Оглавление
- Как правильно определить спряжение – три простых шага
- «Слышь» (глагол)
- Разобрать другое слово
- Спряжение глаголов
- Правописание безударных личных окончаний глаголов
- План разбора глагола
- «Услышит» (глагол)
- Разобрать другое слово
- «Слышит» (глагол)
- Разобрать другое слово
- Спряжение глаголов
- Ударение в словах
- Спряжения глаголов. Стихи – запоминалки
- Шуточные запоминалки по разным предметам
Как правильно определить спряжение – три простых шага
Делаете ли вы уроки с ребенком, пишете ли деловое письмо, готовитесь ли к выступлению и оформляете презентацию – вам необходимо уметь правильно определять спряжение. Ведь от спряжения зависит, какое окончание писать в личных формах глаголов. Вы, конечно, помните, что в окончаниях глаголов 1 спряжения пишется Е, второго – И. Если путаете, то легко запомнить такую картинку:
Нет никакой сложности, определить спряжение глагола с ударным окончанием в личной форме. Видишь, под ударением Е – 1 спряжение, И – 2 спряжение. Например, кладЕшь – 1 спряжение, сидИшь – 2 спряжение.
Сложнее обстоит дело у глаголов с безударными личными окончаниями. У таких глаголов спряжение определяется по инфинитиву (начальной форме). Чтобы найти начальную форму глагола, просто задайте вопрос: что делать / что сделать?
Примеры глаголов в начальной форме: спать, сидеть, ждать.
Здесь нужно запомнить, что ко второму спряжению относятся:
все глаголы на –ить (кроме брить, стелить),
7 глаголов на –еть: вертеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть,
4 глагола на –ать: гнать, держать, слышать, дышать.
Проще всего запомнить так:
Дышать, слышать, ненавидеть,
Все остальные глаголы относятся к первому спряжению, кроме разноспрягаемых. Да-да, есть еще и такие, но их всего два: хотеть и бежать (плюс, конечно, все приставочные производные от них: прибежать, захотеть, перехотеть и так далее).
Особенность этих глаголов в том, что в разных формах они имеют окончания и первого, и второго спряжений.
«Хотеть» в единственном числе спрягается как глагол первого типа (хочешь, хочет), а во множественном как глагол 2 спряжения (хотят, хотим).
«Бежать» в 3 лице множественного числа имеет окончание –ут (первого спряжения), в остальных случаях – окончания 2 спряжения.
И еще один секрет. Если вы определяете спряжение глагола с приставкой ВЫ, то ее нужно ВЫбросить, так как она перетягивает ударение на себя.
Например: выгорит – горит. Окончание ударное, слышим и пишем И.
Еще раз приведем алгоритм определения спряжения (важно не пропускать первый пункт!):
- Поставьте глагол в личную форму (например, в сочетании с местоимением ОН), проверьте, попадает ли окончание под ударение. Если есть приставка ВЫ – отбросьте ее. Если окончание не ударное, то переходите ко второму пункту.
- Поставьте глагол в начальную форму (отвечает на вопросы что делать / что сделать?)
- Проверьте, не входит ли он в список 11 глаголов, не является ли разноспрягаемым.
Например, вам нужно определить спряжение глагола: «покупать». Первым делом, поставьте глагол в личную форму и проверьте, не является ли окончание ударным.
Внимание! Часто вы забываете проверить окончание на ударность в личной форме глагола и сразу переходите ко второму пункту. Это в основном и приводит к ошибкам в определении спряжения
В личной форме окончание не под ударением – поставьте глагол в начальную форму:
Глагол на –ать, но он не входит в список «гнать, держать, слышать, дышать» и не является разноспрягаемым, значит, это глагол 1 спряжения.
Итак, научиться правильно определять спряжение несложно, нужно только помнить, что на первом этапе необходимо ставить глагол в личную форму, не забывать про разноспрягаемые глаголы и коварную приставку ВЫ-.
Теперь вы знаете, как определить спряжение глаголов в русском языке.
Статья была полезной? Ставьте лайк, делитесь в соцсетях, подписывайтесь на канал.
