Сорока-ворона кашу варила, деток кормила: стих

Потешки-игры «СОРОКА-ВОРОНА КАШУ ВАРИЛА»

Это вариант пальчиковых игр: водим пальцем по ладошке ребёнка — «варим кашу». Потом начинаем «кормить» персонажей потешки, перебирая при этом пальчики ребенка по одному. Эти потешки дети очень любят. К восьми месяцам малыши уже могут по просьбе показать, как сорока варит кашку. Пальчиковые игры-потешки очень полезны для развития мелкой моторики и речевого аппарата у ребенка.

Сорока-ворона кашку варила, деток кормила и говорила: «Этот – большой – воду носил, Этот – указательный – дрова колол, Этот – средний – печку топил, Этот – безымянный – кашу варил. А ты – мизинчик – за водой не ходил, Дров не колол, печку не топил, кашу не варил. Не будет тебе каши!»

— орона, ворона, Куда летала? — Гостей скликала, Каши им давала. Кашка масляная, Ложка крашеная, Ложка гнется, Нос трясется, Душа радуется.

орока-белобока Кашку варила, Детей манила, Этому дала, Тому дала, А этому не дала.

орока-воровка Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, А этому не дала.

орока-ворона Кашу варила, Детей кормила, Этому дала, Этому дала, — А ты где был? Дров не рубил, Печку не топил, Кашу не варил, Позже всех приходил.

орока-ворона Кашку варила, На порог скакала, Гостей созывала. Гости не бывали, Каши не едали, Всю свою кашу Сорока-ворона Деткам отдала. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: — Зачем дров не пилил! Зачем воду не носил!

орока-сорока, Бело-белобока, Кашку варила, Гостей манила, Гости не бывали, Кашку не едали.

орока-сорока, Бело-белобока, Кашку варила, Гостей манила, Гости во двор — Кашку на стол. Гости со двора – И кашка со стола.

орока, сорока, Белый лобок, Кашу варила, Гостей манила. Гости на двор — Каша на стол. Гости со двора — Каша со стола. Этому дала, Этому дала, А ты больно мал. Крупу не драл, По воду не ходил, Каши не варил, Дрова не носил, Не дам тебе кашки На красненькой ложке, На середненьком окошке, Захлопала, захлопала, И-и полетела.

орока, сорока Была белобока, Кашку варила, Деток кормила: Этому дала И тому дала, И четвертому дала А пятому не дала: Толстый, жирный, За водой не ходил, Дров не рубил, Нет тебе кашки!

— орока-сорока! Где была? — Далеко! — Что делала? — Кашу варила, деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: — Ты дров не носил, Ты печку не топил!

орока, сорока, На порог скакала, Гостей поджидала: Не приедут ли гости, Не съедят ли кашку? Приехала Агашка, Всю съела кашку. Этому дала на тарелочке, Этому на ложечке, Этому на мутовочке, Этому весь горшочек, Пальчику-мальчику Не досталось. Пальчик-мальчик Толчет, мелет. По воду ходит, Квашню творит: Вода на болоте, Мука не молота. Квашенка на липе, Мутовка на сосне. Взял коробичку, Пошел по водичку. Тут ступил — nепленько, Тут — горяченько, Тут пень да колода, Тут белая береза, А тут ключики кипят-кипят.

орочка, сорочка, Бело-белобочка, На порог скакала, Гостей созывала. Гости, на двор — Кашка, на стол, Гости со двора — Кашка со стола.

ики-чики, Сорока Кашу варила, Гостей манила, Ребят кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А маленькой Якишке Досталась малинка. Полетели, полетели, полетели, Шу! На голову сели.

Ворона

Ворона – вид пернатых рода Ворон из семейства Врановых.

Эти птицы обладают развитым интеллектом. У них даже есть свои собственные игры – например, вороны любят дразнить собак (явно ради развлечения) или играть в «догонялки» друг с другом. Вороны нередко становятся ручными и поддаются обучению.

Среда обитания ворон – преимущественно территория Евразии.

