Оглавление
- Лирическое отступление или воспоминание о былом величии
- Вопрос поколений
- Методы коррекции
- Голая теория
- Проблема 4. Разный уровень подготовки учеников
- Сокращение различий между школами
- Вопрос кадров
- Индивидуальный подход очень важен.
- Неумение применять знания на практике
- Действия учителя должны быть аккуратными, толерантными, без негативного сопровождения.
- Школьная иерархия
- Разрыв между знаниями, которые даёт школа, и вузовскими требованиями
- Характеристика и причины проблем российских систем образования
- Проблема 10. Внеурочная нагрузка
- Оценки важны для ребенка в раннем возрасте, но их восприятие слишком эмоционально.
- Заключение
Лирическое отступление или воспоминание о былом величии
Как вы думаете, почему во времена Советского Союза образованные люди действительно ценились государством и считались образцом для подражания? Потому что качество образования в школах было абсолютно иным, чем в современных образовательных организациях.
- Во-первых, советские школы основной упор делали на те области знаний, которые считались наиболее важными. И только вскользь затрагивали те сферы, которые способствовали еще большему развитию кругозора школьников.
- Во-вторых, помимо основных научных дисциплин в школах практиковались занятия, направленные на воспитание в учениках сильного характера и уверенной в себе личности.
- В-третьих, многие учителя были ориентированы на то, чтобы помочь школьнику в развитии уже имеющихся у него способностей.
Конечно же, в советской системе образования были не только преимущества, но и недостатки (например, чрезмерная идеологизация или подавление всего нестандартного и т.д.). Однако, несмотря на все недостатки советских образовательных учреждений, в них присутствовало самое главное – систематический подход к обучению и тщательный отбор педагогических работников, чего нельзя сказать о современных школах. Что же не так со школами в России сегодня? И почему некоторые специалисты считают, что формат обучения в современных российских школах нуждается в срочной «перезагрузке»?
Вопрос поколений
Старинное кредо «И та-а-ак сойдет!» как нельзя лучше отражается на современном школьном образовании. Нежелание перестраивать систему под новое поколение, которое избаловано интернетом и доступом к самой различной информации, ведет к тому, что детям просто не интересно находиться на школьном уроке, где учитель монотонным голосом зачитывает параграф из учебника. Одного взгляда на аппаратуру в школьном кабинете физики достаточно, чтобы вогнать в депрессию даже взрослого, который не придерживается замшелых консервативных взглядов. Что уж говорить о детях, которые любят быть в «тренде» и приветствуют все современное.
Насильное удержание ребенка за компьютером в кабинете информатики, чтобы научить его рисовать линии в редакторе Paint – весьма популярное занятие в современных школах. Сделать так намного проще, чем разработать программу, которая действительно заинтересует школьника – это опасная инициатива, которая может привести к разрушению наработанной за десятилетия схемы.
Проблема современного поколения в том, что детям просто не интересно учиться. Во многом это и вина родителей, которые пускают жизнь своего чада на «самотек». Еще несколько десятков лет назад многие родители давали базу ребенку об устройстве окружающего мира, что стимулировало к занятию самообразованием. Читать книги было модно, сейчас же у молодежи сформировался стереотип, что это постыдное занятие для изгоев, если же книги и читаются, то исключительно те, которые «в тренде». Обычно это мемуары философов, из которых можно надергать цитат для статуса в соцсетях.
Учитывая все вышеперечисленные проблемы, перед многими родителями встает вопрос: «А стоит ли вообще отдавать детей в школу?». Мы не говорим, о тех ситуациях, когда родители отрицают образование как таковое, чтобы посвятить свое чадо служению Вере или чему-либо еще. Мы также хотим напомнить, что статья 43 Конституции РФ гласит, что общее образование обязательно для каждого, и родители обязаны обеспечить своему ребенку условия для его получения. Другое дело, какие именно условия лучше подойдут для детей, которых родители хотят оградить от недостатков современных школ России.
Методы коррекции
Первоначальным этапом коррекции всегда является диагностика, позволяющая составить оптимальную программу для каждого ребенка. Например, если у ребенка присутствуют нарушения речи, связанные со стереотипностью используемых слов, коротких фраз, а для того, чтобы его окончательно понять, необходимо задавать дополнительные вопросы, то трудности касаются программирования речи. В случае, когда используются предложения различной длины, но при этом присутствует замена конкретных понятий более обобщенными, встречается большое количество местоимений, то есть смысл заняться уровнем переработки слухоречевой информации. Полную диагностику проводит специалист — нейропсихолог.
