Почему ребенок боится незнакомых людей

Ребенок боится чужих людей: что делать?

Что делать родителям, которые замечают, что ребенок боится чужих людей? Во-первых, надо принять этот факт. На подсознательном уровне малыш боится одиночества и разлуки с мамой. Новорожденные знают маму на инстинктивном уровне.

Подрастая, дети все чаще начинают различать своих и чужих. Узнают близких по лицу, голосу, запаху. Точно так же их беспокоит появление чужого человека. Другое лицо, незнакомый голос, неизвестный ранее запах – все это может вызвать страх. 

Страх психологи относят к основным механизмам самозащиты, страх может появляться внезапно и выражаться по-разному. Кто-то замирает в оцепенении, бледнеет, теряет дар речи. Кто-то машет руками и громко кричит. Кто-то трясется в беззвучном плаче и падает в обморок.

Известно, что если родителя часто о чем-то беспокоятся или находятся в состоянии страха, детям передается это ощущение. Ребенок становится нервным, плохо ест и беспокойно спит, не отпускает маму от себя. Малыш не понимает, почему страшно, поэтому может вести себя неадекватно.

Виды фобий

Боязнь определенных ситуаций

Сюда относятся сильнейшие негативные переживания от предвкушения или пребывания в какой-либо ситуации. Такие фобии обычно появляются после испытания сильного страха в определенных обстоятельствах. Это может быть боязнь каких-либо видов транспорта (самолетов, кораблей, поездов и др.), закрытых или открытых пространств, а также страх одиночества и т.д.

Социофобии

Здесь собраны все страхи, связанные с патологическим ужасом перед пребыванием на глазах у других людей: боязнь выступления на публике, незнакомого общества, экзаменов, большого скопления людей и прочее.

Боязнь людей

Необъяснимый ужас могут вызывать люди определенной профессии, национальности, статуса, гендерной принадлежности, сексуальной ориентации, возраста, внешности и т.д.

Страх болезни (нозофобия)

Любой здравомыслящий человек избегает болезней, поддерживая здоровый образ жизни, вовремя принимая предписанные витамины и лекарства, однако у некоторых забота о своем самочувствии переходит разумные границы и перерастает в иррациональную погоню за здоровьем. Все больше людей в наше время подвержены страху онкологических заболеваний (канцерофобия).

Танатофобия

— страх смерти. Наверное, все мы в какой-то степени боимся умереть, но танатофобы испытывают постоянную панику и тревогу, что провоцирует у них возникновение неврозов и затяжных депрессий.

Страх состояний

Любой человек испытывает различные эмоции и понимает, что эти переживания естественны. Некоторые же настолько страшатся оказаться в определенном состоянии (обнищать, обанкротиться, разбогатеть), что переживают панические атаки. Сюда же относятся боязнь испытать определенные эмоции, страх старости, неудач и др.

Боязнь действий

Предвкушение или выполнение какого-то действия влечет за собой необъяснимый страх. Это может быть боязнь танцевать, петь, готовить еду, учиться, выступать и многое другое.

Страх мест

Мы часто избегаем определенных мест, в которых когда-то довелось пережить негативные эмоции (морг, ночное кладбище). Люди же, подверженные этой группе фобий, от одной мысли о каком-то месте (лифт, крыша, церковь, театр) могут пережить ужас и головокружение.

Боязнь веществ

Человек с таким нарушением испытывает неконтролируемую панику на грани безумия при упоминании или виде какого-то вещества. Наиболее распространенные фобии этого вида – метилофобия (страх алкоголя), фармакофобия (страх лекарственных препаратов), аматофобия (боязнь грязи) и цибофобия (страх пищи).

Страх предметов

Боязнь конкретных предметов часто возникает после имевших место в жизни негативных ситуаций с этими объектами (страх острых предметов, зеркал, оружия и т.д.). Кроме этого, к этому виду фобий относят и страх перед определенным цветом, размером или формой предметов.

