Оглавление
- Старые елочные игрушки
- Когда в СССР начали праздновать Новый Год?
- Самый лучший праздник
- ГДР, Берлин 1984 — Торговля в республике накануне Нового Года
- Новый год в Советском Союзе
- Елка
- А как Новый год празднуется сейчас
- История возникновения Нового года
- Оккупация
- Русские не сразу приняли елку
- Алёна из фильма «Чародеи» (1982)
- Советская новогодняя атрибутика
- «Почему лишают прекрасного удовольствия ребятишек»
Старые елочные игрушки
На территории Российской империи елочные игрушки не производились, их массовый выпуск был налажен только в Советском Союзе, поэтому елочные украшения завозились из Европы, в основном из Германии.
Шары были из толстого стекла, дуть легкие игрушки научись гораздо позже. Помимо стекла, в дореволюционные времена были популярны фигурки из выпуклого тонированного картона, состоящие из двух склеенных половинок.
Большим спросом пользовались куколки с литографическими лицами, наряженные в красивые платья с кружевами и бисером. Со временем, лица стали изготавливать из профилированного картона, а потом вовсе заменили на фарфор. Из ваты на каркасе изображали детей, клоунов, моряков, ангелочков и голубков. На верхушке закрепляли шестиконечную Вифлеемскую звезду.
Также пользовались спросом редкие довоенные игрушки из ваты на каркасе, изображающие сказки: Три поросенка, Ансамбль Березка, Доктор Айболит, Приключения Чиполино, Сказка о царе Салтане, Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка о Золотом петушке, Серебряное копытце, Серая шейка и многие другие коллекции.
Когда в СССР начали праздновать Новый Год?
История советского Нового Года!
Самый лучший праздник
Праздников у нас теперь много — и религиозных, и светских, и личных. Но единственный общий праздник для всех – это Новый год. К встрече Нового года готовятся практически все. Мужчины обстоятельно «инспектируют» ёлочные базары, выбирая самую-самую пушистую ёлочку и, с видом триумфатора, приносят «лесную красавицу» домой. Женщины закупают столько продуктов, что хватило бы на скромную свадьбу, а деток можно призвать к порядку только сказав, что Дед Мороз непослушным детям подарков не дарит. И вся эта предпраздничная суета наполнена предчувствием счастья, чуда, веселья. Телефон не умолкает, из кухни доносятся упоительные ароматы какого-то «фирменного» блюда, готовящегося только один раз в году, шампанское охлаждается на балконе, мирно соседствуя с «тазиком» оливье и мандаринами в пакете. А ещё – обновки, причёски, припрятанные до времени подарки, конфеты, бенгальские огни. И надо всё успеть приготовить до одиннадцати вечера, чтобы проводить старый год.
А с первым боем Курантов, краем уха дослушав поздравления Первого лица страны, открыть Советское шампанское и с последним ударом выпить, успев загадать самое сокровенное желание. И уже можно не суетиться, обмениваться подарками, провозглашать гениальные тосты и быть совершенно уверенными в том, что всё неприятное осталось в прошлом, а будущее – светло и радостно, что всё будет так, как мы себе пожелали. Сверкает огоньками ёлка, стол ломится от яств, с голубого экрана нас поздравляют знаменитости, и этот праздник будет продолжаться ещё не один день. К такому празднованию Нового года все давно привыкли, этот сценарий из нашего советского прошлого. История празднования Нового года в России начинается, пожалуй, со времени царствования Петра Алексеевича, большого любителя реформ и приверженца западноевропейского образа жизни. Царь Пётр I своим указом повелел отмечать новый 1700 год и новый век 1 января, украшая жилища ветвями и деревьями сосны, ели и можжевельника. Так, 7208 год от сотворения мира сменился 1700 годом от Рождества Христова. В царской России было принято украшать ёлки только в дворянских, помещичьих домах. Крестьяне Новый год не праздновали, только Рождество и последующие до Крещения святки.