Существует несколько разновидностей этих птиц. Чаще всего в городе можно встретить черную ворону с характерным синеватым отливом блестящих перьев. Существуют и серые вороны, которые по цвету перьев весьма похожи на сорок (что еще больше усиливает путаницу). Только окрас у них не черно-белый (не сорочий), а черно-серый.

Вороны – достаточно крупные птицы (вес средней особи – примерно 300 грамм) с крепкими черными клювами и достаточно массивными лапами. Самцы отличаются от самок лишь несколько большими размерами.

Вороны всеядны, но излюбленное их лакомство – это падаль.  Продолжительность жизни этих птиц в природе – около 20-ти лет. В неволе, окруженные заботой человека, вороны живут гораздо дольше до 35-40 лет.

Эти удивительные птицы общаются между собой посредством характерного хрипловатого карканья, которое ни с чем невозможно спутать. Держатся вороны обычно стаями.

Это не перелетные пернатые, ведущие преимущественно оседлый образ жизни. Кочевать их могут заставить лишь неблагоприятные для жизни условия.

Для детей

Оглавление

Дети, которые учатся писать, иногда жалуются на боли в мышцах и пальцах. Это понятно: до сих пор мышцы рук и пальцев ребенка не имели такой нагрузки. Проблемы можно легко предотвратить, размяв пальцы перед тем, как писать. Вы можете начать разминку, сжимая кулаки и вытягивая пальцы. Аналогичное упражнение — сгибать пальцы в суставах, не сжимая кулаки. Эти два упражнения выполняются медленно и спокойно.

Ребенок может, держа руку в воздухе, сгибать и выпрямлять пальцы один за другим. Ещё можно выполнить это действие сразу на обеих руках.

Также можно сделать шарик с бумаги, имитировать набор на клавиатуре, слегка вдаряя пальцами о стол.

Потешки для новорожденных

Многие спросят: «Зачем читать потешки недавно появившемуся на свет крохе? Ведь он еще мал, чтобы что-нибудь понять…» Однако не зря потешки для новорожденных существуют на протяжении многих веков и пользуются неизменной популярностью по сей день. Ведь малыш положительно реагирует на ласковый спокойный голос мамы, он перестает плакать и внимательно прислушивается, когда ему рассказывают потешку. Со временем детки привыкают к тому, что все ежедневные процессы ухода за ними сопровождаются веселыми стишками, начинают радоваться и улыбаться как только услышат знакомые слова. Тем более, что как правило потешки для самых маленьких сопровождаются приятным ласковым поглаживанием ручек, животика, ножек и спинки ребенка, а также своеобразной речевой зарядкой. При этом маленький человек налаживает контакт с мамой, учится понимать человеческую речь, знакомится со своим телом и окружающей действительностью.

Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках пряники,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
(Поочередно касаемся головы, рук, ног.)

Широка река,
Высоки берега.
(На первой строчке руки в стороны, на второй строчке потянуться руками вверх.)

Подбородочек-малютка,
Щечки, щечки,
Носик, губки.
А за губками – язык
С соской он дружить привык.
Глазки, глазки,
Бровки, бровки,
Лобик, лобик-умница –
Мама не налюбуется.
(Приговаривать, показывая, где глазки, носик и т.д.
На последней строчке можно поцеловать свое чудо.)

Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!

– Мы проснулись, мы проснулись.
(Ручки в стороны, затем скрестить на груди).
– Сладко, сладко потянулись.
(Тянем ручки вверх)
– Маме с папой улыбнулись.

Ход Н. О. Д.

ВОСПИТАТЕЛЬ:Дети, вы любите ходить в гости?А хотите пойти в гости к сороке- вороне?

ДЕТИ:ДА

Воспитатель:Ну, как известно, когда идут в гости, всегда хотят выглядеть красивыми, нарядными. Поэтому я приглашаю вас в костюмерную. Здесь вы найдете все,что вам нужно.

Что ты хочешь надеть,Оля?-юбочку.

-Ах, какая красивая у Оли юбочка, а какого она цвета?

-А что это такое красивое на Танюшке?-бусы.

А какого они цвета?

-Правильно, умница.

-А как называется наряд у Жени?

-Шаровары.

-А Женя знает какого они цвета?

-Правильно, Женя,умница!

