Что должен уметь ребенок в 3 месяца (мальчик и девочка)

Оглавление

Развитие ребенка в 3 месяца

На 3 месяце жизни малыш продолжает изучать мир вокруг. Теперь он может задерживать взгляд на интересующих его объектах до 30 секунд. Кроме того ребенок уже умеет поворачивать голову и наблюдать за движущимися предметами.

Малыш учится реагировать на звуковые раздражители. Если он услышит звук на расстоянии менее метра от себя, то вы можете заметить, как все тело замирает на несколько секунд (идет анализ поступившей информации), а затем голова начинает вертеться из стороны в сторону, чтобы обнаружить источник шума.

В этом возрасте ребенок уже способен устанавливать элементарную причинно-следственную связь: он начинает понимать, что голосом может привлечь внимание, сообщить о дискомфорте или голоде. Некоторые родители начинают классифицировать виды плача и его посыл:

  • Внезапные рыдания на высоких нотах говорят о боли и телесном дискомфорте.
  • Тихие всхлипывания, которые быстро набирают громкость — скорее всего ребенок проголодался.
  • Плач, который сопровождается потиранием глаз и беспокойными движениями, сообщает о том, что малыш хочет спать.

Молодые родители: Как побороть недосып

Скучаете по тем временам, когда у вас еще не было ребенка и можно было спать сколько хочешь? Все молодые родители страдают от недосыпа. Понятно, что вам хочется отдавать малышу все силы, но с недосыпом это легче не становится. Лучше всего работать в команде – объедините усилия с партнером, бабушкой или дедушкой, няней. Составьте список задач, определите, какие из них действительно важные, а какие можно отложить.

Чтобы избежать недосыпа, можно подстроиться под цикл сна ребенка. Это значит, что задачу укладывать малыша можно доверить кому-то еще, пока вы наслаждаетесь заслуженным отдыхом. Это полезно и для самого ребенка – так он научится засыпать в разных обстоятельствах, и ему не будет требоваться ваше присутствие, чтобы заснуть.

Также лучше высыпаться помогут следующие советы:

  • Попросите партнера, бабушку, дедушку или няню иногда покормить ребенка ночью.

  • Питайтесь полноценно и пейте много воды.

  • Ложитесь спать тогда, когда спит малыш, а домашние дела подождут

  • Двигайтесь – можно погулять вместе с малышом или самостоятельно куда-то сходить.

Физиологическое развитие

Трехмесячный малыш значительно отличается от новорожденного. У малыша округлились щечки, появились складочки на руках и ногах.

Ребенок в три месяца уверенно держит головку в вертикальном положении, поднимается на предплечья из положения «лежа на животе». Некоторые дети уже могут переворачиваться со спины на животик. Проходит повышенный тонус мышц. Появляются более скоординированные движения. Малыш может схватить игрушку, поднести к лицу, берет пальцы в рот, изучает свое тело.

Проходят некоторые рефлексы новорожденного, но не все. Рефлекс ползанья и сосания еще сильно выражены. Система пищеварения продолжает развиваться: увеличивается объем желудка, ребенок больше кушает.

Развитие ребенка в 11 месяцев

Как правило, к этому моменту большинство малышей уже умеют ползать и вставать на ножки, используя опору. А некоторые даже делают свои первые самостоятельные шаги. Считается абсолютно нормальным, если ребенок осваивает этот навык в любой момент до полутора лет. Родителям остается набраться терпения и помогать малышу в меру своих и его сил.

В 11 месяцев дети начинают понимать простые фразы, которые часто используют родители; откликаются на свое имя; осознают, когда их хвалят или ругают. По вашей просьбе они могут указать на свои уши, глазки или рот.

Кроме того, малыши начинают подражать взрослым в процессе говорения, их монологи все больше напоминают привычную нам речь. Некоторые дети произносят свои первые слова.

Зрение и слух ребенка третьего месяца жизни

В три месяца ребенок может сосредоточить взгляд и следить за яркими предметами, как лежа на спине, так и в вертикальном положении. Малыш уже может сосредотачивать свой взгляд на лице человека, который с ним разговаривает. Узнает маму и других близких людей. Начинает различать размер предметов.

В три месяца малыш четко распознает направление звука и поворачивает голову в ту сторону, откуда он раздается. Прислушивается к голосу взрослого. Очень полезно в этом возрасте включать малышам спокойные мелодичные композиции, например классическую музыку, считается, что она благоприятно влияет на развитие ребенка.

