Конспект занятия «знакомство с русскими народными потешками о солнце» в старшей группе

Потешки про животных

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

 ***

Собака на кухне
Пироги печет.
Кот в углу
Сухаpи толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет. 

 ***

Коза-хлопота  
День-деньской занята:
Ей — травы нащипать,
Ей — на речку бежать,
Ей — козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.

 ***

На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Все про Галеньку
Все про маленьку… 

Играем

Три — та — туш — ки!Три — та — туш — ки!
Едет Настя на подушке!
На подушечке верхом!
Бух с подушки кувырком!

Держу часы в руках, часы в руках.
Идут часы вот так: тик-так, тик-так.
(Приблизить к уху ребенка)
Ты послушай, посмотри, как идут часы мои,
Идут часы вот так: тик-так, тик-так.
Где же, где же, где часы?
(Унести от часов, но оставить в поле зрения)
Вот они, часы мои, идут часы вот так:
Тик-так, тик-так.
(Показать рукой на часы)

(перебирая пальчики, приговариваем)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — Ванечка.

— Ваня, Ваня, где ты был?
Куда Ванечка ходил?
— Я ходил в лесочек.
— Что видал?
— Пенечек.
Под пенечком грибок!
Хвать, да в кузовок!

Заинька, войди в сад,
Серенький войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!
Заинька, сорви цвет,
Серенький, сорви цвет.
Зайка, зайка, сорви цвет,
Серый, серый, сорви цвет!
Заинька, свей венок,
Серенький, свей венок.
Зайка, зайка, свей венок,
Серый, серый, свей венок.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши.

(загибаем пальчики)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)

— Кисонька-мурысенька,
Ты где была?
— На мельнице.
— Кисонька-мурысенька,
Что ты там делала?
— Муку молола.
— Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
— Прянички.
— Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
— Одна.
(грозим пальчиком)
— Не ешь одна, не ешь одна!

(большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком)
— Пальчик-мальчик,
Где ты был?
— С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел!

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так —
Головой своей крутили
(поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так —
Дружно дерево качали
(наклоны туловищем вправо и влево)
И вразвалочку ходили,
И из речки воду пили
Вот так, вот так —
И из речки воду пили
(наклоны в перёд)
А ещё они плясали!
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так —
Кверху лапы поднимали!
(поднимаем ручки)

Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки
Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко (руки на колени).

Кашку варили
Ложечкой мешали
Куколку кормили
Кошечке давали. (указательным пальчиком водим по ладошке)

На лошадке ехали, в огород заехали
(легкие приседания, руки вытянуты —
«держат вожжи»)
Гоп-гоп-гоп! Гоп-гоп-гоп!
(хлопки: два коротких, один длинный)
На машине ехали, до угла доехали.
(повороты руками, которые будто держат руль)
Би-би-би! Би-би-би!
(большими пальцами надавить «сигнал»)
Паровозом ехали, до горы доехали.
(рука сжата в кулаке вверху.
движения руки вниз-вверх,вверх-вниз и т.д.)
У-у!
(широкое движение рукой сверху вниз)

Кулачки сложили
Кулачками били
Тук-тук тук да тук
Тук-тук тук да тук (стучать кулачками друг о друга)

(Покачиваем малыша из стороны в сторону)
Пришел медведь к броду,
(приподнимаем)
Влез на колоду,
(роняем между коленями)
Бултых в воду!
(подкидываем на коленках)
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис!
Вымок, выкис,
Вылез, высох,
(приподнимаем)
Встал на колоду —
(роняем)
Бултых в воду!
(Можно менять названия животных:
Летел журавль, сел на колоду…
Летел ворон, сел на колоду…)

У меня пропали ручки.
(Спрятать за спину)
Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять!
(Показать.
То же с глазками, ушками, носиком —
закрывать их ладонями).

