Оглавление
- Ι и ΙΙ спряжение глаголов
- Как запомнить это несчастное спряжение глаголов
- «Терпит» (глагол)
- Разобрать другое слово
- Примеры и упражнения для самоконтроля
- Как правильно определить спряжение – три простых шага
- Глаголы ΙΙ спряжения
- Что представляет собой спряжение глаголов
- Что такое спряжение?
- Как определить спряжение глагола?
- Что представляет собой спряжение глаголов
- Правило встречается в следующих упражнениях:
- Спряжение — это изменение глагола
- Как определить глагол второго спряжения
- Укажите спряжение глаголов : стелить, строить, терпеть, быть?
- Определение спряжения глаголов по личным окончаниям: таблица
- Примеры и упражнения для самоконтроля
Ι и ΙΙ спряжение глаголов
В русском языке у глаголов различают первое и второе спряжение. Грамматические формы глаголов первого и второго спряжения отличаются личными окончаниями.
Спряжение глагола выражается совокупностью личных окончаний глаголов несовершенного вида в настоящем времени, а глаголов совершенного вида в будущем времени.
Глаголы первого и второго спряжения имеют характерные окончания, представленные в таблице:
ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | |
1 лицо | -у/-ю | -ем | -у/-ю | -им |
2 лицо | -ешь | -ете | -ишь | -ите |
3 лицо | -ет | -ут/-ют | -ит | -ат/-ят |
Окончания у глаголов, как и у слов других частей речи, могут быть ударными и безударными. Чтобы безошибочно написать безударные личные окончания глагола, следует сначала определить его спряжение.
Как запомнить это несчастное спряжение глаголов
Со школьной скамьи я питал нелюбовь к теме глагольного спряжения. Будучи отъявленным лентяем и обладая природной грамотностью, я не видел причин в том, чтобы разобраться в этой вязкой и нудной теме.
Но! Во-первых, самый лучший способ понять и запомнить что-то – попытаться научить этому другого человека . Во-вторых, если какие-то темы не нравятся, значит, «ты просто не умеешь их готовить».
Итак, как запомнить это несчастное спряжение глаголов?
Трудность состоит в том, что нужно запомнить, во-первых, какие глаголы относятся к I и II спряжению , во-вторых, какие личные окончания имеют эти глаголы в разных формах . А у русского глагола форм очень много.
Начнем со второго пункта. Нам обычно предлагается запомнить множество окончаний.
Для I спряжения: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).
Для II спряжения: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
Сейчас я вычеркну из этого списка всё, что запоминать не обязательно (и даже ни к чему):
Окончание 1 лица единственного числа -у (-ю) одинаково для обоих спряжений, значит, это лишняя информация. Убираем без сожаления.
Безжалостно убираем и все элементы, которые есть в окончаниях обоих спряжений ( -шь, -т, -м, -те ), убираем Ю (т.к. оно обозначает тот же звук, что и У , но после мягкого согласного), убираем Я (по схожей причине), убираем Ё (чередующееся с Е ).
Для I спряжения: Е У Для II спряжения: И А
Теперь осталось запомнить, где какие буквы. Девочка Настя, которая 10 лет назад готовилась к ЕГЭ, сказала, что для нее II-ое спряжение навеки связано с осликом Иа . И это прекрасно: для запоминания нет ничего лучше, чем связать нужную информацию с какой-нибудь чепухой.
Итак, II спряжение – это ослик Иа. А уж первому остаются Е и У.
Далее пытаемся определить спряжение конкретного глагола.
Если окончание ударное, смотрим на гласные буквы. Лететь: лет Ит , лет Ят . Ослик! Значит, второе. Какой восторг!
Пить: пьЁт, пьЮт. Ослика нет. Первое! Ура! Можно исправлять двойку?
Погодите. Е сли окончание безударное, надо запомнить, что ко II спряжению относятся глаголы на –ИТЬ в неопределенной (начальной) форме, или в инфинитиве, что то же самое. Исключения : брить, стелить, зиждиться, зыбиться.
