Конспект занятия во второй младшей группе «сорока-белобока кашку варила»

При умывании, купании

Водичка, водичка,

Умой наше личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.
* * *

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.
* * *

Знаем, знаем, да-да-да

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся

По-сме-лей –

Маша умывайся веселей!
* * *

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,

Намочит нас немножко,

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!
* * *

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С (имя) худоба.

Потешки на все случаи жизни

Из глубины веков дошли до нас потешки для детей, которые придумали заботливые мамочки и нянюшки для использования в самых различных ситуациях. Их хорошо регулярно проговаривать, когда ребенок просыпается, умывается, кушает.

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли?
А глазки?
Забыли.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
(Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение
– ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.)

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Вместе с ребенком декламировать стихотворение,
выполняя все движения по тексту.)

(Поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.

Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.

(подставляйте имя своего ребенка)

Кто тут будет куп-куп,
По водичке – хлюп-хлюп?
В ванну быстро – прыг, прыг,
В ванне ножкой – дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.

Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.

Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.

У киски болит,
У собачки болит,
А у моего малыша
Заживи-заживи-заживи.

Рельсы, рельсы(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы(проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый(«едем» ладонью по спине)
Из последнего окошка
Вдруг посыпались горошки(стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали(стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали(щипаем спинку)
Пришла лисичка,(гладим спинку)
Хвостиком помахала
Прошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок.(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина,(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил.(поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)
Поставил стол,(изображаем — стол кулаком)
Стул,(стул — щепотью)
Печатную машинку.(печатную машинку — пальцем)
Стал печатать:(«печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка.(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)

Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живёт?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котёнок.
Улыбается ребёнок.

Потянушки – потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Это кто же тут проснулся,
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!

Это – ложка,
Это – чашка.
В чашке – гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала –
Кашки гречневой не стало!

Идет коза рогатая
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет –
Забодает,
Забодает,
Забодает!

Утка утенка,
Кошка котенка,
Мышка мышонка
Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко!

Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.(загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
– Зачем дров не пилил
– Зачем воду не носил!

Пышка, лепёшка
В духовке сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.

Ход мероприятия:

(Действие происходит на опушке, возле дома Сороки – Белобоки).

Ведущий:

Многому нас учит сказка

Доброте, терпенью, ласке.

Сказка мудрость, знанья свет!

Сказочный вам шлет привет

Начинаем представленье

Всем на удивленье.

Жила Сорока в избушке,

На самой на опушке.

Сорока Белобока, кашу варила.

Сорока – Белобока :

Кашу вкусную сварю,

Всех в округе угощу.

(Варит кашу в горшочке).

(Звучит музыка. Идет Зайка с ведром воды).

Зайка:

Я для каши ядрицы, ведро несу водицы.

Сороке помогу, каши получу.

Сорока – Белобока:

Вот спасибо тебе Зайка,

А ты кашей моей угощайся. (Накладывает Сорока кашу на тарелку).

Ведущая:

Дала Сорока каши Зайке.

Зайка: Спасибо тебе Сорока, спасибо Белобока.

Сорока – Белобока: Кушай на здоровье.

(Звучит музыка. Идет Лиса, несёт дрова).

Лиса:

А я кашу люблю.

Я дровишек наколю.

Сорока печь затопит,

Меня кашей накормит.

Сорока – Белобока:

Вот спасибо тебе Лисичка,

А ты кашей моей угощайся. (Накладывает Сорока кашу на тарелку).

Ведущая:

И Лисе сорока каши дала.

Лиса: Спасибо тебе Сорока, спасибо Белобока.

Сорока – Белобока: Кушай на здоровье.

(Звучит музыка, бежит Белочка, несёт корзинку с яблочками).

Белочка:

Чтобы каша удалась

Принесу я яблочки,

Угостит меня Сорока

Съем я две тарелочки.

Сорока – Белобока:

Вот спасибо тебе Лисичка,

А ты кашей моей угощайся. (Накладывает Сорока кашу на тарелку).

Ведущая:

И Белочке Сорока каши дала.

Белочка: Спасибо тебе Сорока, спасибо Белобока.

Сорока – Белобока: Кушай на здоровье.

(Звучит музыка идет Волк. Волк невоспитанный и ленивый, пинает шишки, ломает ветки на дереве).