Потешки про солнышко для детей 2-3 лет: тексты, игры и песенки

Потешки – атрибут народной педагогики. Зародились они еще у славян. Язычники с уважением и любовью относились не только к своим богам, но и к природным явлениям, небесным светилам. Солнце особо почиталось древними людьми. В стишках о нем отзывались непременно ласково, с почтением. Оно олицетворяло новую жизнь, добро, свет и радость.

Солнышко-колоколнышко

Нередко в потешках солнце называют колоколнышком. По одной версии прозвище светилу дали за то, что оно круглое («коло» — круг) и по небу катится. Второй вариант наименования сложился из привычки сельских жителей на Руси подниматься с постели с первым звоном колоколов, знаменовавшим начало заутрени, т.е. утренней службы в церкви.

Послушайте закличку про солнышко-колоколнышко вместе с ребенком:

Такие песенки-прибаутки сопровождаются действиями или прикосновениями, поглаживаниями. Все это создает атмосферу защищенности, заботы и тепла, сближает с матерью, укрепляя эмоциональную связь. Они хорошо воспринимаются и малышами, и детками постарше.

Солнышко-вёдрышко

Стишков про солнце известно много. Почему солнышко называют вёдрышком? Дело в том, что раньше ясную, солнечную погоду называли вёдро, отсюда пошло и уменьшительно-ласкательное обращение к солнышку-вёдрышку:

Послушайте 2 варианта исполнения потешки «Солнышко-вёдрышко», какой больше понравится вашему малышу?

Вариант 1 — прибаутка:

Вариант 2 — закличка:

Солнышко – оконышко

Попробуйте разбудить утром своего малыша ласковой прибауткой, поглаживая его по спинке, ручкам, ножкам. Такой утренний моцион понравится ребенку и через 3–4 дня он с удовольствием вместе с вами начнет повторять текст потешки и звать солнышко:

Или такую:

Вот еще русская народная потешка:

Про солнышко, радугу и дождик

На Руси в деревнях закликали солнышко и радугу с просьбой прекратить дождь, когда он угрожал посевам, а детворе надоедало сидеть дома и хотелось побегать-поиграть:

Игра-потешка про солнышко с движениями

В младшей группе детского сада воспитатели и музыкальные работники учат малышей слушать и понимать звуки. Вы можете провести такое занятие и дома.

Музыкальное занятие Вот аудио-запись музыкальной игры «Солнце и дождик» с движениями для малышей 2–3 лет, вместе с ребенком слушайте и повторяйте:
Подобные музыкальные занятия можно проводить с любой потешкой, приучая малыша слушать, понимать и показывать своими действиями сюжет песенки. Воспитывайте в ребенке артистизм и творчество с самого рождения!

  • Зарядка для пальчиков С ребенком 2–3 лет можно сделать пальчиковую гимнастику с прибауткой:

    Движения для зарядки:

    1. Пальчики сжаты в кулачки, ручки перекрещены, тыльная сторона ладоней расположена к себе. Кулачки прижаты друг к другу, изображают облачко
    2.  Солнышко показывается — пальцы-лучики разжимаются, ладошки раскрываются
    3.  Солнце светит на пенек — ладошки наклоняются вниз, поворачиваются влево-вправо, шевелим пальчиками (играем лучиками)

Вечерние потешки про солнышко

Укладывая ребенка спать, мама напевала короткую прибаутку:

Армянская песенка «Где ночует солнце?» понравится детям любой национальности. Она развивает воображение, учит добру и семейным ценностям:

Про весну и солнышко

Русские народные заклички произносились напевно, в интонации должен чувствоваться призыв. Их можно сопровождать действиями, показывайте руками к кому вы обращаетесь и малыш будет повторять движения за вами:

Путаница

Корней Чуковский

Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота:
«Караул, деревня!
Мужики горят!
Бабы сарафаном
Заливать хотят!»

 
***

Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Он из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь подгоняет
Мужика кнутом.

 
***

Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
«Куры съели петуха», –
Говорят собаки.

 
***

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Едет барыня пешком
В ситцевой карете.

 
***

Где же это видано,
Где же это слыхано –
Поросёнок снёс яйцо,
Медведь по небу летал,
Белым хвостиком махал.

