Оглавление
- Чем заняться с ребенком в периоды свободного времени?
- Режим (распорядок) дня для ребенка в 1-1,5 года
- Как приучить ребенка спать в своей кроватке?
- Гигиенические процедуры
- Организация досуга
- Другие дневные занятия
- Свободное время
- Физические упражнения
- Режим сна для ребенка в 2 года
- Привычки сна новорожденного
- Развитие и воспитание
- Дневной сон ребенка — залог крепкой нервной системы его родителей
- Какой распорядок должен быть у ребенка второго полугодия на время бодрствования?
- Характер двухлетнего ребенка
Чем заняться с ребенком в периоды свободного времени?
Для двухгодовалого малыша игры — это самая важная часть его занятости в течение дня. Их нельзя целиком заменить на развивающие занятия с книгами, тетрадями и карточками. Карапуз должен активно двигаться, бегать, прыгать, использовать для своих забав разнообразные предметы и игрушки.
Отлично, если в его комнате есть шведская стенка с мягкими матами, батут и спортивный инвентарь. Доказано, что дети, увлеченные разнообразными видами спорта, интеллектуально более развиты, чем их сверстники. В тоже время, если малыш не проявляет особого интереса к динамичной двигательной активности, спокоен и предпочитает собрать конструктор, чем поиграть в хоккей, ему будет полезен массаж.
Процедуру массажа, как и раньше, могут выполнять сами родители, применяя такие несложные приемы, как поглаживание, растирание, разминание, а также легкие поколачивающие движения. Техника массажа для ребенка должна быть щадящей, нельзя применять силу. Все прикосновения — легкие и упругие.
Приобщение к занятиям физической культурой в 2—2,5 года по-прежнему должно носить игровую форму. Гимнастика по утрам состоит из нескольких упражнений на все группы мышц и связок. Это могут быть задания:
- изобразить, как ветер качает деревья, как растут помидоры (из земли прорастает семечко, набирает силу, потом дает ветки, потом тяжелые плоды, томаты вызревают и лопаются);
- показать руками ножницы или как дровосек пилит дерево;
- «накачать воздухом» папу, изображая насос (при этом карапуз старательно наклоняется вниз, «надавливая на ручку насоса». Отец «наполняется воздухом» и «лопается» к восторгу малыша или «сдувается»;
- попрыгать как лягушка или зайчик и т.д.
В целом режим ребенка в 2 года — это полезное и для развития ребенка, и для нервов родителей условие. Режим одинаково необходим и в дошкольном учреждении, и дома. И, если малыш в это время уже посещает детский садик, то в выходные дни взрослые должны также помогать ему соблюдать предписания: вовремя кушать, гулять и ложиться днем спать.
Режим (распорядок) дня для ребенка в 1-1,5 года
В этот период большинство деток днем еще спит дважды. По статистическим данным, режим сна ребенка в возрасте 1 годика должен включать ночной сон (в среднем длится до 10,5 часов), а также два дневных общей продолжительностью до 3 часов.
Следует спланировать день так, чтобы кроха бодрствовал не дольше, чем четыре с половиной часа подряд. Ближе к полутора годам этот показатель можно плавно увеличить на час.
Подъем, утренний моцион | около 6.30 |
Завтрак | около 7.00 |
Игры, гимнастика | с .30 до 9.15-9.20 |
Сон | с 9.20 до 11.20 |
Обед | 11.30 |
Игры или прогулка | с 12.10 до 15.00 |
Сон | с 15.05 до 16.00 |
Полдник | 16.10 |
Закаливание, прогулка или игры, занятия | с 16.40 до 18.55 |
Ужин | 19.10 |
Игры, чтение книг родителями | с 19.40 до 20.00 |
Вечерний моцион, приготовление ко сну | до 20.20 |
Сон | 20.30 |
Подобный график нужно вырабатывать постепенно. Если до года у крохи не было графика, не стоит надеяться, что за один день ситуация исправится. Привыкание к режиму дня у ребенка в возрасте 1 года длится где-то 1-2 месяца. Таким образом, если вы решили приучать кроху к распорядку, наберитесь терпения. Пройдет несколько недель – и все получится.