Волк:

Вкусно пахнет на опушке.

Аромат щекочет нос.

Видно варит щи сорока,

Или кашу или борщ.

Попрошу я у сороки

Накормила, чтоб меня. (Стучит в дверь к Сороке, а она двери не открывает).

Я стучу, а дверь в избушке, почему-то заперта.

(Вдруг открывается окно, и Сорока кричит волку).

Сорока — Белобока:

Волк, а воду ты носил,

Дров для печки нарубил?

Ни грибов, не фруктов не принес.

И что помощь мне нужна забыл.

Ведущая:

Не дала Сорока каши Волку.

(Окно закрыла Сорока. Волк обиженный пошел, а на встречу ему Ежик бежит).

Волк:

Еж, а еж. Ты куда идешь?

Ежик:

К Сороке — Белобоке.

Кашу пробовать иду,

Вот грибов я ей несу.

(Показывает корзинку с грибами).

Волк:

А мне Сорока каши не дала.

Я воду не носил,

Дров не рубил.

А кушать очень хочется.

Ёжик:

А я побежал к Сороке.

(Ежик пожал плечами и дальше побежал. А Волк сидит и воет от голода).

Сорока – Белобока:

Вот спасибо тебе Ёжик,

А ты кашей моей угощайся. (Накладывает Сорока кашу на тарелку).

Ведущая:

И Ёжику Сорока каши дала.

Ёжик: Спасибо тебе Сорока, спасибо Белобока.

Сорока – Белобока: Кушай на здоровье.

(Звучит музыка, идет Медведь с крынкой меда).

Медведь:

Здравствуй Волк.

Что ты воешь?

Волк:

Есть хочу. А Сорока кашей не угощает.

Медведь:

А ты к Сороке приди, да помощь предложи, она тебя и накормит.

Волк:

Так идём Мишка скорей к Сороке.

(Подходят Медведь и Волк к дому Сороки. Стучат в дверь. Сорока выходит из дома с горшком).

Медведь:

Здравствуй, Сорока!

Вот тебе крынка меда.

Сорока — Белобока:

Вот спасибо тебе Мишка.

А ты кашей моей угощайся.

(Подает ему тарелку с кашей. Медведь садиться, и кушает кашу. Волк облизываясь).

Сказочница:

И Медведю Сорока каши дала.

Медведь: Спасибо тебе Сорока, спасибо Белобока.

Сорока – Белобока: Кушай на здоровье.

Волк:

Сорока — Белобока,

Чем тебе помочь?

Может дров нарубить иль воды наносить?

(Сорока задумалась и отвечает).

Сорока — Белобока:

Ладно, Волк, ты не тоскуй,

Дам тебе я каши.

А за это ты помоешь

Все тарелки наши.

(Показывает гору грязных тарелок и подает таз и полотенце. Волк посмотрел, почесал затылок и говорит).

Волк:

Я согласен!

Я готов!

Не лентяй, ведь я, а Волк.

Сорока – Белобока:

Пока Волк моет посуду давайте поиграем в ладушки.

(Звучит музыка, все звери играют в ладушки).

Сорока – Белобока:

Вот теперь и ты Волк угощайся моей кашей.

(Сорока угощает Волка кашей).

Ведущая:

Сорока, сорока, кашу варила.

Все ей помогали, пробу снимали.

Ведущая:

А сейчас я представлю всех, кого угостила своей кашей Сорока. (Представление артистов).

Картинки сороки для малышей, фото и описание, интересные факты

Сорока – это птица, с которой дети знакомятся одной из первых, благодаря известной всем потешки « Сорока — ворона». Пернатое проживает повсеместно в Европе, а также на севере Африки. Птичку можно увидеть своими глазами, выйдя на улицу или выглянув в окно. Сорока не подпускает к себе человека настолько близко, как это делают голуби, например. Поэтому рассмотреть ее поближе детям помогут картинки на белом фоне.

Описание для детей внешнего вида птички очень знакомо: ее оперение на голове, груди, спине и шеи черное, с зеленым или синим металлическим отливом. На животе и боках сороки перышки белые. Длинный хвост придает белобоке невесомости и выделяет ее среди других городских пернатых.

Сорока белобока – крупная птица. Ее тело в дину может достигать 50 см, а размах крыльев – 1 м.