Следует отметить, что у трех месячного малыша совершенствуется и обонятельных анализатор, теперь Ваш малыш не только видит и слышит Вас, но и чувствует и узнает Вас по запаху.

Ребенку второй месяц

  • Находясь вне поля зрения ребенка, погремите погремушкой. Малыш автоматически должен повернуть голову в направлении звука. При этом реакции на отдельные раздражители уже ясно отличаются. Так, на шум трещотки ребенок реагирует бурно, двигая ручками и ножками, а при непрерывно звучащем свистке успокаивается и лежит с широко открытыми глазами. Прерывистое звучание свистка вызывает у малыша неудовольствие, а удары по дереву – наморщивание лба. Продолжительность звукового раздражителя не должна превышать 30 секунд.
  • Если младенцу на лицо положить пеленку, он будет производить неспецифические движения всем телом, но освободиться от пеленки сам пока не сможет.
  • Возьмите ребенка на руки, в горизонтальном положении, поддерживая под голову, и чуть-чуть опустите руку. В течение нескольких секунд кроха будет удерживать голову прямо. Лежа на животе, малыш уже хорошо держит голову.
  • Пребывание в возбужденном состоянии, ребенок успокоится, если вы с ним начнете разговаривать. Говорить следует не менее 30 секунд.
  • Вы делаете все так, как будто собираетесь кормить малыша, но грудь или бутылочку пока не даете. Младенец реагирует определенным образом на положение кормления. Он открывает рот, поворачивает голову в сторону, делает сосательные движения, выражает нетерпение.
  • Привяжите веревочку к красному кольцу и медленно, на расстоянии 25 см от личика ребенка, перемещайте кольцо в продольно направлении. В ответ должно наблюдаться согласованное движение глаз малыша: они, то поднимаются, то опускаются.

Теперь совершайте красным кольцом круговые движения. Глаза ребенка движутся за ним согласованно. Если вы будите быстро приближать кольцо к лицу малыша, вы получите в ответ реакцию мигания, а если медленно – реакцию общего оживления.

Главное умение, приходящее на втором месяце жизни ребенка, — яркая реакция на маму ( или человека, постоянно ухаживающего и общающегося с крохой ) – так называемый «комплекс оживления». При обращении мамы наблюдается ответная улыбка, малыш радостно дрыгает ручками и ножками, извивается всем телом, появляются первые спонтанные вокализации.

Физическое развитие ребенка на третьем месяце

В первые месяцы жизни происходит интенсивное физическое развитие ребенка.

Так, за третий месяц, жизни малыш в среднем набирает 800 грамм. А за истекший период 2200 грамм, то есть если ребенок родился с весом 3200 грамм, то в три месяца он должен весить 5400 грамм

При этом хочется обратить внимание, что вес ребенка — это весьма вариабельный параметр. Поэтому, при хорошем аппетите и самочувствии ребенка, допустимы небольшие колебания как в большую, так и в меньшую сторону

Длина тела увеличивается на 3 см за месяц (за истекший период на 9 см).

Окружность головы увеличивается на 1,5 см, а окружность грудной клетки на 2 см за месяц.

Доктор Комаровский

По Е. Комаровскому трехмесячный малыш:

  • умеет держать голову и поднимать грудь, лежа на животе;
  • подносит ручки к лицу, разжимает и сжимает кулачки;
  • захватывает и сжимает игрушку или палец взрослого;
  • наблюдает за движущимися предметами;
  • узнает на расстоянии близких людей и предметы;
  • реагирует на звук поворотом головы в сторону источника звука;
  • улыбается, заслышав знакомый голос.

Доктор Е.О. Комаровский рекомендует обратиться к педиатру, если младенец:

  1. не реагирует на незнакомые лица, громкие звуки;
  2. не держит голову, лежа на животе;
  3. не улыбается (узнайте, когда ребенок начинается улыбаться);
  4. не следит за двигающейся игрушкой.

Как делать массаж

С утра полезно выполнять гимнастику. Плавно сгибать и разгибать ноги и руки для растяжения связок. Можно положить малыша на большой спортивный мяч на живот или спину и, придерживая за ноги, аккуратно покатать вперед-назад. Учить ребенка поворотам со спины на живот. Для этого левую ногу поворачивают направо и перекидывают через другую ногу. Такая поза стимулирует переворот (узнайте, когда ребенок начинает переворачиваться). Самостоятельно закидывать ножку у малыша еще не получается.