Источник статьи:
«Слышь» (глагол)
Значение слова «слышать» по словарю С. И. Ожегова
- Различать, воспринимать что-нибудь слухом
- Замечать чувствовать
- Интеллектуально воспринимать на слух (оперу, пьесу, певца, музыканта, чтеца)
- Обладать слухом
- Получать какие-нибудь сведения, узнавать
Морфологический разбор глагола
- I Часть речи: глагол;
- IIНачальная форма: слышать — инфинитив;
-
IIIМорфологические признаки:
- А. Постоянные признаки:
- несовершенный вид
- невозвратный
- переходный/непереходный глагол
- II спряжение (глагол-исключение)
- Б. Непостоянные признаки:
- А. Постоянные признаки:
- IV Синтаксическая роль:
сказуемое
Несовершенный вид
Мужской род (ед. число) | Что делал?слышалЧто делаю?слышуЧто буду делать?буду слышать | Что делал?слышалЧто делаешь?слышишьЧто будешь делать?будешь слышать | Что делал?слышалЧто делает?слышитЧто будет делать?будет слышать |
Женский род (ед. число) | Что делала?слышалаЧто делаю?слышуЧто буду делать?буду слышать | Что делала?слышалаЧто делаешь?слышишьЧто будешь делать?будешь слышать | Что делала?слышалаЧто делает?слышитЧто будет делать?будет слышать |
Средний род (ед. число) | Что делало?слышалоЧто делаю?слышуЧто буду делать?буду слышать | Что делало?слышалоЧто делаешь?слышишьЧто будешь делать?будешь слышать | Что делало?слышалоЧто делает?слышитЧто будет делать?будет слышать |
Множественное число | Что делали?слышалиЧто делаем?слышимЧто будем делать?будем слышать | Что делали?слышалиЧто делаете?слышитеЧто будете делать?будете слышать | Что делали?слышалиЧто делают?слышатЧто будут делать?будут слышать |
Разобрать другое слово
Введите слово для разбора:Найти
Ко II спряжению относятся:
- все глаголы с окончанием на -ить (кроме 4 глаголов-исключений*): строить, поить, хранить, носить, гнить, кроить, морить и т. д.;
- 11 глаголов-исключений с окончанием на -еть, -ать: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.
* Глаголы-исключения (относятся к I спряжению): брить, стелить, зыбиться, зиждиться.
Отвечает на вопрос «что делать?»: бегать, работать, писать, думать, расти, складывать.
Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.
Глаголы в повелительном наклонении обозначают действие, к которому говорящий призывает собеседника, и отвечают на вопросы «что делай?», «что сделай?», «что делайте?», «что сделайте?»:
- Немедленно подойди! (приказ)
- Дайте, пожалуйста. (просьба)
- Лучше проконсультируйся со специалистом. (совет)
Глаголы в повелительном наклонении меняются по лицам и числам, но не имеют времени и не изменяются по временам.
Спряжение глаголов
Определение
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
В русском языке у глаголов выделяют первое и второе спряжение, которые различаются своими окончаниями.
Таблица спряжения глаголов
Личные окончания глаголов I спряжения |
||||
Лицо |
Окончания |
Примеры |
||
Ед. ч. |
Мн. ч. |
Ед. ч. |
Мн. ч. |
|
1-е | -у (-ю) | -ем (-ём) | иду, узнаю | идем, узнаем |
2-е | -ешь (-ёшь) | -ете (-ёте) | идешь, узнаешь | идете, узнаете |
3-е | -ет (-ёт) | -ут (-ют) | идет, узнает | идут, узнают |
Личные окончания глаголов II спряжения |
||||
Лицо |
Окончания |
Примеры |
||
Ед. ч. |
Мн. ч. |
Ед. ч. |
Мн. ч. |
|
1-е | -у (-ю) | -им | славлю, научу | славим, научим |
2-е | -ишь | -ите | славишь, научишь | славите, научите |
3-е | -ит | -ат (-ят) | славит, научит | славят, научат |
Легко определить спряжение у глаголов с ударными окончаниями, например
петь:
- 1 лицо я пою́ — мы поём
- 2 лицо ты поёшь -вы поёте
- 3 лицо девочка поёт — дети пою́т.
Значит, глагол «петь» первого спряжения.