Источники

  • https://materinstvo.ru/art/20785
  • https://nashideti.temaretik.com/1797069938258348506/9-poleznyh-igr-dlya-malyshej-do-goda/
  • https://gimnastikasport.ru/detskaya/palchikovaja/soroka-beloboka.html
  • https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-vo-vtoroi-mladshei-grupe-soroka-beloboka-kashku-varila-razvitie-rechi-cherez-razvitie-motoriki-ruk.html
  • https://workoutcrew.ru/russkaya-narodnaya-igra-soroka/
  • https://kartinki.detki.today/zhivotnye/pticy/soroka.html

ДВА ВЕСЁЛЫХ ГУСЯ

* * * * *

Жили у бабуси Два веселых гуся. Один серый, Другой белый – Два веселых гуся. Мыли гуси лапки В луже у канавки. Один серый, Другой белый – Спрятались в канавке. Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси! Один серый, Другой белый – Гуси мои, гуси!» Выходили гуси, Кланялись бабусе. Один серый, Другой белый – Кланялись бабусе.

* * * * *

Гуси, гуси! Га, га, га! Есть хотите? Да, да, да! Так летите же домой! Серый волк под горой Не пускает нас домой!

* * * * *

Бабка, бабка, Рваные тапки, Дай нам кашки, Кашки-малашки. Кому кашки дашь, Тот и князь наш! Бабка, бабка, Красная шапка, Дай нам блинчики, Дай гостинчики, Сладкой кашки В золотые чашки. Если кашки нету, То давай конфету!

* * * * *

Баю, баю, буси! Прилетели гуси. Сели гусюшки в кружок, Дали Ване пирожок, Дали Ване пряничка. Спи скорее, Ванечка!

* * * * *

Как на Ванькины именины Испекли пирог былинный – Вот такой вышины! Вот такой ширины! Кушай, Ванечка-дружок, Именинный пирожок – Вот такой вышины! Вот такой ширины! Кушай-кушай хорошо, Скоро вырастешь большой – Вот такой вышины! Вот такой ширины!

* * * * *

Прилетели птички, Принесли водички. Надо просыпаться, Надо умываться, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки горели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!

* * * * *

Ладушки-ладушки! Где были – у бабушки! Что ели – кашку, Что пили – бражку! Ладушки-ладушки, Снова едем к бабушке!

* * * * *

Ты вода-водица, Всех морей царица, Пузыри пускай, Мой и полоскай! Моем глазки, моем щечки, Моем сына, моем дочку, Моем кошку, моем мышку, Моем серого зайчишку! Моем, моем наугад, Перемоем всех подряд! С гуся-лебедя вода – С нашей детки худоба!

СОВА – БОЛЬШАЯ ГОЛОВА

* * * * *

Совка, совушка, сова, Удалая голова, Черненькие ножки, На ногах сапожки, По лесу летала – Мышку напугала. По двору летала – Кошку напугала. Ты, сова, к нам не летай, Нашу детку не пугай!

* * * * *

Ах ты, Совушка-сова, В два обхвата голова! На пеньке сидела, Головой вертела, Во траву свалилася, В яму покатилася.

* * * * *

Угу-угу, угу-гу! Я так больше не могу, Успокойте в люлюшке Эту капризулюшку!

* * * * *

Поехали, поехали За шишками-орехами! По кочкам, по кочкам, По ягодкам, цветочкам, Пенечкам и кусточкам, Зелененьким листочкам В ямку – бух!

* * * * *

Кокли-мокли! Кокли-мокли! Перья у совы промокли! Хватит, хватит плакать, Хватит слезкам капать. Вот уже в подушке Квакают лягушки. С плаксой жить я не хочу! В лес дремучий улечу!

* * * * *

Ох! Ух! Ух! Ух! Во дворе растет лопух! Ух! Ух! Ух! Ох! Во дворе чертополох! Ох! Ух! Ух! Ох! Во дворе растет горох! Ух! Ох! Ох! Ух! На плетне сидит петух!

* * * * *

Как у Савишны Совы На плечах две головы И глаза как блюдца. Все над ней смеются!

Составление и обработка. Олеся Емельянова. 2001 г.

Ладушки-ладушки. Полный набор кукол-перчаток для оживления песенок, потешек, колыбельных и уговорчивок, приведенных в этой книжке.