После Октябрьской революции в Советской России празднование Нового года, как и Рождества, было повсеместным. Украшали рождественские ёлки и Рождественский дед (русифицированный Санта Клаус) дарил детям подарки. После 1927 года в Советской России началась антирелигиозная борьба, праздновать Рождество запретили, хотя Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января отмечали. И только через 10 лет, декретом Совета Народных Комиссаров, было разрешено отмечать Новый год, наряжать ёлки и этот день объявили праздничным. Первую Новогоднюю ёлку открыли в 1937 году, 1 января, в Московском Доме Союзов. С этих пор ёлки наряжают в каждой советской семье, украшая макушки красными пятиконечными звёздами. И советский добрый Дедушка Мороз уже приходит с подарками ко всем детям, а на первой советской Ёлке в 1937 году Дед Мороз впервые появляется со Снегурочкой. Основные традиции Новогоднего праздника сложились в 60-х годах, новогодние утренники проводили все клубы, Дома и Дворцы культуры. Работник каждого предприятия или учреждения получал для своих детей билеты на «Ёлку», дети смотрели новогоднее представление и получали вожделенный подарок – конфеты! Эта картонная коробочка так и называлась – Подарок, который чаще всего в нетронутом состоянии домой не попадал. Деликатесы к новогоднему столу покупались или «доставались» заранее. Но основными блюдами были, конечно же: «Селёдка под шубой», салат «Оливье» в советской интерпретации, заливные языки и, непременно, холодец с хреном.
Прошло время, выросло новое поколение людей, празднования в коллективе стали называть «корпоративчиком», стало модным в Новый год ездить в жаркие страны, да много чего изменилось. Только Новогодняя ночь не утратила своей волшебной силы, дети и взрослые ждут и верят в чудо, в то, что их желания и мечты обязательно сбудутся. Ведь эта ночь – особенная, единственная в году, ночь, когда можно «потрогать» Время.
ГДР, Берлин 1984 — Торговля в республике накануне Нового Года
Новый год в Советском Союзе
Чудный запах ели, увешанной самыми красивыми игрушками и мигающими гирляндами, ни с чем не сравнимый аромат ярко-оранжевых мандаринов, новогодние утренники и встречи с друзьями, которых не видели целый год, ведь тогда не было Интернета, Дед Мороз, Снегурочка и подарки, письма с поздравительными открытками, бенгальские огни и хлопушки — вот, наверное, самые значимые воспоминания о Новом годе в Советском Союзе.
Купить искусственное деревце или выбрать живую ель, вопрос не стоял, кому как нравится, а вот новогодние игрушки советского времени были очень нарядные. Тогда детишки не знали, что елочные игрушки бывают небьющиеся, пластмассовые и плохо пахнущие. Изготовленные по ГОСТу, из настоящего стекла, красочные и невероятно красивые, они отличались большим разнообразием.
Какие только фигурки не вешали на советскую елку! Деды Морозы и Снегурочки, снеговички, персонажи самых разных сказок, овощи, фрукты, животные, птички и рыбки, хрупкие сосульки и диковинные фонарики, стеклянные бусы передавались из поколения в поколение. Не возникало тогда ни у кого желания создать дизайнерский шедевр в европейском стиле и украсить новогоднюю елку шарами и бантами одного цвета. Наряжать елку было маленьким семейным счастьем!
Современные силиконовые снежинки лепятся на стекла одним движением руки и также без следов удаляются. А на Новый год в советском стиле дом украшали снежинками, вырезанными из бумаги, и лепили их на окна мыльным раствором. Делали бумажные гирлянды, клеили фонарики из открыток и прочие милые сердцу поделки того времени.
Если сегодня купить подарок на Новый год становится проблемой из-за богатства выбора, то тогда презенты выбирали буквально из ничего. Вспоминая «Иронию судьбы», прекрасным подарком считалась парфюмерия, особенно, французские духи, ставшие тогда именем нарицательным для любого хорошего парфюма.
Все каникулы проводились новогодние елки с представлениями, конкурсами и хороводами. Как и сейчас, детей наряжали в карнавальные костюмы, но шили их мамы своими руками по выкройкам из журналов. В изобилии были только маски различных животных. Не было такого разнообразия декора, жутких людей-пауков и монстров, которыми мечтают стать на один день современные мальчики, и выглядело все очень мило и трогательно.
