Детские рассказы о великой отечественной войне

Доватор

В боях под Москвой вместе с другими войсками принимали участие и казаки: донские, кубанские, терские…
Лих, искрометен в бою Доватор. Ладно сидит в седле. Шапка-кубанка на голове.
Командует генерал Доватор кавалерийским казачьим корпусом. Смотрят станичники на генерала:
— Наших кровей — казацких!

Генерал Лев Михайлович Доватор

Спорят бойцы, откуда он родом:
— С Дона.
— С Кубани!
— Терский он, терский.
— Уральский казак, с Урала.
— Забайкальский, даурский, считай, казак.
Не сошлись в едином мнении казаки. Обратились к Доватору:
— Товарищ комкор, скажите, с какой вы станицы?
Улыбнулся Доватор:
— Не там, товарищи, ищете. В белорусских лесах станица.
И верно. Совсем не казак Доватор. Белорус он. В селе Хотине, на севере Белоруссии, недалеко от города Полоцка — вот где родился комкор Доватор.
Еще в августе — сентябре конная группа Доватора ходила по фашистским тылам. Громила склады, штабы, обозы. Сильно досталось тогда фашистам. Пошли среди фашистских солдат слухи — 100 тысяч советских конников прорвалось в тыл. А на самом деле в конной группе Доватора было только 3000 человек.
Когда советские войска под Москвой перешли в наступление, казаки Доватора снова прорвались в фашистский тыл.
Боятся фашисты советских конников. За каждым кустом им казак мерещится…
Назначают фашистские генералы награду за поимку Доватора — 10 тысяч немецких марок.
Как гроза, как весенний гром идет по фашистским тылам Доватор.
Бросает фашистов в дрожь. Проснутся, ветра услышав свист.
— Доватор! — кричат. — Доватор!
Услышат удар копыт.
— Доватор! Доватор!
Повышают фашисты цену. 50 тысяч марок назначают они за Доватора. Как сон, миф для врагов Доватор.
Едет верхом на коне Доватор. Легенда следом за ним идет.

Военные профессии

Знакомя малыша с событиями тех лет, можно также рассказать о военных профессиях. Военные занимаются важными для страны делами: управляют боевыми машинами, несут службу на границе, обучают молодых новобранцев военному ремеслу, чтобы в случае войны они могли встать на защиту Родины. Быть военным так же почетно, как быть учителем, врачом, пожарным, полицейским. К военным специальностям также относятся профессии врача, летчика, моряка, связиста, инженера, водителя. В военное время люди этих профессий выполняют важнейшие миссии.

Женщины наравне с мужчинами идут на войну и проявляют храбрость, отвагу, самоотверженность. Остальные работают на заводах, в госпиталях, детских садах, школах. Женщины все так же остаются матерями и женами на войне, заботятся о своих и чужих детях, о раненых на войне солдатах, как о братьях.

Особое задание

Задание было необычным. Называлось оно особым. Командир бригады морских пехотинцев полковник Горпищенко так и сказал:

— Задание необычное. Особое. — Потом переспросил: — Понятно?

— Понятно, товарищ полковник, — ответил старшина-пехотинец — старший над группой разведчиков.

Был он вызван к полковнику один. Вернулся к своим товарищам. Выбрал в помощь двоих, сказал:

— Собирайтесь. Задание выпало нам особое.

Однако что за особое, пока старшина не говорил.

Дело было под новый, 1942 год. Ясно разведчикам: в такую-то ночь, конечно, задание сверхособое. Идут разведчики за старшиной, переговариваются:

— Может, налёт на фашистский штаб?

— Бери выше, — улыбается старшина.

— Может, в плен генерала схватим?

— Выше, выше, — смеётся старший.

Переправились ночью разведчики на территорию, занятую фашистами, продвинулись вглубь

Идут осторожно, крадучись

Опять разведчики:

— Может, мост, как партизаны, идём взрывать?

— Может, на фашистском аэродроме произведём диверсию?

Смотрят на старшего. Улыбается старший.

Ночь. Темнота. Немота. Глухота. Идут в фашистском тылу разведчики. Спускались с кручи. На гору лезли. Вступили в сосновый лес. Крымские сосны вцепились в камни. Запахло приятно хвоей. Детство солдаты вспомнили.

Подошёл старшина к одной из сосенок. Обошёл, посмотрел, даже ветви рукой пощупал.

— Хороша?

— Хороша, — говорят разведчики.