 
***

Сидит заяц на сосне –
Он себе там гнездо свил.
И кому какое дело,
Что у зайцев крыльев нет?

 
***

Пошёл я на лыко гору драть.
Вижу: на утках озеро плавает.
Я срубил три палки:
Одну еловую, другую берёзовую, третью рябиновую.
Бросил еловую – не добросил,
Бросил берёзовую – перебросил.
Бросил рябиновую – угодил.
Озеро вспорхнуло, улетело,
А утки остались.

Ход занятия.

(Воспитатель открывает изображение солнца, до этого спрятанное за тканью).

Воспитатель (от имени Солнышка): Здравствуйте, ребята, я пришло к вам в гости, чтобы играть с вами и беседовать. Дети, а вы знаете, в какой стране мы живем? (Ответы детей) Правильно, в России. Наша страна очень большая, ее населяет множество народов. Но большинство из людей говорит на русском языке. В давние времена, когда люди еще не знали букв, не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые авторы той поры («Кто знает, что такое уста?») В древние времена губы называли устами, поэтому народное творчество и называется устным народным творчеством. Ребята, а что относится к устному народному творчеству? (Сказки, пословицы, поговорки, колыбельные). Колыбельные поют для того, чтобы успокоить ребенка, уложить его спать. А потешки нужны были людям для того, чтобы забавлять маленьких детей, вызвать улыбку у загрустившего ребенка. И слово потешка произошло от слова «потешать». В потешках используются нежные слова, красивые выражения. Послушайте потешки о солнышке:

Солнышко-ведрышко, прогляни, просвети!

На яблоньку высокую, на веточку зеленую,

На грушицу кудрявую, березку кучерявую!

Солнышко-колоколнышко, ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди: нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

Воспитатель: Какие ласковые слова вы услышали? (солнышко, яблонька, веточка, березка). Чем вам понравились потешки? А сейчас мы встанем в круг, наденем маски «Солнышки-подсолнушки» и поиграем в игру «Перекатыши». Мы будем передавать друг другу мяч и называть, каким может быть солнце (румяное, доброе, теплое, веселое).

Солнце, ребята, — это источник жизни, света. Видите, как люди ласково называют солнышко – «солнышко красное», «солнышко- колоколнышко». Чтобы вы не заскучали, я развлеку вас потешками и закличками о солнце.

Пеки, пеки солнышко,

Красное ведрышко!

Рано-рано играй,

Своих деток согревай!

Твои детки плачут,

По камушкам скачут!

Свети, свети, солнышко,

На зеленое полюшко,

На белую пшеницу,

На чистую водицу,

На наш садочек,

На аленький цветочек.

Воспитатель: Ребята, вам понравились потешки? Какая понравилась больше всего? Предлагаю вам ее запомнить.

Игра «Шаги» (на каждый шаг произносится одно слово потешки).

Воспитатель: Молодцы, запомнили потешку. Теперь поиграем в другую игру «Собери картинку». Перед вами тарелочки с частями картинок, нужно собрать и посмотреть, что у вас получилось. (Игра проводится с двумя детьми).

Воспитатель: Сейчас, я предлагаю вам изобразить солнышко, таким каким вы его себе представляете после прослушанных потешек, после игр.

Пальчиковая игра «Солнышко».

Воспитатель: Кто к нам приходил в гости? С чем солнышко нас познакомило? Потешки от слова «потешать». Я думаю, что и вы сегодня немного потешились.

Конспекты занятий с детьми

Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе.

Задачи: продолжать знакомить с фольклорными произведениями; развивать навыки выразительной речи, формировать простые образные движения; активизировать речь детей, использовать в речи существительные с прилагательными, побуждать к высказываниям, звукоподражаниям.
Материал: мольберт, картинка с изображением петушка, курочки, вырезанное из бумаги солнце, шапочки огурцов (по числу детей), платок
для бабушки, султанчик, маска мышки.
Ход занятия Воспитатель:
Золотое яблоко по небу катается,
Всем, всем улыбается.
А улыбка — то, лучи,
Очень, очень горячи!
-Что это? (показывает солнце)
Дети: Солнышко.
Воспитатель. Правильно, солнце тёплое, ласковое.
А на что оно похоже?
Дети: на блин, на тарелку, на мячик, на колесо.
Воспитатель: Какого оно цвета?
Дети: Жёлтое.
Воспитатель: Давайте расскажем потешку про то, как мы ждём солнышко, как мы ему рады.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко.
Ждут тебя детки,
Детки малолетки.