Сюда же, ко II спряжению, относятся 11 глаголов-исключений. Чтобы запомнить их, нужно посмотреть интересный и очень странный фильм «Плюмбум, или Опасная игра» (реж. В. Абдрашитов, 1986). Главный герой фильма постоянно твердит список из этих глаголов: «Гнать, держать, вертеть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть и зависеть, и терпеть, да ещё дышать, смотреть». Я же еще в школе выучил другую последовательность: «Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть и обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть». Запомнил потому, что мне виделась в этом какая-то драматическая история страдающей творческой личности.
Итак, смотрим фильм про Плюмбума (это псевдоним главного героя).
Итак, II спряжение – ИТЬ + любимые глаголы Плюмбума. Все остальные (кроме брить, стелить, зиждиться, зыбиться) относятся к I спряжению.
Этого достаточно. Есть еще разноспрягаемые глаголы и глаголы особого спряжения, но это будет уже чересчур. В большинстве случаев достаточно помнить ослика Иа, -ИТЬ и Рв (Плюмбум).
Проверим: колоть . Не на -ИТЬ. Ослика нет. Значит, кол е т, кол ю т .
Источник статьи:
«Терпит» (глагол)
Значение слова «терпеть» по словарю С. И. Ожегова
- Безропотно и стойко переносить что-нибудь (страдание, боль, неудобства)
- Испытывать что-нибудь
- Мириться с наличием, существованием когочего-нибудь, поневоле допускать что-нибудь
- Не требовать срочного исполнения, немедленного решения
Морфологический разбор глагола
- I Часть речи: глагол;
- IIНачальная форма: терпеть — инфинитив;
-
IIIМорфологические признаки:
- А. Постоянные признаки:
- несовершенный вид
- невозвратный
- переходный/непереходный глагол
- II спряжение (глагол-исключение)
- Б. Непостоянные признаки:
- А. Постоянные признаки:
- IV Синтаксическая роль:
сказуемое
Несовершенный вид
Мужской род (ед. число) | Что делал?терпелЧто делаю?терплюЧто буду делать?буду терпеть | Что делал?терпелЧто делаешь?терпишьЧто будешь делать?будешь терпеть | Что делал?терпелЧто делает?терпитЧто будет делать?будет терпеть |
Женский род (ед. число) | Что делала?терпелаЧто делаю?терплюЧто буду делать?буду терпеть | Что делала?терпелаЧто делаешь?терпишьЧто будешь делать?будешь терпеть | Что делала?терпелаЧто делает?терпитЧто будет делать?будет терпеть |
Средний род (ед. число) | Что делало?терпелоЧто делаю?терплюЧто буду делать?буду терпеть | Что делало?терпелоЧто делаешь?терпишьЧто будешь делать?будешь терпеть | Что делало?терпелоЧто делает?терпитЧто будет делать?будет терпеть |
Множественное число | Что делали?терпелиЧто делаем?терпимЧто будем делать?будем терпеть | Что делали?терпелиЧто делаете?терпитеЧто будете делать?будете терпеть | Что делали?терпелиЧто делают?терпятЧто будут делать?будут терпеть |
Разобрать другое слово
Введите слово для разбора:Найти
Ко II спряжению относятся:
- все глаголы с окончанием на -ить (кроме 4 глаголов-исключений*): строить, поить, хранить, носить, гнить, кроить, морить и т. д.;
- 11 глаголов-исключений с окончанием на -еть, -ать: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.
* Глаголы-исключения (относятся к I спряжению): брить, стелить, зыбиться, зиждиться.
Отвечает на вопрос «что делать?»: бегать, работать, писать, думать, расти, складывать.
Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.
Отвечают на вопросы:
- 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
- 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
- 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
- множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.
Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.
Глаголы в третьем лице обозначают, что действие совершает кто-то, кто не участвует в разговоре.
