Методика никитиных в действии: чего добились дети из знаменитой семьи

Какую игру по методике Никитиных предложить детям первой?

Если в распоряжении воспитателей есть несколько развивающих интеллектуальных «никитинских игр», то желательно сначала разобраться с каждой из них самому, чтобы выяснить комплектацию, уровень сложности. Можно попробовать поиграть самим, чтобы оценить диапазон задач и требуемое время. С учетом возраста, темперамента и характера малыша или группы воспитанников следует вводить сначала самые легкие игровые задания, двигаясь к более сложным

Например, если малыши освоились с игрой «Сложи узор», то периодически через несколько дней следует вводить игры «Обезьянки», «Рамки Монтессори», «Точечки», «Внимание» и другие

Воспитателей может заинтересовать вопрос, можно ли занять группу детей, предложив им сразу несколько разных игр по методике Никитиных? Сам Борис Никитин утверждает, что это возможно в том случае, если из трех игр минимум две уже освоены и интерес у воспитанников есть. При этом нежелательно отводить для игровой деятельности определенное время – 5, 10 минут, создавать временные рамки и останавливать. Пока у ребенка есть интерес и ему не делают замечаний, пусть решает логические задачи и доводит дело до конца.

Как воспитывали детей в семье Никитиных

Борис и Елена считали, что ребенок в состоянии развиваться самостоятельно, а задача родителей – создать для этого благоприятные условия. Мама и папа ни в коем случае не должны заставлять что-то делать, только направлять, помогать, поддерживать. При этом нужно чувствовать тонкую грань, когда помощь превращается в чрезмерную опеку. 

Способности ребенка нужно развивать с раннего возраста. Чем раньше начать, тем выше шанс, что таланты малыша впоследствии не угаснут. 

Никитины называли основные моменты в воспитании, которые помогут вырастить счастливых, здоровых и талантливых детей.

  1. Здоровье. С ранних лет родители должны заботиться о физическом здоровье крохи. Но это не означает, что ребенка нужно кутать в теплые одежки, постоянно водить по врачам, давать кучу таблеток и синтетических витаминов. Наоборот, Никитины пропагандировали раннее закаливание, развитие физической выносливости, простую, домашнюю пищу. Елена и Борис придумали и соорудили домашний комплекс, на котором дети регулярно занимались спортом с ранних лет.
  2. Эмоциональное и психическое развитие. Елена кормила детей грудью, причем не по часам, как это было популярно в Советском Союзе, а по требованию младенца. Мама считала важным прикладывание новорожденного к груди в первые моменты после родов. Никитины говорили о том, как важен постоянный контакт малыша с мамой и папой. Они практиковали совместный сон, не запрещали крошкам самостоятельно познавать окружающий мир: трогать, щупать, пробовать на вкус. Елена и Борис выступали за совместные интересные занятия родителей и детей, которые должны быть направлены на взаимопомощь и поддержку.
  3. Развитие интеллекта. Никитины уделяли интеллектуальному развитию детей большое значение. Придуманные ими логические игры, головоломки, изучение букв и цифр, тактильные игрушки – все это помогало в игровой форме развивать мелкую моторику, учиться чтению и счету, развивать интеллект и мышление. При этом родители не заставляли детей заниматься, а ждали, пока малыши сами проявят интерес или предлагали другую игру, исходя из увлечений детей.
  4. Творчество. В семье поддерживали любые творческие начинания, приветствовались нестандартные идеи и креатив в любом виде.

Отношение к способностям детей

Есть 2 вида способностей По-Никитину:

  • исполнительские — результат усвоения ранее познанного;
  • творческие — результат самопознания и саморешения возникших проблем.

