Слишком большая семья: 7 детей никитиных и жизнь в советском союзе

Основные принципы воспитания «по-Никитински»

Методика Никитиных предполагает, что прежде всего родители ответственны за воспитание своих детей, а не детский сад или школа. Никитины подчеркивают, что родителям следует создать в доме благоприятную атмосферу для интеллектуального и творческого развития ребенка. Причем начинать это делать нужно с возраста от 1 года. Именно с этого возраста ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Не востребованные в свое время возможности постепенно ослабевают, и в дальнейшем развить их будет трудно. Для детей личный пример родителей важен больше чем, слова. Так, если мама ребенка занимается живописью, а папа футболом, то тяга к искусству и спорту будет закономерной.

В связи с этим, взрослым важно вести здоровый образ жизни и закаляться, подавая хороший пример своим детям. В целях развития и раскрытия способностей следует создать обстановку, в которой ребенок сможет проявить себя и свободно выбрать интересное для себя занятие

Предложенные Никитиным принципы развития дают возможность уменьшить время обучения в школе.

По методике Никитиных родителям следует избегать крайностей в воспитании ребенка. Часто родители либо слишком опекают ребенка, лишая его всякой самостоятельности, либо наоборот забрасывают, уделяя ему мало внимания.

В основе своей системы Никитины определили труд, самостоятельность, творчество стремление к единению с природой. Дети должны быть свободны. Родители ни к чему не принуждают их, но всегда поддерживают и помогают в сложных ситуациях. Взрослые много общаются с детьми, подталкивают их к новым достижениям. Главной задачей родителей является подготовка ребенка ко взрослой жизни и развитие творческого мышления.

Выделяют 4 основных принципа воспитания в методике Никитиных:

Дети должны заниматься тем, к чему у них есть интерес, конечно, под контролем взрослых. Не должно быть никаких ограничений. Нужно предоставить детям полную свободу творчества. То, что окружает ребенка, должно заинтересовывать его и стимулировать к познанию нового.

Ребенок должен быть максимально самостоятельным. Родители участвуют в жизни ребенка, но не делают его слабым и зависимым. Можно, например, при выполнении какого-то задания работать вместе, но не делать все за ребенка. Оказывать помощь можно только тогда, если малыш сам ее попросит. Например, когда дети Никитиных учились ходить, родители не поддерживали их. Таким образом ребенок, полагаясь лишь на свои силы, учился группироваться при падении, мягко приземляться.

Необходимо сочетать физическое и умственное развитие

Такая методика позволяет окрепнуть слабым детям.

Хвалить ребенка за успехи и не акцентировать внимание на неудачах. Все успешные достижения отмечаются и приветствуются.

Подобный подход к развитию способностей формирует самостоятельность, инициативность, любознательность, ответственность. Никитины не ставили перед собой цель вырастить одаренных детей. Их система воспитания подходит для каждого ребенка и позволяет научить малышей многим занятиям раньше положенного по нормам срока. Кроме того, большой акцент в их системе делается на получении не только теоретических, но и практических навыков, которые можно будет применять в любой жизненной ситуации.

Главные принципы

Свою позицию супруги объясняли так: их задача – воспитание не гениев, а самодостаточных и гармоничных личностей, для которых свойственны познавательное начало, живой интерес, стремление творить, наличие собственной позиции.

Методика Никитиных базируется на «трех китах» — основополагающих принципах.

  1. Для малышей необходимы особые условия, способствующие умственному и физическому развитию, поэтому родителям следует тщательно продумать дизайн детской комнаты: здесь должно быть уютно и комфортно. Чтобы ребенок обучался естественным образом, на стены можно повесить карточки с буквами, изображение карты мира, числовые таблицы.
  2. Задача родителя – предложить ребенку задачу, но не навязывать ни подход к ее решению, ни тем более правильный ответ. Главное – малыш должен проявить творчество, только в этом случае результат будет положительным. Упражнения Никитиных построены таким образом, что допустимы несколько возможностей решения.
  3. Ключевое значение в воспитательном процессе имеет тесное взаимодействие ребенка с родителями.

