От 1 до 2 месяцев

Особенности психоэмоциональной сферы

Сейчас наиболее ярко проявляется характер ребёнка.

Ребёнок уже не нуждается в круглосуточной родительской опеке, мама и папа всё чаще слышат от своего чада слово «сам» — малыш не принимает помощь и пробует делать некоторые вещи самостоятельно.

Это могут быть попытки самому кушать ложкой, строить пирамидки из кубиков, взбираться или спускаться по лестнице.

Малыш понимает родительские запреты и разрешения, слова «моё», «твоё», «чужое».

Но в то же время, неожиданно для родителей, он может отказать на просьбу не брать какую-либо вещь или закапризничать, услышав отказ.

Настроение у малыша варьируется от покладистости до упрямства

В этом возрасте с ребёнком сложно договориться, поэтому родителям важно выработать технику, с помощью которой они смогут найти общий язык с крохой

Психологи не советуют кричать на ребёнка, доказывать его неправоту – этим Вы скорее всего спровоцируете истерику. Лучше мягко, но доступно и доходчиво объяснить ребёнку, где и в чём он сейчас не прав. Это получится не с первого раза, но постепенно малыш поймёт, что с помощью капризов он ничего не сможет добиться, нужно вести себя спокойнее. Осмысленный диалог родители начнут вести с малышом по достижению им 18-ти месяцев.

Также мама или папа могут заметить, что часто ребёнок разбрасывает всё на своём пути. Не ругайте его за это. Так он тоже познаёт мир – привыкает к своему вертикальному положению. Так как его координация ещё не до конца развита, то он, раскидывая предметы, учится правильно распределять нагрузку, при этом сопоставляя подобранные вещи по весу и размеру.

Развитие ребенка в 4 месяца

4 месяца — период, когда малыш уже умеет вертеть головой и учится переворачиваться с живота на спинку и обратно. Мышцы шеи становятся достаточно крепкими, чтобы удерживать ее в вертикальном положении.

Конечности уже не просто расслабленно болтаются: ребенок учится захватывать предметы и удерживать их в руках. Движения постепенно становятся более четкими и упорядоченными.

В этом возрасте дети осознанно идут на контакт с окружающими: улыбаются, гулят, протягивают ручки и ножки. Продолжают развиваться органы слуха и зрения: малыш уже способен различать основные цвета и музыкальные звуки. Поэтому специалисты советуют петь детям песенки, много разговаривать с ними, поясняя происходящее вокруг.

Насколько развиты эмоции

Невозможно искусственно отделить психическое развитие от эмоционального. Первое понятие более широкое и включает в себя развитие мышления, ощущений, восприятия, внимания и других психических процессов. Эмоции – один из них. Настроение, в котором большую часть времени пребывают взрослые, очень сильно влияет на психическое развитие ребенка.

Даже самые маленькие младенцы хорошо понимают эмоциональное состояние мамы и отзеркаливают его. Если она раздражена, взволнована или просто уставшая, ребенок чувствует дискомфорт, который выходит наружу через плач. В возрасте одного месяца по-другому выражать свои эмоции ребенок еще не умеет. Есть зачатки радости, но значительно чаще ребенок плачет.

У карапуза бывает комплекс оживления, который начинает формироваться где-то на третьей недели, к концу первого месяца раскрывает себя в полной красе. Далее он нарастает до 3-4 месяцев, после чего у малыша формируются более сложные модели поведения.

Комплекс оживления содержит четыре компонента:

  1. Долгий сосредоточенный взгляд в сторону взрослого.
  2. Радость, сопровождаемая улыбкой.
  3. Оживление двигательных реакций – ребенок может начать более активно двигать головой, ручками и ножками, прогибать спинку и так далее.
  4. Вокализация – простейшие звуки, издаваемые ребенком: гуканье, гуление и вскрики.