Современная официальная педагогика развивает лишь исполнительские способности, а Никитин стремился развить творческие, путем создания спецусловий:

  • Все здоровые дети обладают высокими способностями во всех направлениях.
  • Эти способности реализуются, если заранее создана развивающая среда (часть ее — развивающие игры), и взрослые интересуются достижениями ребенка.
  • При отсутствии развивающей среды у ребенка угасают. Возможности эффективного развития способностей.
  • Чем старше ребенок, тем труднее развить способности, вплоть до полной их утраты.

Меру развития способностей ребенка требовалось как-то оценивать, и Никитин выработал на это свои критерии:

  • Тестирование физического развития — индексы справедливости, в которых учтены результаты развития, соотнесенные с весом и ростом ребенка (до сих пор не признаны).
  • Тестирование умственного развития, основанное на оценивании скорости протекания умственных процессов по Айнзенку и продуктивности умственной деятельности по Косу.

Эффективное развитие способностей ребенка возможно только через игру. Борис Павлович создал для своих детей массу игр, которые впоследствии стали базой его системы.

Методика Никитина для детей 1-3 лет

С какой игры начать? Прежде всего, родителям нужно поиграть самим, а потом подобрать кубики соответственно возможностям своего малыша.

Например, для детей от года до трех лучше начать с игры «Сложи узор». Задания давайте самые простые:

  • найти грань определенного цвета;
  • открыть коробку с кубиками;
  • достать фигурки или сложить обратно.

Для маленького это большая творческая задача. Интерес появляется у детей волнами. Сначала он играет каждый день, потом реже и вскоре вовсе забывает. Когда игра надоест или ребенок освоит все узоры, можно вводить следующую схему, например «Обезьянка». Она поможет развить качество копирования.

Раннее знакомство и работа дошкольников с разнообразными материалами, инструментами, являются импульсами развития всяких способностей. Ведь недаром пословица гласит: «Что посеешь, то пожнешь».

Система Никитиных для детей на видео:

Немного истории

Борис Павлович Никитин (1916-1999г.г.). Окончил Военно-воздушную академию им.Жуковского в 1941г. С 1949 года вышел в отставку и начал свою научную и педагогическую деятельность. Его жена Лена Алексеевна, родилась в 1930г. Окончила Московский областной педагогический институт в 1954г. Работала учительницей в школе, а затем библиотекарем и заведующей в Болшевской библиотеке. На протяжении своей совместной жизни они воспитали 7 детей и 17 внуков. С момента рождения первого ребенка (1959г.) ими было предпринято много смелых поступков, в свое время вызвавших много толков. Семья Никитиных воплощала в жизнь идеи о значении ранней тренировки ума и тела. Они честно и открыто писали об отношениях в всоей семье не скрывая трудностей, делились способами их преодоления. Наследие Никитиных огромно, ознакомившись с их работами, каждый может найти новые идеи и подходы в интеллектуальном и физическом развитии ребенка, в воспитании и социализации детей. Их методика, на протяжении многих лет, используется в различных детских дошкольных учреждениях.

О семье Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов ХХ века. Подмосковный поселок Болшево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги воспитывают своих детей. Местную общественность удивлял тот факт, что никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а, едва начав учиться в школе, перескакивали через класс.

Именно тогда, в 1960-1970-е годы Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день.

Основные принципы воспитания «по-Никитински»

Методика Никитиных предполагает, что прежде всего родители ответственны за воспитание своих детей, а не детский сад или школа. Никитины подчеркивают, что родителям следует создать в доме благоприятную атмосферу для интеллектуального и творческого развития ребенка. Причем начинать это делать нужно с возраста от 1 года. Именно с этого возраста ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Не востребованные в свое время возможности постепенно ослабевают, и в дальнейшем развить их будет трудно. Для детей личный пример родителей важен больше чем, слова. Так, если мама ребенка занимается живописью, а папа футболом, то тяга к искусству и спорту будет закономерной.

