Оглавление
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ (допустимы ли телесные наказания?)
— Не противоречить… Рассказывать притчи и сказки… Что же это получается? Вообще нельзя наказывать детей? — возможно, спросите Вы.
Можно. И нужно. Но, вот, как и за что — это вопрос. И вопрос серьезный. В семьях из группы риска, в семьях с так называемыми доминантными (подавляющими) родителями царит произвол. Отношения там строятся на потребности родителей владеть и удерживать, а также вытекающих из этой потребности эмоциях.
Между тем в семьях, где дети воспитываются в результате «свободными» и не попадающими в зависимость, осознанно или бессознательно существуют свои семейные законы. В этих семьях ребенку отчетливо ясно, когда и по какой причине он может быть наказан, а когда нет.
При выборе формы наказания важно, чтобы оно не было садистским по характеру, то есть не ставило целью причинение страданий и унижение. И в этой связи часто возникает вопрос: а насколько допустимы телесные наказания? Существуют различные точки зрения на это
Наиболее исчерпывающим и психологически точным представляется взгляд выдающего русского врача, педагога и мыслителя Н.И.Пирогова. Говоря о смысле и цели телесных наказаний, он выделяет три аспекта, три цели, которые хотят достичь родители:
1). Выместить причиненную проступком ребенка обиду. 2). Пристыдить. 3). Устрашить.
О первом члене этой триады Николай Иванович отзывался так: «Месть… чувство не свойственное ни христианству, ни здоровой нравственности, руководившее только первобытных законодателей младенчествующего общества». Подтверждением этих слов служит резкий всплеск числа случаев жестокого обращения с детьми в нашем сегодняшнем обществе, в первобытности и младенчестве (в смысле недоразвитости) которого сомневаться, увы, не приходится. Именно местью за ущемленное чувство собственника руководствуются, как правило, родители, которые подавляют проявления свободы воли своих детей. Дети таких родителей не стыдятся заслужить телесное наказание. Они боятся только боли. В таких условиях подобные наказания лишь способствуют развитию лукавства и раздвоению личности. «Покуда розга в виду — все хорошо и в приличном виде; когда исчезла из виду — кутеж и разлив… Неужели нужно у ребенка поставить совесть в зависимости от розги?» — задает сакраментальный вопрос Николай Иванович.
Вряд ли есть необходимость еще что-то добавлять к словам великого ученого. Можно лишь повторить: предупредить возникновение зависимости возможно практически на 100%. Полностью избавиться от нее можно лишь в 7% случаев. Выбор за Вами…
Тесты для родителей 5-7 класса
Тесты направлены на изучение микроклимата в семье, межличностного общения, внутрисемейных отношений.
При проведении тестов необходимо соблюдать педагогический такт. Недопустимо публичное оглашение результатов, которые могут унизить достоинство детей и родителей. Диагностический процесс не должен причинять вреда, а его результаты не могут стать средством давления на педагогов, родителей или детей. В противном случае будет невозможно получение достоверных результатов на следующих этапах диагностического исследования.
Тест «Стиль семейного воспитания»
1. Влияют ли, по вашему мнению, дети на своих родителей?
а) нет, это родители должны влиять на детей;
б) да, и дети влияют на родителей;
в) возможно, немного;
г) не задумываюсь об этом.
2. Как вы относитесь к потребности ребенка иметь деньги на карманные расходы?
а) выдавать определенную сумму и проверять, на что она расходуется;
б) выдавать определенную сумму на неделю или месяц, и пусть ребенок сам учится расходовать эти деньги;
в) выдавать определенную сумму и обсуждать расходы;
г) выдавать определенную сумму, если попросит.
3. Если ваш ребенок-подросток просит отпустить его на вечеринку к другу, где не будет родителей, то отпустите вы его?
а) нет, никаких вечеринок без родителей;
б) да, ведь подростки учатся общаться и нести ответственность за свое поведение;
в) да, если друг и вся компания известны;
г) да, пусть веселится.
4. Как вы поступите, если ребенок вам солгал?
а) надо уличить, а если что-то серьезное — наказать;
б) надо разобраться, почему это случилось;
в) это меня огорчит;
г) да, все лгут.
5. Хотите ли вы, чтобы ребенок брал с вас пример?
а) да, во всем;
б) да, если считает нужным;
в) конечно, желательно;
г) да, он всегда будет делать по-своему.
Результаты
Вариант а) — стиль воспитания, основанный на беспрекословном подчинении, на авторитарности.
Вариант б) — стиль воспитания, основанный на уважении, авторитете.
Вариант в) — стиль воспитания, для которого характерно либеральничание (терпимость, потакание, снисходительность и др.).
Вариант г) — стиль воспитания, для которого характерно безразличие.
Тест «Учеба ребенка»
(Занимаетесь ли вы воспитанием ребенка)
1. Сколько учебных предметов было у вашего ребенка в прошлом году и сколько в нынешнем? Соотнесите свой ответ с ответом ребенка. Вы ответили точно?
а) точно;
б) почти точно;
в) совсем не точно.
2. Сколько родительских собраний вы посетили в этом году?
а) все или пропустил(а) одно;
б) пропустил(а) два;
в) не посетил(а) ни одного по различным причинам.
3. Сколько преподавателей, работающих в классе, где учится ваш ребенок, вы знаете?
а) всех;
б) некоторых;
в) только одного.
4. Сколько раз в этом году вы просматривали тетради и учебники своего ребенка?
а) периодически;
б) один-два раза в четверть;
в) ни разу.
5. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по каким-то предметам, и вы не способны ему помочь, что вы предпримете?
а) обращусь за помощью к учителям или другим людям;
б) пойду в дирекцию школы;
в) заставлю ребенка серьезнее учить трудные для него предметы.
6. Как вы поступаете, когда к вам в дом приходят друзья ребенка, чтобы позаниматься вместе?
а) принимаю их и помогаю в занятиях, создаю условия для занятий;
б) они мне очень мешают, но я их принимаю;
в) предпочитаю, чтобы мой ребенок занимался один.
Результаты
Если 4 — 6 ответов — вариант а), то это означает: вы прекрасно понимаете, что на пути вашего ребенка встречается много трудностей, и он нуждается в вашей помощи — не только в учебе, но и во всем остальном.
Если 4 — 6 ответов — вариант б), то это означает: вас волнуют вопросы учебы вашего ребенка, однако проблемы с учебой могут привести к дестабилизации во всей остальной деятельности ребенка.
Если 4 — 6 ответов — вариант в), то это означает: вашему ребенку нужна помощь в вопросах учебы — ваша и других взрослых членов семьи.