Зоофобия

Достаточно большая группа ужаса перед определенным видом животных. У любого человека есть страх перед дикими или агрессивными представителями животного мира, но вряд ли мы испытываем ужас в зоопарке или от одной мысли об определенном звере.

Боязнь мистики

Многие уходят в мир мистики, не найдя себя в обычной реальной жизни. Страх пред совершением греха, Божьей кары, боязнь магов, колдунов, святых мест – только малая часть благодатной мистической почвы для появления фобий.

Страх природных явлений

Ужас и беспомощность, испытываемые перед разрушительными явлениями природы считается результатом генетической памяти. Цунами, землетрясения, ураганы действительно опасны, и до сих пор человек не научился полностью справляться с ними. Однако существует огромное количество фобий, связанных с вполне обычными и безопасными явлениями: ветер, снег, туман, луна, солнечный свет, вода и так далее.

Это далеко не полная классификация фобических расстройств, поскольку панику и страх человек может испытывать перед любыми предметами или явлениями, не только существующими в жизни, но даже воображаемыми.

Опытные психотерапевты помогут справиться с любыми видами фобий, главное, не стесняться своей проблемы и вовремя обращаться за профессиональной помощью.

Новые страхи и затруднения

Пришедшие друзья хотят поприветствовать вас и взять на руки малыша. Вы-то открываете им свои объятия, а малыш реагирует иначе: он крепче прижимается к вам и время от времени выглядывает из-за вашего плеча, посмотреть, здесь ли еще эти чужаки. Чем настойчивее вы будете заставлять малыша проявить приветливость, тем теснее он будет прижиматься к вам.
Ваш малыш испытывает то, что обычно называют «боязнью чужих». Это явление, как и близкий к нему страх остаться одному, — нормальное поведение детей в возрасте от 6 до 12 месяцев. Возможно, это защитная реакция, заставляющая детишек держаться поближе к дому (в широком смысле этого слова) в то время, когда развивающиеся двигательные навыки соблазняют их уйти подальше.

Не игнорируйте детские страхи

Не отмахивайтесь от ребёнка и очень бережно проживайте все его страхи вместе с ним. Может быть таким образом он пытается показать вам, что нуждается в вашем внимании и любви.

Боязнь насекомых и животных. Переубедить ребенка в том, что паук это не страшно, не получится. Я пробовала на двух из трех своих детей. Это нереально. Так же как и объяснить тому, кто панически боится змей, что они милые, прохладные и симпатичные, хоть и слегка ядовитые. Мне никогда не станут нравиться мыши и крысы, я боюсь их до ужасного ужаса. В борьбе с этими страхами помогает только одно – исключение из поля зрения всего того, что пугает. В случае с собаками это вряд ли получится, их слишком часто можно встретить в повседневной жизни. Значит, остается только научить ребенка правилам поведения с этими животными. Правил на самом деле всего два: никогда не смотри в глаза собаке и, если их много, беги быстрее туда, где сможешь от них укрыться.

Ребенок боится врачей. Я давно уже не ребенок, но до сих пор стараюсь обходить их стороной. А представляете, что чувствует ребенок, которому с самого рождения все время что-то пытаются уколоть или вылечить. И, если ребенок боится стоматолога, то задолго до планируемого визита, нужно начинать разговаривать об этом

А ещё важно найти врача, который снимет этот страх своей добротой и профессионализмом

Ребенок боится монстров, чудовищ, сказочных персонажей и вымышленных «бабаек». Кто виноват? Мультики, фильмы и взрослые, которые сами же и пугали. Ограничивайте просмотр нежелательного контента, читайте больше добрых сказок и вместе смотрите добрые фильмы. И отучите себя от привычки пугать ребенка.

