Оглавление
- Методика вызывания рефлекса Бабинского
- Все потрогать
- Какие физиологические рефлексы есть у новорожденного ребенка
- ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ с ДЦП
- Значение и классификация врожденных рефлексов
- Что делать, если рефлексы слабые?
- Сегментарные автоматизмы (спинальные)
- Спинальные рефлексы
- Важность корнеального рефлекса для диагностики неврологических нарушений
- Какие еще рефлексы бывают?
- Как проверить наличие рефлекса у ребенка самостоятельно?
Методика вызывания рефлекса Бабинского
Классический способ вызывания рефлекса, рекомендованный Ж. Бабинским: нанесение интенсивного штрихового раздражения тупым концом булавки или иглы на наружную сторону подошвы от пятки к пальцам. Большинство авторов придерживаются такой методики. Вместе с тем М.Б. Кроль и соавторы (1933) считали, что оптимальная зона вызывания рефлекса более узкая: в желобке между подошвой и большим пальцем (sulcus musculi flexoris hallucis longi) и прилегающей областью. Согласно их наблюдениям, поперечные штриховые раздражения тупым концом булавки этой области вызывали рефлекс Бабинского даже тогда, когда другими способами он не вызывался вовсе или вызывался с большим трудом.
Изучая патологические рефлексы у пациентов с различной неврологической патологией, А.Р. Винницкий (1972) пришел к заключению, что раздражение в участке возле пальцев может вызывать не автоматическое, а волевое тыльное разгибание большого пальца вследствие щекотки. Автор полагал, что рефлекс Бабинского следует действительно вызывать, нанося штриховые раздражения по наружной поверхности подошвы, обосновывая такую точку зрения особенностями анатомо-физиологической иннервации стопы. Однако он полагал, что штриховое раздражение целесообразно наносить не от пятки к пальцам, а наоборот — от пальцев к пятке, или вообще только в области пятки. Якобы такое направление штриха способствует суммарному увеличению силы раздражения, приближая его к месту выхода малоберцового нерва, вследствие чего создаются условия для повышения возбуждения рефлексогенной зоны для разгибателей пальцев. Однако на приведенные аргументы имеются серьезные возражения: во-первых, к подошвенной поверхности пятки дает ветви не малоберцовый, а большеберцовый нерв, иннервирующий длинный сгибатель большого пальца, который производит подошвенное сгибание большого пальца и даже II, III и IV пальцев (Привес М.Г. (ред.), 1985). Во-вторых, кожные покровы плантарной поверхности пятки необоснованно отнесены к рефлексогенной зоне экстензоров пальцев стопы, поскольку иннервируемы большеберцовым нервом.
Основываясь на известных анатомических фактах, согласно которым тыльное разгибание I–IV пальцев стопы осуществляется коротким разгибателем пальцев и длинным разгибателем большого пальца, а иннервация обеспечивается глубокой ветвью малоберцового нерва, дающей ветви к кожной поверхности I и II пальцев и желобку между большим пальцем и подошвой, логично полагать, что именно этот участок кожи является рефлексогенной зоной для экстензоров (Привес М.Г. (ред.), 1985). Поэтому наиболее оптимальным способом вызывания рефлекса Бабинского следует считать штриховое раздражение тупым концом булавки или иглы по латеральной поверхности подошвы от пятки к пальцам, надавливая вблизи І пальца.
Стандартом для исследования рефлекса Бабинского является положение больного на спине с вытянутыми ногами. Необходимо помнить, что укорочение конечности, особенно при сгибании в коленном суставе, вызывает инверсию рефлекса (Маньковский Б.Н., Бедер В.Л., 1925).
Помимо раздражения подошвы, рефлекс Бабинского при поражении пирамидного пути можно вызывать и другими способами. При этом зона вызывания рефлекса и наклонность к разгибанию большого пальца зависят от степени поражения пирамидного пути, количества нанесенных раздражений, локализации патологического процесса. При грубом поражении волокон пирамидного пути рефлекс вызывается не только с наружной, но и с внутренней поверхности подошвы, которая иннервируется большеберцовым нервом и в норме является адекватной рефлексогенной зоной для подошвенного рефлекса (Monrad Krohn G.H., 1947). Иногда рефлекс Бабинского может быть вызван с более обширной зоны: со всей стопы, со всей нижней конечности и отдаленных мест (с туловища). Это удается при нанесении на одно и то же место локализации экстерорецепторов нескольких уколов подряд или при раздражении сильным давлением, приложением холодного/горячего предмета. Более широкие зоны вызывания рефлекса чаще отмечают при спинальных, нежели церебральных, процессах (Кроль М.Б. и соавт., 1933).