Если сейчас вопрос, что надеть на новогоднюю вечеринку, стоит перед девушками в контексте, как не заблудиться в разнообразии предлагаемого, как спрятать в одежде живот и полные бедра, подобрать вещь к лицу, то в советское время такого не было. Это сегодня можно прийти в огромный торговый центр и провести там целый день, сдав детишек веселому клоуну и попутно подкрепившись чем-то вкусненьким в паре кафешек. В СССР красивые платья шили сами, отдавали портнихам, покупали у спекулянтов «из-под полы», даже не думая о том, подойдет ли размер «заграничной шмотки».
Самым главным развлечением в новогоднюю ночь был телевизор, тогда еще черно-белый. За ним собиралась вся семья и гости. Несмотря на то, что телевизионных каналов было мало, программа всегда была интересной. «Ирония судьбы», «Карнавальная ночь», поздравление от Генерального секретаря, бой курантов, «Голубой огонек» с известными артистами — всего этого так ждали целый год и смотрели с удовольствием!
После боя курантов все дружно шли гулять, в гости или оставались смотреть передачи под уютное мигание разноцветных гирлянд. Начинались танцы, музыка, всеобщее веселье. Надев маски и закутавшись в мишуру, набрав с собой конфет и хлопушек (прототип петард), люди встречались у елки, где продолжали праздновать.
Многие вспоминают этот праздник с ностальгией по старым, добрым, советским временам. Ведь, как Новый год встретишь, так его и проведешь, эта традиция остается с нами независимо от того, в какой стране мы живем. Веселой вам новогодней ночи!
Елка
Население страны делилось на более обеспеченных и менее обеспеченных. Моя семья относилась ко второй группе. Поэтому в доме не было ковра, хрусталя и пластмассовой елки. Мы наряжали живую.
Живую елку нужно было «поймать» на елочном базаре. Приходилось мерзнуть в очередях с самого раннего утра.
Елку устанавливали в ведро с мокрым песком, задекорированным ватой. Ведро с песком хранилось весь год на балконе.
Рядом ставили бумажно-ватную фигуру Деда Мороза со вспоротым мешком (интересно же, что там) и Снегурочки.
Елку украшали не только стеклянными шарами и гирляндами, но и картонными фигурками, игрушками-прищепками, мандаринами и конфетами. До Нового года доживали только карамельки, шоколадные съедались до торжества.
Моими любимыми елочными украшениями были фигурки овощей и фруктов: ярко-глянцевый банан, пупырчатый огурец, пухлый помидор, саблеобразный красный перчик…
Подарки, которые обнаруживали дети под елкой, были обычными тривиальными вещами: набор цветных карандашей, свитер, конструктор… Подарок, которым я была восхищена по-настоящему и который помню в деталях до сих пор – это красочная папка с девятью книжками о пионерах-героях.
А как Новый год празднуется сейчас
Советское шампанское, мандарины, салат оливье — необходимый минимум для правильной встречи Нового года. Этот минимум (несмотря на то что мы можем себе позволить гораздо больше) сегодня есть на новогоднем столе каждой второй российской семьи.Традиции — ничего не поделаешь!Но времена, конечно, изменились. Мы уже не так рвемся смотреть телевизор, как в Советском Союзе, и праздничные программы, те самые «голубые огоньки» — еще одна советская традиция — постепенно отходят в прошлое. Молодежь предпочитает сегодня YouTube и, в общем-то, правильно делает! Сами «огоньки» не выдерживают уже никакой критики.Смотреть телевизор в новогоднюю ночь так, как это делали несколько поколений назад, в ожидании, что где-то часа в 3 ночи покажут «киноконцерт» — нарезку из зарубежных фильмов или что-то еще интересное — сегодня уже не нужно.
Можно включить любимый фильм и посмотреть его хоть в 12 ночи вместо боя курантов.У некоторых появились свои устоявшиеся традиции: кто-то на Новый год смотрит «Аватара», кто-то пересматривает другие блокбастеры или старые фильмы. Упали рейтинги «Иронии судьбы» — с современной точки зрения история врача-алкоголика и учительницы, которая хочет замуж во что бы то ни стало, говоря современным языком, отдает токсичностью. Сегодня пьяный посторонний мужчина на твоем диване уже не воспринимается комично.Современные женщины стараются жить по Лабковскому: хотеть и быть, и чтоб мужчина в канун праздника был трезв и помнил, куда и с кем прилег отдохнуть.Современный Новый год — это масса возможностей, потому что многие уже устали от традиционного застолья у телевизора.
