Что делать, если ребенок дерется в садике: советы психолога

Возможные причины

Давайте рассмотрим, о чем может свидетельствовать желание подраться у детей с рождения до двухлетнего возраста.

Частые ссоры в семье. Если маленький карапуз, когда дерется, свои действия сопровождает имитацией ругани, произносит ругательные слова, скорее всего, причина в вашем поведении. Нужно начать самим меняться.
Запреты. Карапуз дерется с родителями, если ему постоянно запрещают делать то, что очень хочется.
Вербальный жест. Существует мнение, что малыши, которые еще не способны полноценно разговаривать, с помощью распускания рук высказывают свои эмоции.
Мамино поведение. Известны случаи, когда дети начинали драться из-за того, что у мамы уже отсутствовали силы сидеть в декретном отпуске, нянчиться с малышом.
Индивидуальные особенности

Возможно, ваш карапуз имеет вспыльчивый характер.
Если ребенок дерется с родителями, скорее всего, он хочет привлечь их внимание.
Когда карапузу скучно, такими действиями он пытается обратить на себя взгляд окружающих, как сверстников, так и родителей.
Координация движений. Если речь идет о малыше полугодовалого возраста, не исключено, что его действия напрямую связаны с неловкими движениями во время кормления, и они не являются осознанными.
Малыши до годика выражают свое негативное отношение при помощи мимики, крика.
Карапуз шести месяцев способен щипаться, кусаться

Так он показывает свое недовольство по отношению к какому-то событию.
Когда ребенок годовалого возраста дерется, скорее всего, он выплескивает отрицательные эмоции, которые исходят от мамы.
В полтора года малыш уже умеет самостоятельно ходить. В этот период его жизни возникает все больше запретов. Частично они основаны на повышенном требовании к безопасности, но также и на желании, чтобы все вещи лежали на своем месте, ничего не было разбросано или сломано. В таких ситуациях лучше позаботиться о создании мер безопасности в окружении малыша. Так вы можете:

  • надеть специальные накладки на углы мебели;
  • с мест, к которым дотягивается карапуз, убрать все ценные предметы, а также стеклянные;
  • на розетки ставятся предохранители;
  • на дверцы от шкафов, а также ящики устанавливают специальные фиксаторы, которые не позволят ребенку самостоятельно их открывать.
  1. Ребенок в 2 года дерется по многим причинам:

карапуз ссорится со сверстниками, когда у него не сформировался навык самоконтроля и коммуникации (наиболее часто встречаются драки из-за игрушек);
очень сильно на поведение ребенка влияет просмотр сцен с насилием по телевизору;
малыш начинает драться, чтобы привлечь к себе внимание;
способ проявить свои эмоции без слов;
не удивляйтесь, если драка в садике началась по причине неразделенной любви, даже если вашему малышу только два года;
потребность в родительской помощи. Если вы замечаете, что ребенок не справляется с каким-то делом, то необходимо ему помочь.

  1. Агрессия ребенка. Если подобное поведение наблюдается у малыша грудничкового возраста, то вся причина нестабильная психика матери. По мере взросления у карапуза могут случаться приступы агрессии, которые будут представлены большими проявлениями. Карапуз будет кусаться, дергать за волосы. В частности это касается деток двух и трех лет. Малыш может выплескивать свои эмоции не только на родителей, но и на других родственников или сверстников. К подобным проявлениям чаще всего склоны холерики.

Истоки детской агрессии в возрасте около 2 лет

Дети в 2 годика ярко проявляют негативные эмоции, это связано с целым комплексом причин. В их список входит:

  1. Недостаточное речевое развитие. Если ребенок в 2 года не может вербально выразить свои чувства, он прибегает к простейшему способу – физическому воздействию.
  2. Отсутствие самоконтроля и навыка коммуникации с другими детьми. Ярким примером подобного служат драки между малышами из-за игрушек. Это напрямую связано и с недостаточным речевым развитием, так как ударами, укусами и щипками дети заменяют недоступную им вербальную коммуникацию.
  3. Потребность в помощи взрослого. Если у малыша не получается то, что он пытается сделать (нарисовать, построить из кубиков и т.д.), он начинает злиться, испытывать разочарование и досаду. Все эти эмоции он срывает на родителях, которые не пришли ему на помощь.
  4. Недостаток родительского внимания. Ребенок провоцирует драку с другими детьми, получив практический опыт, что такие его действия не останутся без внимания. Малыш нуждается в эмоциональном контакте с родителями, чтобы ощутить обратную связь, пусть даже этот контакт будет негативным, обернется наказанием.
  5. Агрессивное поведение родителей, других родственников. Психоэмоциональное насилие со стороны (с применением или без применения физических мер) провоцирует ответную агрессию со стороны малыша. Кроме того, такая модель поведения им воспринимается как нормальная, и ребенок начинает вести себя соответствующим образом, общаясь со сверстниками.
  6. Просмотр мультфильмов и фильмов, где много агрессивных действий. Дети начинают копировать поведение героев, не различая пока, что есть добро, а что зло, не понимая чужой боли.

Что делать родителям

Если ребенок дерется с родителями, они зачастую не знают, как им следует правильно реагировать. Агрессивные действия малыша младше годика нередко встречаются смехом и умилением. Это неправильно – он должен сразу видеть, что удары, укусы и щипки вызывают у родителей неприятные эмоции. Когда малыш немного подрастет, необходимо постоянно объяснять ему, что такое добро и зло, почему нельзя причинять боль другим людям, животным.

Если малыш в два годика бьет родителей, нельзя отвечать ему тем же – слова «драться нельзя», подкрепленные шлепком или ударом по рукам, закрепляют у малыша в сознании разрешение на насилие со стороны того, кто сильнее. В результате ваш ребенок на площадке или в детском саду будет находить тех, кто слабее и не может дать сдачи, и изливать накопившуюся агрессию на них.

Испытывать злость, разочарование, досаду – это нормально, нельзя учить детей подавлять в себе эмоции

Важно научить выражать эти эмоции социально приемлемым способом

Родителям, обеспокоенным тем, что их малыш дерется, рекомендуется понаблюдать не только за поведением малыша, но и за собой. Дети копируют взрослых, и нередко родителям стоит начать воспитание с себя, научиться не срывать негативные эмоции на ребенке.

Возраст полутора-двух лет – это период, когда малыш только начинает становиться самостоятельным. Ему трудно без родительской поддержки и психоэмоциональной обратной связи. Вместе с тем, излишняя опека и огромное количество запретов тормозят развитие малыша и вызывают у него внутренний протест.

Важно найти разумный баланс и развивать у малыша навыки коммуникации с другими людьми. Ребенок, который ощущает родительскую поддержку, эмоционально стабилен и более открыт к общению без агрессии и познанию окружающего мира

Агрессивное поведение до года

В первые месяцы жизни ребенок выражает недовольство при помощи криков и мимики. Полугодовалый малыш помимо этого уже способен кусаться и щипаться – это его способ показать миру свои негативные чувства. Злость – это одна из базовых человеческих эмоций, обусловленная особенностями нервной системы человека

Детям важно сразу же начать объяснять (вербально и поступками), что эмоции следует выражать социально приемлемыми способами

Если малыш в возрасте до года дерется, это означает, что он неосознанно реагирует на негативный эмоциональный фон мамы, с которой пока еще тесно связан

Чтобы исключить агрессию с его стороны, маме важно разобраться со своими проблемами, больше отдыхать и гулять на свежем воздухе с малышом

Если ребёнок сосёт палец

Для детей меньше четырёх лет это не является тревожным симптомом, на него просто не нужно обращать слишком много внимания. Для более старших это считается проблемой, так как значительно увеличивается риск зубных аномалий. Если ребёнок, который сосёт палец, страдает ещё какими-то эмоциональными расстройствами, оставьте в покое палец и займитесь, в первую очередь, психологическими проблемами.

Как предотвратить проблему

По возможности оберегайте ребёнка от стрессовых состояний, вызывающих потребность в успокоении.

