Оглавление
- Как определить дисграфию?
- Как отличить настоящее заикание от временных проблем с темпом речи, которые бывают в дошкольном возрасте?
- Не торопите события
- Причины возникновения дисграфии?
- Как диагностировать?
- КОРРЕКЦИЯ ДИСЛЕКСИИ
- Чем вы можете помочь ребенку в домашних условиях?
- Что такое дислексия?
- Лайфхаки и упражнения для коррекции зеркального письма
- Почему ребенок пишет цифры и буквы в зеркальном отражении?
- История болезни
- Почему ребенок пропускает буквы?
- Почему возникает дислексия?
- Лечение
- Нормы формирования слоговой структуры слова в разных возрастах
Как определить дисграфию?
Если у вашего ребенка наблюдаются отдельные ошибки в письме или эти ошибки связаны с правилами грамматики, скорее всего эта статья не для вас. Проблема успеваемости должна решиться более усердным изучением правил русского языка.
Дисграфия проявляется совсем иначе:
- Пропускаются буквы и даже слоги в словах.
- Смешиваются близкие по звучанию звуки (ж-ш, д-т, ц-т, ц-с и т. д.).
- Заменяются похожие по написанию (ш-щ, в-д, м-л).
- Буквы пишутся как бы в зеркальном отображении.
- Сращиваются ближайшие слова или даже предложения.
- Нарушается грамматическое согласование слов, неправильно строится речь.
- Почерк неразборчивый, строчные буквы заменяются прописными и наоборот, наблюдается пропуск знаков препинания.
Еще одним типичным отличием дисграфии является стойкость ошибок и отсутствие связи с теоретическими знаниями правил и норм языка.
Как отличить настоящее заикание от временных проблем с темпом речи, которые бывают в дошкольном возрасте?
Если ваш ребенок затрудняется говорить, повторяет отдельные слоги, слова или фразы, можно предположить, что у него заикание. Это может быть временное изменение нормального темпа речи, через которое проходят все дети, когда учатся разговаривать.
Не все родители могут отличить заикание от возрастных нарушений плавности речи. Попробуем выявить основные отличия.
НОРМАЛЬНОЕ РАССТРОЙСТВО ТЕМПА РЕЧИ
- В этом случае ребёнок повторяет слоги или слова только один раз при-примерно так.
- Начало речи может сопровождаться трудностями, связанные с подбором слов и попыткой точно произносить все звуки.
- Паузы в речи могут заполняться звуками типа «м-м-м» или «э-э-э».
- Нарушение темпа речи появляется в возрасте от полутора до пяти лет. Затем плавность речи восстанавливается.
ЛЁГКАЯ СТЕПЕНЬ ЗАИКАНИЯ
- В этом случае ребёнок повторяет слоги или слова более двух раз, при-при-при-примерно так.
- Возникает заметное напряжение в лицевых мышцах и мышцах вокруг рта.
- Иногда у ребёнка возникает так называемый «ступор» — отсутствие воздуха или голоса в течение нескольких секунд.
- Изменяется голос — становится тихим и зажатым.
- Запинки в речи присутствуют постоянно.
РЕБЁНОК С ТЯЖЕЛЫМ ЗАИКАНИЕМ
- В речи вашего ребёнка много очевидных запинок.
- Он произносит слова и отдельные звуки со значительным усилием и напряжением.
- Ребёнок избегает произносить некоторые слова.
- Напряжение в речи проявляется настолько сильно, что у ребёнка появляются движения, которые помогают ему расслабиться. Например, он машет рукой, или топает ногой.
- Потеря плавности речи проявляется в эмоционально значимых ситуациях.
Если в речи вашего ребёнка появились запинки и вас это очень беспокоит, обязательно обратитесь за консультацией к неврологу и логопеду.
Не торопите события
Ребенок, только-только осваивающий чтение, имеет право на ошибку. Он может путать буквы, не запоминать прочитанное до тех пор, пока не созреют его головной мозг и нервная система. Мы же предъявляем к речи 3-хлетнего малыша те же требования, что и к речи 5-летнего карапуза.