Если недостаточно общаться с ребенком в первые недели жизни, то комплекс оживления проявляется гораздо позднее, причем частично. Изначально считалось, что комплекс оживления является первой осознанной реакцией ребенка на действия взрослого, но через некоторое время было установлено, что это всего лишь рефлекс.

Таким образом, перечень того, что должен уметь ребенок в 1 месяц, не очень большой. В таком возрасте о каких-то навыках говорить не приходится, поскольку одномесячный грудничок еще очень маленький. Набор того, что умеет малыш в 1 месяц, можно описать несколькими словами: есть, спать, радоваться появлению взрослого и еще несколько элементарных рефлексов, которые с возрастом сами уходят.

Часто задаваемые вопросы

Когда зарастет родничок на голове?
К двум-трем месяцам малый родничок должен уже зарасти, а большой может зарасти в срок от 12 до 24 месяцев. Головка малыша пока еще выглядит непропорционально крупной по сравнению с телом.

Как развивается речь и слух у трехмесячного малыша?
Если малыш улыбается при звуках маминого голоса, пытается повторять за вами звуки, поворачивает головку в направлении голосов или музыки, это означает, что его органы слуха и речи развиваются нормально.

Помощь бабушек и дедушек
Если в семье есть и другие дети, большее внимание им на этом этапе могут уделять бабушки и дедушки. Можно попросить их сходить куда-то со старшими детьми, почитать или поиграть с ними и даже взять их к себе в гости, но не допускайте ощущения ненужности родителям у старших детей

Также можно попросить их помочь маме и папе с младенцем.

Трехмесячный ребенок не набирает вес. Что происходит?
Если ребенок на грудном вскармливании не набирает вес, возможно, у вас недостаточно молока. Это может быть следствием стресса или усталости. Проконсультируйтесь у педиатра или специалиста по грудному вскармливанию, возможно, они дадут вам совет, как сделать так, чтобы молока стало больше. У детей на искусственном вскармливании медленный набор массы может быть связан с проблемами с пищеварением или неправильной дозировкой смеси. В этом случае тоже рекомендуется обратиться к педиатру или специалисту по вскармливанию.

Какие игрушки подходят для трехмесячного ребенка?
Для развития зрения ребенка рекомендуется окружить его картинками или книжками с различными узорами, текстурами и цветами. Погремушки, яркие подвижные игрушки не только занимают малыша, но и развивают его координацию, хватательные рефлексы и зрение.

Что нужно взять с собой, выходя из дома с трехмесячным ребенком?
Возьмите с собой сменные подгузники, запасной комплект одежды (для вас обоих). Скорее всего, ребенка придется покормить на прогулке, даже если вы его покормили прямо перед выходом. Оденьте малыша по погоде: в холодное время года наденьте на него утепляющий слой, а летом не забудьте защитить его от солнца.

Сон

Так же, как и ранее, кроха будет спать большую часть суток. Однако сейчас он не в состоянии подстроиться под какой-либо режим, поэтому время его сна может не совпадать с вашим отдыхом. В результате вы можете наблюдать картину, когда изнеможденная мама пытается справиться с домашними делами или просто валится обессиленная. Дабы избежать такого развития событий, есть несколько вариантов:

  • Совместный сон. Укладывая ребенка спать рядом с собой, вы «экономите» то время, которое тратите при подъеме и укачивании его в ночное время. Кроме того, отмечено, что отдыхая рядом с мамой, кроха спит намного крепче и просыпается реже. Это и не удивительно, ведь он чувствует ваш запах и тепло.
  • Разделение обязанностей между всеми членами семьи. Вы можете просить помощи у близких не только в выполнении домашних дел, а и во время ночного сна. Например, вы можете разделить разы и время, которое вы встаете к крохе ночью, с мужем. В первой половине ночи встаете вы, а с 3-х часов встает он, таким образом вы сможете получить несколько часов непрерывного отдыха. Кроме того, вы можете попросить свою маму взять ребенка с собой в комнату и приносить только тогда, как он проголодается. Таким образом вы сможете поспать несколько часов, а это уже положительно скажется на вашем самочувствии.
  • В конце концов, если у вас нет возможности попросить близких о помощи, тогда добирайте необходимые часы днем, когда спит дитя. Для того, чтобы вы могли нормально жить и радоваться своему материнству, вам необходимо спать в сутки хотя бы 7-8 часов, как вы их насобираете, это лично ваше дело, но они должны быть.