Опираясь на эти принципы и используя развивающие пособия супругов Никитиных, родители смогут помочь своим детям вырасти гармоничными и одаренными личностями, не испытывающими проблем в общении и социализации.

Многодетной семье — особенно трудно

Даже самое общее описание структур советской жизни показывает, что многодетная семья экономически и социально была в СССР маргинальной. Фактически третий ребенок обрекал советскую семью на бедность, которая с каждым последующим ребенком стремилась к нищете.

Чтобы отправить в школу семерых детей, нужно было потратить минимум 150 рублей только на школьную форму: в среднем для девочки она стоила 22 рубля, для мальчика 17,50 (плюс рубашка). Для семьи из 4 и более детей нивелировалась относительная дешевизна продуктов — структура советского потребления не выдерживала полутора-двукратного увеличения цены на продукты. При этом проблемы трат на одежду и сколько-нибудь сложные игрушки оказывались буквально катастрофическими.

Отчасти многодетность помогала решить квартирный вопрос. Однако в лучшем случае такая семья получала большую квартиру в панельном доме, в которой все равно им было тесно (квартир более 90 кв. метров в СССР почти не строили). А тех, кто, как Никитины, жили в просторном доме с участком, это вообще не касалось.

Кроме того, как было сказано выше, материальное благополучие складывалось во многом из возможности тратить свое свободное время на «получение» товаров или решение социально-бытовых проблем. Многодетная мать априори лишалась этих возможностей.

Все сложившиеся структуры советской жизни предпо¬лагали семью из одного-двух детей (если двух, то с заметным интервалом — 5-9 лет). Собственно, это и было почти официальной нормой. Все, что больше — было скорее проблемным и нежелательным. В частности, по неофициальному предписанию на престижную работу за границей не брали не только тех, у кого нет семьи, но и тех, у кого было больше трех детей.

Формально многодетные семьи всячески пропагандировались. Постановлением Президиума Верховного совета от 1944 года были учреждены медаль «Мать-героиня» и орден «Материнская слава» трех степеней, а также назначались серьезные меры материальной и моральной поддержки женщин, направленные на поощрение многодетных семей. Но к середине 60-х военный демографический провал был преодолен, а общая милитаристская агрессивность режима явно сошла на спад. К тому же высокая рождаемость на Кавказе и в азиатских республиках позволяла не думать о проблемах с регулярным армейским набором. В итоге большинство льгот перестало функционировать. И в борьбе за ограниченные ресурсы многодетные семьи были вытеснены в маргинальную зону бедности.

Только в 1981 году, когда динамика демографической ситуации (в том числе и с набором в армию) стала выглядеть угрожающей, была принята программа повышения рождаемости. В течение нескольких лет поэтапно были приняты постановления, резко увеличивающие льготы и прямые выплаты многодетным семьям. Кроме того, был резко увеличен оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком: с 58 дней до и после рождения до 90 дней (до и после). Также введен частично оплачиваемый отпуск до года и неоплачиваемый до 3 лет — все это с гарантированным сохранением места и стажа работы. Это постановление привело к всплеску рождаемости, который длился почти 10 лет. Но к этому времени младшему ребенку Никитиных было уже 9 лет.

Личная жизнь Александра Никитина в настоящее время

В настоящее время Александр по-прежнему является холостяком. Он живет в столице России, а когда есть свободное время, то обязательно едет на Украину в гости к матери. Актер старается во время отпуска обязательно съездить в горы, заниматься дайвингом. Также артист неоднократно прыгал с парашютом.

Актер очень любит путешествовать. Он не раз признавался журналистам о том, что с удовольствием съездил бы в Бразилию и погулял бы по берегу реки Амазонки. Ему достаточно, чтобы за плечами был только рюкзак с едой, водой и спичками. Артист знаменит своей любовью к экстремальному отдыху.