Массаж благотворно влияет на организм ребенка, улучшает его физическое состояние и стимулирует развитие нервной системы, снижает гипертонус. Хорошо выполнять массаж после купания перед сном. В комнате должна быть комфортная температура.

Длительность массажа 10-15 минут. Движения плавные, нежные. Движения рук идут снизу вверх:

Раскрываем ладошки и поглаживаем их. Каждый пальчик массируем индивидуально. Поглаживаем запястья, поднимаемся вверх по ручке, избегая области подмышек.
Поглаживаем пяточки, стопу, каждый пальчик ног

Осторожно разминаем и поглаживаем ногу снизу вверх, обходя зону под коленками и паха.
Живот массируется круговыми движениями по часовой стрелке, не затрагивая область пупка.
Переворачиваем малыша на живот и массируем спину от поясницы к плечам, потом от позвоночника, не затрагивая его, к бокам.
Ягодицы массируются от ног к копчику.
Голова массируется, обходя зону родничка.

Чек-лист этого месяца

  • Теперь, когда ребенок стал гораздо больше двигаться, серьезно задумайтесь над тем, чтобы обезопасить для него дом. Например, можно убрать или спрятать провода и кабели, в которых малыш может запутаться, закрепить тяжелые предметы, чтобы они не упали, если ребенок вдруг на них повиснет, наклеить мягкие накладки на углы мебели (книжные полки и журнальные столики). Можно даже встать на четвереньки и проползти по дому, чтобы увидеть обстановку с уровня глаз ребенка – так вы лучше сможете оценить, какие опасности нужно убрать. Если у вас есть лестницы, можно уже устанавливать детский барьер.

  • Прочитайте статью о том, что произойдет в жизни малыша, когда ему исполнится 6 месяцев.

  • А чтобы узнать еще больше, подпишитесь на нашу рассылку:

five month old baby care — checklist

Третий месяц жизни ребенка: что нужно знать родителям

Два первых месяца после рождения малыша тревоги родителей остаются позади. Ребенок растет, развивается, становится менее беспомощным. К 3 месяцу уверенно держит головку, узнает близких, различает лица родителей, переворачивается на бок, поворачивает голову, ища источник шума.

Третий месяц жизни ребенка обозначен важными достижениями – смехом, “гулением”. Координация движений становится лучше. Малютка пытается схватить, взять в рот предметы, лежащие поблизости. Предметы, окружающие малыша, должны быть безопасны, нетоксичны. В трехмесячном возрасте детки делают попытки взаимодействия с мамой – пытаются разговаривать, используют мимику, начинают улыбаться. При удобном случае говорите с малышом, формируя пассивный запас слов.

Развитие ребенка в 8 месяцев

Изо дня в день активность малыша растет. Он переворачивается, ползает, самостоятельно садится. Его манипуляции становятся более разнообразными: ребенок перекладывает игрушки из одной руки в другую, бросает их на пол и снова поднимает, пробует на вкус, трясет и прислушивается к звукам. Малыша привлекают и совместные игры в прятки, “сорока-ворона”, “по кочкам-по кочкам” и другие.

В возрасте 8 месяцев расширяется восприятие окружающего мира. Если в 2 месяца малыш мог различать звуки на расстоянии 1 метра, то сейчас этот радиус увеличился до четырех. Растет и диапазон звуков, которые издает ребенок, когда общается с вами. Он начинает узнавать свое отражение в зеркале, использует все более развитую мимику и жесты.

Рефлексы

К этому возрасту у ребёнка практически не остаётся врождённых рефлексов.

В три месяца малыш уже не должен:

  1. Открывать ротик и искать мамину грудь после того, как вы погладите участок кожи возле губ ребёнка.
  2. Вытягивать хоботок губками после того, как вы дотронетесь до верхней губки крохи.
  3. Совершать движения головой с открытым ротиком после того, как вы надавите на центральную зону внутренней стороны ладони ребёнка.

Если у ребёнка всё ещё сохраняется рефлекс Моро, это считается нормой, как и его отсутствие в этом возрасте. Он, по сути, является защитным механизмом от падения карапуза.

Рефлексы, которые ещё точно остаются в жизни малыша – это сосательный и рефлекс перемещения. Они ещё очень необходимы крохе для правильного развития и питания.

Занятия с малышом

Игры

Развивающие игры с ребенком в данном возрасте просто необходимы, ведь именно так он активно усваивает новую информацию и закрепляет полученные навыки.