Бавушки-забавушки (сборник русских народных пальчиковых игр-потешек). В книге собраны 10 простых, веселых и полезных упражнений в стихах для разработки пальцев и рук малышей от 1 года при помощи взрослого.

Пальчики-зайчики (сборник пальчиковых игр). Иллюстрированный сюжетный сборник пальчиковых игр и занятий про зайцев с упражнениями и стихами.

Я рисую (игровые стихи). Подборка игровых стихов для занятий пальчиковым рисованием.

Про кота. Детские стихи, потешки, загадки, сценарии и сценки по сказкам и басням, развивающие и обучающие настольные игры про кота.

Детские стихи. Стихи, потешки, игры, задачки и загадки в стихах для детей.

Детские песенки. Ноты, тексты и миди-файлы мелодий веселых песенок для детей.

Сказки в стихах. Сказки, басни и притчи Олеси Емельяновой для детей и взрослых.

Сценарии для детского театра. Библиотека пьес, инсценировок и сценок в стихах по народным и авторским сказкам и басням для детского театра.

Ход занятия

I. Вводная часть

1.Мотивация: нахождение картинки сороки-сороки на ковре в группе.

В: Ребята, а что это лежит на коврике? Мы же с вами все игрушки разложили по своим местам.

(воспитатель поднимает картинку с ковра и показывает её детям)

В: Ребята, кто изображен на картинке? (ответы детей: Сорока и её сынок)

В: Что они делают? (ответы детей: Сорока сварила кашу, сейчас будет кормить

сыночка)

В: Какая Сорока? (ответы детей: большая, у неё черные перышки)

В: Как одета Сорока? (ответы детей: у Сороки красивая юбка и шапочка на голове,

а на шее бусы)

В: Что Сорока держит в крыльях? (ответы детей: горшочек с кашей и ложку)

В: Ребята, я буду петь песенку про Сороку, а вы помогайте мне варить «кашку»

(воспитатель рассказывает потешку, дети рассматривают картинку и «варят

кашку»)

II. Основная часть

2. Путешествие в гости к сороке-вороне.

В: Дети, вы хотите пойти в гости к Сороке? (ответы детей: да)

В: Но она живет очень далеко, поэтому мы сядем в машину и поедем в лес.

Машина, машина едет гудит,

В машине, в машине шофер сидит.

В машине, в машине детей полно,

Поехали, поехали, глядите в окно.

В: Машина дальше не едет, потому что мы с вами приехали в лес.

(на фоне играет музыкальное сопровождение «пение птиц»)

В: Ребята, посмотрите, кто-то спрятался за деревьями.

(дети подходят к дереву, за ним дом Сороки)

3. Знакомство с Сорокой

(дети стучат в дом, выходит Сорока и её сынок, дети здороваются с ними)

СОРОКА: Проходите, гости дорогие! Вот мой дом! Всем покажу, как живу. Вот горшочек, в котором я кашу варю.Вот печка: здесь я пироги пеку, баранки.

(Сорока достает блюдо с баранками)

СОРОКА: Ой, горячи — горячи! Взять в руки нельзя, обжигают. Я положу их на окошко студить.

(воспитатель помогает Сороке убрать поднос с баранками на «окно»)

В: Сорока, расскажи нам с детками, где летала, что делала?

СОРОКА:

По полю летала,

Зерна собирала,

Печку топила,

Кашу варила,

Деток кормила.

СОРОКА: Ребята, так вы же знаете эту песенку, давайте вместе споём?

(Воспитатель и дети помогают Сороке проиграть потешку)

III. Заключительная часть

4. Возвращение в детский сад.

В: Давайте скажем спасибо Сороке (ответы детей: спасибо, Сорока)

В: Спасибо, дорогая Сорока-ворона. Мы обязательно ещё к тебе в гости придем.

СОРОКА: Приходите, гости дорогие в гости снова, будем вас ждать. Возьмите мои гостинцы (баранки, они уже остыли. Будете с ними чай пить.

В: Спасибо за гостинцы! До свидания.

(Воспитатель берет поднос с баранками, дети прощаются с Сорокой-вороной и уходят)

Русские народные потешки для самых маленьких

***

Комары и мошки

Комары и мошки,
Тоненькие ножки,
Пляшут на дорожке.
Ножками — топ-топ!
Ручками — хлоп-хлоп!
Близко ночь —
Улетели прочь!

