Веселые истории для школьников 5 класса

Как придумать сказку (правила)

Придумать сказку — отличное творческое задание, которое развивает у школьников воображение, фантазию, речь и творческое мышление. Придумывание сказочной истории погружает ребенка в мир волшебства, позволяет попасть в сказочный мир, стать творцом и развить такие качества, как доброта, мужество, смелость.

Сочиняя, школьники не только выполняют домашнее задание, но и пробуют себя в роли писателя, рассказчика. Особенно нравятся детям задания на придумывание волшебных сказок

Радость, удовольствие от своего творчества и заслуженное внимание и интерес к сказке у товарищей — вот главная радость для детей

Кроме того, сказки, придуманные детьми, помогают взрослым понять внутренний мир ребенка, увидеть его спрятанные эмоции, страхи или скрытые желания. А для детей — сочинение сказки позволяет вернуться в мир волшебного детства.

Очень интересными бывают и рисунки школьников, сделанные к придуманным сказкам. 

Помните, что в сказке должно:

  • вступление (завязка)
  • основное действие,
  • развязка + эпилог (желательно)
  • сказка должна учить чему-то хорошему

Наличие этих составляющих сделает вашу сказку полной и позволит получить хорошую оценку.

Вот несколько коротких сказок, которые придумали школьники к уроку литературного чтения в 3 классе.

Маленькая Фея

На берегу большого озера в красивом домике жила маленькая Фея. У нее была волшебная палочка.

С ее помощью Фея помогала несчастным и делала вокруг своего домика все красиво. На другом берегу жил злой Маг. Ему не нравилась Фея, потому что она добрая. Он хотел уничтожить ее. Маг превратился в серого волка и побежал на другой берег озера. Фея заметила хромающего волка и выбежала из своего домика, захватив с собой лекарство. Волк начал скулить, но Фея почувствовала что-то неладное. Она достала свою волшебную палочку и прочитала заклинание.

Волк опять превратился в мага. Он начал бросать в нее огненные шары. Маленькая Фея решила не применять свое колдовство и спряталась за дерево. Она достала из кармана клубок ниток, быстро натянула его между деревьями и позвала Мага. «Я тут! Я тут! – кричала Фея, завлекая Мага. Злой волшебник не заметил западни, споткнулся и растянулся на траве. Фея мгновенно сорвала одуванчик, ведь она знала, что если подуть на Мага, то он взорвется. Она так и сделала. Фея собрала все свои силы и дунула. Маг исчез. В лесу начался настоящий праздник, все пели и веселились!

Волшебный мишка

Расскажу я вам сказку интересную преинтересную, волшебную — преволшебную. Был у меня плюшевый мишка: старый, ухо оторвано. Но любила я его больше всех игрушек.

Был мой мишка самый обычный, а тут вдруг стал разговаривать!  Сказал он, что может исполнить три желания, но только самые добрые.

Моя подружка Лена мечтала о кукле Бэби Бон, и мишка тут же исполнил её мечту.

Мне очень хотелось завести собаку, и она тут же появилась! А третье желание я загадывать не стала, пусть останется про запас. А мой мишка исчез!  Но я надеюсь, что он обязательно вернётся, когда я решусь загадать своё третье желание.

Мишка мне это обещал!

Волшебная девочка

Жила на свете девочка – Солнце. А звали Солнце потому, что улыбалась. Стала Солнце путешествовать по Африке. Захотелось ей пить. Когда она произнесла эти слова, то неожиданно появилось большое ведро с прохладной водой. Попила девочка водички, а водичка была золотой. И стала Солнце сильной, здоровой и счастливой. А когда ей было трудно в жизни, то эти трудности уходили. И поняла девочка про свое волшебство. Загадывала она игрушки, а это не сбывалось. Стала Солнце капризничать и волшебство пропало. Верно говорят: «Много хочешь – мало получишь».

Литература XIX в.

В. А. Жуковский

  • Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. А. Жуковского «Песня»
  • Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. А. Жуковского «Море»
  • Основные мотивы стихотворений В. А. Жуковского «Море» и «Вечер»
  • «Баллада В. А. Жуковского „Светлана“ (герои и сюжет)»

А. С. Грибоедов

  • Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
  • Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
  • Жанровое своеобразие пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума»

А. С. Пушкин

  • Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина
  • В чем своеобразие любовной темы в лирике А. С. Пушкина
  • Стихотворение А. С. Пушкина «К морю» (восприятие, истолкование, оценка)
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (вместо анализа стихотворения «Я вас любил…»)
  • Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (восприятие, истолкование, оценка)
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Отцы-пустынники и жены непорочны…»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К морю»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэту»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может …»
  • Философские мотивы лирики А. С. Пушкина
  • Образ Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
  • Изображение столичного и поместного дворянства в романе «Евгений Онегин»
  • Почему Онегин обречен на одиночество? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

М. Ю. Лермонтов

  • Пари Печорина с Вуличем в главе «Фаталист» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
  • «Как часто пестрою толпою окружен» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
  • «Дума» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
  • Печорин и контрабандисты (анализ главы «Тамань» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • Печорин и горцы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
  • «Родина» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
  • «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля» (В. Г. Белинский)
  • Мотивы лирики Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени»
  • Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • «Выхожу один я на дорогу» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
  • «Пророк» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
  • Как Печорин относится к проблеме судьбы? (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Н. В. Гоголь

  • Чичиков у Плюшкина (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
  • Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
  • Беседа Чичикова с Маниловым (по поэме Н. В. Гоголя)
  • Над чем смеется и грустит Гоголь в «Мертвых душах»
  • Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире
  • Столкновение экипажей (анализ эпизода главы 5-й первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
  • Роль личных отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
  • Противоположность характеров Чичикова и Ноздрева
  • Чиновники города в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
  • Крестьянские образы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
  • Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
  • Знакомство Чичикова с городом NN (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
  • Быт и нравы губернского города NN (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
  • Визит Чичикова к помещице Коробочке (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

5 класс

Внимание! Произведения, выделенные подчеркиванием – читать в первую очередь. Античные мифы

Вначале был хаос. Зевс на Олимпе.Русские народные сказки.Загадки, частушки, поговорки, песни.Сказки народов мира

Античные мифы. Вначале был хаос. Зевс на Олимпе.Русские народные сказки.Загадки, частушки, поговорки, песни.Сказки народов мира.

Из древнерусской литературы:Афанасий Никитин. Из «Хождения за три моря».

Из русской литературы XIX векаИ. А. Крылов (3—4 басни на выбор).А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь.А. В. Кольцов. Осень. Урожай.Н. В. Гоголь. Страшная месть.Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы, Кавказский пленник.А. Н. Островский. Снегурочка.А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.Погорельский. Чёрная курица или подземные жители

Из русской литературы XX векаМ. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».А. И. Куприн. Чудесный доктор.И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись…». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит…». «Помню — долгий зимний вечер…».А. А. Блок. «Встану я в утро туманное…». «На весеннем пути в теремок…».С. А. Есенин. Песнь о собаке.И. С. Соколов-Микитов. Зима.П. П. Бажов. Каменный цветок.М. М. Пришвин. Моя родина.С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.А. Т. Твардовский. Лес осенью.Е. И. Носов. Варька.Кир Булычев. Миллион приключений.В. П. Астафьев. Васюткино озеро

Из зарубежной литературыБасни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор).Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо. М. Твен. Приключения Тома Сойера. Д.Лондон Сказание о Кише Стивенсон. Остров сокровищГ.Андерсен Снежная королева

Карусель в голове

К концу учебного года я просил отца купить мне двухколёсный велосипед, пистолет-пулемёт на батарейках, самолёт на батарейках, летающий вертолёт и настольный хоккей.

— Мне так хочется иметь эти вещи! — сказал я отцу.— Они постоянно вертятся у меня в голове наподобие карусели, и от этого голова так кружится, что трудно удержаться на ногах.

— Держись,— сказал отец,— не упади и напиши мне на листке все эти вещи, чтоб мне не забыть.

— Да зачем же писать, они и так у меня крепко в голове сидят.

— Пиши,— сказал отец,— тебе ведь это ничего не стоит.

— В общем-то ничего не стоит,— сказал я,— только лишняя морока.— И я написал большими буквами на весь лист:

ВИЛИСАПЕТ

ПИСТАЛЕТ-ПУЛИМЁТ

САМАЛЁТ

ВИРТАЛЁТ

ХАКЕЙ

Потом подумал и ещё решил написать «мороженое», подошёл к окну, поглядел на вывеску напротив и дописал:

МОРОЖЕНОЕ

Отец прочёл и говорит:

— Куплю я тебе пока мороженое, а остальное подождём.

Я думал, ему сейчас некогда, и спрашиваю:

— До которого часу?

— До лучших времён.

— До каких?

— До следующего окончания учебного года.

— Почему?

— Да потому, что буквы в твоей голове вертятся, как карусель, от этого у тебя кружится голова, и слова оказываются не на своих ногах.

Как будто у слов есть ноги!

А мороженое мне уже сто раз покупали.

Список художественной литературы на лето от С.И.Красовской

Книги о ровесниках

  1. Ю. Коваль «Недопёсок»
  2. В. Крапивин «Тень каравеллы»
  3. В. Голявкин «Мой добрый папа»
  4. И. Петкевич «Мы с Костиком»
  5. С. Вольф «Глупо как-то получилось»
  6. Б. Алмазов «Старые да малые»
  7. М. Зощенко «Лёля и Минька»
  8. Г. Черкашин. «Кукла»

Мир сказки

  1. П. Треверс «Мэри Поппинс»
  2. Х.Д. Чендлер «Сказки дядюшки Римуса»
  3. Х. К. Андерсен. «Русалочка»
  4. О. Уальд. «Кентервильское привидение».
  5. Гауф. «Сказки»
  6. Гофман. «Щелкунчик и Мышиный король»

Мир природы и человека

  1. Ю. Коваль. «Капитан Клюквин»
  2. К. Паустовский. «Кот-ворюга».
  3. Ю. Яковлев. «У человека должна быть собака».
  4. Р. Киплинг «Рикки-Тики-Тави»

Нина Павлова

Мышонок заблудился

Лесному мышонку мама подарила колесо из стебля одуванчика и сказала:
— На, играй, катай возле дома.
— Пип-пити-пип! — закричал мышонок. — Буду играть, буду катать!
И покатил колесо по тропинке под гору. Катал его, катал и так заигрался, что не заметил, как очутился в чужом месте. На земле валялись прошлогодние липовые орешки, а вверху, за вырезными листьями, совсем чужое место! Мышонок притих. Потом, чтобы не было так страшно, положил своё колесо на землю, а сам сел в серединку. Сидит и думает:
«Мама сказала: «Катай возле дома». А где теперь возле дома?»
Но тут он увидел, что трава в одном месте дрогнула и оттуда выпрыгнула лягушка.
— Пип-пити-пип! — закричал мышонок. — Скажи-ка, лягушка, где возледома, где моя мама?
На счастье, лягушка как раз это знала и ответила:
— Беги всё прямо и прямо под этими цветами. Встретишь тритона. Он только что выполз из-под камня, лежит и дышит, собирается ползти в пруд. От тритона сверни налево и беги по тропинке всё прямо и прямо. Встретишь бабочку-белянку. Она сидит на травинке и кого-то поджидает. От бабочки-белянки сверни опять налево и тут кричи свою маму, она услышит.
— Спасибо! — сказал мышонок.
Поднял своё колесо и прокатил его между стеблями, под чашами цветов белой и жёлтой ветреницы. Но колесо скоро заупрямилось: то об один стебель стукнется, то о другой, то застрянет, то упадёт. А мышонок не отступался, толкал его, тянул и, наконец, выкатил на тропинку.
Тут он вспомнил о тритоне. Ведь тритон-то так и не встретился! А он потому не встретился, что уже успел уползти в пруд, пока мышонок возился со своим колесом. Так мышонок и не узнал, где ему нужно было свернуть налево.
И опять покатил своё колесо наугад. Докатил до высокой травы. И опять горе: колесо запуталось в ней — и ни взад, ни вперёд!
Еле-еле удалось его выпутать. И тут только вспомнил мышонок о бабочке-белянке. Ведь она так и не встретилась.
А бабочка-белянка сидела, сидела на травинке и улетела. Так мышонок и не узнал, где ему нужно было свернуть опять налево.
На счастье, мышонок встретил пчелу. Она прилетела на цветы красной смородины.
— Пип-пити-пип! — закричал мышонок. — Скажи-ка мне, пчёлка, где возледома, где моя мама?
А пчёлка как раз это знала и ответила:
— Беги сейчас под гору. Увидишь — в низинке что-то желтеет. Там будто столики накрыты узорчатыми скатертями, а на них жёлтые чашечки. Это селезёночник, такой цветок. От селезёночника поднимись в гору. Увидишь лучистые, как солнышко, цветы и рядом — на длинных ножках — пушистые белые шары. Это цветок мать-и-мачеха. От него сверни направо и тут кричи свою маму, она услышит.
— Спасибо! — сказал мышонок…
Куда же теперь бежать? А уже стало темнеть, и никого-то кругом не видно! Мышонок сел под листик и заплакал. И так громко заплакал, что его мама услышала и прибежала. Как он ей обрадовался! А она ещё больше: уж и не надеялась, что сынишка жив. И они весело рядышком побежали домой.

7 класс

Фольклор.Василий Буслаев (и другие былины по выбору учителя и учащихся). Пословицы и поговорки народов мира.

Из древнерусской литературы Из «Моления Даниила Заточника». Наставление тверского епископа Семена.

Из русской литературы XIX векаИ. А. Крылов. Басни (на выбор).А. Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя…».В. А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.Ф. Н. Глинка. К почтовому колокольчику.К. Ф. Рылеев. Петр Великий в Острогожске.А. С. Пушкин. Товарищам. К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь.Н. М. Языков. Пловец.М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоевского.Н. А. Некрасов. Саша.Л. Н. Толстой. Детство.А. П. Чехов. Размазня.

Из русской литературы XX векаИ. А. Бунин. Лапти.А. И. Куприн. Изумруд.А. Т. Аверченко. Вечером.Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат.Дон-Аминадо. Четыре времени года.Н. С. Гумилев. Леопард.М. А. Осоргин. Земля.М. И. Цветаева. Стихи о Москве.Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка.Я. В. Смеляков. «Если я заболею…». Хорошая девочка Лида.В. П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке.В. М. Шукшин. Критики.А. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).

Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку…». «Со мною вот что происходит…».Р. И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.В. С. Высоцкий. Песня о друге.А. Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.В. С. Розов. В добрый час!

Из зарубежной литературыЯпонские трехстишия (хокку, или хайку).Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате.Э. По. Лягушонок.В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год.Дж. Лондон. На берегах Сакраменто.Р. Брэдбери. Все лето в один день.

II. Для учебника под ред. М. Снежневской

  • Мифы Древнего Египта. «Великое путешествие солнечной Ладьи»
  • Мифы древних славян
  • Мифы Древней Греции. О происхождении мира и Богов. «Олимп», «Ночь, луна, заря и солнце», «Пигмалион»,  Подвиги Геракла.
  • Гомер «Одиссея» (отрывок из IX песни)
  • Сказки «Белая уточка», «Кот и лиса», «Коршун и кошка» (египетская сказка)
  • Легенды и предания: «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова»
  • А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
  • Х.К. Андерсен «Снежная королева»
  • С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
  • Е.Л. Шварц «Золушка»
  • П.П. Бажов «Каменный цветок»
  • И.А. Крылов «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Квартет», «Волк и ягнёнок», «Свинья под дубом», «Кукушка и петух»
  • М.Ю. Лермонтов. «Бородино»
  • А.В. Кольцов «Косарь», «Раздумье селянина», «Доля бедняка»
  • И.С. Тургенев «Муму»
  • Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
  • В.М. Гаршин «Сигнал»
  • Л.Н. Андреев «Кусака»
  • А.И. Куприн «Белый пудель»
  • А.С. Пушкин «Обвал», А.Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки», Ф.И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…». К.Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал…», Н.И. Рыленков «Все в тающей дымке…». (одно стихотворение наизусть)
  • К.Г. Паустовский. «Мещёрская сторона»
  • Е.И. Носов. «Тридцать зерен». «Как ворона на крыше заблудилась»
  • К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь…», О.Ф. Берггольц «Разговор с соседкой», С.С. Орлов «Тонкая российская берёза…». (Одно стихотворение о войне наизусть)
  • Р. Гамзатов «Журавли»
  • В.М. Шукшин «Жатва»
  • Ю.П. Казаков «Тихое утро»
  • В.А. Солоухин «Мститель»

10 класс

Внимание! Произведения, выделенные подчеркиванием – читать в первую очередь. Произведение, выделенные курсивом предназначены для внеклассного чтения

Лучше прочитать летом.

1. А.С. Пушкин «Борис Годунов», «Южные поэмы», «Маленькие трагедии», лирика. 2. М.Ю. Лермонтов «Демон», «Маскарад», лирика. 3. Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести». 4. А.Н. Островский «Гроза», «Бесприданница». 5. И.А. Гончаров «Обломов». 6. И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Накануне». 7. Ф.И. Тютчев. Лирика. 8. А.А. Фет. Лирика. 9. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины», лирика. 10. М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», сказки. 11. Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы», «Казаки», «Война и мир»(!), «Анна Каренина», «Воскресение». 12. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»(!), «Идиот». 13. Н.С. Лесков «Очарованный странник», «Тупейный художник». 14. А.П. Чехов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Скрипка Ротшильда», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры». 15. В. Шекспир «Макбет». 16. Г. Ибсен «Кукольный дом». 17. О. Бальзак «Гобсек», «Шагреневая кожа». 18. Ф. Абрамов «Пряслины», «Дом», «Пелагея». 19. В. Тендряков «Хлеб для собаки». 20. Б. Васильев «Завтра была война», «Не стреляйте в белых лебедей», «В списках не значился», «А зори здесь тихие».

Список художественной литературы на лето от кафедры словесности Новой школы

Интересная история и мифы 

  1. Л. Воронкова «Сын Зевса», «Повести об Александре Македонском»
  2. М. Гаспаров «Занимательная Греция»
  3. Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»
  4. С. Лурье «Письмо греческого мальчика», «Заговорившие таблички»
  5. М. Матье «День египетского мальчика»
  6. Ж. Рони-старший «Борьба за огонь», «Пещерный лев»
  7. В. Смирнова «Герои Эллады»
  8. М. Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
  9. Л. Успенский «Легенды и мифы Древней Греции» 

Сказки, фэнтези и фантастика 

  1. Г.X. Андерсен Сказки
  2. П. Бажов. «Малахитовая шкатулка»
  3. Л. Бессон «Артур и минипуты»
  4. В. Гауф. «Карлик Нос», «Холодное сердце», «Маленький Мук»
  5. К. ДиКамилло «Удивительные приключения кролика Эварда», «Приключения мышонка Десперо», «Спасибо Уинн-Дикси»
  6. Р. Киплинг Сказки
  7. М. Лермонтов «Ашик-Кериб»
  8. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»
  9. К. Льюис «Хроники Нарнии»
  10. С. де Мари «Последний эльф», «Последний орк»
  11. Ю. Олеша. «Три толстяка»
  12. О. Пройслер «Маленькая Баба-яга», «Маленький водяной», «Маленькое привидение», «Крабат: легенды старой мельницы»
  13. Дж. Родари «Джельсомино в стране лжецов», «Сказки по телефону»
  14. Дж. Роулинг Книги о Гарри Поттере
  15. Д. Сабитова «Цирк в шкатулке»
  16. О. Уайльд. «Кентервильское привидение», «Соловей и роза»
  17. К. Чапек «Сказки и веселые истории»
  18. Е.Шварц. «Сказка о потерянном времени», «Два клена», «Снежная королева», «Золушка»
  19. М. Энде «Момо», «Бесконечная история»
  20. Янсон Т. «Все о Муми-троллях» 

Жизнь и приключения детей и взрослых 

  1. Н. Абгарян «Манюня»
  2. Л. Воронкова «Девочка из города»
  3. А. Гайдар «Тимур и его команда», «Чук и Гек», «Военная тайна», «Голубая чашка», «Судьба барабанщика»
  4. Р. Госинни, Ж.-Ж. Сампэ «Маленький Николя»
  5. В. Гюго «Гаврош», «Козетта»
  6. Р. Даль «Чарли и шоколадная фабрика», «Матильда», «Ведьмы»
  7. Д. Дефо «Робинзон Крузо»
  8. М. Додж «Серебряные коньки»
  9. В. Драгунский «Денискины рассказы»
  10. Б. Житков «Морские рассказы», «Что бывало»
  11. В. Катаев «Сын полка»
  12. Э. Кёстнер «Эмиль и детективы», «Мальчик из спичечной коробки»
  13. Э.Л. Конигсбург «Из Архива Миссис Базиль Э. Франквайлер, самого запутанного в мире»
  14. Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова», «Пять похищенных монахов»
  15. В. Коржиков «Мореплаватель Солнышкин»
  16. В. Крапивин «Дети синего фламинго», «Самолет по имени Сережка», «Мальчик девочку искал», «Мушкетер и фея», «Болтик», «Трое с площади Карронад», «Оруженосец по имени Кашка», «Тень каравеллы» и др.
  17. Л. Лагин «Старик Хоттабыч»
  18. В. Медведев «Фантазии Баранкина» («Баранкин, будь человеком!»)
  19. Дж. Крюсс «Мой прадедушка, герои и я»
  20. А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста»
  21. Д. Олдридж «Последний дюйм»
  22. А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»
  23. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» и другие повести и рассказы
  24. М. Пришвин «Кладовая солнца»
  25. А. Раскин «Как папа был маленьким»
  26. Р. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена»
  27. Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
  28. М. Твен «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Принц и нищий» 

Жизнь и приключения животных и людей 

  1. М. Бонд «Медвежонок по имени Паддингтон»
  2. К. Грэм «Ветер в ивах»
  3. Дж. Даррелл «Моя семья и другие звери», «Три билета до Эдвенчер», «Ослокрады», «Говорящий сверток»
  4. Б. Житков «Рассказы о животных»
  5. Р. Киплинг «Маугли», «Книга джунглей», «Ваш покорный слуга пес Бутс»
  6. Ф. Кнорре «Соленый пес»
  7. Ю. Коваль «Недопесок», «Алый»
  8. Я. Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
  9. Ф. Моуэт «Собака, которой не хотелось быть просто собакой»
  10. Д. Пеннак «Собака Пес», «Глаз волка»
  11. Э. Сетон-Томпсон Рассказы о животных
  12. Э. Файн «Дневник кота-убийцы»
  13. В. Чаплина «Кинули», рассказы о животных
  14. С. Черный «Приключения Фокса Микки» 

6 класс

Внимание! Произведения, выделенные подчеркиванием – читать в первую очередь. Мифы, сказания, легенды народов мира.Гомер

Илиада. Одиссея.Русские народные сказки. Сказки народов мира

Мифы, сказания, легенды народов мира.Гомер. Илиада. Одиссея.Русские народные сказки. Сказки народов мира.

А. С. Пушкин. Жених. «Во глубине сибирских руд…». Выстрел. Барышня-крестьянка. Повести Белкина. Дубровский.К. Ф. Рылеев. Державин.Е. А. Баратынский. Родина.Н. М. Языков. Родина. Настоящее. Две картины.Ф. И. Тютчев. Сон на море. Весна. «Как весел грохот летних бурь…».А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь…». Лес.М. Ю. Лермонтов. Воздушный корабль. Русалка. Морская царевна.А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье…». Сенокос. Емшан.И. С. Тургенев. Хорь и Калиныч. Записки Охотника.Н. А. Некрасов. Влас.Ф. М. Достоевский. Мальчик у Христа на елке.Н. С. Лесков. Человек на часах. Левша.Л. Н. Толстой. Хаджи-Мурат. А. П. Чехов. Беззащитное существо. Жалобная книга. А.П.Платонов. Неизвестный цветок. Н.В.Гоголь. Старосветские помещики

Из русской литературы XX векаК. Г. Паустовский. Бакенщик. Растрепанный воробей.В. К. Железников. Чудак из шестого «Б». Путешественник с багажом. Хорошим людям — доброе утро. А. А. Лиханов. Последние холода. В. П. Астафьев. Конь с розовой гривой М. М. Пришвин. Кладовая солнца. Таинственный ящик. Синий лапоть. Лесная капель.В. П. Крапивин. Брат, которому семь. Звезды под дождем.А.Грин. Алые паруса. Д.В.Григорович. Гуттаперчевый мальчик. В.Шукшин. Срезал

Из зарубежной литературыЭ. По. Овальный портрет.М. Твен. История с привидением.О.Генри. Вождь краснокожих П.Мериме. Маттео Фальконе.. А. Конан Дойл. Горбун. Г. Честертон. Тайна отца Брауна. А. Сент-Экзюпери. Маленький принц.

Из чего сказка складывается

Как Вы думаете, почему детям трудно бывает определить, какие сказки авторские, а какие народные? В сознании ребёнка нет никакой разницы между «Сказкой о Царе Салтане» Пушкина и сказкой «Гуси-Лебеди». Не удивительно. Александр Сергеевич относился к русскому фольклору с трепетом и стилизовал свои сказки предельно точно. Рассмотрим и мы возможности стилизации сказок для развития навыка сочинительства.

Как и при создании сочинения в любом жанре, в сказке нужно продумать соответствующую структуру, на которую можно накрутить что угодно. Вот её элементы:

  • экспозиция (короткая история событий, предшествующих будущему конфликту, — частый, но не обязательный элемент сказки);
  • зачин (может начинать произведение или продолжать экспозицию, рассказывать о героях, месте действия и т.п.);
  • кульминация (наивысшая точка развития сюжета);
  • развязка (момент раскрытия интриги);
  • концовка (напоминание о сказочном характере произведения, финальный аккорд).

Придумайте какого-нибудь типичного героя «из народа». Пусть это будет школьник Ваня. Однажды он остаётся один, без взрослых, убегает погулять далеко от дома и таким образом оказывается предоставленным самому себе. Это нарушение запрета — обязательное условие волшебной сказки.

Экспозиция может быть, к примеру, такая: «Жил-был мальчик Ваня, озорник и весельчак. Родителей любил, но редко слушал». А потом можно добавить присказку («Это присказка, а сказка скоро будет, погоди») и от неё перейти к зачину («Вот однажды Ваня проспал первый урок и не пошёл в школу…»). А дальше уже включаем фантазию и придумываем приключения. Но они должны быть захватывающими и обязательно с волшебными помощниками

Герой может встретить по пути кота, который с ним заговорит и сообщит что-то очень важное и таинственное. Трижды он пытается выполнить какое-либо действие, прежде чем добывается результата

И в конце можно использовать какую-то типично сказочную, но перефразированную словесную формулу: «Я там был, всё видел, слышал, вот такой рассказ и вышел».

Ну что, вы уже готовы создать свою сказку для 5 класса по литературе?

В шкафу

Перед уроком я в шкаф залез. Я хотел мяукнуть из шкафа. Подумают, кошка, а это я.

Сидел в шкафу, ждал начала урока и не заметил сам, как уснул.

Просыпаюсь — в классе тихо. Смотрю в щёлочку — никого нет. Толкнул дверь, а она закрыта. Значит, я весь урок проспал. Все домой ушли, и меня в шкафу заперли.

Душно в шкафу и темно, как ночью. Мне стало страшно, я стал кричать:

— Э-э-э! Я в шкафу! Помогите!

Прислушался — тишина кругом.

Я опять:

— О! Товарищи! Я в шкафу сижу!

Слышу чьи-то шаги. Идёт кто-то.

— Кто здесь горланит?

Я сразу узнал тётю Нюшу, уборщицу.

Я обрадовался, кричу:

— Тётя Нюша, я здесь!

— Где ты, родименький?

— В шкафу я! В шкафу!

— Как же ты, милый, туда забрался?

— Я в шкафу, бабуся!

— Так уж слышу, что ты в шкафу. Так чего ты хочешь?

— Меня заперли в шкаф. Ой, бабуся!

Ушла тётя Нюша. Опять тишина. Наверное, за ключом ушла.

Опять шаги. Слышу голос Пал Палыча. Пал Палыч — наш завуч…

Пал Палыч постучал в шкаф пальцем.

— Там нет никого, — сказал Пал Палыч.

— Как же нет. Есть, — сказала тётя Нюша.

— Ну где же он? — сказал Пал Палыч и постучал ещё раз по шкафу.

Я испугался, что все уйдут, я останусь в шкафу, и изо всех сил крикнул:

— Я здесь!

— Кто ты? — спросил Пал Палыч.

— Я… Цыпкин…

— Зачем ты туда забрался, Цыпкин?

— Меня заперли… Я не забрался…

— Гм… Его заперли! А он не забрался! Видали? Какие волшебники в нашей школе! Они не забираются в шкаф, в то время как их запирают в шкафу. Чудес не бывает, слышишь, Цыпкин?

— Слышу…

— Ты давно там сидишь? — спросил Пал Палыч.

— Не знаю…

— Найдите ключ, — сказал Пал Палыч. — Быстро.

Тётя Нюша пошла за ключом, а Пал Палыч остался. Он сел рядом на стул и стал ждать. Я видел сквозь щёлку его лицо. Он был очень сердитый. Он закурил и сказал:

— Ну! Вот до чего доводит шалость. Ты мне честно скажи: почему ты в шкафу?

Мне очень хотелось исчезнуть из шкафа. Откроют шкаф, а меня там нет. Как будто бы я там и не был. Меня спросят: «Ты был в шкафу?» Я скажу: «Не был». Мне скажут: «А кто там был?» Я скажу: «Не знаю».

Но ведь так только в сказках бывает! Наверняка завтра маму вызовут… Ваш сын, скажут, в шкаф залез, все уроки там спал, и всё такое… как будто мне тут удобно спать! Ноги ломит, спина болит. Одно мученье! Что было мне отвечать?

Я молчал.

— Ты живой там? — спросил Пал Палыч.

— Живой…

— Ну сиди, скоро откроют…

— Я сижу…

— Так… — сказал Пал Палыч. — Так ты ответишь мне, почему ты залез в этот шкаф?

Я молчал.

Вдруг я услышал голос директора. Он шёл по коридору:

— Кто? Цыпкин? В шкафу? Почему?

Мне опять захотелось исчезнуть.

Директор спросил:

— Цыпкин, ты?

Я тяжело вздохнул. Я просто уже не мог отвечать.

Тётя Нюша сказала:

— Ключ унёс староста класса.

— Взломайте дверь, — сказал директор.

Я почувствовал, как ломают дверь, — шкаф затрясся, я стукнулся больно лбом. Я боялся, что шкаф упадёт, и заплакал. Руками упёрся в стенки шкафа, и, когда дверь поддалась и открылась, я продолжал точно так же стоять.

— Ну, выходи, — сказал директор. — И объясни нам, что это значит.

Я не двинулся с места. Мне было страшно.

— Почему он стоит? — спросил директор.

Меня вытащили из шкафа.

Я всё время молчал.

Я не знал, что сказать.

Я хотел ведь только мяукнуть. Но как я сказал бы об этом…

О чем думает моя голова

Если вы думаете, что я учусь хорошо, вы ошибаетесь

Я учусь неважно. Почему-то все считают, что я способная, но ленивая

Я не знаю, способная я или не способная. Но только я точно знаю, что я не ленивая. Я по три часа сижу над задачами.

Вот, например, сейчас я сижу и изо всех сил хочу решить задачу. А она не решается. Я говорю маме:

— Мам, а у меня задачка не получается.

— Не ленись, — говорит мама. — Подумай хорошенько, и всё получится. Только хорошенько подумай!

Она уходит по делам. А я беру голову обеими руками и говорю ей:

— Думай, голова. Думай хорошенько… «Из пункта А в пункт Б вышли два пешехода…» Голова, ты почему не думаешь? Ну, голова, ну, думай, пожалуйста! Ну что тебе стоит!

За окном плывёт облачко. Оно лёгонькое, как пух. Вот оно остановилось. Нет, плывёт дальше.

Голова, о чём ты думаешь?! Как тебе не стыдно!!! «Из пункта А в пункт Б вышли два пешехода…» Люська, наверное, тоже вышла. Она уже гуляет. Если бы она подошла ко мне первая, я бы её, конечно, простила. Но разве она подойдёт, такая вредина?!

«…Из пункта А в пункт Б…» Нет, она не подойдёт. Наоборот, когда я выйду во двор, она возьмёт под руку Лену и будет с ней шептаться. Потом она скажет: «Лен, пошли ко мне, у меня что-то есть». Они уйдут, а потом сядут на подоконник и будут смеяться и грызть семечки.

«…Из пункта А в пункт Б вышли два пешехода…» А я что сделаю?.. А я тогда позову Колю, Петьку и Павлика играть в лапту. А она что сделает? Ага, она поставит пластинку «Три толстяка». Да так громко, что Коля, Петька и Павлик услышат и побегут просить её, чтобы она дала им послушать. Сто раз слушали, всё им мало! И тогда Люська закроет окно, и они там все будут слушать пластинку.

«…Из пункта А в пункт… в пункт…» А я тогда возьму и запульну чем-нибудь прямо в её окно. Стекло — дзинь! — и разлетится. Пусть знает.

Так. Я уже устала думать. Думай не думай — задача не получается. Просто ужас какая задачка трудная! Вот погуляю немножко и снова стану думать.

Я закрыла задачник и выглянула в окно. Во дворе гуляла одна Люська. Она прыгала в классики. Я вышла во двор и села на лавочку. Люська на меня даже не посмотрела.

— Серёжка! Витька! — закричала сразу Люська. — Идёмте в лапту играть!

Братья Кармановы выглянули в окно.

— У нас горло, — хрипло сказали оба брата. — Нас не пустят.

— Лена! — закричала Люська. — Лен! Выходи!

Вместо Лены выглянула её бабушка и погрозила Люське пальцем.

— Павлик! — закричала Люська.

В окне никто не появился.

— Пе-еть-ка-а! — надсаживалась Люська.

— Девочка, ну что ты орёшь?! — высунулась из форточки чья-то голова. — Больному человеку отдохнуть не дают! Покоя от вас нет! — И голова всунулась обратно в форточку.

Люська украдкой посмотрела на меня и покраснела как рак. Она подёргала себя за косичку. Потом сняла с рукава нитку. Потом посмотрела на дерево и сказала:

— Люсь, давай в классики.

— Давай, — сказала я.

Мы попрыгали в классики, и я пошла домой решать свою задачу.

Только я села за стол, пришла мама:

— Ну, как задачка?

— Не получается.

— Но ведь ты уже два часа над ней сидишь! Это просто ужас что такое! Задают детям какие-то головоломки!.. Ну давай показывай свою задачу! Может, у меня получится? Я всё-таки институт кончала. Так. «Из пункта А в пункт Б вышли два пешехода…» Постой, постой, что-то эта задача мне знакома! Послушай, да ведь вы её в прошлый раз вместе с папой решили! Я прекрасно помню!

— Как? — удивилась я. — Неужели? Ой, правда, ведь это сорок пятая задача, а нам сорок шестую задали.

Тут мама страшно рассердилась.

— Это возмутительно! — сказала мама. — Это неслыханно! Это безобразие! Где твоя голова?! О чём она только думает?!

Валентина Осеева

Пуговица

У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала ее к кофточке.
— А что, бабушка, — спросила она, — все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы?
— Вот уж не знаю, Танюша; отрывать пуговицы умеют и мальчики и девочки, а пришивать-то все больше достается бабушкам.
— Вот как! — обиженно сказала Таня. — А ты меня заставила, как будто сама не бабушка!

Три товарища

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!