Все потрогать
7,5недель У плода появляется кожная чувствительность. Сначала она возникает в области рта — это подготовка к формированию сосательного рефлекса. С 8 недель у ребенка становятся чувствительными лицо и ладошки, а с 10 недель — вся поверхность тела. В животике у мамы для ребенка много материала для развития тактильных ощущений. С помощью ультразвука можно увидеть, как малыш трогает свое собственное тело, пуповину, стенки плодного пузыря. Свою чувствительность ребенок начинает использовать не только для изучения внутреннего пространства матки, но и для освоения внешнего мира. Если мама прикладывает руку к животу, малыш пытается прикоснуться к ней «с другой стороны». Таким же образом ребенок еще до рождения может «познакомиться» и с папой, и с братьями-сестрами. Очень интересно плод реагирует и на датчик УЗИ: сначала, почувствовав прикосновение незнакомого холодного предмета, он напрягается и отодвигается в сторону, но потом, если мама не волнуется и расслабляется, он успокаивается и начинает изучать новый предмет — пытается потрогать датчик ладошками или пяточками.
Со второй половины беременности, когда вы уже будете чувствовать шевеление ребенка, можно устраивать ему «мамин сеанс». В одно и то же время суток прикладывайте руки к животу и пойте малышу колыбельную или любую детскую песенку. Кроха в это время будет пытаться прикоснуться к вашим рукам «с обратной стороны». Каждый день нужно петь одну и ту же песенку — тогда малыш к ней привыкнет и после родов будет узнавать ее и успокаиваться, услышав знакомую мелодию. Такой сеанс должен длиться не более 10 минут, чтобы ребенок не уставал, но делать это нужно ежедневно. Можно устроить не только мамин, но и папин «сеанс».
Какие физиологические рефлексы есть у новорожденного ребенка
Сосательный рефлекс
Include Me shortcode: file not found
При поглаживании губ или вокруг рта ребенок начинает совершать активные сосательные движения. Этот рефлекс новорожденного ребенка проявляется сразу после рождения и существует до 2-х месяцев. Затем его заменяет стремление ребенка засовывать в рот любые предметы, оказавшиеся в зоне досягаемости.
Это один из основных рефлексов новорожденного, он помогает малышу исследовать окружающее пространство, успокаивает и способствует подготовке артикуляционного аппарата к речи. Помогает стимулировать данный рефлекс соска-пустышка.
Есть много противников ее применения, и в каждом случае вопрос решается индивидуально, но положительная сторона ее применения в том, что при совершении сосательных движений подвижные еще кости черепа как бы колеблются, и это препятствует слишком быстрому зарастанию переднего родничка, которое может произойти еще до окончания роста головного мозга. Кроме того, повышенный приток крови к голове улучшает питание мозга и ускоряет вывод вредных веществ.
Ротовой рефлекс Эшериха
При легком надавливании на верхнюю или нижнюю губу ребенок вытягивает губы трубочкой. Этот безусловный рефлекс новорожденных существует на протяжении первого месяца жизни.
Поисковый рефлекс
При поглаживании щеки ребенка он рефлекторно поворачивает голову в эту же сторону, как бы ищет источник раздражения. Рефлекс начинает проявляться в 2 месяца и существует до 4-х месяцев. Этот рефлекс полезно дополнительно тренировать, так как он подготавливает ребенка к переворачиванию со спины на живот.
Защитный автоматизм
При укладывании на живот малыш рефлекторно поворачивает голову в сторону, освобождая дыхание. Этот рефлекс новорожденных детей первого года жизни особенно выражен в первые недели жизни и существует до 2-х месяцев.