***

Зайчик серенький сидит

Зайчик серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок!

***

Гуси, гуси! (вариант 1)

— Гуси вы, гуси!
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?

— Мы видали волка:
Унёс он гусёнка,
Да самого лучшего,
Да самого большего!

— Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Щипите вы волка —
Спасите гусёнка!

***

Гуси, гуси! (вариант 2)

— Гуси, гуси!
— Га! Га! Га!
— Есть хотите?
— Да! Да! Да!
— Ну, летите все сюда!
— Нам нельзя лететь домой,
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
— Ну, летите куда ходите!
Фр-р, гуси полетели,
На головку сели!

***

Гуси, гуси! (вариант 3)

— Гуси, гуси!
— Га! Га! Га!
— Есть хотите?
— Да! Да! Да!
— Ну летите!
— Нам нельзя!
Серый волк под горой,
Не пускает нас домой.

***

Мыши водят хоровод

Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьёт весь хоровод.

***

Маленький бычок,
Жёлтенький бочок,
Ножками ступает,
Головой мотает.
— Где же стадо? Му-у-у!
Скучно одному-у-у!

***

Мчится поезд (Э. Мошковская)

Чух-чух, чух-чух,
Мчится поезд во весь дух,
Паровоз пыхтит.
— Тороплюсь,- гудит,-
Тороплюсь, тороплюсь, тороплю-у-усь!

***

Аист (И. Токмакова)

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой.
После — правою ногой,
После левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!

***

Характер и образ жизни сороки

Интересно, сороки перелётные птицы или нет? Ведь летом нечасто увидишь в городе сороку, все больше воробьи и голуби, а вот зимой в кормушки заглядывают и сороки. Оказывается, сороки относятся к оседлым птицам, они никогда надолго не улетают от своего жилища. В местах, где обитает их большое количество, они иногда образуют стаи и таким образом вместе кочуют.

Чаще всего такое можно наблюдать в осеннее время. К зиме, когда наступают холода и выпадает много снега, сороки вместе с воронами и галками разлетаются по селам и нешумным маленьким городам, где гораздо легче найти себе корм. Таким образом, являются сороки зимующими птицами.

Сорок, правда, не всегда приветствуют жители, так как птицы то и дело стремятся утащить что–то съестное. Даже злые собаки им не помеха, они обманывают их, отвлекают и объедают. Но сороки – дикие птицы, поэтому приручить их не получается.

В остальное же время сороки живут парами. Иногда можно увидеть и небольшую стайку из 5-6 птиц, вероятнее всего это семья, в которой присутствуют сороки до года. Они стараются держаться недалеко друг от друга. Это помогает защищать, а в случаи необходимости и воевать, за территорию.

Про птицу сороку говорят, что они  очень умные, они проворные, хитрые и ловкие. Существует даже особый язык, на котором птицы способны сообщать друг другу необходимую информацию.

Ход занятия.

Педагог: Есть у меня одна добрая знакомая. Зовут её Сорока-Белобока. Я приглашаю отправиться к ней в гости, но туда мы не пойдём, а полетим.

-Вот и домик Сороки-Белобоки. Но почему весит замок?

Сорока: Ребята, откройте меня пожалуйста, помогите!

Педагог: Поможем, ребятки?

(ответ детей).

Пальчиковая игра «Замок».

На двери весит замок.

Кто его открыть бы смог?

Потянули, повертели,

Постучали и открыли!

Появляется сорока (Пальчиковый театр)

Спасибо, дети! А у меня для вас есть подарок. Хотите посмотреть, что? Рассаживайтесь около меня поудобней. (Достаёт из корзинки глиняный горшок). Посмотрите, что это такое? Кто знает?

Дети отвечают.

Воспитатель. А для чего он нужен?

Дети отвечают.

Воспитатель. Правильно! В нём варят, например, кашу. А сейчас послушайте, пожалуйста, потешку.

Сорока-белобока кашу варила, деток кормила.

Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала.

А этому не дала.

— Ты воды не носил, дров не рубил, кашу не варил –

Тебе нет ничего.

Потешка сопровождается показом соответствующих картинок.Задаются вопросы: где сорока-белобока? где горшок? кому дала каши? и т. д.