Важно! Если малыш начинает просыпаться раньше, плохо спит после обеда, следует плавно вносить коррективы в режим дня: иногда ребенок уже в год и два месяца обходится одним дневным сном. Здесь нужно ставить во главу угла потребности именно вашего малыша.В этот же период нужно продумать, —как научить ребенка засыпать без взрослых—
Удобно выработать для этого определенные ритуалы: например, кроха надевает пижаму, ложится, мама читает ему книжку, подает мягкую игрушку, обнимает и выходит. Очень важно соблюдать порядок действий неизменным
Здесь нужно ставить во главу угла потребности именно вашего малыша.В этот же период нужно продумать, —как научить ребенка засыпать без взрослых—. Удобно выработать для этого определенные ритуалы: например, кроха надевает пижаму, ложится, мама читает ему книжку, подает мягкую игрушку, обнимает и выходит
Очень важно соблюдать порядок действий неизменным
Не приучайте ребенка спать в полной тишине, иначе он будет просыпаться от малейшего звука, а сам сон будет менее глубоким.
Как приучить ребенка спать в своей кроватке?
Существуют различные методики, помогающие ребенку заснуть самому, без помощи родителей. Их нередко применяют в качестве немедикаментозного лечения инсомнии (нарушения сна) у детей раннего возраста — от 1 до 3 лет4. Ниже описаны примеры таких методик. Выбор подходящей для вашего малыша нужно обсудить вместе со специалистом по детскому сну.
Один из способов преодоления расстройств сна — это поведенческая терапия. С ее помощью изменяют неправильные ассоциации и установки сна у ребенка4,7. В поведенческой терапии используют метод оставления. При нем родители сразу оставляют ребенка в кроватке и уходят из детской. При этом они не возвращаются, услышав его крики или зов, давая ему возможность заснуть самостоятельно4. Но психологи не рекомендуют применять такой подход, если малышу еще нет 6 месяцев, и он на грудном вскармливании4, так как это может негативно сказываться на состоянии малыша.
Кроме того, метод оставления подходит далеко не всем родителям. Желающим быть рядом или успокоить плачущего младенца4 специалисты рекомендуют другие методики — «проверка и выдержка» или «постепенное погашение»4,7.
«Проверка и выдержка»
При подготовке ко сну родитель какое-то время проводит с ребенком, затем укладывает его в кроватку и уходит из комнаты либо ложится в свою постель, если она в детской. При этом в течение 15-20 минут к младенцу не подходят и не реагируют на его плач или крик. Этот период называют «выдержкой»7
Когда положенные 20 минут истекут, родитель подходит к ребенку, поправляет его постель и снова возвращается к себе. Это часть называется проверкой7.
Очень важно не вынимать его из кроватки и не кормить его, когда он просыпается. Исключение составляют дети, которым требуются ночные кормления по возрасту или медицинским показаниям
Во всех остальных случаях родитель просто подходит к кроватке на короткое время, выполняя проверку, а затем снова уходит на 15-20 минутную «выдержку»7.
Постепенно — в течение нескольких ночей — интервал «выдержки» увеличивают до 30 минут7.
«Постепенное погашение»
Эта методика призвана «погасить» протесты и манипуляции ребенка7. Есть 2 варианта «постепенного погашения» — в присутствии родителя и без него4.
Классический вариант заключается в том, чтобы оставить младенца в спальне одного на определенное время, постепенно приучая его засыпать самостоятельно. В отличие от метода «проверка и выдержка», ребенка можно успокаивать. Но возвращаться к его кроватке нужно не по первому зову, а через определенное время. После того, как ребенок успокоится, нужно снова уйти, увеличивая интервалы, когда он пытается заснуть без вас7. Этот вариант подходит для младенцев старше 6 месяцев4.
До полугодовалого возраста используют метод «постепенного погашения» в присутствии родителя. Он выполняется поэтапно4:
- Родитель укладывает малыша в кровать, а сам садится возле нее. Если кровать большая, можно прилечь рядом с ребенком.
- В последующие ночи мама или папа все еще остаются рядом с младенцем, но постепенно сокращают количество прикосновений, меньше общаются с ним, показывая ему, что они заняты каким-либо делом, например, читают или убирают в комнате.
- Укладывая ребенка спать, родитель не ложится с ним рядом, а садится на стул неподалеку от кроватки, примерно в 5 метрах от нее, продолжая сидеть, пока младенец не заснет.
