Лучшие советские фильмы для детей и подростков

«Чучело»

Открытые источники

Год: 1984Режиссёр: Ролан БыковЖанр: драмаДлительность: 127 мин.

«Чучело» — одна из первых картин Советского союза, где школьники-пионеры показаны с отрицательной стороны. Фильм снят по одноимённой повести Владимира Железникова.

Главная героиня Лена Бессонова приезжает к дедушке, которого местные жители не любят — он ведёт замкнутый образ жизни. В школе одноклассники ясно дают понять Лене — с ней не будут общаться, потому что она такая же чудаковатая, как и её дед.

Дима Сомов — единственный, кто общается с Леной. Однажды весь класс решил прогулять школу и пойти в кино, но Дима выдал тайну учительнице. Лена прикрыла друга, взяв перед одноклассниками всю вину на себя. Из-за этого дети объявили девочке бойкот — перестали с ней разговаривать и несколько раз избили. Под натиском общественного мнения Дима Сомов присоединяется к большинству и тоже начинает издеваться над Леной.

Когда этот фильм вышел на экраны, общество разделилось на два лагеря: одни утверждали, что лента порочит советских детей, другие восхваляли режиссёра за его смелость показать такую актуальную для советских школ тему.

«Ключ без права передачи»

Открытые источники

Год: 1976Режиссёр: Динара АсановаЖанр: драмаДлительность: 99 мин.

Десятиклассники одной ленинградской школы плохо ладят с родителями и учителями. Общий язык с ними может найти только молодая классная руководительница Марина Максимовна. Вместе они проводят выходные дни и обсуждают других учителей. В особенности нового директора Кирилла Алексеевича, который в прошлом служил в армии. За глаза они называют его солдафоном и ретроградом.

Однажды школьники записали урок с Мариной Максимовной на плёнку. Случайно эту запись обнаружила мама одной из учениц и отнесла её в школу. Так начался большой конфликт. Выход из него смог найти, как ни странно, «солдафон и ретроград» Кирилл Алексеевич.

1 Гостья из будущего, 1984 год

Кадр из фильма «Гостья из будущего»

Простому, казалось бы, мини-сериалу про Алису Селезневу было суждено стать чем-то большим, нежели просто кино. «Гостья из будущего» — один из главных символов ушедшего в прошлое Советского Союза. А лейтмотивом тут звучит, пожалуй, самая трагичная и светлая песня во всем отечественном детском кино: «Прекрасное далеко».

При этом по сегодняшним меркам «Гостья из будущего» смотрится очень и очень бюджетно: дешевые декорации, не всегда убедительная игра детей-актеров. Но все недостатки искупаются харизмой Наташи Гусевой (сыгравшей Алису), общей «советской» атмосферой и финалом фильма, пропитанным печалью расставания. «Как мы попадем в будущее, если нас туда не пускают?»: эти слова один из персонажей фильма произнес в 1984 году, а уже через несколько лет советский утопический проект с его тягой к светлому завтра был свернут.

Кроме того, на приключения персонажей фильма вправду интересно смотреть: сюжет динамичен, а из Москвы 1984 года мы запросто можем попасть в футуристическую Москву 2084 года.

«Доживём до понедельника»

Открытые источники

Год 1968Режиссёр: Станислав РостоцкийЖанр: драмаДлительность: 106 мин.

История не только о подростках, но и об учителях. В обычную московскую школу пришла молодая учительница (в прошлом выпускница этой же школы) Наташа. Она встречается со своим наставником — Ильёй Семёновичем. Илья Семёнович — взрослый мужчина, учитель истории, у которого возникают недопонимания с коллегами: он часто отчитывает их либо за неграмотную речь, либо за неверный подход к преподаванию. Наташе тоже сложно общаться с Ильёй Семёновичем, к тому же ещё она со школы была влюблена в него.

Девятиклассники, у которых девушка преподаёт английский язык, решили над ней подшутить — принесли в класс ворону… Безобидная шутка заставляет учителей пересмотреть свои приоритеты.

Зачем нашим детям смотреть советское кино?