Вам может быть интересна тема: «Развитие самооценки ребёнка»

Кроме вышеперечисленных страхов, ребенка может преследовать боязнь воды, ветра, огня. Он может бояться летать на самолетах и ездить в метро, а от вида трамвая может впадать в ступор. Может начинать бояться только от одной мысли, что ему нужно пойти к врачу или сдать анализы. Может бояться мужчин или всех людей в принципе. Бояться опоздать и быть наказанным. Может испытывать страх, когда остается один или, наоборот, когда находится в шумной компании

Какими бы ни были страхи у вашего ребенка, важно правильно на них реагировать

2 ответа

Не забывайте оценивать ответы врачей, помогите нам улучшить их, задавая дополнительные вопросы по теме этого вопроса.Также не забывайте благодарить врачей.

Игловикова Елена Николаевнапсихолог 2018-06-06 08:14

Здравствуйте, Елена!
Если будете смотреть, кто как скажет и подумает из родни, то так и будете плакать без конца. Проявите разумный эгоизм, он Вам сейчас нужен для Вашего здоровья. Езжайте без мужа в санаторий и подлечитесь, отдохните чуть-чуть. Возьмите хотя бы недельный отпуск, не гнобите себя. Сходите в кино, музей, театр одна, если другие родные не могут с Вами. Побалуйте себя. Успеете еще побыть матерью Терезой, это тоже нужно, но не в ущерб себе. Вы здоровая нужна, чтобы помогать родным. А болеть будете и худеть – родные только переживать будут за Вас.
Здоровья Вам!

Елена 2018-06-06 09:10

Спасибо за ваш быстрый ответ и поддержку.

Почему дети боятся друг друга

В каждом растущем человечке сокрыты не только его собственные выводы о внешнем мире, но и мнение старших членов семьи, влияние культуры, информация из медиаисточников. А еще унаследованный от родителей темперамент, несформированный характер и пока не слишком широкий жизненный опыт.

По какой причине именно ваш ребенок боится детей на площадках с песочницами и каруселями?

Проведите диагностику

Почему процесс вхождения в общество (социализация) и освоения его правил и норм общения (социальная адаптация) вызывают у некоторых деток затруднения? Социальные страхи в норме появляются в таком порядке:

  • На первом году жизни страшно отдаляться от мамы и оказываться в новой среде, посторонние люди вызывают явное опасение.
  • От года до трех почти все дети боятся одиночества, а с ним и темноты. Но мама и папа могут спасти от подкроватных монстров!
  • От трех до пяти лет вполне нормально бояться сказочных персонажей и их образов в реальности. Мальчики боятся сильнее, но перерастают страх быстрее.
  • В дошкольном возрасте – страх потерять родителей или получить от них наказание. В этот же период возникает новая коммуникативная проблема – страх перед животными, даже уже хорошо знакомыми, у девочек это часто более выраженно.

Выходит, что динамика детских опасений совпадает с основными кризисными периодами дошкольного детства: 1, 3, 7 лет. Поскольку границы кризисов каждого крохи очень индивидуальны, бояться он может и в 2, и в 4, и в 6 лет

Важно обратить внимание на то, в каких формах выражаются опасения и соответствуют ли эти формы нормам. Задайте сами себе несколько вопросов и попытайтесь разобраться:

  1. В любой ли обстановке проявляется реакция страха или только на детской площадке?
  2. Связано ли усиление или ослабление реакции с присутствием кого-то из взрослых?
  3. Не был ли тот, кого боятся, причиной конфликта или травмы?
  4. Как проходила социализация, посещал ли малыш ясли, детский сад, подгруппу в школе?
  5. Когда впервые возникла боязнь, как реагировали старшие?

Когда нужна профессиональная помощь

Посмотрите передачу с подробными советами психолога о том, как отучить ребенка боятся темноты:

Коррекция страхов с помощью профессионала (детского психолога или психотерапевта) может потребоваться, если вечерняя паника выходит за рамки нормы. Консультация специалиста нужна, если:

  • Ребенок старше 10 лет боится любых темных пространств, испытывает при этом истинные негативные эмоции и испуг.