Как поддерживать развитие ребенка в 14 месяцев

Каждый малыш развивается по своему персональному сценарию. Но для всех деток после года будут полезны различные стимулирующие развитие занятия.

  • Озвучивайте все свои действия при ребенке, давайте описание окружающий предметам. Например: «Сейчас мы будем кушать. Давай сядем за столик, возьмем тарелочку и нальем в нее суп», «Посмотри, какой красивый цветок. Он красного цвета». Это поможет малышу расширить пассивный словарь, что развивает речевые навыки.
  • Изучайте вместе предметы различной формы и свойства разных материалов. Ребенок в 14 месяцев уже хорошо отличает шар от кубика и способен понять назначение каждого. Также малышу полезно будет тактильное восприятие разнофактурных материалов. Можно мять и рвать бумагу, перекладывать камушки из коробочки в коробочку, пересыпать крупу. Во время таких игр нужно помнить о безопасности и не оставлять ребенка наедине с мелкими предметами.
  • Учите малыша простым вежливым словам: «спасибо», «пожалуйста», «привет», «пока», «спокойной ночи».
  • Отточить навыки ходьбы поможет цветная ленточка, разложенная на полу. Также полезно будет перешагивать через небольшие игрушки и подниматься по низким ступенькам.
  • Играйте в пальчиковые игры.
  • Стимулируйте активность малыша в движениях. Например, вместе сложите раскиданные по комнате игрушки на диван, а потом в коробку.
  • Привлекайте всех членов семьи к занятиям с ребенком. Разностороннее общение положительно скажется на развитии малыша.

Двенадцатый месяц

Двенадцатый месяц развития ребенка – своеобразный переходный период от младенчества к детству. Хотя эта граница весьма условна, но психологически родители ожидают от годовалого ребенка куда больше, чем от одиннадцатимесячного.

В год малыш чаще всего начинает ходить.

Не беспокойтесь, если ваш ребенок пока этого не делает; дети имеют право ползать до полутора лет, и это не считается патологией.

Читайте в статье, что делать, если ребенок боится ходить самостоятельно>>>

  • Маленький человечек в этом возрасте уже умеет приседать, чтобы поднять игрушку; может положить один предмет и взять другой. Детки очень хорошо знают, где что лежит, и будут искать игрушку именно там, где ее оставили;
  • Малыши учатся перешагивать через препятствия: сначала держа за руку взрослого, а затем и самостоятельно;
  • Развиваются бытовые навыки: ребенок ест ложкой, пьет из чашки, надевает и снимает шапочки и носочки;
  • Если малыша приучали к горшку, в годик такие детки уже могут на него попроситься. Информация о том, с какого возраста приучать ребенка к горшку>>> В один год ребенок ест пищу кусочками, умеет жевать. Если жевательные зубки еще не выросли, детки жуют деснами (они довольно твердые);
  • Годовалый ребенок понимает все, что ему говорят, даже если родителям кажется, что это не так. Он отлично умеет считывать настроение и поддается ему: веселится и грустит вместе с мамой. Психологи очень не рекомендуют выяснять отношения и ссориться при ребенке. Так как малыш еще не умеет справляться со своими эмоциями, это может нанести ему тяжелую травму.

Кроха не только понимает все, что ему говорят, но и сам много лепечет и произносит отдельные слова.