 А кто ещё хочет рассказать про солнце? (по желанию детей)

Солнышко — вёдрышко, выгляни в окошко,
Где твои детки? Кушают конфетки,
Лепёшки валяют, тебя поджидают.
Воспитатель. Понравились солнцу ваши потешки, и захотело оно с вами поиграть в игру «Огуречик- огуречик».

 Я буду бабушка, а вы — мои огурчики» надевает платок, а дети шапочки огурчиков).

Засверкало солнышко, пригрело землю, посадила бабушка огурчик на грядку (дотрагивается до детей — они приседают). Пошел дождик (машет султанчиком над головой детей ), стали огурчики расти. (Дети медленно поднимаются, качают руками, поднятыми вверх).
А неподалеку мышка (ребенок старшей группы) жила, и очень захотелось ей огурчиков. Бабушка строго наказала:
Огуречик , огуречик ,
Не ходи на тот конечик .
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
А огурчики непослушные были и решили мышку подразнить. (Дети тихо подходят к мышке, которая спит, и топают ножками. Мышка просыпается и старается их поймать.) Скорее, скорее ко мне: «Кто вместе с солнышком встает, громко песенки поет? Деткам спать не дает?» Правильно, это петушок. Давайте рассмотрим картинку про петушка. (Дети рассматривают ее, отмечают внешние особенности петушка: хвостик, крылышки, гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка и т. д. )
Как петушок поет?
Дети: Ку- ка — ре — ку !
Воспитатель:            Как   у наших у ворот
Петух зернышки клюет,
Петух зернышки клюет,
К себе курочку зовет.
Давайте и мы позовем курочку.
Дети: Курочка иди к нам. Воспитатель показывает игрушку и спрашивает детей: «А как мы курочку называем?»
Дети: Рябушечка, тараторочка (рассказывает потешку о курочке )
Воспитатель: А кто детки ? (цыплята ) А какие они? (маленькие, желтые) А как она их зовет? (Ко-ко-ко , Та-та-та )
Воспитатель: А как цыплятки пищат?
Дети: (Пи- пи-пи)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Вышла курочка гулять».
Воспитатель: Я буду мама — курочка, а вы мои цыплятки. (Музыкальная игра)
Воспитатель: Наелись цыплятки зёрнышек, попили водички. И пошли греться на солнышко.Появляется солнышко.
Воспитатель:
Золотое солнышко
По небу катается,
Всем, всем улыбается.
А улыбка — то лучи.
Очень, очень хороши.

Фольклор. Конспекты занятий, НОД — Конспект занятия с использованием фольклора во второй группе раннего возраста «Едем в гости к бабушке Арине»

Публикация «Конспект занятия с использованием фольклора во второй группе раннего…»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» п.Дружба Дятьковского района (МБДОУ ДС «Теремок» п.Дружба Дятьковского района) _ Российская Федерация, 242632, Брянская область, Дятьковский район, п.Дружба, ул. Октябрьская д.13, телефон 4-83-90…

«Осенние посиделки» Сценарий праздничного занятия с элементами русского фольклора на тему «Осень» (младшая группа)
«ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ» Сценарий праздничного занятия с элементами русского фольклора. Тема: «ОСЕНЬ» Вторая младшая группа СОСТАВИЛА: Музыкальный руководитель МБДОУ №29 «Улыбка» г.о.Мытищи ГУРА Е.В. Место проведения: Мини-музей «РУССКАЯ ИЗБА» Дети проходят в музей «Русская изба». Их…

Занятие «Петушок, петушок-золотой гребешок» в рамках дополнительного образования «Фольклор» (вторая группа раннего возраста)
Тема: «Петушок, петушок-золотой гребешок» b] Цель: познакомить детей с фольклорным произведением, побуждая эмоционально откликнуться на действия петушка-яркого, красочного персонажа. Вызвать желание рассмотреть игрушку

Обратить внимание на характерные особенности: яркий..

