Литературная страничка

Анализ стихотворения «Баллада о матери» Дементьева

Трагедия войны нашла отклик в сердцах многих поэтов как того времени, так и многие годы спустя. Это не только ярость защищающих свою страну людей, не только борьба с захватчиками, это еще и боль от потерь – родных, любимых, друзей, семьи. Миллионы легли за то, чтобы небо было мирным. Но нет, наверное, страшнее потери из всех, чем потеря единственного и дорогого сына или дочери.

Именно эту тему поднимает в своем произведении «Баллада о матери» Андрей Дементьев. Его творчество было всегда простым и понятным каждому, но особое место занимает именно это произведение. Боль от потери сына, нежелание признать то, что он погиб, слепая, но беспочвенная надежда любящего материнского сердца – те струны в душе каждого человека, которые поэт сумел затронуть.

У войны совсем неженское лицо, и образ матери – заботливой, любящей, ждущей потому что она мать – противопоставляется войне, жестокой, алчной, беспринципной. Нет сердца вернее, чем материнское. Ожидание, терпение – то, на что в первую очередь обращает внимания читателя автор. И все же, даже сила материнской веры — отчасти слепой, безрассудной — не способна преодолеть всепоглощающую силу войны, катком прошедшейся по людским жизням и судьбам.

Описание военных ужасов идет фоном для более четкого отображения чувств женщины. Она забывается, видя на экране его – своего любимого сына, забывает, что это лишь изображение, запечатлевшее ее ребенка еще живым, не раненым, не убитым. Женщина стремится прикрыть его собой, защитить, словно это поможет ему выжить в этой страшной человеческой мясорубке. И ее горестный вскрик только усиливает ощущение безвозвратной потери.

Алексей изображен как герой, идущий в атаку, что является уделом лишь сильных людей. В памяти земляков он навсегда останется таковым – только вперед, ни шагу назад. Это собирательный образ всех солдат, не страшившихся смерти и смело глядящих в лицо врага.

И все-таки, даже понимая разумом, что все живые давно вернулись, а сын ее наверняка где-нибудь в безымянной братской могиле, мать слепо верит в чудо. Вдруг придет, постучит в окно? Вдруг он жив, и где-то в госпитале, и скоро вернется? Годы идут, но сына все нет, и матери остается только прокручивать в памяти отрывки из киноленты – там, где Алексей все еще жив, где он – герой. И никогда сердце матери, до самой ее смерти, не примирится с мыслью о его смерти, даже если реальность будет указывать на обратное.

Стихи для подростков про войну «до слез»

Война для поэта – слишком сильное впечатление: она не позволяет «отмалчиваться» и вызывает шквал рифмованных строк, пронизанных болью. Военная поэзия включает и бравые гимны, и печальные реквиемы, и фатальные повествования, и всяческие рефлексии. Сотни строф в красках излагают о бравых сражениях, отступлениях и победах, выпавших на долю советского народа. Стихи для подростков про войну до слез оголяют душу поэта и читателя, вызывают самые противоречивые чувства, вдохновляют на подвиги и геройства.

Спать легли однажды дети –
Окна все затемнены.
А проснулись на рассвете –
В окнах свет – и нет войны!

Можно больше не прощаться
И на фронт не провожать –
Будут с фронта возвращаться,
Мы героев будем ждать.

Зарастут травой траншеи
На местах былых боёв.
С каждым годом хорошея,
Встанут сотни городов.

И в хорошие минуты
Вспомнишь ты и вспомню я,
Как от вражьих полчищ лютых
Очищали мы края.

Вспомним всё: как мы дружили,
Как пожары мы тушили,
Как у нашего крыльца
Молоком парным поили
Поседевшего от пыли,
Утомлённого бойца.

Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ, за нас с тобой…

Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым –
Пешим, плавающим, конным,
Утомлённым, закалённым!
Слава павшим и живым –
От души спасибо им!

Дочь обратилась однажды ко мне:
— Папа, скажи мне, кто был на войне?
— Дедушка Лёня — военный пилот —
В небе водил боевой самолёт.
Дедушка Женя десантником был.
Он вспоминать о войне не любил
И отвечал на вопросы мои:
— Очень тяжёлые были бои.
Бабушка Соня трудилась врачом,
Жизни спасала бойцам под огнём.
Прадед Алёша холодной зимой
Бился с врагами под самой Москвой.
Прадед Аркадий погиб на войне.
Родине все послужили вполне.
Много с войны не вернулось людей.
Легче ответить, кто не был на ней.

Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
Я о другом не пел бы ни о чем,
а славил бы всю жизнь свою дорогу,
когда б армейским скромным трубачом
я эти пять минут трубил тревогу.

         Грустные стихи «до слез» про Великую Отечественную войну

Грустные до слез стихи про Великую Отечественную войну не простые – они особенные. Во всей России не найти семью без далекой фронтовой истории: счастливой или трагической. Поэзию, написанную в 1941-1945 гг. и после роковой победы, учили и учат наизусть. Подростки проходят военные стихи в школе,  взрослые – в университете и в домашнем кругу родных людей. Сквозь строки фронтовых этюдов и реквиемов проглядываются сцены атак и отступлений, подвиги героев, смертельная битва за свою Родину-мать.

СПАСИБО ГЕРОЯМ,
СПАСИБО СОЛДАТАМ,
Что МИР подарили,
Тогда — в сорок пятом !!!

Вы кровью и пОтом
Добыли ПОБЕДУ.
Вы мОлоды были,
Сейчас — уже дЕды.

Мы ЭТУ ПОБЕДУ —
Вовек не забудем !!!
Пусть МИРНОЕ солнце
Сияет всем людям !!!

Пусть счастье и радость
Живут на планете !!!
Ведь мир очень нужен —
И взрослым, и детям !!!

В суровый год мы сами стали строже,
Как темный лес, притихший от дождя,
И, как ни странно, кажется, моложе,
Все потеряв и сызнова найдя.
Средь сероглазых, крепкоплечих, ловких,
С душой как Волга в половодный час,
Мы подружились с говором винтовки,
Запомнив милой Родины наказ.
Нас девушки не песней провожали,
А долгим взглядом, от тоски сухим,
Нас жены крепко к сердцу прижимали,
И мы им обещали: отстоим!
Да, отстоим родимые березы,
Сады и песни дедовской страны,
Чтоб этот снег, впитавший кровь и слезы,
Сгорел в лучах невиданной весны.
Как отдыха душа бы ни хотела,
Как жаждой ни томились бы сердца,
Суровое, мужское наше дело
Мы доведем — и с честью — до конца!

Стелются черные тучи,
Молнии в небе снуют.
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют.
С бандой фашистов сразиться
Смелых Отчизна зовет.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
Ринулись ввысь самолеты,
Двинулся танковый строй.
С песней пехотные роты
Вышли за Родину в бой.
Песня — крылатая птица —
Смелых скликает в поход.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
Славой бессмертной покроем
В битвах свои имена.
Только отважным героям
Радость победы дана.
Смелый к победе стремится,
Смелым дорога вперед.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.

Анализ стихотворения «Сын артиллериста» Симонова

Стихотворение «Сын артиллериста» (1941 г.) было написано Симоновым по специальному заданию командования, с целью поднять боевой дух солдат. Но искреннему от природы поэту было несвойственно писать под чью-то диктовку даже во имя благородной цели. Поэтому в основу сюжета он положил реальный рассказ, услышанный от одного офицера.

В стихотворении описана давняя дружба двух советских офицеров (Деев и Петров), сражавшихся бок о бок еще во времена Гражданской войны. У Петрова был единственный сын Ленька, выросший без матери. Дружба офицеров была настолько крепка, что Ленька считал Деева своим вторым отцом. Он проводил с ним очень много времени и в трудных ситуациях повторял свою любимую поговорку: «Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!». Деев очень любил Леньку еще и потому, что сам так и не успел завести детей.

Годы разлучили верных друзей, но в минуты одиночества самым ярким воспоминанием Деева был сын лучшего друга. Во время начавшейся войны Деев случайно узнал о Петрове и был рад тому, что тот находится на фронте и с честью защищает Родину. Но вскоре последовало известие о его смерти.

Через некоторое время в распоряжение Деева прибыл молодой лейтенант Петров, в котором офицер не сразу распознал сына давнего друга. Он радостно приветствует Леньку и повторяет свою неизменную поговорку.

Кульминацией стихотворения становится эпизод, в котором один человек должен был рискнуть своей жизнью ради спасения остальных. Деев отправляет на задание Леньку. Такой поступок выглядит странно. Многие бы постарались воспользоваться своим положением и избавить близкого человека от опасности. Симонов же подчеркивает, что в условиях смертельной опасности офицер готов принести в жертву даже своего названного сына. К тому же Ленька был человеком, которому Деев доверял и мог на него положиться. Очень трогательна сцена прощания, когда напутствием становится та же самая поговорка.