Чтобы школьная успеваемость повысилась, а недостатки поведенческой сферы сгладились, необходимо достаточное развитие сенсомоторного базиса – основных психических функций (мышления, памяти, внимания). Добиться этого невозможно, требуя от ребенка сосредоточения через силу и принуждение, поскольку это не педагогический, а нейрофизиологический аспект. Эффективными будут методы, развивающие исключительно недостающий уровень – это естественные процессы познания мира, такие как игры, бег, прыжки, а также прочие формы активности, расширяющие сенсомоторную сферу.
Вместо репетиторов по всем предметам и различных развивающих ранних программ рекомендуется сосредоточиться на развитии необходимых мозговых структур и нейронных связей. Это возможно с применением метода нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис.
Кроме этого, для коррекции дислексии и дисграфии необходимы занятия с логопедом-дефектологом. Программа Томатис поможет мозговым структурам «дозреть», сформировать и укрепить нейронные связи, а занятия с логопедом закрепят и автоматизируют нужные навыки.
Курс Томатис направлен на то, чтобы:
Созрели нейронные связи между лимбической системой (она дает мозгу энергию в виде мотивации и эмоционального ответа на стимулы, помогая лобным долям принимать решения и осуществлять контроль над поведением), сенсорными зонами коры головного мозга (обрабатывают полученную визуальную, слуховую, кинестетическую и др
информацию) и префронтальной корой (отвечает за программирование и контроль действий, принятие решений, формирует поведение).
Осуществить сенсомоторную интеграцию, помочь различным отделам мозга работать слаженно.
Улучшить внимание, особенно слуховое (т.к. воздействие Томатис происходит через ухо, слуховое внимание начинает тренироваться еще на этапе прохождения звука через среднее ухо; специалисты метода называют этот процесс «фитнес для слуховых мышц»)
Tomatis помогает нервной системе научиться выделять в звуковой среде главное и второстепенное, повысить сопротивляемость информационному стрессу, сохранить концентрацию внимания в шумном месте и при повышенных нагрузках.
Посредством воздействия на речевые зоны коры улучшить функции чтения, письма, обработки речевой информации и экспрессивной речи.
Как проходит коррекция нарушения школьных навыков в нашем центре?
В нашем центре первичная консультация проводится в форме консилиума: прием ведут сразу несколько специалистов (по желанию клиента). В консультации участвует логопед, нейропсихолог, дефектолог и специалист по Томатис-терапии (клинический психолог). Состав сотрудников может меняться в зависимости от конкретной ситуации (предварительная запись обязательна).
На консилиуме специалисты изучают анамнез ребенка, особенности его личности, нюансы возникающих в обучении проблем. Мы рекомендуем приносить на прием тетради с «типичными» ошибками, это поможет в процессе диагностики. Также желательно принести медицинскую документацию (если она есть): мед. карту, ЭЭГ, допплерографию и другие результаты обследований, которые есть на руках.
Консультация длится 60 минут. При необходимости расширенного нейропсихологического обследования оно назначается дополнительно, поскольку занимает много времени (от 2 часов и более, в зависимости от поставленных задач).
После диагностического этапа специалисты предлагают коррекционный маршрут для ребенка, который может включать:
- Занятия с логопедом;
- Занятия с дефектологом;
- Занятия с детским психологом или нейропсихологом;
- Курс нейросенсорной стимуляции Томатис.
По желанию родителей заключение может быть оформлено письменно на бланке центра
Часто школьные учителя принимают во внимание наличие специфических нарушений чтения/письма/счета и учитывают этот факт при выставлении оценок
Запишитесь на консилиум по телефону (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.
Другие статьи на эту тему:
Голая теория
Информация усваивается намного лучше и быстрее, если мы применяем её на практике. В моей школе часто давали сухие конспекты и никак не объясняли тему на реальных примерах из жизни.
В основном это касается естественных наук: химии, физики, географии и т.д. Не нужно далеко ходить, чтобы показать различные явления в природе из географии. По химии и физике часто нужны дополнительные устройства, препараты, материалы. Хотелось бы, чтобы каждая школа была хорошо оснащена нужным для обучения оборудованием. В моей школе не было даже элементарных микроскопов, поэтому могу предположить, что проблема нехватки оборудования является распространённой.
Если бы нам объясняли большинство тем на реальных примерах, которые можно увидеть своими глазами, то процесс обучения был бы намного интереснее и эффективнее.