Воспитатель:А можно мне тоже одеться красиво, как вы?

Много здесь вещей, а что вот это такое,Рома?

-Сарафан.

-Правильно, это сарафан. Тебе нравится он,Артем?

-А еще я одену бусы. Какого они цвета?

/Дети одеваются и подходят к зеркалу/

Воспитатель:Вот мы все такие нарядные, красивые,давайте подойдем к зеркалу и посмотрим так ли это?

-АНТОН, ВО ЧТО МЫ СМОТРИМСЯ?

-В зеркало.

-Танюша, а тебе нравятся наши детки? Какие они все нарядные, красивые.

-Вот теперь мы можем идти в гости.

/дети подходят к дому сороки-вороны/

Воспитатель:Дети, давайте постучимся, воспитанные люди всегда стучатся в дверь когда приходят в гости.

/дети и воспитатели стучат:»тук-тук»/

-Здесь живет Сорока-ворона?

/Сорока-ворона встречает гостей поклоном/

Сорока-ворона:Входите, гости дорогие. Вот мой дом. Всем покажу, как я

живу. Вот чугунок,в котором я кашу варю. Женя, в чем я кашу варю?

-В чугунке.

-Вот это печка,здесь я пироги пеку, бараночки,крендельки,калачики.

-В чем я пеку пироги, бараночки,Марина?

-В печке.

-Молодец, умница,Мариночка.

-Да, в печи и бараночки и пироги и калачи.

ВОТ ОНИ: «Ай,качи,качи,качи!

Глянь-баранки,калачи!

С пылу,с жару из печи.

Все румяны,горячи!»

/показывает блюдо с пирожками, баранками. /

Воспитатель:Ой,горячи,горячи!Взять в руки нельзя-обжигают. Сорока-ворона,ты положи их на окошко, чтобы остудились,а потом нас угостишь. А сейчас расскажи,пожалуйста,где ты была, летала,что видела?Ребята, давайте вместе попросим.

Дети:Сорока-ворона где была?

Воспитатель:Далеко,по полю летала, зерна собирала,печку топила,кашку варила,детишек скликала,кашкой угощала. Прошу за стол.

Сорока:Раздает детям угощение:этим дала в чашечке. Из чего будет кушать Танечка?Этим в поварежечке. Из чего кушает Женечка?Этим-в ложечке. Из чего кушает Рома?А этому весь масленичек. При последних словах Сорока-воронакладет игрушку-вороненка на ладонь:

«Вот мой сынок,вороненок!Ему весь масленичек.

Сорока:Раскладывает понарошку кашу в заранее приготовленную посуду. Дети понарошку едят.

Воспитатель:Дети,вкусная ли каша?Кого еще угостить?

Нам понравилась твоя каша,Сорока-ворона.

Воспитатель:Дети,давайте споем Сороке-вороне песенку.

/повторяем потешку от начала до конца/

-Очень.

-Что ты еще хочешь?

-Хочу поплясать для ребят.

/исполняют вместе с Сорокой-вороной русский танец. /

Сорока:И плясать детки умеют!Молодцы!А теперь садитесь, отдохните.

Мой сынок вороненок устал и хочет спать.

Воспитатель:Сорока-ворона,а можно мы для него песенку споем.

/исполняют вместе с воспитателем в медленном темпе потешку в ритме колыбельной/

СОРОКА:Укачивает вороненка и подпевает.

Воспитатель:Тихо, дети,вороненок спит. Спасибо тебе,Сорока-ворона,за кашу,за потешку,за песенку. Ребята, скажем Сороке-вороне спасибо!Нам пора домой.

Сорока:Приходите еще,гости дорогие. Я вас буду ждать.Возьмите мои гостинцы:бараночки,булочки,пирожки. С пылу, с жару, из печи, они уже остыли,будем пить чай с моими гостинцами,да меня вспоминать.

Воспитатель:Спасибо,дорогая Сорока-ворона!Мы еще к тебе придем в гости, до свидания!

ВОРОНЬИ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ

Все спят

В теплой норке спят мышата, Спит за печкою сверчок, Спят у речки камышата, Спит на грядке кабачок. Спят усталые ромашки, И полянки тоже спят. Спят под листиком букашки, Ручейки во сне журчат. Спят в берлоге медвежата, И бельчата спят в дупле. Вместе с мамой кабанята Спят под дубом на земле. Спит в чужом гнезде кукушка, Спит ворона на лету, Спит царевна, спит лягушка, Спят солдаты на посту, И, накрывшись одеялом, Солнышко за лесом спит. Ты устал, и я устала (Ты устала, я устала) – Ломит клюв и хвост болит. Глазки закрывай скорее, Спать тебе давно пора. Не могу как соловей я Петь до самого утра. Баю-бай, баю-баюшки, Ножки спят, и ручки спят, Спят в кроватках ушки, брюшки, Тихо носики сопят. Баю-бай, давно уснули И подушка, и кровать, Мама спит уже на стуле И ворона хочет спать. Спит вода в закрытом кране, Спит оконное стекло. Домовой спит на диване, Только нам не повезло…

Ноты и mp3-файл к этой песне вы можете найти здесь: Колыбельная «В теплой норке спят мышата».

Волшебный сон

Кто всех раньше спать каждый вечер ложится, Кто к своей кроватке быстрей добежит, Самый лучший сон тому ночью приснится, А ворона будет его сторожить. Это сон волшебный, совсем настоящий, Можно в нем без крыльев по небу летать. В нем тебя никто никуда не утащит, Сами мы утащим его под кровать. Засыпай скорей, надо нам торопиться, А не то достанется сон наш другим. И медведь какой-нибудь или лисица Будут скороходы носить сапоги. Ждут нас в этом сне кот Баюн и принцесса, Ждут три колобка и волшебный клубок. Нас они тропинками сонного леса Уведут на север, юг, запад, восток. Пусть будильник в доме никто не заводит, Будем спать с тобой до часов десяти! Слышу я, как сон этот в дверь нашу входит. Глазки закрывай! Вот он, не упусти!

Ноты и mp3-файл к этой песне вы можете найти здесь: Колыбельная песня «Волшебный сон».

Спать пора

Мы ворон с тобой считали Целый день, Целый-целый день! Мы играли и гуляли Целый день, Целый-целый день! А теперь в твою кроватку Нам пора, Нам уже пора. Будем спать с тобою сладко До утра, Ночь всю до утра! Мама спит, и спит ворона, Папа спит, Даже папа спит. Кто не спит, тот вне закона – Он бандит, Самый злой бандит! Только совы могут ночью В лес летать, В темный лес летать, И всех тех, кто спать не хочет, Там хватать, В том лесу хватать. Ну, а мы с тобой в лес темный Не пойдем, Нет уж, не пойдем. Ляжем мы в кроватку дома И уснем, Мы с тобой уснем!

Ноты и mp3-файл к этой песне вы можете найти здесь: Колыбельная песенка «Мы ворон с тобой считали».

Усталая колыбельная

Ходит по тучам луна, Смотрит в окошко она. Кто маме спать не дает? Чья здесь ворона поет? И почему, отчего Спать не уложит его? Ходит по улицам ночь, Хочет вороне помочь. Может она нам с тобой Сон дать на выбор любой. Я уже выбрала свой. Плохо работать совой. Глазки скорей закрывай. Спи, баю-кар! Баю-бай!

Ноты и mp3-файл к этой песне вы можете найти здесь: Усталая колыбельная песня «Ходит по тучам луна».

Играем вместе

Шёл мужик дорогую-дорогую-дорогую,

Нашёл козу безрогую-безрогую-безрогую,

Давай коза попрыгаем-попрыгаем-попрыгаем!

Ножками подрыгаем-подрыгаем-подрыгаем!

А коза бодается-бодается-бодается!

А мужик ругается-ругается-ругается!
* * *

Поехали, поехали.

С орехами, с орехами.

Поскакали, поскакали.

С калачами, с калачами.

Вприпрыжку, вприскочку,

По кочкам, по кочкам.

В ямку – бух.

Раздавили сорок мух.
* * *

Зайка, зайка, попляши.

Твои лапки хороши!

Стал наш заинька плясать,

Малых деток забавлять.
* * *

–Гуси, гуси!

–Га-га-га

–Есть хотите?

–Да-да-да!

–Ну, летите!

–Нет-нет-нет!

Серый волк под горой,

Зубы точит

Съесть нас хочет!

Ну, летите, как хотите

Только крылья берегите.
* * *

Идет коза рогатая

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Кто молока не пьет –

Забодает,

Забодает,

Забодает!
* * *

Ехали мы, ехали

В лес за орехами

По пыльной дорожке,

По кочкам, по кочкам,

В ямку – бух!
* * *

Ладушки, ладушки,

–Где были?

–У бабушки!

–Что ели?

–Кашку!

–Что пили?

–Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Полетели, полетели, полетели!

На головочку сели!

Сели,

Посидели,

И опять полетели!

Каркаем вместе!

В этой веселой игре ворона является ведущей. Она не спеша читает стишок, а малыш должен, если услышит «КАР!», хлопнуть в ладоши. Игра повторяется до тех пор, пока все «КАР!» не будут обнаружены. А после игры спросите своего малыша, какие еще «вороньи» слова он знает.

* * * * *

Села гуля на карниз, Посмотрела гуля вниз. Гуля, гуля, не зевай – Крошит Вася каравай. Только хлебушек от гули Кот Карпуша караулит. Уходи, Карпуша, Гуля хочет кушать!

* * * * *

У Макара-рыбака Через дом течет река – От зари и до зари Ходят в гости пескари, Щуки, карпы, караси. Хоть ведром их выноси!

* * * * *

Не умыты, бородаты По морям плывут пираты, Кулаками в борт стучат И «каррамба» всем кричат. Чуть завидят каравеллу, Приступают сразу к делу. Любит бравый экипаж Брать суда на абордаж, А потом грузить в свой трюмКарамель, торты, изюм, Макароны и картошку, А еще кота и кошку, Чтобы крыс они гоняли И запасы охраняли.

* * * * *

В пустыне Каракумы Лежат вверх пузом дюны, Гоняют их самумы Вперед, назад, вперед. Там ходят караваны В заоблачные страны, И за большим барханом Злой каракурт живет.

Потешки на все случаи жизни

Из глубины веков дошли до нас потешки для детей, которые придумали заботливые мамочки и нянюшки для использования в самых различных ситуациях. Их хорошо регулярно проговаривать, когда ребенок просыпается, умывается, кушает.

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли?
А глазки?
Забыли.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
(Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение
– ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.)

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Вместе с ребенком декламировать стихотворение,
выполняя все движения по тексту.)

(Поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.

Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.

(подставляйте имя своего ребенка)

Кто тут будет куп-куп,
По водичке – хлюп-хлюп?
В ванну быстро – прыг, прыг,
В ванне ножкой – дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.

Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.

Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.

У киски болит,
У собачки болит,
А у моего малыша
Заживи-заживи-заживи.

Рельсы, рельсы(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы(проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый(«едем» ладонью по спине)
Из последнего окошка
Вдруг посыпались горошки(стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали(стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали(щипаем спинку)
Пришла лисичка,(гладим спинку)
Хвостиком помахала
Прошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок.(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина,(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил.(поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)
Поставил стол,(изображаем — стол кулаком)
Стул,(стул — щепотью)
Печатную машинку.(печатную машинку — пальцем)
Стал печатать:(«печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка.(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)

Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живёт?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котёнок.
Улыбается ребёнок.

Потянушки – потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Это кто же тут проснулся,
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!

Это – ложка,
Это – чашка.
В чашке – гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала –
Кашки гречневой не стало!

Идет коза рогатая
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет –
Забодает,
Забодает,
Забодает!

Утка утенка,
Кошка котенка,
Мышка мышонка
Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко!

Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.(загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
– Зачем дров не пилил
– Зачем воду не носил!

Пышка, лепёшка
В духовке сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.

В Африке

Ворона знакомит малыша с животными, обитающими в Африке. Перед занятием приготовьте большую карточку-картинку с изображением саванны. По мере прочтения просите малыша показать героя, о котором идет речь, на картинке или сами показывайте его. Для большей образности можно приготовить для этого занятия какой-нибудь экзотический фрукт, например, банан.

Кар! Я в Африке была! Вот, подарок принесла. Представляешь, никогда Не летала я туда, Но вдруг что-то захотела, Собралась и полетела Через реки и поля, Через горы и моря, Через знойную пустыню… До сих пор хвост не остынет! Там духовка в сотню миль – Я теперь ворона-гриль! Наконец, я прилетела И на дерево присела. Нет таких нигде у нас, Больше дуба в сотню раз. Баобаб кряхтит как дед, Ведь ему пять тысяч лет. Я про это как узнала, Тут же с ветки и упала. А внизу шакал лежал – Хвост поджал и убежал. Всех в саванне он боится, Но приходится делиться С ним добычей даже льву. Прячется шакал в траву, Прыгает, кусок хватает И обратно убегает. Надо прятаться скорей – Страшен в гневе царь зверей! Коль в саванне встретишь льва, Не спеши качать права. Он свиреп и кровожаден, До чужого мяса жаден. Царь зверей в один присест Недовольных властью съест! Охраняет он границу, А добычу ловят львицы. Не спасет от них галоп Стадо резвых антилоп. Антилопы испугались, По саванне разбежались И уж сами не поймут, От кого, куда бегут. Прибежали к водопою, Стали воду пить толпою, Но одну из них схватил Злой зубастый крокодил. Страшно все его боятся, Очень любит он кусаться. Не хотела бы я в пасть На десерт ему попасть. Крокодил в реке повсюду, Из нее я пить не буду! Полетела прочь, а там, В озере, – гиппопотам! Толк он в ваннах понимает, Каждый день их принимает И выходит из воды Только ночью для еды. Даже слон купаться ходит И с собой слоненка водит Да следит, чтоб крокодил К малышу не подходил. Попила воды немного И отправилась в дорогу. Глядь, летит навстречу стая Разноцветных попугаев. Я кричу им: «Кар! Привет!» «Кар! Привет!» – кричат в ответ. День и ночь они готовы Повторять все слово в слово, А вот злой комар москит Ничего не говорит – Кровожадный взгляд бросает, Подлетает и кусает. От него бегут вприпрыжку Павианы и мартышки – Те, что любят баловаться И во все дела соваться. Этого стерпеть не мог Зверь сердитый носорог. Он, хотя и толстокожий, С ними рядом жить не может, Ведь они весь день шумят, Все роняют, все громят. Так визжат и веселятся, Что гепарды их боятся И бегут так быстро, что Не догонит их никто. Я лечу, но стало вдруг Полосатым все вокруг – Это зебр пасется стадо. А почти что с ними рядом, Морду до небес задрав, Ест акацию жираф. У него шесть метров рост, Позади – коровий хвост. Вспомнила я про корову… И на что мне, право слово, Эта Африка нужна? Надоела мне она! Все мне с ней уже понятно. Полетела я обратно Через горы и моря, Через реки и поля. Нет, вороне не годится Перелетною быть птицей. А чтоб зебру увидать, Можно в зоопарк слетать. Говорят, что там все звери За стеклом живут – в вольере. Дай скорее мне ответ, Это правда или нет?

Автор. Олеся Емельянова. 2002 г.

Художник. Александр Шахгельдян. 2003 г.

Дизайнер. Олеся Вакурова. 2003 г.

Сорока-Ворона. Живая игрушка. Мягкая кукла-перчатка на взрослую руку и всё необходимое для развивающих занятий по этой книжке.

Детям про ворону. Детские стихи, потешки, загадки, сценарии и сценки, сказки и басни, развивающие и развлекательные настольные игры про Ворона и про Ворону.

Ладушки-ладушки. В этом наборе кукол-перчаток для оживления русских народных потешек, баюшек и уговорчиков есть кукла-перчатка Сорока-Ворона, которую также можно использовать для развивающих занятий по этой книжке.

Сказ про хана ордастого и ворону горластую. Шуточный сценарий в стихах про Ворону Горластую, которая одна-одинешенька отразила татаро-монгольское нашествие.