С какими местоимениями соотносятся | он, она, оно | они |
На какие вопросы отвечают | что делает?, что сделает? | что делают?, что сделают? |
Какие окончания имеют | -ет (I спр.), -ит (II спр.) | -ут/-ют (I спр.), -ат/-ят (II спр.) |
Примеры | она читает, она прочитает, он строит, он построит | они читают, они прочитают, они строят, они построят |
Примеры и упражнения для самоконтроля
В этом разделе мы приведем несколько примеров и упражнений для самоконтроля знаний, чтобы школьники могли проверить, насколько хорошо они усвоили тему. Ответы будут также приведены здесь в разделе, но мы очень рассчитываем на сознательность детей.
Задание для самоконтроля №1
Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы первого спряжения.
Шагать, жить, плыть, строить, полоть, колоть, носить, лететь, лаять, ходить, дышать.
Ответы: шагать, жить, плыть, полоть, колоть, лаять.
Объяснение:
Шагать – шагаю, шагаем, шагаете, шагает, шагаете – 1 спр. Жить – живу, живем, живете, живет, живут – 1 спр. Плыть – плыву, плывут, плывете, плывет, плывут – 1 спр. Строить – строю, строишь, строите, строит, строят – 2 спр. Полоть – полю, полешь, полете, полет, полют – 1 спр. Колоть – колю, колешь, колете, колет, колют – 1 спр. Носить – ношу, носишь, носите, носит, носят – 2 спр. Лететь – лечу, летишь, летите, летит, летят – 2 спр. Лаять – лаю, лаешь, лаете, лает, лают – 1 спр. Ходить – хожу, ходишь, ходите, ходит, ходят – 2 спр. Дышать – дышу, дышишь, дышите, дышит, дышат – 2 спр.
Задание для самоконтроля №2
Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы второго спряжения.
Едешь, гонит, посмотрим, тянем, чистишь, запускать, спряжешь, приготовить, ставим.
Ответы: гонит, посмотрят, чистишь, приготовят, ставят. (Объяснение такое же, как и в предыдущем примере).
Задание для самоконтроля №3
Вставить пропущенные буквы в безударные окончания глаголов.
Спорить – спор_шь, хлопать – хлопа_шь, купаться – купа_шься, помнить – помн_шь, пугаться – пуга_тся, поджарить – поджар_шь, клеить – кле_шь.
Ответы: спорИшь, хлопаЕшь, купаЕшься, помнИшь, пугаЕшься, поджарИшь, клеЕшь.
Задание для самоконтроля №4
Выбрать из предложенных вариантов глаголы первого спряжения и глаголы второго спряжения.
Он барабан_т, он хохоч_т, он шепч_т, он испорт_т, он разруша_т, он люб_т, он обожа_т, он хныч_т, он хвал_т, он волну_т.
Глаголы первого спряжения – он хохочет, он шепчет, он разрушает, он обожает, он хнычет, он волнует. Глаголы второго спряжения – он барабанит, он испортит, он любит, он хвалит.
Задание для самоконтроля №5
Вставить пропущенные буквы в текст.
Все смотр_т телевизор. (вставить букву «я»). Куда ты гон_шь гусей? (вставить букву «и»). Зима стел_ет слежный ковер. (вставить букву «е»). Парикмахер бре_т бороду. (вставить букву «е»). Туристы пил_т и кол_т дрова. (в первом случае вставить букву «я», во втором – «ю»). Учитель скаж_т, куда приходить. (вставить букву «е»). Он кле_т обои. (вставить букву «е»). Ветер колыш_т знамена. (вставить букву «е»). Больной тяжело дыш_т. (вставить букву «и»). Корабль держ_т путь в порт. (вставить букву «и»). Девочка пиш_т письмо. (вставить букву «е»). Ответ завис_т от решения. (вставить букву «и»).