В связи с этим, взрослым важно вести здоровый образ жизни и закаляться, подавая хороший пример своим детям. В целях развития и раскрытия способностей следует создать обстановку, в которой ребенок сможет проявить себя и свободно выбрать интересное для себя занятие

Предложенные Никитиным принципы развития дают возможность уменьшить время обучения в школе.

По методике Никитиных родителям следует избегать крайностей в воспитании ребенка. Часто родители либо слишком опекают ребенка, лишая его всякой самостоятельности, либо наоборот забрасывают, уделяя ему мало внимания.

В основе своей системы Никитины определили труд, самостоятельность, творчество стремление к единению с природой. Дети должны быть свободны. Родители ни к чему не принуждают их, но всегда поддерживают и помогают в сложных ситуациях. Взрослые много общаются с детьми, подталкивают их к новым достижениям. Главной задачей родителей является подготовка ребенка ко взрослой жизни и развитие творческого мышления.

Выделяют 4 основных принципа воспитания в методике Никитиных:

Дети должны заниматься тем, к чему у них есть интерес, конечно, под контролем взрослых. Не должно быть никаких ограничений. Нужно предоставить детям полную свободу творчества. То, что окружает ребенка, должно заинтересовывать его и стимулировать к познанию нового.

Ребенок должен быть максимально самостоятельным. Родители участвуют в жизни ребенка, но не делают его слабым и зависимым. Можно, например, при выполнении какого-то задания работать вместе, но не делать все за ребенка. Оказывать помощь можно только тогда, если малыш сам ее попросит. Например, когда дети Никитиных учились ходить, родители не поддерживали их. Таким образом ребенок, полагаясь лишь на свои силы, учился группироваться при падении, мягко приземляться.

Необходимо сочетать физическое и умственное развитие

Такая методика позволяет окрепнуть слабым детям.

Хвалить ребенка за успехи и не акцентировать внимание на неудачах. Все успешные достижения отмечаются и приветствуются.

Подобный подход к развитию способностей формирует самостоятельность, инициативность, любознательность, ответственность. Никитины не ставили перед собой цель вырастить одаренных детей. Их система воспитания подходит для каждого ребенка и позволяет научить малышей многим занятиям раньше положенного по нормам срока. Кроме того, большой акцент в их системе делается на получении не только теоретических, но и практических навыков, которые можно будет применять в любой жизненной ситуации.

«Сложи узор»

Этот игровой набор пользуется заслуженной популярностью. Состоит он из 16 кубиков одинакового размера, грани которых выкрашены в четыре различных цвета. Есть грани однотонные, двухцветных в двух вариациях (фрагменты различного окраса размещены диагонально или по прямой линии), 3- и 4-цветные. Задача ребенка – сложить из них узор, при этом на начальном этапе можно использовать готовые варианты из книжки-инструкции, а после – проявлять фантазию, самостоятельно придумывать всевозможные комбинации. Лучший возраст для выполнения упражнений с узорами – от 4 до 8 лет.

Борис Павлович Никитин предлагал идти путем «от простого к сложному» и использовать следующие виды и формы работы:

  • У малышей в возрасте 1,5-2 лет лучше всего получается подражать, поэтому взрослый может показать пример – сложить из кубиков «дорожку», башенку, поезд или другую простую фигуру.
  • В 2-4 года можно смело приступать к работе с цветами, предложив ребенку повторить заранее придуманный родителем гармоничный узор, это может быть как «дорожка», так и «квадрат». С каждым занятием сами узоры должны становится сложнее.
  • Усложненный вариант игры – сложить узор по готовой иллюстрации, но менять цвета (например, на карточке рисунок сине-белый, а ребенку надо сложить красно-желтый).
  • Как только ребенок без проблем начнет собирать такие сложные вариации, как «пила», «фонарик», «горки», следует предложить ему срисовать получившийся узор с кубиков на листок бумаги в клетку.
  • Наконец, наиболее сложная форма работы – придумать узор, разложив кубики в необходимом порядке, перерисовать его и закрасить.