Увидел рядом другую.

— Эта лучше?

— Сдаётся, лучше, — кивнули разведчики.

— Пушиста?

— Пушиста.

— Стройна?

— Стройна!

— Что же — к делу, — сказал старшина. Достал топор и срубил сосенку. — Вот и всё, — произнёс старшина. Взвалил сосенку себе на плечи. — Вот и управились мы с заданием.

— Вот те и на, — вырвалось у разведчиков.

На следующий день разведчики были отпущены в город, на новогоднюю ёлку к детям в детский дошкольный подземный сад.

Стояла сосенка. Стройна. Пушиста. Висят на сосенке шары, гирлянды, разноцветные фонарики горят.

Вы спросите: почему же сосна, не ёлка? Не растут в тех широтах ёлки. Да и для того, чтобы сосенку добыть, надо было к фашистам в тылы пробраться.

Не только здесь, но и в других местах Севастополя зажглись в тот нелёгкий год для детей новогодние ёлки.

Видать, не только в бригаде морских пехотинцев у полковника Горпищенко, но и в других частях задание для разведчиков в ту предновогоднюю ночь было особым.

Почему началась война

У детей все просто: в войнушке все делятся на хороших и плохих. В мире взрослых все гораздо сложнее. Ребенку нужно объяснить, что войны начинаются из-за желания правителей государств захватить чужие богатства, природные ресурсы. Говоря о войне 1941-1945 гг., можно рассказать, что фюрер Германии Адольф Гитлер захотел уничтожить целые народы только потому, что посчитал свою нацию лучше. Он хотел установить фашистский режим во всем мире и сделать остальных людей рабами, обслугой своего народа. Даже в своей стране фашисты убивали людей, потому что у них была другая национальность. Многие страны не смогли сопротивляться Германии и сдались.

Наша страна была гораздо больше, чем сейчас, и называлась Советским Союзом. В Союз входило много маленьких стран, люди имели разные национальности, но относились друг к другу так, будто они одна большая семья. Гитлер предательски напал на Советский Союз, когда этого никто не ожидал. Люди спали в своих кроватях, но в один момент их жизнь изменилась, а для многих оборвалась. Гитлер ожидал быструю капитуляцию, но он не догадывался, что советские люди будут до конца сражаться за свою свободу, а многие умрут за нее.

Стихотворения для первой младшей группы

Малыши легче усваивают рифмованные строки, поэтому объяснение нужно сопровождать стихотворениями:

Майский праздник День Победы Отмечает вся страна.

Надевают наши деды Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят. (Белозёров Т.);

В небе праздничный салют,

Фейерверки там и тут.

Поздравляет вся страна

Славных ветеранов.

А цветущая весна

Дарит им тюльпаны,

Дарит белую сирень.

Что за славный майский день? (Н. Иванова);

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит.

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете! (Н. Найдёнова).

Художественная литература по теме

В рассказ о Дне Победы для второй младшей группы лучше использовать рифмованные строки их ритм привлекает внимание ребят и не даёт заскучать на длинном тексте. Среди подходящих произведений можно назвать:

  • стихотворениеВ. Орлова Брат мой в армию идёт;
  • День Победы 9 Мая Праздник мира в стране и весны.

В этот день мы солдат вспоминаем,

Не вернувшихся в семьи с войны.

В этот праздник мы чествуем дедов,

Защитивших родную страну,

Подарившим народам Победу

И вернувшим нам мир и весну! (Н. Томилина);

Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?

Это песни за столом,

Это речи и беседы,

Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,

Это запахи весны

Что такое День Победы

Это значит нет войны (А. Усачёв).

Педагог зачитывает стихотворение, а затем, на его основе, объясняет суть праздника.

Красная площадь

1941 год. 7 Ноября. Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции.

Враг рядом. Советские войска оставили Волоколамск и Можайск. На отдельных участках фронта фашисты подошли к Москве и того ближе. Бои идут у Наро-Фоминска, Серпухова и Тарусы.

Но как всегда, в этот дорогой для всех граждан Советского Союза день, в Москве, на Красной площади, состоялся военный парад в честь великого праздника.

Когда солдату Митрохину сказали, что часть, в которой он служит, будет принимать участие в параде на Красной площади, не поверил солдат вначале. Решил, что ошибся, ослышался, что-то неверно понял.

— Парад! — объясняет ему командир. — Торжественный, на Красной площади.