В новогоднюю ночь работают катки, рестораны, устраиваются гуляния. Процент тех, кто выходит встречать Новый год на улицу, с каждым годом все выше и выше. Кто-то едет в центр, благо метро работает, кто-то гуляет недалеко от дома.Многие из режима «успеть до полуночи» и ожидания курантов за столом, переходят в совершенно иной — поужинать не позднее 10, в полдвенадцатого выйти с шампанским на улицу, встретить Новый год с соседями по дому или вообще малознакомыми людьми в том же парке Горького, вернуться домой, посмотреть кино, лечь спать.Появилась прекрасная традиция заказывать еду на дом или ходить в ресторан — убиваться на кухне для того, чтобы удивить семью разнообразием блюд, некоторые женщины считают кощунством.В большинстве своем люди устали от однообразия и хотят на Новый год чего-то другого, хотя оливье и шампанское все еще востребованы у большинства.
Сегодня общество разделилось на:• ЗОЖников, которые хотят и в Новый год питаться правильно,• тех, кто озабочен наличием изобилия на новогоднем столе и заранее готовит холодец,• и тех, кто занимает позицию разума – не заготавливает оливье тазиками, но и не ставит полный крест на праздновании.Все чаще слышны призывы не переедать в новогоднюю ночь, чтобы потом не было мучительно больно.Безусловно, главное отличие Нового года в СССР и сейчас в том, что у современных людей намного больше возможностей и есть выбор. Мы не привязаны к дому, к телевизору, при желании пока еще можем позволить себе уехать на Новый год в другую страну и отметить праздник там. И это прекрасно!Еще одна хорошая новость в том, что Новый год по-прежнему остается для нас главным семейным праздником, который объединяет за одним столом всю семью.И даже молодое поколение на предложение встретить Новый год в компании частенько отвечает: «В 12 я дома с семьей!»Что касается других атрибутов праздника, современные дети о Снегурочке знают мало. Дед Мороз для них частенько выглядит как Санта — разницу между этими персонажами они не видят. Главными помощниками Деда Мороза-Санты являются гномы: белки и зайцы давно не воспринимаются как новогодние герои. При этом подарки под ёлкой остаются, пожалуй, самым большим чудом этого праздника.Дети (впрочем, как и взрослые), как и много лет назад, ждут чуда, загадывают желания, верят в волшебство, с удовольствием открывают подарки, которые можно посмотреть только после наступления Нового года. Современные люди, как и много десятилетий назад в советское время, загадывают под бой курантов желания — эта традиция остается неизменной! И хотят, чтобы следующий год был лучше предыдущего: мечтают о любви, семейном счастье, рождении детей, благополучии, здоровье для себя и своих близких.Времена меняются, а мы остаемся прежними и хотим, чтобы старый год забрал с собой все беды, а новый принес счастье.
История возникновения Нового года
В исторических летописях зафиксировано, что люди устраивали гуляния в честь завершения старого года еще в Древней Месопотамии. Это было примерно во втором тысячелетии до н. э.
Есть данные о том, что в Древнем Египте также уделялось внимание данному празднику. Правда, египтяне отмечали его в сентябре
Насколько значимым праздник был для канувших в прошлое цивилизаций не установлено. В любом случае точно известно, что Новый год имеет языческие корни. Разные народы устраивали гуляния и старались задобрить различных богов и духов, чтобы те даровали им счастливый и плодородный год.
Не оставались в стороне и древние кельты. Кстати, именно они первыми сделали ель символом праздника.
Кельты считали, что ель сохраняет свои зеленые иголки зимой благодаря сильному духу, который оберегает ее от холодов. Правда, чтобы задобрить его, использовался не совсем приятный для современных людей ритуал. В жертву приносили животное, вспарывали ему живот, а внутренности развешивали на ветках.
Постепенно кельтская традиция становилась не такой кровавой. Вместо внутренностей животных на дереве размещали яблоки и другие съестные лакомства для духа. Именно отсюда пошла традиция украшать елку.
