Оглавление
- 10 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
- Топ лучших экономических вузов в стране
- В-третьих: ну и что всё это значит?
- Медицина
- Вторая десятка
- О роли бизнеса в развитии образования
- 8 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
- От базы вакансий и резюме ― к более сложной функции
- От ярмарок вакансий ― к цифровым платформам
- 1 МГУ имени М.В. Ломоносова
- Регионы-магниты: притягивает высокий уровень жизни
- Транзитные регионы: образование притягивает, работа — нет
- Маркетинговые коммуникации
- Участники рейтинга из Москвы показать весь рейтинг
- Лучшие IT-вузы России в международных рейтингах
- Строительство и архитектура
- Подводя итоги ― кто за что отвечает?
10 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
В рейтинге лучших вузов России 2020 года в первую десятку вошла РАНХиГС. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ поднялась с 11 места в 2019-м, поменявшись позициями с Новосибирским государственным университетом.
Учебное заведение было создано на основе Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР, которая готовила квалифицированных управленцев с 1977 года. В нынешнем виде РАНХиГС появилась только в 2010-ом.
Президентская академия состоит из 2 факультетов, 8 институтов и 2 высших школ. Окончив ее, можно стать дипломатом, финансистом, аудитором, страховым агентом, специалистом по рекламе. Всего заявлено 42 специальности. Обучение предлагается по 110 программам. В первую очередь РАНХиГС, имеющая социально-экономический и гуманитарный профиль, нацелена на выпуск госслужащих и руководящих работников.
Число студентов в головном вузе доходит до 14 тыс. человек, почти тысяча из которых – иностранцы. Средний проходной балл при поступлении составляет 89,4 (при среднем в РФ 65.5). В Академии насчитывается порядка 6,5 тыс. штатных работников, половина из которых – преподаватели, в том числе 780 профессоров.
И все же по уровню научно-исследовательской деятельности РАНХиГС занимает 24-е место, уступая вузам, находящимся в двадцатке лучших.
Топ лучших экономических вузов в стране
В рейтинге менее 10 учебных заведений, потому что по некоторым позициям мнения RAEX и Superjob совпадают.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Специализируется на подготовке высших руководящих кадров для государственного управления и крупного бизнеса. Выпускники будут востребованы в федеральных и региональных ведомствах, поскольку ВУЗ практически выполняет госзаказ.
Есть и бюджетные, и коммерческие места. Конкурс на экономические факультеты – 14 человек на место, на менеджмент – 17 (в статье приведены данные о конкурсе на место в российских вузах за 2017 год).
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Самое крупное специализированное учебное заведение в области экономического образования. Целевая направленность ВУЗа – подготовка специалистов для международных и российских государственных структур, а также крупных корпораций. Лучшим студентам предоставляется возможность бесплатно отучиться семестр в известных университетах США или Европы. По вашему желанию, например, это может быть Гарвард или Чикагский университет.
Конкурс – 11 человек на место, есть бюджетные и коммерческие места.
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ (МГИМО).
Как видно из названия, целевая направленность этого ВУЗа – подготовка специалистов для зарубежных компаний или российских организаций, которые имеют обширную практику работы по всему миру.
Конкурс – больше 15 человек на место при наличии бюджетных и коммерческих мест. При этом выпускники МГИМО легко трудоустраиваются в дипломатические представительства, международный экономический комитет, самые крупные компании и международные корпорации.
Финансовый университет при Правительстве РФ.
Направленность ВУЗа – подготовка грамотных экономистов, которые будут востребованы не только в большинстве российских компаний, но и в государственных структурах.
Конкурс – 9 человек на место, на бюджет и коммерцию. ВУЗ помогает трудоустраиваться своим выпускникам – больше 97 % находят работу в первый год после окончания обучения.
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова.
В вузе 7 факультетов, которые позволяют получить образование в области финансов и экономики. Целевая направленность – грамотные специалисты для крупных организаций, а также государственных структур.
Конкурс на бюджет и коммерцию – 34 человека на место. Трудоустройство гарантировано практически каждому выпускнику, если он приложит для поиска достойной работы немного усилий.
Санкт-Петербургский государственный университет.
Направленность ВУЗа – подготовка аналитиков и управленцев в области экономики, которые получают профессиональную и языковую практику еще во время обучения в ВУЗе.