Основная задача игр – развитие мелкой моторики и умений совершать взаимосвязанные действия руками самостоятельно, а так же принимать решения и строить логические цепочки.

Примеры игр:

  1. Перекладывание кубиков. В одну коробку сложите кубики и накройте ее крышкой. Рядом приготовьте пустую коробку. Малыш должен открыть коробку с кубиками и переложить их в другую коробку. Каждое действие ребенка лучше комментировать, чтобы он понимал взаимосвязь между своими движениями.
  2. Знакомство с овощами и фруктами. Необходим набор игрушек в виде популярных овощей и фруктов и кастрюля, в которую их необходимо сложить. Малыш должен доставать из кастрюли по одной игрушке и вместе со взрослым называть ее, если знает. Взрослый помогает ребенку в этом. Называя цвет игрушки, так же улучшается и восприятие малышом цветовой гаммы предметов.

Игрушки

Ребенку подойдут составные игрушки, которые нужно разбирать и собирать: наборы кубиков, пирамидки, простые конструкторы.

Рекомендуется и наличие мячиков разных размеров, чтобы малыш мог кидать их и перекатывать.

Игрушки в виде животных или кукол также подойдут – ребенок будет давать им названия, к тому же можно устраивать малышу и ролевые игры, в которых он будет ухаживать за ними, кормить и переодевать.

Здесь для родителей главное – называть процесс и направлять каждое действие малыша, полностью погрузившись с ним в процесс.

Какие бывают упражнения для развития крупной моторики?

Как мелкая, так и крупная моторика ребенка — это, в первую очередь, навыки, важные во взрослом возрасте. Старайтесь показывать малышу на собственном примере, что вам нравится двигаться, гулять, делать домашние дела, а валяться часами с телефоном или сидеть полдня перед телевизором совсем неинтересно (даже если это совсем не так). Если удастся привить ребенку любовь к активному образу жизни, вы дадите ему огромный стимул для самостоятельного развития крупной моторики. И вот еще несколько рекомендаций, позволяющих ускорить этот процесс.

Совет № 1. Танцуйте

С какого возраста: при поддержке мамы — хоть с 6 месяцев, самостоятельно — когда малыш научится уверенно ходить.

Лучших результатов удается добиться, когда упражнения для развития крупной моторики становятся для детей развлечением. Именно потому танцы — отличный выбор, ведь кто не любит танцевать!

Предлагайте малышу двигаться под музыку из любимых мультиков, повторяя танцы персонажей. Танцуйте с ним в паре или наблюдайте за сольным выступлением крохи, обязательно сопровождая его одобрительными аплодисментами. Когда ребенок подрастет, покажите ему клипы ваших любимых исполнителей, чтобы от простых танцев вроде «два притопа, три прихлопа» он постепенно переходил к более серьезным методикам развития крупной моторики.

Совет № 2. Занимайтесь спортивными играми

С какого возраста: примерно с полутора-двух лет.

Если ваш малыш уверенно стоит на ногах, предложите ему спортивные игры на развитие крупной моторики. Это не настоящий спорт, а просто занятия по мотивам, но они принесут немалую пользу. Купите ребенку мячик подходящего размера и играйте с ним в «футбол» — легонько пасуйте друг другу, забивайте в дверной проем или другие импровизированные ворота. Затем переходите на «баскетбол», найдя дома какое-нибудь подходящее ведро или кастрюлю.

Совет № 3. Делайте зарядку

С какого возраста: отдельные упражнения — с 1 года, традиционная зарядка — с 4–5 лет.

Когда мы занимаемся совместной домашней гимнастикой, мы не только развиваем крупную моторику у своих детей, мы также приучаем их к здоровому образу жизни и способствуем поддержанию физической формы. В общем, штука, полезная во всех отношениях.

Уже в возрасте года вы можете пригласить малыша сделать зарядку вместе с вами. Конечно, его движения будут неуклюжими, и все это будет мало похоже на настоящую гимнастику, но сейчас задача вдругом — привить любовь к упражнениям. Если сможете, к 4–5 годам ребенок будет делать их не хуже вас, может быть, даже и лучше.

Совет № 4. Катайтесь на велосипеде

С какого возраста: с 1 года.

На первый велосипед (трехколесный и со страховочной ручкой сзади) малыша можно сажать в самом раннем возрасте. Управляя им, ребенок тренирует мышцы ног, оттачивает движения рук и учится синхронизировать действия всех четырех конечностей. Это один из лучших вариантов, как развить крупную моторику.