На просторах интернета можно встретить фото, на которых артист запечатлен во время творческих процессов, с коллегами. Также есть фото, где артист предстал перед публикой во время отдыха.

В чем суть системы воспитания?

В конце 50-х годов в русской семье Никитиных была сформирована уникальная методика воспитания малышей. Она была направлена на развитие самостоятельности у деток. При правильном подходе, малыш может начать писать, читать, делать сравнения и проводить аналогию уже в 4 года.

Такая система воспитания вызвала много дискуссий. Несмотря на это, Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины являются классиками педагогической науки, и многие родители прислушиваются к рекомендациям, требованиям и правилам, разработанные этой семьей.

Если заинтересовала такая методика, то нужно внимательно изучить процесс воспитания. Следует помнить, начать применять систему нужно в маленьком возрасте, а не с 3 или 4 лет, когда ребенок уже должен быть самостоятельным и инициативным:

1.     У малыша обязана быть полная свобода движения. Ничто не должно его ограничивать: ни манеж, ни ходунки.

2.     Физическое развитие необходимо начать в раннем детстве. Нужно разрешать рано начинать ползать, ходить, плавать, а потом и выполнять гимнастику.

3.     Необходимо закалять детский организм. Разрешать ходить босиком по полу, оставлять на ночь открытые окна, поддерживать прохладную температуру в помещении и проводить обливание водой.

4.     Ребенку нужно дать полную свободу в творчестве. Родители должны полностью поддерживать малыша во всех его начинаниях.

5.     Система воспитания детей до 3 лет предполагает уже знакомство с буквами и цифрами. Дидактический материал с их изображением должен присутствовать в комнате малыша. Помимо этого, в доме обязаны быть книги, газеты, конструкторы, кубики.

6.     Главный принцип системы развития – малыш все должен делать самостоятельно, будь то одеться или же сложить в нужной последовательности дидактический материал.

7.     Надо приучать малыша к самообслуживаю и ведению хозяйства с малых лет. Согласно системе воспитания девочки должны помогать по хозяйству маме, а мальчике – папе.

8.     Нужно радоваться каждому успеху ребенка и хвалить его проделанную самостоятельную работу.

Интеллектуальные и психические способности ребенка

Борис Павлович выделял несколько составляющих успешного развития детских интеллектуальных и психических способностей:

  • правильно подобранная методика;
  • раннее начало занятий;
  • наличие стимулирующих факторов;
  • наличие подходящих для развития способностей условий;
  • увлеченность процессом самого ребенка.

Он верил также, что можно совершенствовать не только мускулатуру, интеллект и органы чувств, но и развивать такие способности, как умение чувствовать, понимать другого человека, улавливать направление его мыслей и желания. Кроме того, Борис Павлович считал, что в ребенке можно развить даже «запредельные» возможности психики: ясновидение, телепатию, телекинез.


Система Никитиных развивает не только тело, но и душу

Методика раннего развития никитиных завоевала популярность даже в таких относительно враждебных к Советскому Союзу странах, как Германия и Япония. На Родине же количество ее поклонников возрастало с каждым годом, и в наше наполненное информацией время их не становится меньше.

Несколько слов о Никитиных

Семья Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никитиных привлекла к себе внимание общественности более полувека тому назад. В 1962 году в прессе появилась первая публикация о семье педагогов-новаторов из поселка Болшево (Подмосковье), дети которых бегают по снегу босиком и демонстрируют невероятные физические и интеллектуальные способности (к 3-4 годам все дети Никитиных уже осваивали азы математики и чтения).. Позднее методикой воспитания советских педагогов заинтересовались не только отечественные специалисты, но и их коллеги из Германии (ФРГ), Японии и других стран

Нестандартный образ жизни многодетной семьи (у Никитиных было 7 детей) обычных советских педагогов, а также их книги и удивительная стойкость в отстаивании своих методов воспитания вызывали неоднозначную реакцию – «официальная» медицина и педагогика относилась к методике Никитиных крайне негативно, а вот прогрессивно настроенные молодые родители активно перенимали практический опыт педагогов-новаторов.