  • К окончанию младшей школы продолжает фантазировать о монстрах под кроватью или имеет страшного воображаемого «друга», рисует мрачные рисунки, не соответствующие возрастной норме.
  • Категорически отказывается засыпать без света. Не принимает никаких ритуалов. Отказывается от игр. Кричит и плачет в темноте.
  • Показывает другие в т.ч. неврологические симптомы: тревогу, прерывистый и тревожный сон, панические атаки, тремор рук, дрожание подбородка, тики, снижение концентрации внимания, ухудшение успеваемости в школе и т.д.

Страх – естественный спутник детского возраста. Малыш нуждается в разнообразии инструментов, широте жизненного опыта. Тогда он легко справится с любыми тревожащими его событиями и явлениями.

Нельзя фиксироваться только на сказках или любимой игрушке. Научите ребенка использовать разные средства для обретения душевного покоя. И никогда не оставляйте маленького человечка один-на-один со страхом.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Мамина опека

Если малыш стал неконтактным, то причина может крыться в чрезмерной опеке матери, бабушки или няни. Когда он проводит с ними все свое время, чувствует, что ему больше никто не нужен, и мама, в свою очередь, поддерживает это ощущение, ведь ей так хочется защитить чадо и понимать, что она ему жизненно необходима.

Действительно, между матерью и ее ребенком существует симбиотическая связь, ведь они ощущают себя одним организмом, как во время беременности. Но со временем чрезмерная опека может и навредить, ведь птенца необходимо понемногу отпускать из гнезда и из-под теплого крыла, где он не может остаться на всю жизнь.

Довольно часто, если круг общения родителей довольно узок, то есть к вам нечасто приходят гости, да и вы мало с кем общаетесь, вы начнете замечать, что покладистый и смирный киндер, попадая в детский коллектив, резко стал драться, хотя до этого за ним этого никто не замечал. Просто малыш не знает, как общаться со сверстниками, и выбрал такую линию поведения.

Именно поэтому чаще выводите ребенка в свет, старайтесь постоянно гулять в новых местах, не обязательно многолюдных. Приглашайте домой детей, ведь на своей территории ребенок будет чувствовать себя увереннее.

Дайте ребенку больше свободы – пусть самостоятельно выберет, какие игрушки брать в песочницу и на какую площадку пойти.

Психологические причины

Нередко привычка плакать имеет и исключительно психологический подтекст. Многие родители жалуются, что ребенок плачет, когда просыпается, а причина-то обычно элементарна – малышу приснился страшный сон. В таких случаях малыш часто во сне, но не просыпается.

Если плач по ночам носит регулярный характер, стоит обратиться к психологу, потому что постоянные кошмары – это тоже огромная проблема. Не исключена, кстати, и вероятность различных болевых ощущений или дискомфорта, но о том, что сначала нужно обследоваться у врачей, упоминалось еще в начале.

Дети способны плакать также из-за низкой самооценки. Это обычно касается тех детей, которые уже достигли довольно высокого мыслительного уровня (в частности – школьников). Они уже могут сравнивать себя с другими детьми. Если им кажется, что они где-то явно проигрывают сверстникам, это может стать настоящей личной трагедией.

Что интересно – некоторые могут жалеть даже не столько себя, сколько своих родителей, которым якобы не повезло с ребенком. А мамы и папы еще и нередко подогревают такую точку зрения, постоянно сетуя – хоть бы и на ту же плаксивость чада (именно в такой формулировке). При этом типичная детская эмоциональность лишь усугубляет проблему, совершенно закрывая от маленького страдальца ту очевидную истину, что у него наверняка есть и какие-то положительные стороны. Даже если его самокритика достаточно объективна – не говоря уж о том, что многие собственные недостатки можно исправить своими силами.

Частой причиной постоянного детского плача является нездоровая атмосфера в семье. К сожалению, в наши дни найдется не так уж много семей, где действительно царили бы взаимная любовь и дружба, хотя бы уважение. Напротив – совершенно типичным явлением являются постоянные ссоры, и хорошо еще, если взрослые ссорятся строго между собой, действительно стараясь ограждать детей от своих дрязг.

