Выбор предметов егэ 2022: как правильно выбрать предметы для сдачи

Оглавление

Выбор предметов для сдачи ЕГЭ 2021

Для единого государственного экзамена 11-классников справедливо то же правило: нужно выбирать дисциплины, которые определил для поступления вуз и которые хорошо знает сам ученик.

Сколько предметов можно выбрать для сдачи ЕГЭ

Как и после девятого класса, выпускникам снова придется обязательно сдавать русский язык и математику. Зато количество дисциплин по выбору не ограничивают: выпускник сам решает, сколько предметов ему нужно сдать.

Конечно, мало кто из школьников хочет готовиться ко всем экзаменам. Чаще всего выбирают от 2 до 4 предметов, которые нужны, чтобы поступить на выбранную специализацию.

Обратите внимание, что на ЕГЭ есть математика базового и профильного уровня. Заранее уточните в университете, какой сертификат понадобится для поступления на конкретное направление

До какого числа выбрать предметы ЕГЭ

С выбором предметов для сдачи ЕГЭ нужно определиться до 1 февраля. Советуем подойти к решению ответственно, т.к. поменять дисциплину можно только по уважительной причине.

Можно ли поменять предмет, выбранный для ЕГЭ

Чтобы внести изменения в список предметов, отказаться от дисциплины или наоборот — выбрать дополнительную, необходимо написать заявление не менее, чем за 14 дней до экзамена.

Документ с подробным описанием причины, по которой ученик заменяет предметы, адресуется председателю ГЭК. К заявлению прикладываются бумаги, подтверждающие причину.

Как выбрать предметы для сдачи ЕГЭ

Чтобы не ошибиться с выбором дисциплин, придерживайтесь следующего алгоритма:

  1. Определитесь с профессиональными устремлениями: в какой сфере вы бы хотели работать.
  2. Узнайте, диплом какой специальности даст вам возможность трудиться в выбранной отрасли.
  3. Выясните, в каких вузах есть это направление. Составьте список из 10-15 вузов, которые устраивают вас больше всего.
  4. Спросите у представителей приемных комиссий выбранных институтов (или посмотрите на сайтах), какие сертификаты ЕГЭ нужны для поступления на эти специальности.
  5. Исходя из этого, выбирайте нужные дисциплины.

Самые выбираемые предметы на ЕГЭ

Статистика выбора предметов на ЕГЭ отличается от ОГЭ: у 11-классников более популярны естественные дисциплины.

  1. Обществознание.
  2. Физика.
  3. Биология.
  4. История.
  5. Информатика.
  6. Химия.
  7. Английский.
  8. Литература.
  9. География.

А подготовиться к ЕГЭ по любому предмету поможет студенческий сервис. Его эксперты проконсультируют и объяснят непонятную тему, расскажут, как оформить учебную работу для школы или вуза.

Решать задания по порядку, а не по сложности

Решайте задания по порядку, тратя почти все время на решение пары сложных номеров вместо двадцати простых. Так у вас точно есть все шансы не только понять, как не сдать ЕГЭ, но и сделать это. Лучше получить 60 баллов, решая базовые легкие задания со всех разделов КИМ-а, чем получить 15 за одну сложную и непонятную для вас задачу. Именно поэтому не стоит идти по порядку: просмотрите сразу весь вариант и решите все знакомое и простое, а в оставшееся время вернитесь к номерам посложнее.

Аналогичного принципа стоит придерживаться и в подготовке: чтобы сдать ЕГЭ, делайте упор на простые номера и их количество, а не на сложные задания второй части.

Три ключевых момента в выборе

Чтобы не «пролететь» мимо поступления на интересные профили в этом году, мы рекомендуем учесть три основных момента:

  • Подумай о специальностях, которые тебе, теоретически, могут быть интересны. Если ты предполагаешь сдавать профильную математику и физику – это может быть что-то из разряда инженерии; информатику – программирование; обществознание и иностранный – международные отношения, менеджмент, юриспруденция; географию – картография, геодезия, геология; биологию и химию – медицина, ветеринарное дело, биоинженерия; историю и литературу – издательское дело, и так далее (это лишь несколько примеров). Узнать, какие профессии доступны с теми или иными ЕГЭ, ты можешь из соответствующих статей на нашем сайте (мы постарались подобрать наиболее интересные и перспективные варианты для каждой комбинации предметов).