Как правильно определить спряжение – три простых шага
Делаете ли вы уроки с ребенком, пишете ли деловое письмо, готовитесь ли к выступлению и оформляете презентацию – вам необходимо уметь правильно определять спряжение. Ведь от спряжения зависит, какое окончание писать в личных формах глаголов. Вы, конечно, помните, что в окончаниях глаголов 1 спряжения пишется Е, второго – И. Если путаете, то легко запомнить такую картинку:
Нет никакой сложности, определить спряжение глагола с ударным окончанием в личной форме. Видишь, под ударением Е – 1 спряжение, И – 2 спряжение. Например, кладЕшь – 1 спряжение, сидИшь – 2 спряжение.
Сложнее обстоит дело у глаголов с безударными личными окончаниями. У таких глаголов спряжение определяется по инфинитиву (начальной форме). Чтобы найти начальную форму глагола, просто задайте вопрос: что делать / что сделать?
Примеры глаголов в начальной форме: спать, сидеть, ждать.
Здесь нужно запомнить, что ко второму спряжению относятся:
все глаголы на –ить (кроме брить, стелить),
7 глаголов на –еть: вертеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть,
4 глагола на –ать: гнать, держать, слышать, дышать.
Проще всего запомнить так:
Дышать, слышать, ненавидеть,
Все остальные глаголы относятся к первому спряжению, кроме разноспрягаемых. Да-да, есть еще и такие, но их всего два: хотеть и бежать (плюс, конечно, все приставочные производные от них: прибежать, захотеть, перехотеть и так далее).
Особенность этих глаголов в том, что в разных формах они имеют окончания и первого, и второго спряжений.
«Хотеть» в единственном числе спрягается как глагол первого типа (хочешь, хочет), а во множественном как глагол 2 спряжения (хотят, хотим).
«Бежать» в 3 лице множественного числа имеет окончание –ут (первого спряжения), в остальных случаях – окончания 2 спряжения.
И еще один секрет. Если вы определяете спряжение глагола с приставкой ВЫ, то ее нужно ВЫбросить, так как она перетягивает ударение на себя.
Например: выгорит – горит. Окончание ударное, слышим и пишем И.
Еще раз приведем алгоритм определения спряжения (важно не пропускать первый пункт!):
- Поставьте глагол в личную форму (например, в сочетании с местоимением ОН), проверьте, попадает ли окончание под ударение. Если есть приставка ВЫ – отбросьте ее. Если окончание не ударное, то переходите ко второму пункту.
- Поставьте глагол в начальную форму (отвечает на вопросы что делать / что сделать?)
- Проверьте, не входит ли он в список 11 глаголов, не является ли разноспрягаемым.
Например, вам нужно определить спряжение глагола: «покупать». Первым делом, поставьте глагол в личную форму и проверьте, не является ли окончание ударным.
Внимание! Часто вы забываете проверить окончание на ударность в личной форме глагола и сразу переходите ко второму пункту. Это в основном и приводит к ошибкам в определении спряжения
В личной форме окончание не под ударением – поставьте глагол в начальную форму:
Глагол на –ать, но он не входит в список «гнать, держать, слышать, дышать» и не является разноспрягаемым, значит, это глагол 1 спряжения.
Итак, научиться правильно определять спряжение несложно, нужно только помнить, что на первом этапе необходимо ставить глагол в личную форму, не забывать про разноспрягаемые глаголы и коварную приставку ВЫ-.
Теперь вы знаете, как определить спряжение глаголов в русском языке.
Статья была полезной? Ставьте лайк, делитесь в соцсетях, подписывайтесь на канал.
Источник статьи:
Глаголы ΙΙ спряжения
К глаголам ΙΙ спряжения относятся все слова с конечным -и-ть, кроме «брить», «стелить», «зиждиться»:
- измен и ть
- беспоко и ть
- урон и ть
Понаблюдаем, как изменяется глагол совершенного вида «уронить». Это слово имеет формы простого будущего времени с личными окончаниями:
- 1 лицо я урон ю́ — мы уро́н и м
- 2 лицо ты уро́н и шь — вы уро́н и те
- 3 лицо он уро́н и т — они уро́н я т .
