Конспект занятия «сидит белка на тележке»

Оглавление

В каких ситуациях использовать считалку про Лунтика

Рекомендуется научить детей прибегать к помощи считалочки в ситуациях спорных, требующих принятия решения или выбора. Но при этом выбор того или иного участника или предмета должен быть равнозначным.

Примеры использования считалки «Едет Лунтик на тележке»:

  • Дети собираются играть в салки/прятки/казаки-разбойники, и никто не хочет быть ведущим.
  • Дети спорят, во что сыграть или чем заняться.
  • Ребёнок затрудняется в выборе: съесть яблоко или грушу, нарисовать розовый цветок или голубой, надеть панамку или кепку.

Был случай. Мои дети 5 и 6 лет спорили: дочь хотела сыграть в домино, а сын – в настольную бродилку. Я предложила посчитаться на «Едет Лунтик». Выпало, что играть будут в домино, и на лице сына отразилось такое безмерное расстройство. В подобной ситуации необходимо оговаривать, что оба варианта возможны и хороши, определять считалкой будем только последовательность игр.

Считалка «Ехал Лунтик» станет позитивным решением детских споров

Упражнения

Самые первые пальчиковые игры нужно проводить без стихотворного или сказочного контекста, все внимание малыша должно быть сосредоточено на процессе тренировки нового навыка. Можно предложить ему посоревноваться в ловкости и выдать победителю небольшой приз

Важно не стремиться получить сразу идеальный результат, формировать новые умения нужно постепенно

Вот несколько простых упражнений  для детей 2-3 лет

Важно не стремиться получить сразу идеальный результат, формировать новые умения нужно постепенно. Вот несколько простых упражнений  для детей 2-3 лет. Лучше всего проводить их тогда, когда у вас и малыша появляется несколько свободных минут (например, в очереди к врачу или в пробке)

Очень полезно начинать несколькими из них занятия творчеством (рисованием, лепкой)

Лучше всего проводить их тогда, когда у вас и малыша появляется несколько свободных минут (например, в очереди к врачу или в пробке). Очень полезно начинать несколькими из них занятия творчеством (рисованием, лепкой).

Кулачки-ладошки

Обе руки лежат на столе. Одна ладошка открыта, другая — сжата в кулачок. Затем нужно несколько раз поменять их положение.

К себе-от себя

Руки стоят на локотках. Выгибаем ладошки на себя, потом прогибаем в обратном направлении. Следим за пальчиками, они должны быть прямыми.

Замок

Пальчиковая игра “Замок”: держим руки перед собой. Соединяем пальцы обеих ладошек друг с другом, «замочком». Выпрямляем руки, выворачивая замок другой стороной, от себя.

Ладошки-близняшки

Держим руки перед собой. Соединяем ладони вместе. Двигаем сомкнутыми ладошками в разные стороны. Следим за их плотным соединением и параллельными движениями.

Пальчики здороваются

Поставить руки перед собой, выпрямить все пальчики на ладошках. Начать соединять парные пальцы — большой с большим, указательный с указательным и т. д. Потом, тоже по очереди, разъединить их.

Ход занятия:

-Ребята, сегодня к нам на занятия пришли гости. Давайте поздороваемся. А вы знаете, что здороваться можно по –разному: можно подмигнуть, помахать рукой, сказать здравствуйте или привет. (Аудио запись Шуршание)

-Ребята, слышите, что это за звук? (кто-то шуршит «ищем белочку»)

-Посмотрите, (поищите) кто же это может так шуршать. Нашли, берите, давайте ее сюда. Кто же это? Белочка.

— А кто мне скажет, где белочка живет? (ответ детей)

-Правильно, белочка живет в лесу на дереве, в дупле. Белочка, ребятки, редко спускается на землю, ей больше нравится, скакать с ветки на ветку.

-Покажите, как она скачет (прыжки на месте)

— Вот как прыгают белочки! Молодцы!

-А какое время года скоро наступит?

-Кто мне скажет? Конечно, зима!

— А кто знает, чем питаются белочки зимой?