Старейший государственный университет страны плотно взаимодействует с учебными заведениями за рубежом. Это дает возможность студентам попрактиковаться не только в российской экономической действительности, но и получить дополнительные знания в Европе и США. Конкурс 14 человек на место, при наличии и коммерческих, и бюджетных мест.
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.
Целевая направленность экономических факультетов вуза предполагает работу в Минэкономразвития, крупнейших банках, зарубежных компаниях.
Уже на третьем-четвертом курсе у выпускников есть возможность пройти стажировку в международной компании или принять участие в интересном крупном проекте. Конкурс на экономические специальности – 7 человек на место, на менеджмент – 5 человек на место.
В-третьих: ну и что всё это значит?
Университеты из России вошли уже в первые предметные и отраслевые рейтинги QS в 2011 году, но их позиции росли медленно. Например, в 2013 году в топ-100 по отдельным дисциплинам входил только МГУ. Сейчас в первую сотню предметных рейтингов прошли 16 вузов. Это действительно рекорд, и важную роль в таком результате сыграл проект повышения конкурентоспособности российских университетов «5-100», который совсем недавно попал под лавину критики.
Как заявил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов на брифинге по результатам предметного рейтинга QS, можно считать, что проект выполнил поставленную правительством задачу.
Но изначально вхождение в предметные рейтинги не было целью Проекта 5-100. В президентском указе 2012 года говорилось, что к 2020 году не менее пяти российских университетов должны войти в первую сотню ведущих мировых университетов. В первую сотню вообще, то есть в институциональных рейтингах.
Этой цели не добился ни один из 21 вуза-участника Проекта 5-100. В первые сотни мировых рейтингов QS и ARWU вошёл только МГУ, который не получал поддержки по этой госпрограмме.
Стоит ли результат усилий
Предметные рейтинги, конечно, выглядят помельче, чем институциональные, но тоже важны. В своих дисциплинах они играют роль рекламной витрины для абитуриентов и учёных, которых хотели бы привлечь вузы. По идее, участие в рейтингах помогает университетам продвинуться в тех самых направлениях, по которым их и оценивают, — то есть привлечь зарубежных студентов и талантливых сотрудников, повысить качество образования и исследований.
Недавняя проверка Счётной палаты показала, что как минимум часть из этих эффектов российские университеты от своего активного участия в мировых рейтингах получили. Участники Проекта 5-100 стали публиковать больше научных статей в престижных международных журналах, активнее позиционировать себя за рубежом, привлекать лучших абитуриентов и иностранных учёных.
Эта международная активность и повлияла на продвижение в рейтингах по отдельным дисциплинам.
Каких результатов российских вузов в рейтингах ждать дальше
Общие затраты бюджета на Проект 5-100 составили порядка 80 млрд рублей. И похоже, власти невысоко оценивают эффективность вложений в международное продвижение вузов.
В новой российской программе академического превосходства «Приоритет 2030», как рассказал министр науки и высшего образования Валерий Фальков, роль рейтингов будет пересмотрена. Вузы обяжут работать больше над внутренними изменениями, чем над продвижением в мировые топ-100. Утвердить новую программу должны в ближайшее время.
Есть вероятность, что в эпоху «Приоритета 2030» российские вузы станут уделять меньше внимания международным рейтингам, сосредоточившись на другом, и высокие позиции этого года будут потеряны. К такому развитию событий может привести и принятие законопроекта о просветительской деятельности, если он обяжет вузы получать специальное разрешение Минобрнауки для международного сотрудничества.
Медицина
Лечебный факультет МГМСУ им. А.И. Евдокимова (10,29) поднялся со второго места в прошлом году на первое в этом и на правах победителя открывает шампанское. Вторую и третью строчки облюбовали факультеты РНИМУ им. Н.И. Пирогова: занимавший в прошлом году четвертое место лечебный (9,94) и замыкавший первую пятерку медико-биологический (9,71). Педиатрический факультет этого же вуза, в 2020-м завоевавший бронзу, в этом году — на четвертом месте (9,62).
А вот индекс экс-лидера, стоматологического факультета МГМСУ им. А.И. Евдокимова, рухнул сразу на восемь пунктов (7,97). Сейчас он на девятой позиции.