Ко 2-му спряжению принадлежат 4 глагола-исключения на -ать и 7 глаголов на -еть:
- дыш а ть, слыш а ть, гн а ть, держ а ть;
- смотр е ть, вид е ть, ненавид е ть, завис е ть, терп е ть, обид е ть, верт е ть.
Чтобы запомнить эти слова, воспользуемся стихами-подсказками.
Что представляет собой спряжение глаголов
На изучение спряжений глаголов в русском языке школьная программа отводит несколько часов, поэтому, если у кого-то возникли проблемы с этой темой, за лето можно подтянуться по учебе и даже хорошо закрепить изученный материал. Но для начала нужно дать определение такому термину, как спряжение глаголов.
В русском языке под этим термином понимают целую систему изменений глагольных форм по лицам и числам, отвечающих настоящему времени.
Для изучения частей речи эта тема является достаточно важной, ведь мало изучать родной язык, нужно уметь правильно и красиво на нем разговаривать. В грамматике русского языка существует два типа спряжений глаголов: 1-е и 2-е спряжение
Определить к какому типу относится тот или иной глагол можно двумя способами:
В грамматике русского языка существует два типа спряжений глаголов: 1-е и 2-е спряжение. Определить к какому типу относится тот или иной глагол можно двумя способами:
- во-первых, поставить ударение к окончанию глагола в настоящем времени;
- во-вторых, проанализировать получившийся суффикс. Если поставить ударение к окончанию глагола не получается (т.е. оно безударное), то нужно анализировать суффикс неопределенной формы этого глагола.
Возможно, не всем все понятно из этого определения, поэтому будем все разбирать на конкретных примерах.
Что такое спряжение?
Спряжение является одним из постоянных признаков глагола. Чтобы правильно написать безударные личные окончания, необходимо определить спряжение глагола.
Глаголы изменяются по лицам и числам в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения:
- гулять — я (что делаю?) гуляю, ты гуляешь, он гуляет;
- сказать — я (что сделаю?) скажу, ты скажешь, он скажет.
Спряжение — это изменение неопределенной формы глагола, которая является начальной, на формы первого, второго и третьего лица в единственном и множественном числе, например:
- 1 лицо я мурлы́ч у — мы мурлы́ч е м
- 2 лицо ты мурлы́ч е шь — вы мурлы́ч е те
- 3 лицо он мурлы́ч е т — они мурлы́ч у т
Изменим глагол «славить» по лицам и числам:
- 1 лицо я сла́вл ю — мы сла́в и м
- 2 лицо ты сла́в и шь — вы сла́в и те
- 3 лицо он сла́в и т — они сла́в я т .
Как определить спряжение глагола?
Если глагол имеет ударные личные окончания, то спряжение определяется по ударной гласной в окончании.
Например, понаблюдаем за изменением глагола «шуметь»
- 1 лицо я шумл ю́ — мы шум и́м
- 2 лицо ты шум и́шь — вы шум и́те
- 3 лицо он шум и́т — они шум я́т .
Несомненно, что это слово имеет типичные ударные окончания глагола второго спряжения. Следовательно, чтобы определить спряжение глагола с ударными личными окончаниями, следует образовать хотя бы одну его форму:
- принести — ты принес ёшь (I спр.);
- поспать — вы посп и́те ( II спр.)
Чаще в русском языке глаголы имеют безударные личные окончания. Тогда, чтобы определить спряжение, обращаемся к начальной форме глагола — инфинитиву.
Глаголы распределяются по двум типам спряжения в зависимости от суффикса, который находится перед окончанием -ть.
Что представляет собой спряжение глаголов
На изучение спряжений глаголов в русском языке школьная программа отводит несколько часов, поэтому, если у кого-то возникли проблемы с этой темой, за лето можно подтянуться по учебе и даже хорошо закрепить изученный материал. Но для начала нужно дать определение такому термину, как спряжение глаголов.