Конспект образовательной деятельности «Поиграем с ложкой. Малые фольклорные формы» (младшая группа)
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу поделиться готовым конспектом образовательной деятельности «Познавательное развитие . Приобщение к социальным ценностям» для детей младшего возраста. Конспект образовательной деятельности Познавательное развитие. Приобщение к социальным…

Потягуси-потягуси, пролетали низко гуси

Стихи-потешки для новорожденных

Просыпаемся

***

Потягуси-потягуси,
Пролетали низко гуси,
Потягуси-потягушечки,
Перья мягкие в подушечке.
Эти перья-потягусеньки
Подарили гуси Машеньке

***

Мышка в гости пошла, бантик нацепила
(Шагаем пальчиками по ручке ребенка снизу-вверх, доходим до ушка)
Динь — динь — дона — дона (слегка дергаем за ушко)
А Мишаня (имя ребенка) дома?

***

Потянушки-потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Это кто же тут проснулся,
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!

Умываемся

***

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

***

Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.

Делаем массаж

***

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек)
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)
А в ушки — слышунюшки, (мягко нажать на ушки)
А в глазки — глядунюшки, (мягко нажать на глазки)
А носику — сопунюшки, (мягко нажать на носик)
А в роток — говорок, (мягко нажать на ротик)
А в головку — разумок! (мягко нажать на лобик)

***

(Гладим малыша от головы до пяточек)
Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся, мы потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот уже растем, растем, растем!

***

(Разводить ручки в стороны и скрещивать на груди)
Маменьке – сажень,
И папеньке – сажень,
И бабушке – сажень,
И дедушке – сажень.
А Ванечке –
Большую – наибольшую
Самую большую!

***

(Разводим и поднимаем ручки)
Как на Солнышка именины
Испекли пирог из глины
Вот такой ширины!
Вот такой вышины!

***

(Постукиваем кулачками ребенка друг о друга)
Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.
Кулачки сложили,
Кулачками били:
Тук-тук, тук да тук,
Тук-тук, тук да тук.

***

(Ребёнок на спинке, мама сначала по очереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки)
Ножки – топтышки пошли молотить
Ручки – грабельки сено воротить.
(Две ножки сгибать к животу, потом перевернуть на бочок)
Толкачики-рогачики, оп! Перевертушки!
(Тянуть за ножки на себя)
Поехали, поехали за солью, за солью.

***

(Поглаживаем спинку)
На малышку глядя,
Спинку мама гладит:
Рыбка по морю плывёт,
Белка хвостиком метёт,
Как по небу облачкa
Мы погладили бочкa.
Как летят снежинки,
Так мы гладим спинку!

***

(Поколачиваем по пяточке)
Куй, куй, каблучок!
Подай бабка башмачок.
Не подашь башмачка —
Не подкуем каблучка.

Купаемся

***

Ой-ой-ой-ой,
Кто тут голенький такой?
Кто тут голенький
Да весёленький?
Кто купаться пришёл,
Кто водичку нашёл?
Эх, водичка хороша,
Хороша водичка!
Пусть умоет малыша
Чтоб сияло личико!

***

(Вытирая малыша после купания)
Мы ручки мыли? Мыли!
Мы ножки мыли? Мыли!
Мы спинку мыли? Мыли! и т.д.
И теперь мы чистые заиньки пушистые!

Потешки для самых маленьких про солнышко

К сожалению, многие родители не знают о существовании потешек про солнышко для детей, ограничиваясь, в лучшем случае, «Ладушками», «Сорокой-вороной», «Козой Рогатой» и парочкой колыбельных. Пестушки и прибаутки планомерно вытесняются инновационными гаджетами – мобилями с музыкой, «поющими» книжками. Живое общение с матерью заменяется прослушиванием детских песенок, стишков с телефона или планшета.