До каких пор ждать? Вы сильно удивитесь, но специалисты советуют, если у ребенка нет других нарушений (в порядке фонематический слух, он четко произносит звуки, его речь развита в соответствии с возрастом) не делать поспешных выводов до завершения первого полугодия обучения в первом классе. Образовательная программа большинства школ предполагает, что к этому времени ребенок должен знать практически все буквы и иметь первоначальные навыки чтения, даже если он в сентябре еще не знал буквы и не умел читать и писать
И – внимание! – только к концу первого года обучения ребенок должен читать и писать, знать все буквы и понимать прочитанное
Если же у карапуза есть проблемы с речевым развитием, фонематическим слухом, не мешкая, начинайте от них избавляться. Промедление чревато нарушениями письменной речи.
Также стоит обратить внимание и на умение дошкольника ориентироваться в окружающем его пространстве. Риск развития дислексии довольно высок, если 5-6-летний ребенок плохо понимает, где правая, а где левая сторона, плохо запоминает дорогу, у него проблемы со зрительной памятью, с концентрацией и управлением своим вниманием
Например, он не может запомнить и выполнить простейшие инструкции. Довольно часто такие дети потом путают буквы и не в состоянии понять прочитанное и запомнить его. Они не могут связать прочитанное с тем образом, которые стоит за словом, и по этой причине не воспринимают письменную речь.
В таком случае надо обязательно проконсультироваться у логопеда. Каждый случай индивидуален, и только специалист сможет сказать, действительно ли это дислексия или все в порядке и надо чуть-чуть подождать, пока созреют соответствующие структуры головного мозга.
Причины возникновения дисграфии?
Корни этого явления лежат в недостаточности работы речевого, зрительного и слухового анализаторов, т. е. ребенок не в состоянии производить анализ и синтез речи. Эти нарушения происходят из-за недоразвития зон головного мозга, выполняющих данные функции.
Этиология состояния может быть обусловлена:
- Неврологическими нарушениями вследствие внутриутробной гипоксии или кислородного голодания в процессе тяжелых родов.
- Тяжелыми последствиями для мозга и нервной системы инфекционных болезней, перенесенных в раннем детстве.
- Черепно-мозговыми травмами, произошедшими в детстве.
- Социальными факторами — педагогической запущенностью, неправильной речью в детском окружении, недостаточностью речевых контактов, билингвизмом.
Освоение письменной речью напрямую связано со сформированностью всех сторон речевой функции, поэтому в группу риска по возникновению дисграфии попадают дети с ЗПР, ОНР, фонематическим недоразвитием и нарушением звукопроизношения
Именно поэтому крайне важно к школьному возрасту пройти обследование у логопеда и скорректировать имеющиеся проблемы
Как диагностировать?
Первый шаг — посещение врача. Только специалист может сделать выводы о необходимости лечения. Доктор должен собрать подробный анамнез, начиная с информации о том, как протекала беременность матери и как проходило развитие малыша в первые несколько лет жизни. Если вопрос о наличии заболевания ставится школьнику, то в анамнез будут включены сведения и об успеваемости ребенка по математике, русскому языку, литературе. Логопед может провести несколько тестов, которые включают задачи на слух, переписывание текста и диктант. Если отклонения будут установлены, специалист установит тип дислексии по характерным чертам.
КОРРЕКЦИЯ ДИСЛЕКСИИ
Можно ли избавиться от этого нарушения? Да, важно лишь понять, что для устранения этой проблемы необходима целенаправленная коррекционная работа нескольких специалистов (логопед, дефектолог, невролог). От ее результативности зависит, прежде всего, то, насколько успешно у ребенка сложится учеба в школе
Чем раньше будет начата работа, тем более высокие результаты вас ожидают.
Во время занятий исправляются недостатки как устной, так и письменной речи, совершенствуются познавательные процессы. Выполняя с ребенком задания, не перегружайте его. Усвоение любой информации должно проходить в благоприятной обстановке, не вызывая у школьника негатив.
Чем вы можете помочь ребенку в домашних условиях?
Ежедневные занятия помогут сделать процесс коррекции более быстрым и успешным, а достигнутый результат – устойчивым и длительным. Вот некоторые из упражнений, которые советуют логопеды центра развития «Каркуша».
1. Развивайте мелкую моторику
Пальчиковый массаж, игры типа «Колечка», лепка, собирание пазлов, сенсорные коробки с мелкими предметами, рисование, в том числе и зеркальное, – все это способствует лучшему притоку крови к центру речи, развитию слуховой, речевой и зрительной памяти.