Игра «Сложи узор» интересна детям, помогает развить в них интеллект, способность к анализу и синтезу, умение мыслить логически, комбинировать цвета и формы.

«Сложи квадрат»

Дидактический материал имеет три уровня сложности, представляет собой набор из 12 квадратов, каждый из которых окрашен в собственный цвет и причудливым образом разрезан на части. Задача ребенка проста – собрать целый квадрат, от него потребуется выбрать «кусочки» необходимого цвета и сложить из них правильную фигуру. Начинать работу с самым простым вариантом головоломки «Сложи квадрат» можно с двух лет.

Набор «Дроби»

Сделать его можно своими руками, используя плотный картон или фанеру, или приобрести готовый вариант.

«Дроби» представляет собой 12 кругов, окрашенных в различные цвета:

  • целые круги;
  • разделенные на сегменты – «дольки».

В зависимости от возраста и способностей можно предложить ребенку несколько вариантов игры с набором «Дроби»:

  • разложить кусочки по цветам;
  • составить из них круг, составить круг из деталей различных цветов;
  • разложить в ряд детали от меньшей к большей;
  • разместить фрагменты от большего к меньшему, разместить их стопкой.

Набор помогает не только развить мышление и сообразительность, но и получить первые знания о дробях, что, несомненно, поможет в процессе обучения – ведь, как отмечают педагоги, тема дробных чисел чаще всего дается неподготовленным детям с трудом. Заниматься с набором лучше всего в возрасте от 3 до 7 лет.

Методика раннего развития детей, созданная супругами Никитиными, позволяет не только подготовить малыша к школе и в ненавязчивой легкой форме пояснить ему то, что потом будут требовать учителя, но и научить ребенка самостоятельности, развить  стремление решать задачи, полагаясь только на себя, на собственный интеллект.

Правила игр Никитина

Игра должна доставлять радость. Каждый успех ребенка – большое и общее достижение.
Ребенка следует заинтересовать игрой, но не стоит заставлять. И уж тем более здесь не место обидным замечаниям.
Развивающие творческие игры требуют детской самостоятельности и взрослого невмешательства

Пусть ребенок думает сам, ищет свои ошибки тоже сам, поднимаясь по лестнице все более сложных заданий.
Чтобы оценить сложность игры, прежде чем занять детей, стоит поиграть самому и засечь время.
Начинать надо с более легких и простых задач, так как успех в самом начале – важное условие.
Если ребенок не может решить игровую задачу, она ему не под силу, то стоит отступить и сделать перерыв. А через несколько дней возобновить занятия с более легкой игры

А еще лучше, если малыш выберет сам игру по своим возможностям.
Если в семье несколько детей, то каждому надо приготовить по комплекту. В детском саду желательно подготовить несколько комплектов игр.
Самые простые игры, которые автор методики рекомендует давать первыми – «Сложи узор» и «Рамки и вкладыши Монтессори». Эти игры направлены на распознавание цвета и формы. При этом Б. П. Никитин рекомендует взрослым начать вести дневник успехов ребенка, записывая порядок введения новых игр.
Дети увлекаются играми периодически, поэтому, когда интерес к занятиям пропадает, об игре следует забыть на несколько дней или на месяц. Когда с подачи взрослых интерес снова возникнет, успехи в игре могут быть куда лучше.
Игры по методике Никитиных следует беречь, не оставлять с игрушками, убирать на видное, но недоступное детям место.
При занятиях по методике Никитиных с самыми маленькими детками от 1,5 до 3 лет желательно придавать игре форму сказки, придумать сюжет, дать фигуркам, узорам и моделям имена. Фантазия и эмоции воспитателя играют большую роль в процессе увлечения детей.
Игровая деятельность должна стимулировать у ребенка развитие индивидуальных качеств характера. Следует больше хвалить воспитанников за достижения и подбадривать в случае неудач.
Игровая деятельность должна проходить в условиях комфортной и непринужденной обстановки. Если дети – непоседы захотят прыгать от радости или кувыркаться – они не должны сдерживаться.
Если на игровом этапе уже сложены все узоры, собраны все модели, то можно придумать новые задания самим. Будет замечательно, если дети станут сами записывать, зарисовывать в дневник достижений новые образцы.
Детям старшего дошкольного возраста можно устроить соревнования по решению задач на скорость. А воспитанники 6 – 7 лет вполне способны к серьезным состязаниям со взрослыми. Выиграть взрослого – это огромная радость для ребенка.