  • Определись с профильным предметом. Чтобы успешно выбрать вуз по результатам ЕГЭ и поступить на интересную тебе специальность, необходимо, в первую очередь, хорошо подготовиться к экзамену по основной дисциплине. Такая есть для каждой специальности: литература для журналистики, обществознание для гостиничного дела, математика для информационной безопасности, химия для педиатрии, математика для экономики, и так далее (это снова всего лишь некоторые примеры). Для поступления на многие специальности в принципе достаточно результатов трех экзаменов: по русскому языку, по профильному предмету, и еще по одной дисциплине на выбор вуза. Изредка от абитуриентов требуют ЕГЭ по четырем предметам.
  • Выбери самые распространенные дополнительные дисциплины. Речь идет о том третьем экзамене, который остается на усмотрение вуза. Например, для специальности «Информатика и вычислительная техника» к русскому языку и математике может добавляться физика, информатика, и даже химия или иностранный язык (в зависимости от более узкой специализации). Для специальности «Торговое дело» к тем же русскому языку и математике могут добавляться экзамены по истории, обществознанию или информатике, и даже дополнительный по иностранному языку. Чтобы успешно выбрать вуз по экзаменам ЕГЭ, нужно сдать самые часто встречающиеся варианты дополнительных дисциплин в том городе, в котором ты планируешь учиться. Узнать точно, какие предметы требуют вузы от своих абитуриентов, всегда можно на их официальных сайтах.

История

Выпускники 2019 года выполнили экзаменационную работу по истории лучше, чем их предшественники годом ранее. Хорошее знание истории – залог успеха на ЕГЭ по этому предмету, однако не менее важны умения рассуждать и аргументировать.

Успехи на ЕГЭ по истории

Участники ЕГЭ 2019 года успешнее выполнили задания на знание исторических фактов, понятий, исторических деятелей, на умение работать с исторической картой и иллюстрациями.

Самые трудные задания на ЕГЭ по истории

  • Наиболее трудным для выпускников 2019 года, как и для выпускников предыдущих лет, оказалось задание 24 на проверку умения аргументировать данную в задании точку зрения.
  • При написании исторического сочинения (задание 25) значительное количество баллов было потеряно выпускниками из-за допущенных фактических ошибок, неумения указать влияние событий, явлений, процессов на дальнейшую историю России, неправильного указания роли исторической личности в событиях, явлениях и процессах, названных в историческом сочинении, и из-за неумения сформулировать причинно-следственные связи.

Советы по подготовке к ЕГЭ по истории

Хотелось бы предостеречь будущих участников ЕГЭ по истории от заучивания наизусть шаблонов сочинений по всем возможным периодам истории, которые могут быть включены в задание 25. Нередко текст, который заучивается и воспроизводится на экзамене, исходно не соответствует требованиям, предъявляемым к историческому сочинению, содержит ошибки и даже в первоисточнике может быть оценен только низким/нулевым баллом. Подобное заучивание также не способствует полноценному освоению фактического материала и развитию предметных умений. Нужно научиться самостоятельно писать сочинение по предложенному плану.

Чтобы хорошо сдать историю, надо знать историю. Прежде всего, основные даты, исторические факты, в том числе факты из истории развития российской культуры, деятельность выдающихся исторических личностей, основные исторические понятия. Но знание отдельных фактов должно быть встроено в общее понимание исторического процесса

Важно уметь находить в источнике, анализировать и интерпретировать историческую информацию, в том числе карты, таблицы, графики, изображения и тексты

Второй шаг: выбор направления

После того, как выпускник определился с интересующей областью, своими возможностями и желаемыми условиями труда можно приступать к выбору направления обучения. Так можно сузить количество вариантов для поступления и определиться с дисциплинами, по которым стоит начать усиленную подготовку к сдаче ЕГЭ.