Важно! Словами в этом возрасте педагоги считают все устойчивые звукосочетания, которые всегда обозначают одно и то же. Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше

Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше.

На двенадцатом месяце жизни усложняются игры ребенка. Малыш выделяет некоторые игрушки, может кормить их, укачивать, сажать на горшок.

Здоровье ребенка: Когда плач означает, что у ребенка колики?

Время от времени плачут все дети. Однако иногда плач означает, что у ребенка колики. Сопровождается это следующими признаками:

  • ребенок часами плачет каждый вечер;

  • по тону плач высокий;

  • ребенок плачет без причины;

  • его сложно успокоить.

Диагноз «колика» ставится, если малыш плачет более трех часов в сутки подряд или более трех дней в неделю в течение как минимум трех недель подряд. Колики у детей часто начинаются в возрасте 2-4 недель и прекращаются к 3-4 месяцам.

Нет единого мнения о причинах колик, но есть несколько факторов, которые иногда связывают с возникновением этого состояния:

  • Газы. Возможно, малыш плачет из-за неприятных ощущений, связанных со скоплением газов. Если у ребенка вздулся животик, он выпускает газы и плачет, причина может быть в этом. Не перекармливайте малыша. Если животик вздут, положите его попкой вверх себе на колени – возможно, ему станет лучше от давления на животик.

  • Чувствительность к стимулам. Возможно, ребенок устал и плачет, так как еще не умеет успокаивать сам себя. Возьмите его на руки и походите с ним по комнате или сядьте с ним в кресло-качалку, посадите его в детское сиденье с виброэффектом и покатайте его на машине.

  • Чувствительность к пище. Иногда у детей бывает непереносимость каких-либо компонентов рациона мамы. Из-за этого возникают неприятные ощущения, на которые малыш отвечает плачем. В редких случаях у ребенка может быть повышенная чувствительность к молочному белку в составе смеси. Педиатр сможет точно определить, есть ли у вашего ребенка пищевая аллергия или непереносимость.

  • Медицинские причины. В ряде случаев так ребенок реагирует на дискомфорт, вызванный болезнью или другими проблемами, например грыжей. Врач осмотрит ребенка, определит причину и назначит лечение.

Хотя колики обычно проходят через пару месяцев, когда ребенок непрерывно плачет, время тянется бесконечно. Иногда его никак не удается успокоить, и, что естественно, многие мамы бывают на пределе. Но ни в коем случае нельзя трясти малыша. Лучше оставьте его на некоторое время в кроватке и выйдите в другую комнату или попросите кого-нибудь из близких присмотреть за ним пару часов, чтобы вы могли передохнуть. Помните, что приступы плача при коликах совсем скоро пройдут, особенно, если вы к ним готовы морально и психологически.

В это время у детей также встречаются следующие заболевания:

  • Себорейный дерматит. Он представляет собой чешуйки на головке ребенка. Иногда помогает вычесывание чешуек после мытья головки, в более сложных случаях врач назначит специальный шампунь, но чаще всего это физилогическое состояние проходит само и НЕ требует вмешательств. Вот целая статья о себорейном дерматите.

  • Диарея. Если у ребенка жидкий водянистый, пахнущий зловонно стул, который бывает чаще, чем количество кормлений, сразу обратитесь к врачу.

  • Запор. Если у малыша несколько дней не было стула, чего обычно с ним не случается, или если вам кажется, что у него запор, ребенок беспокоен, живот напряжен, обратитесь к врачу.

  • Рвота. Если у ребенка сильная рвота («фонтаном»), рвота длится более 8 часов или бывает после нескольких кормлений, а также сопровождается высокой температурой или диареей, запахом ацетона, срочно обратитесь к врачу.

  • Срыгивание. Если ребенок срыгивает немного молока после кормления или установки столбиком для отрыгивания, это нормальное явление, особенно в течение часа после еды. Если во время кормлений малыш капризничает или плохо себя чувствует, отказывается от еды, то покажите его педиатру.