В русском языке под этим термином понимают целую систему изменений глагольных форм по лицам и числам, отвечающих настоящему времени.
Для изучения частей речи эта тема является достаточно важной, ведь мало изучать родной язык, нужно уметь правильно и красиво на нем разговаривать. В грамматике русского языка существует два типа спряжений глаголов: 1-е и 2-е спряжение
Определить к какому типу относится тот или иной глагол можно двумя способами:
В грамматике русского языка существует два типа спряжений глаголов: 1-е и 2-е спряжение. Определить к какому типу относится тот или иной глагол можно двумя способами:
- во-первых, поставить ударение к окончанию глагола в настоящем времени;
- во-вторых, проанализировать получившийся суффикс. Если поставить ударение к окончанию глагола не получается (т.е. оно безударное), то нужно анализировать суффикс неопределенной формы этого глагола.
Возможно, не всем все понятно из этого определения, поэтому будем все разбирать на конкретных примерах.
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Упражнение 107,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 176,
Полякова, Учебник, часть 1
3 класс
Упражнение 88,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 257,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 130,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
4 класс
Упражнение 188,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 192,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 202,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 130,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 155,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 142,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 145,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 255,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 2,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 675,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 88,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 89,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 175,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 192,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 652,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 657,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 659,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 390,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение Задачки стр. 61,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 400,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 511,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 512,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 556,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 573,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 305,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 306,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 368,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 446,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение 533,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение 535,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 42,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 43,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 47,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 219,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 238,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 337,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 370,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 118,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 120,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 482,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 208,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 222,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Спряжение — это изменение глагола
Глагол как самостоятельная часть речи обладает характерными признаками, одним из которых является спряжение.
Спряжение — это постоянный грамматический признак глагола.
Чтобы понять, что такое спряжение, обратимся к категории лица. Формы лица глаголов показывают, кем совершается или будет совершаться действие. У глаголов различают три лица:
1 лицо показывает, что действие совершает сам говорящий или говорящие:
я полива ю — мы полива ем
2 лицо обозначает, что действие принадлежит собеседнику (собеседникам):
ты полива ешь — вы полива ете
3 лицо показывает, что действие производит тот (те), о ком идет речь:
он (она) полива ет — они поливают.
Это изменение глагола по лица и числам и называется термином «спряжение».
ОпределениеСпряжение — это изменение глаголов по лицам и числам.
Глаголы спрягаются в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения. В прошедшем времени слова этой части речи изменяются только по родам.
Как определить глагол второго спряжения
Чтобы определить глагол второго спряжения, поставим его в начальную форму и посмотрим, есть ли суффикс -и- перед окончанием -ть, например:
- строю — стро и ть
- сохраним — сохран и ть
- отправите — отправ и ть.
Все глаголы, заканчивающиеся на -и-ть, кроме «брить» и «стелить», отнесем ко второму спряжению.
Посмотрим личные окончания глагола второго спряжения «переносить»:
- 1 лицо: я перенош у — мы перенос и м
- 2 лицо: ты перенос и шь — вы перенос и те
- 3 лицо: он перенос и т — они перенос я т .
Сделаем вывод, что глаголы второго спряжения имеют личные окончания:
- -у, -ишь, -ит в формах единственного числа;
- -им, -ите, -ат/-ят в формах множественного числа.
Сюда же присоединим список глаголов-исключений, которые заканчиваются на -а-ть:
- гна́ть
- держа́ть
- слы́шать
- дыша́ть;
семь глаголов на -е-ть:
- смотре́ть
- ви́деть
- ненавиде́ть
- верте́ть
- зави́сеть
- терпе́ть
- оби́деть.
Для того чтобы быстро и легко их запомнить, придумали стихи.
Укажите спряжение глаголов : стелить, строить, терпеть, быть?
Укажите спряжение глаголов : стелить, строить, терпеть, быть.
Wake up, get up, have breakfast, get dressed, leave home, go to school, have a snack, get home, do homework, go to bed.