Кстати, топ медфакультетов наглядно демонстрирует, что в любимчиках у работодателей ходят выпускники Сеченовского университета. В этом году вуз упоминается пять раз: Институт стоматологии им. Е.В. Боровского (9,28), Институт фармации им. А.П. Нелюбина (8,85), Институт клинической медицины им. Н.В. Склифосовского (8,76), Институт общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана (8,09) и дебютант Институт психолого-социальной работы (6,55). Эти показатели соответствуют 5–8 и 11 местам.
Вторая десятка
Во втором десятке рейтинга более плотная конкуренция, на одной позиции от двух до 10 вузов.
- СПбГУТ им. Бонч-Бруевича. 125 тыс. руб.
МИЭТ. 125 тыс. руб.
ТПУ (Томск). 125 тыс. руб.
НГТУ (Новосибирск). 125 тыс. руб.
- МИРЭА. 120 тыс. руб.
МТУСИ. 120 тыс. руб.
- ГУАП (СПб). 115 тыс. руб.
- Военмех им. Устинова. 110 тыс. руб.
УГАТУ (Уфа). 110 тыс. руб.
ЛЭТИ. 110 тыс. руб.
КНИТУ им. Туполева. 110 тыс. руб.
УрФУ им. Ельцина. 110 тыс. руб.
- СФУ (Красноярск) 105 тыс. руб.
НГТУ им. Алексеева. 105 тыс. руб.
СГТУ (Самара). 105 тыс. руб.
ТУСУР (Томск). 105 тыс. руб.
- ПГНИУ (Пермь). 100 тыс. руб.
ДВФУ (Владивосток). 100 тыс. руб.
ПетрГУ (Петрозаводск). 100 тыс. руб.
СГТУ им. Гагарина (Саратов). 100 тыс. руб.
ЮФУ (Ростов-на-Дону). 100 тыс. руб.
ОГТУ (Омск). 100 тыс. руб.
ТГУ (Томск). 100 тыс. руб.
РУТ МИИТ. 100 тыс. руб.
АлтГТУ им. Ползунова (Барнаул). 100 тыс. руб.
ЮУрГУ (Челябинск). 100 тыс. руб.
- ОмГУ им. Достоевского (Омск). 95 тыс. руб.
ИжГТУ им. Калашнникова. 95 тыс. руб.
РХТУ им. Менделеева. 95 тыс. руб.
- ЯрГУ им. Демидова. 90 тыс. руб.
АГТУ (Астрахань). 90 тыс. руб.
ИГУ (Иркутск). 90 тыс. руб.
СГАУ им. Королева (Самара). 90 тыс. руб.
- ИГЭУ им. Ленина (Иваново). 87 тыс. руб.
ЧГУ (Челябинск). 87 тыс. руб.
- ВолгГТУ (Волгоград). 85 тыс. руб.
ВГУ (Волгоград). 85 тыс. руб.
КубГТУ (Краснодар). 85 тыс. руб.
ОГУ (Оренбург). 85 тыс. руб.
ПГУ (Пенза). 85 тыс. руб.
РГРТУ им. Уткина. (Рязань). 85 тыс. руб.
СГУ им. Чернышевского (Саратов). 85 тыс. руб.
ТГУ (Тольятти). 85 тыс. руб.
ТулГУ (Тула). 85 тыс. руб.
ТюмГУ (Тюмень). 85 тыс. руб.
Далеко не все выпускники топовых технических вузов остаются работать в тех городах, где учились. Процент трудоустроившихся в городе обучения для университетов первой десятки – 62–93 (минимум у Новосибирского госуниверситета, максимум – у МАИ, ИТМО и Политеха Петра Великого). Выпускники вузов второй десятки топа реже остаются в тех городах, где получали образование. В этой группе процент не покинувших город расположения альма-матер – от 43 до 94, причем медиана на уровне 60 %. Чаще всего уезжают искать работу в других городах выпускники Ивановского энергетического университета (43 % оставшихся), реже всего – ЛЭТИ и Военмеха.
В вузах уже началась вступительная кампания. Хорошенько подумайте, куда нести (или отправлять через интернет) заявление: может, в один из рейтинговых технических вузов?..