Узнаем, какое спряжение имеет глагол
лете́ть
- 1 лицо я лечу́ — мы лети́м
- 2 лицо ты лети́шь — вы лети́те
- 3 лицо самолёт лети́т — пушинки летя́т.
А этот глагол, несмотря на конечное -еть, отнесем в соответствии с ударными окончаниями ко второму спряжению.
Окончания глаголов второго спряжения
У многих глаголов окончания являются безударными, что доставит затруднения в их написании. Чтобы правильно выбрать окончание глагола, определяем его принадлежность к первому или второму спряжению по неопределенной форме глагола. Так, ко второму спряжению относятся:
1. глаголы, заканчивающиеся на -ить:
Примеры
косить, хвалить, клеить, мучить
Исключение
глаголы «брить», «стелить» и односложные (пить, лить и др.)
2. семь глаголов, заканчивающихся на -еть:
Примеры
видеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, смотреть
3. четыре глагола, заканчивающихся на -ать:
Примеры
слышать, дышать, держать, гнать
Проспрягаем глагол «видеть»:
- 1 лицо я ви́жу — мы ви́дим
- 2 лицо ты ви́дишь — вы ви́дите
- 3 лицо он ви́дит — они ви́дят
Эти глаголы — исключения выучим с помощью следующей стихотворной запоминалки:
Имеем в виду, что однокоренные глаголы с приставками относятся также ко второму спряжению (возненавидеть, разогнать, вытерпеть и пр.). Убедимся в этом на примере приставочного глагола «рассмотреть», который имеет безударные окончания второго спряжения:
- 1 лицо я рассмотрю́ — мы рассмо́трим
- 2 лицо ты рассмо́тришь — вы рассмо́трите
- 3 лицо он рассмо́трит — они рассмо́трят.
Окончания глаголов первого спряжения
Все остальные глаголы, которые заканчиваются в неопределенной форме на -ать, -ять, -оть, -еть, -уть, -ти, -чь, .
Посмотрим личные окончания глагола «купать», который заканчивается на -ать. По этому признаку изменим его по лицам и числам по первому типу спряжения:
- 1 лицо я купа́ю — мы купа́ем
- 2 лицо ты купа́ешь — вы купа́ете
- 3 лицо он купа́ет — они купа́ют
Вывод
В большинстве личных безударных окончаний глаголов первого спряжения пишется буква «е», а у глаголов второго спряжения — буква «и».
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.
Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.
По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:
- Глаголы с инфинитивом на -ить (исключения: брить, зиждиться, стелить);
- Семь глаголов с инфинитивом на -еть: вертеть, терпеть, обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть;
- Четыре глагола с инфинитивом на -ать: слышать, гнать, держать, дышать.
Все остальные глаголы относятся к I спряжению.
Запоминаем!
Глагол стелить используется только в инфинитиве и прошедшем времени, личные глагольные формы образуются от глагола I спряжения стлать (стелешь — стелют).
Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:
- Ставим глагол в неопределенную форму («что делать?», «что сделать?»).
- Выясним, какая гласная буква стоит перед окончанием -ть (ать, оть, уть, ить).
- По этой гласной букве определяем I или II спряжение (учитываем глаголы-исключения).
- Выбираем гласную букву е/и, а/я или у/ю в безударном окончании.
Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.
План разбора глагола
- Часть речи. Общее значение
-
Морфологические признаки.
- Начальная форма (инфинитив)
-
Постоянные признаки:
- Вид (совершенный (что сделать?) или несовершенный (что делать?)
- переходный (употребляется с сущeствительным в винительном падеже без предлога)/ непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога).
- Спряжение
Непостоянные признаки:
- Наклонение в зависимости от вопроса:
- Изъявительное – что делал? что делает? что сделает?
- Повелительное – что делай?
- условное – что делал бы? что сделал бы?
- Число
- Время (если есть)
- Лицо (если есть)
- Род (если есть)
- Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения, является главным или второстепенным членом педложения)
План разбора составлен на основе общих правил, в зависимости от класса и предпочтений учителя ответ может отличаться. Если ваш план разбора отличается от представленного, просто сопоставьте его с данными нашего ответа.
Если морфологический разбор глагола «слышим» имеет несколько вариантов, то выберите наиболее подходящий вариант разбора исходя из контекста предложения.