Трудности и взаимопонимание

Несмотря на то, что сейчас эта методика современным родителям кажется вполне естественной, много трудностей пришлось преодолеть Лене Алексеевне и Борису Павловичу Никитиным, а также их детям. Вы только представьте, эти люди вовсе не ставили эксперименты и не проводили опыты над своими детьми, они просто старались жить так, чтобы им и их детям было комфортно, чтобы все были здоровы и полны творчества и желания жить.

Никитины не провозглашали лозунгов и не заставляли других следовать за ними. Однако, невозможно угодить всем и каждому, и находились как сторонники, так и противники «никитинщины». А дом семьи был открыт для всех посетителей. Новаторская семья оказалась «под прицелом» соседей, СМИ, ученых, методистов, педагогов и даже родных бабушек.

Противники такого подхода в воспитании могут говорить о слабой организованности, отсутствии режимности, малой социализации и многом другом. Но дорога не может быть всегда идеально гладкой, а семьи одинаковыми. Нужно здраво рассуждать и лояльно подходить к решению вопросов воспитания и развития ребенка. Столкнулись противоположные взгляды на воспитание детей и в самой семье Никитиных – традиционная система воспитания бабушек против новаторства родителей. Это непримиримое противоборство сегодня есть во многих семьях. Поставим себя на место ребенка в этой ситуации. Чью сторону он должен принять?

Как формировать развитие ребёнка: особенности воспитания

С первых дней жизни Никитины использовали различные закаливающие процедуры. Они предоставляли детям свободу движения, приучали ходить босиком и обливаться холодной водой. Такими простыми мерами семья Никитиных значительно уменьшила количество простудных и вирусных инфекций.

Физиологическое здоровье и нормальное развитие оказалось не единственным достижением родителей. Оказалось, что крепкие здоровые дети отличаются высокими творческими способностями. На фоне физического развития прекрасно формировались логика и мышление.

Позже об этой взаимосвязи писали врачи и физиологи: развитие мозга основывается на движении. А развитие физиологической системы для ребёнка является основой развития всех других систем организма (нервной, психической, умственной). То есть, если малыш мало ползает, много времени лежит в пелёнках, он не только позже садится и позже начинает ходить, но и позже учит буквы, позже начинает читать и позднее становится способен осваивать сложные науки (физику, химию, высшую математику).

Кроме физического развития и закаливания, родители использовали специальные игры, которые заставляют ребёнка думать и находить решения. Они развивали мышление и творческий потенциал. Игры получили название игр Никитиных. Эти игры заложили основу для развития творческих способностей детей.

Что важно для развития ребёнка?

В воспитании детей педагоги-новаторы основывались на следующих принципах:

  • Необходимо создавать детям благоприятные условия для развития, при которых способности легко формируются. К примеру: малыш ещё не знает нот, но вместе с мамой может слушать детские песни, музыкальные сказки. Или другой пример: ребёнок ещё не говорит, но в его игрушках уже есть кубики с буквами. Вместе с первыми словами он будет осваивать буквенные начертания.
  • Опережающие условия — формируют интерес и стремление к обучению. Музыканты растут в семьях музыкантов, а художники — у родителей-художников. И не только из-за наследственных способностей. Они с детства слышат музыку, видят краски или рассматривают математические таблицы.
  • Развитие творческих способностей возможно при свободе выбора занятий. Не должно быть заорганизованности, когда день ребёнка расписан от и до. Всегда должно быть время для собственного выбора, для того, что ребёнок хочет. А это — не поддаётся расписанию. Однако не должно быть и другой крайности — заброшенности и отсутствия каких-либо занятий, «полной свободы».
  • Интерес родителей к достижениям и занятиям ребёнка. Только при наличии интереса мамы и папы к детской деятельности, развитие ребёнка будет наиболее успешным. Не нужно уповать на самосознательность. Психология детства проста: мне не нужно то, что не нужно никому. И ещё: обязательно детские успехи должны быть встречены похвалой родителей.
  • Занятия должны проводятся в свободной форме. Решая пример, ребёнок может сидеть на полу, кувыркаться на турнике или висеть на канате. Движение — основа развития.

А теперь расскажем, какие занятия проводили Никитины со своими детьми.

Минусы никитинской системы воспитания

Следуя всем вышеуказанным правилам, ребенок вырастет самостоятельным, хорошо физически развитым. Полученные знания до 3 лет помогут в дальнейшем легче усвоить точные науки. Несмотря на все эти преимущества, никитинская система воспитания все же имеет минусы:

  • ребенок развивается однобоко. Нужно к процессу воспитания подключать и других специалистов;
  • малыш плохо развивается в эмоциональном плане, так как уже с малого возраста от него требуется самостоятельность, сосредоточенность. А это большая нагрузка на ребенка;
  • такая система развития не предполагает использование игровых моментов в воспитании, а значит, ребенок попросту не будет уметь играть.

Несколько слов о Никитиных

Семья Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никитиных привлекла к себе внимание общественности более полувека тому назад. В 1962 году в прессе появилась первая публикация о семье педагогов-новаторов из поселка Болшево (Подмосковье), дети которых бегают по снегу босиком и демонстрируют невероятные физические и интеллектуальные способности (к 3-4 годам все дети Никитиных уже осваивали азы математики и чтения).. Позднее методикой воспитания советских педагогов заинтересовались не только отечественные специалисты, но и их коллеги из Германии (ФРГ), Японии и других стран

Нестандартный образ жизни многодетной семьи (у Никитиных было 7 детей) обычных советских педагогов, а также их книги и удивительная стойкость в отстаивании своих методов воспитания вызывали неоднозначную реакцию – «официальная» медицина и педагогика относилась к методике Никитиных крайне негативно, а вот прогрессивно настроенные молодые родители активно перенимали практический опыт педагогов-новаторов.

Позднее методикой воспитания советских педагогов заинтересовались не только отечественные специалисты, но и их коллеги из Германии (ФРГ), Японии и других стран. Нестандартный образ жизни многодетной семьи (у Никитиных было 7 детей) обычных советских педагогов, а также их книги и удивительная стойкость в отстаивании своих методов воспитания вызывали неоднозначную реакцию – «официальная» медицина и педагогика относилась к методике Никитиных крайне негативно, а вот прогрессивно настроенные молодые родители активно перенимали практический опыт педагогов-новаторов.

Противостояние, возникшее между традиционной педагогикой и методикой Никитиных, повлекшее за собой ряд исследований, привело к небывалой популярности новаторского метода Никитиных в частности, и раннего развития детей в целом. К началу 80-х годов о семье Никитиных знала вся страна, а их методы воспитания стали основой российской родительской педагогики, которая применяется и по сей день.

Особенности семейного уклада

Вся методика развития Никитиных проистекала из их будничных дней, в течение которых родители занимались со своими ребятишками и наблюдали за ними. Уже с самого начала эта семья несколько отличалась от других советских семей:

Супруги уважительно относились к праву друг друга работать и заниматься другим делами, помимо воспитания детей, в котором принимали равное участие. Работали они по очереди: утром – отец, а вечером – мать

Поэтому дети одинаковое количество времени проводили и с мамой, и с папой.
Для каждого ребенка заводился дневник наблюдений, куда вписывалась информация о всех новых умениях, навыках.
Родители уделяли большое внимание физической культуре: прививали ее своим детям и занимались гимнастикой сами.