Воспитатель. Молодцы! А теперь давайте мы с вами разучим эту потешку на пальчиках.

Сорока-белобока кашу варила (круговыми движениями водить указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки)

Деток кормила. Этому дала… (поочерёдно массировать большой, указательный, средний, безымянный пальцы левой руки пальцами правой руки).

А этому не дала.

— Ты воды не носил, дров не рубил, кашу не варил – тебе нет ничего (мизинец, массируя, раскачивать взад – вперёд).

Умницы! Правильно делаете.

Стук в дверь. Появляется Кот (мягкая игрушка кота)

Кот: Мяу-Мяу!

Педагог: Ребята, кто это в гости пришёл?

(Кот Васька)

А вы помните его, он у бабушки живёт!

Давайте поздороваемся с Васькой и расскажем ему потешку, про него.

Котик серенький присел,

Киска, киска, киска брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдёт,

Через киску упадёт.

— Вот какой кот Васька!

Слышится за дверью что кто то скребется, появляется мышка.

Мышка: Пи-пи-пи! Здравствуйте, ребятки! А я успела в гости? (Да)

Педагог: Сорока-Белобока, гостей всех напоила, накормила.

Гости попили, поели, поиграть захотели. А как –не знают.

Кот предложил в «Кошки-мышки».

Игра : Водят мыши хоровод.

На пригорке дремлет кот.

Тише мыши, не шумите!

Кота-Ваську не будите!

Вот проснётся Васька-кот

Разобьёт ваш хоровод!

Чем угощала гостей Сорока?

Кто приходил в гости?

Сорока: Спасибо вам ребята, открыли замок, побывали у меня в гостях!

Педагог:

Вот в таком горшочке сорока кашу варила. А вы хотите сделать сами такой горшочек? Я вас научу. Посмотрите-ка, что у меня ещё есть (достаёт листы с контуром горшка)

Вот по этому рисунку (на слове «контур» внимание детей заострять не надо) вы будете выкладывать зёрнышки. Они называются – фасоль

Посмотрите, как надо делать (показ). Рисунок должен быть небольшой, чтобы дети не устали и не потеряли интерес к заданию.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Какие вы все молодцы! Сколько горшочков много получилось! Давайте варить кашу! (Повторение потешки).

Мой Мизинчик, где ты был?

М. Кольцова  

Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть:
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал.
И на танец приглашал.
Раз-два-три-четыре пять!

Пальчиковые игры с малышом. Photo by Aditya Romansa on Unsplash

Раз-два-три-четыре-пять!

Юлия Разенкова

Играйте с пальчиками малыша, прижимая подушечки своих пальцев к кончикам его пальцев, поглаживая, разминая, целуя их и приговаривая:

Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.

На другой руке опять:
Раз-два-три-четыре-пять!
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые!

Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…

Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные,
Все такие нужные!

Такая игра с пальчиками малыша позволяет стимулировать его гуление.

Кто в деревне живет?

Кто в деревне живет?
Лежебока – рыжий кот.
Маленький теленок,
Желтенький цыпленок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком!
Раз, два, три, четыре, пять,
Их не трудно сосчитать!

***

Кто в лесочке живет?
Под корягой — старый крот,
За горой лисенок,
В ельнике — лосенок.
Под кустом – лисичка,
На сосне – синичка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать!

***

Есть у нас игрушка:
Это – погремушка,
Это – толстый мишка,
Это – чудо-книжка,
Это – неваляшка,
Это – кукла Машка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем снова проверять!

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
(загибаем пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

Ивану-большому — дрова рубить

Ивану-большому — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить,
Мишке-среднему — печку топить,
Гришке-сиротке — кашу варить,
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.

Этот пальчик хочет спать

(загибаем пальчики)

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)

Этот пальчик — дедушка

(перебирая пальчики, приговариваем)

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — Ванечка.

Этот пальчик — в лес пошёл

(поочерёдно загибаем пальчики)

Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел, 
Оттого и растолстел.

Сорока-белобока

(Взрослый показывает на ладошку ребенка и говорит, загибая по очереди пальчики ребенка)

— Сорока-белобока! Где была?
— Далеко!
— Что делала?
— Кашу варила, деток кормила.
Этому дала (загибаем большой палец),
Этому дала (загибаем указательный палец),
Этому дала (загибаем средний палец),
Этому дала (загибаем безымянный палец),
А этому не дала (пожимаем мизинец)
Он дрова не рубил, воду носил, печку не топил!