Рефлекс Моро
Возникает при ощущении падения (опускании головы относительно тела более чем на 30°), громких звуках, ярком свете. Ребенок вначале разводит руки и разжимает пальцы, а затем сводит их, как бы обнимая себя. Имея представление о характеристике этого рефлекса новорожденного, родители должны помнить, что его проявления следует избегать, поскольку он вызывает резкий выброс адреналина. Условия проявления этого рефлекса возникают при купании, переодевании, гимнастике и других резких манипуляциях с тельцем малыша. При проявлении этого рефлекса нужно успокоить малыша, взять его на руки, поменять позу, приблизив ее к внутриутробной. Рефлекс существует с рождения до 4-х месяцев.
Хватательный рефлекс
Говоря о том, какие рефлексы есть у новорожденного ребенка, обязательно упоминают хватательный. Он заключается в непроизвольном схватывании и удержании предмета, вложенного в ладонь малыша. Иногда малыши держатся так крепко, что их можно приподнять за удерживаемый предмет.
Этот врожденный рефлекс новорожденного ребенка существует с момента появления на свет и до 3-х месяцев. Тренировать его можно, вкладывая в ладошки ребенка какой-либо продолговатый предмет так, чтобы все пальчики сжимали его. Если малыш прячет большой палец в кулачке, его нужно вынимать и класть правильно. Затем можно аккуратно потягивать за предмет, чтобы развивать способность малыша удерживать предметы.
ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ с ДЦП
- При ДЦП или
некоторых других поражениях у ребенка отсутствует навык обычных
целенаправленных движений, зачастую
ребенок в 10-12 лет не может самостоятельно сидеть, никогда не ходил, т.е. функция пребывания в вертикальном положении и функция ходьбы неизвестна
ребенку. - Требуют
первичной разработки (обучению) обычные произвольные движения,
связанные с бытовым самообслуживанием, и пользованием привычными, здоровому
человеку предметами (взять и положить предмет, застегнуть расстегнуть пуговицу,
нажать кнопку и т.п.) - В этом случае
речь идет не о восстановлении утраченных функций, а о воссоздании пропущенных
функций физического развития свойственных возрасту, т.е. обучении
пребывания в вертикальной позе, обучение ходьбе (фазовая подвижность). - Почти всегда имеет место несоответствие между
физическим и психическим развитием, свойственное определенному
возрасту. - Еще одна немаловажная проблема состоит в том, что при
ДЦП длительность, регулярность, преемственность лечения имеет
ключевое значение, поскольку ребенок
растет и эффект достигнутый за какой то отрезок времени (месяц-два) может
нивелироваться в связи сростом ребенка (ложное прогрессирование, быстрое формирование
контрактур и т п.), в связи с этим, лечение должно быть постоянным и
длительным. -
Задача обучения родителейне менее тяжелая, чем лечение ребенка, особенно учитывая современную
доступность информации, форумы и массу шарлатанства. - Строгая индивидуальность, дозированность, постепенность.
Значение и классификация врожденных рефлексов
Природные рефлексы у младенца имеют различное значение, одни необходимы для того, чтобы родиться, другие являются жизненно важными функциями, например, дыхание, третьи помогают развитию.
Исходя из этого, врачи подразделяют врожденные навыки на три вида:
- Необходимые для полноценной жизни, например, дыхательный, глотательный рефлекс.
- Реакции защиты оберегают организм от воздействий внешней среды, например, температурных перепадов.
- «Временные» необходимы для прохождения по родовым путям, пропадают после рождения.
Также в зависимости от центра, отвечающего за тот или иной рефлекс, их можно разделить на две группы:
- Двигательные. Внутри вида они подразделяются на оральный и спинальный подвид, регулируют их деятельность головной и спинной мозговой центр.
- Автоматизмы, за которые отвечают центры среднего и продолговатого мозга, называются позотоническими. Они контролируют работу мышечного тонуса.
Всего врачи выделяют около 15 рефлексов, которые в норме присутствуют у новорожденного. Все их можно разделить на некоторые категории.
Оральные
Сюда относятся жизненно важные автоматизмы, они дают ребенку возможность нормального питания. Часть из них пропадает в младенчестве, некоторые сохраняются до дошкольного возраста, другие остаются с человеком на всю жизнь.