Единый государственный экзамен проводится по 14 предметам: два из них нужно сдавать обязательно – русский язык и базовую математику (если не собираетесь сдавать профильную). Остальные дисциплины – по выбору, они необходимы для поступления по определённому профилю в ВУЗ:

  • Для физико‑математического направления нужны физика и профильная математика.
  • Для естественных наук – химия, биология, профильная математика.
  • Для медицинского направления – химия, биология, русский язык.
  • Для гуманитарного профиля – русский язык, литература, история, иностранные языки.
  • Для социальных наук – русский язык, история, обществознание, иностранные языки.
  • Профиль «Образование и педагогика» требует результаты экзаменов по русскому языку, профильной математике, обществознанию и ЕГЭ по профилю.
  • Для направления «Культура и искусство» нужны литература, русский, творческий вступительный экзамен по профилю.
  • Для профиля «Экономика и управление» потребуется сдать профильную математику, обществознание, иностранный язык.
  • Для «Сервиса и туризма» – русский язык, история, английский язык.
  • Для информатики и вычислительной техники – русский язык, профильная математика, информатика.
  • Направление «Науки о земле» доступно для тех, кто сдаст профильную математику, русский язык, физику, географию.
  • Для направления «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых» понадобятся профильная математика, русский язык, физика, информатика.

Мы перечислили лишь немногие направления подготовки и примерные варианты экзаменов, которые нужно будет сдать для каждого профиля. Информацию о вступительных экзаменах стоит выяснить на сайте или в приёмной комиссии выбранного учебного заведения. Некоторые университеты проводят собственные вступительные испытания, к которым потребуется дополнительная подготовка.

Назван самый трудный ЕГЭ :: Общество :: Дни.ру

Наибольшие трудности выпускники испытали при сдаче Единого государственного экзамена по информатике. По информации Рособрнадзора, с этим тестом не справились 11,4% школьников.

Как сообщает «Интерфакс», ЕГЭ по информатике и информационно-коммуникационным технологиям пытались сдать 67 430 выпускников. Для этого им было необходимо набрать как минимум 36 баллов. Однако задания оказались непосильными для 11,4% школьников — более чем 7 600 человек.

Ненамного лучше ученики справились с экзаменом по географии. Этот предмет из 30,5 тысяч выпускников не смогли сдать 10,1%, набравших менее 34 баллов. ЕГЭ по биологии завалили 8% испытуемых из 153,67 тысячи человек. «Двоечники» не смогли преодолеть минимальный порог в 35 баллов. «Не преодоление минимального порога по предметам по выбору не влияет на получение аттестата. Положительные итоги этих ЕГЭ будут внесены в свидетельство о результатах ЕГЭ, так как могут понадобиться тем, кто желает продолжить обучение, в том числе в высших учебных заведениях», — отмечается в заявлении Рособрнадзора.

Меньше трудностей у школьников возникло с гуманитарными предметами. Литературу не сдали только 6,5% из более чем 48 тысяч учеников. Хотя им требовалось набрать всего 30 баллов, передает РИА «Новости». А проще всего выпускники справились с обязательным Единым государственным экзаменом по русскому языку. Его сдавали 960 300 человек, которые должны были получить не менее 37 баллов. Испытание не смогли выдержать только 6% школьников.

Отметим, что одну «двойку» по обязательным предметам разрешается пересдать, поскольку эта оценка влияет на получение аттестата. Вновь попробовать свои силы в решение заданий на знание русского языка школьники смогут 17 июня. Если эта дата не подходит, то можно будет выбрать другой резервный день. Однако если молодые люди не справятся и с экзаменом по математике, результаты которого должны быть объявлены до 12 июня, то пересдачи придется ждать целый год.

Лучшие комбинации ЕГЭ

Если для выпускника критически важно поступить на бюджет, стоит исходить из того, на какие специальности Министерство науки и высшего образования выделило больше всего мест. Потом – проанализировать с каким набором предметов можно поступить на эти направления

Впрочем, мы уже сделали это за вас. 

Лучшие комбинации ЕГЭ в 2021 году:

  1. Русский язык + математика + физика (около 43% от всех бюджетных мест).
  2. Русский язык + математика + информатика (приблизительно 12% бюджетных мест).
  3. Русский язык + математика + обществознание (около 8% от всего бюджета).
  4. Русский язык + обществознание + история и Русский язык + математика + биология (по 7%).

Поступить с другими наборами сложнее, но ничего невозможного нет:

  1. Русский язык + биология + химия (приблизительно 6% от всех бюджетных мест).
  2. Русский язык + математика + химия (5% от бюджета).
  3. Русский язык + обществознание + иностранный язык (всего лишь 2%).

С другими вариантами комбинаций поступить ещё сложнее, т.к. на те направления, куда они нужны, выделено около 1% бюджетных мест. 