Если ребёнок подвергся стрессу, выражайте максимум внимания его переживаниям и чувствам, помогите сформулировать словами то, что он чувствует, переживает, что его пугает, беспокоит.

Предоставьте больше возможности для творчества – рисования, лепки, игры.

Предложите нарисовать то, что его беспокоит.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Все привычки, которые действуют на ребёнка успокоительно, искоренить очень трудно.  Важно иметь терпение и быть спокойным и последовательным. Когда ребёнок начнёт сосать палец, займите его чем-то другим, таким же «успокоительным» – предложите взять в руки большую мягкую игрушку, полежать на подушке, полистать книжку

Когда ребёнок начнёт сосать палец, займите его чем-то другим, таким же «успокоительным» – предложите взять в руки большую мягкую игрушку, полежать на подушке, полистать книжку.

Когда вы видите, что ребёнку некоторое время удаётся не сосать палец, тихонько скажите ему: « Ты можешь по-настоящему гордиться собой за то, что в состоянии так долго держать палец подальше ото рта».

Так как привычки – это чаще всего неосознанные действия, ребёнок может даже не заметить, когда он взял палец в рот. Чтобы не смущать его перед другими детьми замечаниями, договоритесь о каком-то условном знаке, который вы ему подадите, если увидите у него во рту палец.

Подготовили воспитатели:Смирнова Л.Н.,  Малыгина М.В.

Развитие малыша в психологическом плане

Для того чтобы лучше понимать свое чадо, стоит ознакомиться с этапами его психического развития в два года. Это поможет не только понять его и осознать, как лучше строить с ним отношения, и какие меры в воспитании лучше всего использовать.

Итак, у ребенка в этом периоде происходят следующие изменения в развитии:

  • Зарождаются зачатки самосознания и принятия себя, как отдельного человека. Понять это просто: в младенчестве малыш и мама — это одно целое, и ребенок не воспринимает, даже нет и зачатка мысли, что мама существует отдельно, а он отдельно. Если длительно происходит грудное вскармливание, то эта связь пролонгируется. Но начиная с момента, как только чадо учится ходить и появляются первые попытки говорить, возникает кризис. Происходит отделение от мамы, и начинается процесс самосознания.
  • В этом возрасте развивается активная речь. Еще один очень сложный и важный для малыша момент, когда он осваивает речь и уже сейчас учится взаимодействовать и приходить к взаимопониманию. Ведь довольно часто родители встречаются с агрессией и даже слезами малыша, когда его не понимают. Он запросто может от негодования подойти и ударить. Родителям в этом случае стоит взять малыша за руку и объяснить, что это очень плохое поведение, и маме или папе это совсем не нравится. А для того чтобы были понятны его желания, необходимо чадо просить показывать или задавать наводящие вопросы, но только не стремится угадать. Иначе ожидания малыша будут всегда настроены на то, что родители должны сразу догадаться, что ему надо.
  • Мышление у детей с 1-3 лет является наглядно-действенным и здесь, пожалуй, и сокрыт весь секрет. Видеть и делать, повторять по несколько раз одни те же действия, закреплять свои знания через действия. Постепенно происходит интеллектуальное развитие, и в возрасте 2-2,5 лет у малыша уже проявляется внутренний план действий. Мамам и папам стоит четко понимать, что для малыша мыслить, значит, понимать эмоциональную связь и предпринимать в определенной ситуации, как ее воспринимает он сам, определенные действия.
  • И конечно, же эмоциональное развитие на этом возрастном этапе играет большую роль не только во взаимоотношении, но и понимании своих желаний. Малыши этого возраста все эгоцентричны, иными словами, для них существуют только их желания. Родителям необходимо с пониманием и терпением относится к этому, но методично и без негатива объяснять, как стоит поступать и реагировать малышу в той или иной ситуации. Да, не стоит ожидать, что сразу мама и папа будут услышаны, но многократное повторение и одна и та же реакция родителей на поведение малыша помогут выработать правильный рефлекс и со временем понимание самой ситуации.

Если родители будут понимать, как воспринимает малыш данную ситуацию, как именно он ее видит, то им будет намного легче подбирать слова и, соответственно, реагировать на его поведение.