Позднее методикой воспитания советских педагогов заинтересовались не только отечественные специалисты, но и их коллеги из Германии (ФРГ), Японии и других стран. Нестандартный образ жизни многодетной семьи (у Никитиных было 7 детей) обычных советских педагогов, а также их книги и удивительная стойкость в отстаивании своих методов воспитания вызывали неоднозначную реакцию – «официальная» медицина и педагогика относилась к методике Никитиных крайне негативно, а вот прогрессивно настроенные молодые родители активно перенимали практический опыт педагогов-новаторов.

Противостояние, возникшее между традиционной педагогикой и методикой Никитиных, повлекшее за собой ряд исследований, привело к небывалой популярности новаторского метода Никитиных в частности, и раннего развития детей в целом. К началу 80-х годов о семье Никитиных знала вся страна, а их методы воспитания стали основой российской родительской педагогики, которая применяется и по сей день.

Минусы никитинской системы воспитания

Следуя всем вышеуказанным правилам, ребенок вырастет самостоятельным, хорошо физически развитым. Полученные знания до 3 лет помогут в дальнейшем легче усвоить точные науки. Несмотря на все эти преимущества, никитинская система воспитания все же имеет минусы:

  • ребенок развивается однобоко. Нужно к процессу воспитания подключать и других специалистов;
  • малыш плохо развивается в эмоциональном плане, так как уже с малого возраста от него требуется самостоятельность, сосредоточенность. А это большая нагрузка на ребенка;
  • такая система развития не предполагает использование игровых моментов в воспитании, а значит, ребенок попросту не будет уметь играть.

Музыка

Учась в университете, Татьяна Садыкова начала творческую биографию – вступила в певческий кружок, организованный для младшекурсников студентом-физиком Сергеем Никитиным. Позже кружок приобрел формат квинтета. В состав квинтета входили также Кармен Сантакреу, Владимир Улин и Николай Туркин. С первых дней создания квинтет пользовался успехом у публики. Особый интерес песни вызывали у студенческой аудитории. В 1972 году артисты отправились на Фестиваль политической песни в Берлин. Тандем музыкантов просуществовал до 1977 года.

Сергей и Татьяна Никитины в молодости

Параллельно с выступлениями в квинтете в 1974 году Татьяна начала петь дуэтом с Сергеем Никитиным. Образовался творческий и семейный союз. Никитины исполняли песни, написанные как Сергеем Никитиным, так и другими авторами. Широкая публика узнала о дуэте благодаря кинофильмам и мультфильмам, в которых прозвучали песни артистов.

Впервые в кино песни в исполнении дуэта Никитиных прозвучали в картине «Золотая речка», продолжении фильма «Пропавшая экспедиция» режиссера Вениамина Дормана. В «Золотой речке» прозвучали песни композитора Микаэла Таривердиева.

https://youtube.com/watch?v=OLq_INde-48

В 1977 году на экраны вышла комедия Петра Фоменко «Почти смешная история». Музыку к фильму Сергей Никитин написал совместно с композитором и ученым-физиком Виктором Семеновичем Берковским. В картине прозвучали песни, исполненные Сергеем и Татьяной Никитиными – «Под музыку Вивальди», «Я леплю из пластилина», «Любовь придет как привидение».

В 1978 году молодые барды познакомились с французским музыкантом Полем Мориа. Через некоторое время Мориа выпустил диск «Dans les yeux d’Émilie», в который вошла инструментальная версия одной из самых популярных песен дуэта Никитиных «Под музыку Вивальди».

https://youtube.com/watch?v=Co3QglFcBys

11 февраля 1980 года на экраны СССР вышел оскароносный фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Простодушная песня Никитина «Александра, Александра», исполненная дуэтом в картине, стала жизнеутверждающим гимном картины и Москвы времен 50-х. Музыка фильма погружает зрителей в ностальгию о давно ушедшем времени, когда жизнь была проще и размеренней.