Пишется Сделать, русский учи. Частыми — прилагательное( волнистая линия) голосами — существительное — дополнение ( пунктир) ноют — глагол ( две черты) соловьи — существительное — подлежащее( одна черта), зяблики — подлежащее( одна черта), певчие — п..
Непроизносимая согласная т, правописание сочитание стн.
Беречь себя для учебы для меня означает возможность правильно расставить жизненные приоритеты. Это означает ежедневное планирование того, сколько времени потратить на свое образование, приобретение новых знаний и умений. Конечно, замечательно целым..
1. Ветер 2. Снег или иней 3. Ветер 4. Дорога.
Начальная форма : ТРИДЦАТЬ Часть речи : числительное (количественное) Грамматика : именительный падеж Формы : тридцать, тридцати, тридцатью Начальная форма : СЕМЬ Часть речи : числительное (количественное) Грамматика : именительный падеж Формы : семь..
Грач — птица перелётная. 1)Период прилета в разных местообитаниях падает на период с февраля по апрель 2)Немного похожа на ворону, очень красивая и умная птица 3)Длина 45—47см. Перья чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва го..
А что? А чем? Помоч — то.
1. Фонетический — по звукам 2. Морфемический — по морфемам (частям слова : корень, окончание и т. Д. ) 3. Морфологический — разбор слова как часть речи (постоянн. И непостоянн. Признаки, роль в предложении, нач. Форма) 4. Синтаксический — разб..
В деревне весной немало дел. Как только появится солнышко, уже слышатся торопливые шаги. Людям надо торопиться на работу. Заскрипели ворота коровника. Оттуда доносится дружное мычание коров. Пастух выгоняет их на луг. Коровы на лугу пасутся цел..
Определение спряжения глаголов по личным окончаниям: таблица
Чтобы правильно и грамотно писать, необходимо запомнить простое правило, согласно которому глаголы и разделятся на два типа.
К глаголам первого спряжения относят такие глаголы, у которых при их изменении по лицам и числам преобладают окончания на «е». У глаголов второго спряжения при их изменении в окончаниях преобладает бука «и».
Порой при написании таких слов люди делают досадные ошибки, что негативно сказывается не только на их уровне знания родного языка, но и также влияют на общий имидж.
Согласитесь, если директор какой-либо солидной фирмы, накладывая свою резолюцию на заявление подчиненного, вдруг напишет «Оформеть очередной отпуск», то его авторитет перед подчиненными очень сильно пошатнется
Поэтому школьникам следует уже сейчас уделять вопросам изучения родного языка большое внимание и терпение
Чтобы правильно определить тип спряжения и убедиться, какая буква пишется в суффиксе того или иного глагола, нужно определить, на какой слог падает ударение в этом слове, т.е. убедиться, окончание глагола ударное или безударное.
Как правило, с ударными окончаниями проблем не возникает и даже малограмотному человеку понятно, какую букву «е» или «и» нужно написать в суффиксе.
Первый способ, который позволяет определить тип спряжения, определяется по ударному окончанию самого глагола. Чтобы понять, к какому типу принадлежит тот или иной глагол, его достаточно просклонять по числам и лицам.
Иногда человека может сбить с толку приставка «вы» к глаголу, ведь если она есть, то ударением всегда падает именно на нее, и школьник может перепутать простой глагол с ударным окончанием с безударным глаголом. Чтобы такого не происходило, приставку следует отбросить и рассматривать глагол без нее. Например, выгорит – горит – глагол 2-го спряжения.
Приведем пример
Глагол «Несут»
Сразу определяем ударность иди безударность окончания, у этого глагола окончание ударное, поэтому мы можем его произменять по лицам и числам.
Это означает, что требуемый глагол необходимо произменять, по единственному и множественному числам, применяя к ним местоимения я/мы, ты/вы, он/она /они.
Итак, я – несу, мы – несем, ты – несешь, вы – несете, он/она – несет, они – несут.
