Оглавление
- Какие произведения проходят по литературе в 6 классе
- Литература, 11 класс: список произведений на лето
- Список художественной литературы на лето от кафедры словесности Новой школы
- Учебники и УМК по литературе в 5 классе
- Литература, 5 класс: список произведений на лето
- Список произведений, изучаемых по программе В. Я. Коровиной, за курс 6 класса
- Часть 2
- Темы школьной программы 6 класс Литература:
- Часть 1
Какие произведения проходят по литературе в 6 классе
«Беззащитное существо». «Жалобная книга».
Из русской литературы XX века
К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».
А. А. Лиханов. «Последние холода».
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».
М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет».
М. Твен. «История с привидением».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».Добавить документ в свой блог или на сайт
Литература, 11 класс: список произведений на лето
В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение и развитие речи в 11 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, трудового, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников, способствует развитию памяти, мышления, помогает формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности.
Список литературы на лето для 11 класса:
- Иван Бунин, поэзия, рассказы.
- Александр Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет».
- Аркадий Аверченко, рассказы.
- Михаил Зощенко, рассказы.
- Поэзия серебряного века.
- Максим Горький «На дне».
- Александр Блок, поэзия.
- Сергей Есенин, поэзия.
- Владимир Маяковский, поэзия.
- Михаил Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита».
- Андрей Платонов, рассказы.
- Алексей Толстой «Петр I».
- Михаил Шолохов «Тихий Дон».
- Поэзия о войне.
- Александр Солженицын «Один день Ивана Денисовича».
- Александр Твардовский, проза.
- Валентин Распутин, проза.
- Виктор Астафьев, рассказы.
- Василий Шукшин, рассказы.
- Современная фантастика (К.Булычев, братья Стругацкие, И.Ефремов).
- Чингиз Айтматов «Плаха».
- Авторская песня (В.Высокий, В.Цой, Б.Окуджава, И.Тальков и прочее).
Некоторые произведения проходят школьники разных классов, но это не значит, что они читают одно и то же из года в год. Просто в среднем звене они проходят произведение в сокращенном варианте, а в старших классах читают уже полное произведение. Некоторые педагоги по литературе могут корректировать программу изучения произведений, поэтому мы встречаем в программе повторяющиеся пункты.
Список художественной литературы на лето от кафедры словесности Новой школы
Интересная история и мифы
- Л. Воронкова «Сын Зевса», «Повести об Александре Македонском»
- М. Гаспаров «Занимательная Греция»
- Ч. Диккенс «История Англии для юных»
- Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»
- С. Лурье «Письмо греческого мальчика», «Заговорившие таблички»
- М. Матье «День египетского мальчика»
- Ж. Рони-старший «Борьба за огонь», «Пещерный лев»
- В. Смирнова «Герои Эллады»
- М. Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
- Л. Успенский «Легенды и мифы Древней Греции»
Сказки, фэнтези и фантастика
- М. Аромштам «Плащ Крысолова»
- Л. Бессон «Артур и минипуты»
- К. Булычев «Приключения Алисы»
- К. ДиКамилло «Удивительные приключения кролика Эварда», «Приключения мышонка Десперо», «Спасибо Уинн-Дикси»
- Р. Киплинг «Пак с Волшебных холмов», «Подарки фей»
- Дж. Крюсс «Тим Талер, или Проданный смех»
- Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»
- К. Льюис «Хроники Нарнии»
- Ф. Пулман «Золотой компас», «Чудесный нож», «Янтарный телескоп»
- Дж. Роулинг Книги о Гарри Поттере
- Дж. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»
- К. Функе «Чернильное сердце»
- К. Чапек «Сказки и веселые истории»
- М. Энде «Момо», «Бесконечная история»
- Т. Янсон «Все о Муми-троллях»
Жизнь и приключения детей и взрослых
- Н. Абгарян «Манюня»
- В. Астафьев «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет»
- Ф. Бернетт «Маленький лорд Фаунтлерой»
- А. Бруштейн «Дорога уходит в даль…», «В рассветный час», «Весна»
- Л. Будогоская «Повесть о рыжей девочке».