Самый невыгодный набор – русский язык + математика + иностранный (0.5%).

Учитывайте также тот фактор, что средний балл у тех, кто сдаёт гуманитарные предметы в целом выше, чем у тех, кто сдаёт естественные или точные науки. Поэтому лучшим набором для поступления на бюджет будет комбинация русского, математики и физики или биологии.

А если во время учёбы в вузе вам понадобится помощь, за ней всегда можно обратиться в студенческий сервис. Там работают профессионалы, которые умеют выполнять любые учебные работы: от реферата до диплома.

Что представляла собой процедура экзаменов

За проведением экзаменов в каждой гимназии следила специальная комиссия во главе с директором образовательного учреждения. В неё также входили учитель-предметник и представители учебного округа.

Варианты экзаменационных заданий не «спускались сверху», их разрабатывали сами члены экзаменационных комиссий. Они должны были соответствовать формальным критериям. Например, запрещалось использовать задачи, которые гимназисты уже решали во время учёбы.

Варианты заданий отправляли попечителю учебного округа, и тот утверждал один из вариантов. Его рассылали обратно по учебным заведениям в запечатанных конвертах. Их предписывалось вскрывать только в присутствии учеников и членов комиссии перед самым началом экзамена.

Как выпускные, так и переводные экзамены проходили в стенах гимназии. Для них выбирали самую просторную аудиторию, например гимнастический зал, чтобы каждый учащийся сидел за отдельным столом. Экзаменуемые должны были находиться под постоянным надзором: на десять учеников назначался один наблюдатель. Под контролем держали и всех экзаменаторов, вплоть до директора гимназии.

С собой ученикам разрешалось принести только логарифмические таблицы (на экзамены по математике). Все письменные принадлежности, в том числе листы бумаги со штемпелем гимназии, им выдавали на месте. Покидать аудиторию во время экзамена разрешалось только поодиночке. Все свои бумаги экзаменуемый в этом случае передавал наблюдателю, а тот записывал точное время отсутствия ученика.

На протяжении всего испытания вёлся протокол.

Но ведь школа даёт знания. Почему их недостаточно?

Причины действительно есть:

Программа школы устаревшая

А должны ли вообще в школе готовить к ЕГЭ? 65% родителей старшеклассников считают, что учителя должны осуществлять основную подготовку к сдаче экзаменов. Кажется, так оно и должно быть, но на практике ситуация иная: школьная программа затрагивает все темы ЕГЭ, однако время на их разбор различается. 

Самая сложная часть ЕГЭ остается на самостоятельное изучение

Вторая часть экзамена включает в себя задания повышенной сложности. Учителя редко рассматривают их в рамках обычных уроков. Чаще всего это либо остается на дополнительные часы, либо не рассматривается в школе вовсе. 

В школьной программе большее внимание уделяется тестовой части, а вторая разбирается лишь на паре страничек в учебнике. Получается, что на экзамен после школы дети идут не готовыми к более сложным заданиям

А ведь за некоторые задания можно получить целых 25 первичных баллов — как за сочинение в ЕГЭ по русскому

Критерии ЕГЭ не учитываются

В ЕГЭ большое значение имеет не только решение задания, но и соответствие критериям. Критерии меняются из года в год, и не все учителя учитывают их при преподавании. Приходится изучать тонкости и разбираться самому. 

Каждый год ученики теряют баллы, потому что неправильно записывают ответ, забывают привести пример, дописать объяснение, расписать формулу. Обидно терять баллы, когда ответ верен.

Преподаватели обучают традиционным методам

Чаще всего ученики решают задания так, как написано в учебнике. Эти методы рабочие и приводят к правильному ответу, но занимают много времени. Сейчас же все чаще можно встретить лайфхаки, которые не только сокращают время на решение задач, но и помогают приступить к тем заданиями, которые раньше казались сложными. 

Информацию приходится зубрить

Нет ничего хуже, чем зубрить материал, вместо того чтобы понимать его. Не всегда у преподавателей есть возможность объяснить тему каждому ученику так, чтобы у него не осталось вопросов. Поэтому ученикам приходится заучивать материал, чтобы не отстать от программы. Однако это довольно вредная стратегия обучения. В результате зубрежки на экзамене велика вероятность забыть что-то полезное. Информация вроде бы есть в голове, но понимания, как ее использовать, нет. Не всегда стоит заучивать формулы, иногда достаточно их понять.