Необходимо разобраться в некоторых часто встречающихся ситуациях агрессивного поведения двухлетних детей, и как родитель должен реагировать на них.

Что можно предпринять?

Если произошло, так что ребенок ударил другого из-за игрушки, то следует извиниться за своего малыша и увести его с площадки. Ругать детей не нужно при всех, лучше сесть рядом на лавочке и объяснить, почему нельзя драться, и что другому человеку это тоже неприятно. Если ребенок ударил другого за свою игрушку, то он не поймет, почему его ругают. В этом возрасте вещи, которые принадлежат малышу, воспринимаются как часть его самого и делиться ими он не обязан. Это, кстати, еще 1 из ошибок родителей, которые заставляют своих детей делиться в этом возрасте своими вещами с другими. Лучше начать борьбу с возможным появлением жадности со взаимоотношений внутри дома. Например, давая ребенку печенье, следует дать ему 2 штуки и попросить поделиться с папой или бабушкой.

Ребенок дерется с родителями

На данном этапе дети, как было уже сказано, являются эгоцентричными, и сопереживать они пока еще просто не умеют. Сейчас в их жизни самый подходящий момент, чтобы мама с папой их научили именно сопереживанию, наличию собственных границ и границ другого человека. Конечно, как бы это банально ни звучало, но именно так ребенок должен хотя бы знать и постоянно слышать, что у других также есть свои желания и чувства.

К примеру, малыш старается достать из своей коробки для игрушек определенный предмет, и это ему никак не удается, он начинает злиться и, главное, что эта злость не имеет пока своей направленности. Он просто злится, что не может получить желаемое. Из-за этого он начинает плакать и ударяет рядом находящегося родителя или спешащего ему на помощь. В этот момент ребенок выплеснул злость конкретно на маму или папу. И еще очень важный момент: он прощупывает границы дозволенного.

Желательно не сильно бурно и эмоционально на это реагировать и, конечно же, нельзя ни в коем случае бить ребенка в ответ. Пресечь удары можно крепким сжатием руки. Следует присесть в уровень с ребенком, и глядя в глаза, строго сказать, что не нравится такое поведение, так как это очень плохо

Важно не давать негативную характеристику самому ребенку, не говорить, что он плохой мальчик или девочка. Эти слова действуют как ярлыки и могут пагубно повлиять на формирование самооценки в дальнейшем

Примеров может быть масса. Часто мамы и папы теряются, когда сталкиваются с этой проблемой в общественном месте, к примеру в магазине. Ребенок бьется, требует и кричит, редко, но все же такое бывает. Лучший способ — это игнорирование или спокойное объяснение своей позиции. Если родителей двое, то одному из них лучше взять малыша на руки, обнять с любовью и вынести из магазина. Дети в этом возрасте очень легко переключаются. Выйдя на улицу, можно предложить посмотреть, какие машины или птицы, или якобы бегущего кролика, да все что угодно, что может отвлечь его от сложившейся ситуации.

Сложнее родителям, когда в семье несколько детей разного возраста, и у каждого свои притязания на родителей, игрушки и другие вещи, которые приходится делить. Из-за ревности дети часто начинают драться с родителями, злясь на них за то, что они могут обнять брата или сестру. Тут уже потребность во внимании и постоянном присутствии родителей в действиях, играх малыша.

Хорошо помогает совместное творчество, например, где родители с ребенком рисуют свою семью

Важно изображать всех близко друг к другу держась за руки, и при этом рассказывать какую-нибудь историю и повторять, как сильно любят мама с папой своего ребенка. Испортить лаской и любовью ребенка нельзя, а вот излишней требовательностью или негативным отношением очень даже возможно

Иногда родителям стоит посмотреть, как они общаются между собою. Довольно часто детки просто копируют и повторяют поведение своих близких, вот только их негатив может проявляться и с кулачками.

Если ребёнок дерётся

Гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков. Вероятно, это объясняется целым комплексом причин – мужские гормоны, ожидаемые обществом модели поведения,  более грубые игры. Девочки чаще выражают свою агрессию словом, выражением презрения, «отлучением» от себя. Прежде чем что-либо предпринимать, убедитесь, что это именно проявление агрессивности, а не просто игра или неумение объяснить свои желания.