- Л. Буссенар «Капитан Сорви-голова»
- «Библиотека путешествий»: Америго Веспуччи, Фернан Магеллан; Миклухо-Маклай Н. «Путешествие на Новую Гвинею»; Нансен Ф. «Северный полюс», Амудсен Р. «Южный полюс» и другие книги из этой серии
- Ж. Верн «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «Вокруг света за 80 дней», «Таинственный остров»
- А. Гайдар «Судьба барабанщика»
- Г. Галахова Г. «Невозможный Кукушкин»
- М. Додж «Серебряные коньки»
- А. Дюма «Три мушкетёра»
- А. Жвалевский, Е. Пастернак «Время всегда хорошее», «Правдивая история Деда Мороза»
- М. Зощенко Рассказы для детей
- Е. Ильина «Четвертая высота»
- Ф. Искандер «День Чика»
- В. Катаев «Белеет парус одинокий», «Волны Черного моря», «Хуторок в степи», «Катакомбы»
- В. Каверин «Два капитана»
- Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания», «Будьте готовы, ваше величество», «Улица младшего сына», рассказы
- Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова», «Пять похищенных монахов»
- Э.Л. Конигсбург «Из Архива Миссис Базиль Э. Франквайлер, самого запутанного в мире»
- Я. Корчак «Король Матиуш»
- В. Крапивин «Дети синего фламинго», «Самолет по имени Сережка», «Мальчик девочку искал», «Мушкетер и фея», «Болтик», «Трое с площади Карронад», «Оруженосец по имени Кашка», «Тень каравеллы» и др.
- Дж. Крюсс «Тим Талер, или Проданный смех»
- Л. Лагин «Старик Хоттабыч»
- А. Линдгрен «Рони, дочь разбойника», «Расмус-бродяга»
- Д. Лондон «Рассказы южных морей»
- В. Медведев «Фантазии Баранкина» («Баранкин, будь человеком!»)
- О. Генри Рассказы
- Д. Олдридж «Последний дюйм»
- А. Нанетти «Мой дедушка был вишней»
- М. Нильсон «Цацики идёт в школу»
- М. Парр «Вафельное сердце», «Тоня Глиммердал»
- Д. Пеннак «Камо. Побег», «Камо и я», «Камо. Агентство Вавилон», «Камо. Идея века»
- М. Пришвин «Кладовая солнца»
- М. Рид «Всадник без головы», «Морской волчонок», «Охотники на бизонов» и др.
- А. Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица», «Последнее лето детства»
- Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада», «Хроники капитана Блада»
- Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
- В. Скотт «Айвенго», «Квентин Дорвард»
- Р. Стивенсон «Остров сокровищ», «Черная стрела»
- М. Твен «Приключение Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Принц и нищий»
- А.К. Толстой «Князь Серебряный»
- А. Тор «Остров в море», «Пруд белых лилий», «Глубина моря», «Открытое море»
- Р. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»
- К. Чуковский К. «Серебряный герб»
- Н. Чуковский «Водители фрегатов», «Морской охотник»
Жизнь и приключения животных и людей
- В. Астафьев «Стрижонок Скрип»
- П. Гэллико «Томасина»
- Дж. Даррелл «Моя семья и другие звери», «Три билета до Эдвенчер», «Ослокрады», «Говорящий сверток»
- Р. Киплинг «Маугли», «Книга джунглей», «Ваш покорный слуга пес Бутс»
- Ф. Кнорре «Соленый пес»
- Ю. Коваль «Недопесок», «Алый», «Чистый дор», «Листобой»
- А. Куприн «Белый пудель», «Ю-ю», «Слон»
- Я. Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
- Д. Лондон «Белый клык»
- Ф. Моуэт «Собака, которой не хотелось быть просто собакой»
- Д. Пеннак «Собака Пес», «Глаз волка»
- Э. Сетон-Томпсон Рассказы о животных
- Э. Файн «Дневник кота-убийцы»
- В. Чаплина «Кинули», рассказы о животных
- С. Черный «Приключения Фокса Микки»
Учебники и УМК по литературе в 5 классе
Список литературы будет зависеть от того, по какой программе обучаются в школе. Министерством науки на сегодняшний день одобрено три программы по литературе. Определить их можно по авторам учебников литературы:
- Авторы В.Я. Коровина и др. Последняя редакция — 2014 г. Эта программа рекомендована для школ, работающих по ФГОС.
- Учебник под ред. Г.С. Меркина.