По мере взросления пересаживайте малыша на более продвинутые модели для тренировки координации, баланса и других важных навыков. Кстати, не ограничивайтесь только велосипедом: полезны все колесные средства — и самокат, и скейт, и моноколесо, и гироскутер.

Совет № 5. Не ограничивайте без повода физическую активность малыша

С какого возраста: всегда.

«Зачем тебе развивать моторику, лучше просто сиди и ничего не делай», — вряд ли мама или папа скажут своему малышу такую фразу. Тем не менее, многие родители произносят ее завуалировано, ведь все «не залезай туда», «не прыгай оттуда», «не отходи далеко», «не бегай», «играй тут» — лишь ее варианты.

Нередко родители включают режим «суперзащиты» и ограничивают активность малыша лишь потому, что им неохота отвлекаться от своих дел или лень трезво проанализировать ситуацию. Ребенок захотел залезть на горку? Отложите телефон, встаньте со скамейки и подстрахуйте его. Решил пройтись по высокому бордюру? Возьмите за руку, а не запрещайте.

Не пытайтесь оградить малыша от малейших опасностей. Помните: овладеть крупной моторикой — это как раз научиться уверенно выполнять действия, которые для нетренированного ребенка могут быть опасны.

Всё по режиму: сон и бодрствование в 3 месяца

Утро мамы с трехмесячным ребенком начинается рано. Некоторые малыши с 2,5-3 месяцев могут спать всю ночь, не просыпаясь на кормления; но большинство все же не выдерживает долгого перерыва и просыпается 2-3 раза за ночь утолить голод.

Режим дня с малышом трех месяцев зависит от многих факторов, в основном индивидуальных, например, от темперамента младенца. Примерный день с грудничком этого возраста вы можете увидеть в таблице.

Время суток Распорядок дня
7:00 Пробуждение, первое кормление, проведение утреннего туалета
8:30 Первый сон
10:30 Пробуждение, второе кормление, время бодрствования и гимнастики
12:00 Прогулка на свежем воздухе, второй сон
14:00 Окончание прогулки, пробуждение, третье кормление, бодрствование
15:30 Третий сон
16:30 Пробуждение, время развивающих занятий и игр
17:30 Четвертое кормление, затем вечерняя прогулка и сон
18:30 Окончание прогулки, пробуждение, период бодрствования
20:00 Вечерний туалет, пятое кормление, подготовка и укладывание на ночной сон
23:30 Пробуждение, шестое кормление и ночной сон

Важно! Родителям при формировании режима дня своего малыша необходимо подстроиться под его потребности и особенности развития. Ребенок имеет личные биоритмы, и их необходимо учитывать при обобщенных рекомендациях педиатра.

Как развивать ребёнка в 3 месяца

Время бодрствования ребёнка значительно увеличилось. Он с удовольствием воспринимает новую информацию и охотно идёт на контакт. Развитие ребёнка в 3 месяца предполагает разнообразные игры, массаж и простые упражнения на развитие восприятия.

Утром, после проведения всех необходимых гигиенических процедур, делайте гимнастику. Положите малыша на ровную поверхность и проделайте с ним несложные упражнения: сгибание и разгибание ручек и ножек, повороты сбоку набок, массаж тела

При массаже особое внимание уделите стопам, на них находится множество точек, лёгкое воздействие на которые стимулирует пищеварение, положительно сказывается на умственном и физическом развитии ребёнка.
Для укрепления мускулатуры ребёнка и стимуляции его физической активности используйте подвесные игрушки. Желательно, чтобы они были яркими и красочными, вызывали у малыша желание дотянуться до них руками или при помощи ног.
Упражнения на фитболе