Сорока-ворона

(водим указательным пальчиком малыша или своим по его ладошке, изображая перемешивание каши) 

Сорока-ворона 
Кашку варила 
На порог становила, 
За порог скакала, 
Гостей созывала, 
Гости не бывали, 
Кашки не едали, 
Все своим деткам отдала

(дальше перебираются пальчики, начиная с мизинца) 

Этому на ложке 
Этому на поварешке 
Этому в чашечке 
Этому в тарелочке 
А этому пальчику-мальчику ничего не дала (трясем большой пальчик) 
Ты, пальчик-мальчик, 
В лес не ходил, дров не рубил, 
Воду не носил, печку не топил — 
Не будет тебе каши. 
Пошел сам искать — 
Здесь тепленько (берем за запястье), 
Здесь горяченько (берем под локоточек), 
А здесь ключики-ключики (легонечко щекотим под мышкой).

Мальчик-пальчик

(перебираются и массируются пальчики, начиная с большого) 

Мальчик-пальчик, где ты был? 
С этим братцем в лес ходил, 
С этим братцем щи варил, 
С этим братцем кашку ел, 
С этим братцем песни пел.

КОТИК-КОТОК

Котя-котюшка, коток, Котя, серенький лобок, Приди котик ночевать, Нашу деточку качать. Баю-баю, баю-бай, Спи скорее, засыпай! Сходит котя на торжок, Купит котя пирожок, Принесет его нам котик И положит прямо в ротик, Баю-баю, баю-бай, Спи скорее, засыпай!

Как у коти, у кота Колыбелька золота, У дитяти моего Да покраше его. Как у коти, у кота Периночка пухова У дитяти моего Есть помягче его. Как у коти, у кота Занавесочка чиста. У дитяти моего Есть почище его. Есть почище его, Да покраше его.

Тритатушки! Три-та-та! Кошка встретила кота! Котик кошку кличет, Ходит и мурлычет. Тритатушки! Три-та-та! Вышла кошка за кота! За Кота Котовича, За Петра Петровича!

Кошка бросила кота, Откусила полхвоста, А коту обидно – Полхвоста не видно.

Пошел котик во лесок, во лесок. Нашел котик поясок, поясок. Чтобы люльку подцепить, подцепить. В люльку Катю положить, положить. Катя будет крепко спать, крепко спать. Котик Катеньку качать, да качать.

Как у нашего кота Шубка очень хороша. Как у котика усы Удивительной красы. Глазки смелые, Зубки белые. Ходит кот по лавочке, Ловит всех за лапочки. Топы-топ по лавочке, Цап-царап за лапочки.

Кот, кот, котаруй! Ты дыханье не воруй, Нашего дитятю Не души в кровати!

Вышла кошка-кабысдошка Из открытого окошка, Вниз по воздуху пошла В землю штопором вошла. Так и надо кошке Кошке-кабысдошке.

Описание и особенности сороки

«Сорока-сорока кашку варила, деток кормила…» эти строки знакомы, наверняка, каждому. Для некоторых, возможно, это и было первым знакомством с птичьим миром нашей планеты. Огромное количество стихотворений, сказок и различных детских потешек посвящено этой удивительной птице.

Картинки сороки украшают огромное количество книг, они всегда необычные и яркие

Что же на самом деле это за птица? Обратим внимание на описание птицы сороки. Внешнего отличия между самцами и самками нет, хотя самцы немного тяжелее, их вес составляет чуть больше 230 граммов, в то время как самки весят около 200 граммов

В большинстве случаев такая разница совершенно незаметна, и зрительно её определить не представляется возможным. В длину сороки могут достигать 50 сантиметров и иметь размах крыльев приблизительно 90 сантиметров.

Окрас этой птицы неповторим и его знают многие: черно-белая цветовая гамма составляет всё оперение сороки. Голова, шея, грудь и спина чёрного цвета с характерным металлическим отливом и блеском.