К ним относятся такие рефлексы, как:
- Сосательный – навык ребенка захватывать грудь или соску, появляется в первые часы жизни и сохраняется до 3-4 лет.
- Хоботковый – этот автоматизм необходим для правильного сосания. Заключается он в том, что при легком прикосновении к губам младенца, они сворачиваются в трубочку. Исчезает навык на 3-4 месяце жизни.
- Глотательный – механизм проглатывания пищи, сохраняется на протяжении всей жизни.
- Ладонно-ротовой также имеет название рефлекс Бабкина. Если младенцу первых двух месяцев жизни легонько нажать на центр каждой ладони, он приоткроет рот.
- Поисковой – грудной ребенок начинает искать источник еды, если слегка дотронуться до уголка рта. Он повернет голову в ту сторону, откуда шло действие, приоткроет рот. Спустя три месяца автоматизм угасает, в дальнейшем ребенок будет искать маму или бутылочку глазами.
Спинальные
Спинальными называются бессознательные повороты тела, рук и ног. Эти реакции имеют не меньшее значение, чем оральные. К ним относятся:
- Хватательный инстинкт, до 4 месяцев ребенок бессознательно сжимает и удерживает в ладони то, что ему туда попало. По-другому это умение называют обезьяньим, для проверки навыка малышу в ладошку вкладывают указательный палец. Кроха должен сжать кулачки настолько сильно, что вы сможете немного приподнять корпус тела от поверхности.
- Защитный рефлекс заложен природой для того, чтобы обезопасить новорожденного от удушенья. При выкладывании малыша лицом в подушку, он повернет голову, чтобы иметь возможность дышать.
Важно! Пока ребенок не научился уверенно держать голову, оставлять его на животе без присмотра опасно!
- Для проверки реакции на тоническое сгибание пальцев необходимо нажать на стопу рядом с большим и указательным пальцем. Новорожденный должен сжать пальчики ног, это называется подошвенным рефлексом.
- Обратный рефлекс носит имя доктора Бабинского. Если провести пальцем по внешнему краю стопы, то пальчики разгибаются, становятся «веером».
- Автоматизм опоры сохраняется до того момента, пока ребенок осознанно не начнет вставать. Если кроху держать вертикально, при этом дать ногам коснуться опоры, то малыш рефлекторно сделает упор на полную стопу.
- До 4 месяцев у младенца наблюдается рефлекс ползанья. Он заключается в желании сдвинуться с места из положения лежа на животе. После угасания автоматизма у детей начинается период осознанного ползанья.
- Реакция Моро имеет две фазы, это ответ на громкий звук, испуг. Сначала малыш разводит руки в стороны, выпрямляет ноги, затем возвращается в исходное положение.
- Рефлекс Галанта проверяет реакцию позвоночника. Положите ребенка на бок, двигаясь от головы к ногам, проведите указательными пальцами по линиям вдоль позвоночника. Малыш выгнет спину.
Позотонические
Эти рефлексы необходимы ребенку для того, чтобы научиться правильно распределять мышечную нагрузку, учиться держать голову, сидеть и стоять.
- Ассиметричный шейный тонический рефлекс: положите новорожденного лицом к себе, голову поверните в сторону. Рука и нога со стороны, куда повернута голова, распрямятся. Навык угасает к 2 месяцам.
- Симметричный шейный тонический рефлекс. При отклонении головы назад ребенок выпрямляет руки, сгибает ноги, при наклоне вперед наблюдается обратная реакция.
Что делать, если рефлексы слабые?
Некоторые рефлексы новорожденных появляются не сразу после рождения или же проявляются в недостаточной степени. Причин этому может быть множество: родовые травмы, нарушения развития нервной системы ребенка, недоношенность, патологии позвоночника (особенно шейного отдела), асфиксия
Важно знать, что ослабление некоторых рефлексов не всегда свидетельствует о заболевании. Например, когда малыш не голоден, при помещении в его ротик соска материнской груди сосательных движений может не возникать
В диагностике же патологий центральной нервной системы важное диагностическое значение имеет наличие спинальных рефлексов
Они могут ослабляться или вовсе не возникать при серьезнейших нарушениях, поэтому мамы и папы должны обращать внимание на следующие моменты:
- Симметричность хватательного рефлекса. Если ребенок сжимает мамин палец только одной рукой, это может свидетельствовать о ДЦП, парезах, кровоизлиянии в мозг.