- На следующем этапе расстояние между кроваткой и стулом увеличивают, постепенно отодвигая его.
- Чуть позже можно ненадолго выходить из детской комнаты, но обязательно возвращаться до того, как ребенок заплачет.
Если ребенок проснется, повторите те же действия, которые вы выполняете на данном этапе методики. Этапы можно растягивать на несколько дней, чтобы малыш успевал привыкнуть к каждому4.
Гигиенические процедуры
Гигиенические процедуры ребёнка годовалого возраста включают:
Умывания. Умывать кроху следует утром после пробуждения. Используйте тёплую воду, не допускайте её попадания в глаза
Обильно смачивайте руку и осторожно проводите ею по лицу малыша
Важно, чтобы процедура была комфортной, иначе ребёнок будет бояться умываний и наотрез отказываться от них.
Чистку зубов. Такую процедуру следует начинать проводить после появления первых зубок
Используйте мягкую силиконовую щётку (есть варианты, надеваемые на палец родителя), специальную детскую пасту
Чистки проводятся утром и вечером.
Мытьё рук. Ручки нужно мыть после прихода с улицы с использованием мыла. Перед приёмами пищи достаточно мытья проточной водой.
Купание. Купайте малыша в детской ванночке или во взрослой в специальном сидении. Поддерживайте оптимальную температуру воды – около 37-37,5 градусов. Предлагайте водные игры с резиновыми игрушками.
Организация досуга
Очень важно организовать досуг ребенка так, чтобы его деятельность не мешала окружающим и способствовала плавному переходу от бодрствования ко сну. Желательно заранее продумать занятия малыша, чтобы активная фаза приходилась на светлое время суток, а спокойное времяпровождение предшествовало вечернему отдыху
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развивающие занятия для детей 2-3 лет на каждый день
Во время прогулки нужно стараться дать дочке или сыну возможность потратить часть накопившейся энергии и стимулировать его к активным играм. Дома перед обедом немного успокоить ребенка, например, попросив его подготовить место для еды. Пусть мама вместе с малышом расставит игрушки по местам, чтобы он впоследствии научился убирать за собой самостоятельно. Точно так же желательно выделить время перед вечерним сном на уборку игрушек. Таким образом, можно убить двух зайцев – привести игровое пространство в порядок и «приглушить» активность ребенка перед ночью.
После дневного отдыха малыш обычно находится в спокойном состоянии, период активности наступает чуть позже. В это время лучше предложить ему позаниматься творчеством, либо собрать конструктор, пазлы, почитать ему стихи или сказку. Через час-полтора можно отправиться на прогулку, если выход на улицу запланирован.
Несколько советов родителям по оптимизации дневных занятий
Каждый ребенок имеет собственные предпочтения и их стоит учитывать при организации его досуга
Однако важно придерживаться основных принципов:. ИНТЕРЕСНО: как правильно воспитывать ребенка в 2 года: советы психологов
ИНТЕРЕСНО: как правильно воспитывать ребенка в 2 года: советы психологов
- Если родители купили новую игрушку, желательно давать ее маленькому непоседе с утра. Иначе он не успеет наиграться и не захочет вовремя ложиться спать. Если же кроха посещает ясли, желательно дарить ее в выходной день, чтобы у малыша было достаточно времени для игры.
- Вечером, когда дома собираются взрослые члены семьи, у мамы остается меньше времени для младшего. Если удовлетворить его потребность в движении днем, кроха может провести вечер в спокойных играх. В крайнем случае, в этот период можно позволить ребенку посмотреть мультфильмы, если родители разрешают отпрыску время от времени сидеть перед телеэкраном.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как приучить ребенка к детскому саду: советы Комаровского
Нужно стараться предлагать малышу разноплановые занятия, чтобы время от времени переключать его внимание. Двухлетний кроха еще не может играть самостоятельно больше получаса, поэтому нужно вовремя «подбрасывать» ему новые идеи для игр.
Если малыш посещает ясли, режим дня на выходных должен быть примерно таким же, как в саду
То есть, прогулки и дневной сон желательно запланировать на то же время, что и в яслях. Тогда кроха не окажется в стрессовой ситуации и легко заснет в положенное время.