  • Младенческие прыщики. В начале месяца на личике малыша могут появиться прыщики. Считается, что они вызываются гормонами, которые попадают в кровь малыша через плаценту и усиливают работу сальных желез. Кладите под головку малыша чистое полотенце, когда он не спит, и раз в день умывайте его специальными детскими средствами.

Регулярные медосмотры и прививки

Как правило, в возрасте 1 месяца ребенок проходит первый регулярный медосмотр, а в 2 месяца – второй. Но к педиатру можно обращаться в любое другое время, даже между приемами, если вас что-то беспокоит. Медосмотр включает в себя:

  • контроль темпов роста и развития ребенка;

  • объективный осмотр;

  • сдачу необходимых анализов, если они еще не сданы;

  • консультацию по текущему состоянию;

  • ответы на все ваши вопросы;

  • объяснение того, что вас ждет в следующие месяцы;

  • назначение или выполнение необходимых прививок.

Обсудите все детали

  • Поговорите с врачом о привычках вашего малыша
    Расскажите, как ребенок ест, как он спит, какой у него характер плача. Посоветуйтесь с доктором что делать, если малыш сильно капризничает, врач может подсказать, как лучше его успокаивать.

  • Возвращение на работу
    Если вам необходимо вскоре вернуться на работу, обсудите с врачом, как сделать чтобы вы и малыш легче перенесли изменения.

  • Если вы сомневаетесь, что делать в той или иной ситуации, поскольку на этот счет существует множество различных мнений — задайте свой вопрос педиатру.
    Детский врач — именно тот человек, который даст вам верные и наиболее современные рекомендации.

  • Семейная жизнь
    Если малыш — не первый ребенок в семье, обсудите, как ваша семья адаптируется к переменам в жизни: как старшие дети реагируют на появление новорожденного, изменилось ли их поведение, как справляться с капризами или ревностью.

  • Прогулка поле перерыва
    Если по каким-то причинам вы еще не выходили из дома с ребенком, спросите, как построить график прогулок, чтобы он постепенно адаптировался к пребыванию вне помещения.

  • Не лишним также будет уточнить, как справляться с незначительными недомоганиями или температурой, которые могут последовать за прививками.

Уход за малышом в 2 месяца

Забота о любимом сыне или дочке – приятное занятие для родителей. Ежедневный уход за крохой заключается в следующих действиях:

  • умывание: протирание лица, ушек, глазок ребенка;
  • подмывание и смена подгузников после каждого испражнения;
  • ежедневное купание перед ночным сном в воде, температура которой составляет +36-37 градусов.

У двухмесячного младенца быстро растут ноготки на ручках и ножках. Чтобы он не оцарапал себя, мама должна постоянно следить за их длиной и обрезать по мере необходимости.

Родители обязаны позаботиться, чтобы ребенок был одет соответственно температуре в комнате или на улице. В этом возрасте дети еще термочувствительны: они быстро переохлаждаются и перегреваются. Нормальная температура у ребенка в 2 месяца колеблется в пределах 36-37,3 градусов, а при ректальном измерении может доходить до 38. Поднимать панику не стоит, нужно вызвать педиатра, который осмотрит малыша и определит причины повышения температурных показателей.

Какие навыки осваивает двухмесячный грудничок

Многих интересует, что умеет делать малыш в таком раннем возрасте и какие умения у него развиваются. Выделяют четыре группы навыков, которые развиваются у новорожденных.

Двигательные

Главными считают двигательные навыки, отвечающие за координацию движений.

Движения головы

Когда младенцу два месяца, он начинает увереннее держать головку. Однако поворачивать ее ему трудно, и поэтому для этого понадобится помощь родителей

Чтобы малыш быстрее научился двигать головой, придется регулярно брать его на руки и осторожно поворачивать головку в левую и правую стороны

Моторика рук

У двухмесячных деток неплохо развита мелкая моторика рук. В этом возрасте они умеют:

  • сжимать ладони в кулачки и удерживать их 5-10 минут;
  • поднимать ручки и держать их в вертикальном положении несколько минут;
  • брать нетяжелые предметы и играться ими.