Этот чудо-мяч подарит ребёнку массу новых ощущений, поможет развлечь малыша. А ещё занятия на фитболе успокаивают, снижают вероятность возникновения колик и развивает вестибулярный аппарат ребёнка.
Игры на развитие тактильных ощущений. Давайте ребёнку в руки игрушки разной текстуры: тряпичные, плюшевые, пластмассовые. Пусть малыш учится сравнивать. Для этой цели можно использовать маленькие тканевые мешочки с различным содержимым: рис, горох, некрупные макаронные изделия. Пусть ребёнок ощупывает наполнитель через ткань. Во время таких игр мама должна следить, чтобы содержимое мешочка не оказалось доступно для малыша.
Упражнения на развитие слуха ребёнка. Включайте попеременно ритмичные и мелодичные песни, следите за реакцией малыша. Вскоре на звучание полюбившейся мелодии он будет отвечать улыбкой и выражать недовольство, если музыка ему не нравится.
Упражнение «коврик» на развитие тактильных ощущений. Придерживая ребёнка подмышки, позвольте его ножкам соприкоснуться с шершавой и твёрдой, или мягкой и пушистой, поверхностью коврика. Затем позвольте малышу потрогать руками коврик и сравнить его текстуру с гладкой поверхностью.
Продемонстрируйте малышу звонкую погремушку. Затем покажите ему другую, с более глухим звучанием. Повторите так несколько раз, привлекая внимание ребёнка. Это упражнение помогает развивать слух малыша и учит его различать звуковые тона.
Частое выкладывание на животик стимулирует ребёнка поднимать головку, помогает укрепить шейные мышцы, а также способствует лучшему пищеварению.

Гимнастика для пальчиков. Сгибайте и разгибайте пальчики малыша, массажируйте ладошки. При этом проговаривайте стишки или потешки, например «сорока — ворона».
На развитие крохи положительно влияет частый зрительный контакт и голосовое сопровождение всех действий. Нежно разговаривайте с малышом, смотрите ему в глаза и нежно улыбайтесь. Психологический настрой мамы имеет прямое влияние на самочувствие и настроение ребёнка. Если мама расстроена, повышает голос в присутствии ребёнка — малыш начнёт капризничать, плакать. Напротив, тихий, успокаивающий голос мамы помогает крохе почувствовать себя в безопасности и снять напряжение.

3 месяца — это новый этап в жизни малыша. С каждым днём его действия приобретают более осмысленный характер, он с удовольствием изучает этот мир и удивляется своим открытиям. Родители должны развивать кроху, дарить ему свою любовь и хвалить юного исследователя за его маленькие, но такие важные победы.

Возможные проблемы

Недобор веса

Обычно младенец на естественном вскармливании прибавляет за 4 недели от 500 до 2 килограмм. Если показатели ниже нормы, то  педиатр назначат докорм молочной смесью. Конечно, в три месяца ребенок чаще отвлекается от груди, более активен, но это не причина для плохой прибавки в весе. С причинами должен разобраться врач.

Беспокойный дневной сон

В три месяца все еще идет формирование ЦНС ребенка. Он быстро устает, поэтому иногда может спать урывками по 20-30 минут. Чтобы это исправить, родители должны правильно организовать малышу режим сна и бодрствования. Малыш должен быть активным не дольше двух часов, иначе наступает перегрузка нервной системы.

Прививки

В этом возрасте грудничок получает первые серьезные прививки, на которые его организм может среагировать негативно. Обычно повышается температура, появляется отечность и краснота на месте прививки. В некоторых случаях малыш может потерять аппетит, быть плаксивым. Такие изменения происходят в первые два-три дня после введения вакцины. Если у малыша очень высокая температура, появились другие тревожные симптомы, нужно немедленно обратиться к педиатру.

Физическое развитие ребенка в 3 месяца

ТестЕсли поставить ребенка ногами на твердую поверхность и поддерживать под мышки, то он может периодически по несколько секунд упираться в нее ногами. Но ноги пока что еще согнуты в коленных и тазобедренных суставах

Использовать это моторное умение ребенка в качестве физического упражнения не следует, потому что опорно-двигательный аппарат еще не готов к стоянию и ходьбе.Внимание!Тест-играПри появлении в поле зрения ребенка яркой и тем более новой игрушки можно наблюдать движения обеих рук в направлении этой игрушки с попыткой ее потрогать и захватить. Так проявляется хватательная функция.Тест-игра-упражнениеДайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками

Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Все время разговаривайте с ребенком, называйте свои действия. Ближе к 4 месяцам наряду с названием действий произносите и те звуки, которые слышали ранее от малыша: «абу», «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т. п. Это будет способствовать развитию речи малыша.Внимание!

Здоровье ребенка: Когда плач означает, что у ребенка колики?

Время от времени плачут все дети. Однако иногда плач означает, что у ребенка колики. Сопровождается это следующими признаками:

  • ребенок часами плачет каждый вечер;

  • по тону плач высокий;

  • ребенок плачет без причины;

  • его сложно успокоить.

Диагноз «колика» ставится, если малыш плачет более трех часов в сутки подряд или более трех дней в неделю в течение как минимум трех недель подряд. Колики у детей часто начинаются в возрасте 2-4 недель и прекращаются к 3-4 месяцам.