По материалам Superjob
О роли бизнеса в развитии образования
Прогрессивные российские компании плотно сотрудничают с вузами: курируют отдельные кафедры, создают вместе с учебными учреждениями общие образовательные проекты. Некоторые растят кадры, открывая собственные учебные программы. Это позволяет бизнесу получить специалистов, которые наверняка будут владеть нужными для работы компетенциями. Для примера Андрей Очеретный рассказал участникам дискуссии о том, какие образовательные проекты есть сейчас у Сбербанка и как компания занимается поиском сотрудников.
По его словам, сейчас у Сбербанка 330 вузов-партнёров. Это сотрудничество, отмечает Очеретный, выстраивается по-разному, в зависимости от потребностей компании. Связано это с тем, что Сбербанк ― давно уже не только банк, а целая экосистема с разными запросами, обрабатывать которые в режиме личных коммуникаций с каждым вузовским центром карьеры становится трудно. Именно это говорит в пользу перехода в «цифру». Упростить и улучшить взаимодействие с вузами помогают новые платформы. Для этих целей у компании есть портал SberGraduate, на котором строится коммуникация со всей студенческой аудиторией, поддерживаются образовательные программы, и собственная HR-платформа «Пульс» ― для вакансий.
Скриншот: сайт SberGraduate
Также Очеретный обозначил, что, начиная новый проект, компания отдельно проектирует часть, связанную с трудоустройством и центрами карьеры, изначально включая в работу нового структурного подразделения «отдельных людей, которые будут думать о том, как это трудоустройство обеспечивается».
Старший вице-президент арт-студии 1518 Studios Максим Михеенко, рассказывая о том, в каких специалистах нуждается сейчас IT-индустрия, уделил много внимания мотивации студентов и влиянию на это потенциальных работодателей. Спикер привел в пример Ульяновск.
« маленький город, но очень IT-сконцентрированный. Почему там большая мотивация у студентов впахивать? Очень много хороших компаний, которые берут с первого курса студентов, у студентов есть успешные кейсы и, соответственно, понимание, куда идти. Не просто какой-то вакуум, а понимание: вот зарплата, вот куда расту, вот я вырасту, вот могу работать на весь мир», ― рассказал он.
8 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Другой известный в стране технический вуз – Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) – находится в рейтинге лучших вузов России на 8-м месте. С прошлого года он поднялся на одну ступень выше.
ВУЗ был основан в 1899 году. Нынешний Политех представляет собой целый университетский городок с 30-ю учебными и научно-производственными корпусами. В структуру СПбПУ входят 11 институтов. Университет ведет подготовку более чем по 60 специальностям, используя 151 образовательную программу.
Университет выпускает инженеров, экономистов, менеджеров. Образование в СПбПУ получают почти 29 тысяч студентов, в том числе около пяти тысяч человек из других стран.
По данным из открытых источников, в университете насчитывается 2600 преподавателей. Среди них 25 академиков и свыше 500 профессоров.
Студены в своих отзывах отмечают положительную репутацию вуза, качество образования и гордятся известными в науке именами. Неспроста по уровню научно-исследовательской деятельности СПбПУ занимает среди лучших вузов страны пятое место.
Обучающиеся в ВУЗе из недостатков называют высокий конкурс при поступлении и большие учебные нагрузки.
От базы вакансий и резюме ― к более сложной функции
Генеральный директор Цифровой карьерной среды «Факультетус» Сергей Вищипанов рассказал, с каким неприятным открытием столкнулся сервис, помогая вузам перевести ярмарки вакансий в онлайн. В базу поступало много резюме и вакансий, но после этого с ними ничего не происходило ― между студентами и работодателями не было связи. Тогда «Факультетус» начал изучать, как работают вузовские центры карьеры, анализировать клиентоцентричность, чтобы понять, в чём загвоздка. В числе выявленных проблем Вищипанов назвал немотивированность студентов и то, что центры карьеры вузов не выстраивают удобный «интерфейс взаимодействия с работодателем», а значит, именно с этого нужно начинать.
«Нам главное ― оптимизировать внутреннюю работу университетов, по части внутренних коммуникаций, работы с работодателями и так далее», ― отметил Вищипанов.
Говоря о «Факультетусе», он отметил, что в первую очередь это система управления процессами в центрах карьеры и лишь во вторую очередь ― сервис по поиску работы.
