отправиться в огород (картинки)
Пойдем с тобою в огород,
Немало там у нас забот!
Возьмем лопаты, тяпки,
Взрыхлим, прополем грядки.
Потом польем из лейки
И сядем на скамейке.
Ведь надо нам чуть-чуть
После работы отдохнуть!
Ох, устали! Давайте разомнем наши ручки.
4. Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»
Мы капусту рубим-рубим, (резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз)
Мы морковку трем-трем, (пальцы рук сжаты в кулаки, движения к себе и от себя)
Мы капусту солим-солим, (движения пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки)
Мы капусту жмем-жмем. (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки)
5. Дидактическое упражнение «Опиши овощ» (с использованием муляжей)
• Что это?
• Где растет?
• Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер?
• Какой на вкус?
• Что из него готовят (рассказывают 2-3 ребенка?
6. Подвижная игра «Наша грядка»
Что растет на нашей грядке?
(Дети идут по кругу, в центре стоит один ребенок с вытянутой рукой)
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп,
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат – наша грядка просто клад.
(На кого ребенок указывает,тот поворачивается спиной к рядом стоящему и по команде: «Раз, два, три – беги» бегут в разные стороны вокруг детей. Кто первым прибежит на своё место, тот водит.)
7. Дидактическая игра «Один много» (игра с мячом)
• огурец – огурцов
• помидор – помидоров
• перец – перцев
• лук – лука
• морковь – моркови
• капуста – капусты
• тыква – тыквы
• свекла – свеклы и т. д.
8. Игра «Фестиваль овощных блюд»
Что можно приготовить из помидор? (Ответы детей)
А что можно сделать из моркови? (Ответы детей)
Какие вкусные блюда приготовим из картофеля? (Ответы детей) и тд.
9. Работа в тетради по экологии
10. Итог НОД
СЛОВЕЧКИ-КАЛЕЧКИ
Грустный, сонный, невеселый
Ежи наш пришел из школы,
Сел к столу, разок зевнул
И над книжками заснул.
Тут явились три словечка:
«Апельсин», «Сосна», «Колечко».
Подошли они все трое
И сказали: «Что такое?
Что ты, Ежи, сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!»
«Я, — воскликнул «Апельсин», —
Никакой не «Опельсын»!» —
«Я, — расплакалось «Колечко», —
Никакая не «Калечка»!»
«Я, — разгневалась «Сосна», —
Я до слез возмущена!
Можно только лишь со сна
Написать, что я «Сасна»!»
«Мы, слова, оскорблены
Тем, что так искажены!
Ежи! Ежи! Брось лениться!
Так учиться не годится!
Невозможно без внимания
Получить образование!
Будет поздно! Так и знай!
Станет неучем лентяй!
Если ты еще хоть раз
Искалечишь, мальчик, нас —
Мы с тобой поступим круто.
Нашей честью дорожа,
Имя Ежи в полминуты
Переделаем в Ежа!
Будешь ты ежом колючим!
Вот как мы тебя проучим!»
Ежи вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся.
Подавил зевоту,
Взялся за работу.
Весёлые грядки (М. Садовский)
На солнце
Греют пузики
Арбузы-карапузики.
В пижамках полосатых
Они рядком лежат —
На солнце загорает
Арбузный детский сад.
Помидору с огурцом не ясно:
Спелый цвет — зелёный или красный!
С давних пор
До сих пор
Не решили этот с пор
Огурец зелёный
И красный помидор.
Кабачок —
Толстячок
Лег на грядку —
И молчок.
Он лежит на грядке
С мая,
Головы не поднимая.
Смотрю
На цветную капусту
Всё лето!
Она,
как и прежде,
Белого цвета,
А я всё смотрю:
Может, время придёт,
И всеми цветами
Она расцветёт?
В небо лук
Стрелу пускает,
Лето целое
Стреляет.
Ни в кого
Он не попал
И с досады
Горьким стал.
Тётя тыква,
Тётя тыква
Очень к солнышку
Привыкла
И твердит
Одно и то же:
— На меня оно похоже!
Знают все,
Что не игрушка
Огородная Петрушка,
Хоть подружкам
Рядом с ней
Жить на грядке
Веселей.
Посмотрите, как неплохо
Дом устроен у Гороха!
В доме
Пять сестёр живут,
Летом им
Не скучно тут.
Лето кончится —
Тогда
Разбегутся кто куда!
ПТИЧИЙ ДВОР
Утка курице сказала:
«Вы яиц несете мало.
Все индюшки говорят,
Что на праздник вас съедят!»
«Косолапка! Дармоедка! —
Раскудахталась наседка. —
Гусь сказал, что вы не утка,
Что у вас катар желудка,
Что ваш селезень дурак —
Только знает: кряк да кряк!»
«Кряк! — послышалось в канаве. —
Гусь бранить меня не вправе,
И за это начинен
Будет яблоками он.
Я до гуся доберусь!» —
«Ого-го!» — ответил гусь.
«Ах, скандал, скандал, скандал», —
Сам индюк забормотал.
Растолкал гусят вокруг
И гусыню клюнул вдруг.
Прибежал на крик петух,
Полетел из утки пух.
И послышалось в кустах:
«Га-га-га! Кудах-тах-тах!»
Эту драку до сих пор
Вспоминает птичий двор.
Про овощи (Н. Кончаловская)
Жил один садовод,
Он развёл огород:
Приготовил старательно грядки.
Он принёс чемодан
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена,
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берёг от холодной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
— Ни в земле, ни в воде,
Никогда и нигде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвёкла, чеслук, и репуста.
Сельдерошек поспел,
И мортофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
И мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
Мы корзину несли
Но решить не могли:
Как нам быть с овощами такими?
То ли жарить их нам,
То ли парить их нам?..
Ну, и съели их просто сырыми!
ПТИЧЬЕ РАДИО
Внимание! Внимание!
Сегодня в пять часов
Работать будет станция для рощ и для лесов!
Сегодня в нашу студию
(Внимание! Внимание!)
Слетятся птицы разные на радиособрание!
Во-первых, по вопросу:
Когда, в каком часу
Удобнее и выгодней использовать росу?
Второй вопрос назрел давно:
Что «эхом» называется?
И если есть в лесу оно,
То где оно скрывается?
По третьему вопросу
Докладывает Дрозд,
Назначенный заведовать ремонтом птичьих
гнезд.
Потом начнутся прения:
И свист, и скрип, и пение,
Урчанье, и пиликанье,
И щебет, и чириканье.
Начнутся выступления
Скворцов, щеглов, синиц
И всех без исключения
Других известных птиц.
Внимание! Внимание!
Сегодня в пять часов
Работать будет станция для рощ и для лесов!
Наш приемник в пять часов
Принял сотню голосов:
«Фиур-фиур! Фью-фью-фыо!
Чик-чирик! Тью-тью-тью-тью!
Пиу-пиу! Цвир-цвир-цвир!
Чиви-чиви! Тыр-тыр-тыр!
Спать-пать-пать! Лю-лю! Цик-цик!
Тень-тень-тень! Чу-ик! Чу-ик!
Ко-ко-ко! Ку-ку! Ку-ку!
Гур-гур-гур! Ку-ка-реку!
Ка-арр! Ка-арр! Пи-ить! Пить!..»
Мы не знали, как нам быть!
Очевидно, в этот час
Передача не для нас!
Пугало (И. Мордовина)
Кто у нас на огороде
Распугал больших ворон?
Они каркают на входе
И со всех других сторон.
Кто гремит на всю округу,
Если ветерок летит,
И болтается по кругу,
Золотой тесьмой блестит?
Это пугало смешное
Распугало всех ворон.
Это от консервных банок
Раздаётся перезвон.
Из-под шляпы – пук соломы.
Вместо рук – корявый шест.
А на нём пиджак огромный
С сотней рваных, рваных мест.
Удивляются вороны:
– Это что за ерунда?
Жили мы всегда спокойно,
А теперь пришла беда…
Как нам жить без вкусных ягод?
Пропадёт без нас горох!
А на бабушкиных грядках
Средь жучков переполох:
– С кем войну вести? Не знаем.
Жизнь без дела – скукота!
От обжорства погибаем!
Ну а в целом красота…
ГДЕ ОЧКИ?
— Что стряслось у тети Вали?
— У нее очки пропали!
Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,
С головою залезала
Под матрац, под одеяло,
Заглянула в ведра, в крынки,
В боты, в валенки, ботинки,
Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,
Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала.
Снова шарит под подушкой,
Снова ищет за кадушкой.
Засветила в кухне свечку,
Со свечой полезла в печку,
Обыскала кладовую —
Все напрасно! Все впустую!
Нет очков у тети Вали —
Очевидно, их украли!
На сундук старушка села.
Рядом зеркало висело.
И старушка увидала,
Что не там очки искала,
Что они на самом деле
У нее на лбу сидели.
Так чудесное стекло
Тете Вале помогло.Перевод с польского Сергея Михалкова