Нет единого мнения о причинах колик, но есть несколько факторов, которые иногда связывают с возникновением этого состояния:

  • Газы. Возможно, малыш плачет из-за неприятных ощущений, связанных со скоплением газов. Если у ребенка вздулся животик, он выпускает газы и плачет, причина может быть в этом. Не перекармливайте малыша. Если животик вздут, положите его попкой вверх себе на колени – возможно, ему станет лучше от давления на животик.

  • Чувствительность к стимулам. Возможно, ребенок устал и плачет, так как еще не умеет успокаивать сам себя. Возьмите его на руки и походите с ним по комнате или сядьте с ним в кресло-качалку, посадите его в детское сиденье с виброэффектом и покатайте его на машине.

  • Чувствительность к пище. Иногда у детей бывает непереносимость каких-либо компонентов рациона мамы. Из-за этого возникают неприятные ощущения, на которые малыш отвечает плачем. В редких случаях у ребенка может быть повышенная чувствительность к молочному белку в составе смеси. Педиатр сможет точно определить, есть ли у вашего ребенка пищевая аллергия или непереносимость.

  • Медицинские причины. В ряде случаев так ребенок реагирует на дискомфорт, вызванный болезнью или другими проблемами, например грыжей. Врач осмотрит ребенка, определит причину и назначит лечение.

Хотя колики обычно проходят через пару месяцев, когда ребенок непрерывно плачет, время тянется бесконечно. Иногда его никак не удается успокоить, и, что естественно, многие мамы бывают на пределе. Но ни в коем случае нельзя трясти малыша. Лучше оставьте его на некоторое время в кроватке и выйдите в другую комнату или попросите кого-нибудь из близких присмотреть за ним пару часов, чтобы вы могли передохнуть. Помните, что приступы плача при коликах совсем скоро пройдут, особенно, если вы к ним готовы морально и психологически.

В это время у детей также встречаются следующие заболевания:

  • Себорейный дерматит. Он представляет собой чешуйки на головке ребенка. Иногда помогает вычесывание чешуек после мытья головки, в более сложных случаях врач назначит специальный шампунь, но чаще всего это физилогическое состояние проходит само и НЕ требует вмешательств. Вот целая статья о себорейном дерматите.

  • Диарея. Если у ребенка жидкий водянистый, пахнущий зловонно стул, который бывает чаще, чем количество кормлений, сразу обратитесь к врачу.

  • Запор. Если у малыша несколько дней не было стула, чего обычно с ним не случается, или если вам кажется, что у него запор, ребенок беспокоен, живот напряжен, обратитесь к врачу.

  • Рвота. Если у ребенка сильная рвота («фонтаном»), рвота длится более 8 часов или бывает после нескольких кормлений, а также сопровождается высокой температурой или диареей, запахом ацетона, срочно обратитесь к врачу.

  • Срыгивание. Если ребенок срыгивает немного молока после кормления или установки столбиком для отрыгивания, это нормальное явление, особенно в течение часа после еды. Если во время кормлений малыш капризничает или плохо себя чувствует, отказывается от еды, то покажите его педиатру.

  • Младенческие прыщики. В начале месяца на личике малыша могут появиться прыщики. Считается, что они вызываются гормонами, которые попадают в кровь малыша через плаценту и усиливают работу сальных желез. Кладите под головку малыша чистое полотенце, когда он не спит, и раз в день умывайте его специальными детскими средствами.

Регулярные медосмотры и прививки

Как правило, в возрасте 1 месяца ребенок проходит первый регулярный медосмотр, а в 2 месяца – второй. Но к педиатру можно обращаться в любое другое время, даже между приемами, если вас что-то беспокоит. Медосмотр включает в себя:

  • контроль темпов роста и развития ребенка;

  • объективный осмотр;

  • сдачу необходимых анализов, если они еще не сданы;

  • консультацию по текущему состоянию;

  • ответы на все ваши вопросы;

  • объяснение того, что вас ждет в следующие месяцы;

  • назначение или выполнение необходимых прививок.

Питание ребенка в 3 месяца

Если малыш находится на грудном вскармливании, проследить количество съедаемой пищи трудно, примерно это должно составлять 800 — 850 г. При 6-разовом кормлении это 120 — 140 г. за один раз. Необходимое количество молока рассчитывается таким образом: вес ребенка делится на шесть. Если есть необходимость, ребенка нужно докормить, используя специальные молочные смеси. Дополнительно назначается витамин Д.