«Мы заметили, что проблем с самим трудоустройством как таковых нет ― все так или иначе трудоустраиваются. Стоит больше вопрос, куда они трудоустраиваются, сколько раз после этого меняют работу в течение ближайшего времени, сколько из них закредитовываются, потому что работа их не удовлетворяет, сколько из них не были замотивированы в течение обучения работать на какую-то профессию и так далее», ― объяснил основатель сервиса.
Он привёл также пример того, как центры карьеры могут не до конца понимать профессиональный язык студентов и потенциальных работодателей, а следовательно ― плохо выстраивать между ними связь. Например, представители центра карьеры, которые, по идее, должны направить будущих дизайнеров к работодателю мечты, могут не знать про Behance ― популярнейший портал, где дизайнеры публикуют свои портфолио.
О том, что центры карьеры должны помогать студентам сориентироваться на рынке труда, высказался и исполнительный директор Центра академических партнёрств ПАО «Сбербанк» Андрей Очеретный:
«Если посмотреть на образ идеального кандидата, с точки зрения „Сбера“, то это трио: креативность, экзекьюшн и системное мышление. Современные студенты ― к счастью, к сожалению? ― уходят от логики, когда они один раз получили высшее образование и дальше остались специалистами внутри этой профессии. Поэтому, как мне кажется, одна из задач, которая есть у центров карьеры, ― выходить в роль коуча, который будет помогать студентам с навигацией внутри тех возможностей, которые даёт современный мир, а это главное начать».
Фото: M_Agency / Shutterstock
От ярмарок вакансий ― к цифровым платформам
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Григорий Гуров во время дискуссии подчеркнул, что сейчас стоит задача глобальной цифровой трансформации университетских центров карьеры. Под этим подразумевается переход вузов и потенциальных работодателей на онлайн-площадку ― это создаст более удобные условия для их сотрудничества.
«Это процесс ухода от эпизодических ярмарок вакансий к полноценной каждодневной работе ― с момента выбора студентом университета до окончания университета, постройка проведения практик, взаимодействия с работодателем, участие студента в жизни предприятий, коммерческих организаций, некоммерческих организаций и, соответственно, участие работодателя в жизни самого студента в процессе, когда он учится в университете», ― обозначил Гуров.
В этом направлении министерство не начинает работу с нуля ― не создаёт новый цифровой объект, а вступает в партнёрство с уже существующим сервисом ― «Факультетусом». Это цифровая биржа труда для студентов. Напомним: её создал в 2017 году один из резидентов фонда «Сколково» Сергей Вищипанов. Зарегистрировавшись на «Факультетусе», работодатели могут публиковать свои вакансии, а студенты ― резюме. Платформа обрела популярность в 2020 году, когда в разгар пандемии вузам пришлось переводить ярмарки вакансий в онлайн-формат. Такое сотрудничество поможет консолидировать возможности государства и уже работающего проекта для выполнения общих задач.
Скриншот: сайт сервиса «Факультетус»
Что ожидается от «цифры»? Предполагается, что она сможет упростить и сделать эффективнее взаимодействие работодателей, вузов и студентов. К слову, с платформой сотрудничают уже 362 университета, а с сентября прошлого года трудоустроились 19 тысяч студентов ― и это только те, кто отметился на сайте.
«Параллельно с этим ведём переговоры и в этом году уже сделаем полностью образовательный курс для центров карьеры. И считаем, что центры карьеры должны, исходя из новых реалий, безусловно, уйти в „цифру“. Это должен быть хороший сервис для молодых людей, для студентов по поиску себя, по взаимодействию и по построению своей траектории», ― сказал Григорий Гуров.
Полную цифровую трансформацию планируют совершить в течение года. Минобрнауки еженедельно проводит совещания с университетами и, по словам замминистра, собирает ключевые данные о выпускниках: сколько их, какое количество стоит под угрозой нетрудоустройства и по каким причинам, затем эта информация верифицируется через «Факультетус».
1 МГУ имени М.В. Ломоносова
В очередной раз лидером рейтинга лучших вузов России в 2020 году стал Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ).
Это второй самый старейший ВУЗ в стране. Он был основан позднее Санкт-Петербургского университета – в 1755 году.
В настоящее время в структуру МГУ входят 39 факультетов. Обучение в университете ведется более чем по 70 специальностям, задействовано свыше 110 образовательных программ.