- Учебник-хрестоматия, где авторами указаны М.А. Снежневская, О.М. Хренова, под ред. Г.И. Беленького.
- Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
В программах есть существенные различия. Поэтому удобнее предложить список литературы для каждой программы отдельно.
Литература, 5 класс: список произведений на лето
Школьная программа для пятиклассников подразумевает изучение различных жанров, как русской, так и зарубежной литературы. Сюда входят проза, пьесы сказок, поэзия. Чтобы школьнику легче было учиться в течение года и не испытывать чрезмерные нагрузки, которые могут привести к общему утомлению, ухудшению зрения, повышению внутричерепного давления и прочим заболеваниям.
Чтобы успеть за лето осилить весь список того, что задано по литературе, пятикласснику придется читать не меньше 7-10 страниц ежедневно
Это важно учитывать, если кому-то из школьников придется закапывать глаза для расширения зрачков и диагностики болезней глаз. Обычно эту процедуру врачи откладывают на лето, чтобы не вмешиваться с прохождением диагностики в учебный процесс
После процедуры школьник не сможет читать от 7 до 15 дней, поэтому этот факт нужно учитывать.
Самым большим по объему произведением для изучения в 5 классе является произведение Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». Чтобы прочитать его, пятикласснику понадобится не меньше чем треть летних каникул. Вообще рекомендуется вначале читать объемные и сложные произведения, а коротенькие рассказы, басни и очерки оставлять «на закуску».
Список произведений по русской литературе для изучения в 5 классе выглядит так:
- Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о спящей царевне» и другие сказки (представлять произведения писателя и поэта бессмысленно, его знают даже малыши).
- Русские народные сказки «Василиса-Прекрасная» и прочие (детям пятого класса можно читать летом любые народные сказки, но не забывать при этом, что в программе есть еще много других произведений).
- Михаил Зощенко «Великие путешественники» (следует отметить, что у Зощенко найдутся рассказы на все группы школьников).
- Николай Васильевич Гоголь «Майская ночь или Утопленница» (по этой повести даже снят кинофильм. Это таинственное, мистическое произведение русской классики тесно переплетено в реальностью).
- Василий Жуковский, сказка «Финист – Ясный Сокол» (дети знают, что по мотивам этого произведения даже снята детская киносказка).
- Александр Иванович Куприн «Чудесный доктор».
- Константин Паустовский «Кот-ворюга» (все произведения этого автора интересны, легкочитаемы и наделены глубоким смыслом).
- Андрей Платонов «Волшебное кольцо».
- Виктор Астафьев «Васюткино озеро».
- Василий Белов «Скворцы»
А вот список произведений для изучения в 5 классе по зарубежной литературе.
- Даниэль Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо».
- Легенды и мифы Древней Греции (цикл небольших рассказов о Греческих богах и прочих мистических персонажах).
- Астрид Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста».
- Марк Твен «Приключения Тома Сойера».
- Редьярд Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе».
- Джани Родари «Сказки по телефону», «Говорящий сверток» и другие.
- Джон Роналд Руэл Толкин «Хоббит или туда и обратно».
- Оскар Уальд «Роза и соловей».
- Вильгельм Гауф «Карлик Нос».
- Сказки Ганса Христиана Андерсена.
Список произведений, изучаемых по программе В. Я. Коровиной, за курс 6 класса
Список произведений, изучаемых по программе В.Я. Коровиной, за курс 6 класса.