Если выполнять предписанный режим не получается, стоит попытаться внести в него изменения. Быть может, маленькому человеку не подходит подобный график, его нужно просто немного оптимизировать.
Другие дневные занятия
День следует начинать с высаживания на горшок. В два года малыш уже, скорее всего, готов им пользоваться. Так что если он еще не приучен, то этому надо уделять больше внимания и соответственно строить режим. Затем наступает время гигиенических процедур и несложной зарядки. Лучше всего делать ее вместе с карапузом: он с удовольствием повторяет действия за родителями. Полезно сопровождать процесс стихами и потешками.
После завтрака – оптимальное время для любых развивающих занятий. В первой половине дня информация хорошо усваивается. Так что стоит заняться рисованием, чтением, поучиться считать, различать цвета и другим полезным для ребенка навыкам. Если в планах домашние дела, то к ним стоит приобщить и кроху. Например, выдать ему тряпочку для протирания пыли.
Малыш двухлетнего возраста быстро устает от своего занятия, поэтому виды деятельности нужно постоянно менять. Желательно чередовать спокойные игры с более активными или танцами. После домашних мероприятий очень желательна прогулка, если позволяют погодные условия. Стоит обеспечить возможность много двигаться.
После возвращения домой карапуз моет руки, обедает, спит, полдничает. Затем опять приходит время для игр и прогулок. Чем ближе к вечеру, тем спокойнее занятия следует выбирать. Перед сном можно почитать книгу, спеть песенку малышу. Телевизор в это время смотреть не стоит: быстрая смена картинок на экране возбуждающе действует на неокрепшую нервную систему ребенка.
Свободное время
После завтрака предложить малышу губку, показать её свойства впитывать и выжимать. Мудрая бабушка Мария Монтессори основала свою методику раннего развития на повседневных привычных процедурах, от которых не нужно отстранять ребенка.
Когда кухня в порядке можно совместно с ребенком полить цветы, постирать в мыльной пене, отсортировать вещи, знакомя его с разными текстурами – гладкой, шершавой, мягкой, колючей, жесткой, плотной, тонкой. Любое занятие для ребенка в трехлетнем возрасте, это познание новых процессов и устройств. Загрузить вещи в стиральную машинку и наблюдать за вращением барабана, объяснять за счет чего это происходит на доступном ему уровне или включить пылесос показать, как быстро мусор перемещается в мешок.
Рисование красками, мелками, карандашами и фломастерами происходит под наблюдением взрослого. Это же правило действует при работе с глиной, пластилином и кинетическим песком. Дети такого возраста уже не пробуют все на вкус, но иногда такое желание может их посетить. В три года малыши быстро осваивают языки, с удовольствием играют на ксилофоне, бубне, губной гармошке и других инструментах. Музыкальные занятия лучше проводить в первой половине дня, это же касается активных подвижных игр, просмотра мультфильмов и познавательных передач.
Прогулка на свежем воздухе имеет решающее значение в правильном формировании здоровья, а также в процессе реабилитации после различных заболеваний. В зависимости от времени года и температурных режимов регулируется время таких походов. Они должны длиться не менее двух часов проведенных на улице, и сопровождаться физической активностью ребенка.
Детские площадки, открытые развлекательные центры, катки, пляжи с разнообразными лестницами, батутами и тренажерами, прекрасные места для развития крупной моторики и получения первых навыков общения с другими детьми. После прогулки, где малыш исчерпал всю свою энергию, он с удовольствием и без принуждения съест весь обед и заснет крепким дневным сном, который длится около 2.5 часов.
Физические упражнения
В жизни ребёнка любого возраста важное место занимает физическое развитие. Оно способствует укреплению скелета, мышц, способствует развитию правильной осанки и является профилактикой сколиоза
В этом возрасте так может проходить зарядка:
Начинать и заканчивать упражнения следует с вдоха и выдоха, сопутствующих движением рук вверх вниз.
Сопровождайте упражнения крохи музыкой.
Полезными для карапуза будут движения с поднятием ножек в коленном суставе во время ходьбы по кругу, при этом важно двигать руками в разные стороны.
Хорошо подойдет, так называемая, ходьба «по-гусиному».