Источник статьи: http://morfologicheskij-razbor.ru/glagol/%D1%81%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%B8%D0%BC
«Услышит» (глагол)
Морфологический разбор глагола
- I Часть речи: глагол;
- IIНачальная форма: услышать — инфинитив;
-
IIIМорфологические признаки:
- А. Постоянные признаки:
- совершенный вид
- невозвратный
- переходный/непереходный глагол
- II спряжение (глагол-исключение)
- Б. Непостоянные признаки:
- А. Постоянные признаки:
- IV Синтаксическая роль:
сказуемое
Совершенный вид
Мужской род (ед. число) | Что сделал?услышалЧто сделаю?услышу | Что сделал?услышалЧто сделаешь?услышишь | Что сделал?услышалЧто сделает?услышит |
Женский род (ед. число) | Что сделала?услышалаЧто сделаю?услышу | Что сделала?услышалаЧто сделаешь?услышишь | Что сделала?услышалаЧто сделает?услышит |
Средний род (ед. число) | Что сделало?услышалоЧто сделаю?услышу | Что сделало?услышалоЧто сделаешь?услышишь | Что сделало?услышалоЧто сделает?услышит |
Множественное число | Что сделали?услышалиЧто сделаем?услышим | Что сделали?услышалиЧто сделаете?услышите | Что сделали?услышалиЧто сделают?услышат |
Разобрать другое слово
Введите слово для разбора:Найти
Ко II спряжению относятся:
- все глаголы с окончанием на -ить (кроме 4 глаголов-исключений*): строить, поить, хранить, носить, гнить, кроить, морить и т. д.;
- 11 глаголов-исключений с окончанием на -еть, -ать: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.
* Глаголы-исключения (относятся к I спряжению): брить, стелить, зыбиться, зиждиться.
Отвечает на вопрос «что сделать?»: зашить, пройти, переписать, взлететь, перечитать.
Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.
Отвечают на вопросы:
- 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
- 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
- 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
- множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.
Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.
Глаголы в третьем лице обозначают, что действие совершает кто-то, кто не участвует в разговоре.
С какими местоимениями соотносятся | он, она, оно | они |
На какие вопросы отвечают | что делает?, что сделает? | что делают?, что сделают? |
Какие окончания имеют | -ет (I спр.), -ит (II спр.) | -ут/-ют (I спр.), -ат/-ят (II спр.) |
Примеры | она читает, она прочитает, он строит, он построит | они читают, они прочитают, они строят, они построят |
«Слышит» (глагол)
Значение слова «слышать» по словарю С. И. Ожегова
- Различать, воспринимать что-нибудь слухом
- Замечать чувствовать
- Интеллектуально воспринимать на слух (оперу, пьесу, певца, музыканта, чтеца)
- Обладать слухом
- Получать какие-нибудь сведения, узнавать
Морфологический разбор глагола
- I Часть речи: глагол;
- IIНачальная форма: слышать — инфинитив;
-
IIIМорфологические признаки:
- А. Постоянные признаки:
- несовершенный вид
- невозвратный
- переходный/непереходный глагол
- II спряжение (глагол-исключение)
- Б. Непостоянные признаки:
- А. Постоянные признаки:
- IV Синтаксическая роль:
сказуемое
Несовершенный вид
Мужской род (ед. число) | Что делал?слышалЧто делаю?слышуЧто буду делать?буду слышать | Что делал?слышалЧто делаешь?слышишьЧто будешь делать?будешь слышать | Что делал?слышалЧто делает?слышитЧто будет делать?будет слышать |
Женский род (ед. число) | Что делала?слышалаЧто делаю?слышуЧто буду делать?буду слышать | Что делала?слышалаЧто делаешь?слышишьЧто будешь делать?будешь слышать | Что делала?слышалаЧто делает?слышитЧто будет делать?будет слышать |
Средний род (ед. число) | Что делало?слышалоЧто делаю?слышуЧто буду делать?буду слышать | Что делало?слышалоЧто делаешь?слышишьЧто будешь делать?будешь слышать | Что делало?слышалоЧто делает?слышитЧто будет делать?будет слышать |
Множественное число | Что делали?слышалиЧто делаем?слышимЧто будем делать?будем слышать | Что делали?слышалиЧто делаете?слышитеЧто будете делать?будете слышать | Что делали?слышалиЧто делают?слышатЧто будут делать?будут слышать |
Разобрать другое слово
Введите слово для разбора:Найти
Ко II спряжению относятся:
- все глаголы с окончанием на -ить (кроме 4 глаголов-исключений*): строить, поить, хранить, носить, гнить, кроить, морить и т. д.;
- 11 глаголов-исключений с окончанием на -еть, -ать: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.