В 1985 году любимый режиссер Никитиных Петр Фоменко вновь пригласил супругов поработать в своей картине, на этот раз – в мелодраму «Поездки на старом автомобиле». В фильме прозвучали авторские песни Сергея Никитина, традиционно исполненные им в дуэте с женой.

Татьяна Никитина и Сергей Никитин

Кинематографическим событием 1987 года стал выход на экраны трагикомедии Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты» с Леонидом Филатовым и Татьяной Догилевой в главных ролях. «Песня чиновников», сочиненная Рязановым и исполненная за кадром Никитиными, стала одним из самых комичных моментов в картине. Герои фильма, чиновники от культуры, ходят в лохмотьях по электричке с баяном и поют:

В комедии «Привет, дуралеи!» (1996) Никитины исполнили произведения композитора Андрея Петрова. Мультфильмы, в которых звучали песни Никитиных, любила вся страна. Песенку из музыкального мультика «Большой секрет для маленькой компании», в котором подружились лошадь, собака и кошка, пели взрослые и дети.

Татьяна Никитина и Сергей Никитин на сцене

В мультике «Ежик плюс черепаха», снятом по мотивам сказки Редьярда Киплинга «Откуда взялись броненосцы», Сергей и Татьяна исполнили песню Виктора Берковского. В 1982 году на экран вышел таджикский мультфильм «Волчья шкура» с песнями Никитиных.

Творческий и семейный дуэт Никитиных пронес сквозь десятилетия популярность у зрителей. Барды часто участвовали в фестивалях авторской песни, являются неизменными членами жюри Грушинского фестиваля. В 1997 году артисты удостоены престижной поэтической Царскосельской художественной премии с формулировкой «За многолетнюю преданность русской поэзии».

Татьяна Никитина в фильме «Али-Баба и сорок разбойников»

Татьяна Хашимовна одновременно с работой в дуэте Никитиных занималась административной деятельностью. В 1990 году назначена заведующей отделом культуры Октябрьского райисполкома города Москвы, два года (1992-1994) работала замминистра культуры России.

Татьяна Никитина участвовала в документальных фильмах «Ты и я», «Я помню чудное мгновенье», «Времена не выбирают», «Живая история». Снялась артистка и в художественном кино: «Старый Новый год», «Али-Баба и сорок разбойников», «Поездки на старом автомобиле».

Отношение к способностям детей

Есть 2 вида способностей По-Никитину:

  • исполнительские — результат усвоения ранее познанного;
  • творческие — результат самопознания и саморешения возникших проблем.

Современная официальная педагогика развивает лишь исполнительские способности, а Никитин стремился развить творческие, путем создания спецусловий:

  • Все здоровые дети обладают высокими способностями во всех направлениях.
  • Эти способности реализуются, если заранее создана развивающая среда (часть ее — развивающие игры), и взрослые интересуются достижениями ребенка.
  • При отсутствии развивающей среды у ребенка угасают. Возможности эффективного развития способностей.
  • Чем старше ребенок, тем труднее развить способности, вплоть до полной их утраты.

Меру развития способностей ребенка требовалось как-то оценивать, и Никитин выработал на это свои критерии:

  • Тестирование физического развития — индексы справедливости, в которых учтены результаты развития, соотнесенные с весом и ростом ребенка (до сих пор не признаны).
  • Тестирование умственного развития, основанное на оценивании скорости протекания умственных процессов по Айнзенку и продуктивности умственной деятельности по Косу.

Эффективное развитие способностей ребенка возможно только через игру. Борис Павлович создал для своих детей массу игр, которые впоследствии стали базой его системы.