Немаловажным будет упражнение, которое любит большинство детей – велосипед. Из положения на спине малыш должен сгибать ножки в коленных суставах и двигать ими так, как будто он крутит педали.. Это минимальный перечень возможных упражнений для ребёнка в двухлетнем возрасте
В зависимости от того, насколько вашему карапузу нравится проводить физические разминки, мама может увеличивать разнообразие этих упражнений и добавлять новые, которую особенно будут нравиться малышу. Если ваш ребенок категорически отказывается от выполнения физических упражнений, не кричите на него. Попробуйте найти те, которые придутся малышу по вкусу. Или можно каким-нибудь образом простимулировать его желание, а также мама может проводить физические занятия в игровой форме
Это минимальный перечень возможных упражнений для ребёнка в двухлетнем возрасте. В зависимости от того, насколько вашему карапузу нравится проводить физические разминки, мама может увеличивать разнообразие этих упражнений и добавлять новые, которую особенно будут нравиться малышу. Если ваш ребенок категорически отказывается от выполнения физических упражнений, не кричите на него. Попробуйте найти те, которые придутся малышу по вкусу. Или можно каким-нибудь образом простимулировать его желание, а также мама может проводить физические занятия в игровой форме.
Приблизительно именно таким должен быть распорядок ребенка в 2 года. Но вы должны помнить, что каждая мама лучше всех остальных знает о повадках, желаниях и индивидуальных особенностях своего карапуза. Если ваш малыш любит купаться с утра, а не перед сном, то не противьтесь этому. Распорядок должен не только приучать к определенным правилам и дисциплине маленького человечка, но и делать его день радостным и весёлым. Поэтому, при составлении режима дня обязательно учитывайте чувства карапуза и его потребности.
Рекомендуем к прочтению:
- Какие игрушки нужны ребенку в 2 года;
- Что должен уметь ребенок в 2 года.
Режим сна для ребенка в 2 года
Сон жизненно важен для растущего организма. К двухлетнему возрасту сон малыша в среднем должен составлять 15 часов. В этот временной промежуток входит ночное сновидение — 10-11 часов, а также обеденная «сиеста» — от полутора до трех часов. В общей сложности ребенок бодрствует по 5-6 часов два раза в день — до обеда и после.
Если вы решили перейти на такой режим сна и бодрствования, то попробуйте выполнять это постепенно. Ежедневно удлиняйте продолжительность утренних прогулок на 10-20 минут, также пробуйте вводить в график ребенка утренние занятия или новые игры. Такие мероприятия помогут отодвинуть время сновидений на обеденный перерыв и перевести малыша на одноразовый сон. Как правило, родителям приходится потратить около месяца, чтобы ренок смог спокойно и без капризов перейти на новый режим сна.
Питание двухлетнего малыша
Сколько раз кушать? Как не перекормить своё чадо? Эти вопросы часто интересует мам, ведь в рацион двухлетнего ребенка можно уже вводить «взрослые» блюда.
Переживать по данному поводу не стоит, так как процессы обмена веществ в детском организме происходят быстро и интенсивно, если, конечно же, отсутствуют проблемы со здоровьем. Родителям не нужно впадать в панику, если их чадо отказывается от еды. Ни в коем случае не пробуйте запихнуть в ребенка пищу насильно. Причины отсутствия аппетита могут быть самые разные: расстройство сна, простуда, перевозбуждение, пристрастие к сладкому. В этом нет ничего опасного, просто постарайтесь превратить обычную трапезу в увлекательную игру, завлеките малыша яркой и красочной посудой, оформите блюдо как-то по-особенному, кушайте вместе, ведь трапезничать в компании намного «вкуснее» и веселее, нежели в одиночку.