* Глаголы-исключения (относятся к I спряжению): брить, стелить, зыбиться, зиждиться.
Отвечает на вопрос «что делать?»: бегать, работать, писать, думать, расти, складывать.
Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.
Отвечают на вопросы:
- 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
- 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
- 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
- множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.
Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.
Глаголы в третьем лице обозначают, что действие совершает кто-то, кто не участвует в разговоре.
С какими местоимениями соотносятся | он, она, оно | они |
На какие вопросы отвечают | что делает?, что сделает? | что делают?, что сделают? |
Какие окончания имеют | -ет (I спр.), -ит (II спр.) | -ут/-ют (I спр.), -ат/-ят (II спр.) |
Примеры | она читает, она прочитает, он строит, он построит | они читают, они прочитают, они строят, они построят |
Спряжение глаголов
Гнать, держать, смотреть и видеть,Дышать, слышать, ненавидеть,И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Гнать, держать, смотреть и видеть,Дышать, слышать, ненавидеть,И зависеть, и вертеть,И обидеть, и терпеть –Вы запомните, друзья,Их на Е спрягать нельзя.
Ко второму же спряженьюОтнесем мы без сомненьяВсе глаголы, что на -ить,Исключая брить, стелить.А еще: смотреть, обидеть,слышать, видеть, ненавидеть,гнать, дышать, держать, терпеть,И зависеть, и вертеть.
***
Слышать, видеть, ненавидеть,И зависеть, и обидеть,Гнать, держать, терпеть, вертеть,А еще дышать, смотреть!
Ударение в словах
Долго ели тОрты –Не налезли шОрты!
***
ЗвонИт звонарь,ЗвонЯт в звонок,Чтоб ты запомнить верно смог.
ЗвонИт и говорИт.
***
Фёкла красная, как свЁкла!
В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!
Баба Фёкла копала свЁклу, а Коко Шанель любила щавЕль (от пользователя varik-varvarik)
Срубили ель, сорвали щавЕль.
***
Не говори катАлог, а только каталОг. А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг!
***
ФенОмен звонИт по средАм,ПринЯв договОр по годАм,Он Отдал экспЕртам эскОртаХодАтайство аэропОрта.
***
А у нашей МарфыВсе в полоску шАрфы!
***
Для строителей в моментПривезет шофЁр цемЕнт.
МолЯщий в списки вас включИт,ПонЯвший душу облегчИт.
КорЫсть прокрАлась в квартАл бухгАлтеров.
В чистоте чтоб жил народ, придуман мусоропровОд.
БАрмен поместил в свой блог каталОг и некролОг.
(прислала Елена Пуриче)
Спряжения глаголов. Стихи – запоминалки
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. В русском языке у глаголов выделяют первое и второе спряжение, которые различаются окончаниями. В большинстве личных окончаний глаголов первого спряжения пишется буква «е», а у глаголов второго спряжения — буква «и».
У многих глаголов окончания являются безударными, что вызывает затруднения в их правописании. Чтобы правильно выбрать окончание глагола, следует определить его принадлежность к первому или второму спряжению по неопределенной форме (что делать?).
Ко второму спряжению относятся:
- глаголы, заканчивающиеся на -ить, кроме глаголов «брить», «стелить» и односложных (пить, лить и др.);
- семь глаголов, заканчивающихся на -еть: видеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, смотреть;
- четыре глагола, заканчивающихся на -ать: слышать, дышать, держать, гнать.
Все остальные глаголы относятся к первому спряжению.
Запоминалки спряжений глаголов. Фото – фотобанк Лори
Чтобы запомнить глаголы-исключения, можно использовать следующие стихотворные запоминалки:
Запоминалка спряжений глаголов – 1
Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на -ить, Исключая брить, стелить. А еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть, и вертеть.