А еще в школе практически не обучают актуальным навыкам, таким как финансовая грамотность и психология. Вот еще 11 навыков, которым не обучают в школе, но важны нам в повседневной жизни.
Проблема 4. Разный уровень подготовки учеников
Одни родители сами готовят детей к школе, другие полагают, что это зона ответственности педагогов. Одни дети в три года читают и считают, другие в семь едва складывают слоги и цифры. А потом 30–40 абсолютно разных ребят собираются в одном классе.
Неудивительно, что появляются лидеры и отстающие, и это тоже своего рода проблема современной школы. Классическая школьная система, в отличие от домашней школы, не учитывает интересы ни тех ни других. Быстро схватывающие материал ребята скучают на уроках, а те, кому нужен особый подход, находятся в постоянном стрессе.
Оба ребёнка Ксении Ярыш перешли в «Домашнюю школу Фоксфорда», потому что в государственном лицее не учитывали их индивидуальные особенности — такая проблема обучения есть и в обычных школах, и в гимназиях и лицеях.
«У сына всё пошло не так с первого дня. Что называется, не вписался. Возник конфликт с преподавателем по математике: Саше было трудно решать задачи в быстром темпе и давящей атмосфере (дома он с ними справлялся легко и быстро). В конце третьей четверти сын вовсе отказался решать математику, так как учительница сказала, что у него всё равно ничего не получится».
Сокращение различий между школами
Эта задача заключается в том, чтобы сократить разрыв между наиболее и наименее благополучными школами России.
Однако, как бы мы не относились к данным этой международной программы, настораживают другие данные.
Ещё большее беспокойство должно вызывать увеличение разрыва между школами в различных российских регионах. К сожалению, оснований для оптимизма мало. Тенденция разрыва продолжается. Не только в Москве, но и в ряде регионов, наряду со школами, дающими качественное образование, немало школ с неукомплектованными педагогическими кадрами и бедственным материальным состоянием.
Решение этой задачи зависит от более целеустремлённой образовательной политики, в том числе финансирования школ, способном сократить различия между школами.
Вопрос кадров
Возьмем, к примеру, школьных учителей. Плохие и безучастные учителя были всегда, но еще никогда их не было так много. Причин этому много, и не самая последняя из них – отношение государства к профессии учителя. Если раньше эта работа считалась одной из самых важных, а сам учитель был уважаемым и ценным человеком, то сейчас уважение в обществе вызывают менеджеры среднего звена и прочие бизнесмены, навыкам которых после апокалипсиса будет грош цена.
Унизительно малые заработные платы учителей стали причиной отсутствия желающих связать свою жизнь с этой профессией, поэтому ценных кадров, которые считают преподавание смыслом свой жизни, практически нет. Голодный учитель, который едва сводит концы с концами, вряд ли способен дать детям знания, если он просто физически не способен это сделать. Проходной балл для абитуриентов в ВУЗы на учительские специальности экстремально мал, и становится соломинкой спасения для тех, кто не видит шансов поступить на обучение более престижной профессии.
Конечно, среди учителей достаточно талантливых и креативных людей, которые хотят донести до детей науку в полном объеме с помощью интересной подачи. К сожалению, такие учителя подавлены современной системой бюрократии. Им приходится составлять бесчисленное множество отчетов, программ, заполнять ненужные бумаги и делать все, кроме обучения своих подопечных. К тому же недавно активизировалась идеологическая машина, которая обязывает учителей вкладывать в умы детей «правильное» восприятие современной России и ее правительства, что также не способствует популярности профессии учителя.
Индивидуальный подход очень важен.
Педагогу должен быть интересен тот ученик, который с первого взгляда не так интересен, потому что:
1) оценивается любой человек по способности в работе с рядовыми учениками, а не отличниками (в отношении отличников вклад и заслуга учителя минимальны);
2) это дополнительный вызов учителю, чтобы не стоять на месте, и его способ (стимул) развивать свои педагогические навыки.
“Задача воспитателя – вовремя заметить все эти особенности, разобраться в целях человека и, если нужно, изменить их. В этом – одна из важных задач индивидуальной работы… ”.
Если родители внимательно наблюдают за ребенком, то они могут подсказать в личной беседе с учителем его склонности и помочь тем самым избавить ребенка от лишней и вредной нагрузки в тех направлениях обучения, в которых он пока физически не может себя проявить.