Деев, отправив Леньку, не находит себе покоя. Он мысленно представляет себе путь и все действия лейтенанта. Ленька благополучно добирается до цели и начинает направлять огонь артиллерии. Его внезапный вызов огня на себя заставляет Деева побледнеть. Но он переламывает свои отцовские чувства и отдает приказ об ударе. Ленька и Деев верят, что советские снаряды не смогут причинить вред своему солдату. Герой остается в живых и уже на правах повзрослевшего за один день человека произносит перед Деевым легендарную поговорку.

В конце стихотворения Симонов представляет себе общую картину фронта и всех тех людей, которые ежедневными подвигами повторяют судьбы героев произведения.

Стихотворение может показаться слишком пафосным. Но не стоит забывать о тяжелых условиях, в которых оно было создано. В Великую Отечественную войну вызов огня на себя был распространенным явлением. Люди пренебрегали собственными жизнями ради общей победы, а родственные связи вообще не имели значения.

Анализ стихотворения «Жди меня, и я вернусь» Симонова

К. Симонов увидел войну своими глазами в качестве военного корреспондента еще в 1939 г. на Халхин-Голе. Вскоре после этого он отправляется на фронт Финской кампании. Поэт и писатель получил трагический опыт жесткой военной реальности. После нападения Германии он ждал демобилизации и летом 1941 г. написал стихотворение «Жди меня, и я вернусь».

Произведение обращено к реальному человеку – возлюбленной Симонова В. Серовой. Женщина была вдовой и поначалу решительно отвергала ухаживания писателя. Разразившаяся война изменила ее отношение. Многократно возросла ценность жизни и случайность смерти.

Симонов поначалу скрывал свои отношения с Серовой и не хотел печатать стихотворение, считая его глубоко интимным. Лишь в декабре 1941 г. по настоянию коллег он разрешил опубликовать свое произведение.

Константин Симонов по праву считался одним из лучших советских писателей, творивших в годы самой страшной войны. Его произведения несут в себе горькую правду о жестокости и смерти. При этом писатель никогда не забывал о внутреннем мире человека, о том, как он меняется в условиях военного времени.

«Жди меня, и я вернусь» — очень трогательное стихотворение, обладающие огромной силой воздействия на человеческую душу. Для многих бойцов Красной армии оно стало настоящим гимном, торжественной клятвой близкому человеку. Миллионы людей расставались друг с другом. Уже первые дни войны показали, что для многих прощание было последним. Человек не был уверен, будет ли он жив через неделю, день, час. Официальная идеология отвергала веру в Бога, поэтому единственной надеждой и верой оставалось воспоминание о тех, кто ждет в тылу.

Автор обращается к любимой женщине с горячей мольбой о том, чтобы она ждала его несмотря ни на что. Очень жестко звучат слова: «пусть поверят сын и мать, в то, что нет меня». Симонов готов простить друзей, которые устанут его ждать. Но надежда любимой не должна исчезать. Это священный талисман, который охраняет жизнь человека и дает ему избавление от всех опасностей.

Стихотворение написано обычным разговорным языком в виде монолога лирического героя. Особую душевность и выразительность ему придает рефрен «жди меня». В какой-то степени произведение может считаться молитвой по своей эмоциональной окраске.

Известно множество случаев самоубийств людей, узнавших об измене любимых женщин в тылу. Это показывает, насколько важна для человека была вера в то, что их кто-то ждет. Стихотворение Симонова олицетворяет собой основную надежду советского воина, позволяющую ему не терять оптимизма и способности любить.

Анализ стихотворения Константина Михайловича Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

Буквально с первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов в качестве корреспондента газеты «Правда» оказался на фронте и вынужден был отступать почти до самой Москвы вместе с советскими войсками. Его верным спутником был Алексей Сурков, военный корреспондент, с которым поэта связывали теплые дружеские отношения. Именно Суркову принадлежит авторство знаменитого стихотворения «Землянка», которое впоследствии было переложено на музыку и стало одной из первых фронтовых песен. Но в 1941 году ни Симонов, ни Сурков не думали о том, что ждет их впереди, и уж тем более, не мечтали о славе. Они отступали, оставляя врагу на разорение русские города и села, понимая, что местные жители должны их ненавидеть за трусость. Однако все оказалось совсем иначе, и в каждой деревне их провожали со слезами на глазах и с благословением, что произвело на Симонова неизгладимое впечатление.