Нельзя кормить малыша молоком или кефиром из обычного магазина — там слишком много микробов. Лучше обратиться на молочную кухню, и обязательно проконсультироваться у педиатра. В 3 месяца начинается первый прикорм – 1 ложечка фруктового пюре и сока, после кормления, 2 раза в день. Сок вводить по капелькам и внимательно следить за состоянием ребенка. Начинать прикорм рекомендуется с яблочного пюре.

Развитие ребёнка в три месяца

В 3 месяца малыш начинает осознавать и изучать своё тело. Он с удовольствием играет со своими ножками, рассматривает ручки, сжимая и разжимая кулачки, ощупывает своё лицо.

У ребёнка происходит активное развитие тактильных ощущений. Ручки становятся послушными. Он с удовольствием берёт в руки погремушки, старается поднести их ко рту. С интересом ощупывает новые предметы, а также своё тело.

Помимо тактильных, продолжают развиваться и совершенствоваться зрительные и слуховые ощущения. Кроха начинает реагировать улыбкой на мамин голос, тянется к ярким и красочным игрушкам. Он уже может отличить мягкую игрушку от пластмассовой и выберет ту, что ему больше нравится.

Незнакомые резкие звуки заставляют грудничка замереть. Он прислушивается, а затем начинает активно двигаться, махать ручками и ножками. Если же кроха слышит приятный звук, нежную мелодию или песню, он успокаивается и расслабляется.

Ребенку третий месяц

Малыша на руках носят по комнате ( его взгляд обращен не на вас, а в противоположную сторону комнаты )

Кроха обращает внимание на яркие предметы и внимательно смотрит на них

  • Ребенок лежит на животе. Сбоку ( в 25 см ) гремит погремушка. Младенец поворачивает голову в сторону звука. В положении на животе ребенок должен удерживать голову в течение 90 секунд.
  • Когда вы разговариваете с малышом, он на вас внимательно смотрит, улыбается, появляется гуление, «комплекс оживления».

Склонившись над ребенком, измените мимику своего лица, и малыш будет имитировать вашу мимику. Если же наклоняется чужой человек, кроха на мгновение замирает и внимательно его разглядывает. Затем расплывается в неуверенной улыбке, особенно, если незнакомец демонстрирует доброжелательную реакцию.

  • Если подвесить в пределах досягаемости игрушку, то случайно натолкнувшись на нее, малыш замрет на некоторое время, «соображая», что же произошло.
  • Лежа на животе, ребенок может опираться на предплечья, а полусогнутыми ногами о твердую опору. Находясь в хорошем настроении, начинает играть пальцами своих рук, изучает их.

На третьем месяце ребенку предстоит научиться двум «великим вещам». Первое – узнать, что у него есть руки и ими можно производить различные движения. Второе – научиться различать маму ( «своих» ) и «чужих» людей.

«Хватайка»

В возрасте от двух до трех месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.

Поиграйте с крохой следующим образом: в раскрытую младенческую ладошку, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, по материалу ( пластмассовый, деревянный и т.д. ), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.

Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь малыша сверху. Это упражнение дает ребенку относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Потягивая шарик за ленточку, при этом, не вынимая его из ладони крохи, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками ( диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см ). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Взрослый вкладывает палочку в одну или обе ручки ребенка. Держа палочку посередине, подтягивает ее к себе, стимулируя более крепкое схватывание.

Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук ( схватывание, сжимание ), развивают тактильную чувствительность ладони.

Возможные проблемы

Развитие ребенка в 4 месяца может отличаться от общих норм. Считается абсолютно нормальным, если какие-то умения появятся чуть позже или раньше, чем у остальных карапузов того же возраста. Но есть навыки, которые грудничок должен к 4-х месячному возрасту обязательно освоить. Если они в 4 месяца отсутствуют, то родители должны насторожиться и обратиться к врачу.

  • Не может захватить предмет и удержать его 20-30 секунд.
  • Не может приподняться с опорой на ручки, если положить его на животик.
  • Не переворачивается самостоятельно.
  • Если родитель держит под ручки вертикально, малыш не может опираться ножками о пол или другую поверхность.
  • Если подтянуть его за обе руки, голову не держит, отклоняет назад.
  • Не реагирует на общение со взрослыми.

Если есть один или несколько из этих признаков, то необходимо обратиться к педиатру и неврологу.