В идеале количество приемов пищи в два года должно быть не меньше и желательно не больше четырех-пяти раз в день. Сюда входят завтрак (также можно второй завтрак), обед, полдник и ужин
Очень важно, чтобы еда в этот период обеспечивала малыша необходимым для роста и развития количеством полезных веществ, а также жиров, белков и углеводов
Завтрак двухлетнего ребенка должен быть легким и в то же время сытным. Самым идеальным блюдом с утра станет молочная каша, яйцо, какао или чай. А вот обеденная трапеза должна быть более плотной и сытной. На первое можно предложить супчик или борщ, на второе — мясные или рыбные блюда (паровые котлетки, биточки) с гарниром (кашей, картофельным пюре, тушеными овощами), обязательно с хлебом (желательно ржаным). Как показывает практика, полдник является самым приятным и ожидаемым приемом пищи для детей. И в этом нет ничего удивительного, ведь именно тогда ребенок имеет возможность скушать что-то вкусненькое, например: творожок с фруктами, печеное яблочко, йогурт с пряниками. Что касается ужина, то он, как и завтрак, тоже должен быть легким. Перед сном идеальным блюдом для крохи станет творожная запеканка либо сырники, к которым прекрасно подойдет стаканчик йогурта или кефира. Если вашему малышу не по вкусу такая пища, тогда предложите ему кашу с фруктами либо сухофруктами. Главное — не перекормить ребенка перед сном. Ведь из-за вечернего переедания у него могут возникнуть проблемы со сновидением, а наутро он и вовсе может отказаться от пищи.
Конечно же, это приблизительный рацион детей в два годика. Каждый родитель составляет детское меню, исходя из его вкусовых предпочтений и потребностей. Однако не забывайте, что в ежедневный рацион двухлетнего ребенка должны обязательно входить следующие продукты: мясо, рыба, свежие фрукты и овощи, молочная и кисломолочная продукция, крупы, твердый сыр, зелень, сливочное и растительные масла.
Привычки сна новорожденного
3 месяца
В три месяца родители могут столкнуться с тем, что ребенок:
- Стал спать короткие дневные сны и в результате нет устойчивого графика снов
- Реагирует на любые раздражители
- Очень часто просыпается ночью
- Не слезает с рук во время укладывания
- Требует грудь или пустышку при каждом пробуждении
- Спит только при движении в коляске
- Отказывается спать в кроватке или просыпается при смене места сна
Поэтому сейчас самое время заложить полезные привычки на засыпание:
Введите ритуал перед дневными и ночным сном, если еще этого не сделали. Ритуал — это изо дня в день повторяющийся порядок действий, который помогает детям расслабиться и настроиться на сон: умывание/купание, массаж, надевание подгузника и пижамы/ пеленание, кормление, чтение сказки/пение колыбельной, зашторивание окон и включение белого шума. На ритуал в три месяца достаточно 10 минут днем и 20-30 минут вечером.
Создайте комфортные условия сна: затемняйте комнату плотными шторами, используйте белый шум, который приглушит посторонние звуки и поможет продлить сон ребенка. Убедитесь, что в комнате не более 25 градусов летом и не более 23 градусов зимой.
Старайтесь проводить сны дома в кроватке. В коляске на свежем воздухе возможен последний дневной сон.
Давайте малышу возможность попробовать уснуть самостоятельно. Если вы кормите ребенка, качаете его или держите на руках, попробуйте делать это не до полного засыпания. Затем положите полусонного малыша в кроватку — он должен уснуть сам
Но не настаивайте, если у него сразу не получится заснуть.Такой способ укладывания поможет малышу научиться самостоятельно переходить последний рубеж ко сну, что станет важной основой для будущего крепкого сна.
Примерный режим кормлений для трехмесячного ребенка
Деткам в 3 месяца потребуется около 2-4 кормлений за ночь — зависит от того, на грудном или искусственном вскармливании находится ваш малыш.
Младенец уже подрос и может кушать больший объем грудного молока или смеси в одно кормление. А это значит, что он дольше остается сытым и промежутки между кормлениями будут дольше, а продолжительность одного кормления станет немного короче.
Если трехмесячный ребенок просыпается очень часто ночью и вы думаете, что введение прикорма изменит ситуацию, то это неверно. В этом возрасте дети еще не готовы переходить ко взрослой пище — сейчас материнское молоко и смесь самая полезная еда для новорожденного.
Развитие младенца в 3 месяца
Трехмесячный малыш умеет уже очень многое:
- улыбаться и смеяться
- устойчиво держать голову
- повторять за взрослым некоторые движения и выражения лица
- брать в рот руки
- узнавать лицо мамы и папы
- отталкиваться руками при выкладывании на животик
- хватать игрушки и трясти их
Освоение этих навыков происходит в своем темпе c учетом индивидуальных особенностей отдельного ребенка.