Нет психологической подготовки 

Психологическая подготовка — это не только спокойствие при сдаче экзаменов, но и высокие результаты. Стресс снижает внимательность, и появляется шанс что-то упустить. Руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по математике Иван Ященко приводит такую статистику: почти 30% ошибок в ЕГЭ по математике ученики допускают из-за невнимательности

В школе редко уделяется внимание психологической составляющей. Справляться со стрессом ученику приходится самому

Статистика

Согласно аналитическим данным, опубликованным на сайте Федерального института педагогических измерений, при выборе предметов для ЕГЭ приоритетными направлениями для большинства выпускников остались точные науки и обществознание, хотя оно и уступило позицию лидера профильной математике.

Предпочтения учащихся распределились следующим образом (по вертикали – количество участников экзамена).

Процентное соотношение аттестующихся, не преодолевших минимального порога, представлено на диаграмме.

По обязательным русскому языку и математике процентная доля тех, кто не набрал проходных баллов, составила 0,4 и 3,1 соответственно. В целом ученики стали лучше справляться с такими предметами, как профильная математика, иностранные языки, биология и география.

В отношении остальных предметов отмечена отрицательная динамика. Наибольший процент несдавших – по обществознанию и биологии. С заданиями по этим дисциплинам не справились 17,4 % учеников. Таким образом, опираясь на сухие цифры, можно утверждать, что самые сложные экзамены ЕГЭ именно по этим предметам.

Наряду с этим увеличилось количество выпускников, справившихся с испытаниями на 100 %. Предметный рейтинг выглядит следующим образом (по вертикали – процент стобалльников).

Больше всего стобалльников на экзамене по литературе. По этому предмету высшую оценку ежегодно получают примерно 1,09 % выпускников. На втором месте идет химия – абсолютно со всеми заданиями справляются 0,75 % экзаменующихся. Замыкает тройку французский язык, по которому 100 баллов набирают 0,2 % учеников.

К сожалению, сохранилась тенденция обнуления результатов испытаний из-за пользования мобильными телефонами и шпаргалками. В общей сложности в 2018 году за списывание с разных экзаменов ГИА-11 без права пересдачи в текущем году удален 941 человек.

Широкий охват или узконаправленная работа?

Итак, для каждой группы специальностей обычно есть профильный ЕГЭ и один-два дополнительных (если не считать обязательного русского). Поэтому можно выделить две основные стратегии, между которыми тебе придется выбрать:

  1. Сдача большого количества ЕГЭ. Например, если тебя интересует специальность «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» и близкие к ней, ты можешь сдать русский, биологию, а также географию, обществознание, математику и иностранный язык – весь набор дисциплин, которые в принципе могут потребоваться в вузах с обучением по этому профилю. Такая стратегия подходит в том случае, если проходной балл по выбранной тобой специальности не слишком высок, потому что вряд ли у тебя хватит сил и времени одинаково хорошо подготовиться ко всем экзаменам в таком количестве.

  2. Сдача необходимого минимума ЕГЭ. Это тот самый вариант с наиболее распространенными дисциплинами, о котором мы говорили ранее. Впрочем, если тебя интересует поступление в один-единственный, исключительный, конкретный вуз, и ты чувствуешь в себе способности для преодоления рубежа его проходного балла, то ты можешь даже не интересоваться вступительными правилами других образовательных учреждений. Такой подход хорош возможностью лучше подготовиться к экзаменам (ввиду их меньшего количества) и получить более высокий результат.

Обе стратегии имеют свои достоинства и недостатки, и лишь тебе решать, какую из них предпочесть, и как впоследствии подобрать вуз по предметам ЕГЭ, например, в Москве, или в любом другом городе.

Английский язык

Участники ЕГЭ по иностранным языкам, в первую очередь, по английскому языку (их абсолютное большинство), в 2019 году сдали экзамен лучше, чем годом ранее. Сложности участники экзамена испытывают с выполнением заданий разделов «Письмо» и «Говорение», а также допускают грамматические ошибки.

Успехи на ЕГЭ по английскому языку

Увеличение доли высокобалльников можно объяснить изменением в разделе «Письмо»: в 2019 году в задании 40 (развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения «Мое мнение») предлагалось две темы на выбор.