. Современные поучительные басни про людей и животных.

Детские стихи. Стихи, потешки, игры, задачки и загадки в стихах для детей.

Детские песенки. Ноты, тексты и миди-файлы мелодий веселых песенок для детей.

Сказки в стихах. Сказки, басни и притчи Олеси Емельяновой для детей и взрослых.

Сценарии для детского театра. Библиотека пьес, инсценировок и сценок в стихах по народным и авторским сказкам и басням для детского театра.

Мой Мизинчик, где ты был?

М. Кольцова  

Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть:
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал.
И на танец приглашал.
Раз-два-три-четыре пять!

Пальчиковые игры с малышом. Photo by Aditya Romansa on Unsplash

Раз-два-три-четыре-пять!

Юлия Разенкова

Играйте с пальчиками малыша, прижимая подушечки своих пальцев к кончикам его пальцев, поглаживая, разминая, целуя их и приговаривая:

Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.

На другой руке опять:
Раз-два-три-четыре-пять!
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые!

Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…

Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные,
Все такие нужные!

Такая игра с пальчиками малыша позволяет стимулировать его гуление.

Кто в деревне живет?

Кто в деревне живет?
Лежебока – рыжий кот.
Маленький теленок,
Желтенький цыпленок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком!
Раз, два, три, четыре, пять,
Их не трудно сосчитать!

***

Кто в лесочке живет?
Под корягой — старый крот,
За горой лисенок,
В ельнике — лосенок.
Под кустом – лисичка,
На сосне – синичка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать!

***

Есть у нас игрушка:
Это – погремушка,
Это – толстый мишка,
Это – чудо-книжка,
Это – неваляшка,
Это – кукла Машка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем снова проверять!

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
(загибаем пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

Ивану-большому — дрова рубить

Ивану-большому — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить,
Мишке-среднему — печку топить,
Гришке-сиротке — кашу варить,
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.

Этот пальчик хочет спать

(загибаем пальчики)

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)

Этот пальчик — дедушка

(перебирая пальчики, приговариваем)

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — Ванечка.

Этот пальчик — в лес пошёл

(поочерёдно загибаем пальчики)

Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел, 
Оттого и растолстел.

Сорока-белобока

(Взрослый показывает на ладошку ребенка и говорит, загибая по очереди пальчики ребенка)

— Сорока-белобока! Где была?
— Далеко!
— Что делала?
— Кашу варила, деток кормила.
Этому дала (загибаем большой палец),
Этому дала (загибаем указательный палец),
Этому дала (загибаем средний палец),
Этому дала (загибаем безымянный палец),
А этому не дала (пожимаем мизинец)
Он дрова не рубил, воду носил, печку не топил!

Сорока-ворона

(водим указательным пальчиком малыша или своим по его ладошке, изображая перемешивание каши) 

Сорока-ворона 
Кашку варила 
На порог становила, 
За порог скакала, 
Гостей созывала, 
Гости не бывали, 
Кашки не едали, 
Все своим деткам отдала

(дальше перебираются пальчики, начиная с мизинца) 

Этому на ложке 
Этому на поварешке 
Этому в чашечке 
Этому в тарелочке 
А этому пальчику-мальчику ничего не дала (трясем большой пальчик) 
Ты, пальчик-мальчик, 
В лес не ходил, дров не рубил, 
Воду не носил, печку не топил — 
Не будет тебе каши. 
Пошел сам искать — 
Здесь тепленько (берем за запястье), 
Здесь горяченько (берем под локоточек), 
А здесь ключики-ключики (легонечко щекотим под мышкой).

Мальчик-пальчик

(перебираются и массируются пальчики, начиная с большого) 

Мальчик-пальчик, где ты был? 
С этим братцем в лес ходил, 
С этим братцем щи варил, 
С этим братцем кашку ел, 
С этим братцем песни пел.

Семья

Ворона знакомится со своим маленьким другом и рассказывает ему о себе и своей семье. Приготовьте для этого занятия 9 карточек с изображениями ворон и еще несколько с изображениями любых других героев. Перед началом сложите все карточки в одну стопку.