— Так точно, парад, — отвечает Митрохин. Однако в глазах неверие.

И вот замер Митрохин в строю. Стоит он на Красной площади. И слева стоят от него войска. И справа стоят войска. Руководители партии и члены правительства на ленинском Мавзолее. Всё точь-в-точь как в былое мирное время.

Только редкость для этого дня — от снега бело кругом. Рано нынче мороз ударил. Падал снег всю ночь до утра. Побелил Мавзолей, лёг на стены Кремля, на площадь.

8 часов утра. Сошлись стрелки часов на кремлёвской башне.

Отбили куранты время.

Минута. Всё стихло. Командующий парадом отдал традиционный рапорт. Принимающий парад поздравляет войска с годовщиной Великого Октября. Опять всё стихло. Ещё минута. И вот вначале тихо, а затем всё громче и громче звучат слова Председателя Государственного Комитета Обороны, Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР товарища Сталина.

Сталин говорит, что не в первый раз нападают на нас враги. Что были в истории молодой Советской Республики и более тяжёлые времена. Что первую годовщину Великого Октября мы встречали окружёнными со всех сторон захватчиками. Что против нас тогда воевало 14 капиталистических государств и мы потеряли три четвёртых своей территории. Но советские люди верили в победу. И они победили. Победят и сейчас.

— На вас, — долетают слова до Митрохина, — смотрит весь мир, как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков.

Застыли в строю солдаты.

— Великая освободительная миссия выпала на вашу долю, — летят сквозь мороз слова. — Будьте же достойными этой миссии!

Подтянулся Митрохин. Лицом стал суровее, серьёзнее, строже.

— Война, которую вы ведёте, есть война освободительная, война справедливая. — И вслед за этим Сталин сказал: — Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!

Биты фашисты. Москва же стоит и цветёт, как прежде. Хорошеет от года к году.

Вторая младшая группа

Разъяснение того, что значит «День Победы», можно выстроить на основе материала, изученного в прошлом году.

Разговор с детьми на тему может строиться по вопросам:

  • Какой праздник отмечается 9 Мая?
  • Сколько длилась война?
  • Кто сражался за нашу Родину?
  • Кого мы называем ветеранами?

Такая беседа позволит взрослому  выяснить, какие моменты нужно освежить в памяти детей, на чём сделать акцент в объяснении.

«Великой Отечественной войной называют четыре года, в
которые наш народ защищал страну от врагов — фашистов. Великой эта война
названа потому, что вся огромная страна была захвачена ею (педагог
очерчивает на карте границы бывшего СССР, где проходили военные
действия), а Отечественной — потому что воевала вся Родина — всё
Отечество. Солдаты, сражавшиеся за будущие поколения, за потомков, стали
настоящими героями, которых нужно помнить

Для нас и для тех, кто
родится позже, важно знать и помнить о ВОВ. В честь погибших и воевавших
установлены памятники по всей стране, а также Вечный огонь — символ
памяти о страшных событиях

Каждый год по всей стране отмечается
праздник День Победы с обязательным салютом в честь мира на нашей
земле».

В рассказ о Дне Победы для второй младшей группы лучше
использовать рифмованные строки — их ритм привлекает внимание ребят и не
даёт «заскучать» на длинном тексте. В этот день мы солдат вспоминаем,

День Победы 9 Мая — Праздник мира в стране и весны.

В этот день мы солдат вспоминаем,

Не вернувшихся в семьи с войны.

В этот праздник мы чествуем дедов,

Защитивших родную страну,

Подарившим народам Победу

И вернувшим нам мир и весну! (Н. Томилина);

Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

 Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?

Это песни за столом,

Это речи и беседы,

Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,

Это запахи весны…

Что такое День Победы —

Это значит — нет войны (А. Усачёв).

Взрослый  зачитывает стихотворение, а затем, на его основе, объясняет суть праздника.

База картинок пополняется фотографиями солдат ВОВ,
Парада Победы 1945 года. Кроме того, для иллюстрации разговора о Дне
Победы можно включить мультимедийную презентацию, или видеоролики, которые дети просматривают, а затем обсуждают со взрослым.

Средняя группа

В работе с детьми 4–5 лет объяснение вплетается в структуру беседы.

В разговоре взрослый останавливается на
тех моментах, понимание которых вызывает затруднение у ребят. Например,
как дети могли помочь одержать победу, оставаясь в тылу. Беседу удобно
выстраивать по вопросам к тексту стихотворения:

На основании ответов на последний вопрос взрослый  строит своё объяснение, обязательно оговаривая даты начала и окончания войны.