Запоминалка спряжений глаголов – 3
Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть – Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя.
Запоминалка спряжений глаголов – 5
Как начнёшь меня ты гнать, Перестану я дышать, Перестанут уши слышать Ну а руки – всё держать. На меня начнёшь смотреть, Будешь ты меня вертеть – Буду всё равно терпеть, Буду от тебя зависеть, Раз ты смог меня обидеть. Буду я тебя не видеть, А открыто ненавидеть.
Источник статьи: http://materinstvo.ru/art/16961
Шуточные запоминалки по разным предметам
Английский язык
Когда в английских словах для обозначения звука употребляется сочетание «ie» (chief, thief), а когда «ei» (receive, perceive):
If the letter «C» you spy,Put the «E» before the «I».If you do not spy the «C»,Put the «I» before the «E».
***
I before E except after C, or when sounded like A as in neighbour and weight.
Астрономия
Для запоминания классов звезд: Один Бритый Англичанин Финики Жует, Как Морковь.
***
Запомнить порядок планет Солнечной системы можно по первым буквам слов во фразе:Мы ведь знаем, мама Юли села утром на пилюли! (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
***
Порядок планет Солнечной системы по первым буквам слов:Планеты нетрудно упомнить самому юному малышу, зная Венеру, Меркурий.(прислала Надежда Иванова)
***
Раз Меркурий, два – Венера,Три – Земля, четыре – Марс,Пять Юпитер, шесть – Сатурн,семь – Уран, за ним – Нептун,И девятая планета под названием Плутон.
***
О Т о Б РА Л Д ВЕ С о С К и ВО Р – так научил учитель физики и астрономии запомнить порядок знаков Зодиака. Заглавные буквы – начальные буквы знаков Зодиака, строчные буквы воспринимать как вспомогательные:О – ОвенТ – ТелецБ – БлизнецыРА – РакЛ – ЛевД – ДеваВЕ – ВесыС – СкорпионС – СтрелецК – КозерогВО – ВодолейР – Рыбы(прислала Анна Филатова)
Геометрия
Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам.
Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам.
Пифагоровы штаны во все стороны равны.
Литература
Слово ДАМАН указывает, на какой слог падает ударение в трехсложных размерах стиха: ДАктиль – 1-й слог, АМфибрахий – 2-й слог, АНапест – 3-й слог.
Математика
Если очень постараться,Можно сразу пи прочесть:Три, четырнадцать, пятнадцать,Девяносто два и шесть.
***
Пи = Кто и шутя и скоро пожелаетъ пи узнать, число ужъ знаетъ.
***
Надо только постараться и запомнить всё как есть — три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть.
***
Что я знаю о кругах? 3,1416
***
Число ПИ (количество букв в слове соответствует числу): «Это я знаю и помню прекрасно: ПИ лишние знаки мне чужды, напрасны» – 3,14159265358 (прислала Ольга Бирюкова)
***
Квадратный корень из двух запомнить можно следующим образом:
1,4142135624 = Я Таня, я дура, но я вот нашла корень из двух. (Каждая цифра соответствует количеству букв в слове.)
***
Формула дифференцирования произведения: d(UV) = U∙dV + V∙dU Чтобы легко запомнить формулу, нас научили заменять правую ее часть фразой: «Удавить – и в воду».
Семь цветов радуги
Как Однажды Жан-Звонарь Головой Свалил Фонарь.
Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны.
К — красный,
О — оранжевый,
Ж — желтый,
З — зеленый,
Г — голубой,
С — синий,
Ф — фиолетовый.
Старославянский язык
Слова склонения на U краткий в старославянском:Имею полдома. На верху мед. А возле дома Сын вола пасет.
Физика
Средняя скорость теплового движения частицы v=sqrt(3kT/m) запоминается как три кота на мясо,(m — масса броуновской частицы, v — ее скорость, k — постоянная Больцмана, T — температура, sqrt — квадратный корень).
Химия
Индикатор лакмус красный кислоту укажет ясно! Индикатор лакмус синий — щелочь тут, не стой разиней!
Фенолфталеиновый в щелочах малиновый.
Алюминий, феррум, хром – их валентность равна трем.
Натрий, калий, серебро – одновалентное добро.