В Древнем Риме была впервые четко установлена дата народных гуляний – 1 января. Параллельно с этим праздник являлся днем, обозначающим старт полевых работ.
Особо почитался у римлян в данный день бог Янус, которому в изобилии приносили разные жертвы. Он являлся богом выбора, поэтому люди надеялись завоевать его благосклонность и старались в Новый год начинать все важные дела.
Постепенно все больше стран устанавливали 1 января как день, с которого следует отчитывать период нового года. Само собой, такой день сразу воспринимался народом как праздничный.
Быстрее всего торжественная дата прижилась в Венеции и Швеции, а вот в Турции и Греции 1 января стал считаться стартом нового года лишь с начала 20-го века.
Оккупация
В течение восьми месяцев относительно спокойного полусуверенного существования балтийские страны продолжали во всеуслышание заявлять о своем нейтралитете. Еще теплилась надежда, что Советский Союз удовлетворится произведенными уступками, и три маленьких государства проскочат между вращающимися шестеренками геополитики. Однако 10 мая 1940 года Гитлер напал на Нидерланды, Бельгию и Люксембург, и дипломатическая молва начала сигнализировать о скорых переменах.
Советская пресса, как водится, приступила к удобрению почвы.
«ИЗВЕСТИЯ». 16 МАЯ 1940 ГОДА
«Война англо-французского военного блока против Германии вступила в новый этап (обратите внимание на то, как СССР предпочитал называть Вторую мировую. Это к вопросу о «переписывании истории»)
Шансы малых стран, желающих оставаться нейтральными и независимыми, резко сокращаются и сводятся к минимуму.
Всякие рассуждения о правомерности или неправомерности действий в отношении малых стран, когда великие империалистические державы ведут войну не на жизнь, а на смерть, могут выглядеть только наивными».
Действовать Советы решили по аналогии с 1939 годом. Главное — зацепиться за предлог, а там уж «коготок увяз, всей птичке пропасть».
25 мая 1940 года Молотов обвинил Литву в похищении трех солдат из советского гарнизона. Литовские власти выразили желание провести подробное расследование инцидента и запросили у советской стороны необходимые сведения, но в ответ получили дополнительные обвинения.
Оказывается, между Литвой, Латвией и Эстонией уже давно существует военный союз, направленный против СССР. Имелась в виду «Балтийская Антанта» — дипломатическое соглашение трех республик от 1934 года, в котором полностью отсутствовали какие-либо военные обязательства. Единственным проявлением «Балтийской Антанты» на международной арене были ежегодные встречи министров иностранных дел, которые только и делали, что заявляли о нейтралитете Прибалтики.
Литовское руководство приступило к отчаянным попыткам объясниться и умиротворить Сталина, но уже 7 июня приграничные формирования Красной армии получили приказ о подготовке к вторжению. В ночь с 14 на 15 июня — накануне падения Парижа — Молотов предъявил прибывшему в Кремль Урбшису окончательный ультиматум. СССР требовал от Литвы образования нового правительства и согласия на ввод в страну неограниченного числа советских войск. На ответ было отпущено 12 часов.
Антанас Сметона
К семи утра литовский кабинет министров принял решение подчиниться всем советским требованиям. Президент Антанас Сметона, выступавший за оказание вооруженного сопротивления, сбежал из страны через немецкую границу. Правительство ушло в отставку.
Пока Красная армия занимала Литву, Молотов в Кремле предъявил идентичные ультиматумы послам Латвии и Эстонии. И здесь обвинение сводилось к нарушению пактов о взаимопомощи, заключавшееся в проведении конференций министров иностранных дел в рамках «Балтийской Антанты».
Латвия и Эстония подчинились. 17 июня 1940 года все три балтийских государства были оккупированы советской армией.
Русские не сразу приняли елку
В России первые рождественские ели появились в годы правления Петра I (1672-1725). Этот обычай царь перенял у немцев, живших в Немецкой слободе (ныне — район Лефортово). 29 и 30 декабря (19 и 20 декабря по старому стилю) 1699 г. Петр I издал два именных указа о введении новой системы летосчисления и о праздновании Нового года.
Документами предписывалось вести отсчет лет от Рождества Христова и праздновать Новый год по примеру европейских христианских государств 1 января. Ранее в России использовалась византийская система летосчисления, в которой счет шел «от сотворения мира» (от 5508 года до н.э.), а наступление года отмечали 1 сентября.