На самом же деле – малыши все равно не могут не заметить, что дома что-то происходит неправильно, а зачастую мама с папой еще и срывают злость на них, что приводит к большому количеству стрессов. Во-первых, лучший метод выброса негатива – это плач, поэтому все закономерно. Во-вторых, стресс способен настолько расшатать и без того не самую устойчивую детскую психику, что впору говорить о ее нарушениях, сформировавшихся под воздействием неспокойной обстановки дома. Если малыш вздрагивает и плачет – это уже признак серьезности происходящего, запущенности ситуации и его элементарной неуверенности в себе и своем будущем.

Однако негативная ситуация может сложиться не только дома, но и в другом кругу общения – в детском саду, школе, на улице. Большинству детей навыки гуманизма несколько чужды, они пока не понимают, насколько сильно могут обидеть другого человека, поэтому любят задирать более слабого – или того, кто кажется им неправильным.

Проблема особенно усугубляется в том случае, если страдающий от подобных выходок ребенок почему-то лишен навыков социального общения и либо вообще не имеет друзей, либо их (по сравнению с условными врагами) крайне мало. В результате получается явный перекос картины мира, возможно снижение самооценки (что, как уже говорилось, также может быть причиной ), а очередная обида способна заставить такого малыша расплакаться, что лишь даст обидчикам еще один повод уличить его в слабости.

Особенности и группа риска

У больного с данным невротическим нарушением затронуты лишь некоторые стороны психической деятельности, при этом его личность не страдает. Мышление у такого человека вполне нормальное, отсутствуют галлюцинации, бредовые идеи, психозы. Он четко осознает свою патологию, при этом ничего поделать не может: постоянно нервничает, беспокоится, не чувствует себя в безопасности.

Этот дискомфорт значительно влияет на всю жизнь индивида, не давая ему нормально существовать в обществе, работать, учится, отдыхать, реализовывать себя творчески.

Тревожно-фобическому расстройству подвержены люди с неврозами, холерическим типом характера, неспособные преодолеть стресс. Большая доля женщин в статистике обусловлена тем, что подтолкнуть к нему могут гормональные всплески во время беременности и послеродовой период. Гормональные изменения могут таким же образом повлиять и на детей в пубертатном периоде.

Еще один вариант – влияние родителей. К примеру, ребенок женщины, панически боявшейся тараканов и при каждой «встрече» с ними это демонстрировавшей, тоже будет так относиться к этим насекомым. 

В группе риска находятся и люди мнительные, раздражительные, зависимые от чужого мнения.

Общие черты заболевания

В программу поведения животных, в том числе человека, заложен стадный инстинкт. Он призывает людей стать полноценным членом общества, активно взаимодействовать друг с другом, испытывая удовольствия и принося пользу себе и другим.

У больных социальной фобией потребность в общении резко снижена. В обществе других людей у человека возникает неконтролируемый страх быть осужденным, осмеянным окружающими и чувство смущения, унижения. Оказаться в центре внимания, осуществить любую деятельность в присутствии других людей для человека с социальной фобией подобно смерти. Страх воспитывает в больном избегающее поведение: человек любыми способами пытается избежать травмирующей ситуации.

Наиболее распространенные события, провоцирующие фобический приступ:

  • знакомство с новыми людьми;
  • общение с лицами, вышестоящими по должности;
  • прием гостей;
  • разговоры по телефону;
  • публичные выступления;
  • любая деятельность в присутствии других людей;
  • общение с противоположным полом;
  • посещение общественного туалета.

У девушки расстройство проявилось в Макдональдсе при попытке сделать заказ. Внезапно ей послышалось, будто окружающие обсуждают ее. Девушка упала в обморок. Очнулась, когда ее пытались привести в чувство.

Социально тревожное расстройство бывает:

  • специфическим. Общественная боязнь возникает в определенной обстановке – при общении с противоположным полом, походе в ресторан;
  • генерализованным – человек в принципе опасается контактировать с людьми.