- Разведение малышом рук в стороны (рефлекс Моро). Если наблюдается отведение только одной ручки, это может быть признаком перелома ключицы, парезов.
- Ослабление рефлекса ползания зачастую свидетельствует о травмах спинного мозга.
- «Автоматическая ходьба» отсутствует при парезах, снижении мышечного тонуса, детском церебральном параличе. Подобные причины приводят к ослаблению опорного рефлекса.
Важно следить за положением головы новорожденного при повороте его на животик. Отсутствие или ослабление защитного рефлекса считается одним из первых симптомов ДЦП. Если мама заметила подобные нарушения у своей малютки, необходимо срочно обратиться к врачу
Паниковать не нужно: возможно, родители неправильно проверили наличие некоторых безусловных рефлексов
Если мама заметила подобные нарушения у своей малютки, необходимо срочно обратиться к врачу. Паниковать не нужно: возможно, родители неправильно проверили наличие некоторых безусловных рефлексов.
Игнорировать возникшие проблемы, откладывая визит к педиатру на потом, не стоит. Помните: оценить состояние нервной и мышечной систем может только квалифицированный специалист.
Важным моментом является знание мамами и папами, до какого возраста у ребенка сохраняются безусловные рефлексы. Если к 5-6 месяцам угасания многих из них не наблюдается, следует проконсультироваться с доктором. Усиление или наличие безусловных рефлексов в старшем возрасте возникает при повышенной нервной возбудимости, мышечном гипертонусе.
Узнав информацию о том, какие должны быть рефлексы у новорожденного, а также их значение в развитии ребенка, мамы и папы смогут тщательно следить за здоровьем своей малютки
Важно помнить, что нередко именно по их отсутствию или ослаблению можно определить патологии нервной, мышечной, костной систем
Все, что требуется от родителей – это внимание, являющееся неотъемлемой частью не только в воспитании, но и в сохранении здоровья ребенка
Сегментарные автоматизмы (спинальные)
Защитный рефлекс
Наблюдается сразу после рождения и постепенно сходит на «нет» уже к началу третьего месяца жизни, т.е. когда малыш уже может уверенно держать головку. Оказавшись лежать на животе, малыш будет стараться повернуть голову на бок для свободного и беспрепятственного дыхания. Конечно, только что родившиеся дети еще не могут держать голову, но в случае нехватки воздуха и препятствия дыханию вполне способны немного ее приподнять и повернуть в сторону.
Такая реакция выражена у доношенных и здоровых детей, в противном случае малыш может задохнуться, если не перевернуть его на спину или не повернуть головку руками.
Автоматическая походка или рефлекс опоры
Новорожденные ходить еще не умеют, но могут отталкиваться от опоры и делать некоординированные движения ногами, чем-то напоминающие походку. Если взять младенца на руки вертикально и приподнять его над поверхностью так, чтобы стопы немного с ней соприкасались, то ребенок может опираться на полную стопу и согнет ноги в коленях. Держа ребенка таким образом и наклонив его немного вперед, можно увидеть, как он старается вышагивать, попеременно подгибая ножки.
Автоматическая походка в норме наблюдается до трехмесячного возраста и является предшественником полноценной координированной походки, развивающейся уже ближе к году и относящейся к условным рефлексам.
Спонтанное ползание (рефлекс Бауэера)
Малыш будет пытаться ползти, отталкиваясь ножками в положении на животе, если к его стопам подставить ладонь, которую он использует как опору. Причем малыш просто отталкивается от ладони, не задействовав ручки.
Такое ползание сохраняется до 4-го месяца у здоровых детей без заболеваний ЦНС и при отсутствии родовых травм.
Хватательный рефлекс
Такое явление очень часто можно заметить в игре с малышом или при манипуляциях с ним. Ребенок крепко зажимает в ладони любой предмет, будь то игрушка или мамин пальчик. Некоторые младенцы настолько сильно сжимают ладонь, что их можно поднять, и они будут держаться. При раздражении центральной части ладошки наблюдается аналогичная реакция.