Главные улицы Москвы, а также дома знати было велено украшать хвойными деревьями и ветками, а остальным жителям столицы — поставить «по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей». Праздник Нового года продолжался семь дней. Горожане должны были поздравлять друг друга, жечь костры на улицах, стрелять из ружей и мушкетов, запускать ракеты. На Красной площади, где проходило главное торжество, устраивался фейерверк, пушечные и ружейные салюты.
Однако на протяжении последующих 100 лет иностранная традиция продолжала оставаться чуждой экзотикой. Во-первых, на Руси ель исторически считалась символом смерти, отчего крестьяне чурались нового обычая. Во-вторых, согласно петровскому указу еловыми ветками предписывалось украшать крыши трактиров. Это привело к тому, что питейные заведения начали повсеместно называть «ёлками». Понятно, что при таком имидже новогоднего дерева дворяне также не стремились устанавливать его у себя в домах.
А. Ф. Чернышев. «Сцены из семейной жизни императора Николая I.
Рождественская елка в Аничковом дворце»
В результате традиция украшать ёлку укрепилась лишь в начале XIX века, после того, как петербургская аристократия решила перенять красивый обычай устанавливать ёлку в честь Рождества у проживающих в столице немцев. 24 декабря 1817 года по инициативе великой княгини Александры Фёдоровны, супруги будущего императора Николая I, в покоях цесаревича была устроена домашняя ёлка. Подражать примеру начальства в России было модно уже в те времена, а потому ёлки быстро вошли в обиход столичной знати.
Рождественская ель стала одновременно символом Нового года. Деревья наряжали на Рождество 25 декабря (с 1919 г. — 7 января), и они стояли до Нового года или Крещения 19 января. Первые елочные игрушки были связаны с христианской тематикой (фигурки ангелов и пр.). В качестве украшений использовали также свечи, сладости, фрукты, орехи и др. Макушку елки венчала, как правило, звезда (символ Вифлеемской звезды). Позднее из Германии стали привозить стеклянные елочные игрушки. В 1848 году было налажено российское производство стеклянных шаров и бус — на заводе, основанном близ Клина князем Александром Меньшиковым, правнуком фаворита Петра I.
Елочные украшения конца XIX — начала XX веков
В 1914 году грянула Первая мировая война. На волне антигерманских настроений ультрапатриоты требовали напрочь отказаться от всего немецкого, вплоть до зубного порошка и пива. Вспомнили и о ёлочке. «Можно считать почти установившимся мнение, что ёлка – измышление немецкого народа, что русская старина её не знала», – писали «Биржевые ведомости». Даже Святейший Синод отметил, что церковь всегда относилась к ёлочной традиции настороженно. Но искоренить традицию из людских сердец тогда не успели.
Алёна из фильма «Чародеи» (1982)
В институте НУИНУ (научный универсальный институт необыкновенных услуг) создают настоящую волшебную палочку. Директор института Кира Шамаханская решает провести презентацию изобретения 31 декабря на новогоднем вечере.
Но её планам хочет помешать заместитель директора института Аполлон Сатанеев. Он обманывает Шамаханскую, и та заколдовывает молодую сотрудницу института Алёну, думая, что она предала её. Алёна из доброй девушки становится жестокой ведьмой. Расколдовать её может только поцелуй любви. Тогда её друзья находят жениха Алёнушки — Ивана.
В общем, очень сложные повороты сюжета, из-за которых о характере Алёны мало что можно сказать. Изначально она добрая, милая и отзывчивая девушка с длинной русой косой. Она ждёт-не дождётся свадьбы с Иваном, помогает друзьям и презирает злодеев. Словом, идеальная принцесса из сказки.
Кадр из фильма «Чародеи»
Проклятие делает её характер прямо противоположным. Алёна забывает про Ивана, вместо мыслей о свадьбе она мечтает о новой должности в институте и роскошной жизни. Алёна использует Сатанеева, который хочет жениться на ней, чтобы получить желаемое.