Произведения для заучивания наизусть. А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро. М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес. Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты) Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело…» А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…» А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…» А.А. Блок. Летний вечер. А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» 1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война. Программные произведения. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Обрядовый фольклор. Пословицы и поговорки. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. Иван Андреевич Крылов. Басни. «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворения. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка». «Дубровский». Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворения.«Листок», «На севере диком…», «Утес», «Три пальмы» Иван Сергеевич Тургенев.«Бежин луг». Федор Иванович Тютчев. Стихотворения. «Листья», «Неохотно и несмело…». Афанасий Афанасьевич Фет. Стихотворения. «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Опять незримые усилья…», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы…». Николай Алексеевич Некрасов. «Дедушка», «Железная дорога». Николай Семенович Лесков.«Левша». Антон Павлович Чехов.«Толстый и тонкий». Родная природа в стихотворениях русских поэтов Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы…». ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА Андрей Платонович Платонов. «Неизвестный цветок». Александр Степанович Грин. «Алые паруса». Михаил Михайлович Пришвин.«Кладовая солнца». Произведения о Великой Отечественной войне. К. М. Симонов.«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь…»; Д. С. Самойлов.«Сороковые». Виктор Петрович Астафьев.«Конь с розовой гривой». Валентин Григорьевич Распутин.«Уроки французского». Николай Михайлович Рубцов.«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Фазиль Искандер.Тринадцатый подвиг Геракла». Родная природа в русской поэзии XX века А. Блок.«Летний вечер», «О, как безумно за окном…» С. Есенин.«Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»; А.Ахматова.«Перед весной бывают дни такие…». ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Мифы Древней Греции.Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе». Гомер.«Одиссея», «Илиада». Фридрих Шиллер.«Перчатка». Проспер Мериме.«Маттео Фальконе». Марк Твен.«Приключения Гекльберри Финна». Антуан де Сент-Экзюпери.«Маленький принц». Произведения для самостоятельного чтения. Мифы, сказания, легенды народов мира. Гомер. «Илиада». «Одиссея». Русские народные сказки. Сказки народов мира. Из русской литературы XVIII века Г. Р. Державин. «Лебедь». Из русской литературы XIX века К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Д. В. Давыдов. «Партизан». Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2. А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд…». «Выстрел». К. Ф. Рылеев. «Державин». Е. А. Баратынский. «Родина». Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины». Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь…». А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь…». «Лес». М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна». А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье…». «Сенокос». «Емшан». И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч». Н. А. Некрасов. «Влас». Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке». Н. С. Лесков. «Человек на часах». Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат». А. П. Чехов. |
Часть 2
НАЕДИНЕ С ПОЭТОМ. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. УЗНИК
РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 7
1 2 3 4 5 6
ЗИМНЯЯ ДОРОГА
РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 8-9
1 2 3 4
ТУЧА
РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 9-10
1 2 3
ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ БАРАТЫНСКИЙ. ВОДОПАД
ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Стр. 11
1 2 3
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. ТРИ ПАЛЬМЫ (ВОСТОЧНОЕ СКАЗАНИЕ)
ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Стр. 13
1 2
СТИХОТВОРЕНИЯ ПОЭТОВ XX ВЕКА. СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН
РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 17-18
1 2 3 4 5
БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК. СНЕГ ИДЁТ
ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Стр. 23-24
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ВЛАДИСЛАВ ФЕЛИЦИАНОВИЧ ХОДАСЕВИЧ. ПОЭТУ. МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА
ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Стр. 26
1 2
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ. НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ
ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Стр. 30
1 2 3 4 5 6
СТРАНИЦЫ КЛАССИКИ. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. ПОВЕСТИ ПОКОЙНОГО ИВАНА ПЕТРОВИЧА БЕЛКИНА
РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 50
1 2 3 4 5
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. БОРОДИНО
РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 57-58
1 2 3 4 5 6
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ. Стр. 58
1 2
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ (ПОВЕСТИ). НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ
РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 103-104