Рефлекс сохраняется до 3-4 месяцев и постепенно перерастает в координированные действия и манипуляции ручками. Малыш учится держать предметы, перекладывать их из ладони в ладонь, делать это произвольно и осознанно.
Считается, что такое хватание и сильное сжатие кулачка, особенно при испуге, является древнейшей реакцией, передающейся от предков, когда малыш хватался за волосяной покров матери.
Рефлекс Бабинского
Поглаживая по внешней стороне стоп, у ребенка распрямляются ножки и веерообразно растопыриваются пальчики, а если слегка нажать на стопу, то она сожмется по аналогии с ладошкой: малыш подожмет пальчики внутрь, а подошва стопы сморщится.
Подобная реакция считается патологической и свидетельствует о возможных нарушениях ЦНС, детском церебральном параличе, является признаком рассеянного склероза, но считается нормальной у новорожденных и детей до 2 лет вследствие недостаточного развития коры головного мозга.
Рефлекс Галанта
В горизонтальном положении, если провести по участку спины справа или слева от позвоночника, ребенок выгнет спину в ту сторону, с которой было раздражение, а нога со стороны раздражителя разогнется во всех суставах.
Реакция ярко выражена уже с первых минут жизни и сохраняется до 4-6 месяцев.
Автоматизм Переса
Если провести пальцем по отросткам позвоночного столба сверху вниз, слегка надавливая, то малыш зальется криком, выгнет спину и сожмет ручки и ножки. Очевидно, что подобные манипуляции вызывают негативные эмоции у ребенка.
Сохраняется такая реакция до 3-4 месяцев.
Реакция испуга (рефлекс Моро)
Нередко подобное следствие испуга можно наблюдать при играх с малышом, при манипуляциях акушера сразу после рождения или просто в быту, например, меняя ребенку подгузник. Резкие звуки рядом с младенцем, хлопки, стуки, неожиданная смена положения, резкое отсутствие опоры или поддержки заставляют ребенка непроизвольно разводить ручки и раскрывать ладошки (первая фаза), а затем возвращаться в исходное положение (вторая фаза).
Рефлекс сохраняется до 4-5 месяцев, а затем постепенно угасает.
Спинальные рефлексы
Спинальные автоматизмы связаны с развитием спинного мозга и представляют собой набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата. К ним относят:
Защитный – если малыша положить на живот, то он рефлекторно поднимает голову и поворачивает ее набок, чем обеспечивает себе доступ кислорода. Это защитная реакция с рождения от возможного нарушения дыхания. Исчезает спустя около 1,5 месяцев после рождения.
Опоры и автоматической ходьбы – если новорожденного поставить на ноги с поддержкой, то он автоматически выпрямляет ноги и становится на поверхность всей стопой, а если в том же положении его слегка наклонить вперед, то младенец начнет перебирать ножками, как при ходьбе. При этом он может скрестить ноги, что является показателями нормы
Особое внимание следует уделить, если ребенок становится на поверхность не всей стопой, а только носочками, что может означать тонус мышц. Наиболее проявлен в первые 1,5 месяца жизни, после угасает, и лишь к 10-12 месяцам организм уже абсолютно готов к ходьбе.
Важно! Ни в коем случае не стимулируйте с раннего возраста этот автоматизм, «тренируя» ребенка ходить
Этим можно нанести только вред неокрепшему организму
Важно! Ни в коем случае не стимулируйте с раннего возраста этот автоматизм, «тренируя» ребенка ходить. Этим можно нанести только вред неокрепшему организму. Когда придет время, малыш освоит передвижение в пространстве без особых проблем.
Когда придет время, малыш освоит передвижение в пространстве без особых проблем.
- Ползания (Бауэра) – если перевернуть малыша на живот, он будет пытаться делать ползательные движения, а если дать опору ножкам в таком положении (подставить руку, например), то он будет сильнее отталкиваться ногами, имитируя ползание. Возникает с первых дней жизни и сохраняется на протяжении первых 4-х месяцев, после чего исчезает, и лишь после полугода младенец готов осваивать ползание самостоятельно.