Осенью 1941 года поэт написал стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», в котором словно бы ведет неспешную беседу со своим фронтовым товарищем. Ответы Суркова остаются «за кадром», да и они не так уж и нужны в данном случае. Гораздо важнее то, что чувствуют и помнят оба военных корреспондента. Самое яркое впечатление автора связано с тем, как «кринки несли нам усталые женщины, прижав, как детей, от дождя их к груди». Не менее сильно поразил поэта тот факт, что именно в это непростое для страны время обычные люди начинают вспоминать о Боге, само существование которого советская власть отвергала. Однако, благословляя русских солдат, простые сельские женщины искренне верят в то, что их молитвы будут услышаны, и война вскоре закончится, а все мужчины вернутся домой.

Отступая по пыльным, разбитым и грязным сельским дорогам, возле каждой деревни поэт видит погосты – традиционные деревенские кладбища, где покоятся участники многих войн. И у Симоноваскладывается такое ощущение, что вместе с живыми в это непростое время за спасение страны молятся и мертвые – те, кто отдал свою жизнь за то, чтобы Россия была свободной страной.

Уже в первые месяцы войны, пройдя пыльными дорогами Смоленщины, поэт начинает осознавать, что родина для него – это не уютный мирок столичной квартиры, где он чувствует себя беззаботно и безопасно. Родина – это «проселки, что дедами пройдены, с простыми крестами их русских могил», женские слезы и молитвы, которые оберегают солдат в бою. Симонов видит, как гибнут его товарищи и понимает, что на войне это неизбежно. Но его поражает не столько смерть, сколько вера простых сельских женщин, которые вновь стали солдатками, в то, что их родная земля будет освобождена от врагов. Эта вера формировалась столетиями, и именно она составляет основу русского духа и вызывает у поэта неподдельную гордость за свою страну. Симонов рад тому, что ему довелось родиться именно здесь, и его матерью была русская женщина — такая же, как и сотни других матерей, которых ему довелось повстречать в селах. Обращаясь к Алексею Суркову, поэт не хочет ничего загадывать наперед и не знает, будет ли судьба к нему так благосклонна, что подарит жизнь на этой страшной и беспощадной войне. Однако он видит, с какой надеждой и верой провожают их в бой русские женщины, трижды обнимая по старой доброй традиции, словно бы пытаясь защитить от всех невзгод и напастей. И именно эта вера укрепляет силу духа русских солдат, которые понимают, что, отступая, оставляют свою родину на растерзание врагу.

Пройдет еще совсем немного времени, и советские войска смогут одержать свои первые победы. Однако осень 1941 года – это страх, боль и ужас вчерашних мальчишек, которые столкнулись с войной лицом к лицу. И лишь мудрые русские женщины, все понимающие и тонко чувствующие чужую боль, вселяют в молодых солдат надежду, заставляя их поверить в собственные силы ради того, чтобы не только выжить, но и победить.

Анализ стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете» Симонова

К. Симонов стал самым известным и популярным советским автором, посвятившим свое творчество теме войны. Его произведения, написанные под влиянием непосредственных наблюдений, с максимальной точностью передают атмосферу суровых военных лет. Особой болью проникнуты стихотворения первых месяцев войны. Одним из них является «Майор привез мальчишку на лафете…» (1941 г.).

В основе сюжета лежит история об эвакуированном из под Брестской крепости мальчике, которого доставил в тыл отец. Неизвестно, был ли реальный прототип этого ребенка

Хотя это совершенно неважно, подобные истории случались каждый день на всем протяжении фронта. Мастерство Симонова позволяло ему изображать наиболее типичные ситуации, которые находили отклик в душе каждого солдата

За обычной историей скрывается искалеченное детство миллионов советских детей. Брестская крепость первой подверглась нападению превосходящих сил фашистских войск. Ее героическая оборона продолжалась до 30 июня. Симонов не уточняет подробности эвакуации мальчика. Достаточно того, что первые десять дней войны обойдутся для него десятью годами «на том и этом свете». Ребенок потерял мать. Самая страшная картина стихотворения – «седой мальчишка» с «уснувшей игрушкой», привязанный для надежности к пушечному лафету.

Вторая часть стихотворения описывает чувства автора при виде этого мальчика. Он находится в рядах солдат, которые только отправляются на фронт и еще не знакомы со всеми ужасами войны. Зловещим прологом к будущим боям становится вид седого ребенка, машущего солдатам рукой. Это одновременно и приветствие и прощание. Лирический герой поражен увиденным. До этого он не представлял себе, до чего может довести ненависть и жестокость. С этого дня образ мальчика всегда стоит перед его глазами. Он не сможет успокоиться, пока не увидит освобожденным тот участок земли, где ребенок навсегда потерял свое детство. Автор отрекается от собственного дома, он считает, что не заслужит права на личные переживания, пока не вернет мальчику утраченное ощущение родного дома.

Стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете…» пользовалось большой популярностью среди солдат. Они узнавали в главном персонаже реальные судьбы детей, захваченных водоворотом самой страшной войны. Это побуждало людей к справедливому возмездию, к стремлению полностью очистить родную землю от вражеских войск.

Стихи о войне

Вы найдете здесь красивые и трогательные стихи о войне, которые легко учатся, небольшие короткие и легкие стихи для детей, стихи о войне для конкурса чтецов, а также серьезные стихотворения о войне пробирающие до слез.

Стихи о войне для детей

Стихи о войне для детей дошкольного возраста и начальной школы. Стихи про войну для детей это легкие, небольшие, короткие стихи. Маленький стих про войну, который легко учится.

Медали

Ветеран – боец бывалый,Повидал за жизнь немало.Он с отвагою в боюЗащищал страну свою!

В День Победы засверкалиНа груди его медали.На груди его — медали!Мы с сестрой их сосчитали.

***

Победа (Песни фронтовые)

Песни фронтовые,Награды боевые,Красные тюльпаны,Встречи ветерановИ салют в полнеба,Огромный, как Победа.

***

Много лет тому назад

Много лет тому назадБыл великий День победы.День победы помнят дедыЗнает каждый из внучат.Светлый праздник День победыОтмечает вся страна.Наши бабушки и дедыНадевают ордена.Мы про первый День победыЛюбим слушать их рассказКак сражались наши дедыЗа весь мир и за всех нас.

***

Нужен мир

Мир и дружба всем нужны,Мир важней всего на свете,На земле, где нет войны,Ночью спят спокойно дети.Там, где пушки не гремят,В небе солнце ярко светит.Нужен мир для всех ребят.Нужен мир на всей планете!

***

На радио

Письмо я старалсяПисать без помарок:«Пожалуйста, сделайтеДеду подарок…»

Был долго в путиМузыкальный привет.

Но вот подошёлИ обнял меня дед –Пришла к нему в праздник9 МаяЛюбимая песня его

Фронтовая.

***

Стихи о Великой Отечественной войне для школьников

Эти детские стихи о Великой Отечественной войне для школьников, подходят для детей более старшего возраста.

Еще тогда нас не было на свете

Еще тогда нас не было на свете,Когда гремел салют из края в край.Солдаты, подарили вы планетеВеликий Май, победный Май!Еще тогда нас не было на свете,Когда в военной буре огневой,Судьбу решая будущих столетий,Вы бой вели, священный бой!

Еще тогда нас не было на свете,Когда с Победой вы домой пришли.Солдаты Мая, слава вам навекиОт всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, васЗа жизнь, за детство и весну,За тишину,За мирный дом,За мир, в котором мы живем!

***

Приходят к дедушке друзья

Приходят к дедушке друзья,Приходят в День Победы.Люблю подолгу слушать яИх песни и беседы.

Я не прошу их повторятьРассказов сокровенных:Ведь повторять – опять терятьТоварищей военных,

Которых ищут до сих порНаграды боевые.Один сержант, другой майор,А больше – рядовые.

Я знаю: Трудно каждый годРассказывать сначалаО том, как армия впередС надеждою шагала.

О том, какая там пальба,Как в сердце метят пули…— Судьба, — вздохнут они, —Судьба! А помнишь, как в июле?

Я молча рядышком сижу,Но, кажется порою,Что это я в прицел гляжу,Что я готовлюсь к бою.

Что те, кто письма пишут мне,Уже не ждут ответа.Что даже лето на войне –Совсем другое лето.

Приходят к дедушке друзьяОтпраздновать Победу.Все меньше их,Но верю я: они опять приедут.

***

Рассказ ветерана

Я, ребята, на войнеВ бой ходил, горел в огне.Мёрз в окопах под Москвой,Но, как видите, — живой.Не имел, ребята, праваЯ замёрзнуть на снегу,Утонуть на переправах,Дом родной отдать врагу.Должен был прийти я к маме,Хлеб растить, косить траву.В День Победы вместе с вамиВидеть неба синеву.Помнить всех, кто в горький часСам погиб, а землю спас…Я веду сегодня речьВот о чём, ребята:Надо Родину беречьПо-солдатски свято!