«Сложи узор»

Этот игровой набор пользуется заслуженной популярностью. Состоит он из 16 кубиков одинакового размера, грани которых выкрашены в четыре различных цвета. Есть грани однотонные, двухцветных в двух вариациях (фрагменты различного окраса размещены диагонально или по прямой линии), 3- и 4-цветные. Задача ребенка – сложить из них узор, при этом на начальном этапе можно использовать готовые варианты из книжки-инструкции, а после – проявлять фантазию, самостоятельно придумывать всевозможные комбинации. Лучший возраст для выполнения упражнений с узорами – от 4 до 8 лет.

Борис Павлович Никитин предлагал идти путем «от простого к сложному» и использовать следующие виды и формы работы:

  • У малышей в возрасте 1,5-2 лет лучше всего получается подражать, поэтому взрослый может показать пример – сложить из кубиков «дорожку», башенку, поезд или другую простую фигуру.
  • В 2-4 года можно смело приступать к работе с цветами, предложив ребенку повторить заранее придуманный родителем гармоничный узор, это может быть как «дорожка», так и «квадрат». С каждым занятием сами узоры должны становится сложнее.
  • Усложненный вариант игры – сложить узор по готовой иллюстрации, но менять цвета (например, на карточке рисунок сине-белый, а ребенку надо сложить красно-желтый).
  • Как только ребенок без проблем начнет собирать такие сложные вариации, как «пила», «фонарик», «горки», следует предложить ему срисовать получившийся узор с кубиков на листок бумаги в клетку.
  • Наконец, наиболее сложная форма работы – придумать узор, разложив кубики в необходимом порядке, перерисовать его и закрасить.

Игра «Сложи узор» интересна детям, помогает развить в них интеллект, способность к анализу и синтезу, умение мыслить логически, комбинировать цвета и формы.

«Сложи квадрат»

Дидактический материал имеет три уровня сложности, представляет собой набор из 12 квадратов, каждый из которых окрашен в собственный цвет и причудливым образом разрезан на части. Задача ребенка проста – собрать целый квадрат, от него потребуется выбрать «кусочки» необходимого цвета и сложить из них правильную фигуру. Начинать работу с самым простым вариантом головоломки «Сложи квадрат» можно с двух лет.

Набор «Дроби»

Сделать его можно своими руками, используя плотный картон или фанеру, или приобрести готовый вариант.

«Дроби» представляет собой 12 кругов, окрашенных в различные цвета:

  • целые круги;
  • разделенные на сегменты – «дольки».

В зависимости от возраста и способностей можно предложить ребенку несколько вариантов игры с набором «Дроби»:

  • разложить кусочки по цветам;
  • составить из них круг, составить круг из деталей различных цветов;
  • разложить в ряд детали от меньшей к большей;
  • разместить фрагменты от большего к меньшему, разместить их стопкой.

Набор помогает не только развить мышление и сообразительность, но и получить первые знания о дробях, что, несомненно, поможет в процессе обучения – ведь, как отмечают педагоги, тема дробных чисел чаще всего дается неподготовленным детям с трудом. Заниматься с набором лучше всего в возрасте от 3 до 7 лет.

Методика раннего развития детей, созданная супругами Никитиными, позволяет не только подготовить малыша к школе и в ненавязчивой легкой форме пояснить ему то, что потом будут требовать учителя, но и научить ребенка самостоятельности, развить  стремление решать задачи, полагаясь только на себя, на собственный интеллект.

Родители: Борис и Елена Никитины

Глава семейства Борис Никитин по профессии был инженером-авиатором. Кроме основной работы, отец увлекся педагогикой, и многие правила советского воспитания яростно критиковал. В 50-х годах прошлого века он даже хотел организовать школу, где бы детей учили по новой системе, но власти идею не поддержали, и мечта Бориса не исполнилась. 

Елена Никитина работала учителем в школе. С будущим мужем она познакомилась на педагогическом собрании. Несмотря на то, что девушка была младше Бориса на 14 лет, у них нашлось много общих тем: педагогика, воспитание детей, жизненные принципы, творчество.