Человеку с социальным тревожным расстройством кажется, что взгляды прохожих устремлены исключительно на него. У социофоба создается впечатление, что посторонние люди критически оценивают, смеются над ним.

Чтобы избавиться от терзающих ощущений, как кажется больному, осуждения, насмешек окружающих, личность с социальной фобией стремится избегать общественных мест, общения с посторонними, массовых скоплений людей. Охранное поведение позволяет субъекту сохранить психическое равновесие, но неудовлетворенный стадный инстинкт воспитывает у больных чувство одиночества, ощущение ненужности.

Формируется порочный круг. Одиночество на фоне избегания социальных контактов вызывает в индивиде тревожные мысли, приводящие к возникновению сопутствующих заболеваний. Наиболее распространенные – депрессия, генерализованное тревожное расстройство.

Большой проблемой для социофобов становится развитие зависимостей: алкогольной, наркотической. С помощью «расслабляющих» средств больные пытаются сгладить недостаток общения, дефицит эмоций, получаемых при взаимодействии с людьми. Установлено, что личности с социальной фобией подвержены развитию зависимостей в два раза чаще, чем обычные люди.

Социофобия чаще проявляется в детском возрасте, до 11 лет. У взрослых болезнь стартует в период до 20 лет.

Виноваты родители?

Часто сами родители — авторы страхов у своих детей. Например, когда мама долго не подходит к кричащему младенцу, пытаясь приучить его к режиму. Или когда, вроде заботясь о безопасности, мы говорим ребёнку: «Не делай так, я боюсь, ты упадёшь, порежешься, обожжёшься…»

Предупреждаем: «Этот мальчик хулиган». Понаблюдайте за собой: часто ли вы грозите малышу, что за непослушание его заберёт Баба-яга, чужой дядя. Если да, то потом не стоит удивляться, что ребёнок просыпается и кричит по ночам или не может оставаться один. Не проявляйте при детях неуверенности в своих силах, старайтесь как можно реже говорить: «Я боюсь…».

Многие детские страхи сами проходят со временем. Но есть дети, которые в силу характера не делятся страхами с родителями, загоняют их внутрь. Страхи накапливаются, растёт тревога, и это создаёт почву для формирования будущего невроза.


Инфографика Яны Лайковой / АиФ

Ощущения и поведение

Попадая в неловкую ситуацию, социофоб переживает терзающие ощущения страха, тревоги, недовольства собой. Он не способен взглянуть человеку в глаза. Напряжение становится настолько интенсивным, что больной впадает в ступор, теряет контроль над своими мыслями

Не может сконцентрироваться, внимание рассеивается. Возникает ощущение пустой головы, как -будто все мысли улетучились прочь

Чувства, потребности уходят на задний план, остается только одно желание: поскорее укрыться от посторонних взглядов.

Если в компании появляется незнакомое лицо, социофоб держится отстраненно. Стоит в стороне, не пытается участвовать в разговоре, может вообще покинуть помещение. В отдельных случаях человек начинает врать, чтобы произвести впечатление.

Страх заставляет человека чувствовать неловкость в беседе с людьми. Волнуясь, он ведет себя неуместно, говорит вздорные вещи.

Сильное эмоциональное напряжение влечет за собой появление физиологических признаков:

  • учащенное сердцебиение;
  • головокружение, потеря сознания;
  • тошнота;
  • потемнение в глазах;
  • дрожь в конечностях;
  • плохая координация движений;
  • затрудненное дыхание;
  • покраснение лица;
  • ощущение жара;
  • озноб;
  • боль в груди;
  • изменение походки: становится нелепой во время прохода мимо группы людей.

Частые спутники расстройства – панические атаки.

Перед вступлением в вербальный контакт с людьми социофобическая личность заведомо рисует в сознании неблагоприятный исход общения. Представляет картину, как неуклюже общается с собеседником, заранее продумывает, как уйти от дальнейшего разговора.