Педагоги и психологи рекомендуют молодым родителям не пренебрегать фольклорным творчеством. И вот почему:

  1. Эмоциональное и психическое развитие происходит быстрее. Малютка, еще не воспринимая слов, прекрасно различает интонации, запоминает их.
  2. Формируется воображение.
  3. Потешки – это игра, развлечение и средство отвлечения.
  4. Быстрее осваивается родная речь.
  5. Развивается чувство ритма, мелкая моторика, координация движений.

Начинать воспитание фольклорными произведениями педагоги рекомендуют от рождения. Для начала выбирают одно-два легких четверостишия. Легко запоминается стишок от Агнии Барто, его можно читать ребенку вместе с популярными Ладушками:

Для запоминания песенок-потешек их напевают ласково, но ритмично, с выражением, улыбкой. Чтобы занятие принесло пользу, ребенок должен быть в хорошем настроении. Оптимальное время игры – утро. Малыш в это время не перегружен эмоционально, хорошо воспринимает новую информацию. Вот, к примеру, потешка «Солнышко-ведрышко», ее текст легко запомнит мама и малыш:

Есть еще несколько вариаций пестушки, которые мамы могут пропевать в утреннее пробуждение крошки, на прогулке или просто ради развлечения.

По мере взросления ребенка его кругозор расширяют, добавляя новые слова и более длинные варианты пестушек.

Потешки для самых маленьких про солнышко

К сожалению, многие родители не знают о существовании потешек про солнышко для детей, ограничиваясь, в лучшем случае, «Ладушками», «Сорокой-вороной», «Козой Рогатой» и парочкой колыбельных. Пестушки и прибаутки планомерно вытесняются инновационными гаджетами – мобилями с музыкой, «поющими» книжками. Живое общение с матерью заменяется прослушиванием детских песенок, стишков с телефона или планшета.

Педагоги и психологи рекомендуют молодым родителям не пренебрегать фольклорным творчеством. И вот почему:

  1. Эмоциональное и психическое развитие происходит быстрее. Малютка, еще не воспринимая слов, прекрасно различает интонации, запоминает их.
  2. Формируется воображение.
  3. Потешки – это игра, развлечение и средство отвлечения.
  4. Быстрее осваивается родная речь.
  5. Развивается чувство ритма, мелкая моторика, координация движений.

Начинать воспитание фольклорными произведениями педагоги рекомендуют от рождения. Для начала выбирают одно–два легких четверостишия. Легко запоминается стишок от Агнии Барто, его можно читать ребенку вместе с популярными Ладушками:

Для запоминания песенок-потешек их напевают ласково, но ритмично, с выражением, улыбкой. Чтобы занятие принесло пользу, ребенок должен быть в хорошем настроении. Оптимальное время игры – утро. Малыш в это время не перегружен эмоционально, хорошо воспринимает новую информацию. Вот, к примеру, потешка «Солнышко-ведрышко», ее текст легко запомнит мама и малыш:

Есть еще несколько вариаций пестушки, которые мамы могут пропевать в утреннее пробуждение крошки, на прогулке или просто ради развлечения.

По мере взросления ребенка его кругозор расширяют, добавляя новые слова и более длинные варианты пестушек.

Делаем массаж

Потягушечки – потягушечки (поглаживаем малыша от макушки до пяточек)
Оторвались от подушечки (приподнимаем немного малыша за ручки)
Ножки задрали (поднимаем ножки малыша)
Ими поболтали (двигаем ножками малыша в разные стороны)
Ручки подняли (поднимаем ручки малыша над головой)
Маму обняли (обнимаем малыша)
Улыбнулись, покрутились (поворачиваем малыша с боку на бок)
И обратно повалились! (кладем малыша на спину).

Били лён, били,
(стучим кулачками по спине)
Топили, топили,
(растираем ладонями)
Колотили, колотили,
(похлопываем)
Мяли, мяли,
(разминаем пальцами)
Трепали, трепали,
(трясём за плечи)
Белы скатерти ткали,
(чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали.
(поглаживаем ладонями).