Неумение применять знания на практике
Из первой проблемы логически следует вторая. Дети с трудом понимают, когда им необходимо применить свои знания на практическом материале. Особенно это касается сегодняшних первокурсников – «натасканные» на тестовые задания, они просто теряются, когда им ставят задачу написать научную или творческую работу.
Что с этим делать?
С 2013 года московские школы активно работают над изменением формата дополнительного образования. Теперь урок может проходить где угодно – в творческом кружке или спортивной секции, в музее, театре и даже в парке. Для урока даже не нужен учитель!
Всё чаще школьники в рамках школьного образования занимаются личными междисциплинарными проектами. Это может быть как конструирование робота-помощника, так и написание детской энциклопедии, и даже организация выборов в школьный совет.
Действия учителя должны быть аккуратными, толерантными, без негативного сопровождения.
Лучше ребенок чего-то не запомнит и не выучит, чего-то не узнает или не поймет – это ВСЕГДА можно наверстать в будущем, а вот негативное отношение к обучению или школе уже будет невозможно изменить.
Учитель должен поддерживать в ученике стремление к познанию, создавать положительный посыл и формировать желание узнать больше. Наказание, негативное отношение, вынуждение ребенка выполнять действия, цель которых он не понимает – все это создает негативную установку, формирует в ребенке безразличие к получению знаний.
Сообщение родителям сигналов об отставании ученика производится с помощью выдачи тетради контрольных работ на дом. Родители накажут и прочитают лекцию ребенку самостоятельно, но выбрать – учиться, а не лениться, ребенок должен сам. В механизме волевого решения сначала лежит желание.
Школьная иерархия
Некоторые преподаватели осознанно ставят себя выше учеников и считают, что так они смогут добиться авторитета. Наводя страх и ужас, они пытаются заставить ребят учиться лучше. Более того, именно этому учат в педагогических образовательных учреждениях. Это сильно влияет на процесс обучения, потому что именно учителя задают атмосферу в классе.
Такой подход к обучению приводит лишь к тому, что ученики переоценивают возможности учителей, ставят их слово выше своего собственного мнения, да и просто начинают бояться учителей. Думаю, у каждого из вас есть или был учитель, при виде которого все внутри сжимается. Это отнюдь не показатель уважения – это чистый страх. Отсюда возникает повышенная тревожность, которая мешает учиться.
Меня можно отнести к ученикам, которые всегда боялись учителей. Страх сильно мешал обучению – трудно было сосредоточиться на заданиях и запоминать элементарное. Но однажды мне попался хороший учитель, он был с нами добр и терпелив. С ним было интересно и не было желания замкнуться в себе.
Отсюда я сделала вывод, что поведение учителей многое решает во время обучения. Если быть с детьми на одной волне, говорить им добрые слова, заслуженно хвалить, не кричать и перестать держать их в ежовых рукавицах, то ученики найдут в своём учителе хорошего друга, к которому всегда можно обратиться за помощью, а не начальника, которому нужно подчиняться.
Разрыв между знаниями, которые даёт школа, и вузовскими требованиями
Преподаватели вузов не первый год жалуются на уровень знаний, с которыми к ним приходят первокурсники. Первые полгода вчерашних школьников приходится «подтягивать» до нужного уровня знаний.
Что с этим делать?
Не всегда старшеклассника можно снабдить всеми знаниями, которые пригодятся ему в вузе. Дети из одного класса затем поступают в разные вузы, а у МИФИ и Литературного института требования сильно разнятся. Поэтому с прошлого года в Москве пробуют модель узконаправленных классов – так называемых предуниверсариев.
Предуниверсарий – это профильный класс общеобразовательной школы, созданный на базе университета. Первый класс в рамках программы «Предуниверсиарии» был организован в 2013 году. В этом году в программе решили поучаствовать уже 9 вузов, среди которых РГГУ, МГЛУ, МИФИ, РЭУ им. Плеханова.
Характеристика и причины проблем российских систем образования
Существование и развитие любого государства находится в прямой зависимости от состояния системы образования
Если государство стремится к развитию и выходу на ведущие позиции в мире, то в первую очередь оно обращает внимание на уровень образованности и грамотности населения. Это связано с тем, что именно благодаря доступной и развитой системе образования, можно подготовить высококвалифицированные кадры, которые будут являться потенциалом развития общества и государства в целом
Замечание 1
На сегодняшний день существующая система образования переживает довольно сложные времена. Созданная в советское время система образования практически разрушена, ей на смену пришли европейские стандарты и тенденции. Однако достаточно часто эти стандарты и тенденции отвергаются, так как внедряются на неподготовленную почву и не адаптированы под особенности российского менталитета.