Причин как минимум три. Первая — историческая. Наша дочь в дошкольном возрасте не смотрит телевизор и не имеет еще упрощенной и замешанной на злобе дня модели истории. Но она сталкивается с вопросами истории, когда мы гуляем мимо памятников, когда вокруг празднуют исторические даты (День Победы) или когда она сталкивается с историей нашей семьи (смотрит фотографии, слушает рассказы бабушек и дедушек, которые не воевали сами, но были детьми тех, кто воевал, а также когда бывает в местах, где родился Саша или я). Ответить на вопросы дочери не так уж просто (Почему они держат оружие? За что они воевали? Они победили?) Хорошо, если вопросы касаются Великой Отечественной Войны. Потому что на ее примере мы можем начать обсуждать, что такое война. Мне это ближе (к счастью), чем начинать с гражданских, национальных, религиозных или территориальных войн — войн современных. В школьном возрасте придет пора обсуждать все это. Но надо с чего-то начать, если уж история цивилизации — это история войн. Начнем со Священного и Справедливого, с идеи, что есть Родина, и ей требовалась защита, и были люди, готовые и способные ее защищать, в том числе в нашей семье, и без них не было бы сейчас нас. Как рассказать об этом лучше всего? Через памятники эпохи — книги и фильмы. Уж поверьте, это лучшее начало, чем школьные учебники, которые за последние n-цать лет кто только не переписал.
Вторая причина — психологическая. Общество, образ которого создавался лучшими советскими фильмами, сейчас не существует. Может, оно и тогда не существовало. Это же фильмы, идеал. Мы сейчас не о соцреализме, а о соцромантизме. Есть определенные черты в отношении мира, которые в нашем сегодняшнем обществе потребления отсутствуют напрочь. Например, базовая ценность доверия к миру. Посмотрите на «Чука и Гека». Два мальчика и их мама попадают в историю, они встречают на своем пути много людей и все (абсолютно все) люди, которых они встречают, хорошие. Сейчас СМИ транслируют ощущение небезопасности. От ребенка ждут, что он не будет разговаривать с незнакомыми людьми, не будет следовать за незнакомыми людьми, не будет доверять системе, правоохранительным органам, будет остерегаться чужой помощи, а инаких родителей пугают органанами опеки. Мир плохой, напряженный и вызывает недоверие. Мир агрессивный. Обществу потребления от человека всегда что-то нужно (хоти, копи, покупай, имей). Эту модель мира ребенок подхватит будь здоров, в нашем текущем обществе он никогда не будет слишком доверчив, его границы и границы между добром и злом будут размыты. Это не единственная модель мира. Но есть ощущение безопасности и поддержки от других людей, хорошо знакомое тем, кто живет в маленьких городах или любит путешествовать в странах третьего мира. Ощущение, что можно обратиться к любому человеку (любому взрослому) за помощью и он поможет. Не отведет в соответствующие органы, а сам поможет. И это ощущение есть в советских фильмах. Пусть в виде утопии. Идеальные примеры позволяют кое-что понять и обсудить. Что мир не всегда и не исключительно корыстный. И не всегда плохой.

Третья причина — эстетическая. В ряде случаев — это картинка такого уровня, что ее можно и нужно показать. Ходят же некоторые из нас с детьми в музей. Сейчас цифровая фотография тотально упростила съемку, сети сделали селфи главной разновидностью портрета, а рекламные штампы формируют представления, что красиво, что нет. Но хочется иметь примеры другой эстетики, в том числе и в анимации, и в черно-белом варианте. Она никогда не вытеснит современную, она никогда не будет восприниматься даже похожей, но хорошо, что такая эстетика есть. Пусть уж дети разберутся, что для них красиво, имея несколько моделей, в том числе эту.

А теперь список. Список будет формироваться и пополняться. Так что, если вы считаете, что он неполный и маленький, но тема вам интересна, то заходите позже, будем его дописывать.

«Служебный роман»

В список хороших советских фильмов нельзя не включить и «Служебный роман». Эта комедийная мелодрама была снята Эльдаром Рязановым еще в 1977 году, однако до сих пор заставляет зрителей замирать у экранов.

Главный герой истории – простой советский служащий Новосельцев, человек робкий и застенчивый. Он сам воспитывает двух сыновей и постоянно испытывает нехватку средств, поэтому ему жизненно необходимо получить повышение по службе. Старый друг Самохвалов советует Анатолию Ефремовичу подойти к решению этой задачи творчески – приударить за начальницей. Ситуацию осложняет то, что Людмила Прокофьевна имеет репутацию «сухаря в юбке».