Наиболее высокие результаты выпускники показали при выполнении заданий по аудированию. Интересно, что раздел «Аудирование» на ранних этапах введения ЕГЭ вызывал наибольшие трудности, сейчас же он выполняется лучше всех других разделов.

Самые трудные задания на ЕГЭ по английскому языку

Задания раздела «Письмо»
Многие выпускники плохо справляются с заданием 40. Они не понимают и не могут показать проблемный характер предложенных тем, многие не до конца понимают смысл задания в силу недостаточности своего лексического запаса. Заметно стремление выхватить из формулировки темы какое-то знакомое слово либо произвольно и неверно интерпретировать значение незнакомого слова и написать на этой основе некий текст, имеющий мало общего с предложенной темой и поставленной коммуникативной задачей

Чтобы успешно выполнить это задание, важно правильно понять его смысл, спланировать свое письменное высказывание и построить его без нарушений логики.
В разделе «Грамматика и лексика» большинство ошибок ежегодно допускают в заданиях базового уровня 19-25 на проверку грамматических навыков. В первую очередь, к ним отнесем ошибки на употребление местоимений, на использование степеней сравнения прилагательных, форм неправильных глаголов

Этот грамматический материал изучается в начальной школе. По-видимому, в основной и средней школе следует уделять больше внимания повторению и отработке базовой грамматики на основе более сложных текстов расширенной тематики.
В ряде случаев участники экзамена делают ошибки, потому что не понимают грамматической структуры предложения и не понимают разницы между грамматикой и словообразованием.

Время проведения экзамена

Длительность экзамена напрямую зависит от количества заданий или их сложности. К тому же, при долгой концентрации есть вероятность просмотренной ошибки. Так что тем, у кого экзамен короче, может быть гораздо проще его сдать. 

Информатика, история, литература, обществознание, профильная математика и физика — самые долгие экзамены, на их сдачу выделяется 3 часа 55 минут. На сдачу биологии, русского языка и химии дается 3 часа 30 минут. Еще меньше, 3 часа 15 минут — на иностранный язык. И быстрее всего закончится экзамен по географии, через 3 часа. Выходит, что по данному критерию выигрывают иностранные языки и география.

Как заработать свои баллы

Выпускники задаются вопросом: «Как сдать ЕГЭ на высокий балл»? Действительно, каждый год в единый госэкзамен вносятся некоторые изменения (заметьте, речь не идет обязательно о его усложнении). Может меняться порядок заданий, слова в формулировке, количество вариантов ответа и подобное. Само же содержание остается в целом прежним, как и сама школьная программа. На сегодняшний день даже в тестовой части ЕГЭ нужно не просто указать какую-либо букву или цифру из нескольких предложенных вариантов, а обдумать и записать правильный ответ (например, по обществознанию – найти термин, «выпадающий» из общего ряда перечисленных) или даже несколько ответов (при этом уточнить, сколько их должно быть).

Зачем? Это делается для того, чтобы свести к минимуму «угадывание» ответов на экзамене. От учеников требуется более серьезный подход к решению заданий. Но серьезный не означает непосильный. Как обычно, в любом тесте есть более и менее сложные вопросы.

Для вас не составит большого труда пройти базовое тестирование, если у вас есть основные знания по предмету, главное — очень внимательно прочитать задание (например, найти необходимое значение на графике в тесте по математике). Решив такие задания, вы можете рассчитывать на минимальное количество баллов ЕГЭ и получить аттестат, но стать претендентом на поступление в вуз явно не получится. Всегда найдутся ученики, чьи баллы будут приближаться к 100, а не к нижней границе.

Поэтому хорошенько подумайте, какую вы ставите перед собой цель и сколько баллов потребуется для ее достижения. Например, можно посмотреть проходные баллы прошлого года на сайте вузе, в который вы хотите поступать. Может, конкурс на вашу специальность не так велик? Сдать ЕГЭ – это лишь промежуточная задача, основная же – поступление в вуз.

Как выставляли оценки

Первая система оценивания успехов гимназистов была введена в 1837 году и представляла собой пятибалльную шкалу, в которой:

  • «1» означала слабые успехи;
  • «2» — посредственные;
  • «3» — достаточные;
  • «4» — хорошие;
  • «5» — отличные.