- Хватательный (Янишевского и Робинсона) – любой предмет, попадающий в ладонь младенца, он крепко сжимает. Захват бывает достаточно сильным. Если вложить в ладони новорожденного по пальцу взрослого, то таким образом, его вполне можно поднять. Возникает с рождения и сохраняется до 4-х месяцев. После этого периода захватывание предметов приобретает более сознательный характер. Также выделяют еще нижний хватательный рефлекс у новорожденных – если надавить на стопу ребенка, на основание 2-го пальца, то малыш подожмет все пальцы ноги. Как и верхний, проявляется до 4-х месяцев, после угасает.
- Галанта – если при положении на боку провести вдоль позвоночника младенца сверху вниз, то он выгибается, и при этом, разгибает ногу со стороны раздражителя. Проявляется симметрично на обе стороны. Возникает с 5-6 дня после рождения и сохраняется до 3-4-х месяцев.
- Переса – при положении на животе проводят пальцем от низа до шеи по позвонкам, малыш выдает бурную реакцию в виде крика, подгибания рук-ног, поднятия таза. Проявляется в период первых 3-4-х месяцев жизни.
- Моро – проявляется при резких раздражителях: хлопки по поверхности в районе головки на расстоянии 15 см с двух сторон, внезапными манипуляциями с нижней частью туловища – поднятием или разгибанием ног. Малыш сначала раскидывает руки в стороны, разжимая ладони, затем резко сводит их, обхватывая себя. Рефлекс Моро у новорожденных еще называют рефлексом объятий. Проявляется в норме до 4-5-х месяцев.
Важность корнеального рефлекса для диагностики неврологических нарушений
Если врачебное исследование роговичного рефлекса показало, что реакция на внешний раздражитель отсутствует, это может означать глубокую кому. Помимо комы, отсутствие или слабость роговичного рефлекса могут свидетельствовать о ряде патологических состояний.
Деформация одного из участков головного мозга, который называется Варолиев мост.
Этот мозговой отдел отвечает за передачу информации от спинного к головному мозгу, а также управляет лицевым и самым крупным черепным нервом. На данную патологию может указывать отсутствующий корнеальный рефлекс в сочетании с нарушениями работы глазодвигательных мышц.
Невринома (доброкачественная опухоль) слухового нерва.
Для этой патологии характерно снижение слуха с одной стороны, нарушение глотательной функции, болевые ощущения. При невриноме корнеальный рефлекс ослабевает.
Травмы головы и мозга.
Они могут вызвать как ослабление, так и оживление рефлекторной реакции роговицы. Опасным для пациента считается вариант угнетения рефлекса, который может свидетельствовать о впадении в кому. Если рефлекс ослабевает постепенно, то врач может заподозрить наличие внутренней гематомы, которая постепенно увеличивается в размерах. В том случае, когда рефлекс, наоборот, внезапно проявляется, это может указывать на улучшение состояния пациента после черепно-мозговой травмы. Проверяют реакцию роговой оболочки у человека, находящегося в бессознательном состоянии, при помощи тонкий струйки воды.
Стоит отметить, что роговичный рефлекс или его отсутствие не являются однозначным поводом для постановки диагноза. Диагностическое исследование реакции роговицы носит вспомогательный характер при комплексном обследовании пациента.
Какие еще рефлексы бывают?
У новорожденных есть некоторые автоматизмы, позволяющие им беспрепятственно проходить по родовым путям. Например, малыш может ненадолго задерживать дыхание, если его погрузить с головой в воду или при купании вода случайно попадет ему на лицо. Такую особенность можно использовать, приучая ребенка к воде и плаванию с самого юного возраста. Но будьте крайне осторожны и внимательны, не пытайтесь экспериментировать дома и без присмотра специалиста!
Маленькие дети до полугода, не принимающие твердую пищу, бессознательно могут выталкивать предлагаемый им прикорм языком. Так называемый рефлекс «кляпа» позволяет убрать инородный предмет и освободить ротовую полость и дыхательные пути. Постепенно он угасает к полугоду, но не полностью, а в менее выраженном варианте остается на всю жизнь.
Как проверить наличие рефлекса у ребенка самостоятельно?
