Тся/ться — упражнения на правописание окончаний в глаголах

Правописание -тся и -ться в глаголах

Написание мяг­ко­го зна­ка в окон­ча­ни­ях гла­го­лов зави­сит от их грам­ма­ти­че­ской фор­мы. Чтобы не оши­бать­ся в напи­са­нии слов этой само­сто­я­тель­ной части речи, при­ме­ним пра­ви­ло орфографии.

Правило
Буква «ь» пишет­ся в неопре­де­лён­ной фор­ме гла­го­ла, кото­рая отве­ча­ет на вопро­сы что делать? что сделать?

Как видим, задан­ный вопрос под­ска­жет напи­са­ние мяг­ко­го зна­ка в окон­ча­ни­ях гла­го­лов, име­ю­щих началь­ную фор­му.

Оба гла­го­ла «соби­рать­ся» и «про­ка­тить­ся» нахо­дят­ся в неопре­де­лён­ной фор­ме. Согласно пра­ви­лу орфо­гра­фии рус­ско­го язы­ка необ­хо­ди­мо обя­за­тель­но обо­зна­чить эту грам­ма­ти­че­скую фор­му гла­го­лов с помо­щью мяг­ко­го знака.

Буквосочетание -тся про­сле­жи­ва­ет­ся в соста­ве гла­го­лов в фор­ме 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го и буду­ще­го времени:

  • он смеётся — все смеются;
  • флаг запо­лощется — листья запо­лощутся.

Чтобы отли­чить их напи­са­ние без мяг­ко­го зна­ка перед -ся от неопре­де­лён­ной фор­мы с конеч­ным -ться, сле­ду­ем пра­ви­лу орфографии.

Правило
Буква «ь» не пишет­ся в окон­ча­ни­ях гла­го­лов, кото­рые отве­ча­ют на вопро­сы что дела­ет? что сде­ла­ет? что дела­ют? что сделают?

Понаблюдаем:

Наличие или отсут­ствие воз­врат­но­го пост­фик­са -ся в соста­ве гла­го­ла не име­ет зна­че­ния. В рус­ском язы­ке все фор­мы гла­го­лов 3 лица пишут­ся без мяг­ко­го зна­ка:

  • он рису­ет — она рису­ется перед нами;
  • она спро­сит — с него спро­сится;
  • лек­тор пока­жет — нам пока­жутся.

Алгоритм написания -тся и -ться

Итак, что­бы не оши­бать­ся в напи­са­нии раз­ных грам­ма­ти­че­ских форм воз­врат­ных гла­го­лов, дей­ству­ем соглас­но алгоритму:

  • опре­де­лим часть речи (гла­гол обо­зна­ча­ет дей­ствие или состояние);
  • зада­дим вопрос к слову;
  • выяс­ним фор­му гла­го­ла (неопре­де­лён­ная фор­ма или );
  • пра­виль­но напи­шем -тся или -ться в соот­вет­ствии с правилом.

В напи­са­нии ука­зан­ных форм гла­го­лов помо­жет син­так­си­че­ский раз­бор пред­ло­же­ния.  Глаголы с конеч­ным -тся, как пра­ви­ло, выпол­ня­ют роль про­сто­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го. От под­ле­жа­ще­го зада­ём необ­хо­ди­мый вопрос к сказуемому:

Неопределённая фор­ма гла­го­ла чаще все­го явля­ет­ся необ­хо­ди­мой частью состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го, в кото­ром ей пред­ше­ству­ет глагол-связка со зна­че­ни­ем вре­ме­ни дей­ствия (нача­ло, про­дол­же­ние или конец) или дол­жен­ство­ва­ния, жела­ния, воз­мож­но­сти и пр.

Особое затруд­не­ние вызы­ва­ет напи­са­ние двух воз­врат­ных гла­го­лов, нахо­дя­щих­ся рядом в предложении.