-Да вы правы они любят шишки, грибочки, ягодки. А еще что они любят? (ответ детей)

Белочка: А мое любимое лакомство — это «орешки».

-А давайте ребята, посмотрим, наша белочка успела запасти «орешки» на зиму? (ищем орешки у белочки)

— Давайте спросим у нашей белочки. Белочка, а почему ты не запасла «орешки»?

Белочка: «У нас было лето холодное, поэтому я не успела сделать запасы на зиму».

Вы мне поможете.

— Как мы можем ей помочь (ответ детей)

(Давайте пройдем вот к этому столу, посмотрите, что тут у меня приготовлено «на столе соленое тесто, пластилин, тележка для готовой продукции»)

-А из чего можно сделать орешки для белочки? Ответ детей (из соленого теста, пластилина (выбор)

-Правильно. Вы сейчас выберете ту тарелочку, из чего вам больше всего нравиться лепить. И выберете себе корзинку, чтобы туда складывать готовые «орешки» для белочки. Берите, проходите, и садитесь за стол.

Но прежде чем мы начнем работу, нам нужно подготовить пальчики.

Пальчиковая гимнастика. О. Кисилева

Сушит белочка на ветке \ хлопки в ладоши

Гриб себе и гриб соседке. \ правая рука в кулачок, левая накрываете и наоборот

А соседка ищет шишки \ проглаживаем фаланги пальцев на правой затем на левой руке

Для себя и для сынишки.

Белка дочке даст орех –

Хватит лакомства на всех!

А теперь проходим за столы и приступаем к работе.

От большого куска отрываем маленький кусочек и скатываем округлые формы (шар) между ладошками или на дощечке круговыми движениями ладоней. Готовые «орешки» кладем в корзинку. Молодцы, ребята! Хорошие «орешки» получились! Давайте поставим наши «орешки» белочке в тележку. «Спасибо, ребята! Очень вкусные орешки получились!»

Сидит белка на тележке, /хлопают в ладоши

Продает она орешки. /попеременно ударяют кулачок о кулачок

Лисичке- сестричке,/загибаем пальчики

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

кому в платок,

кому в зобок,

кому в лапочки.

Варианты считалок про Лунтика

Особенность детского фольклора — в разнообразии вариантов. Дети меняют или дополняют текст по своему вкусу. При этом сохраняется ритм считалки, рифмовка и простой сюжет.

С детьми младшего возраста рекомендуется разучивать первое четверостишие, оно отлично выступает в качестве полноценной считалки:

  • Ехал Лунтик на тележке,Раздавал он всем орешки.Кому два, кому три —Режиссёром будешь ты!
  • Едет Лунтик на тележке,Раздаёт он всем орешки.Кому два, кому три —А водить-то будешь ты!

Длинные варианты считалки про Лунтика:

  • Ехал Лунтик на тележке,Раздавал он всем орешки.Кому два, кому три —Дирижёром будешь ты.Дирижёром не хочу,На ракете полечу.А ракета не моя,А чужого короля.А король на фабрикеКушает кораблики,А кораблики уплыли —Паруса свои забыли.

  • Ехал Лунтик на тележке,Раздавал он всем орешки.Кому два, кому три —Дирижёром будешь ты.Дирижёром не хочу,На ракете полечу.А ракета не моя,А чужого короля.А король на рынкеПродаёт ботинки.А жена на лавочкеКушает козявочки.
  • Ехал Лунтик на тележке,Раздавал он всем орешки.Кому два, кому три —Дирижёром будешь ты!Дирижёром не хочу,На ракете улечу.А ракета не твоя,А чужого короля.А король на рынкеПродавал ботинки.А ботинки убежалиИ спасибо не сказали!

Летом на даче дети играли с друзьями. Как-то вечером дочка прибежала в дом и закричала: «Мама! Стеша рассказала продолжение про Лунтика!» И протараторила знакомую считалку с окончанием «А жена на лавочке кушает козявочки». Какой восторг у ребёнка вызвало открытие того, что у стишка есть продолжение, да ещё и такое смешное. Мне про съедобные козявочки не нравится. Предлагала дочке подобрать свой вариант в рифму: «продаёт булавочки/галочки/палочки». Ни в какую, Лунтик и козявочки — хит у дошколят.