Популярность университета такова, что в ходе нынешней приемной кампании конкурс составил 10 человек на одно место. В МГУ обучаются около 38 тысяч студентов, из них иностранных – почти 4 тысячи.
Обучение по различным дисциплинам ведут более десяти с половиной тысяч преподавателей. То есть на одного из них в среднем приходится менее четырех студентов, что является абсолютным рекордом, если сравнивать с другими российскими вузами.
Впрочем, МГУ занимает лидирующие позиции по всем главным параметрам, на которые обращает внимание рейтинговое агентство RAEX. Однако выпускники МГУ порой пишут, что уровень ВУЗа переоценен
Согласно их отзывам, востребованность специалистов, отучившихся в университете, по пятибалльной шкале можно оценить на «четыре». Такой же балл нынешние и бывшие учащиеся ставят уровню технического обеспечения
Однако выпускники МГУ порой пишут, что уровень ВУЗа переоценен. Согласно их отзывам, востребованность специалистов, отучившихся в университете, по пятибалльной шкале можно оценить на «четыре». Такой же балл нынешние и бывшие учащиеся ставят уровню технического обеспечения.
Регионы-магниты: притягивает высокий уровень жизни
Четыре субъекта Российской Федерации оказались привлекательными как для абитуриентов вузов, так и для их выпускников: Москва с Московской областью, Санкт-Петербург с Ленинградской областью, Свердловская область и Татарстан. Иными словами, среди «отличников» — высокоразвитые территории с самыми сильными вузами, а также высоким валовым региональным продуктом на душу населения.
У каждого участника этой группы число студентов-первокурсников превышает число выпускников школ — то есть удается привлекать учащихся из других регионов. Поэтому показатель востребованности вузов региона среди выпускников школ заметно больше единицы.
Тенденции миграции
Среди всех региональных систем высшего образования лишь четверть, привлекает абитуриентов из других регионов. Чаще всего это крупные регионы с высококонкурентной системой высшего образования.Уровень экономического развития территории серьезно влияет на выбор молодежи. Учащиеся едут в регионы с низкой безработицей, шансами выгодного трудоустройства и более высоким уровнем жизни (см. Молодежь мигрирует в города с хорошей репутацией, Малые города рискуют остаться без молодежиСредний показатель востребованности вузов региона среди абитуриентов составил 0,79. Для многих территорий характерен отток молодежи. Так, в 18 регионах показатель востребованности ниже 0,5.Векторы образовательной и общей миграции совпадают: идет «западный дрейф». Люди переезжают из азиатской части страны (Сибири, Дальнего Востока) в европейскую (см. Россиян привлекают города-миллионники, Россияне меняют периферию на региональные столицы).Мобильность выпускников школ возросла после введения в 2009 году Единого государственного экзамена. Ребята стали чаще пользоваться возможностью получить хорошее образование, пусть и в другом регионе.Вузовские системы двух регионов России оказались совершенно неинтересны для выпускников школ — в Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах показатель востребованности местных вузов практически равен нулю. Так, из трех с половиной тысяч выпускников школ в ЯНАО в местные вузы поступили всего 78 человек, в Чукотском АО — 8 из 377.Однако это легко объяснимо: вузовские системы этих регионов во-первых представлены только филиалами, а во-вторых в большинстве своем эти филиалы имеют признаки неэффективности и находятся в стадии реорганизации.
Показатель послевузовской миграции среди регионов в среднем составляет 33%. Это значит, что регионы «отдают» другим территориям не более трети выпускников. Некоторым регионам везет меньше. Так, в Адыгее, Ханты-Мансийском АО и Ивановской области значение этого коэффициента превышает 0,5.
Меньше всего выпускников вузов теряют регионы с небольшой системой высшего образования: Камчатский край (15%), Сахалинская область (14%), Республика Ингушетия (12%) и Республика Тыва (8%). Небольшое количество вузов полностью «работает» на регион, кроме того, наблюдается большой поток выпускников из других регионов.
Высок показатель сохранения выпускников вузов также в Пермском и Красноярском краях, где несмотря на относительно крупные системы высшего образования, в другом регионе находят работу не более 20% выпускников вузов.
Распределение регионов по показателю послевузовской миграции.