Гуляя на улице, рассказывайте малышу все, что вы видите вокруг, ведь ему это уже очень интересно. Реагируйте на его эмоции с заботой, чтобы установить доверительные отношения.
Играйте с музыкальными и светящимися игрушками и погремушками. Не стесняйтесь петь. Все это поможет ребенку развить слух. Разговаривайте с ним, реагируйте на его просьбы, чтобы дать понять, что вы рядом и слышите его.
Расскажите, какой режим сформировался у вашего малыша в этом месяце?
Понравиласть статья? Оцените:
Голосов: 232
Развитие и воспитание
В два года ребёнок умеет многое: выговаривать от 50-и до 300 слов, пытаться говорить короткими предложениями, выполнять просьбы, выражать эмоции, играть без участия взрослых, проситься на горшок (не вечно), самостоятельно употреблять пищу, одеваться или пытаться делать это, повторять движения и действия взрослых, показывать и отстаивать свои жажды, активно интересоваться окружающим миром и общаться со сверстниками, спускаться и подниматься по лестницам, рисовать «каракули» и линии, плясать и примитивно петь (повторять ритм), пробовать разбирать и собирать предметы, вытирать руки и пробовать чистить зубы, деятельно участвовать в разных играх, выполнять последовательные сложные действия.
Воспитание включает активное вовлечение ребёнка в привычные повседневные процессы: одевание, гигиенические процедуры, подготовку к зачислениям пищи, уборку и так далее. Также родители должны устанавливать границы и рамки дозволенного, останавливая ребёнка в случае неверных или запрещенных действий
Очень важно общение, в том числе обсуждение всего происходящего
Дневной сон ребенка — залог крепкой нервной системы его родителей
Уложить спать спокойного карапуза после вкусного обеда несложно, а вот, чтобы усыпить днем гиперактивного ребенка — придется постараться. Иногда родители отказываются от дневного отдыха, из-за сложностей с укладыванием или из-за того, что качество ночного сна с дополнительным периодом днем заметно ухудшается.
Все же педиатры настойчиво советуют укладывать малыша спать на 2—2,5 часа в светлое время суток, чтобы он мог восстановить силы и, что не менее важно, усвоить накопленный в первой половине дня опыт. Дело в том, что именно во сне сознание разгружается от информации, полученной в период бодрствования
В этом возрасте ребенок активно познает мир, ежечасно получая новые сведения об устройстве мира. Короткий сон днем и длительный ночью помогают ему избежать нервного переутомления, повышают его познавательную активность и позволяют эффективно усваивать новую информацию.
Если возникают трудности с укладыванием чада в кровать, когда светло, прислушайтесь к следующим советами.
Поднимать малыша с кровати утром следует раньше, в 6—7 ч утра. При этом запланировать дневной сон нужно не более чем через 6—6,5 ч после подъема.
Укладыванию в постель должна предшествовать длительная прогулка на свежем воздухе в течение 2—2,5 ч и обед. Некоторые дети плохо засыпают после еды, поэтому часы дневного сна лучше перенести на 30—40 минут позже (или выбрать другое время, которое в лучшей степени подходит малышу).
В первые несколько дней привыкания к новому распорядку дня ребенка не следует перекармливать, пусть самой плотной трапезой будет обед перед дневным сном. Если кроха хорошо проголодается во время утренней прогулки, он с большей долей вероятности уснет дома в скором времени после приема пищи.
Нужно отслеживать состояние чада во время дневных занятий. Если он начнет капризничать, устанет, начнет потирать глазки, зевать, раздражаться, станет вялым, значит, ему нужно незамедлительно отправиться в кровать. Большой ошибкой будет в это время торопить его умыться перед сном, попросить прибрать игрушки и т.д. Несколько минут пройдет, и ребенок может отказаться идти спать (фаза торможения сменится возбуждением).
Отходу ко сну в дневное время должны предшествовать размеренные занятия, во время которых карапуз расслабится и успокоится. Будет ошибкой разрешить ему бегать и прыгать, играть в другие активные игры дома после прогулки, так как от этого могут устать только родители, малыш же быстро восстановится и перевозбудится. Обстановка дома должна быть умиротворяющей и располагать к отдыху.