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек)
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)
А в ушки — слышунюшки, (показывают ушки)
А в глазки — глядунюшки, (показывают глазки)
А носику — сопунюшки, (показывают носик)
А в роток — говорок, (показывают ротик)
А в головку — разумок!

Где ладошки, пальчики?
В лесу ловили зайчика.
Ушки на макушке, хвосток — малышок,
Весь дрожит, к мамочке спешит.
Поймали, обняли — дальше побежали.

Тушки-татушки, испекли ватрушки
(водим ручками вверх-вниз, как музыкант, играющий на тарелках),
На окно поставили
(руки с определённым усилием опускаются на животик)
Остывать оставили (машем ручками)
А пшеничный пирожок — он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промять от животика до плеч)
Так высо-о-оконько-высок! (Ручки поднимаются к макушке).

Чушки, вьюшки, перевьюшки (крутим кулочки друг вокруг друга,)
Тимбирлим сидит в кадушке (стучим кулачками друг о другасо стороны ребер ладошек)
А мы его по макушке (приближаем ручки малыша к его голове);
Бац-бац-бац (прикасаемся кулачками к головке).

Как на этой на неделе
Прилетали две тетери:
Походили – пощипали,
Походили – поклевали.
Посидели-посидели
И обратно улетели.
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать –
Дадим им крошек поклевать.
(Сопровождаем слова
поглаживаниями, пощипываниями и
покалачиванием спинки).

Мы капусту рубим, рубим,
(рубящие движения рёбрами ладоней)
Мы морковку трём, трём,
(трущие движения костяшками пальцев)
Мы капусту солим, солим,
(точечные прикосновения пальцами)
Мы капусту жмём, жмём,
(прожимание мышц пальцами)
Сок капустный пьём, пьём.
(поглаживающие движения ладонями).

Две старушки старыя
Пирожки поставили.
Поставили на дрожжах —
Не удержишь на вожжах.
Подбавили гущи —
Они киснут пуще.
Прибавили молока —
Повалились на бока.
Подбавили маслица —
Они стали кваситься.
Пироги хорошие
И очень пригожие:
С маслом, с капусткой
И ещё с картошечкой.

(при этих словах малыша теребят, перекатывают с бока на бок, похлопывают по спинке, поглаживают животик).

На лугу, на лугу
(гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу.
(кладём ладонь на животик)
Прилетели две тетери,
(пощипываем бочка снизу вверх)
Поклевали,
(двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели
(поглаживаем).

(Тянем поочерёдно ручки)

Тяни холсты
Холсты просты
Тяни, тяни, потягивай,
Поперёк, поперёк перекладывай.

Рельсы, рельсы,
(проводим одну,
потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы,
(проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый.
(«едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона
Вдруг посыпалось пшено.
(стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали.
(стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали.
(щиплем спинку)
Пришла лисичка,
(гладим спинку)
Хвостиком помахала.
Прошёл слон,
(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,
(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок.
(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина,
(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил.
(поглаживаем спину ладонями верх-вниз)
Поставил стол,
(изображаем стол кулаком)
Стул,
(стул — щепотью)
Печатную машинку.
(печатную машинку — пальцем)
Стал печатать:
(«печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка.
(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
(легонько ставим «точку» указательным пальцем)
Прочитал,
(водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил,
(щиплем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.
(«кладем письмо» за шиворот)

Песенки и потешки народов мира для младших дошкольников

Где ночует солнце?

— Где ночует солнце?

— У бабушки в постельке.

— А кто его бабушка?

— Синее небо.

— Чем оно укроется?

— Шерстяною тучкой.

— А кто его укроет?

— Дедушка ветер.

Армянская песенка

Две фасольки, три боба

Две фасольки, три боба.

Ора-ора, ора-ра!

Три фасольки, два боба.

Побежал я в огород,

Положил их прямо в рот!