Считалочки приносят хорошее настроение и сплачивают детский коллектив

Видео: мальчик рассказывает считалку про Лунтика

Watch this video on YouTube

Забавная считалка «Ехал Лунтик на тележке» обогатит игровой опыт детей и создаст хорошее настроение!

Еще немного стишков для веселого и яркого общения с малышом

Игровой массаж

Собака на кухне пироги печет. (глубокое разминание спинки ладонями)
Кот в углу сухари толчет. (постукивание по спинке)
Кошка в окошке платье шьет. (пощипывание)
Курочка в сапожках избушку метет. (поглаживание)

***

Придет киска неспеша
И погладит малыша.
«Мяу-мяу, — скажет киска, —
Наша детка хороша!»

***

Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго:
Ав-ав-ав,
Гав-гав-гав.

***

Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг… в ямку
Бух!

***

Расти, Тая, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не бАлуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины!

***

Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные
Все такие нужные!

***

Застучали ножки
По ровненькой дорожке,
Застучали много раз –
Будет весело у нас.
Кулачком сильнее бей,
Только ручки не жалей,
Постучим мы кулачком
И покружимся волчком.

***

Шла коза по мостику
И болтала хвостиком,
Зацепилась за перила –
Прямо в речку угодила!

***

Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод!

***

На лужайке по ромашкам
Жук летел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.

Также обратите внимание на следующие статьи. В них вы также найдете много замечательных стишков, которые помогут интересно общаться с малышом до года и чуть старше

Искренне ваша, Яна Разначенко.

Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.

Мария Монтессори была первой, кто обратил внимание на пользу от подобных занятий. Мелкая работа по застегиванию и расстегиванию различных застежек хорошо развивает мелкую моторику малыша, к тому же способствует развитию самостоятельности. Для обучения понадобятся самые обычные вещи, где есть какие-либо застежки

Учите ребенка

Для обучения понадобятся самые обычные вещи, где есть какие-либо застежки. Учите ребенка

  • самостоятельно расстегивать и застегивать молнии на одежде;
  • позволяйте ему под вашим присмотром расстегивать молнии на сумках или купите персонально для малыша небольшой кошелечек на молнии;
  • разрешайте ему помогать вам расстегивать и застегивать ваш ремень на джинсах;
  • учите ребенка откручивать и закручивать крышки на бутылках.

Такое обучение может проходить незаметно во время какой-либо поездки или сборов на прогулку.

Замечательно, если кроме этого у малыша будут и специальные развивающие пособия, с которыми он в любой момент сможет поиграть, если захочет. Самый интересный, на мой взгляд, вариант, который можно сделать своими руками – это развивающий коврик Монтессори. На таком коврике пришиты самые обычные пуговицы, замочки, липучки, шнурочки и т.п., но все они обыграны интересным для малыша образом. Например, расстегивая пуговку, малыш открывает дверку домика, за которой прячется зверушка. Дети очень любят такие сюрпризы, им нравится находить спрятавшихся персонажей, это мотивирует их приложить усилия, чтобы освоить заветный замочек.

Развивающий коврик можно сшить самостоятельно, а можно приобрести в магазине. В продаже также можно встретить множество других игрушек, которые помогут малышу освоиться с различными застежками и липучками. Например, доска с застежками (KoroBoom, My-shop), коврик с липучками, кукла с застежками.

Приведу также в пример одну замечательную книжку-игрушку «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop). Вместе с ребенком вы сможете сначала снять многочисленные кофточки и жилетки с мальчика, а затем надеть, для этого вам придется поработать с молнией, шнурком, пуговицами, липучками, пряжкой.