Мы смерти смотрели в лицо (Наум Бирман, 1980)

Несмотря на страшное название (а оно по сути верное) — это очень жизнеутверждающий фильм. Не менее жизнеутверждающий, чем, например «Пока не сыграл в ящик» (это американский фильм на совсем другую тему, но что-то общее в них определенно есть). Солдат бывший балетместер выводит из блокадного Ленинграда своих бывших учеников-пионеров, чтобы сделать из них танцевальный коллектив, который будет выступать перед бойцами. Основан на реальных событиях. Этот фильм лечит от «обмельчания». Приведу пример. У меня была ссора с соседкой по даче. Общественный фонарь светил прямо в окна нашей спальни и не давал спать. Я попробовала договориться с соседями, чтобы повернуть фонарь. Ответ был неумолим: «Он всегда светил так (10 лет пока в нашем доме никто не жил) и будет так светить вечно». Тогда я, пользуясь своими познаниями в светотехнике, пригласила специального человека, который залез на столб и приделал к фонарю козырек. Просто отсекла часть луча, направленного мне в окно. Луч, который светил на общую территорию — тропинку и стоянку, а также на участки соседей, не изменился. Казалось бы, все идеально. Но соседи не довольны: что-то изменилось (пусть не у них), а они были против. Я чувствую себя неуютно: мелкий вопрос, много вариантов решения, почему мы не можем договориться? Почему люди вообще не договариваются? И тут мне попалось это кино. Первый раз я, конечно, посмотрела его одна. Оно прекрасное. Все сразу встало на свои места. Понимаете, есть важные вопросы. И все остальное. Мой фонарь — как бы не решилась эта история — это все остальное. Перед лицом предельных ценностей нелепо переживать, запачкал ли ребенок колени, съел ли ребенок суп, поел ли кашу и собрал ли игрушки. Это не главное. И бесполезно делать из этого тему. Ведь когда-то были дети, которые вообще почти ничего не ели. И они выросли прекрасными людьми. Людьми, которые теряя сознание от голода, думали прежде всего об общем деле и о том, как помочь другим. И я решила показать этот фильм своей маленькой дочери. Это был второй ее фильм о войне, она его посмотрела в 5 лет (первый — «Повесть о настоящем человеке»). И когда мы прочитали вместе с дочкой, сколько эти ребята дали концертов за войну (в конце фильма приведена статистика), мы поняли, что дети танцевали каждый день по 2-3 раза, если считать без выходных. Этот факт, что ДЕТИ могли несколько лет работать без выходных, вообще потряс мою дочь, она вспоминала это несколько месяцев. Ведь уже сейчас она очень ждет выходные своего папы и знает, как их мало. Что по мне, такие фильмы надо смотреть, когда чувствуешь, что жизнь обмельчала и в ней стало слишком много быта. Когда забываешь, что жизнь — сама по себе подарок.

Приключения Буратино | 1975 год

Каждый американский зритель смотрел хоть один раз мультик о Пиноккио, снятый великим Уолтом Диснеем. В нашей стране о деревянном мальчике тоже знают, но он отличается от своего американского собрата. Двухсерийный мюзикл о Буратино, взявший бронзу рейтинга лучших детских фильмов, знаком каждому жителю Советского Союза. А песня «Бу-ра-ти-но» мгновенно стала детским хитом. Интересно, что роли кота Базилио и лисы Алисы играли Ролан Быков и Елена Санаева, будучи мужем и женой. А черепаху Тортиллу должна была сыграть Фаина Раневская, но не срослось. Женщина побоялась за свое здоровье, ведь съемки проходили в далекой Белорусской республике.

«Курьер»

Открытые источники

Год: 1986Режиссёр: Карен ШахназаровЖанр: трагикомедияДлительность: 88 мин.

1986 год. У выпускника школы Ивана развелись родители. Отец с молодой подругой уехал в экспедицию в Африку, а сам Иван остался жить с матерью. Он провалил экзамены в институт и ждёт повестку в армию. Его мама, чтобы занять сына, нашла ему работу: научный журнал «Вопросы познания» как раз искал себе курьера. Первое рабочее задание — отнести профессору Кузнецову рукопись. По дороге Иван встречает своего друга и значительно опаздывает. Из-за этого профессор встречает курьера с долей недовольства. Однако в квартире Иван знакомится с дочерью профессора. Катя — представитель «золотой молодёжи», она учится в МГУ, родители пророчат ей блестящее будущее. Её жизнь расписана на несколько десятилетий вперёд, Иван же не всегда представляет, что с ним случится завтра.

Молодые люди начинают общаться и погружаются в миры друг друга.