Дети видят модели такого поведения на улице, в популярных телепередачах и переносят некоторые действия в свои игры.

Многие дошкольники ещё не в состоянии полностью контролировать сильные чувства и ведут себя импульсивно, не могут осознать все возможные последствия своих действий.

Можно и нужно научить детей действовать по-разному в разных обстоятельствах: там, где нужно, уметь защитить себя, где нужно – уйти от драки.

Как предотвратить проблему

Ограничьте время просмотра боевиков и сериалов, если не можете их исключить полностью.

Дайте ребёнку возможность естественного конструктивного выхода  энергии – не запрещайте бегать, вволю кататься на велосипеде и роликах, строить дома из стульев и т.п.

Сделайте дома подобие боксерской груши.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Если дети начинают драться или бороться в неподходящее время, скажите им: « Сейчас наступило время спокойно играть (собираться на прогулку, готовиться к обеду), а вот  после вы сможете побороться, только возьмите матрац».

 Договоритесь с ребёнком о некоторых правилах борьбы: не ставить подножку, не бить ногами и т.п.

Если ребёнок отбирает игрушки и вещи у других, действуйте методом логических последствий: «Если ты отберёшь игрушку у Кости, что может случиться дальше?»

Помогите ребёнку осознать своё поведение. Как можно чаще, когда ребёнок спокоен, давайте ему знать, что его поведение улучшается: « Видишь, ты можешь без кулаков объяснить другим, что хочешь, и дети принимают твои идеи. Наверное, сейчас ты гордишься собой».

Как отучить

В процессе отучения от драк, важно не допускать развитие истерики

Что делать, если ребенок дерется? У вас есть несколько вариантов, как отучить малыша от этой плохой привычки, в большинстве своем решение проблемы основывается на причине, вызвавшей подобное поведение. Так, как же вести себя родителям, если малыш дерется?

  1. Если карапуз нанес удар, обязательно сообщите ему о своих ощущениях, скажите, что это больно. Не забудьте упомянуть, что вам не нравится, что малыш дерется.
  2. Если ребенок повторно намеревается нанести удар, перехватите его ручку.
  3. Если малыш дерется в то время, когда находится у вас на руках, то нужно опустить его на землю и произнести вслух, что вам было больно и вы недовольны таким поведением ребенка.
  4. Если ваш карапуз начинает плакать после того, как его опустили на пол, нельзя кричать на него или высказывать свое негодование. Возьмите и обнимите малыша, проявите свою заботу. Только не стоит это делать моментально. Сначала нужно объяснить ребенку причину своих действий. Доводить до истерики не нужно.
  5. Если карапуз дерется, когда вы играете, прекратите это делать, встаньте и уйдите. Не забудьте объяснить причину своего поступка.

Как предостеречь малыша

Ограничьте ребенка от просмотра страшных фильмов и программ со сценами насилия

На самом деле, родителям под силу сделать все, чтоб их малыш не стал маленьким драчуном. Давайте рассмотрим, что можно для этого сделать.

  1. Показывайте личный пример. Для этого исключите в своем окружении применение физических наказаний, ссоры, оскорбление ребенка, его запугивание. Ваша задача проявлять терпение, показывать свое уважение. Не забывайте обнимать кроху, говорить теплые слова, выражать свою любовь.
  2. Нужно разрешать малышу выплескивать свой негатив. Только делать это на неодушевленных предметах, например, на подушке.
  3. Учите ребенка, как нужно правильно реагировать. Если карапуз пытается вас ударить, быстро прижмите его к себе и попытайтесь вместе разобраться в ситуации. Расскажите, что любое действие можно заменить словами. Также свою агрессию он может изобразить, вылепив из пластилина какую-то фигурку.
  4. Контролируйте ситуацию. Позаботьтесь о том, чтоб эмоциональная разрядка происходила во время игр на улице, при занятиях зарядкой, танцами. Исключайте просмотра телевидения, особенно программ с насилием.
  5. Хвалите ребенка, если есть за что.