Может показаться, что малышу все эти умения осваивать еще слишком рано, и ребенок, умеющий откручивать крышки на бутылках и расстегивать замки на сумках, доставит больше хлопот, чем радости. Но здесь мы как обычно должны сделать выбор из двух вариантов: либо мы запрещаем ребенку множество интересных занятий, ограничивая тем самым его развитие, либо мы показываем и объясняем ребенку все, что его заинтересует, но при этом заранее убираем наиболее опасные предметы из его зоны доступа. Так, например, нет ничего плохого в том, что у ребенка для игры будет небольшая бутылочка с откручивающейся крышкой, но при этом все лекарства в вашем доме должны быть заведомо убраны. Подробнее о том, как и что запрещать ребенку, можно почитать здесь.

Важно! Все занятия с мелкими предметами обязательно должны проводиться под наблюдением взрослых, чтобы малыш не засунул в рот или нос какую-нибудь мелкую деталь. После занятий обязательно убирайте мелкие предметы из зоны досягаемости малыша. На этом пока все

Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм, , . Также обязательно посмотрите статью, где опубликовано еще 8 игр на развитие мелкой моторики для детей от 1 года:

На этом пока все. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм, , . Также обязательно посмотрите статью, где опубликовано еще 8 игр на развитие мелкой моторики для детей от 1 года:

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2

Искренне ваша, Яна Разначенко

Картотека упражнений и игр с целями по ФГОС

В картотеку упражнений по нормам федеральных стандартов входят следующие виды занятий:

  • для расслабления рук (кистей);
  • для развития моторики с помощью не заточенного шестигранного карандаша;
  • для развития моторики с помощью материалов природного типа (шишек);
  • для развития моторики с помощью колючего массажного мячика.

К первому виду относятся следующие упражнения:

  • «Рыбка» в воде;
  • «Вертолет», включающий наматывание нитки на резинку, клубок;
  • «Ежик» с ладошками;
  • «Заяц и лиса» с быстро и медленно «шагающими» пальчиками;
  • «Разговор двоих», включающий взаимодействие нескольких участников группы;
  • «Полет птичек» с активной работой рук;
  • «Дорожка» с пуговицами, пришитыми к ткани;
  • «Камушки» с пластилином, выложенным по прямой;
  • «Часы», направленные на активные движения кистей рук;
  • «Замок», включающий движения пальцев и кистей;
  • «Паук» — передвижение пальцев по стене;
  • «Ножницы» с режущими движениями пальцев;
  • «Пожарный», включающий бег пальцев по «лесенке»;
  • «Пальчики клюют» — соединение большого пальца с остальными по очереди.

Ко второму виду относятся следующие упражнения:

  • «Катание карандаша» с помощью ладони;
  • «Добываем огонь» с катанием карандаша вверх и вниз между рук;
  • «Горка» с катанием карандаша вверх и вниз по одной руке с помощью другой руки;
  • «Вертушка» с раскручиванием карандаша на столе;
  • «Вертолет» с раскручиванием карандаша в воздухе;
  • «Подъемный кран» с подъемом предмета двумя пальцами;
  • «Экскаватор» с подъемом карандаша пальцем;
  • «Качели» с раскачиванием карандаша двумя соединенными пальцами.

К третьему виду относятся следующие упражнения:

  • «Покрути шишку» с помощью ладоней;
  • «Покатай шишку» с помощью ладоней на столе;
  • «Поймай шишку» путем перебрасывания из руки в руку.

К четвертому виду относятся следующие упражнения:

  • катание предмета по столу вперед-назад;
  • катание предмета по столу по кругу;
  • надавливание пальцами;
  • ловля подкинутого мяча;
  • надавливание на мяч двумя руками;
  • перекладывание мяча из руки в руку с ускорением.

https://youtube.com/watch?v=fB0jvI7yr9U

Пальчиковые игры и упражнения

Упражнения и игры с пальчиками включают много вариантов, для которых нужны мелкие и крупные предметы разного типа и плотности. Для этого подойдут бумага, крупы, сыпучие и небольшие предметы.

Важно! Лучше всего сопровождать занятия присказками в стихотворной форме. Благодаря этому у детей будет развиваться речевой аппарат, память. Многие из упражнений в дальнейшем пригодятся малышу в жизни (например, умение завязывать шнурки, застегивать пуговицы)

Многие из упражнений в дальнейшем пригодятся малышу в жизни (например, умение завязывать шнурки, застегивать пуговицы).