Гимнастика в семье Никитиных

Быт семьи был достаточно простым, без излишеств – отчасти это объяснялось материальным положением семьи, отчасти – неприхотливостью Бориса и Лены. На что не боялись тратить деньги родители, так это на книги. Они с большим рвением изучали педагогические труды зарубежных и отечественных специалистов, пытаясь найти подтверждение собственным догадкам и узнать новые пути движения.

Методика развития Никитиных: главные принципы

Воспитание детей по Никитиным должно базироваться на трёх основных правилах:

  1.  Детям необходимо создавать благоприятные условия для физического и умственного развития. Стены детской комнаты чета педагогов предлагала украшать печатными и прописными буквами, таблицами сотен и тысяч, картой полушарий, различными измерительными приборами и книгами. Спортивные тренажёры в доме Никитиных были важны не меньше, чем мебель, они были практически в каждой комнате. Развивающая методика Никитиных базируется на естественном подходе к воспитанию. Авторы рекомендуют кормить ребёнка скромно, гулять с ним в любую погоду и при этом не кутать его в сто одёжек, а также поддерживать в доме температуру не выше 18⁰С. Все эти меры, по их мнению, способствуют укреплению детского организма и активному развитию малышей.
  2. В своём творчестве дети должны быть свободными, родителям нельзя им навязывать своих советов или подсказывать им пути решения каких-то задач. Сами Никитины придумали для своих детей множество развивающих игр, каждая из которых может иметь сотни вариантов. Решать задачи таких игр дети могут постоянно, каждый раз выбирая более сложный уровень. Справляться с этими задачами дети должны исключительно самостоятельно, без какой-либо помощи взрослых.
  3. Маме и папе следует общаться с ребёнком как можно чаще, вступать с ним в диалог, активно участвовать в его делах.

Интеллектуальные игры Никитиных

Для интеллектуального развития детей Никитин создал развивающие игры под названием «ступеньки творчества»

Сюда входят игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб», «Дроби», «Внимание», «Рамки и вкладыши» и другие. Все они объединены несколькими главными принципами: самостоятельности, неразглашении правил и постепенного перехода от простого к сложному уровню

Описание этих обучающих игр можно найти в книге Никитина «Интеллектуальные игры».

Правила игры ребенок познает сам. Для этого ему нужно наблюдать за другими игроками, анализировать, делать выводы. Взрослым не стоит давать подсказки ребенку. В случае если ему не удается понять правила игры, то ее просто откладывают на некоторое время. Игры Никитиных направлены на то, чтобы не ограничивать детей в творчестве.

Подробнее можно остановиться на 4 играх Никитиных.

  1. «Сложи узор»
    Это игра, предназначенная для детей от 1,5 лет. Чем больше ребенку лет, тем сложнее поставленные в игре задачи. Предметами для игры являются 16 кубиков, каждая грань которых имеет разный цвет. Размер ребра кубика составляет 3 сантиметра. Ребенку нужно сложить определенный узор из кубиков. Самый простой – собрать линию из одного цвета. Затем можно переходить на более сложные узоры. Данную игру необходимо завершить до того, как ребенок утратит к ней интерес.
  2. «Сложи квадрат»
    Это игра подходит для детей от 2 лет. Суть игры – это собрать квадрат из разных геометрических фигур. Самые маленькие могут сделать это из двух треугольников. После того, как ребенок разобрался с этим заданием, можно переходить к более сложному уровню. Количество фигур, из которых нужно собрать квадрат, в зависимости от возраста детей, возрастает.
  3. «Уникуб»
    Ребенку предлагают собрать объемные фигуры из 27 кубиков по определенным схемам. 3 грани каждого кубика окрашены в определенный цвет. Сложность заключается в том, чтобы правильно сочетать цвета. Самые простые задания могут выполнять дети от 1,5 лет.
  4. «Дроби»
    Эта игра предназначена для детей от 3 лет и позволяет познакомиться с понятием дроби. Комплект для игры состоит из 3 фанерок размером с лист формата А4. Для каждой из фанерок предусмотрено 4 круга идентичного размера. Различия их состоят в расцветке и разрезе фигуры. Первый круг целый, второй поделен на две части, третий на три и так дальше. Самый последний круг разрезан на 12 частей.
    Польза игры состоит в том, что дети могут воспроизвести расцветку, сосчитать части каждого круга и сопоставить между собой дольки, взятые из разных кругов. Это прекрасный способ увидеть и осознать, почему одна двенадцатая круга меньше чем одна шестая.