Чтобы избежать субъективности оценивания Министерство народного просвещения ввело конкретные критерии присваивания отметок. Кол и двойка были действительно разными оценками.

Несмотря на критерии, оценивание устных экзаменов всё равно во многом зависело от отношения к ученику.

Экзаменаторы обычно скупились на хорошие отметки. Двойки были повсеместным явлением, но факт получения такой низкой оценки лишал выпускника возможности получить аттестат, только если она была поставлена по следующим предметам: Закон Божий, российская словесность, латинский и греческий языки, арифметика и алгебра. В остальном главным требованием было набрать средний балл по всем предметам не ниже трёх.

Это делало систему фактически двухбалльной: удовлетворительно или неудовлетворительно. Учеников такое положение вполне устраивало. Четвёрки и пятёрки ставили только тем, чьи знания выходили за пределы программы.

Получить аттестат удавалось не всем. Так, в 1877 году из 1776 кандидатов успешно сдали экзамены 1449 или 81,6% экзаменуемых, и 18,4% оставались за бортом. Обычно «срезались» на испытаниях по математике, русскому и латинскому языкам. Экстерны проваливали экзамен гораздо чаще гимназистов.

Возможности подать апелляцию не было. Те гимназисты, которые с первого раза не сдали экзамен, делали новую попытку на следующий год.

Даже при столь строгой системе оценивания были и выпускники-медалисты. Так, в 1877 году золотую медаль получили 83 ученика, серебряную — 103. Для «золота» нужно было иметь отличные оценки по древним языкам и математике, а также средний балл не ниже 4,5 по всем остальным предметам. Для серебряной требовались две пятёрки по этим же предметам и средний балл не ниже 4. Ну и конечно, медалист должен был демонстрировать похвальное поведение.

Фото: Геологический институт Российской академии наук

На самом деле ЕГЭ сдать крайне сложно

В реальности, несмотря на то, что тест ЕГЭ довольно легкий, решить его на максимальный балл обычному современному школьнику 11-класснику крайне тяжело. Причина этого проста: он не отвечает всем трем условиям, обозначенным мной выше.

Попросите ребят написать сочинение о себе: некую автобиографию. Мотивировать писать такой текст проще некуда: скажите, что в жизни каждому придется рассказывать о себе хотя бы работодателю. Что он скажет о своем образе жизни, о своих хобби и прочем, как охарактеризует свои личные качества?

Так вот 9 из 10 ребят не смогут написать корректно такую в общем-то простую работу. За 45 минут большинство напишут 3-4 предложения. Хотя ученик, соответствующий условиям выше, испишет 3 тетрадных листа и ему не хватит времени. Кстати, если вы читаете этот текст и не согласны со мной, очень хочу прочесть Ваш комментарий, в чем именно Вы не согласны. Я же основываюсь на своем профессиональном опыте. Даже практически половина студентов вуза — не может связать письменно двух слов на свободную тему.

Причины очевидны, и я тут не буду их касаться. Так вот представьте, что по истечении 10 лет школьной жизни, в течение которых ребята занимались чем угодно, но только не систематическим образованием, в первый раз в жизни перед ними встает реальное жизненное испытание, за которое они получат объективную оценку!

А еще если им покажут экзаменационную работу, которую они увидят, дай Бог, в начале выпускного класса. А многие ведь ее видят только на пробном тестировании в мае — за несколько дней до реального ЕГЭ!

И нет ничего удивительного, что средний балл ЕГЭ каждый год падает. Потому что те, кто сдали ЕГЭ на минимальные баллы ничего не сообщают своим «потомкам». А те, кто вновь будет сдавать ЕГЭ, уверены, что как-нибудь с ним справятся: как-то же справлялись с школьными заданиями на протяжении 10 лет!

ЕГЭ ребятам покажется просто жестким экзаменом, который нереально сдать. Добавим к этому постоянное запугивание их со стороны учителей, которые нагоняют каждый год ЕГЭ истерию, массовые слухи о том, что весь экзамен кардинально поменялся — и вы получите такой «коктейль Молотова», из которого мало кто выйдет живым, в смысле сдаст это сравнительно легкий экзамен с честью и на высокие баллы.