Окончания при спряжении глагола такие: -у, -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут. Значит это глагол первого спряжения. Вряд ли кто-то после этого захочет написать что-то вроде «он рисуит на асфальте…» или что-то в этом роде.
Глагол «Купить»
У этого глагола окончание тоже ударное, поэтому мы можем его проспрягать по лицам и числам.
Итак, я – куплю, мы – купим, ты – купишь, вы – купите, он/она – купит, они – купят.
Окончания при спряжении глагола такие: -ю, -им, -ишь, -ите, -ит, -ят. Значит это глагол второго спряжения.
Примеры и упражнения для самоконтроля
В этом разделе мы приведем несколько примеров и упражнений для самоконтроля знаний, чтобы школьники могли проверить, насколько хорошо они усвоили тему. Ответы будут также приведены здесь в разделе, но мы очень рассчитываем на сознательность детей.
Задание для самоконтроля №1
Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы первого спряжения.
Шагать, жить, плыть, строить, полоть, колоть, носить, лететь, лаять, ходить, дышать.
Ответы: шагать, жить, плыть, полоть, колоть, лаять.
Объяснение:
Шагать – шагаю, шагаем, шагаете, шагает, шагаете – 1 спр. Жить – живу, живем, живете, живет, живут – 1 спр. Плыть – плыву, плывут, плывете, плывет, плывут – 1 спр. Строить – строю, строишь, строите, строит, строят – 2 спр. Полоть – полю, полешь, полете, полет, полют – 1 спр. Колоть – колю, колешь, колете, колет, колют – 1 спр. Носить – ношу, носишь, носите, носит, носят – 2 спр. Лететь – лечу, летишь, летите, летит, летят – 2 спр. Лаять – лаю, лаешь, лаете, лает, лают – 1 спр. Ходить – хожу, ходишь, ходите, ходит, ходят – 2 спр. Дышать – дышу, дышишь, дышите, дышит, дышат – 2 спр.
Задание для самоконтроля №2
Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы второго спряжения.
Едешь, гонит, посмотрим, тянем, чистишь, запускать, спряжешь, приготовить, ставим.
Ответы: гонит, посмотрят, чистишь, приготовят, ставят. (Объяснение такое же, как и в предыдущем примере).
Задание для самоконтроля №3
Вставить пропущенные буквы в безударные окончания глаголов.
Спорить – спор_шь, хлопать – хлопа_шь, купаться – купа_шься, помнить – помн_шь, пугаться – пуга_тся, поджарить – поджар_шь, клеить – кле_шь.
Ответы: спорИшь, хлопаЕшь, купаЕшься, помнИшь, пугаЕшься, поджарИшь, клеЕшь.
Задание для самоконтроля №4
Выбрать из предложенных вариантов глаголы первого спряжения и глаголы второго спряжения.
Он барабан_т, он хохоч_т, он шепч_т, он испорт_т, он разруша_т, он люб_т, он обожа_т, он хныч_т, он хвал_т, он волну_т.
Глаголы первого спряжения – он хохочет, он шепчет, он разрушает, он обожает, он хнычет, он волнует. Глаголы второго спряжения – он барабанит, он испортит, он любит, он хвалит.
Задание для самоконтроля №5
Вставить пропущенные буквы в текст.
Все смотр_т телевизор. (вставить букву «я»). Куда ты гон_шь гусей? (вставить букву «и»). Зима стел_ет слежный ковер. (вставить букву «е»). Парикмахер бре_т бороду. (вставить букву «е»). Туристы пил_т и кол_т дрова. (в первом случае вставить букву «я», во втором – «ю»). Учитель скаж_т, куда приходить. (вставить букву «е»). Он кле_т обои. (вставить букву «е»). Ветер колыш_т знамена. (вставить букву «е»). Больной тяжело дыш_т. (вставить букву «и»). Корабль держ_т путь в порт. (вставить букву «и»). Девочка пиш_т письмо. (вставить букву «е»). Ответ завис_т от решения. (вставить букву «и»).