2. Диктанты
Небольшие диктанты объемом до 200 знаков не утомляют ребенка, и их можно проводить ежедневно. Не исправляйте ошибки, а делайте пометки на полях строчек, где они допущены, цветной ручкой. Использовать красную пасту нежелательно, так как этот цвет ассоциируется с плохой оценкой. Предложите ребенку самому найти свои ошибки. Для диктанта выбирайте отрывки из хорошо знакомых текстов, например, сказок.
3. Работайте над произношением
Выделяйте ежедневно 10-15 минут на артикуляционную гимнастику, особое внимание уделяйте тем звукам, которые представляют для ребенка наибольшую трудность. Просите ребенка проговаривать слова при написании
Не торопите его при чтении. Пусть он читает медленно, но более-менее связно. Не ругайте за ошибки.
4. Изучайте грамматику, играя
Вам понадобятся карточки со словами. Составьте из них предложение, которое вы произносите. Затем попросите сделать то же самое ребенка самостоятельно на слух. Начинайте с самых простых предложений, постепенно переходя к более сложным конструкциям.
5. Найди слово
Это упражнение помогает развить фонематический слух. Возьмите карточки с изображениями знакомых предметов, подписанные с обратной стороны. Разложите карточки картинками вниз. Попросите ребенка найти слово, которое вы называете. Постепенно усложняйте задание, добавляя новые слова, обозначающие действия и признаки.
Остались вопросы? Приходите на консультацию в центр развития «Каркуша», и наши логопеды обследуют ребенка, поставят точный диагноз, разработают индивидуальную программу коррекции и дадут четкие рекомендации по самостоятельным занятиям дома.
Что такое дислексия?
Дислексия — это состояние, когда ребенок имеет трудности в обучении письму и чтению, хотя во всем остальном он вполне нормально развит физически и интеллектуально. Понятийно дислексия была впервые описана в 1968 году на Международной Конференции Неврологов. По различным выкладкам учёных, дислексией страдает в той или иной степени около 12 процентов детей. Причем, как правило, ей чаще подвержены мальчики, чем девочки.
Дети, страдающие дислексией, не различают звуки и формы. А ещё они не видят разницы в цифрах и буквах, и поэтому допускают много орфографических ошибок в одном предложении. Письмо дислектиков выглядит некрасиво и неразборчиво. Часто такие дети ошибочно считаются ленивыми и «неперспективными». Они, как правило, получают худшие оценки, да и изначально в школу поступают практически не подготовленными.
Дислексия — это целый пласт когнитивных нарушений, которые, безусловно, нуждаются в профессиональной терапии. В противном случае дети вступят во взрослую жизнь, будучи совершенно к ней не адаптированными. А, как известно, возрастом проблем с обучаемостью, усвоением новых навыков становится все больше, и наверстать упущенное уже не получается. Дислексики нередко чувствуют себя хуже других и основательно закомплексованы.
Лайфхаки и упражнения для коррекции зеркального письма
Разделяем лево и право
Начинайте коррекцию зеркального письма с тренировки ориентации в пространстве. Ребенок должен четко чувствовать и понимать, где у него левая рука, а где правая и уметь правильно показывать что с какой стороны от него находится.
Если ребенку с ходу сложно понять, где право и лево, нарисуйте красным фломастером галочку на правой руке, а зеленым – на левой руке. Для девочек можно использовать лак для ногтей и накрасить по одному ногтю на каждой руке разными лаками.
⠀
Благодаря данному упражнению ребенок вскоре привыкает, где какая сторона и ему становится легче ориентироваться.
⠀
Далее усложняйте задачу. Начинайте спрашивать ребенка, с какой стороны относительно него находятся предметы. Сначала тренируйтесь дома, а потом и на улице.
⠀
Когда закрепление восприятия предметов по сторонам относительно ребенка прошло успешно, приступайте к следующему этапу. Возьмите книгу и ручку. Положите на стол. Спросите ребенка, с какой стороны относительно книги находится ручка. Затем поменяйте предметы местами и спросите снова.
⠀
Занимайтесь каждый день, пока навык «лево-право» не станет автоматическим.
Учимся дорисовывать недостающие элементы
Для этих занятий купите раскраски, где необходимо самостоятельно дорисовывать недостающие элементы
Важно, чтобы в процессе рисования ребенок вел линию куда нужно, а не вверх, вниз или вбок. Помогайте своей рукой, если у него не получается
⠀
Это упражнение тренирует зрительно-пространственное восприятие, благодаря чему ребенку становится легче писать.
Палец-ручка
Для упражнения подойдет букварь с прописным алфавитом и пропись. Желательно, чтобы буквы были большого размера. Положите перед ребенком книгу и попросите его несколько раз провести пальцем по букве
Особое внимание уделяйте тем буквам, которые ребенок пишет зеркально. Затем возьмите пропись и скажите, чтобы ребенок правильно дорисовал букву
В конце упражнения он должен написать букву сам.
⠀
Это занятие помогает отработать и закрепить правильное написание букв.
Составляем буквы из палочек
Вам понадобятся пластиковые палочки для счета или спички. Предложите ребенку собрать из палочек букву и трансформировать ее в другую букву. Например, из буквы «Т» можно сделать «Г». Также можно собрать несколько букв, состоящих из одинакового количества палочек, например трех (И, А, П, Н).
⠀
Это упражнение помогает освоить написание печатных букв, благодаря чему ребенку легче перестраиваться на прописные.
Обводим прописные буквы
Тут вам нужно будет сделать несколько ксерокопий прописного алфавита. Возьмите одну копию и попросите ребенка обвести несколько букв. Затем, чтобы был эффект, так же как и в упражнении «Палец-ручка», попросите ребенка написать отработанные буквы самостоятельно. Чем больше раз ребенок будет обводить одну букву, тем быстрее научится писать ее правильно.
⠀
Постепенно отрабатывайте весь алфавит и вскоре увидите положительные результаты.
Шпаргалка под обложку
Возьмите прописной алфавит и обведите разными цветами буквы, которые смотрят влево (З, У, Ч, Я) и буквы, у которых есть «хвостики» (Ц, Щ). Также выделите буквы, которые вызывают у ребенка больше затруднений. Распишите внизу, что и каким цветом вы выделили и положите ребенку под обложку тетради или прописи.
⠀
Шпаргалка, которая всегда перед глазами поможет ему допускать меньше ошибок при письме.
⠀
Если вы все же чувствуете, что не справляетесь, и ребенок продолжает зеркально писать, тогда лучше обратитесь к специалистам. Может вашему ребенку понадобится слаженная работа учителя, логопеда и невролога. Главное, не пускайте проблему на самотек, и все будет хорошо. На всех наших курсах используются упражнения, которые направлены на коррекцию данных проблем. Записаться на пробное бесплатное занятие можно здесь.
⠀
Успехов вам и приятного обучения!
Почему ребенок пишет цифры и буквы в зеркальном отражении?
Как правило, дисграфия чаще встречается у детей с дислексией. Это нарушение, которое влияет на способность ребенка к обучению чтению. Как можно выявить дислексию рассказываем в статье: Почему ребенок не может научиться читать? Симптомы, причины и коррекция дислексии у детей. Лучше прочтите сразу, чтобы прояснить для себя многие вопросы, потом возвращайтесь к этому материалу.
⠀
Чаще всего «зеркалят» левши. Зеркальное письмо у левши – это, по сути, отражение действий правой руки. При этом сам ребенок без труда читает свою написанную «абракадабру» и недоумевает, почему ее не понимают другие.
⠀
Следующая причина зеркального письма – плохо развитый фонематический слух, который отвечает за успех ребенка в обучении чтению и письму. Этой теме у нас также посвящена целая статья: Как помочь ребенку легко освоить чтение и письмо. Игры и упражнения для развития фонематического слуха. Читайте и применяйте советы на практике.
⠀
Как понять, что дело в фонематическом слухе? Выполните с ребенком простое упражнение. Отойдите от него на метр и проверьте, как он различает звуки на слух. Используйте слоги с парными согласными: жа-ша, ба-па, га-ка. Если ребенок отвечает правильно, то ищите другую причину.
⠀
Еще специалисты отмечают такие причины, как недостаточная сформированность буквенного гнозиса и зрительного анализа и синтеза. Проще говоря, ребенок искаженно воспринимает и воспроизводит буквы и их элементы. В этом случае нужно работать над тренировкой зрительно-пространственного представления.
⠀
Но главное, какова бы ни была причина зеркального письма у вашего ребенка, над этим нужно начинать работать быстрее и делать это каждый день, пока не будет улучшения.