Интересный факт. Система воспитания детей Никитиных признана не только в России, но и в Америке, Японии, Германии.

Никитинские интеллектуальные игры

Борис Павлович Никитин разработал много различных интеллектуальных игр, которые теперь лежат в основе методики раннего развития детей по системе Никитиных. Основной принцип этих игр – отсутствие объяснения правил игры.

Малыш погружается в атмосферу игры, подражая другим участникам. Он играет вместе с ними, постепенно постигая правила игры. Подсказывать ему запрещено, таким образом, он учится мыслить и принимать решения самостоятельно.

Если у малыша наблюдаются затруднения в решении задачи, рекомендуется ее отложить на более благоприятный период. Большинство игр предоставляет простор для творчества в создании новых игр на основе имеющихся. Все игры построены от простого к сложному с максимальным самостоятельным участием ребенка.

Примеры игр

«Сложи узор». Это самая простая игра. В наборе 16 кубиков с ребром 3 см. Каждая грань имеет определенную окраску. Играть в кубики Никитина можно начиная с полутора лет; описание методики самой простой игры: сядьте рядом с малышом и предложите выложить дорожку из кубиков с определенной последовательностью цветов. Сначала это может быть только один цвет, затем чередование нескольких цветов, по мере развития способностей и навыков малыша, задания усложняются

Важно закончить игру до того, как ребенок перестанет проявлять к ней интерес.
Еще одна игра, которая разработана и придумана Борисом Павловичем и которая входит в основу методики Никитиных: «Сложи квадрат». Игра на основе головоломки, когда из разных геометрических фигур необходимо сложить квадрат

Никитин упростил ее, разделил уровни сложности, и игра стала доступна малышам от 2 лет, когда сложить квадрат предлагается из 2 прямоугольников, 2 треугольников, или 2 частей, разделяющих квадрат по ломаной. С освоением простых способов, задача усложняется, количество фигур, из которых можно составить квадрат, увеличивается.

«Уникуб». Игра состоит из 27 кубиков, грани которых раскрашены в 3 разных цвета. Существуют схемы, разработанные Никитиным, согласно которым нужно из кубиков сложить определенные объемные фигуры. Задача не так проста, как кажется на первый взгляд, так как используется редкое, но не единственное сочетание цветов.

Физическое и трудовое развитие ребенка

Никитины рассматривали тело ребенка, как инструмент познания, который требует тщательного ухода: закаливание, спорт, физкультура, отсутствие перегрузки одеждой и едой, предоставление спортивных снарядов.

Физическое развитие ребенка тесно связано с трудовым.

Труд — важный компонент воспитания. Организовывают его родители через игру и совместные действия:

  • домашние мастерские;
  • детские инструменты;
  • общие домашние дела;
  • походы, поездки, путешествия;
  • замена карманных денег на трудовые.

Раннее вовлечение в труд усиливало физические нагрузки, укрепляя организм и иммунитет. Труд предлагался по возрасту, но был обязательным для всех.