На этом характер Алёны заканчивается. В обоих воплощениях она рассуждает о том, какой должна быть женщина, чтобы понравиться мужчине. Она обычная дама в беде, которая ждёт спасения. И получает его, ведь Иван примчался сразу, как только узнал о происшествии. Но в отличие от девушки, его герой развивается от застенчивого парня до храброго героя.
Словом, это самая настоящая новогодняя сказка о всепобеждающей силе любви. Если заменить Алёну на любую принцессу старого «Диснея», суть не изменится. Это неплохо: иногда хочется посмотреть романтичную сказку, где герой в белом костюме спасает любимую. Но сегодня даже сам «Дисней» начинает отходить от такого сценария и делать своих героинь более сложными.
Советская новогодняя атрибутика
С новогодним праздником тесно связана религиозная составляющая. К примеру, на елке возвышается Вифлеемская звезда, а на ее ветках размещаются рождественские персонажи.
Разумеется, после возрождения данного праздника в атеистическом государстве от подобного решили отказаться. Поэтому Кремлевскую елку для советских детей украшали красной пятиконечной звездой. Вместо волшебных персонажей на зеленой красавице появилась более приземленная символика, отображавшая стремления ближайшей пятилетки: игрушечные самолеты, тракторы и даже танки.
При Хрущеве появилась мода наряжать елку достижениями советского аграрного хозяйства: кукурузой, снопами пшеницы и т.д. С началом освоения космоса овощные культуры сменились на серебристые миниатюрные спутники и ракеты.
«Почему лишают прекрасного удовольствия ребятишек»
28 декабря 1935 года, спустя шесть лет, после того как Новый год стал рабочим днем, в газете «Правда» выходит обращение первого секретаря Киевского обкома ВКП(б) и кандидата в члены Политбюро Павла Постышева с заголовком «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!». Постышев апеллирует к тому, что в дореволюционные годы «дети рабочих с завистью через окно посматривали» на украшенные елки «детей богатеев», то есть буржуазии.
«Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение, как буржуазную затею, — говорилось в обращении. — Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком». При этом антирождественская кампания часто использовала именно тот аргумент, что елки для детей — это «варварский обычай, занесенный немецкой буржуазией».
За три дня до Нового года Постышев велит устроить коллективные елки для детей в школах, детдомах, дворцах пионеров, детских театрах и клубах. «Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года елку для своих ребятишек», — в директивном тоне обращается автор к читателям. Ответственность за проведение детских елок Постышев возлагает на горсоветы, председателей районных исполкомов, сельсоветов и органы народного образования.
Нетрудно догадаться, что Павел Постышев, совершая столь решительный разворот в елочной теме, действовал не от себя лично. В воспоминаниях Никиты Хрущева без указания точной даты рассказывается о разговоре Постышева и Сталина, в котором зашла речь о елке. «Постышев поднял тогда вопрос: «Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская елка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?». Сталин поддержал его: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим»», — говорилось в мемуарах.
Дело в том, что за полтора месяца до этого Сталин произнёс программную речь об успехах в деле построения социализма, завершив её вошедшей в историю фразой: «Жить стало лучше, жить стало веселее!». Новогоднее торжество с сияющей огнями ёлочкой должно было подтвердить тезис вождя. Теперь празднование Нового года не только не запрещалось – оно стало обязательным мероприятием для всех школ, детских садов и клубов.
Невероятно, но похожим образом Сталин позже поступил и с Рождеством, о чём известно гораздо меньше. Его публичное празднование фактически оставалось под запретом, однако с середины 40-х годов власти начали смотреть сквозь пальцы на то, что при церквях священники после службы устраивают для своей паствы рождественские торжества. Подоплёка этого стала известна из опубликованных уже в наше время мемуаров Лаврентия Берии. Оказывается, именно он в марте 1943 года обратился к Сталину с идеей ослабить давление на верующих. Естественно, тоже с дальним прицелом. «Предложил Кобе к концу года разрешить празднование Рождества, – писал Берия в своём дневнике. – Мы к этому времени освободим много новых территорий, немцы там открывали храмы, а попы их где поддерживали, где как. Если мы вернёмся, а храмы останутся, это оценят. А мы ещё Рождество добавим. Получится хорошо. Союзники тоже оценят. Коба послушал, говорит: а что, в дороге и веревочка пригодится, давай».