История болезни
Сам термин был введен в обиход в конце 19-го века. Его использовал офтальмолог из Германии — Рудольф Берлин. Среди его клиентов был мальчик, которого не могли научить письму и чтению ни родители, ни преподаватели. С интеллектом у мальчика было все в порядке. На основании исследований Берлина, другой специалист — Прингл Морган опубликовал статью, в которой описывал симптомы нового заболевания. Он назвал его словесной слепотой. В начале прошлого века невропатолог Ортон заметил, что у ряда детей сложности с чтением не связаны с нарушениями зрения. Скорее, причина крылась в асимметрии полушарий головного мозга. Врач связывал это с проблемами восприятия визуальной информации. Однако некоторые врачи не были согласны с его позицией. Только 50 лет назад появилось четкое определение нового заболевания.
Почему ребенок пропускает буквы?
Важно провести правильную диагностику для установления причины нарушения письменной речи. Только так можно составить грамотную и эффективную программу коррекции
Нейропсихологическая структура письма у младших школьников гораздо сложнее устроена, нежели у старших. При автоматизации функции письма структура упрощается, а в 6-8 лет она складывается из 7 составляющих:
Поддержание оптимального уровня энергии мозга. За это отвечает так называемый энергетический блок мозга (I блок по классификации А.Р.Лурия). Явным проявлением слабости этого блока мозга могут быть трудности с включением в задание. Как раз такое поведение ребенка, как «ловит ворон на уроке» может говорить о нейродинамических трудностях и низкой мотивации.
- Переработка слуховой информации (при письме под диктовку). К ошибкам переработки слуховой информации относят путаницу в звуках, схожих по звучанию (ж-з, т-п, т-к, т-н), или смешение и замена глухих-звонких, твердых-мягких звуков (р-рь, з-с).
- Переработка зрительной информации. Трудности этой функции могут проявляться в зеркальности букв (при условии, если ребенок четко помнит образ буквы), нарушении порядка букв. Дети с трудностями переработки зрительной информации могут испытывать сложность в ориентировке на листе бумаги, трудности в удержании размера букв, наклона.
- переработка зрительно-пространственной информации. Дети с трудностями переработки зрительно-пространсвенной информации могут испытывать сложность в ориентировке на листе бумаги, трудности в удержании размера букв, наклона.
- Серийная организация движений.
- Программирование и контроль акта письма.
За выполнение двух последних операций отвечает III функциональный блок мозга (передние отделы полушарий мозга, моторные, премоторные, префронтальные отделы коры головного мозга, лобные доли). При слабости этих функций может возникнуть так называемая регуляторная дисграфия, которую чаще всего логопеды не признают за диагноз, и вследствие этого ребенку не рекомендуют грамотные коррекционные упражнения.
Примерами проявления регуляторной дисграфии являются такие ошибки:
— Ребенок пропускает буквы (слоги) или их элементы, или наоборот вставляет лишние.
— Дублирует предыдущие буквы, слоги или даже слова.
— Допускает антипацию (предвосхищение букв), например, вместо «на реке» пишет «ра реке»
— Пишет слитно слова.
— Забывает поставить точку в конце предложения.
(*Источник «Нейропсихологический анализ ошибок на письме» Т.В. Ахутина)
Почему возникает дислексия?
Дислексии могут вызываться причинами:
- органического характера:
- повреждения мозга в перинатальном периоде (гипоксии, перенесенные матерью тяжелые инфекции, алкогольная или наркотическая интоксикация и т.п.);
- повреждения во время тяжелых или неграмотно принятых родах (затяжная родовая деятельность, экстренные роды в следствии приэклампсии, использование щипцов, травмирование ребенка и т.д.);
- поражения центральной нервной системы ребенка в связи с какими-либо травмами, заболеваниями (например, менингит);
- различные генетические синдромы и заболевания.
«Базой» психических функций, в том числе речи, является мозг человека, поэтому сформированность корко-подкорковых связей, межполушарных связей мозга, стволовая функция, работа мозжечка и т.д. определяют развитие сенсорной сферы, всех высших психических функций (восприятия, мышления, памяти, внимания) и речи.
функционального характера, в связи с воздействием:
внутренних факторов (депрессивные состояния, астеничные состояния вследствие долгой болезни и т.д.)