Как видите, если ребенок в год дерется, то, скорее всего, делает он это не со зла. Помните о возможных причинах поведения вашего малыша и не допускайте таких ситуаций. Если так вышло и ваш карапуз уже дерется, то воспользуйтесь советами, изложенными в данной статье. Помните о том, что нужно с пониманием относиться к любому проявлению детского характера и никогда не применять физического наказания.

Если ребёнок плохо ест

Время еды должно быть периодом отдыха и удовольствия для всех. Те  не менее дети часто именно во время еды втягивают нас в конфликты и начинают самоутверждаться самым неподходящим способом.

Как предотвратить проблему

Вы являетесь для ребёнка главным примером поведения за столом, поэтому должны есть вместе с ним и то же, что и он.

Малышу следует предложить поесть, но ни в коем случае не заставлять насильно.

Можно сказать: « Пожалуйста, скушай по маленькой порции каждого блюда, иначе это будет невежливо».

Ребёнок должен иметь право отказаться съесть «даже по маленькому кусочку». Если на него не давить, то рано или поздно он начнёт есть нормально. Спокойный подход к еде способствует установлению здорового отношения к ней.

Во время еды вовлекайте ребёнка в неторопливый разговор.

Почаще что-нибудь готовьте вместе.

Как справиться с проблемой,  если она уже есть

Если ребёнок слишком быстро заглатывает пищу, накладывайте еду в тарелку понемногу, но обязательно скажите малышу, что приготовили еды достаточно и можете дать ему добавки.

Объясните ребёнку, что пищу нужно жевать медленно, чтобы организм мог взять из хорошо прожёванной пищи больше полезных веществ, это помогает человеку расти высоким, красивым и сильным.

Если ребёнок ест слишком вяло, накладывайте в тарелку пищу понемногу, постепенно добавляя её. Объясните ему, что с маленькой порцией справится гораздо легче. Не заостряйте на этой проблеме слишком много внимания, чтобы не усугубить ситуацию.

Если ребёнок слишком привередлив к еде, для начала давайте ему новую еду очень маленькими порциями. Не заставляйте есть насильно. Постарайтесь задать за столом спокойный благожелательный тон, продемонстрируйте своё положительное отношение к конкретной еде.

Детская агрессия

Проявление агрессии у грудничков является следствием нервозности мамы. Новорождённые тесно связаны с мамами, ощущают её уставшее и раздраженное состояние и могут вести себя также нервно. У годовалых детей, познающих границы дозволенного, на разных периодах их развития проявляется агрессия в виде бурных протестов. Они в гневе дерутся со взрослыми, кусают их или хватают за волосы. 

Особой агрессивностью характеризуются дети в двухлетнем и трехлетнем возрасте. Ситуативные эмоциональные эпизоды распространяются не только на родителей. Ребёнок может биться с бабушкой и другими родственниками, а также со сверстниками. Ярость чаще всего проявляют дети-холерики, они более импульсивны, поэтому не могут удерживать эмоции. А вот маленькие меланхолики протесты драками практические не выявляют.

Детская агрессия в возрасте около 1,5 лет

Ребенок, научившийся ходить и залезать на мебель, сталкивается с множеством запретов, основная часть из которых связана с заботой о безопасности малыша, который может упасть с подлокотника дивана, удариться об угол мебели, бегая по комнате или уронить на себя тяжелый цветочный горшок.

Другая часть запретов касается поддержания порядка и целостности вещей – годовалые дети нуждаются в активной деятельности, которая может выражаться в том, что они вываливают на пол содержимое одежного шкафа, рвут книги, уронив их с полки, выкидывают в унитаз мелкие предметы (карандаши, монеты и т.д.).

Чтобы ребенок не травмировался сам и не нанес серьезного ущерба имуществу, практически каждый его шаг сопровождается грозным «нельзя» со стороны взрослого. Родитель проявляет заботу, но дети воспринимают многочисленные запрещения как угрозу своей самостоятельности, потребность в которой растет с каждым днем.

