Оглавление
- Список книг на лето по русской литературе для 9 класса
- Структура ОГЭ по литературе 2021-2022
- Литература, 8 класс: список произведений на лето
- Стихи Пушкина
- 9 класс (к 10 классу)
- Литература XIX в.
- Список дополнительной литературы на лето для 9-го класса
- Темы для подготовки к ОГЭ по литературе
- Какие произведения проходят по литературе в 9 классе
- Как действовать на экзамене
- Как писать сочинение
Список книг на лето по русской литературе для 9 класса
Слово о полку Игореве
«Повесть о Петре и Февронии»
Ломоносов М. «Ода на день восшествия…
Державин Г. «Памятник
Фонвизин Д. «Недоросль
Жуковский В. «Вечер», «Море
Грибоедов А. «Горе от ума
Пушкин А. Лирика. «Евгений Онегин»
Лермонтов М. «Герой нашего времени
Гоголь Н. «Мёртвые души
Островский А. » Гроза», «Бесприданница
Тургенев И. «Отцы и дети
Некрасов Н. «Кому на Руси жить хорошо
Салтыков-Щедрин М. «История одного города
Достоевский Ф. «Преступление и наказание
Толстой Л. «Война и мир
Чехов А. «Человек в футляре», «Ионыч», «Попрыгунья», «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня
Горький М. «Челкаш», «На дне
Бунин И. «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Лёгкое дыхание», «Грамматика любви», «Тёмные аллеи
Куприн А. «Гранатовый браслет
Структура ОГЭ по литературе 2021-2022
ОГЭ по литературе 2021-2022 состоит из двух частей. В первой части четыре небольших сочинения, во второй — одно объемное.
Часть 1
В этот раздел входят 4 задания с развернутым ответом. Задания 1 и 2 относятся к лироэпическому, эпическому или драматическому отрывку. Они направлены на знание произведения и умение анализировать текст. В каждом случае можно выбрать один вопрос из двух.
Задание 3 в ОГЭ по литературе 2021-2022 связано с лирическим произведением (стихотворением). В нем нужно проанализировать текст, но уже с учетом особенностей поэзии. Можно выбрать один из двух вопросов:
В задании 4 один вопрос: нужно сравнить текст исходного стихотворения с другим, которое приводится ниже в этом задании. В первых трех заданиях просили написать «3-5 предложений», здесь рекомендуют «5-8». Это задание повышенной сложности, оно оценивается в 8 баллов. А за каждое из первых трех заданий дают по 6 баллов.
Часть 2
Здесь есть всего одно задание — объемное сочинение (не менее 200 слов). Составители предлагают 5 тем на выбор.
Чтобы хорошо написать сочинение, нужно разбираться в композиции произведения, средствах выразительности (метафора, эпитет и т.д.), литературных терминах, направлениях, жанрах, таких понятиях, как — авторская позиция, идея, проблематика и т.д. Это вещи, без которых невозможно написать ни одно сочинение. На наших курсах это проходят на первых занятиях, так как мы используем метод ключевых слов.
Что касается произведений, здесь выбор достаточно большой: от Ломоносова и Пушкина до Маяковского и Шекспира. Полный список можно найти в кодификаторе. Впрочем, для успешной сдачи экзамена знать произведения досконально не нужно. Достаточно изучить только те моменты и темы, которые встречаются на ОГЭ по литературе 2021-2022 — именно этому я и учу на курсах по подготовке к экзамену.
Литература, 8 класс: список произведений на лето
Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.
Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.
Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.
Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.
- Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник» и прочие повести и романы, соответствующие школьной программе.
- Николай Гоголь «Ревизор», «Петербургские повести», «Женитьба» (Если из предложенных романов и повестей одного автора в список внесено сразу несколько, то в каждой школе учитель должен сообщить школьникам, какое произведение он ставит в приоритет остальным. Это значит, что учитель сам определит, что они будут проходить более детально, а что оставит на внеклассной чтение для поверхностного ознакомления с произведением).
- Иван Тургенев «Ася».
- Иван Пущин «Записки о Пушкине».
- Лев Толстой «После бала», трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (в некоторых школах трилогию разбивают на отдельные романы и проходят не за один учебный год, а за несколько. Например, в пятом классе дети читают «Детство» Толстого, в шестом – «Отрочество», в седьмом – «Юность». Разбивка может меняться).
- Иван Бунин «Лапти», «Цифры».
- Поэзия Марины Цветаевой.
Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.
- Эмброз Бирс «Человек и змея».
- Виктор Гюго «93-й год», «Человек, который смеется», «Отверженные».
- Томас Гарди «Роковая ошибка церковных музыкантов».
- Джером К. Джером «Миссис Корнер расплачивается».
- Джек Лондон «Под палубным тентом» (восьмиклассникам еще предлагается к прочтению экранизированный роман «Сердца трех» этого же автора).
- Эдгар По «Очки».
- Роберт Стивенсон «Владете ль Баллантре».
- Герберт Уеллс «Война миров», «Человек-невидимка», «Пища богов» и прочее. (В восьмом классе школьники проходят те произведения автора, какие не успели пройти в седьмом классе. Все сюжеты произведений Уеллса всегда граничат между реальными событиями и мистическими, что делает чтение увлекательным и легким).
- Марк Твен «Журналистка из Теннесси».
Стихи Пушкина
Приветствую Вас на сайте versos.ru! Меня зовут Ольга Партала, я пишу стихи, и этот сайт является моим авторским проектом. На этой странице я хочу познакомить Вас с моими любимыми стихами великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Все стихи Пушкина на одной странице
Стихотворения Пушкина
- Я памятник себе воздвиг нерукотворный| 1836
- Туча| 1835
- К *** (Нет, нет, не должен я, не смею, не могу)| 1832
- Элегия| 1830
- Мадонна| 1830
- Поэту| 1830
- Что в имени тебе моем?| 1830
- Бесы| 1830
- В часы забав иль праздной скуки| 1830
- Для берегов отчизны дальной| 1830
- Кавказ| 1829
- Я вас любил: любовь еще, быть может| 1829
- Зимнее утро| 1829
- Дар напрасный, дар случайный| 1828
- Цветок| 1828
- Ты и Вы| 1828
- Дар напрасный, дар случайный| 1828
- Не пой, красавица, при мне| 1828
- Весна, весна, пора любви| 1827
- Во глубине сибирских руд| 1827
- Поэт| 1827
- Зимняя дорога| 1826
- Пророк| 1826
- И.И. Пущину| 1826
- Няне| 1826
- К *** (Я помню чудное мгновенье)| 1825
- Сожженное письмо| 1825
- 19 ОКТЯБРЯ 1825| 1825
- Зимний вечер| 1825
- К морю| 1824
- Фонтану Бахчисарайского дворца| 1824
- Простишь ли мне ревнивые мечты| 1823
- Узник| 1822
- Десятая заповедь| 1821
- Земля и море| 1821
- Погасло дневное светило (отрывок)| 1820
- Деревня (отрывок)| 1819
- К Чаадаеву| 1818
- Мечтателю| 1818
- Ох, лето красное! любил бы я тебя
- Унылая пора! очей очарованье
«И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал» А.С. Пушкин
Пушкин великий, величайший из русских поэтов, и когда я произношу это имя, что-то волнительное и доброе вспыхивает в памяти. Стихотворения Пушкина мы знаем и любим с детства. Еще при жизни Пушкин заслужил славу первого русского поэта. И я думаю, что имя Пушкина будут знать и любить многие последующие поколения. Как же прав был Пушкин в своем стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», ведь стихи Пушкина, его поэмы, романы оказали огромнейшее влияние на формирование канонов русского литературного языка.
На своем сайте я хочу разместить мои любимые стихотворения Пушкина — самого гениального и выдающегося поэта! Возможно, многие из них окажутся Вам знакомы, ведь все мы учились в школе, а стихи Пушкина, занимают, пожалуй, первое место среди всей изучаемой в школьной программе поэзии.
Стихи Пушкина о природе
Многие из нас знают замечательные стихи Пушкина о природе, для меня вообще самыми любимыми были уроки на которых проходили поэзию. «Зимнее утро», пожалуй, моё любимое стихотворение Пушкина о природе, и одно из первых выученных мною стихотворений Александра Сергеевича Пушкина.
Стихи Пушкина о любви
Мне очень нравятся стихи Пушкина о любви, это великолепные признания, полные чувств, открытые и смелые. Стихотворения Пушкина о любви, как и другие произведения этого автора наполнены искренностью и теплотой.
9 класс (к 10 классу)
1. А.С. Пушкин. Стихотворения. «Евгений Онегин», «Пиковая дама». «Выстрел». «Метель». «Бахчисарайский фонтан». «Гробовщик». «Борис Годунов». «Маленькие трагедии» 2. М.Ю. Лермонтов . Стихотворения. «Герой нашего времени». 3. Н.В. Гоголь. «Мертвые души». «Шинель». 4. А.Н. Островский. «Снегурочка»., «Гроза», «Бесприданница». 5. И.А. Гончаров. «Обыкновенная история», «Обломов». 6. И.С. Тургенев. «Рудин», «Отцы и дети». 7. Ф.И. Тютчев. Стихотворение по выбору. 8. А.А. Фет. Стихотворение по выбору.
9.В.А.Жуковский «Светлана», «Людмила»
10. А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Литература 60-х годов XIX века: 9. Н.С. Лесков. «Очарованный странник». 10. Н.Г. Чернышевский. «Что делать?» 11.Н.А. Некрасов. Стихотворение. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». 12.М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Сказки: «Медведь на воеводстве», «Вяленая вобла», «Новые сказки для взрослых»13.Ф.М. Достоевский . «Преступление и наказание», «Идиот». 14. Л.Н. Толстой . «Война и мир», «Анна Каренина»15. А.П. Чехов. Рассказы. Пьеса: «Дядя Ваня».Из зарубежной литературы: 1. И.В. Гете. «Фауст». 2. О.Бальзак «Человеческая комедия». 3. Гюстав Флобер. «Саламбо».
Литература XIX в.
В. А. Жуковский
- Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. А. Жуковского «Песня»
- Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. А. Жуковского «Море»
- Основные мотивы стихотворений В. А. Жуковского «Море» и «Вечер»
- «Баллада В. А. Жуковского „Светлана“ (герои и сюжет)»
А. С. Грибоедов
- Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
- Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
- Жанровое своеобразие пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума»
А. С. Пушкин
- Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина
- В чем своеобразие любовной темы в лирике А. С. Пушкина
- Стихотворение А. С. Пушкина «К морю» (восприятие, истолкование, оценка)
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (вместо анализа стихотворения «Я вас любил…»)
- Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (восприятие, истолкование, оценка)
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Отцы-пустынники и жены непорочны…»
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К морю»
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэту»
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может …»
- Философские мотивы лирики А. С. Пушкина
- Образ Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
- Изображение столичного и поместного дворянства в романе «Евгений Онегин»
- Почему Онегин обречен на одиночество? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
М. Ю. Лермонтов
- Пари Печорина с Вуличем в главе «Фаталист» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- «Как часто пестрою толпою окружен» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
- «Дума» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
- Печорин и контрабандисты (анализ главы «Тамань» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
- Печорин и горцы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- «Родина» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
- «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля» (В. Г. Белинский)
- Мотивы лирики Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени»
- Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
- «Выхожу один я на дорогу» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
- «Пророк» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
- Как Печорин относится к проблеме судьбы? (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Н. В. Гоголь
- Чичиков у Плюшкина (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
- Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
- Беседа Чичикова с Маниловым (по поэме Н. В. Гоголя)
- Над чем смеется и грустит Гоголь в «Мертвых душах»
- Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире
- Столкновение экипажей (анализ эпизода главы 5-й первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
- Роль личных отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
- Противоположность характеров Чичикова и Ноздрева
- Чиновники города в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
- Крестьянские образы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
- Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
- Знакомство Чичикова с городом NN (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
- Быт и нравы губернского города NN (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
- Визит Чичикова к помещице Коробочке (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
Список дополнительной литературы на лето для 9-го класса
- «Повесть временных лет».
- «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
- «Хождение Богородицы по мукам»
- «Сказание о Вавилонском царстве»
- «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»
- Ломоносов М. В. Оды, стихотворения
- Фонвизин Д.И. «Бригадир»
- Радищев А.Н. Вольность
- Державин Г.Р. Оды, стихотворения
- Карамзин Н.М. «История государства Российского»
- Батюшков К.Н. Стихотворения
- Рылеев К.Ф. Стихотворения
- Баратынский Е.А. Стихотворения
- Одоевский В.Ф. Русские ночи. Последний квартет Бетховена.
- Герцен А.И. «Сорока-воровка» «Доктор Крупов»
- Пушкин А.С. «Пиковая дама», Повести Белвина: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик». «Бахчисарайский фонтан». «Борис Годунов». «Маленькие трагедии». Лирика.
- Лермонтов М.Ю. «Демон». Лирика.
- Белинский В.Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове.
- Гоголь Н.В. «Миргород». «Женитьба».
- Некрасов Н. А. Стихотворения.
- Тютчев Ф. И. Стихотворения.
- Фет А. А. Стихотворения.
- Майков А. Н. Стихотворения.
- Полонский Я. П. Стихотворения.
- Островский A. H. «Не все коту масленица»
- Тургенев И. С. Стихотворения.
- Толстой Л. Н. Отрочество.
- Чехов А.П. Рассказы. Водевили.
- Бунин И. А. Рассказы. Стихотворения. «Жизнь Арсеньева»
- Горький А.М. «Мои университеты»
- Блок А. А. Стихотворения.
- Есенин С.А. Стихотворения.
- Маяковский В. В. Стихотворения.
- Цветаева М. И. Стихотворения.
- Ахматова А. А. Стихотворения.
- Аверченко А. Т. Рассказы.
- Тэффи Рассказы.
- Зощенко М. М. Рассказы.
- Ильф И. и Петров Е. «Двенадцать стульев»
- Заболоцкий Н. А. Стихотворения.
- Твардовский А. Т. «Василий Теркин». Стихотворения.
- Рубцов Н. М. Стихотворения.
- Евтушенко Е. А. Стихотворения.
- Вознесенский А. А. Стихотворения.
- Слуцкий Б. А. Стихотворения.
- Бродский И. А. Стихотворения.
- Булгаков М. А. «Дни Турбиных» «Кабала святош» Рассказы.
- Паустовский К. Г. Рассказы.
- Трифонов Ю. В. Рассказы.
- Астафьев В. П. Рассказы.
- Быков В. В. «Обелиск». «Сотников».
- Розов В. С. «Вечно живые». «В добрый час!» «В поисках радости». «Кабанчик».
- Гомер «Илиада»
- Эсхил «Прометей прикованный». «Орестея».
- Софокл Антигона. Царь Эдип
- Сенека. Нравственные письма к Луциллию.
- Апулей «Метаморфозы, или Золотой осел»
- Эразм Роттердамский «Похвала глупости»
- Библия. Ветхий и Новый Завет в пересказе для детей (Детская Библия)
- Руставели Ш. «Витязь в тигровой шкуре».
- Данте Алигьери «Божественная комедия».
- Шекспир У. «Король Лир». «Много шуму из ничего».
- Байрон Дж. Г. «Паломничество Чайльд-Гарольда». «Корсар».
- Бальзак О. «Шагреневая кожа».
- Гюго В. «Собор Парижской Богоматери». «Отверженные».
- Флобер Г. «Воспитание чувств». «Госпожа Бовари».
- Олдингтон Р. «Портрет бунтаря».
- Ануй Ж. Медея. Антигона
- Радзинский Э. Театр времен Нерона и Сенеки. Беседы с Сократом
- Сенкевич Г. «Камо грядеши»
- Дрюон М. Серия «Проклятые короли».
- Бах Р. Чайка по имени Джонатан Ливингстон.
Темы для подготовки к ОГЭ по литературе
Чтобы подготовиться к ОГЭ по литературе на «отлично», нужно последовательно освоить восемь тематических блоков.
- Теоретико-литературные понятия — необходимо изучить основные термины, такие как жанр, род, направление, стихотворные размеры, тропы, звукопись и некоторые синтаксические средства, а также понимать разницу между ними.
- Фольклор — проверяется знание особенностей устного народного творчества, сюжетов нескольких сказок и былин.
- Древнерусская литература — требуется подробно разобрать «Слово о полку Игореве», а также три других разножанровых произведения этого периода.
- Литература XVIII века — это проверка знания особенностей творчества и основных произведений М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина и Н.М. Карамзина.
- Литература первой половины XIX века — это «Золотой век» русской поэзии, среди представителей которых нужно изучить И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
- Литература второй половины XIX века — это блок, для рассмотрения тем которого нужно ознакомиться с творчеством (малыми жанровыми формами) А.Н. Островского, И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.
- Литература ХХ-ХХI века — нужно посмотреть материалы для подготовки к ОГЭ по литературе по И.А. Бунину, В.В. Маяковскому, С.А. Есенину, А.А. Блоку, М.А. Шолохову, А.Т. Твардовскому, В.М. Шукшину; также стоит ознакомиться творчеством поэтов-шестидесятников, прозой конца прошлого века и начала этого.
- Зарубежная литература — чтобы подготовиться к ОГЭ по литературе на высокий балл, нельзя пренебрегать и зарубежными авторами (Гомер, У. Шекспир, Ж.-Б. Мольер, И.В. Гете).
Какие произведения проходят по литературе в 9 классе
И. — 1972 г.
Родная литература. Учебник-хрестоматия для 7 класса. Снежиевская, Шевченко, Курдюмова, Коровина. — 1991 г.
Русская литература. Учебник для 8 класса. Семёнова, Спицына, Коровин, Громов. — 1977 г.
Литература для 9 класса. Маранцман В. Г. — 1991-94 г.
Русская советская литература. Учебная хрестоматия для 10 класса национальных школ РСФСР. Свирский, Тодоров, Францман. — 1982 г.
Изучение стихосложения в школе. — 1960 г.
Наедине с другом (литература в старших классах). Кабо Л. Р. — 1985 г.
Русская литература. Зерчанинов А. А. — 1965 г.
Русская литература. Зерчанинов А. А. — 1967 г.
Русская литература. Флоринский С. М. — 1968 г.
Советская детская литературавосстановительного периода (1921—1925 гг.). Кон Л. — 1955 г.
Литература. Справочные материалы. Тураев С. В. и др. — 1988 г.
Проблемное изучение литературного произведения в школе. Маранцман, Чирковская. — 1977 г.
Рассказы о литературе. Рассадин, Сарнов. — 1977 г.
В дружбе с книгой (для учителей младших классов). Лапина, Паволит, Шиллингер. — 1962 г.
Наглядный материал для уроков литературы: А. С. Грибоедов. Альбом иллюстраций. — 1947 г.
Жизнь и творчество И. С. Тургенева. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. Якушин Н. И. — 1988 г.
Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. Горячкина М. С. — 1989 г.
Хрестоматия по детской литературе. — 1988 г.
Рациональное чтение. Лёзер Ф. — 1980 г.
Энциклопедический словарь юного литературоведа. — 1988 г.
Как действовать на экзамене
Как отвечать на вопросы к тексту
️ Внимательно читайте текст задания.
Много ошибок школьники допускают из-за невнимательности: например, в задании спрашивают, как решается конфликт, а выпускник отвечает, где он решается. Каждое слово в формулировке задания имеет значение.
️ Обязательно аргументируйте свой ответ примерами из текста.
При этом можно использовать не только приведённый отрывок, но и другие эпизоды из тех же произведений.
️ Не искажайте авторскую позицию.
В художественной литературе не всегда всё однозначно, и порой об авторской позиции спорят даже литературоведы. Однако подобные спорные вопросы не выносятся на экзамен, и ломать над ними голову вам не придётся. По всем произведениям школьной программы заранее известна «каноническая» авторская позиция — она прописана в учебнике и статьях критиков. Отклоняться от неё или оспаривать её на экзамене не стоит.
️ Не стремитесь выразить своё мнение.
Упоминать о вашем отношении к произведению или героям нужно лишь в том случае, если вас прямо об этом спрашивают. Например, если тема вашего сочинения: «Кто из героев „Войны и мира“ Льва Толстого вам наиболее интересен и почему?», при ответе необходимо опираться на текст, а не на собственные эмоции.
Настаивать на собственной трактовке темы, идеи или проблематики произведения на экзамене вообще не стоит, даже если такая трактовка у вас есть и вы можете обосновать её цитатами из текста
Проверяющему важно, чтобы вы правильно передали авторскую позицию, а не продемонстрировали собственное понимание.. ️ Избегайте логических, фактических и речевых ошибок.
️ Избегайте логических, фактических и речевых ошибок.
Следите за точностью ссылок на текст и правильностью употребления слов, излагайте мысль последовательно, не перескакивая с одного на другое. Не используйте разговорную лексику и канцеляризмы.
ЕГЭ: как выполнять задания 9 и 16
Эти задания начинаются со слов «В каких произведениях русской классики/русских поэтов…» При этом вопросы могут быть самыми разными, и никакого заранее известного списка не существует. Вас могут спросить буквально о чём угодно: в каких произведениях описан конфликт отцов и детей или встреча героев за столом всей семьёй, в каких стихотворениях есть размышления о «горестях несчастной любви» или образ звёзд.
Если вам достался вопрос, ответ на который сразу не приходит в голову, не паникуйте.
Выполняя задание 9, сосредоточьтесь и начните перебирать в памяти эпические или драматические произведения, которые вы знаете. Лучше делать это письменно. Не бойтесь потратить на это время — так вы, в конечном итоге, справитесь быстрее. Берите ручку и выписывайте в столбик названия произведений. В этот момент вы будете автоматически прокручивать в голове их содержание и анализировать его на предмет «подходит или не подходит». Без списка мысли путаются и такой анализ невозможно провести быстро. Перебирая произведения письменно, вы успокоитесь и обязательно вспомните, где происходили нужные вам события или встречался требуемый образ.
Выполняя задание 16, относящееся к поэзии, не переписывайте все известные вам стихи подряд, это займёт слишком много времени. Задавайте себе наводящие вопросы: кто мог об этом писать, в стихотворениях на какую тему этот образ мог встречаться? Если нужен образ звёзд, записываем всех, в чьих стихах встречаются пейзажи и описания природы, а потом вспоминаем конкретные стихотворные строки.
Как писать сочинение
Вы получите за сочинение максимальное количество баллов, если:
- оно соответствует теме;
- авторская позиция не искажена;
- тема раскрыта полностью;
- в качестве аргументов приведены примеры из текста;
- использованы теоретико-литературные понятия;
- композиция отличается цельностью;
- мысли изложены последовательно и логично;
- нет речевых ошибок.
Основная часть
- Начните работу с основной части.
- Составьте план будущего сочинения.
- Сформулируйте три пункта, которые раскрывают тему.
Например, тема — любовная лирика Михаила Лермонтова. Чтобы её раскрыть, выпишите названия трёх стихотворений поэта о любви и проанализируйте их. Вы получите минимум три абзаца осмысленного, содержательного текста и рассмотрите три аспекта указанной темы, что вполне достаточно для её раскрытия.
Запишите цитаты, которые иллюстрируют вашу мысль.
Их не должно быть слишком много (это перегружает текст) или слишком мало. Придерживайтесь правила: один абзац — одна мысль — одна-две цитаты. Если вы пишете о поэзии, лучше использовать прямые цитаты. С прозаическими произведениями подойдут и косвенные: «Пушкин писал, что…»
Выберите отсылки к тексту произведения.
Это могут быть фрагменты, эпизоды, образы, события, поступки героев, которые иллюстрируют вашу мысль.
Подумайте, какие теоретико-литературные термины вы можете использовать.
Они должны соответствовать теме. Если это тема любви в творчестве поэта, подойдут термины «любовная лирика», «лирический герой», «метафора», «сравнение».
Напишите основную часть по плану, используя подготовленный материал.
Избегайте простого пересказа и словоблудия — так называемой «воды». Они обеспечивают объём, но не помогают раскрыть тему, а время отнимают. Следите за тем, чтобы правильно передать позицию автора.
Вступление и заключение
Переходите к вступлению и заключению после написания основной части.
Вступление должно быть кратким — не более двух-трёх предложений. Не используйте штампы и пустые, ничего не значащие фразы: «великий русский поэт», «известное произведение», «все мы знаем» и тому подобные. Они замусоривают текст и тратят ваше время.
Во вступлении можно сказать об актуальности темы или проблемы для самого автора, для всего человечества или для вас лично, упомянуть исторические факты или факты биографии автора. Можно заходить через сюжет: «Тема семьи — одна из главных в романе М.А.Шолохова „Тихий Дон“».
В качестве подсказки используйте ключевые слова в формулировке темы. Возьмём тему «Над какими философскими вопросами размышляет Ф. Тютчев в своих стихотворениях?». Ключевые слова здесь — «философские вопросы». Значит, во вступлении можно говорить о том, что такое философская лирика и какое место она занимает в поэзии вообще и в творчестве Тютчева в частности.
Ещё один вариант начала — кратко перечислить мысли, которые вы раскроете в основной части. К примеру, если тема — «Семья в романе М.А.Шолохова „Тихий Дон“», во вступлении можно не просто указать, что она важна для писателя, но и перечислить, на примере каких семей мы видим события начала XX века..
Заключение состоит из двух-четырёх предложений, в которых необходимо подвести итог и сделать краткий вывод из всего вышесказанного. В заключении не должно быть никакой новой информации. Вернитесь к теме, перечитайте её. Теперь пишите заключение. Здесь можно ещё раз кратко повторить основные тезисы или написать о том, как повлияло на вас творчество автора.
Не забудьте несколько раз медленно прочитать черновик. Возможно, где-то прячутся речевые или даже фактические ошибки.