***

Посвящение поэта-ветерана школьникам

***

Дети поют о войне

Видела вся планетаВ тучах огня и дыма —Слава твоя бессмертна,Воля несокрушима.

Сила твоя стальнаяДвигалась как лавинаПо берегам Дуная,По площадям Берлина.

Мы на огне горели,Мы по сугробам спали,Многие — постарели,Многие — в поле пали.

Многое нынче памятьВосстановить не может.Новый день наступает —Старый со славой прожит.

Только не смеет времяВынуть из песни слова,Только доброе семяВыходит снова и снова —

В новых полках и ротах,В детях и внуках наших,В новых твоих походах,В новых железных маршах.

Вижу иные лица,Штык и строку Устава.Старая слава — длится,Новая зреет слава!

***

Стихи детям

Красоту, что дарит нам природа,
Отстояли солдаты в огне,
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.
За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам —
Нашим дедам и отцам.
Недаром сегодня салюты звучат
В честь нашей Отчизны,
В честь наших солдат!

А. Сурков

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Мальчик из села Поповки

Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок —
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы —
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.

С.Маршак

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

В пилотке мальчик босоногий…

В пилотке мальчик босоногий
С худым заплечным узелком
Привал устроил на дороге,
Чтоб закусить сухим пайком.
Горбушка хлеба, две картошки —
Всему суровый вес и счет.
И, как большой, с ладони крошки
С великой бережностью — в рот.

Стремглав попутные машины
Проносят пыльные борта.
Глядит, задумался мужчина.
— Сынок, должно быть сирота?

И на лице, в глазах, похоже, —
Досады давнишняя тень.
Любой и каждый все про то же,
И как им спрашивать не лень.

В лицо тебе серьезно глядя,
Еще он медлит рот открыть.
— Ну, сирота. — И тотчас: — Дядя,
Ты лучше дал бы докурить.

А. Твардовский

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Две строчки

Из записной потертой книжки
Две строчки о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.
Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далеко шапка отлетела.
Казалось, мальчик не лежал,
А все еще бегом бежал
Да лед за полу придержал…

Среди большой войны жестокой,
С чего — ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.

А. Твардовский

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Мужчина

Отца на фронт призвали.
И по такой причине
Я должен жить отныне,
Как следует мужчине.
Мать вечно на работе.
Квартира опустела.
Но в доме для мужчины
Всегда найдётся дело.
Полны водою вёдра.
Подметена квартира.
Посуду мыть несложно —
На ней ни капли жира.

С трёх карточек талоны
Стригут мне в гастрономе.
Кормилец и добытчик.
Мужчина. Старший в доме.

Я искренне уверен,
Что стал отцу заменой.
Но в жизни той далёкой,
Блаженной, довоенной,
Отец не занимался
Подобными делами.
Мать заменила папу.
Я помогаю маме.

В. Берестов

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Шинель

Почему ты шинель бережешь? —
Я у папы спросила. —
Почему не порвешь, не сожжешь? —
Я у папы спросила.
Ведь она и грязна, и стара,
Приглядись-ка получше,
На спине вон какая дыра,
Приглядись-ка получше!
Потому я ее берегу, —
Отвечает мне папа, —
Потому не порву, не сожгу, —
Отвечает мне папа. —

Потому мне она дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!

Е.Благинина

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Цена победы

Рано утром в сорок первом
Началась война.
Чтобы выбить супостата
Встала вся страна.

Кто-то бился с ним в окопах,
Кто-то хлеб растил,
И в далёком сорок пятом
Всё же победил.

И вот спустя десятки лет
У деда я спросил:
«Скажи, отец, откуда в вас
Нашлось так много сил?

Ведь враг был техникой силён
Числом превосходил?
Но был разбит он в пух и прах
И голову сложил!»

Старик немного помолчал,
Слезинку обронил,
Сказал: «Вся сила в том, сынок,
Что РОДИНУ ЛЮБИЛ.. «

Р. Кутдусов

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

А я не видел деда…

А я не видел деда,
он не пришёл с войны.
Зато была победа
и слёзы той весны.

И я весной родился,
но через тридцать лет.
За это дед мой бился,
спасая белый свет.

На память только фото,
и старая тетрадь.
Теперь моя работа –
Россию защищать.

Напишет сын в тетрадке
неровною строкой:
«Спи, прадед, всё в порядке.
Суворовец Руцкой»

И пусть могила деда
от дома вдалеке.
Не зря была победа –
граница на замке!

Е. Долгих