Психоэмоциональное развитие

Также важным является психоэмоциональное развитие и психология, отвечающие за восприятие звуков, зрение, а также речь.

Зрительные реакции

Зрение у младенцев развито хорошо, так как они с раннего возраста могут самостоятельно наблюдать за передвигающимися объектами и распознавать человеческие лица. Однако до года все дети хорошо видят только то, что находится вблизи. Отдаленные объекты они распознают в разы хуже.

Развитие слуха

Каждый младенец распознает источники звука, находящиеся неподалеку. Например, если он услышит отдаленный звук, то ему придется прислушаться, чтобы определить, откуда он исходит.

Речь

Месячный и двухмесячный малыш не может говорить. В этом возрасте они издают бессвязные звуки, которые нельзя назвать речью. Большинство детей начинают говорить после полугода или года.

Эмоциональные проявления

До трех месяцев у деток яркие эмоции, которые проявляются в виде раздражительных криков или радостных улыбок. Проявляемые эмоции зависят от настроения ребенка. Если он слишком раздражен, он плачет и начинает кричать. Однако когда он полностью удовлетворен, на его лице появляется широкая улыбка.

Интеллект

Интеллект грудничков оценивается по степени развития сенсорного восприятия и двигательной системы. Чтобы интеллект быстрее развивался, надо регулярно общаться с малышом, заниматься с ним гимнастикой и тренировать его моторику.

Навыки и умения малыша

Дети в возрасте 1 года и 2 месяцев способны передвигаться самостоятельно без поддержки и помощи взрослых. Некоторые малыши обладают навыками самостоятельно ходить на горшок и есть ложкой. Они способны объяснить взрослому свои желания, показывают пальчиком желаемую игрушку или предмет. Младенец может сообщить о голоде, направляясь к холодильнику и произнося «ням».

Кроха умеет играть с большими игрушками и хорошо манипулировать ими. Ребенок способен открывать дверцы, ящики и извлекать их содержимое, у него прекрасно получается нажимать на всевозможные кнопочки. Малыш может имитировать действия взрослого, он пытается демонстрировать навыки ухода за собой, расчесывая волосы или пытаясь одеться самостоятельно.

Физическое развитие ребенка в 2 месяца

Среди особенностей физического развития ребенка в 2 месяца можно выделить:

  1. Смена волос. Мягкий пушок сменяется более жесткими «луковичными» волосами.
  2. Побледнение «монгольских пятен». Характерные для новорожденных пятна (располагаются на затылке или лбу) бледнеют.
  3. Увеличение чувствительности. Младенец сильнее реагирует на боль, неприятные ощущения, резкие изменения температуры или неудобную одежду.
  4. Улучшение слюноотделения. В 8 недель у малыша полностью нормализуется работа слюнных желез. Сильного слюнотечения пока нет, но сосать ребенку намного проще, он меньше глотает воздух при кормлении благодаря более плотному контакту ротика и соска женской груди или соски.
  5. Изменение пищеварительной системы. Вырабатывается больше желудочного сока и ферментов, меняется консистенция и цвет стула.
  6. Уменьшается мышечный тонус. Сначала ручки становятся расслабленнее, через некоторое время и ножки становятся более расслабленными. Теперь, если положить ребенка на живот и подставить ладонь, он не станет рефлекторно упираться в нее, имитируя ползание, как делал в 1 месяц жизни.
  7. Формируется сердечно-сосудистая система. Перекрывается часть сердечных клапанов, которые были необходимы ребенку в утробе. Повышается уровень гемоглобина в крови.