«Курьер» своего рода эпохальная картина, созданная в перестроечное время. В центре фильма — юноша, чьё поведение и отношение к жизни не вписывается в привычную картину советского человека. Проблематика фильма так сильно запала в сердца зрителей, что «Курьер» стал одним из лидеров проката в 1987 году. И до сих пор является одним из самых популярных фильмов о молодёжи.

Небесный тихоход (Семён Тимошенко, 1946)

Комедийный мюзикл, мы его смотрели с детьми 2 и 7 лет и очень долго хором потом пели песню «Первым делом, первым делом самолеты». Дети после этого фильма играют в самолеты, летающие по квартире и ищущие «немцев». Немцы в кино показаны гротескно и юмористически, тема войны вообще взята вскользь. Сюжет про летчиков-холостяков, которых жизнь заставляет изменить свое мнение и найти себе подруг сердца. При этом главному герою волей судьбы приходится пересесть со скоростного истребителя на АН-2 и возглавить женское «крыло». Дети и взрослые смотрели и пересматривали фильм с огромным удовольствием. Конечно, есть лучшие совесткие фильмы про войну для просмотра с подростками, но если с малышами, то лучший вот этот.

«Вам и не снилось…»

Любовь – тема, которой пронизаны многие хорошие старые фильмы (советские). Список таковых не будет полным, если забыть включить в него мелодраму «Вам и не снилось…». Картина интересна в первую очередь тем, что ключевыми героями являются подростки

Фильм, увидевший свет в 1981 году, привлек к себе внимание огромного количества зрителей, пользуется популярностью и в наши дни

Школьники Роман и Катя переживают первое серьезное в своей жизни чувство. Однако вмешательство взрослых, которые восстают против их любви, может закончиться трагедией. Сюжет фильма был позаимствован из одноименного произведения Щербакова, некоторые изменения претерпела лишь концовка.

Семейка Аддамс (The Addams Family), 1991

История кино знает, мягко говоря, немало эксцентричных семейств, но ни одно из них по причудливости не сравнится с Аддамсами, особенно в их киношном, а не телевизионном воплощении. Да, сюжет об афере, которой пара мошенников хочет разорить Аддамсов, больше похож не на полноценную историю, а на абсурдный клей для десятков гэгов и хлестких реплик — но разве это имеет какое-то значение, когда юмор оказывается таким упоительно черным (и при этом понятным зрителю абсолютно любого возраста)? Снятые двумя годами позже «Семейные ценности Аддамсов» — тот редкий случай, когда продолжение не уступает первой части.

«Москва слезам не верит»

«Москва слезам не верит» — картина, которую в 1979 году представил на зрительский суд режиссер Владимир Меньшов. Список хороших советских фильмов не может быть полным без этой увлекательной мелодрамы. Кино переносит зрителей в 50-е годы прошлого века, в центре внимания оказывается история трех подруг.

Три юные девушки из глубинки приезжают в столицу в поисках счастья, любви и достатка. Людмила убеждена, что Москва – большая лотерея, в которой каждый может выиграть приз. Катерина готова упорно трудиться, чтобы добиться своей цели. Тася мечтает о большой и любящей семье. Что же ждет подруг в будущем, сумеют ли они найти свое счастье?

Бэйб: Четвероногий малыш (Babe), 1995

Кто бы мог подумать, что кино про говорящего поросенка вообще может быть хорошим? И тем не менее: парадоксальным образом, придуманный тем самым Джорджем Миллером, который создал «Безумного Макса», Бэйб очаровал сердца всей планеты в середине 1990-х — и готов сделать это с каждым, кто увидит его впервые. Неплохая, к слову, ролевая модель даже для тех, у кого нет пятачка: больше всего на свете Бэйб хотел быть пастушьей собакой и, представьте себе, преуспел.

Провести вечер со своими детьми за просмотром отличного семейного кино, поедая гору вкусняшек, что может быть лучше! Такое времяпрепровождение несомненно сближает, детям будет, что вспомнить! В нашей подборке собраны лучшие фильмы, которые несомненно понравятся вам и вашим детям.

Оставить комментарий

Дорогой мой человек (Иосиф Хейфиц, 1958)

Еще одна интерпретация темы Служения. Молодой врач Володя любит девушку Варю. Он зовет прожить вместе сподвижническую жизнь (после блестяще законченнго института распределиться в деревню и лечить людей), она же, конечно, хочет жить и учиться в столице. Одно неверно принятое решение приходится пересматривать много лет, в течение которых Варя пытается найти Володю, но безуспешно. Жизнь в столице счастья не дает. Володя служит, делает блестящую врачебную кареру на фронте, но так и остается по сути одиноким. Варя тоже служит, в результате становится геологом и уезжает в Сибирь, а во время войны Володя как врач даже спасает ей жизнь в Берлине. Но пол жизни должно пройти, чтобы два человека все-таки смогли пересмотреть однажды принятое решение. Интересная трактовка темы любви, верности и долга. А также интересное понимание того, что может и не может дать в жизни счастье.