Пальчиковые рисунки

Рисунки пальчиками как элемент занятий рекомендуется выполнять в дообеденное время. В это период у детей особенно повышенная активность. Сперва проводить занятие стоит пару минут, постепенно увеличивая время до 20 мин без перерывов.

Для занятий нужно приобрести специальные краски, продающиеся в любом магазине. У них особая консистенция, не требующая добавления воды. Крышка должна плотно прилегать к банке.

Выбирать листы следует формата А3, чтобы ребенок мог смело рисовать, а цвета яркие. Наличие на коробке отметок «АР», «СЕ» означает, что изделие соответствует стандартам мирового уровня.

Массаж ладоней и пальцев рук

Массаж является ключевым пунктом развития моторики детей. Массаж включает поглаживание рук с пальчиков до ладоней, включая кисти рук. Занятия сопровождаются скороговорками, стихотворениями.

Пальчиковый массаж

Обратите внимание! Перед массажем нужно разогреть ручки малыша. Продолжительность процедуры не должна быть больше 5 мин. Массаж нужно делать в течение 10 дней 1 раз в месяц

Массаж нужно делать в течение 10 дней 1 раз в месяц.

Делаем песочные дорожки и песочные картины

Когда я первый раз предложила дочери сделать песочную дорожку (вернее у нас это были дорожки из манки ), я даже не ожидала, что она так заинтересуется. А она с удовольствием подхватила идею и принялась увлечено насыпать дорожки между бегемотом и слоном, между зайцем и его домиком… В общем, ее было не остановить

Задача ребенка в этой игре – помочь зверушкам добраться до какой-то цели, сделав им настоящую насыпную дорожку. Границы дорожки вам нужно будет заранее нарисовать или выложить из счетных палочек / спичек. Ну а ребенок уже будет заполнять все дорожки «песочком», предварительно намазав их клеем (клей – по вашему желанию, можно и без него). На роль песочка лучше всего подходит манка. Или, если у вас есть цветной песок, можно использовать его.

Пальчиковая гимнастика. (Потешки)

«Рожки»Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;то же упражнение выполнить пальцами левой руки;то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;Я коза-дереза,Все деревни я гроза!Забодаю я рогами,Дай мне каши с пирогами!У меня крутые рожки,Дай конфеток мне немножко!»Глазки»Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;Глазки у волчонка,Глазки у зайчонка,Глазки у котенка,Глазки у козленка,Глазки у цыпленка,Глазки у утенка,Глазки у лисенка,Глазки у ребенка!»Ушки-рожки»Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;то же упражнение выполнить пальцами левой руки;то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;У улитки-крошкиМаленькие рожки.У зайчишки ушки,Ушки на макушке!»Ведерко»Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие;Приходил Егорка,Приносил ведерко.Расплескалась вода,Лей скорей еще сюда!»Тарелочка»Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;У пушистой белочкиКруглая тарелочка,У полосатой кошкиМаленькая плошка!

«Крыша»Соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук;Заходите к нам в домишко!Здесь живут кроты и мышки,Волк, барашек, лягушонок,Косолапый медвежонок!Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов»Сидит белка…»Сидит белка на тележке,Продает она орешки:Лисичке-сестричке,Воробью, синичке,Мишке толстопятому,Заиньке усатому.Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.»Дружба»Дружат в нашей группе девочки и мальчики(пальцы рук соединяются в «замок»).Мы с тобой подружим маленькие пальчики(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).Раз, два, три, четыре, пять(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),Начинай считать опять.Раз, два, три, четыре, пять.Мы закончили считать(руки вниз, встряхнуть кистями).»Дом и ворота»На поляне дом стоит («дом»),Ну а к дому путь закрыт («ворота»).Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),В этот домик приглашаем («дом»).Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:»Кольцо»кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;то же упражнение выполнять пальцами левой руки;те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;»Пальцы здороваются»Соединить пальцы обеих рук «домиком». Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.»Оса»выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;то же левой рукой;то же двумя руками;

Информация для родителей

+38

Возрастные рамки

Чаще всего в пальчиковые игры играют с малышами от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше трех лет. Обычно они делятся от самых простых до игр посложнее, где ребенку предлагается самому выучить стихотворение. Кстати, если сопровождать стихи небольшим «спектаклем» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст.

Общие правила пальчиковых игр:

Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его.
Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме.
Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть.
Хвалите малыша за его успехи и не ругайте за неудачи, он только учится.
Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом

Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.

Русские народные считалки для детей.

Раз, два — голова, три, четыре — прицепили, Пять, шесть — сено везть, семь, восемь — сено косим, Девять, десять — деньги весить, Одиннадцасть, двенадцать — на улице бранятся, А тебе водить оставаться.

Шишел-вышел вдруг пришёл, На боярский двор зашёл, Там бояре шапки шьют, На окошко их кладут. — Ты зачем сюда пришёл? Шишел-вышел, вон пошёл!

Вышли мыши как-то раз Поглядеть, который час, Раз, два, три, четыре, Мыши дёрнули за гири. Вдруг раздался страшный звон — Убежали мыши вон!

Сидел петух на лавочке, Считал свои булавочки. Раз, два, три! Это, верно, будешь ты!

Раз, два, три, четыре, Жили мушки на квартире. К ним на чай притопал вдруг Крестовик, большой паук. Пять, шесть, семь и восемь, Паука мы вон попросим: — К нам обжора не ходи. Ну а ты, дружок, води.

Раз, два, три, четыре, пять! Начинаем мы играть. Вдруг сорока прилетела И тебе водить велела.

Катилось яблоко Мимо сада, Мимо сада, Мимо града, Кто поднимет, Тот и выйдет.

Ехал Ваня из Казани, Полтораста рублей сани, Пятьдесят рублей дуга, Мальчик девочке слуга. — Ты, слуга, подай карету, А я сяду и поеду. Ты, слуга, подай метлу, Я в карете подмету. Ты, слуга, подай лимон И выкатывайся вон.

Катилася торба с высокого горба. В этой торбе Хлеб, соль, пшеница, С кем хочешь Поделиться? Говори поскорей, Не задерживай Добрый и честных людей!

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики «скачут» по столу)Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)Вдруг у зайки на макушкеПоднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)Шорох тихий раздается:Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)Заяц путает следы,Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)Много нас, (пальцы растопыриваем)А он один. (показываем только один палец)Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику) Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик) Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)Заперта в саду калитка. (тычет «рожками» в ладонь левой руки)Отвори скорей калитку, (левая рука «открывает» калитку),Пропусти домой улитку (правая рука «проползает»).

Мой Мизинчик, где ты был?

М. Кольцова  

Мой Мизинчик, где ты был? С Безымянным щи варил, А со Средним кашу ел, С Указательным запел. А Большой меня встречал И конфетой угощал. Указательный на правой Вел в поход нас всей оравой. Средний брат несет рюкзак, Безымянный ходит так, А Мизинец стал играть: Братьев слушать приглашать. Правый же Большой плясал. И на танец приглашал. Раз-два-три-четыре пять!

Пальчиковые игры с малышом. Photo by Aditya Romansa on Unsplash

Раз-два-три-четыре-пять!

Юлия Разенкова

Играйте с пальчиками малыша, прижимая подушечки своих пальцев к кончикам его пальцев, поглаживая, разминая, целуя их и приговаривая:

Раз-два-три-четыре-пять! Будем пальчики считать – Крепкие, дружные, Все такие нужные.

На другой руке опять: Раз-два-три-четыре-пять! Пальчики быстрые, Хоть не очень чистые!

Много пальчикам хлопот: То играют в ладушки, То зачем-то лезут в рот, Книжки рвут у бабушки…

Переделав все дела, Тянут скатерть со стола. Лезут в соль и в компот, А потом наоборот. Пальчики дружные, Все такие нужные!

Такая игра с пальчиками малыша позволяет стимулировать его гуление.

Кто в деревне живет?

Кто в деревне живет? Лежебока – рыжий кот. Маленький теленок, Желтенький цыпленок, Белая овечка, Мышка под крылечком! Раз, два, три, четыре, пять, Их не трудно сосчитать!

***

Кто в лесочке живет? Под корягой – старый крот, За горой лисенок, В ельнике – лосенок. Под кустом – лисичка, На сосне – синичка! Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальцы загибать!

***

Есть у нас игрушка: Это – погремушка, Это – толстый мишка, Это – чудо-книжка, Это – неваляшка, Это – кукла Машка! Раз, два, три, четыре, пять, Будем снова проверять!

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке, Продает она орешки: (загибаем пальчики) Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заяньке усатому, Кому в зобок, Кому в платок, Кому в лапочку.

Ивану-большому — дрова рубить

Ивану-большому — дрова рубить, Ваське-указке — воду носить, Мишке-среднему — печку топить, Гришке-сиротке — кашу варить, А крошке Тимошке — песенки петь, Песни петь и плясать, Родных братьев потешать.

Этот пальчик хочет спать

(загибаем пальчики)

Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лёг в кровать, Этот пальчик лишь вздремнул, Этот пальчик уж заснул. Этот крепко, крепко спит. Тише! Тише, не шумите! Солнце красное взойдёт, Утро ясное придёт. Будут птички щебетать, Будут пальчики вставать! (пальчики разгибаются)

Этот пальчик — дедушка

(перебирая пальчики, приговариваем)

Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папенька, Этот пальчик — маменька, Этот пальчик — Ванечка.

Этот пальчик — в лес пошёл

(поочерёдно загибаем пальчики)

Этот пальчик — в лес пошёл, Этот пальчик — гриб нашёл, Этот пальчик — занял место, Этот пальчик — ляжет тесно, Этот пальчик — много ел,  Оттого и растолстел.

Сорока-белобока

(Взрослый показывает на ладошку ребенка и говорит, загибая по очереди пальчики ребенка)

– Сорока-белобока! Где была? – Далеко! – Что делала? – Кашу варила, деток кормила. Этому дала (загибаем большой палец), Этому дала (загибаем указательный палец), Этому дала (загибаем средний палец), Этому дала (загибаем безымянный палец), А этому не дала (пожимаем мизинец) Он дрова не рубил, воду носил, печку не топил!

Сорока-ворона

(водим указательным пальчиком малыша или своим по его ладошке, изображая перемешивание каши) 

Сорока-ворона  Кашку варила  На порог становила,  За порог скакала,  Гостей созывала,  Гости не бывали,  Кашки не едали,  Все своим деткам отдала

(дальше перебираются пальчики, начиная с мизинца) 

Этому на ложке  Этому на поварешке  Этому в чашечке  Этому в тарелочке  А этому пальчику-мальчику ничего не дала (трясем большой пальчик)  Ты, пальчик-мальчик,  В лес не ходил, дров не рубил,  Воду не носил, печку не топил –  Не будет тебе каши.  Пошел сам искать –  Здесь тепленько (берем за запястье),  Здесь горяченько (берем под локоточек),  А здесь ключики-ключики (легонечко щекотим под мышкой).

Мальчик-пальчик

(перебираются и массируются пальчики, начиная с большого) 

Мальчик-пальчик, где ты был?  С этим братцем в лес ходил,  С этим братцем щи варил,  С этим братцем кашку ел,  С этим братцем песни пел.

Подручные материалы для развития мелкой моторики

Для развития мелкой моторики подойдут любые материалы и предметы: бумага и ткань, шнуровка и пуговицы, крупа и макароны, природный материал, пластилин и соленое тесто, всевозможные баночки, бусины. Самое главное, насколько интересно вы преподнесете идею и обыграете ее. Предлагаем несколько идей.

1. Спагетти

  • с их помощью можно выкладывать буквы, цифры, фигуры и даже строить лабиринты;

  • возьмите цветные макароны и предложите крохе рассортировать их по трем блюдцам или баночкам;

  • из толстых коротких макарон разных фактур можно делать бусы и браслеты.

2. Крупа

  • хорошо подходит для «пальчикового рисования». Рассыпьте крупу ровным слоем на ровной поверхности (можно использовать поднос, который легко вымыть после игры) и проведите пальцем так, чтобы получилась линия. Попросите малыша повторить. Сначала рисунками могут быть обыкновенные точки, линии и зигзаги, затем усложняйте задачу –чертите геометрические фигуры, рисуйте елочки, цветы, человечков и т.п.;

  • осваивайте «аппликацию»: покройте тонким слоем пластилина лист картона, насыпьте в разные тарелки гречку, рис и горох и покажите крохе, как выкладывать узоры, вдавливая крупинки и горошины в пластилин;

  • вооружите кроху глубокой ложкой и дайте ему возможность пересыпать фасоль или горох из одной емкости в другую. Также ребенку будет интересно пересыпать крупу через сито (можно использовать кухонное или игрушечное — например, от ведерка);

  • в небольшие глубокие мисочки спрячьте мелкие игрушки, а сверху насыпьте крупы (гречку, горох, пшено, чечевицу, фасоль) и предложите малышу найти игрушки в крупе;

  • предложите крохе поиграть в рыбака: вылавливать фасолины с помощью сита или ложки из миски с водой.

3. Соленое тесто

Приготовить его очень просто: стакан мелкой соли смешайте со стаканом муки, добавьте ложку растительного масла и полстакана воды. Замесите тесто и положите на несколько часов в холодильник.

  • малышам помладше будет интересно просто месить тесто, отрывать от него кусочки, делать отпечатки ладошек, ступней и различных предметов (карандашей, ключей, монет и т.д.)

  • годовасик будет разминать тесто в ручках, отщипывать маленькие кусочки теста, перекладывать их из ручки в ручку, разминать и давить.

  • Научите кроху делать блинчики и колбаски или спрячьте в тесто игрушку от киндер-сюрприза. Пусть он запустит в миску обе ручки и потыкает тесто пальцами в свое удовольствие. Это будет способствовать не только укреплению пальчиков, но и развитию тактильной чувствительности.

Больше полезных и интересных материалов о развитии детей — в нашем канале на .

Считалки для детей нашего двора.

Ехал Лунтик на тележке, Продавал он всем орешки, Кому — пять, Кому — три. Дирижёром будешь ты.

Шла кукушка Мимо сети, А за нею Малы дети И кричали: «Кук! Мак!» Убирай Один кулак!

Раз, два, три, четыре, пять! Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Пиф! Паф! Не попал. Серый зайчик Убежал!

Ехал мужик по дороге, Сломал колесо на пороге. Сколько гвоздей — Говори поскорей!

Тот, на кого упадёт слово «поскорей», должен сказать «семь», «восемь», «десять» — сколько вздумается. На кого придётся последнее число, тот выходит или водит.

Шёл баран По крутым горам. Вырвал травку, Положил на лавку. Кто травку возьмёт, Тот вон пойдёт!

Вышел месяц из тумана, Вынул ножик из кармана, Буду резать, буду бить, Всё равно тебе водить!

Раз, два, три, четыре, Пять, шесть, семь, Восемь, девять, десять Выплывает белый месяц! Кто до месяца дойдёт, Тот и прятаться пойдёт.

Катилося яблочко Мимо сада, Мимо огорода, Мимо частокола; Кто его поднимет, Тот вон выйдет!

Ходит свинка по бору, Рвёт траву-мураву. Она рвёт И берёт И в корзиночку кладёт. Этот выйдет Вон пойдёт!

Таря-Маря в лес ходила, Шишки ела — нам велела. А мы шишки не едим. Таре-Маре отдадим.

— Заяц белый Куда бегал? — В лес дубовый! — Что там делал? — Лыки драл! — Куда клал? — Под колоду! — Кто украл? — Родион! — Выйди вон!

Считалки для детей. На золотом крыльце сидели.

На золотом крыльце сидели — Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, Портной; А ты кто такой?

На золотом крыльце сидели — Микки-Маус, Том и Джерри, Дядя Скрудж и три утёнка, А водить-то будет Понка!