Список литературных произведений для
средней группы расширяется прозаической формой. В рассказ о Дне Победы
воспитатель может включать отдельные цитаты или отрывки. Например,
говоря об уважении к ветеранам, почитании их подвигов, можно привести в
пример Игорька, который решил взять поносить дедушкин орден в рассказе А. Митяева.

В подборку художественных произведений можно включить:

повесть С. Георгиевской «Галина мама» (например,
отрывок о том, как Галиной маме вручали орден, какие слова говорили в
контексте разъяснения того, что такое подвиг в годы войны);

рассказы Л

Кассиля о героях войны «Твои защитники» (тексты небольшие, поэтому они могут быть основой для беседы по теме).

Иллюстрацией мысли о важности помнить и уважать героев войны может служить стихотворение М. Исаковского «Навек запомни».

В список обязательных иллюстраций для разговора о Дне Победы в средней группе включаются:

  • фото маршала Жукова, принимающего парад Победы;
  • фотография серии «Знамя Победы над рейхстагом»;
  • фото Могилы Неизвестного Солдата (в Москве и родном городе).

Можно использовать готовые презентация для иллюстрации беседы о Дне Победы.

Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне


От художественной литературы перейду к учебным пособиям.«Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне» — очень хорошее информативное издание. Это небольшая простая книжка для детей о Великой Отечественной Войне. Материал подается с форме занятий-бесед, книга понятна школьникам всех возрастов. В тексте можно найти стихи о войне. После каждой темы читателю предлагается ответить на несколько вопросов. Книжка маленькая, в тонкой обложке, но и цена скромная. Я проводила по этой книжке-брошюре беседы к 9-му мая со своими детьми. Книжку так же могут использовать школьние учителя и воспитатели детского сада для проведения тематических уроков и занятий.
Книга периодически пропадает из магазинов, но её часто переиздают (допечатывают). Поэтому, даже если сейчас её нигде нет в продаже, то она, скорей всего, через какое-то время вновь появится в магазинах (вероятней всего в конце зимы или в начале весны).Посмотреть в ЛабиринтеПосмотреть в My-Shopна ОЗОНе — используйте промокод OZON538ICL


Последнее время популярностью пользуются познавательные издания, написанные Еленой Ульевой. Она выпустила уже много книг. Одна из них — «Беседы о войне, энциклопедия для малышей».
Эта книга построена в форме беседы дедушки, прошедшего войну, и его внука Миши, живущего в наше время. Дедушка рассказывает о том, кто такие фашисты, как началась война, о защите Брестской крепости, мобилизации… Каждая беседа посвящена отдельной теме. «Концентрационные лагеря», «Собаки на войне», «Концертные бригады», «Второй фронт», «Эвакуация», «Подвиг Ивана Кожедуба», «Ядерный взрыв в Японии» — всего 91 тема. Статьи небольшие, начинаются обычно диалогом дедушки и внука, далее следует подробный рассказ. Иллюстраций не очень много, в основном это портреты или небольшие тематические картинки — танк, рация, медаль. Но встречаются более интересные иллюстрации: виды оружия, боевая техника, форма и снаряжение солдат и офицеров.
В книге много тем и много информации, при этом изложена она понятно, короткими рассказами. Возможно, для дошкольников книга будет чуть сложновата, так как темы рассматриваются очень непростые. А вот младшим школьникам такое чтение будет посильно и полезно.
В продаже сейчас можно найти несколько разных изданий этой книги:Посмотреть в ЛабиринтеПосмотреть в My-ShopПосмотреть в Читай-городе

Материалы для старших дошкольников

Для
старшей группы рассказ о Дне Победы, о войне становится более личным,
то есть с подключением информации из истории семей воспитанников.В
подготовительной группе всё изученное обобщается, поэтому особых
отличий в плане формы и содержания в беседах о праздновании 9 Мая в этих
группах не будет.

Разработка темы праздника идёт в беседе.
Обычно педагог предлагает какое-то литературное произведение, которое
дети обсуждают, а затем под его суть подстраиваются небольшие рассказы
ребят о своих родственниках, принимавших участие в ВОВ. «Поводом» для
беседы могут быть такие стихотворения:

День Победы — праздник всей страны!

Празднуют и взрослые, и дети.