Литовская потешка

Дедушка Рох

Дедушка Рох

Посеял горох,

Землю пахал —

Тяжко вздыхал,

Когда убирал —

Пот утирал.

Когда молотил —

По пальцу хватил.

Зато, когда ел,

Язык проглотил —

До того было вкусно!

Польская песенка

Дождь

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам!

Гром! Гром, как из пушек!

Нынче праздник у лягушек.

Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят,

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин.

Французская песенка

Знаешь, мама, где я был?

Знаешь, мама, где я был?

В поле зайчика ловил.

Оседлал и прокатился.

Поиграл и отпустил.

Грузинская потешка

Лошадка пони

Мою лошадку пони

Зовут Малютка Грей.

Соседка наша в город

Поехала на ней.

Она её хлестала

И палкой, и кнутом,

И под гору, и в гору

Гнала её бегом.

Не дам ей больше пони

Ни нынче, ни потом.

Пускай хоть все соседи

Придут просить о том!

Шотландская песенка

Люли, люли, моя крошка

Люли, люли, моя крошка,

Люли, люли, тонконожка.

Ты б скорее засыпала,

Поскорее подрастала.

Подрастала сильной, сильной,

Как берёзка, стройной, стройной.

Как дубочек, крепкой, крепкой,

Словно лебедь, белой, белой.

Зайки серого резвее,

Птички певчей веселее.

Литовская песенка

Ой, в зелёном бору

Ой, в зелёном бору

Ходит дед ввечеру.

Ходит дед по траве,

Носит сон в рукаве…

Всем детишкам продаёт,

А Ганнусе так даёт.

Украинская потешка

Отличные пшеничные

Мы печём пшеничные

Пироги отличные.

Кто придёт к нам пробовать

Пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра,

Пёс лохматый со двора.

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

Тесто замесили мы,

Сахар не забыли мы,

Пироги пшеничные

В печку посадили мы.

Печка весело горит,

Наша мама говорит:

— Крошки, что останутся,

Воробью достанутся.

Шведская песенка

Палочка

Утром я скакал и днём,

Палка моя, палочка,

Ты была моим конём,

Палочка-скакалочка!

Вдаль я на коне скакал,

Палка моя, палочка,

Чуть коня я не загнал,

Палочка-скакалочка!

Говорят, что я устал,

Палочка-скакалочка.

Я ведь только погонял…

Ты устала, палочка.

Кабардино-балкарская песенка

Ручки, спляшите разок

Ручки, спляшите разок —

Будет вам завтра пирог!

Ах, вы мои мастерички,

Быстрые ручки-сестрички!

Яблочный будет пирог,

Только спляшите разок.

Французская песенка

Танцуй, моя кукла

Танцуй, моя кукла,

Танцуй веселей,

Танцуй веселей,

Каблуков не жалей,

Танцуй, моя милая кукла!

Танцуй, моя кукла,

Танцуй без забот,

А туфельки новые

Папа сошьёт.

Танцуй, моя милая кукла!

Норвежская песенка

Что за грохот, что за стук?

Что за грохот, что за стук?

Сел комар в лесу на сук.

Треснул сук под комаром —

Вот откуда стук и гром!

Перед печкой вечерком

Пляшут блошка со сверчком.

Раздобыл себе сапожки,

Шпоры медные сверчок.

А у блошки-быстроножки —

Чёрный вязаный платок.

Серый кот сидит на камне.

— Что задумал, котофей?

— В Ригу, думаю, пора мне —

На возы грузить мышей!

Латышская потешка

Ягнёнок

Кичи, кичи,

Мой ягнёнок,

Кичи,

Мой родной!

Отчего ты

Бродишь грустный

Целый день

За мной?

Хочешь —

В поле побежим.

На опушке

Полежим.

Дам тебе я

Лист капустный —

Не ходи

За мною грустный.

Ты грустишь

Не оттого ли,

Что теперь

Учусь я в школе?

Не грусти,

Хороший мой,

В полдень

Я приду домой.

Немецкая песенка