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ. МУМУ (РАССКАЗ)
РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 135
1 2 3 4 5 6 7
СРЕДИ РОВЕСНИКОВ. СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ АКСАКОВ. ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА
РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 146
1 2 3
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ. ДЕТСТВО (ПОВЕСТЬ)
РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 156-157
1 2 3 4 5
МАКСИМ ГОРЬКИЙ. ДЕТСТВО (АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ)
РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 181-182
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ЮРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ ЯКОВЛЕВ. БАГУЛЬНИК (РАССКАЗ)
РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 193
1 2 3 4 6 7 8 9
АНАТОЛИЙ ГЕОРГИЕВИЧ АЛЕКСИН. МОЙ БРАТ ИГРАЕТ НА КЛАРНЕТЕ (ПОВЕСТЬ)
РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 217
1 2 3 4 5 6 7
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ. Стр. 218
1 2 3 4
ВЛАДИМИР КАРПОВИЧ ЖЕЛЕЗНИКОВ. ЧУЧЕЛО (ПОВЕСТЬ)
РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 266
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
ЮННА ПЕТРОВНА МОРИЦ. ВСАДНИК АЛЁША (РАССКАЗ)
РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ. Стр. 283
1 2 3 4 5 6
Темы школьной программы 6 класс Литература:
Становление читателя: литература художественная и нехудожественнаяМесто мистики в мире художественной литературы: жанровое многообразие мистической литературы Баллады Жуковского «Светлана», «Лесной царь», эпическое начало в балладеПушкин «Бесы»: образы , мистика как отражение внутреннего мира автораГоголь «Ночь перед Рождеством»: мистика и реальность в повестиМетерлинк «Синяя птица»: истинное и ложное, поиски счастья героямиПушкин «Утопленник», «Песни западных славян», «Вурдалак», «Конь»Ги де Мопассан «Орля»: краткое изложение, образ главного герояСон как художественный прием: перевод и переработка произведенияБаллада и новелла: эпическое повествование в стихах и прозеДрама как литературный род, эпиграф и его смысловая нагрузкаСказка: роль сказки и ее место в мировой литературеГауф «Маленький Мук»: сказка для детей и взрослых, ее «недетские вопросы»Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»: нравственные уроки сказкиАндерсен «Русалочка»: cказка о самоотверженности, любви и страданииТелешов «Белая цапля»: назначение человека и его ответственностьТолстой «Русалка»: содержание и размышления о разрушительной силе любвиВересаев «Состязание»: размышления о человеческой красотеЖизнь сказки в эпосе и лирике: литературная cказка и ее художественные деталиМиф и героический эпос разных народов: герои эпосовБылины «Илья Муромец», «Микула Селянинович»: герои и язык былинЛегенды и мифы Древней Греции: мифы о ГераклеГомер «Одиссей у циклопов»: краткое содержание, хитрость герояЛонгфелло «Песнь о Гайавате»: величие легенды, мастерство переводчикаИз башкирского народного эпоса «Урал-батыр»: значение и сюжетИз абхазских сказаний о нартах: герои, цикл Ахсара и АхсартагаИз киргизского эпоса «Манас»: история и содержаниеИз якутского эпоса Олонхо: структура, сюжет и исследования Из карело-финского эпоса «Калевала»: сущность, особенность, сюжетВоплощение в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народаГероический эпос как миф и былина: герой богатырь и героический характерАнализ произведений Пушкина «Выстрел» и «Дубровский»«Муму» и «Бирюк» Тургенева: анализ и краткое содержаниеТолстой «Севастополь в декабре месяце»: анализ переживаний автораПаустовский «Старик в станционном буфете»: смысл и анализ рассказаСтихи военного времени: Лермонтов «Сон», Симонов «Жди меня» и др.Грин «Четырнадцать футов»: изображение человека, раскрытие характеровО’Генри «Последний лист»: размышления о назначении художника и искусстваРассказ, новелла и повесть как эпические жанры: роль художественной деталиБасни Крылова: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок» и др.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Чехов «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон»Эзоп Басни: особенности, влияние на других баснописцевАнализ рассказов Тэффи «Митенька» и «Переоценка ценностей»Ильф и Петров: ирония и сатира в рассказе «Любители футбола»Бернс Эпиграммы и эпитафии: смысл, образы и темыДжером «Трое в лодке, не считая собаки»: сюжет и анализБасня как литературный жанр: юмор и сатираСтихотворения Есенина, Ахматовой, Цветаевой, Бунина, ПастернакаЛирика: лирическое стихотворение и особенности организации стихотворной речи
Часть 1
ПИСАТЕЛИ – СОЗДАТЕЛИ, ХРАНИТЕЛИ И ЛЮБИТЕЛИ КНИГИ. В ДОРОГУ ЗОВУЩИЕ. ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ. Стр. 4-5
1 3 4 5
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР. ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ. Стр. 10
1 2 3 4 5
ПЕСНИ. КОЛЯДКИ. ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 11-12
1 2 3 4 5
МАСЛЕНИЧНЫЕ ПЕСНИ. ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 12
1 2 3
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ. ОБОГАЩАЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 16
1 4
РАЗВИВАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 16-17
1 2 3 5
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 22
1 2 3
РАЗВИВАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 22-23
ИЗ ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ. СКАЗАНИЕ О БЕЛГОРОДСКОМ КИСЕЛЕ. РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 24