Транзитные регионы: образование притягивает, работа — нет
Другая группа территорий играют роль «перевалочных пунктов» для мигрирующей молодежи. Так, Томская, Тюменская, Омская, Орловская, Воронежская, Ивановская области привлекают немало студентов (показатель востребованности среди выпускников школ выше единицы). Но до поиска работы дело часто не доходит. Выпускники вузов трудоустраиваются в других регионах (показатель послевузовской миграции — выше 33%). Тем самым, эти субъекты Федерации работают и на локальный, и на внешний рынок труда.
Такая ситуация объясняется тем, что на этих территориях расположены исторически сильные университеты (причем многие участвуют в федеральных программах развития университетов), что и привлекает абитуриентов. Однако не во всех этих регионах уровень экономического развития и структура экономики позволяют «удержать» молодежь.
Маркетинговые коммуникации
В маркетинговой тройке — «монополия». Прошлогодний обладатель второго места — философский факультет МГУ (10,00) — занял лидирующую позицию. А сам вуз обеспечил себе еще и 2 и 3 места факультетами журналистики (9,48) и экономическим (8,74), который к тому же совершил мегапрорыв — одним махом преодолел сразу 26 ступенек!
В отношении прошлогоднего победителя наблюдается небольшая рокировка: Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС вообще удалился из чата, но вместо него на 20-й строчке закрепился Институт отраслевого менеджмента (6,04) этого же вуза. Бронзовый призер 2019–2020 года — Институт коммуникаций и медиабизнеса в составе Высшей школы печати и медиаиндустрии Московского Политеха (8,47) — на шестой позиции.
Участники рейтинга из Москвы показать весь рейтинг
1. | Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова | |
2. | Московский физико-технический институт (государственный университет) | |
3. | Национальный исследовательский ядерный университет `МИФИ` | |
5. | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» | |
6. | Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ | |
8. | Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана | |
11. | Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ | |
15. | Финансовый университет при Правительстве РФ | |
17. | Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» | |
18. | Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова | |
19. | Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина | |
20. | Российский университет дружбы народов | |
22. | Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова | |
23. | Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова | |
24. | Национальный исследовательский университет `МЭИ` | |
25. | Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) | |
29. | Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации | |
34. | Московский государственный лингвистический университет | |
35. | Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) | |
37. | Московский государственный строительный университет | |
45. | Московский педагогический государственный университет | |
48. | Российский государственный гуманитарный университет | |
51. | Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева | |
60. | Национальный исследовательский университет «МИЭТ» | |
61. | Московский государственный технологический университет `СТАНКИН` | |
63. | Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) | |
64. | МИРЭА — Российский технологический университет | |
71. | Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева | |
74. | Московский государственный областной университет | |
75. | Государственный университет управления | |
80. | Московский городской педагогический университет | |
95. | Российский новый университет |
Рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) выпустило ежегодный рейтинг 100 лучших вузов России. Рейтинг выявил противоречие между приоритетами вузов и ожиданиями студентов: руководство вузов озадачено тем, как нарастить количество научных публикаций, для студентов же главная проблема – слабая связь университетов с работодателями.
Полная версия рейтинга: https://raex-a.ru/rankings/vuz/vuz_2019
Лучшие IT-вузы России в международных рейтингах
Самыми авторитетными международными рейтингами университетов считаются американский U.S. News, шанхайский ARWU (Academic Ranking of World Universities), европейские THE (Times Higher Education) и QS исследовательской компании Quacquarelli Symonds. Они опрашивают десятки тысяч экспертов из разных стран и оценивают вузы по ряду критериев.
U.S. News
Первая тройка лучших IT-вузов РФ в рейтинге U.S.News: Томский политех, ИТМО, МГУ
На сайте американского рейтинга U.S. News нет результатов сравнения российских IT-вузов, но в топ-8 инженерных вошли Томский политехнический университет, ИТМО, МГУ, СПбГУ, НГУ, СПбПУ, МИФИ и МФТИ.
Academic Ranking of World Universities
Шанхайский рейтинг ориентирован на академические и научные показатели: количество выпускников и сотрудников, ставших лауреатами Нобелевской и Филдсовской премий, индексы цитирования и количество научных статей. По направлению Computer Science & Engineering в ARWU вошёл только один из российских университетов — МГУ.
Первые строчки азиатского рейтинга вузов занимают университеты США. Позиция МГУ в Шанхайском рейтинге ARWU — 401-500.