Чучело | 1983 год

Ролан Быков известен как величайший комедийный актер и режиссер, но именно он поставил самую пронзительную советскую драму для детей «Чучело». Картина о девочке, взявшей на себя чужое предательство и ставшая изгоем, подвергающимся издевательствам, в год выхода не обрела популярность у зрителя. Наоборот, фильм осуждали за жестокость, которую детям нельзя показывать.

Противники картины, занимающей 9 место в списке лучших детских фильмов СССР, говорили, что в Советском Союзе не было таких издевательств сверстников над сверстниками, и фильм провоцирует общественность. Но им нечего было противопоставить заявлению автора книги «Чучело», по которой была снята картина, о том, что он написал свое творение на основе случившихся с его внучкой событий.

«Расписание на послезавтра»

Открытые источники

Год: 1978Режиссёр: Игорь ДобролюбовЖанр: драмаДлительность: 82 мин.

Престижный физико-математический лицей при Академии наук принимает на работу молодую учительницу русского языка и литературы из обычной школы Антонину. Она удивлённо наблюдает за тем, как в этом заведении уважительно относятся к ученикам. Постепенно у неё начинается роман с молодым директором. Но через некоторое время Антонина понимает, что детям совершенно не нужны её уроки, они предпочитают заниматься более «важными» науками — физикой. Получится ли у молодой учительницы доказать детям обратное?

«Дорогая Елена Сергеевна»

Открытые источники

Год: 1988Режиссёр: Эльдар РязановЖанр: драмаДлительность: 89 мин.

Еще одна перестроечная картина, которая показывает новое поколение.

Учительнице Елене Сергеевне одиноко, её мама в тяжёлом состоянии лежит в больнице. Но вот чудо — её ученики из 10 класса (почти выпускники) приходят поздравить её с днем рождения. Однако после она понимает, что причины, по которым молодые люди пришли к ней, не так благи.

Выпускники хотят получить у Елены Сергеевны ключ от сейфа, где находятся их экзаменационные работы. Каждый школьник оправдывает такой поступок по-своему. Учительница отказывает им в «услуге». И тут начинается поколенческая «война», победителей в которой не будет. 

Повесть о настоящем человеке (Александр Столпер, 1948)

Этот фильм про войну я решила показать самым первым. Во-первых, потому что там почти нет военных действий. Немного показаны воздушные бои в конце, в остальное время действие почти исключительно разворачивается на природе или в госпитале. Кстати, смотря этот фильм с дочкой сейчас, я встретила очень удивленную реакцию окружающих, хотя, я уверена, что в то время, когда он был снят, его смотрели с любого возраста. История главного героя — Алексея Маресьева — в свое время абсолютно всем известная, тоже подлинная. Это летчик, самолет которого был сбит, а он выжил, но повредил ноги и полз много дней по тайге, пересекая линию фронта, чтобы вернуться к своим, а потом попал в госпиталь, где ему отрезали ноги. Но, ведомый своей мечтой — во что бы то ни было снова летать — он научился ходить и даже танцевать на протезах так, что прошел летную комиссию и вернулся в строй и даже получил Звезду Героя за удачные боевые вылеты. Фильм красивый, в смысле там красивые люди, красивый свет. Красивые характеры. Но дело не в этом. Этот фильм про преодоление. Четко показана разница: один человек со сломанной ногой демобилизуется и остается на всю жизнь калекой. Другой человек с отрезанными ногами пляшет и снова садится за штурвал самолета. Казалось бы, это невозможно. Даже тогда. Но Маресьев не один такой, таких людей (в том числе летчиков) в истории было несколько. Людей, у которых была задача и которые поднимались ради нее. Советских детей растили на таких примерах. И в этом была определенная сила. Сила правоты.