Массаж и игры с ребенком в 2 месяца

В грудном возрасте с малышом можно и нужно играть. Развивающие игры способствуют быстрому запоминанию информации, ознакомлению с интересными техниками массажа и общему расслаблению мышц, находящихся в тонусе после рождения. Даже если мама не является профессиональной массажисткой, освоить элементарные упражнения она точно сможет.

Давайте постараемся организовать для грудничка веселый и полезный период бодрствования. Для этого Вам пригодятся нижеупомянутые упражнения:

1. Вкладывайте в ладошку маленького человечка резиновый мячик с шипами и старайтесь удержать его своей рукой. Развивая мелкую моторику, Вы подготовите пальчики младенца к новым движениям захвата и удержания предметов, которые в скором времени станут для него вполне привычными.

2. Проверяйте рефлексы ребенка. Для этого Вам нужно легкими поглаживающими движениями пройтись по его щечкам, прикоснуться подушечками пальцев ко лбу, бровям, носику и подбородку, а потом погладить головку. Во время этих манипуляций Ваш малыш должен реагировать на прикосновения, поднимая головку, и тянутся к пальцам, немного открывая ротик. Если ребеночку комфортно, он обязательно будет отвечать Вам широкой улыбкой.

3. Чтобы эффективно бороться с запорами новорожденных и коликами, достаточно проводить простые тренировки. Согните в коленках ножки ребенка и подтягивайте их к животику, после чего совершайте круговые движения, разводя их немного в стороны, а потом выпрямляйте полностью, опуская вниз. Делайте так 3-5 раз.

4. Обязательно выкладывайте чадо на животик, помогая ему удержать равновесие. Массируйте его спину и ножки.

5. Пока малыш лежит на животе, попробуйте двигать перед ним яркие звенящие предметы. Не нужно торопиться, ведь ему еще трудно быстро следить за игрушкой. Этими манипуляциями Вы помогаете ребеночку развивать и укреплять глазные мышцы.

6. Делайте «потягушки» и играйте с малышом в «ладушки», ему это непременно понравится.

Такие простые, на первый взгляд, тренировки станут отличным способом развлечь грудничка. Только помните: совершать сеансы массажа или игры нужно при одном условии, когда малыш отлично себя чувствует. Не выспавшийся, голодный или раздраженный ребенок не будет приветствовать подобные мероприятия. Ну и, конечно, не стоит тренироваться и играть сразу после приема пищи, если Вы не хотите, чтобы малыш обильно срыгнул.

Наблюдайте за Вашим чадом каждый день, следите за изменениями в его поведении и за тем, как он учится чему-то новому. Эти моменты больше никогда не вернутся. Поддерживайте грудничка во всем, не раздражайтесь сами по пустякам, особенно если у ребенка что-то не получается или он отстает от сверстников. Все дети индивидуальны, равно как и взрослые. Учитесь взаимодействовать с Вашим маленьким человечком и тогда он обязательно будет встречать Вас радостной улыбкой и звонким смехом.

Полезные ссылки:

Что должен уметь делать ребенок в 1 месяц жизни?

Появляясь на свет, малыш начинает адаптироваться к новым условиям существования с помощью врожденных рефлексов. Одни из таких реакций исчезают уже спустя 1-2 месяца, вторые – преобразуются в условные, третьи – остаются на всю жизни.

Новорожденный активно развивается. Получая информацию от органов чувств, формируется нервная система малыша.

Головной мозг увеличивается в размере, обеспечивает появление моторных функций. Ребенок учится управлять движениями своего тела, взглядом. У младенца формируются условные рефлексы. Фиксация в определенной позе свидетельствует о правильном развитии статики. Малыш пытается удержать головку. Новорожденный начинает адекватно реагировать на раздражающие факторы.

Например, в период ощущения голода малыш плачет и кричит, высказывая свое недовольство. После кормления ребенок успокаивается. К концу первого месяца жизни ответные действия становятся более сложными. Малыш рассматривает лицо близкого человека и начинает улыбаться, когда видит рядом мать.