QS World University Rankings
Британская исследовательская компания Quacquarelli Symonds ранжирует университеты на основании шести критериев. Они учитывают мнение тысяч сотрудников университетов и работодателей выпускников, соотношение количества студентов и преподавателей, в том числе иностранных, индекс цитируемости. Также QS ведёт рейтинг трудоустраиваемости выпускников. На основе этих данных в 2019 году в десятку лучших российских вузов по направлению Computer science & Information systems и показателюEmployability вошли:
Строительство и архитектура
Направление впервые появилось в рейтинге в прошлом году, и уже в этом произошло полное обнуление тройки призеров. Первые две строчки теперь — у НИИ МГСУ и его Института гидротехнического и энергетического строительства (8,98) и Института строительства и архитектуры (7,46). На одно место по сравнению с прошлым годом спустился факультет архитектуры ГУЗ (7,27) и обосновался на третьей позиции.
В прошлом году в лидерах ходил факультет бакалавриата МАРХИ. В этом он (6,55) — на пятой строчке. А вот факультет урбанистики и городского хозяйства Московского Политеха вообще выбыл из рейтинга.
Подводя итоги ― кто за что отвечает?
Дискуссия показала, что у каждой из сторон ― Минобрнауки, вузов и бизнеса ― есть определённые ожидания друг от друга. Так, министерство рассчитывает, что работодатели проявят инициативу и придут в вузы со своим «спросом», чтобы те, опираясь на хорошо выстроенные центры карьеры (ради которых и затевался диалог), могли сформировать «предложение». А власть, в свою очередь, поможет им выстроить взаимодействие.
«Всё в любом случае идёт от экономики, от работодателя. Тут потребность, чтобы сам работодатель понимал ценность и приходил. Специалист не берётся из воздуха, и университету здесь нужен хороший партнёр и квалифицированный заказчик», ― резюмировал Григорий Гуров.
По его словам, центры карьеры обычно исходят из того, что нужно университету, но если нет понимания потребности конкретного работодателя, то коммуникация с ним не сложится. Поэтому надо идти от потребностей работодателя.
Андрей Очеретный тоже призвал университеты точнее собирать запросы работодателей: какие специалисты сейчас в дефиците на рынке труда, каких компетенций не хватает. А цифровые платформы должны помочь агрегировать эту информацию.
«Понятно, что сейчас спасение утопающих ― дело рук самих утопающих: если бизнесу нужны кадры и он их не получает в высшей школе, он вынужден сам готовить какие-то образовательные программы, что-то с этим делать. Но вузы вроде бы как готовят кадры, чтобы они дальше сразу устраивались на понятные позиции», ― подчеркнул Очеретный.
Навести мосты между бизнесом и вузами могут как раз центры карьеры, считает создатель «Факультетуса». Они взаимодействуют с работодателем, могут ретранслировать его запрос на студентов, чтобы, например, «мотивировать их учить матан, а не уходить с этой траектории»
В работе таких центров важно не механически отрабатывать мероприятия вроде ярмарок вакансий, а использовать стратегический подход, мотивируя студентов получать нужные компетенции и приглашая компании встраиваться в процесс обучения
Государству же в лице Минобрнауки сейчас важно создать удобную среду, в которой вузы и работодатели смогут взаимодействовать. У каждого участника ― свои задачи
Гуров подчеркнул, что решить вопрос можно только через диалог. Важно, чтобы университеты понимали: любые работодатели, крупные или небольшие, ― их заказчики и одновременно партнёры.
«Наша задача ― найти ту коммуникационную среду, чтобы этот заказ сразу получать, переводить на язык государственный и пытаться сразу же встроить. Ответ только в дискуссии», ― резюмировал он.
Андрей Очеретный, в свою очередь, заметил, что невозможно предугадать то, что будет актуально через пять лет, поэтому главное, чему может научить студентов бизнес, ― это постоянно учиться.
«Всё меняется. Всё, что мы можем дать высшей школе, ― это желание учиться и понимание, что придётся учиться дальше. Вузы как раз, мне кажется, это хорошо делают сейчас, особенно если у студентов появляется понимание, зачем они учатся. Если центры карьеры в этом помогут, нас ждёт прекрасное светлое будущее, кажется», ― считает он.