Обыкновенное чудо (Марк Захаров, 1978) и другие фильмы Марка Захарова

Мы с дочкой с удовольствием смотрим фильмы Марка Захарова. И не только «Обыкновенное чудо», а многие общенародно любимые. И «Тот самый Мюнхаузен», и «12 стульев» и «Формулу любви». Я не показывала ей «Юнону и Авось», потому сама увидела его в первый раз довольно поздно и он был для меня потрясением, это для меня он энергетически очень сложный, к нему надо иметь потребность и готовность для восприятия. А вот комедийные сюжеты, иногда тоже очень глубокие, мы смотрим всей семьей запросто. Конечно, это фильмы для взрослых. Но они тонкие и умные и в них ничего такого, что может покоробить моего ребенка. Это фильмы, во время и после которых она задает довольно много вопросов. Но, когда мне хочется что-то из них пересмотреть, я с удовольствием зову дочь и мы делаем это вместе.

Вам и не снилось | 1980 год

В советском кино первая любовь показывалась в шутливой форме, мол, это ненастоящие чувства, а лишь отголоски переживаний. Но в картине «Вам и не снилось» все наоборот. Фильм повествует о старшеклассниках, влюбленных друг в друга. Сюжет фильма, занимающего 6 место топа лучших детских картин, был взят с книги Галины Щербаковой «Роман и Юлька», которую она написала, вдохновляясь историей о Ромео и Джульетте. Чтобы не было аналогий с Шекспиром, создатели фильма изменили имена главных персонажей. Например, Юлька стала Катькой.
16-летнюю школьницу играла 23-летняя Татьяна Аксюта. А вот старшеклассника на самом деле играл старшеклассник. По мнению экспертов, Никита Михайловский справился со своей ролью на профессиональном уровне, не присущем многим актерам той эпохи.

Повелитель стихий, 2010

Фильм боевик, приключения, семейный, фэнтези США 2010

Повелитель стихий — это киноадаптация легендарного мультсериала «Аватар: Легенда об Аанге». «Когда-то давно четыре народа жили в мире. Всё изменилось, когда Народ Огня развязал войну. Только Аватар, властелин всех четырёх стихий, мог остановить захватчиков. Но, когда мир нуждался в нём больше всего, он исчез. Прошло сто лет, и мы с братом нашли нового Аватара, в маге воздуха по имени Аанг. И хотя его искусство покорения воздуха было велико, ему предстояло ещё многому научиться. Но я верила, что Аанг спасёт мир.» Фильм повествует о событиях, происходящих в первом сезоне сериала.

Три орешка для Золушки (Tri orísky pro Popelku), 1973

Пока Голливуд раз за разом ставит все те же сказочные сюжеты, в каждой новой версии в лучшем случае взвинчивая богатство костюмов и декораций, да поставляя на привычные роли новые актерские лица (вот и совсем недавняя «Золушка» с Лили Джеймс никаких изменений в классическую историю не внесла), пример того, как переосмыслять любимые сказки, давно знают все бывшие дети Восточной Европы. Дело даже не в том, что в «Трех орешках для Золушки» вместо феи волшебные орехи — сама Золушка предстает здесь принципиально иным персонажем, почти эмансипированной героиней, которая сама легко сядет на белого коня и завоюет любого принца.

Москва-Кассиопея | 1973 год

В советских фильмах космонавты изображались как супергерои без страха и упрека. И это было не удивительно, ведь после войны, героями страны были представители именно этой профессии. Лишь Тарковский в своем «Солярисе» посмел представить космонавта человеком со своими страхами и слабостями. Остальным это запрещалось. Но режиссер Ричард Викторов с блеском вышел из такой ситуации, отправив покорять космос детей. В картине, занимающей 4 место списка лучших детских фильмов СССР, есть место шуткам и научным наблюдениям, страхам и подвигам. Это был советский ответ американскому «Звездному пути», где, порой, взрослые герои вели себя как дети. Здесь же все наоборот.

2 Девочка и эхо, 1964 год

Кадр из фильма «Девочка и эхо»

Также известен как «Последний день каникул». Камерная, практически эфемерно-прозрачная картина режиссера Арунаса Жебрюнаса.

В ней мало узнаваемо советского: все-таки, Прибалтика всегда держалась несколько особняком, да и снят фильм на излете Оттепели, с явной оглядкой на актуальный европейский кинематограф.

«Девочка и эхо» — картина о детских мечтах, детской влюбленности, детских разочарованиях и детских предательствах. При этом она не сваливается в назидательность и поучения, а остается легкой и воздушной зарисовкой. Плюс совершенно невероятная, недетская игра Лины Бракните (к сожалению, она мелькнула еще в нескольких фильмах и отошла от актерского ремесла).