Страх, напряжение отражаются на общем психологическом фоне больного. Появляется раздражительность, сентиментальность. Человека способна вывести из равновесия любая мелочь. Часто эмоции выходят через слезы. Настроение лабильно: на смену спокойствию неожиданно приходит нервозность, повышенное возбуждение.

Расстройство не зря называют болезнью упущенных возможностей. Из-за боязни людей человек вынужден отказываться от многих привилегий в жизни. Социофобу, восторгающемуся актерским мастерством, сложно освоить данную профессию.

Женщина, работающая в тесной коморке с пыльными бумагами, подсознательно стремится делать все, чтобы избежать повышения по карьерной лестнице. Измененный статус требует выхода из тени, общения с людьми, которого женщина так боится, поэтому затворница практически не покидает рабочее место. Она может неосознанно допустить пару погрешностей в работе, чтобы окончательно отбить желание поощрить ее.

Что стоит за нерешительностью?

Можно сказать совершенно точно, что главная причина нерешительности — всевозможные страхи, которые, в свою очередь, напрямую связаны с повышенной тревожностью.

Мы имеем в виду психологические страхи, которые могут проявиться у ребёнка уже в самом раннем возрасте. Среди таких страхов:

  • Страх не оправдать ожидания. Родители надеются, что их дети вырастут здоровыми, сильными, состоятельными и успешными, а потому очень рано, порой с самого детсада, ставят перед ними разные цели: от идеального поведения до успехов в освоении навыков письма или чтения. Как правило, ожидания касаются также спортивных и иных достижений. Иногда бывает так, что родители просто излишне требовательны или выражают наибольшую любовь именно в моменты каких-либо побед, не нарочно делая акцент на достижениях. Постепенно в голове ребёнка формируется чёткое представление, которое часто даже не осознаётся: хочешь, чтобы тебя любили — покажи, на что ты способен. Малыша всё это очень тяготит, и уж точно не придаёт уверенности в своих силах. Отсюда и нерешительность.
  • Страх перед неудачей. Когда взрослые слишком бурно реагируют на неудачи ребёнка, он начинает бояться делать новые попытки, да и вообще что-то делать. Он думает: вдруг у меня опять не получится, и папа посмотрит на меня, как в тот раз? Ребёнок чувствует, когда им гордятся, а когда им недовольны. Он боится увидеть разочарование в глазах близких. К тому же, его может пугать возможность насмешек со стороны друзей. Всё это порождает в нём нерешительность. Для него она — возможность обойтись «малой кровью» (пусть меня не замечают, зато нет осуждения и насмешек).
  • Страх перед реакцией взрослых. Речь идёт не только о наказании, но и о резких высказываниях, крике, а также о непредсказуемости последствий неудачи. Когда ребёнок не может предвидеть, что он получит дома – поддержку или нагоняй, то каждый раз, сталкиваясь с неудачей, он испытывает колоссальное напряжение. Всё это порождает повышенную тревожность и, как следствие, страх перед проявлением инициативы и принятием решений.

Из-за страхов ребёнок становится излишне тревожным, что выражается в повышенном беспокойстве, ранимости, эмоциональности и мнительности.

Случай из практики психолога

Родители 8-летнего Андрея всерьёз обеспокоены его нерешительностью и пассивностью. Раньше это был активный любознательный малыш, но с тех пор, как он пошёл школу, что-то в нём кардинально изменилось. Учителя в один голос говорят, что Андрею нужно быть смелее и активнее. Но родители не знают, как повлиять на своего ребёнка, боятся сделать неверный шаг и вообще отбить всяческое желание учиться.

Однажды школа Андрея провела конкурс на лучшую поделку-оригами. Это его конёк, он умеет делать такие сложные поделки, какие не под силу даже взрослым. Естественно, мама и папа стали побуждать его принять участие в конкурсе. Но, как ни странно, Андрей так и не отважился участвовать. Предвидя, что в будущем нерешительность станет для Андрея большой проблемой, родители привели его на консультацию к психологу.