Все реакции, необходимые для гармоничного развития малыша, проверяются у педиатра в зависимости от возраста малютки. Однако, бывают случаи, когда необходимо проверить наличие того или иного рефлекса самостоятельно. Это достаточно легко сделать, зная четкий алгоритм действий.
Рефлекс Моро
Действия для взрослого:
- Положить малыша на ровную, твердую поверхность.
- Ударить по поверхности на расстоянии, равном 15 см от головы ребенка (или громко хлопнуть в ладоши).
Ответная, нормальная реакция:
- Резкое, симметричное откидывание рук в сторону.
- Разжимание кулачков.
- Испуг/плач малыша, выброс адреналина в кровь или учащенное сердцебиение.
Проверить наличие рефлекса Моро можно и при помощи иных способов. Реакция с ручками окажется идентичной.
- Выпрямить и поднять ножки ребенка совместно с тазом.
Сосательный рефлекс
Действия взрослого:
- Погладить щеку малыша или легонько надавить на губы.
Ответная нормальная реакция:
- Открытие рта и шевеление языка, будто он желает сосать.
После еды сосательный рефлекс ослабевает, но уже спустя час восстанавливает силы.
Хватательный рефлекс
Действия взрослого:
- Слегка надавить на раскрытую ладонь ребенка.
Ответная нормальная реакция:
- Сильный обхват предлагаемого предмета или пальца взрослого.
Рефлекс Бабинского
Действия взрослого:
- С нажимом провести от пятки к пальцам стопы.
Ответная, нормальная реакция:
- Оттопыривается большой палец, остальные слегка поджимаются.
- Все пальцы веерообразно расходятся.
Рефлекс Бабкина
Действия взрослого:
- Одновременно легонько надавить на ладони ребенка.
Нормальная реакция ребенка:
- Открытие рта, возможно, высовывание языка.
Хоботковый рефлекс
Действия взрослого:
- Приложить палец к верхней губе малютки.
Ответная нормальная реакция:
- Вытягивает губки, складывая их «трубочкой».
Связан рефлекс с сокращением мимической мускулатуры.
Рефлекс Бауэра
Действия взрослого:
- Положить ребенка на живот.
- Слегка надавить на стопы.
Ответная нормальная реакция:
- Совершение движения, имитирующего ползание.
Рефлекс Ландау
Данная реакция является двухфазной. Первая — верхние рефлексы, вторая — нижним.
Для выявления верхнего рефлекса необходимо:
- Положить малютку на живот так, чтобы его грудная клетка оказалась за пределами стола.
Нормальная ответная реакция:
- Разгибание спины, шеи и ручек назад. Иногда малыш может переворачиваться.
Для выявления нижнего рефлекса необходимо:
- Положить ребенка на плоскую поверхность, лишив опоры ножки и таз, либо взять на руки.
Ответная реакция:
- Выгибание спинки дугой.
- Поднятие ножек в направлении к себе.
Рефлекс Переса
Действия взрослого:
- Провести пальцем вдоль позвоночника (по остристым краям) от копчика до шеи.
Ответная нормальная реакция:
- Плач или крик.
- Сгибание конечностей.
- Поднятие головки.
- Разгибание туловища.
Рефлекс Переса воспринимается новорожденным крайне отрицательно.
Рефлекс ходьбы (шаговый)
Действия взрослого:
- Взять малютку на руки и поставить в вертикальное положение.
- Чуть наклонить вперед.
Ответная реакция ребенка:
- Имитация шагов в наклоненную сторону.
Рефлекс Галанта
Действия взрослого:
- Провести ладонью по спинке малыша.
Ответная реакция:
- Выгибание спинки.
- Выпрямление ножки на стороне вызова реакции.
Рефлекс опоры
Действия взрослого:
- Поставить малыша вертикально, чтобы стопы касались опоры.
Ответная реакция:
- Выпрямление туловище.
- Устойчивое положение (с поддержкой) на опоре.
Рефлекс Робинсона
Действия взрослого:
- Вложить свои пальцы в ладонь малыша.
- Получить ответную реакцию крепкого сжатия.
- Приподнять.
- Малыш должен спокойно висеть на вытянутых ручках.