Вот что должен уметь ребенок в 1 месяц:

  • следить за движущимися предметами;
  • издавать новые звуки. Как правило, они гортанные, похожи на бульканье;
  • различать интонации. Новорожденные успокаиваются, когда слышат голос матери, и пугаются, ели говорит незнакомый человек;
  • осознанно реагировать на речь, на звуки окружающего мира;
  • улыбаться при виде родных. Если раньше улыбку малыша можно было увидеть во время сна, то в месячном возрасте ребенок начинает выражать свои эмоции осознанно. Например, когда с ним играются, когда он видит отца или мать;
  • реагировать на прикосновения. Если к ребенку прикасается мать, он успокаивается, а если незнакомец – высказывает недовольство;
  • выстраивать режим дня. Многие малыши в 1 месяц уже ждут кормления в привычные часы, в определенное время спят и бодрствуют.

Поза месячного малыша изменяется. Если некоторое время после рождения тело находится в состоянии гипертонуса (руки сжаты в кулак, прижаты к груди, бедра разведены в стороны), то спустя 30-35 дней мышечное напряжение исчезает, поза ребенка становится боле расслабленной.

Неонатологи выделяют восемь рефлексов, по которым можно судить о развитии ребенка в 1 месяц:

  1. рефлекс Моро. Если положить ребенка на стол и в 25 см от него ударить по поверхности, то младенец разведет в стороны руки и разогнет пальцы. Спустя пару секунд вернется в исходное положение;
  2. хватательный. Если прикоснуться к ладони новорожденного, он крепко сожмет руку в кулак;
  3. рефлекс поиска. Если тронуть щечку малыша, то он сразу повернет голову в эту сторону. Это природный инстинкт, позволяющий отыскивать бутылочку с детским питанием, грудь матери;
  4. сосательный. Если обвести пальцем вокруг рта новорожденного, то он совершит сосательное движение. Данный рефлекс отвечает за поиск еды;
  5. ползание. Когда месячного ребенка кладут на живот и прикасаются к стопам, он начинает отталкиваться от руки взрослого;
  6. рефлекс Бабинского. Если погладить свод стопы с внешней части, то малыш расставит пальцы ног и отведет конечность в сторону;
  7. автоматическая ходьба. Если, поддерживая младенца под подмышки и опустить его так, чтобы ступни коснулись пола, то он начнет совершать движения, как при ходьбе;
  8. рефлекс Бабкина. Если надавить на бугор ладони под большим пальцем руки, то младенец повернет голову и откроет рот.

Зарядка для пальчиков

В младенческом возрасте полезно тренировать движения пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте от 2 до 3 месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.

В первые месяцы практикуйте упражнения рефлекторного характера, используя хватательный рефлекс. Например, такие: в раскрытую ладонь, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, материалу ( пластмассовый, резиновый, деревянный и т.д. ), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.

Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь ребенка сверху. Это упражнение дает малышу относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Можно чередовать шарики, поочередно опускать их в каждую руку, одновременно вкладывать в обе руки шарики одинаковые и различные и т.д. Потягивая шарик за ленточку, и не вынимая его из ладони младенца, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками ( диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см ). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук ( схватывание, сжимание ), развивают тактильную чувствительность ладони.

Эти рефлекторные упражнения носят пассивный характер, но они чрезвычайно полезны для развития осязания. Данное чувство развивается очень рано, как только в ручку крохи начинают попадать предметы.

Развиваем слуховую активность

Игра «Где звенит?»

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке ( малыш не должен вас видеть ) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 «звоночка», и даете звуку затихнуть. Младенец прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см.

Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у малыша поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево.

Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем желательно сделать недельный перерыв. В дальнейшем ( на протяжении 2 и 3 месяцев жизни ) можно проводить занятия 1-2 раза в неделю.