Чтобы в мире не было войны,

Человек Земли за всё в ответе.

Пусть улыбнётся солнце на рассвете,

И радостью прольётся в каждый дом.

Пусть веселятся дети на планете.

И будет ясным синий небосклон.

Хоть сейчас мы маленький народ.

Мир построить на Земле готовы.

Чтоб сберечь планету от невзгод,

Скинем мы с неё войны оковы.

Чтоб услышать детский смех весной,

В голубых объятиях эфира,

Нужно дружно жить одной семьёй,

Постараться всем народам мира (Г. Рукосуева);

Спасибо героям,

Спасибо солдатам,

Что мир подарили,

Тогда — в сорок пятом!

Вы кровью и потом

Добыли Победу.

Вы молоды были,

Сейчас — уже деды.

Мы эту победу —

Вовек не забудем!

Пусть мирное солнце

Сияет всем людям!

Пусть счастье и радость

Живут на планете!

Ведь мир очень нужен —

И взрослым, и детям! (Ольга Маслова);

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, За мирный дом,

За мир, в котором мы живём! (М. Владимов);

стихотворение С. Михалкова «После победы» (текст можно использовать как своего рода клятву героям войны, обещание не забывать их подвиг).

Помочь старшим дошколятам составить целостное представление о том, что Победа — заслуга не только солдат, но и тружеников тыла.

В подборку художественных текстов — отрывками или в виде пересказа педагога — в беседу можно включить:

  • рассказ Г. Черкашина «Кукла» (текстом
    можно проиллюстрировать объяснение, что такое «блокада Ленинграда» –
    как в семье девочки топили печку стульями, ходили на речку за водой и
    пили воду вместо чая, называя напиток «белая ночь»);
  • рассказ С. Алексеева С. Алексеева «Брестская крепость», в котором описывается подвиг солдат и их детей (дети отказались от воды, чтобы напиться смогли солдаты, оборонявшие город).

Основой наглядного блока для рассказа о Дне Победы
должны быть фотографии из семейных архивов детей с родственниками,
принимавшими участие в ВОВ, а также памятники победы. В начале разговора
можно, как и в предыдущие годы, использовать презентации

Кроме того, для обобщения знаний ребят
по теме в качестве основы для беседы можно посмотреть видеоролик
«Дедушка, скажи, как всё начиналось» (https://www.youtube.com/watch?v=6uYD2fA41Hw ). После просмотра ребята отвечают на такие вопросы:

  • Что натолкнуло мальчика на мысль, спросить дедушку о войне?
  • Какую цель преследовали фашисты, развязывая войну?
  • Кто стоял во главе фашистов?

Иван Герасимов-Фёдоров

Едва ли не в каждом эшелоне с войсками, движущимися на фронт, регулярно вылавливали зайцев-мальчишек, стремившихся на войну, чтобы отомстить за родных.

Так на станции Повадино обнаружился 14-летний Иван Герасимов. Отец его, Фёдор Герасимович, погиб на фронте, дом сгорел, а вместе с ним – его мать и три сестры.

В октябре в очередной раз пришло распоряжение во исполнение приказа Сталина всех подростков отправить в тыл для определения в училища.

В 5:30 утра 14 октября немцы начали артподготовку, и вопрос эвакуации Ивана на восток отложился. Первую атаку отбили, затем – авианалёт, потом двинулись вперёд немецкие танки. Орудия оказались отрезаны друг от друга.

Ваня в одиночку выпустил по танкам два последних снаряда. На глазах комиссара дивизиона Филимонова ему раздробило локоть левой руки. И тогда в сторону немцев полетели гранаты.

Осколком очередного снаряда Ивану оторвало кисть правой руки. Оставшимся в живых показалось, что он погиб.

Однако когда немецкие танки пошли в обход позиции артиллеристов, Иван Герасимов встал, выбрался из ровика, прижимая культей правой руки к груди противотанковую гранату, выдернул зубами чеку и лёг под гусеницу головного танка, погибнув героической смертью.

Пока память жива!

Зоя Чеботарёва

Отгремели давно залпы наших орудий,А в воронке от бомбы трава-мурава…Но войну не забыли суровые людиИ смеются сквозь слезы,Ведь память жива!Они помнят походы и дальние страны,И простые, от сердца, народа слова.Помнят лица друзей, уходивших так рано.Их слова и улыбки – Ведь память жива!Они помнят весну 45-го года…Закружилась от счастья тогда голова!Не узнали её те, что гибли в походах,Но всё помнят друзья их,Ведь память жива!Эта память с корнями уходит всё глубже,И шумит на ветвях, зеленея, листва…Её времени бег никогда не заглушит!Ведь душа молода,Пока память жива!***

задачи разработки темы День Победы с детьми разного возраста

Возрастная группа

Задачи

Первая младшая

  • объяснить суть праздника, а для этого дать начальные представления о войне (Родину защищала не только армия, но и все жители);
  • познакомить с понятиями: боевая награда, война, враг, победа, ветеран, салют, памятник;
  • дать представления о самых известныхвоенных песнях(День Победы, Смуглянка и др.).

Вторая младшая

  • формировать представление о ВОВ как о значимой части истории России (здесь уместен разговор о людских потерях, разрушениях городов);
  • расширить словарь детей словами: Великая Отечественная война, фашист, Вечный огонь, потомок, парад, герой;
  • продолжать знакомить с известными песнями о войне.

Средняя группа

  • разъяснить, что мы должны быть благодарны за победу не только солдатам, но и труженикам тыла, в том числе детям;
  • формировать понимание того, что война коснулась каждой семьи (у кого-то родственники воевали, а у кого-то работали в тылу);
  • воспитывать чувство благодарности ветеранам за мирную жизнь.

Старшая

  • поощрять интерес изучения истории своей семьи в контексте участия родственников в ВОВ;
  • обогащать словарь понятиями: блокада, оккупация;
  • развивать речь, вовлекая ребят в обсуждение того или иного вопроса по теме (например, в чём был подвиг детей в рассказе С. Алексеева Брестская крепость).

Подготовительная

  • обобщить полученные ранее знания о Дне Победы;
  • стимулировать познавательный интерес в отношении изучения событий ВОВ;
  • учиться выражать аргументированные оценочные суждения относительно важных событий войны (Сталинградская битва, блокада Ленинграда, оборона Москвы).

Праздник победы

Татьяна Лаврова

В славный праздник – День Победы,Я спешу поздравить деда.Он вояка храбрый, бравый,Защищал свою державу!В 20 лет – солдат бывалый,Горя видел он немало.Он с боями шёл от Волги.Путь был трудным, страшным, долгим.Сталинград, Москва, Варшава…За отвагу – Орден Славы.Столько званий и медалейВы, поверьте, не встречали!Дед рассказывал немножкоПро войну и про бомбёжку.Как в окопах кашу ели,И до срока поседели.Был он ранен и простужен,Шёл в атаку, был контужен.И в походном медсанбатеПовстречался с бабой Катей.Повезло и ей, и деду:Вместе встретили Победу.И теперь цветущим маемПраздник дружно отмечаем.Мир пусть будет на планете!Счастья – взрослым,Счастья – детям!***

Первая младшая группа

Несмотря на возраст детей в материалах есть и объяснение, и наглядность, и художественная литература.

Объяснение

Разъяснение для малышей следует начинать с того, что День Победы — это праздник.Причём
фразу желательно сделать вопросительной: «А вы знаете, какой скоро
праздник?» Это позволит привлечь внимание ребят. Далее формулируется
объяснение

«Когда наши
прабабушки и прадедушки были маленькими, может, чуть старше вас
нынешних, на нашей Родине началась война, так как на неё напали враги,
пожелавшие, чтобы все жили по тем правилам, которые будут ими
установлены. Но граждане страны не хотели так жить. Война длилась 4 года
и закончилась нашей победой. К сожалению, многие жители погибли.
Солдат, воевавших за Родину, награждали боевыми наградами. После войны
их стали называть ветеранами, то есть опытными военными. В честь героев,
сражавшихся с врагами, были установлены памятники, а ежегодно, 9 Мая, в
день, когда была объявлена наша победа, празднуется День Победы. В этот
день мы поздравляем ветеранов и друг друга с тем, что сегодня живём под
мирным небом».

Малыши легче усваивают рифмованные строки, поэтому объяснение нужно сопровождать стихотворениями:

Майский праздник — День Победы Отмечает вся страна.

Надевают наши деды Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят. (Белозёров Т.);

В небе праздничный салют,

Фейерверки там и тут.

Поздравляет вся страна

Славных ветеранов.

А цветущая весна

Дарит им тюльпаны,

Дарит белую сирень.

Что за славный майский день? (Н. Иванова);

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

 Ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит.

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете! (Н. Найдёнова).

Слово взрослого должно сопровождаться наглядностью. При этом, учитывая
возраст ребят, акцент опять-таки делается именно на сам праздник, а не
на исторический повод. То есть это могут быть изображения салюта,
ветеранов с наградами, орденов, георгиевской ленты.

Лара Михеенко

В начале лета 1941 г. Лара поехала на летние каникулы в деревню Печенёво к дяде. Здесь ее и застала война. Как многие ее сверстницы, юная Лара начала вести опасную партизанскую жизнь.

С августа 1943 г. отряд, в котором находилась Лара, активно участвовал в «рельсовой войне». Уже опытная разведчица, Лариса собирала сведения об охране мостов и возможностях их минирования.

Благодаря Ларе в одной из операций кроме моста был выведен из строя еще и проходивший по нему вражеский эшелон: девочка смогла подобраться к мосту, где зажгла огнепроводный шнур прямо перед приближающимся поездом.

Глубокой осенью 1943 г. Лариса с двумя партизанами пошла в деревню Игнатово на разведку. Они тайно остановились в доме проверенного человека. Пока партизаны общались с хозяйкой дома, Лариса оставалась снаружи для наблюдения.

Как выяснится позже, их предал кто-то из местных жителей. Внезапно появились немцы, и Лара успела предупредить об этом друзей.

Но силы были не равны – в бою были убиты оба партизана, а Ларису схватили, чтобы повести на допрос. В пальто у девочки оставалась ручная граната, которую она бросила в фашистов. Однако граната не взорвалась.

4 ноября 1943 г. Лариса Дорофеевна Михеенко после жестокого допроса, сопровождавшегося пытками и издевательствами, была расстреляна.

Теперь вы знаете о наиболее ярких подвигах детей героев Великой Отечественной войны.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Ход занятия:

Воспитатель: Рано утром 22 июня 1941 года, когда все люди еще спали, германские войска вероломно напали на нашу страну. Была остановлена мирная жизнь народа. Началась ВОВ.

Как один, поднялись наши люди на защиту своей Родины. Каждый день эшелоны увозили солдат на фронт, на передовую. Родные и близкие провожали их со слезами на глазах.

Фашистские самолеты бомбили города и села, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на школы и детские сады, на больницы и жилые дома.

Как вы думаете, кто помогал раненым на полях сражений?

Ответы детей. (Санитары, медицинские сестры, фельдшеры, врачи).

Санитары выносили с поля боя раненых солдат, перевязывали, отправляли их в госпиталя.

Заводы и фабрики страны работали слаженно и бесперебойно,днем и ночью: гранаты, пушки, мины.

Как вы думаете, кто все это производил, если все мужчины ушли на фронт? Ответы детей. (старики, женщины, дети).

На передовой наши солдаты отважно сражались с фашистами. Солдаты и офицеры всех родов войск били фашистов

Было много потерь, многие не вернулись с войны.

Закончилась война в мае 1945 года. Советские воины освободили от фашистов не только нашу страну, но и другие страны Европы.

Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен. 9 мая 1945 года тысячи людей вышли на улицы. Народ ликовал и пел, плакал и смеялся. Люди смеялись, плакали, незнакомые обнимали друг друга.

Праздник победы отмечается ежегодно 9 мая. В этот день поздравляют участников войны, ветеранов.

Воспитатель: Мы сейчас с вами поиграем в

Игру «Скажи по-другому»:

Защитник Отечества — воин, солдат, боец.

Отечество – Родина, отчизна.

Храбрый солдат – мужественный, смелый, отважный, бесстрашный, доблестный.

Подвиг – смелый, отважный, хороший поступок.

Как называют человека, совершившего подвиг? (герой).

Воспитатель: После войны, во многих городах построили памятники нашим солдатам, у которых всегда лежат цветы.

Ребенок читает стих: Ты за нас воевал, ты за нас жизнь отдал,

Чей – то сын иль отец, или брат.

Помним мы о тебе, о тебе говорим

И поём, неизвестный солдат.

Физ. минутка «Самолёты»

Воспитатель: А теперь нам нужно немного размяться. Повторяйте все движения за мной.

Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны в стороны)

На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям)

Да и снова полетели. (повторить 2-3 раза)

Воспитатель: 9 мая, вечером, когда стемнеет, начинается салют Победы.

Ребята, кто из вас видел салют? Как разлетаются его огни?

В какое время суток обычно бывает салют и почему? (ответы детей).

Да, вечером бывает салют, посвященный этому великому дню. А самый большой, самый красивый салют запускают в столице нашей Родины — Москве. Сначала начинают греметь мощные залпы орудий, а потом в ночном небе вспыхивает множество ярких, разноцветных огней, которые рассыпаются на множество сверкающих искр.

Люди смотрят на эту красоту и радуются: «Ура! Победа!»

Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам нарисовать рисунок «Салют Победы над городом». Наше занятие закончилось. До новых встреч.

«Никто не забыт и ничто не забыто»

Великой Победе посвящается!

Я родился и вырос на мирной земле. Я хорошо знаю, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома.

Я вижу, как строят новые дома, но не подозревал, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов.

Я знаю, как обрываются сны, но мне трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как веселый утренний сон.

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была прервана.

Фашистская Германия, нарушив пакт о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза.

И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в схватку, в смертельную схватку с коварным, жестоким и беспощадным врагом.

Тогда и началась Великая Отечественная война за честь и независимость нашей Родины.

На защиту страны поднялись миллионы людей.

В войне сражались и побеждали пехотинцы и артиллеристы, танкисты и летчики, моряки и связисты – воины многих и многих боевых специальностей, целые полки, дивизии, корабли за героизм их воинов отмечались боевыми орденами, получали почетные наименования.

Когда забушевало пламя войны, вместе со всем советским народом поднялись на защиту Родины города и станицы, хутора и аулы. Гнев и ненависть к подлому врагу, неукротимое стремление сделать всё для его разгрома наполнили сердца людей.

Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу — это подвиг беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине.

«Все для фронта, все для Победы!»

В суровые дни войны рядом с взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи для фронтовиков, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов и более 70 тысяч сёл и деревень, разрушили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек.

Зловещим символом звериного облика фашизма стали концентрационные лагеря смерти.

В Бухенвальде уничтожено 56 тысяч человек, в Дахау – 70 тысяч, в Маутхаузене – более 122 тысяч, в Майданеке – число жертв около 1 миллиона 500 тысяч человек, в Освенциме погибло свыше 4 миллионов человек.

Если память каждого погибшего во второй мировой войне почтить минутой молчания, потребовалось бы 38 лет.

Враг не щадил ни женщин, ни детей.

Майский день 1945-го. Знакомые и незнакомые люди обнимали друг друга, дарили цветы, пели и танцевали прямо на улицах. Казалось, впервые миллионы взрослых и детей подняли глаза к солнцу, впервые наслаждались красками, звуками, запахами жизни!

Это был общий праздник всего нашего народа, всего человечества. Это был праздник каждого человека. Потому что победа над фашизмом знаменовала победу над смертью, разума над безумием, счастья над страданием.

1418 суток отделяли 9 мая 1945 г. от 22 июня 1941 г.

Почти в каждой семье кто-то погиб, пропал без вести, умер от ран.

С каждым годом все дальше в глубь истории уходят события Великой Отечественной войны. Но для тех, кто воевал, кто полной чашей испил и горечь отступления, и радость наших великих побед, эти события никогда не изгладятся из памяти, навсегда останутся живыми и близкими. Казалось, что уцелеть среди шквального огня, не лишиться рассудка при виде гибели тысяч людей и чудовищных разрушений было просто невозможно.

Но сила человеческого духа оказалась сильнее металла и огня.

Вот почему с таким глубочайшим уважением и восхищением мы смотрим на тех, кто прошел через ад войны и сохранил в себе лучшие человеческие качества – доброту, сострадание и милосердие.

Вот уже 66 лет прошло со Дня Победы. Но мы не забыли о тех 1418 днях и ночах, которые продолжалась Великая Отечественная война.

Почти 26 миллионов жизней советских людей унесла она. Потоками крови и слез была омыта за эти нескончаемо долгие четыре года наша многострадальная земля. И если бы собрать воедино горькие материнские слезы, пролитые по погибшим сыновьям, то образовалось бы море Скорби, и потекли бы от него во все уголки планеты реки Страдания.

Нам, современному поколению, дорого будущее планеты. Наша задача – беречь мир, бороться, чтобы не убивали людей, не гремели выстрелы, не лилась человеческая кровь.

Небо должно быть голубым, солнце ярким, теплым, добрым и ласковым, жизнь людей безопасной и счастливой.