Перед тем, как укладывать чадо в кровать, желательно проветрить спальню (не только днем, но и перед вечерним отходом ко сну). Температура воздуха в помещении не должна превышать +20° С. Чем больше будет показывать термометр, тем дольше будет засыпать малыш. Неправильный температурный режим часто становится причиной и тяжелого пробуждения, капризов, плохого настроения после «отдыха».
Если ребенок в какой-то период начнет отказываться от дневного сна («я узе босооооой!»), родителям не стоит поддаваться на провокации. В это время малыш может просто проверять границы дозволенного. Нужно поговорить с ребенком, объяснить ему пользу отдыха («мальчики становятся сильнее», «девочки после сна еще красивее»). Кроме того, возрастает роль традиционных ритуалов перед укладыванием в постель.
Какой распорядок должен быть у ребенка второго полугодия на время бодрствования?
Когда ребенок не спит, время бодрствования можно разделить на несколько больших промежутков.
9.1. Самостоятельное времяпровождение.
Если ребенок находится в хорошем настроении, то можно на какое-то время оставить его «наедине» с игрушками, манежем, кроваткой, комнатой. Пусть изучает мир в своем темпе, изучает то, что интересно ему и так, как интересно ему.
Оставить «наедине» не значит «бросить без присмотра». Всегда можно найти позицию, которая позволит и не вмешиваться в процесс, не попадать в поле зрения, и, в то же самое время, приглядывать за ребенком, страховать его и обеспечивать безопасность.
9.2. Общение.
Изучение этого мира и развитие ребенка требуют общения. Для начала – с родителями, братьями и сестрами. Возможно, с бабушками и дедушками. И, если есть, с домашними животными. Выделите время на это и полноценно общайтесь. Разговаривайте, прикасайтесь, дайте потрогать себя
Это действительно важно.
9.3. Развивающие игры и гимнастика.
В режиме дня нужно выделить небольшое время для активного физического и интеллектуального развития. Изучите методики, рекомендуемые для возраста вашего ребенка, и уделите этим занятиям немного времени. 5-15 мин несколько раз в день. Этого будет вполне достаточно.
9.4. Гигиенические процедуры.
Используйте для общения и развития гигиенические процедуры. Купание – прекрасный способ для изучения воды, плавающих и тонущих игрушек, мыльной пены, температуры, да и просто для веселья.
9.5. Прием пищи.
Как уже было сказано ранее, для кормления должно быть выделено четко определенное время. Максимально точное. Т.е. не промежуток «начинаем завтракать с 9 до 10», а «в 9», «в 12» и т.д
Это важно для нормальной и правильной работы желудочно-кишечного тракта.
По большому счету, в режиме дня ребенка нет ничего сложного. Правильный режим дня малыша требует лишь дисциплинированности родителей, внимательности к реакциям ребенка и верной интерпретации сигналов, которые транслирует ваш малыш.
Соколов Андрей Львович. Педиатр.
Характер двухлетнего ребенка
Для детей этого возраста свойственно стремление повсюду успеть и активность. Маленькие непоседы с трудом остаются на одном месте, им постоянно хочется смены обстановки, они с удовольствием гуляют по новым местам, удивленными глазами озирая незнакомые окрестности
Важный момент! Для двухлетних малышей очень важно регулярно получать одобрение взрослых, поэтому не забывайте похвалить их за достижения
Частая проблема – капризы ребенка. Как с этим бороться? Чаще всего малыш проявляет недовольство в следующих случаях:
когда он хочет привлечь к себе внимание окружающих;
если нет желания делать то, что ему велят старшие;
при потребности скопировать поведение одного из родственников или друзей.
В таких случаях можно лишь посоветовать сохранять самообладание и не срываться
Один из способов – отвлечь внимание крохи, предложить ему интересное занятие или же показать что–то новое. Другие характерные особенности поведения:
- отказ идти на контакт с незнакомыми людьми – зачастую в два года детки проявляют подозрительность;
- активные жесты, склонность громко говорить для привлечения внимания;
- желание общаться вербально;
- малыши в два годика с удовольствием просматривают мультфильмы и детские программы – по интернету или телевизору.
Особое отношение у двухлетних детей к музыке, причем, это характерно и для мальчиков, и для девочек. Они с воодушевлением поют вместе с взрослыми, как правило, любят пританцовывать в такт музыке.