В этом слу­чае пом­ним, что два гла­го­ла в неопре­де­лён­ной фор­ме в каче­стве состав­но­го ска­зу­е­мо­го не исполь­зу­ют­ся в пред­ло­же­нии. Первый гла­гол обя­за­тель­но высту­па­ет в лич­ной фор­ме, в кото­рой мяг­кий знак не пишет­ся. Определяем эти фор­мы гла­го­лов с помо­щью  задан­ных вопросов:

  • озор­ник (что дела­ет?) боит­ся;
  • боит­ся (что сде­лать?) при­знать­ся.

Поупражняемся в выбо­ре пра­виль­но­го напи­са­ния окон­ча­ний гла­го­лов в воз­врат­ной фор­ме, если про­чтём при­ме­ры предложений.

Упражнения

Для закрепления материала предлагается вставить вместо пропусков «тся» или «ться»:

  1. Не стоит боя… перемен.

  2. Не могу реши… выйти к доске.

  3. Дамы и господа, концерт продолжае…

  4. Ей нужно верну… домой к вечеру.

  5. Он идет, все, спряч… за диван!

  6. Не смей сдава…!

  7. Обуча… нужно смолоду.

  8. Прекратите шепта… за моей спиной!

  9. Земля скоро покрое… снегом.

  10. У него дело из рук вали… 

Ответы:

  • бояться;

  • решиться;

  • продолжается;

  • вернуться;

  • прячься;

  • сдаваться;

  • обучаться;

  • шептаться;

  • покроется;

  • валится.

Правила русского языка необходимо выучить еще в детском возрасте, чтобы вырасти грамотным и образованным человеком. Если вы находите какие-то пробелы в своих знаниях, то никогда не поздно взять в руки учебник, открыть тест или тренажер, и выучить раз и навсегда основные правила. 

Знания могут пригодиться всегда и везде: начиная от повседневной жизни (при общении, переписке в чатах и мессенджерах) до профессиональных обязанностей (написать деловое письмо, заключить контракт, верно сформулировать речь перед выступлением и др.).

Учитесь, ведь как говорится, «С грамотой вскачь, без грамоты — хоть плачь»!

Упражнения и задания (раздаточный материал) по теме ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах, 5 класс

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Так как мягкий знак в вопросе

Саша ошибает….ся, больно ушибит….ся, надо познакомит.…ся, хочется вытянут….ся, валят….ся на травке, мыт….ся под душем , копат…ся в огороде, старают….ся понравит….ся, посмеят…ся над собой, надеют….ся на лучшее, надо хорошо учит….ся, громко смеят….ся, ребята смеют….ся.

Создаёт….ся команда, пора сдават….ся, ему удаёт…ся вернут….ся, встретит…..ся с другом, они скоро вернут….ся, поезд тронет….ся, флаг развевает….ся, брат….ся за ручку, он лечит….ся в больнице, волны бьют….ся, надо собират….ся, кот царапает….ся, давай лечит….ся.

Лит….ся из крана, поднят….ся в горы, дети шепчут…ся, комар кусает…ся, надо умыват….ся , рано открывает….ся, вылит….ся из бутылки, греет….ся на солнышке, хочется погрет….ся, друзья помирят….ся, кафе закрывает…ся , дорого продават….ся, дорога сужает….ся.

Костёр разгорает….ся, можно простудит….ся, не будем ссорит…ся, посыпат….ся с полки, хватит ругат….ся, копат….ся в огороде, они быстро оденут….ся, можно ошибит….ся, ты будешь смеят….ся, нужно осмотрет….ся, занавес опускает….ся, помогут устроит….ся, любоват…ся природой.