Названы самые сложные предметы на ЕГЭ этого года

Пресс-служба Рособрнадзора
сообщила, что по следующим предметам больше всего участников ЕГЭ не смогли
преодолеть порог, который необходимо преодолеть для получения возможности
поступления в ВУЗы:

  • обществознание;
  • биология;
  • химия.

Поскольку эти предметы не являются обязательными и аттестат можно получить и без них, пересдать их получится не раньше, чем через год.

Что касается обязательных
предметов – русского языка и математики, без которых невозможно получить
аттестат, то с русским языком не справились 0,6% выпускников, а с базовой математикой – 4,2%.

Соответственно, окончательные
результаты будут получены позже.

В основном периоде сдачи
Единого государственного экзамена поучаствовали чуть менее, чем 750 000 человек,
причем 662 000 являлись выпускниками 2019 года.

Самые популярные ЕГЭ в 2019
году:

  1. обществознание – 315 000 сдающих;
  2. физика – 139 000 сдающих;
  3. биология – 124 000 сдающих;
  4. история – 103 000 сдающих;
  5. информатика – 75 000 сдающих.

Результаты
ЕГЭ-2019 несколько превосходят результаты ЕГЭ-2018. На ЕГЭ-2019 было на 557
больше стобальных работ и теперь их количество составило 6729. Двое выпускников
смогли набрать 400 баллов, при сдаче ЕГЭ по четырем дисциплинам, 30 человек
смогли набрать 300 баллов при сдаче трех ЕГЭ.

В 2019 году впервые провели ЕГЭ по китайскому языку и одна выпускница смогла сдать его на 100 баллов.

Биология

Биология является одним из наиболее востребованных экзаменов по выбору. В рамках ЕГЭ проверяется знание следующих разделов курса биологии: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». Участники экзамена 2019 года показали хорошие результаты при выполнении заданий базового уровня практически по всем темам.

Трудности на ЕГЭ по биологии

  • «Биология как наука, методы познания живой природы»,
  • «Определение числа хромосом и ДНК в соматических и половых клетках»,
  • «Внутренняя среда организма человека, сенсорные системы»,
  • «Среды обитания организмов»,
  • «Разнообразие экосистем (биогеоценозов)».

Среди заданий повышенного уровня сложности наибольшие затруднения вызвали задания, направленные на проверку умения:

  • характеризовать фазы фотосинтеза,
  • свойства нуклеиновых кислот,
  • двойное оплодотворение у цветковых растений,
  • определять число ДНК в клетках,
  • устанавливать последовательность процесса смены экосистем и соответствия между характеристиками и реакциями матричного синтеза.

Среди заданий с развернутыми ответами наиболее трудными для участников оказались задания, проверявшие умения:

  • анализировать результаты биологического эксперимента по его описанию,
  • делать выводы на основании анализа данных, полученных в результате эксперимента;
  • объяснять действие на организм лекарственного препарата;
  • характеризовать причины и механизмы биологической эволюции;
  • устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции;
  • сравнивать биологические процессы обмена веществ и делать выводы на основе сравнения;
  • объяснять особенности индивидуальное развитие организма.

Все эти задания требуют не просто заучивания определенного объема биологической информации, а умения ее применять для решения поставленных задач, способности интегрировать знания биологии и основ химии, физики.

При изучении биологии в старших классах и подготовке к экзамену целесообразно обратить внимание на развитие умений анализировать биологические объекты, явления, процессы, объяснять обстоятельства их протекания, устанавливать взаимосвязи объектов, процессов, решать биологические задачи, сравнивать различные объекты и процессы

Сложно ли сдавать ЕГЭ — покажет статистика

Каждый год ФИПИ публикует аналитический материал и статистику сдачи ЕГЭ. В этом году единый госэкзамен сдавали примерно 750 тысяч человек — довольно много людей, чтобы делать показательные выводы.

Предмет Средний балл 2018 Средний балл 2019
Русский язык 70,93 69,5
Математика (профиль) 49,8 56,5
Обществознание 55,7 54,9
Физика 53,2 54,4
История 55,1 55,3
Биология 51,7 52,2
Химия 55,1 56,7
Английский
язык
69,2 73,8
Информатика 58,4 62,4
Литература 62,7 63,4
География 56,6 57,2

Результаты ЕГЭ показали, что средний балл практически по всем предметам, кроме русского языка и обществознания, вырос, правда, незначительно.