В своей семье Никитины смогли воплотить в жизнь мечту о супер-школе, которую в советские времена открыть было практически невозможно. В 1959 году у пары появился первенец – сын Алексей. Через год в семье родился мальчик, которого назвали Антоном. Елена и Борис хотели большую семью, и впоследствии у них родились три дочери: Ольга, Анна, Юлия, а затем мальчик Ваня. Самая младшая доченька, Люба, появилась на свет в 1971 году. 

Интересно: Мама отдала маленькому сыну свою печень, когда врачи сообщили, что жить малышу осталось всего ничего

Получение официального образования и проблемы, с ним связанные

Одной из гипотез Никитиных было утверждение, что с течением времени способности к максимальному развитию у ребенка безвозвратно снижаются

Поэтому важно давать ему нужные знания с ранних лет. Дети Никитиных отправлялись в школу в 5 лет, иногда сразу поступая в более старшие классы

Кроме того, нередко они заканчивали учебный год досрочно, «перескакивая» года обучения. Обучение в школе заканчивалось к 13-14-ти годам.

Благодаря высокой дошкольной подготовке, усваивать школьный материал детям Никитиных не составляло труда. Однако, каждый из них столкнулся с проблемой социализации в школьном коллективе. Им было сложно найти общий язык с одноклассниками, которые были старше на несколько лет. Кроме того, на тот момент семья уже обретала свою популярность, и это приводило к повышенному вниманию со стороны СМИ и общественности.

Физическое и трудовое развитие ребенка

Никитины рассматривали тело ребенка, как инструмент познания, который требует тщательного ухода: закаливание, спорт, физкультура, отсутствие перегрузки одеждой и едой, предоставление спортивных снарядов.

Физическое развитие ребенка тесно связано с трудовым.

Труд — важный компонент воспитания. Организовывают его родители через игру и совместные действия:

  • домашние мастерские;
  • детские инструменты;
  • общие домашние дела;
  • походы, поездки, путешествия;
  • замена карманных денег на трудовые.

Раннее вовлечение в труд усиливало физические нагрузки, укрепляя организм и иммунитет. Труд предлагался по возрасту, но был обязательным для всех.

Воспитательные аспекты с момента родов

Уже упоминалось, что воспитательная методика семьи Никитиных берет свое начало с периода родовой деятельности у женщины. Хотя у педагога Б. Никитина были советы о поведении будущей матери и при вынашивании. Но все же, основа воспитания начинается с родовой деятельности.

Когда Лена и Борис Никитины отправляли свою дочь в роддом, они составили целый список с просьбами к врачам и медицинским сестрам учреждения.

  • Роды без медикаментов. Применение анестезии в несколько раз ухудшает родовую деятельность и пагубно сказывается на здоровье и матери, и малыша.
  • Роды в положении полусидя.
  • Пуповина перерезается только после того, как в ней перестает пульсировать кровь.

  • Раннее прикладывание к груди. Это дает малышу спокойствие, чувство защищенности и понимание, что мама рядом.
  • Совместное присутствие новорожденного с матерью сохраняет их связь и в значительной степени успокаивает малыша.
  • Кормление по требованию. Это первый шаг к самостоятельности малыша. Он сам определяет, когда ему кушать. Кстати, перед процессом кормления грудью Никитин предлагал полностью раздевать кроху, чем вовлекал его организм в способность терморегуляции.
  • Не пеленать. Отсутствие движения и контакта с окружающим миром сокращает возможности крохи познавать его.
  • Закаливание. Применение воздушных ванночек сразу же после рождения – это путь к успешному и крепкому здоровью.

Многие их этих предпосылок сегодня используются в родильных домах и значительно улучшают процесс появления малыша на свет.

Если вы решились на методику воспитания ребенка по принципам семьи Никитиных, то при правильном подходе и выполнении всех требований вы гарантируете хорошее физическое и умственное развитие своего малыша.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .