Оглавление
- Структура онлайн-пособия по литературе за 7 класс
- Литература, 8 класс: список произведений на лето
- БЕЛОРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Почему стоит выбрать онлайн-решебник по литературе для седьмых классов
- Для 4 класса
- Список художественной литературы на лето от А.А.Скулачева
- Картина русского бунта
- Личность Петра Великого
- Для 9 класса
- Школьные эссе
- Для 3 класса
- Зарубежная классика
- Философская лирика
- Для 2 класса
- Литература XIX в.
- Для 8 класса
- Для 6 класса
Структура онлайн-пособия по литературе за 7 класс
Оно состоит из тестов в двух вариантах, 2 самостоятельных и работ по развитию речи. На уроках и дома учащиеся не только будут читать и анализировать творения писателей, но и учиться выражать собственные мысли грамотно. Все эти навыки обязательно понадобятся для дальнейшего изучения литературы и в повседневной жизни. Ведь грамотная красивая речь — преимущество каждого человека. Умк помогает изучить весь программный материал с минимальными затратами времени
Это чрезвычайно важно — ведь в 7 классе школьник начинает работать с такими сложными науками, как геометрия, физика и алгебра. Благодаря регулярной практики вместе с решебником, ученик сможет:
- подробно и кратко пересказывать прочитанное;
- четко и понятно формулировать мысль;
- давать собственную оценку происходящим событиям в том или ином произведении.
Качественное учебное пособие не просто помогает найти верный ответ к заданию, но и объясняет ученику алгоритм работы с любым литературным творением
Прежде чем заходить на страницы решебника и смотреть готовый результат, очень важно для начала самостоятельно выполнить то или иное упражнение, затем сверить ответ, выполнить работу над ошибками. И если есть немного времени, то решить еще несколько заданий, которые помогут лучше закрепить материал
Такая практика с онлайн-помощником очень благотворно скажется на образовательном процессе подростка. А родители больше не будут переживать за успеваемость своего чада и прибегать к дорогостоящим услугам репетиторов, которые не всегда эффективны. Информация представлена простым и понятным языком. Каждый сможет отыскать что-нибудь полезное для себя. Следует отметить что без хорошего знания литературы практически невозможно написать ни одно сочинение по русскому языку. Помните неважных тем здесь просто нет. Плюсов у справочника действительно великое множество. Хотелось бы также отметить что учителя очень часто разрешают детям использовать в своей работе онлайн-гдз в связи с тем что объем изучаемого материала слишком велик а для преподавателя самое важное чтобы ребенок знал основную тему произведения мог ответить на вопросы по нему и разбирался в новых для него понятиях. Именно поэтому решебник обязательно станет вашим незаменимым помощником.
Литература, 8 класс: список произведений на лето
Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.
Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.
Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.
Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.
- Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник» и прочие повести и романы, соответствующие школьной программе.
- Николай Гоголь «Ревизор», «Петербургские повести», «Женитьба» (Если из предложенных романов и повестей одного автора в список внесено сразу несколько, то в каждой школе учитель должен сообщить школьникам, какое произведение он ставит в приоритет остальным. Это значит, что учитель сам определит, что они будут проходить более детально, а что оставит на внеклассной чтение для поверхностного ознакомления с произведением).
- Иван Тургенев «Ася».
- Иван Пущин «Записки о Пушкине».
- Лев Толстой «После бала», трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (в некоторых школах трилогию разбивают на отдельные романы и проходят не за один учебный год, а за несколько. Например, в пятом классе дети читают «Детство» Толстого, в шестом – «Отрочество», в седьмом – «Юность». Разбивка может меняться).
- Иван Бунин «Лапти», «Цифры».
- Поэзия Марины Цветаевой.
Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.
- Эмброз Бирс «Человек и змея».
- Виктор Гюго «93-й год», «Человек, который смеется», «Отверженные».
- Томас Гарди «Роковая ошибка церковных музыкантов».
- Джером К. Джером «Миссис Корнер расплачивается».
- Джек Лондон «Под палубным тентом» (восьмиклассникам еще предлагается к прочтению экранизированный роман «Сердца трех» этого же автора).
- Эдгар По «Очки».
- Роберт Стивенсон «Владете ль Баллантре».
- Герберт Уеллс «Война миров», «Человек-невидимка», «Пища богов» и прочее. (В восьмом классе школьники проходят те произведения автора, какие не успели пройти в седьмом классе. Все сюжеты произведений Уеллса всегда граничат между реальными событиями и мистическими, что делает чтение увлекательным и легким).
- Марк Твен «Журналистка из Теннесси».
БЕЛОРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
В. Карамазаў. |
Аповесць “Дзяльба кабанчыка” |
А. Дудараў. |
П’еса “Вечар” |
У. Караткевіч. |
Аповесць “Паром на бурнай рацэ” |
В. Быкаў. |
Аповесці “Жураўліны крык”, “Альпійская балада” |
Я. Купала. |
Камедыя “Паўлінка” |
А.Бадак. |
Апов. “Адзінокі васьмікласнік хоча пазнаёміцца” |
В. Карамазаў. |
Аповесць “Прыліпала” |
У. Каратакевіч. |
Аповесць “Лісце каштанаў” |
П. Місько. |
Аповесць “Грот Афаліны” |
Л. Рублеўская. |
Аповесць “Сэрца мармуровага анёла” |
Р. Стывенсан. |
Аповесць “Чорная страла” |
І. Чыгрынаў. |
Аповесць “Бульба” |
С.Дзяргай. |
“Чатыры стыхіі” |
Р.Джаваньёлі. |
“Спартак” |
А.Дзюма. |
“Тры мушкецёры” |
А.Камароўскі. |
“Пенальці” (адно з апавяданняў) |
М.Стральцоў. |
“Адзін лапаць, адзін чунь” |
Почему стоит выбрать онлайн-решебник по литературе для седьмых классов
Он поможет каждому школьнику быстро усвоить объемный материал рабочей программы. Сборник с верными ответами к номерам из учебника и дополнительной тетради с тестами предусмотрен для того, чтобы ученик мог успешно выполнять домашние задания, блистательно готовиться ко всем видам проверок знаний, заполнять самостоятельно пробелы, готовиться наперед к урокам, опередить своих сверстников в развитии. В решебнике есть все, что нужно для понимания изучаемых произведений, а также интересная информация о писателях и их краткая биография. Все материалы составляли настоящие мастера своего дела: Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М., Курдюмова Т.Ф., Соловьева Ф.Е., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.
Для 4 класса
Буря
Ты видел деву на скале
В одежде белой над волнами
Когда, бушуя в бурной мгле,
Играло море с берегами,
Когда луч молний озарял
Ее всечасно блеском алым
И ветер бился и летал
С ее летучим покрывалом?
Прекрасно море в бурной мгле
И небо в блесках без лазури;
Но верь мне: дева на скале
Прекрасней волн, небес и бури.
Зима!.. Крестьянин, торжествуя (отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин»)
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
Еще дуют холодные ветры
Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки;
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.
Я вас любил, любовь еще, быть может
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Волшебница-зима (отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин»)
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
Список художественной литературы на лето от А.А.Скулачева
Обязательная литература:
- «Житие Сергия Радонежского»
- А. И. Солженицын «Матрёнин двор»
- М. Сервантес «Дон Кихот» (как минимум 1-й том)
- В. Скотт «Айвенго»
- А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
- А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»
- Ф. М. Достоевский «Белые ночи»
Лирика:
- И.Бунин Лирика, в том числе «Слово»,
- Н.Гумилев Лирика, в том числе «Слово», «Одержимый».
- Б.Л.Пастернак Лирика, в том числе «Как бронзовой золой жаровень…».
- А.Кушнер Лирика, в том числе «Времена не выбирают…»
- И.А.Бродский Лирика, в том числе «Пилигримы», «На смерть Жукова».
Дополнительная литература:
- Л. К. Чуковская «Софья Петровна»
- Дневник Анны Франк
- Ф. Вигдорова «Дорога в жизнь», «Это мой дом»
- Р. Киплинг «Пэк с холмов»
- А. Конан Дойль «Бригадир Жерар»
- Г. Хаггард «Дочь Монтесумы», «Копи царя Соломона»
- А. Дюма «Три мушкетёра», «Граф Монте-Кристо»
- А.К. Толстой «Князь Серебряный»
- Ш. Бронте «Джейн Эйр»
- Д. Остин «Гордость и предубеждение»
- М. Стюарт «Девять карет»
- Р. Л. Стивенсон «Черная стрела», «Остров сокровищ»
- М. Твен «Принц и нищий», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».
- П. Г. Вудхауз «Дживс и Вустер», «Замок Блэндингс»
- А. Беляев «Человек-амфибия», «Над бездной», «Продавец воздуха»
- Г. Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка»
- Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту», «И грянул гром», «Все лето в один день», «Лёд и пламя»
- И.А. Ефремов «На краю Ойкумены», «Туманность Андромеды»
- С. Лем «Непобедимый», «Солярис»
- Д. Р. Р. Толкин «Властелин колец»
- В. Гюго «Отверженные»
- Д. Голсуорси «Сага о Форсайтах»
- Харпер Ли «Убить пересмешника»
- У. Голдинг «Повелитель мух»
- В. Каверин «Два Капитана»
- Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
- М. А. Булгаков «Красная корона»
- М. А. Шолохов «Чужая кровь»
- B. П. Аксенов «Затоваренная бочкотара»
- A. С. Грин «Алые паруса», «Золотая цепь»
- А. де Сент-Экзюпери «Планета людей»
- Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
- А.Н.Островский «Без вины виноватые»
- Н.С. Лесков «Несмертельный Голован», «Очарованный странник»
- А.Л. Слонимский «Детство Пушкина»
- Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»
- В. Скотт «Квентин Дорвард»
- Е. Мурашова «Класс коррекции»
- А.А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
- А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу», «Трудно быть богом», «Жук в муравейнике»
- Э. Блайтон «Тайна подземного царства», «Тайна орлиного гнезда»
- Г.Н. Троепольский «Белый Бим, Чёрное ухо»
- Ю.С. Рытхэу «Когда киты уходят»
- Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»
- Дж. Лондон «Белое безмолвие», «Зов предков», «Любовь к жизни», «Мужество женщины»
- Э. Сетон-Томпсон «Ральф в лесах»
- Л. Пантелеев «Республика ШКИД»
- И. Шмелёв «Лето Господне»
- Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова», «Недопёсок», «Чистый Дор»
- Ф. Искандер «Детство Чика», «Созвездие Козлотура»
- Э. Хемингуэй «Старик и море»
Произведения, которые будут изучаться в 7 классе:
- «Сказание о Борисе и Глебе».
- «Житие Сергия Радонежского».
- «Поучение Владимира Мономаха».
- М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы»
- М. Ю. Лермонтов. «Умирающий гладиатор».
- Л. Н. Толстой. «После бала».
- А. П. Чехов. «Студент».
- А. С. Пушкин. «Сапожник».
- А. С. Пушкин. «Редеет облаков летучая гряда…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
- М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…»
- В. Скотт. «Айвенго».
- А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».
- М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова».
- А. С. Пушкин. «Домик в Коломне».
- Н. В. Гоголь. «Нос», «Записки сумасшедшего».
- А. П. Чехов. «Человек в футляре».
- М. Сервантес. «Дон-Кихот».
- А. И. Солженицын. «Матренин двор».
- В. М. Шукшин. «Чудик», «Срезал».
- Ф. М. Достоевский. «Белые ночи».
- И. А. Бунин. «Сны Чанга».
- М. Ю. Лермонтов. «Мцыри».
- А. Т. Твардовский. «Василий Теркин».
- А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом».
- В. Быков «Сотников»
- Г. Р. Державин. «Снигирь»
- И. А. Бродский. «На смерть Жукова»
Картина русского бунта
Великий поэт стал и великим ученым. Чтобы создать правдивое полотно восстания под предводительством Пугачева, он проехал пол-России, узнавая, изучая, осмысливая причины бунта, чуть было не стоившего стране самого ее существования. Добытые материалы нашли литературное отражение в «Капитанской дочке», которую можно считать почти документальной повестью.
Здесь снова имеет место уникальное пересечение романтизма и реализма, ставшее темой не одного научного сообщения:
- Автору стоило большого труда собрать необходимые материалы. Реальные прототипы есть даже у некоторых второстепенных героев произведения. В этом, кстати, также заключается историзм Пушкина. Романтическую повесть он создал на богатейшей фактуре ожесточенных военных и духовных сражений противоборствующих сторон.
- Ужасы кровавого восстания и истории его подавления писатель передает и словами своих героев, и поступками «маленьких людей», и даже терзаниями, которые мучают самого Пугачева. Не случайно в памяти у многих остается высказывание атамана о Гришке Отрепьеве, которому удалось-таки немного поцарствовать.
- Тем не менее параллель между Гришкой и Емельяном Пугачевым проводить нельзя. Даже если ознакомиться с повестью лишь в кратком ее содержании, можно заметить, что у атамана иная миссия. Он старается стать «народным царем». Емельян широк душой, умен, незауряден, по-своему справедлив. Но он очень ограничен в знаниях и в выборе средств.
- Если ориентироваться лишь на цитаты «народного царя», то в этом качестве он выглядит идеальным правителем. Символом веры, который он несет людям, является воля. Но ради этой воли Емельян убивает людей. То есть путь ложен. И этот путь приводит к гибели самого атамана. Так что относиться к Пугачеву можно по-разному. Писатель намеренно оставил выбор за читателями.
- Автор сумел гармонично вписать в «Капитанскую дочку» и традиционный любовный сюжет. На его фоне бунт выглядит еще более жестоким и не имеющим смысла. Да, достойны уважения герои, отважившиеся на восстание, но по-настоящему счастливы те, кто рискуют иметь в дни войны и раздора чистые человеческие чувства, любовь.
Произведения Александра Сергеевича не зря изучают в разных классах на протяжении почти всего школьного обучения. Они того безусловно заслуживают. А «Капитанскую дочку», хотя бы за ее правдивость и пронзительность, можно занести в вечный список обязательных к прочтению книг.
Если говорить кратко, то Пушкин не зря стремился показать своих героев именно в сложные периоды жизни страны. В переломные моменты можно лучше рассмотреть и истинные человеческие качества, и действие законов истории.
Личность Петра Великого
Некоторые исследователи считают, что огромный пласт творчества писателя, так или иначе касающегося фигуры Петра Первого, являлся лишь попыткой представить правителям пример образа истинного Императора, живущего интересами государства
Но Петр Великий привлекал внимание творца и сам по себе как богатая и неординарная личность. История России глазами Пушкина — это в том числе и череда больших переломов, постоянная проблема выбора и стоящие за этим люди.
Необходимо понимать:
- Пушкин преклонялся перед Петром как перед правителем, который сумел вытащить страну из азиатчины и сделать ее мощной европейской империей. В каких-то моментах автор почти обожествляет императора, а в каких-то демонизирует его. Петр, на взгляд Александра Сергеевича, гениальный политик и умелый полководец, трудолюбивый строитель и настоящий патриот. Но писатель напоминает и о том, что новая Россия строилась на большой крови.
- Одним из ключевых моментов становления новой России поэт считал Полтавскую битву. «Полтавы» он не мог не написать. Здесь есть и император-полубог, и настоящий творец победы над врагом — русский народ. Сама поэма представляет собой гармоничный сплав романтизма и реализма. Петр здесь велик и могуч, одним только видом он вдохновляет войска, но именно народ выступает в роли главной движущей силы истории. Получается, что даже «божия гроза» далеко не всесильна. Она сильна именно народной поддержкой.
- Нечто похожее, но уже в ином ключе, звучит и в «Медном всаднике». Здесь поэт ставит императору в заслугу и поднятую на дыбы страну и прорубленное в Европу окно. Петр умен и величественен. Но он же и деспотичен, страшен и даже ужасен в своем величии. Это уже не веселый и отважный полководец «Полтавы», это жесткий и беспощадный правитель, готовый на все ради достижения цели. Такое изменение образа Петра можно объяснить и тем, что Пушкин взялся писать «всадника», изучив не только литературные труды о своем герое, но и доступные архивы.
Свое отношение к личности Петра Великого гений так окончательно и не определил. Образ императора влек автора на протяжении долгих лет, сложился он весьма противоречивым. Но и реформы Петра не были однозначны. Так что поэт, осмысливая общую картину, пришел к единственно верному выводу, связав характер своего героя с характером народа.
Для 9 класса
Я вас любил, любовь еще, быть может
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Друзьям
Богами вам ещё даны
Златые дни, златые ночи,
И томных дев устремлены
На вас внимательные очи.
Играйте, пойте, о друзья!
Утратьте вечер скоротечный;
И вашей радости беспечной
Сквозь слёзы улыбнуся я.
Цыганы
Над лесистыми брегами,
В час вечерней тишины,
Шум и песни под шатрами,
И огни разложены.
Здравствуй, счастливое племя!
Узнаю твои костры;
Я бы сам в иное время
Провождал сии шатры.
Завтра с первыми лучами
Ваш исчезнет вольный след,
Вы уйдете — но за вами
Не пойдет уж ваш поэт.
Он бродящие ночлеги
И проказы старины
Позабыл для сельской неги.
Школьные эссе
Пушкиным были заложены основы современного русского литературного языка. Он писал свои произведения доступными и понятными словами, что имеет большое значение, так как спустя несколько веков у читателей есть возможность прочесть его книги.
Первый вариант
Автор в работах поднимает важные и насущные жизненные проблемы. В своих произведениях он показывает быт и традиции русского народа, а также то время, когда Александр Сергеевич жил. Его творчество имеет не только литературное значение, но и историческое. Знаменитые произведения Пушкина «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Дубровский», «Золотая рыбка», «Сказка о царе Салтане» произвели огромное впечатление на миллионы людей. На них вырастают дети, формируя свое мировоззрение.
Пушкинские истории можно назвать бессмертными, завораживающими дух зрителя. В книгах до сих пор обнаруживаются актуальные вопросы и проблемы. В творчестве писателя встречаются темы любви, вдохновения, красоты, природы.
Особенно интересно и важно наблюдать тематику поэта и поэзии. Автор осознавал свой талант и считал, что его главная цель и обязанность — «глаголом жечь сердца людей»
Эту строку можно увидеть в стихотворении «Пророк».
Пушкин воспевает лучшие нравственные человеческие качества: добро, честность, великодушие, смелость и благородство. Он создает прекрасные женские образы Марии Мироновой, Татьяны Лариной, Марии Троекуровой. Эти девушки чисты и идеальны.
Темы, которые отображаются в работах Пушкина, можно назвать вечными. Они актуальны по сей день. В этом и состоит их прелесть.
Второй пример
С самого раннего детства мы знаем сказки и истории А. С. Пушкина. Мои любимые произведения — это «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Евгений Онегин». Все его работы красивы и наполнены огромным смыслом.
Сказки Александра Сергеевича учат нас вере в лучшее, поясняют нам, что не волшебством или богатством можно достигнуть счастья. Прекрасные качества, которые читатель почерпнет из прочитанных работ Пушкина, — чистота души, трудолюбие, верность своему слову, доброта.
Стихи Александра Сергеевича, наполненные нежностью и искренностью к героям, отражают любовь, красоту и эстетику. Трепетные слова волнуют душу читателя.
Пишу домашнее сочинение по произведениям Пушкина в 7 классе. Сколько еще не прочитано, а уже столько эмоций и впечатлений. Мое любимое стихотворение — «Я вас любил…». Поэт передает чистоту любовного переживания. Когда я его читаю, то забываю про все на свете. Слова увлекают в мир благородства, искренности и самопожертвования.
Стихотворения также проникнуты любовью к родной природе. В них гармония и красота.
Свобода занимает особую роль в творчестве Пушкина. Он был декабристом, его всегда волновала эта тема, а также судьба Отчизны. О судьбе России автор писал в оде «Вольность». Его герои свободолюбивы. Свобода выступает одновременно в виде возвышенного идеала и трагичной проблемы.
Для 3 класса
О весне (отрывок из стихотворения «Осень»)
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю её снега; в присутствии луны
Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!
Унылая пора! Очей очарованье! (отрывок из стихотворения «Осень»)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
В поле чистом серебрится
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.
Пой: в часы дорожной скуки,
На дороге, в тьме ночной
Сладки мне родные звуки,
Звуки песни удалой.
Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой.
Пой: «Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?
Опрятней модного паркета (отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин»)
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
Я думал, сердце позабыло
Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! уж не бывать!
Прошли восторги, и печали,
И легковерные мечты…
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.
Во глубине сибирских руд
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Зарубежная классика
Также рабочая программа по литературе за 7 класс включает в себя зарубежную классику. В первую очередь, это творчество О. Генри и Дж. Олдриджа.
У первого автора нужно прочитать новеллу «Дары волхвов». Главные герои в нём — пара, живущая в бедности. Из ценностей у них есть только его золотые часы и её роскошные волосы. Перед Рождеством влюблённые хотят сделать друг другу подарок, но на это нужны средства. Девушка решается коротко остричься и продать свои волосы, а на вырученные деньги купить любимому платиновую цепочку для часов. Её волнует только одна мысль, что мужчина разлюбит её в новом образе.
Когда он приходит домой и видит любимую, то расстраивается. Его чувства нисколько не поменялись, но в качестве подарка он купил девушке гребни, инкрустированные драгоценными камнями. Для этого мужчине пришлось заложить часы. Теперь их подарки не могут пригодиться, но от этого они не становятся менее ценными, ведь дары были приобретены ценой личных жертв.
Из библиографии Дж. Олриджа школьники должны ознакомиться с рассказом «Последний дюйм». Речь в нём идёт о лётчике, потерявшем работу. Его жена теперь живёт отдельно, оставив главному герою десятилетнего сына, но их отношения не ладятся. Бывший лётчик решает зарабатывать на жизнь съёмкой акул. Он берёт с собой сына и даже сажает его за штурвал, но несдержанные и грубые окрики отца доводят мальчика до слёз.
Всё время, пока главный герой снимает акул, проходит в напряжении. Он мечтает отправить сына к его матери. Но вскоре случается страшное: акула ранит лётчика, и он истекает кровью. Мальчику приходится сесть за штурвал самолёта. Мужчина помогает ему советами, пока может, но вскоре теряет сознание. Тем не менее ребёнок справляется с задачей и доставляет отца в больницу, где ему оказывают помощь. Выживший главный герой меняет своё отношение к сыну и ставит себе целью узнать его лучше, чтобы преодолеть последний дюйм, который отделяет отца и ребёнка от взаимопонимания.
Философская лирика
В своей философской лирике поэт отходит от поэтики «тезиса», где автор в основе произведения использовал готовую законченную мысль, которую украшал «эпизодами», и показал, что смысл произведения не в однозначности, а в глубине выражаемой мысли.
Михаил Лунин великолепно высказался по этому поводу: «Одни сочинения сообщают мысли, другие заставляют мыслить». Философская лирика Пушкина имеет в своей основе конфликт жизни и смерти, тайну смысла бытия. Это взгляд, брошенный в глубину, придает ей смысл («смысла я в тебе ищу» становится как бы эпиграфом пушкинского отношения к жизни).
В образах движения и застывания явно прослеживается борьба жизни и смерти, которая отражается в вечном конфликте текучего и неподвижного. Что ярко выражают противоположные образы: мертвого движения («топот бледного коня») и устойчивости жизни («нет, весь я не умру»).
О влиянии божественного проявления на свое творчество поэт выразился вполне определенно: «Веленью Божию, о муза, будь послушна…»
Для 2 класса
Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Птичка божия не знает ни заботы, ни труда (отрывок из поэмы «Цыганы»)
Птичка божия не знает
Ни заботы, ни труда;
Хлопотливо не свивает
Долговечного гнезда;
В долгу ночь на ветке дремлет;
Солнце красное взойдет:
Птичка гласу бога внемлет,
Встрепенется и поет.
За весной, красой природы,
Лето знойное пройдет —
И туман и непогоды
Осень поздняя несет:
Людям скучно, людям горе;
Птичка в дальные страны,
В теплый край, за сине море
Улетает до весны.
Октябрь уж наступил (отрывок из стихотворения «Осень»)
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
В тот год осенняя погода (отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин»)
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
Литература XIX в.
В. А. Жуковский
- Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. А. Жуковского «Песня»
- Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. А. Жуковского «Море»
- Основные мотивы стихотворений В. А. Жуковского «Море» и «Вечер»
- «Баллада В. А. Жуковского „Светлана“ (герои и сюжет)»
А. С. Грибоедов
- Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
- Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
- Жанровое своеобразие пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума»
А. С. Пушкин
- Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина
- В чем своеобразие любовной темы в лирике А. С. Пушкина
- Стихотворение А. С. Пушкина «К морю» (восприятие, истолкование, оценка)
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (вместо анализа стихотворения «Я вас любил…»)
- Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (восприятие, истолкование, оценка)
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Отцы-пустынники и жены непорочны…»
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К морю»
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэту»
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может …»
- Философские мотивы лирики А. С. Пушкина
- Образ Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
- Изображение столичного и поместного дворянства в романе «Евгений Онегин»
- Почему Онегин обречен на одиночество? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
М. Ю. Лермонтов
- Пари Печорина с Вуличем в главе «Фаталист» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- «Как часто пестрою толпою окружен» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
- «Дума» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
- Печорин и контрабандисты (анализ главы «Тамань» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
- Печорин и горцы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- «Родина» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
- «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля» (В. Г. Белинский)
- Мотивы лирики Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени»
- Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
- «Выхожу один я на дорогу» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
- «Пророк» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
- Как Печорин относится к проблеме судьбы? (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Н. В. Гоголь
- Чичиков у Плюшкина (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
- Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
- Беседа Чичикова с Маниловым (по поэме Н. В. Гоголя)
- Над чем смеется и грустит Гоголь в «Мертвых душах»
- Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире
- Столкновение экипажей (анализ эпизода главы 5-й первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
- Роль личных отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
- Противоположность характеров Чичикова и Ноздрева
- Чиновники города в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
- Крестьянские образы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
- Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
- Знакомство Чичикова с городом NN (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
- Быт и нравы губернского города NN (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
- Визит Чичикова к помещице Коробочке (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
Для 8 класса
К Чаадаеву
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Туча
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Анчар
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
Для 6 класса
Весна, весна, пора любви (отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин»)
Весна, весна, пора любви,
Как тяжко мне твое явленье,
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови…
Как чуждо сердцу наслажденье…
Все, что ликует и блестит,
Наводит скуку и томленье.
—-
Отдайте мне метель и вьюгу
И зимний долгий мрак ночей.
Я сам не рад болтливости своей (отрывок из «Сон»)
Я сам не рад болтливости своей,
Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
Узник
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»