Открывайте окна смело, К вам ворона прилетела! Буду я у вас гостить, Никому не дам грустить! Много я историй знаю, Ведь не даром я летаю В синем небе день-деньской, У меня талант такой! Раскрывай пошире уши, Про меня рассказ послушай И про всю мою родню. Я ее сто раз на дню Вспоминаю, если слышу Карканье с соседней крыши. Да и вся моя родня Так похожа на меня, Что я зеркало порою Путаю с родной сестрою. Говорю ему: «Привет!», А оно молчит в ответ. Отраженье – это что-то! Но куда забавней фото – Тот, кто в рамочке сидит, Никуда не улетит, Слова поперек не скажет, Глупой ссоры не завяжет, Знай сидит себе внутри. У меня здесь, посмотри, Фотографий разных пачка. И на крыше есть заначка. Там их – целый миллион! Но не все там про ворон. Да и здесь, наверно, тоже. Вот сейчас мы их разложим…

Ворона берет карточки и раскладывает их перед малышом в произвольном порядке открытыми.

Страсть похвастаться охота, Только много их тут что-то. Посмотри со всех сторон И оставь одних ворон!

Пусть малыш самостоятельно уберет лишние карточки. Если он совершает ошибку, спросите у него, почему он так считает, и вместе придите к правильному решению.

Прадед мой был всем известен Как герой былин и песен. На распутье он сидел, Во все стороны глядел. Ждал богатырей досужих, Тех, кому совет был нужен, Дальше путь куда держать И кого мечом сражать. Где-то тут он был на фото, Только не найду я что-то. В общем, ты тут не зевай, Мне картинки подавай!

Малыш здесь и далее по тексту должен найти среди других карточек нужного героя по его словесному описанию.

Точно! Вот Карпатий дед, Триста лет ему в обед!А прабабушка Каркона Белая была ворона! Коль честной народ не врет, Даже «Кар!» наоборот Всем при встрече говорила, На себе гнездо носила. Прослыла она в миру Настоящим кенгуру, Но была женой примерной, Очень любящей и верной. У нее, в конце концов, Много вывелось птенцов.Среди них был дед мой Карл, Он кораллы собирал. А жена его Каркуша Страсть любила кашу кушать – Целый день ее варила, Малых детушек кормила. Было каши той немало – Всем всегда ее хватало, И папаша мой Макар Вырос с добрый самовар. Стал он вожаком всей стаи – С ним пятьсот ворон летает.Папе и сова при встрече Не осмелится перечить! Ну, а мать моя Карина Обожает магазины, Время ей не жаль терять И наряды примерять. На гнезде ей не сидится, Но мой папа ей гордится. Ведь пятьсот ворон признали, Что красивей не видали. Не видала даже я! Это ж мамочка моя! Как они, на маму тожеЯ мечтала быть похожей – Ленты в хвост себе вплела, Маникюр на два крыла Сделала. Но толку мало – Только перья поломала! А Кармэн, моя сестра, Очень на язык остра. Говорит мне: «Вот так смех! Выглядишь ты хуже всех! Лучше быть самой собою, Чем вороною другою». А сама то, а сама – Ни наряда, ни ума! Целый день сидит на елке И считает там иголки. Знает даже белый слон – Их на елке миллион.«Там одни ежи гнездятся!» – Шутят так мои два братца Карп и Поликарп. Они Стоят ста ворон одни. Любят пошалить немножко, Подразнить кота и кошку, А потом везде хвалиться, Что страшней их нету птицы! Вот и вся моя семья, Ей могу гордиться я! А теперь хочу я знать, С кем мне жить да поживать. Про себя мне расскажи И альбом свой покажи. Очень посмотреть охота На твое в альбоме фото, И туда добавить снимки, Где с тобою мы в обнимку!

Если малыш живо откликнулся на слова вороны, предоставьте ему рассказать, что он знает о своей семье. Иначе расскажите ему сами, что у вас дома тоже есть фотоальбом, вместе рассмотрите его, стараясь задавать ребенку как можно больше вопросов о членах семьи, с которыми он уже хорошо знаком. А через некоторое время попросите самостоятельно все рассказать и показать.