2. Внимательно прочитайте предложения, найдите глаголы на изученные правила. Вставьте где необходимо в глаголы ь. 1.Ещё в раннем детстве впервые раскрывает…ся перед нами обширный светлый мир.(С .– М.)2.Нужно родит …ся и долго жить в горах, чтобы полюбить и навсегда привыкнуть к дикой горной природе. (С.-М.)3.Луга так душисты, что с непривычки туманит…..ся и тяжелеет голова.(Паустовский).4. На километры тянут….ся густые, высокие заросли разных трав.(Паустовский).5. Голубое небо отражает…..ся в чёрных скалах.(Сладков).6.Северная весна! Глаз не хватает налюбоват…ся! (Н. Колпакова).

Выполни грамматические задания:

– (к) природе — морфологический разбор

Источник статьи: http://infourok.ru/uprazhneniya-i-zadaniya-razdatochniy-material-po-teme-tsya-i-tsya-v-glagolah-klass-1748284.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разные формы работы на уроке помогают учащимся освоить тему и не путать глаголы с похожими по звучанию существительными.

Данный урок является уроком освоения новой темы по правописанию ться и тся в глаголах.

Методическая разработка урока русского языка для 8 класса на тему “Правописание глаголов с –тся, -ться” содержит конспект урока.

Дидактический материал, используемый на уроках русского языка в 6 классе.

Урок разработан для учащихся 5 класса татарской школы ( с использованием приемов критического мышления).

Урок повторения изученного по теме “Правописание -тся и -ться в глаголах” с использованием информационных технологий.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/06/14/praktikum-pravopisanie-tsya-i-tsya

Примеры написания «ться» и «тся»

Для закрепления правила верной постановки в суффиксах «ться» и «тся» мягкого знака, приведена следующая таблица с примерами:

ТЬСЯ (что делать? что сделать?)

ТСЯ (что делает? что сделает?)

1.      Я люблю заботиться о животных;

2.      Обливаться холодной водой — значит закаляться;

3.      Поклониться, распрямиться и опять начать трудиться;

4.      Он перестал меня слушаться;

5.      На небе начали проявляться звезды.

1.      Она с удовольствием заботится о животных;

2.      Он закаляется: обливается холодной водой по утрам;

3.      Он поклонится в конце выступления;

4.      Надя слушается маму и папу;

5.       На небе скоро проявятся звезды.

Рекомендуется распечатать таблицу для использования в качестве подсказки на первое время.

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник статьи: http://infourok.ru/pravopisanie-tsya-i-tsya-klass-1737612.html

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 136,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 41,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 110,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 119,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 123,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 144,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 476,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 590,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 637,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 692,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 698,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 703,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 85,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 99,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 488,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 622,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 693,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 274,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 276,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 404,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Практикум стр. 96,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Практикум стр. 138,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 31,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 50,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 96,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 343,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 435,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 592,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 704,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 41,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение Практикум стр. 62,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 451,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 42,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение Практикум стр. 40,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 95,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 207,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 339,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 365,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 387,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 470,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 309,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 608,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 101,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 116,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 121,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 133,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 144,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 227,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 240,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 330,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 300,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 417,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глаголов

Множество ошибок совершается при изучении правил написания мягкого знака, выполняющего функцию не разделительную, а смягчающую, в окончании глаголов. Не всегда получается заполнить тест или выполнить упражнение на отличную оценку.

Поэтому важно учесть следующие правила:

  • когда виден глагол во 2-м лице настоящего или будущего времени, то после шипящих в конце слова ставится «ь»: «берешь – берешься», «бреешь – бреешься»;

  • у глагола, выражающего приказ (совет), мягкий знак остается после добавления постфикса «ся»: «намажь – намажься», «утешь – утешься», «встревожь – встревожься»

Особо сложно многим ученикам расставить «ь» в случаях с несколькими типами глаголов в одном предложении:

  • «Он (что делает?) пытается (что делать?) кататься на коньках изо всех сил»;

  • «Маша (что делает?) старается (что делать?) сдерживаться, иначе заплачет».

В этом случае в предложении есть подлежащее (местоимение) и вопрос задать возможно.

Но могут возникнуть случаи, когда в предложении подлежащего не будет, и вопрос к глаголу не задать. Следовательно, глагол находится в форме 3-го лица, а значит «ь» не пишется:

  • «Не годится ей молодиться»;

  • «Ему приходится мириться с новым начальством». 

Затруднение в выборе -тся, -ться? Вопрос вам в помощь.

Для того чтобы понять, как правильно пишутся окончания -ться и- тся достаточно задать к глаголу вопрос. Рассмотрим, как это выглядит, на конкретных примерах. Внимательно прочитайте следующие предложения:

Я сегодня собираюсь заниматься йогой.
Сегодня вечером я хочу встретиться с Оксаной.
Осторожно! Эта собака может кусаться!
Чтобы все получилось, нужно много трудиться.
Мне бы хотелось развиваться в юридическом направлении.

Что общего у всех этих предложений? В каждом из них есть глагол, оканчивающийся на –ться. Давайте зададим вопросы к этим глаголам:

Я сегодня собираюсь что делать? Заниматься йогой.
Сегодня вечером я хочу что сделать? Встретиться с Оксаной.
Осторожно! Эта собака может что делать? Кусаться!
Чтобы все получилось, нужно что делать? (Много) трудиться
Мне бы хотелось что делать? Развиваться (в юридическом направлении).

Как вы видите, в данном случае, мы можем поставить вопросы что делать? что сделать? Это вопросы так называемой неопределенной формы глагола (инфинитива).

Рассмотрим примеры других предложений:

  • Они сегодня задерживаются.
  • Завтра она представится своим коллегам.
  • Смотри! Он приближается!
  • Моя доченька развивается очень быстро, молодец!
  • Пусть они хорошенько там повеселятся.

Задаем вопросы:

  • Они сегодня что делают? Задерживаются.
  • Завтра она что сделает? Представится (своим коллегам).
  • Смотри! Он что делает? Приближается!
  • Моя доченька что делает? Развивается (очень быстро).
  • Пусть они хорошенько там что сделают? Повеселятся.

Это вопросы глаголов 3-го лица

Обратите внимание на то, что в них не содержится мягкого знака и в окончаниях глаголов –тся его тоже нет

Правописание «тся» и «ться» в глаголах

Следующее правило – одно из самых простых и не требует особого напряжения не только в запоминании, но и в понимании.

Для того, чтобы верно писать суффиксы «тся» и «ться» необходимо знать:

Глагол, стоящий в 3-м лице, мягкого знака в окончании не имеет.

Как определить, что глагол относится к 3-му лицу? Нужно поставить перед ним местоимение (он / она / оно) и задать один из вопросов: «Что делает? Что сделает?»;

Глагол инфинитива (неопределенная форма) будет иметь на конце суффикс «ться».

К таким глаголам можно задать вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Следовательно, эти глаголы пишутся с «ь» на конце.

Интересно, что в глаголах инфинитива ошибок не допускают и спокойно ставят «ь»: «обучать», «строить», «баловать». А при добавлении постфикса «ся», люди входят в ступор. Однако здесь нет ничего сложного.

От постфикса ничего не изменится, у глаголов в 3-м лице от постфикса «ся» мягкий знак не добавится: «обучаются», «строится», «балуются». Также у глаголов неопределенной формы при появлении постфикса «ся» мягкий знак не пропадет: «обучаться», «строиться», «баловаться».

Этот сложный русский язык. Когда писать -тся, а в каком случае -ться.

Уважаемые читатели, надеюсь, что эта статья окажется полезной для вас.

Приветствую вас на своем канале, где мы будем постигать тонкости русского языка.

Как часто вы говорили себе, что русский язык очень сложный для изучения? Да. Сложный. Но это же наш язык, и мы все-таки обязаны его изучать, так как являемся носителями этого языка. И как приятно читать грамотный текст! Без ошибок. С правильно построенными предложениями.

Я всегда думала, что самый трудный язык — это русский. А оказалось, что есть много других языков в мире, которые являются не менее трудными.

Если взять, к примеру, десятку самых трудных языков, то в нее бесспорно войдут следующие: исландский, финский, навахо, венгерский, эскимосский, табасаранский, баскский, русский, арабский, китайский.

Вы уже догадались, что русский язык стоит на третьем месте по степени сложности? И естественно, первую позицию занимает китайский язык. И каждый понимает, почему.

Жалуйтесь, не жалуйтесь на трудности в изучении языка, но вывод один: мы все равно должны разбираться и в орфографии, и в грамматике, и в синтаксисе родного языка.

А теперь продолжим знакомство с самыми распространенными ошибками. Всяко бывает, может, кто-то болел в этот день, а другой невнимательно слушал. А возможно, что именно в данный момент кто-то из родителей объясняет урок своему ребенку, как заправский учитель.

И вот к вам спешит самая понятная “скорая помощь”.

Когда писать -ться, а когда -тся

Не могу понять, почему так часто допускают ошибки в написании глаголов, оканчивающихся на -тся или -ться.

Это же самая легкая орфографическая задача, которую решают дети еще в начальной школе.

Делюсь с вами информацией, как не ошибиться в правописании таких глаголов.

От чего же зависит написание мягкого знака в окончаниях глаголов с суффиксами -ся? А все зависит от формы глагола, в которой он стоит.

Если глагол стоит в неопределенной форме (является инфинитивом), то мягкий знак обязателен.

Определить, является ли глагол инфинитивом, можно при помощи вопросов что делать? или что сделать?

Пример. На проталинах стали (что делать?) появляться первые подснежники.

Вопрос указывает на то, что глагол появляться является инфинитивом, значит, мягкий знак обязателен.

А в каком случае перед -ся мягкий знак не ставится? Догадались? Правильно, именно тогда, когда глагол инфинитивом не является.

Пример. Митя занимается спортом каждый день.

Задаем вопрос что делает? занимается . В данном случает глагол стоит в форме третьего лица, единственного числа. Но сразу же скажу, что число никакой роли не играет. В этом случает мягкий знак не пишется !

Предварительный просмотр:

Задание № 1 .Устно доказать, почему пишется или не пишется в словах Ь.

  1. Дом строится
  2. День начинается
  3. Начал готовится
  4. Нельзя торопиться
  5. Хочу кататься
  6. Сумей извиниться
  7. Стыдно не учиться
  8. Враг не укроется
  9. Птицы разлетаются
  10. Мне хочется
  11. Города поднимаются
  12. Стебель клонится
  1. птицы (что делают?) опускают?ся
  2. водицы (что сделать?) напит?ся
  3. тройка (что делает?) несет?ся
  4. он (что делает?) просыпает?ся
  5. начинает (что делать?) каят?ся
  6. спать (что делает?) ложит?ся
  7. два часа (что делает?) собирает?ся
  8. день (что делает?) одевает?ся
  1. трава не колышет?ся
  2. зарождает?ся рассвет
  3. дом строит?ся
  4. дорожки обозначают?ся
  5. вечно борот?ся
  6. вышел прогулят?ся
  7. песня поет?ся
  8. счастливо живет?ся
  1. все снит?ся
  2. рад отвязат?ся
  3. стала взбират?ся
  4. на руку оперет?ся
  5. дрова загорают?ся
  6. наклонит?ся за мелом
  7. хорошо у ‘ чит?ся
  8. расправит?ся с делами
  1. мальчик одевает?ся
  2. друзья обнимают?ся
  3. крапива жжет?ся
  4. корова бодает?ся
  5. видет?ся с братом
  6. надо чаще улыбат?ся
  7. смеят?ся над собой
  8. девочка учит?ся
  1. может учит?ся
  2. поздно смеят?ся
  3. зайчик жалует?ся
  4. сердце забьет?ся
  5. уши подымут?ся
  6. солнце подымает?ся
  7. туман клубит?ся
  8. степь переливает?ся
  1. упирают?ся леса
  2. гнут?ся балки
  3. надо прогулят?ся
  4. орех распускает?ся
  5. цветы выбьют?ся
  6. начнет распускат?ся
  7. роса накапливает?ся
  8. можно отказат?ся

Тесты по теме «Правописание ться — тся у глаголов»

Тест 1

Вопрос № 1 

  1. надо было торопит…ся
  2. дорога вдруг стала сужива…ся.
  3. мама освободит…ся вечером
  4. кошка садит…ся на окошко
  5. нам надо ближе познакомит…ся
  6. начали попада…ся редкие деревья

Вопрос № 2 

  1. не могу взят…ся
  2. будет старат…ся
  3. не хочу злит…ся
  4. прут гнет…ся

Вопрос № 3 

  1. болт закрепит…ся
  2. больной лечит…ся
  3. вопрос выяснит…ся
  4. надо распорядит…ся

Вопрос № 4 

  1. Мечта может осуществит…ся.
  2. Дождь должен прекратит…ся.
  3. Ученик не может сосредоточит…ся.
  4. Он ни к кому не обратит…ся.

Вопрос № 5 

  1. ты бор…шься
  2. мы накол…м дров
  3. лицо пыш…т здоровьем
  4. мы высп…мся

Тест 2

Вопрос 1 

  1. Делает…ся
  2. Мне не нравит…ся
  3. Будет строит…ся
  4. Крапива жалит…ся

Вопрос 2 

  1. Не могу взят…ся.
  2. Будет старат…ся.
  3. Не хочу злит…ся.
  4. Прут гнет…ся.

Вопрос 3 

  1. Болт закрепит…ся.
  2. Больной лечит…ся.
  3. Вопрос выяснит…ся.
  4. Надо распорядит…ся.

Вопрос 4 

  1. Мечта может осуществит…ся.
  2. Дождь должен прекратит…ся.
  3. Он ни к кому не обратит…ся
  4. Ученик не может сосредоточит…ся.

Вопрос 5 

  1. Любите труд, и пусть вам будет жаль с ним расстават…ся.
  2. Каждый человек гордит…ся тем, что он делает для людей.
  3. Тот, кто трудит…ся над собой, тот извлекает из себя все, что в тебе заложено.
  4. Человек умрет, а дело его останет…ся.

Вопрос 6 

  1. Писатель с годами становит…ся умнее, зрелее, искусней, добрее.
  2. Художник умирает, если повторяет…ся.
  3. Искренность – качество драгоценное для писателя и необходимое, разумеет…ся.
  4. Семен Гудзенко умел веселит…ся, умел действовать, работать.

Вопрос 7 

  1. Как жалко, что науке доброты нельзя по книжкам научит…ся в школе.
  2. Когда дни начинают пылит…ся и краски блекнуть, я беру Грина.
  3. Чтобы стать мужчиной, мало им родит…ся.
  4. Если друга верного найти, коротки становят…ся пути.

Вопрос 8 

  1. Я часто время торопил, привык во все дела впрягат…ся.
  2. Два года понадобилось мне, чтобы вернут…ся в дорогую мою пехоту.
  3. С добром надо спешить, а то оно может остат…ся без адресата.
  4. Свет остает…ся светом, хотя слепой и не видит его.

Вопрос 9 

  1. Работа моя над «Лесной повестью» идет медленно и, кажет…ся, верно.
  2. Вымышленный мир захлестывал меня, и я не мог ему противит…ся.
  3. Все, что человек не может понять, называет…ся тайной.
  4. Все на свете рождает…ся в муке: и деревья, и птицы, и звуки.

Вопрос 10 

  1. За двумя зайцами погониш…ся — ни одного не поймаеш…
  2. Много будеш… знать — скоро состариш…ся.
  3. Руки не протянеш…, так и с полки не достанеш…
  4. Ширина долины то суживает…ся метров до ста, то расширяет…ся более чем на километр.