внешних факторов (неправильная речь окружающих, билингвизм, недостаточное внимание взрослых к речевому развитию ребенка, педагогическая запущенность).
Кроме того, к группе риска относятся дети, имеющие отставания в развитии речи (дизартрию, ринолалию, ОНР, ЗПРР и т.д.)
К механизмам нарушения чтения можно отнести:
- несформированность компонентов языковой системы (фонематического восприятия, фонематического, слогового и синтаксического анализа и синтеза, а так же лексического строя речи);
- несформированность неречевых высших психических функций (зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, анализа и синтеза, пространственного восприятия, зрительно-моторной координации и связи «рука-глаз», в частности).
Лечение
Работа с логопедом помогает освоить азы чтения. Фото: uflypro / freepik.com
На данный момент не существует метода коррекции изменений в головном мозге, обуславливающих дислексию. Тем не менее, ранняя диагностика и соответствующее лечение могут обеспечить хорошие результаты и приобретение необходимых для полноценной жизни навыков.
В большинстве случаев дислексия лечится при помощи специальных образовательных методов. Применяются подходы с использованием слуха, зрения и осязания, чтобы улучшить навыки чтения. Задействование нескольких органов чувств для обучения – например, прослушивание записанной на пленку речи с одновременным отслеживанием пальцем букв и произнесенных слов – может помочь улучшить обработку получаемой информации .
Такое лечение направлено на то, чтобы помочь ребенку приобрести следующие навыки:
- Распознавать и использовать мельчайшие звуки, из которых состоят слова (фонемы).
- Понимать, что буквы и буквосочетания соответствуют определенным звукам и словам.
- Осознавать прочитанную информацию.
- Повысить точность, скорость и качество чтения.
- Пополнять словарный запас из распознанных и понятых слов.
Выбор той или иной методики, подхода напрямую зависит от причин и формы дислексии, поскольку основной упор может делаться на приобретение тех или иных навыков, например, словообразования или развития слухоречевой и речезрительной памяти.
В некоторых случаях для стимуляции образования нейрональных связей и улучшения мозговой активности в качестве вспомогательной терапии могут использоваться медикаментозные средства из групп ноотропов (пирацетам, аминофенилмасляная кислота).
Как помочь своему ребенку с дислексией?
Родители также могут внести серьезный вклад в коррекцию дислексии у ребенка, соблюдая ряд несложных советов и рекомендаций. Чтобы сгладить симптомы патологии :
- Читайте вслух своему ребенку. Это улучшит словарный запас и навыки аудирования, а также будет способствовать развитию интереса к книгам.
- Читайте книги вместе. Совместное чтение, после которого следует обсуждение и анализ прочитанного, способствует коррекции дислексии.
- Закрепляйте пройденный материал. Повторное прочтение любимой книги укрепит ее понимание и позволит убедиться в полноценном ознакомлении с текстом.
- Позволяйте ребенку читать самостоятельно. Детям также нужна возможность читать в одиночку, которая поощряет их независимость и уверенность.
- Сделайте чтение веселым. Чтение должно доставлять удовольствие, а не быть рутинной работой. Используйте книги, которые интересуют вашего ребенка, и убедитесь, что чтение проходит в непринужденной и комфортной обстановке.
Совместное чтение помогает развивать детям необходимые в обучении навыки. Фото: Kuzmichtudio / Depositphotos
Нормы формирования слоговой структуры слова в разных возрастах
- Дети от 0 до 3 лет. Повторение простых слогов «ма-ма», «ба-ба» и пр.;
- Дети от 3 до 4 лет. Воспроизведение слов из одного, двух и трёх слогов («мята», «дом», «машина»);
- Дети от 4 до 5 лет. Воспроизведение слов с открытыми слогами без стечения согласных букв («долина», «рукавица»), слов из четырёх-пяти слогов и со стечением согласных букв («хвост», «мост», «строитель», «крошка», «тростинка»);
- Дети от 5 лет. Повторение предложений со сложными словами (из 3-4 слогов со стечением согласных букв) за взрослыми («строитель работал на строительстве здания», «парикмахер подстригает волосы ножницами», «в водопроводной трубе обнаружена протечка»).
Ребёнок школьного возраста должен быть способен сделать задание в устной и письменной форме, например, выписать из предложения сложные слова (из 3-4 букв со стечением согласных букв), прочесть скороговорку и так далее.