В результате дети испытывают злость, и наружу эта эмоция выливается в виде актов агрессии – ребенок дерется с родителями, бабушкой или няней, т.е., с источником ограничений.

Что может помочь в этом случае? Родителям важно ограничить количество запретов – они должны касаться действий, по-настоящему опасных для детей. И постараться сделать квартиру средой, максимально безопасной для малыша:

  • на углы мебели надеваются специальные накладки;
  • дверцы шкафов и тумбочек, выдвижные ящики снабжаются фиксаторами, чтобы ребенок их не мог открыть;
  • с нижних полок и других мест в зоне досягаемости убираются все предметы, которыми малыш может пораниться или испортить.

Такой подход не означает, что ребенка можно смело предоставить самому себе – присматривать за ним все равно придется. Но это поможет убрать из его жизни массу «лишних» запретов, которые провоцируют недовольство и агрессию, малыш станет заметно меньше драться с близкими.

Если ребёнок дразнится и ругается

Эта проблема представляет определённую сложность, потому что, с одной стороны, взрослые не хотят « спускать» использование бранных слов, а с другой стороны, знают, что если на это обращать слишком много внимания, то дети будут ругаться ещё больше.

Не стоит считать, что всё плохое дошкольники получают в детском саду. В реальности все без исключения ребята уже когда-то и где-то слышали эти слова раньше, просто сейчас они вошли в тот возраст, когда им интересно испытать их эффект на своём опыте. Как правило, есть два типичных периода, когда дети ругаются: от  2,5 до 3,5 лет и от 4 до 5 .

Как предотвратить проблему

Поговорите с ребёнком о значении слов, которые люди обычно используют для того, чтобы выразить отрицательные эмоции. Например: мне не нравится, я рассердился, мне неприятно, я злюсь, мне больно и т.д.

Когда ребёнок выражает свои чувства приемлемыми словами, похвалите его: «Это просто замечательно, что ты по человечески объяснил нам, что ты чувствуешь».

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Сначала нужно разобраться , почему малыш говорит бранные слова

Это может быть желание привлечь к себе внимание взрослого или других детей. Это может быть одним из способов обрести некоторую власть над другими, выводя взрослых из терпения, обижая детей

Это может быть автоматическая реакция на обиду или злость – ребёнок видит, что родители поступают именно так.

Если ребёнок ищет внимания и власти – полностью проигнорируйте его слова. Если другие люди или дети пожалуются вам на это, скажите: «Я слышала и не обратила на это внимания. Вы можете сделать так же». Не проявляйте никакого волнения или гнева, так как ребёнок именно этого и добивается. Несколько минут спустя спокойно поговорите с ним о недопустимости использования таких слов.

Если ребёнок произносит бранные слова автоматически или в подражание взрослым, вмешайтесь мгновенно, но очень спокойно. Скажите ему, что эти слова могут обидеть других.

Ребенок дерется со сверстниками

Начиная с этого возраста, малыш уже может посещать детский сад, группы раннего развития и все чаще играть с детьми на игровых площадках. Начинается для него совершенно новый этап взаимоотношений: он учится вести себя в социуме. У ребенка общение все еще основано на эмоциях, и сотрудничество с другими ему еще не понятно, в связи с этим довольно часто возникают конфликтные ситуации

Общение с другими детками только начинается, и важно помочь малышу научиться правильно его выстраивать. Необходимо помнить, что эмоциональные реакции в два года — явление естественное, и связаны они непосредственно с его желаниями

К примеру: лето, дети играют на площадке. Они не поделили игрушку, один ребенок бьет другого и тут конфликт возникает не только у детей, но и мам. Чтобы этого не было, родителям стоит выполнять следующее.

Ребенок маленький, и поэтому полагать, что он может играть уже самостоятельно с детьми, будет не верно. Мама должна находиться рядом, но именно находиться и контролировать процесс. Если малыш первый раз на площадке, то стоит взять его за руку и, подводя к детям, поприветствовать малышей и дать возможность своему ребенку все осмотреть и самому выбрать, чем заняться. Далее лучше выполнять роль наблюдателя, и в нужный момент советовать или показывать, как лучше себя вести.