1 2 3
РАЗВИВАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 25
1 3 4
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 25
1 2 3 4
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА. РУССКАЯ БАСНЯ. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 26
1 2 3
ИВАН ИВАНОВИЧ ДМИТРИЕВ. МУХА. РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 30
1 2 5
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 30
1 2
ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 34
1 2 3
ОСЁЛ И СОЛОВЕЙ. ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 37
1 2 3
ЛИСТЫ И КОРНИ. ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 40
1 2 3
ЛАРЧИК. ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 43
1 2
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 43
2 3 4 5
СОВЕРШЕНСТВУЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 44
1 2
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 51
1 3 4 5
И.И. ПУЩИНУ. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 53
1 2 3
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 53
1 2
УЗНИК. РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 54
1 2 3 4 5 6 7
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 54-55
ЗИМНЕЕ УТРО. РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 56-57
1 2 3
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 57
1 2 3
О РОМАНЕ ДУБРОВСКИЙ. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 63
1 2 3
ДУБРОВСКИЙ. РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 138-140
Ваши первые впечатления
1 2 3
Глава I
1 2 3 4 5
Глава II
1 2 3
Глава III
1 2 3
Глава IV
1 2
Глава V
1 2 3 4
Глава VI
1 2 3
Глава VII
1 2
Глава VIII-IX
1 2 3 4 5
Глава XIII-XVIII
1 2 3 4
Глава XIX
1 2
Глава X-XII
1 2 3 4
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 141
1 2 3 4 5 6
КОМПОЗИЦИЯ. РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 143
1 2 3
О ПОВЕСТЯХ ПОКОЙНОГО ИВАНА ПЕТРОВИЧА БЕЛКИНА. ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 144-145
1 2 3 4 5 6
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 149
1 2 3
ТУЧИ. РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 150
1 2 3 4
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 151
1 2
ТРИ ПАЛЬМЫ. РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 154
1 2 3
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 154-155
ЛИСТОК. РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 157
1 2 3 4
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 157-158
1 2 3 4
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 159
1 2 3
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 163
-БЕЖИН ЛУГ. РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 190-191
1 2 3
СОВЕРШЕНСТВУЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 191
2 3
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 192
ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ. НЕОХОТНО И НЕСМЕЛО. РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 195
1 2 3 4
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 196
1 2
С ПОЛЯНЫ КОРШУН ПОДНЯЛСЯ. РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 197
1 2
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 197
ЛИСТЬЯ. ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 199
1 2 3
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО. Стр. 199
СОВЕРШЕНСТВУЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 200
АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 202
1 3
ЕЛЬ РУКАВОМ МНЕ ТРОПИНКУ ЗАВЕСИЛА. РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 203-204
1 2
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 204
1 2 3 4 5
ЕЩЁ МАЙСКАЯ НОЧЬ. РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 206
1 2
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 206-207
1 2
УЧИСЬ У НИХ — У ДУБА, У БЕРЁЗЫ. РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 208
1 2 3 4
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 208-209
1 2
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 220
1 2 3 4 5 6 7 8
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 221
1 2 3 4 5
ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 223
1 2
НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ ЛЕСКОВ. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 226
1 2
ЛЕВША. РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 268-269
1 2 3 4 5
СОВЕРШЕНСТВУЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 270-271
1 2 3 4
ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА. Стр. 271-272
1 2 3
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ. АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 275
1 2 3
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ОБ А. П. ЧЕХОВЕ. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 276
1 2
ТОЛСТОЙ И ТОНКИЙ. РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 280
1 2 3 4
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 281
1 2 3
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ. ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ БАРАТЫНСКИЙ. ВЕСНА, ВЕСНА! КАК ВОЗДУХ ЧИСТ!.. Стр. 284
1 2
ЧУДНЫЙ ГРАД ПОРОЙ СОЛЬЕТСЯ…. ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 284
1 2
ЯКОВ ПЕТРОВИЧ ПОЛОНСКИЙ. ПО ГОРАМ ДВЕ ХМУРЫХ ТУЧИ…. ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 286
ПОСМОТРИ – КАКАЯ МГЛА…. ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 286
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ ГДЕ ГНУТСЯ НАД ОМУТОМ ЛОЗЫ. РАЗМЫШЛЯЯ О ПРОЧИТАННОМ Стр. 288
1 2 3 4 5