В лучах солнца на чёрном оперении можно заметить едва уловимые фиолетовые или зелёные оттенки. Живот и плечи у этой птицы белые, бывает, что и кончики крыльев также окрашены белым цветом. Именно из-за белых частей стали называть птиц — сорока белобока.

И, конечно же, длинный чёрный хвост. Хотя, по сути, перья у этой птицы только двух цветов, но если понаблюдать за сорокой некоторое время, то можно увидеть великолепную игру оттенков и переливов, неповторимого блеска.

Однако, весна – не  самое лучшее время для разглядывания окраса птицы, так как цвета становятся блёклыми и не такими впечатляющими. Это связано с линькой у птиц. По этой же причине, особенно у самцов в начале лета крайне сложно определить окрас оперения.

Молодые сороки имеют почти идентичный окрас, но всё же не такой богатый как у взрослых особей. Наверное, именно стремясь обзавестись великолепным оперением, в первый раз молодые сороки начинают линять немного раньше срока. Они меняют всё оперение и теперь их не отличить от остальных. Фото сороки наглядно демонстрируют особый внешний вид птицы.

Походка у сорок особенная и неповторимая, хотя по земле, в большинстве случаев, эта птица перемещается скачками. На кроне деревьев сороки также перемещаются прыжками, и делаю они это очень ловко и проворно. В воздухе птица планирует, её полёт волнообразный.

Сороку нельзя причислить к известным птицам-певцам, но её голос можно услышать достаточно часто. Стрёкот сорок очень специфичный и спутать его с другими пернатыми просто невозможно. Темп этого стрёкота служит своего рода сигналом для остальных птиц, чаще всего быстрые и отрывистые звуки птицы предупреждают об опасности.

При таких быстрых звуках птицы разлетаются, если же темп более медленный, то сороки настораживаются и останавливаются

Вот так с помощью однообразных, на первый взгляд, звуков происходит обмен важной информацией между птицами

Ещё одними «словами» сороки являются «киа» или «кик». Было замечено, что именно с их помощью сорока сообщает о своей территории.

Обычно они издают такие звуки, находясь в кроне деревьев. Достаточно часто можно услышать и более длинные крики, их голос издаёт что-то подобное «чакр», «чирк» или «чара». В зависимости от протяжности и интонации эти крики также имеют своё особое значение и служат для общения.

Голос птицы сороки может сказать много не только остальным птицам, но и животным леса, например, эти птицы оповещают о приближении охотника. И это только малая часть того, что известно о птичьем разговоре.

Слушать крики сороки

Размножение и продолжительность жизни

Сороки являются парными птицами, и для них характерно то, что к выбору партнёра птицы относятся очень серьёзно и ответственно. Образовывают пары эти птица уже в первый год своей жизни. Но первое спаривание у этих птиц происходит только лишь на втором году жизни, уже весной следующего года пара заботится о построении гнезда и птенцах.

Гнездо у этих птиц имеет особую конструкцию и является уникальным строением в мире пернатых. Гнездо имеет большие размеры, но при этом оснащено так называемой «крышей», своеобразная колючая защита над гнездом. Строится жилище для будущего потомства из сухих веток, а сверху обмазывается грязью и глиной.

На фото гнездо сороки с яйцами

Лоток гнезда обычно сконструирован из травы, корней, листьев и шерсти животных. Работа действительно трудоёмкая, и это при том, что сороки строят несколько гнёзд, а затем определяются в котором им будет жить максимально комфортно. Размещают свои гнёзда птицы обычно высоко, в кроне деревьев, очень редко на кустарниках.

Приблизительно в апреле-начале мая самка откладывает до 8 яиц. Насиживает эти яйца исключительно самка. Через 18 дней на свет появляются птенцы. С этого времени обязанности и заботы за малышами касаются обеих родителей. Малыши имеют повышенный аппетит и обострённое чувство голода, поэтому родители должны обеспечивать им хорошее питание для полноценного роста и развития.

Взрослые особи трудятся безустанно для добычи нужного количества корма для своего потомства. Примерно через один месяц после рождения малыши готовы покинуть гнездо, но держатся они рядом с родителями. Вот такой большой семьёй птицы держатся целый год.

Известны случаи, когда сороки доживали до 30 лет, им были обеспечены очень хорошие условия проживания и питания. Однако, в обычных условиях сороки проживают значительно меньше, продолжительность их жизни в среднем составляет 15 лет.