В связи с чем, наблюдается достаточное количество проблем, стоящих перед системой российского образования:
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Современные проблемы систем образования в России 430 руб.
- Реферат Современные проблемы систем образования в России 250 руб.
- Контрольная работа Современные проблемы систем образования в России 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
- Кризис старой системы образования, обусловленный ее моральным устареванием. Инновации в системы образования плодотворно были внедрены в высшую школу – переход на бакалавриат и магистратуру. В тоже время средняя школа и профессиональные училища остались без изменений. В связи с чем, назревает необходимости пересмотра подхода к школьному и профессиональному образованию. Решение данной проблемы требует колоссальных вложений и труда. Необходимо полностью пересмотреть существующие программы, методическую и учебную литературу, подготовку кадров и т.д.
- Излишняя теоретическая направленность российского образования. Российские системы образования построены таким образом, что упор делается на получение теоретических знаний, в то время как практические умения и навыки практически не развиваются. В то же время в европейских странах и Америке система образования в большей степени имеет направленность на получение практического и исследовательского опыта.
- Недостаточность финансирования. Данная проблема является актуальной не только для системы образования, но и для многих российских сфер. Нехватка финансового обеспечения приводит к тому, что наблюдается недостаток квалифицированных кадров, так как педагогик попросту не желают работать за ту заработную плату, которую предоставляет им государство и уходит в частные учебные заведения или репетиторство. Оборудование, учебный и методический фонд образовательных учреждений, все это требует обновлений и соответственно финансовых вложений.
- Низкий уровень взаимосвязи между этапами обучения. Чаще всего данная проблема остро ощущается выпускниками школ, которые для того чтобы успешно сдать ЕГЭ и поступить в ВУЗ нанимают репетиторов для подготовки. То есть школа не в состоянии дать необходимый уровень знаний, предъявляемый следующей ступенью образования — ВУЗом.
- Увеличение спроса на поступление в ВУЗ способствует появлению большого количества частных ВУЗов, которые достаточно часто не имеют права на осуществление образовательной деятельности, либо предоставляемые ими образовательные услуги низкого качества. Довольно часто образование, полученное в частном ВУЗе, является номинальным, то есть обучении исключительно ради получения диплома, которое не дает никаких ни теоретических, ни практических знаний и умения по выбрано специальности.
- Одной из наиболее острых проблем современных систем образования является коррупция. На сегодняшний день можно купить диплом о высшем образовании через Интернет. Помимо этого к коррупции относятся денежные поборы в учебных заведениях, взятки за зачеты (экзамены), хищения средств из бюджета и т.д.
- Падение престижа профессионального образования. Поступление в колледж, техникум, ПТУ и т.д., среди молодежи является не престижным, искажено представление о рабочих профессиях и работе на производстве. В связи с чем, наблюдается нехватка рабочих кадров.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Проблема 10. Внеурочная нагрузка
Современная общеобразовательная школа не выполняет воспитательной функции — только образовательную, но в обязательном порядке должна организовывать внеурочную деятельность обучающихся.
Добровольно-принудительное посещение дополнительных занятий, классных часов, чаепитий и концертов не нравится большинству детей и родителей. Особенно когда у ребёнка есть свои кружки и секции по интересам. И для многих учеников эта проблема в образовании является актуальной.
Дети на семейном обучении отнюдь не страдают от отсутствия социализации. Напротив, свободного времени становится больше. Так, ученик «Домашней школы Фоксфорда» Степан Павловских с трёх лет занимался хореографией, тхэквондо и художкой. А когда пошёл в школу, про кружки пришлось практически забыть — не хватало времени.
Читать целиком интервью со Степаном Павловских →
«В “Домашней школе Фоксфорда” действительно хорошее расписание. Занятия начинаются в 10:00 или 11:00, в четверг и воскресенье полностью свободные дни, а в субботу всего один урок. Это позволило мне вернуться в художку, а также записаться на самбо и в бассейн. В планах ещё заняться каллиграфией и скорочтением».
_________
Традиционная школьная система имеется массу проблем и недостатков и нуждается в реформировании. Это факт. Недаром разработан новый национальный проект «Образование», который планируется реализовать к 2024 году.
Избавиться от недостатков массовой школы можно уже сейчас. Закажите обратный звонок или заполните форму бесплатной консультации — специалист «Фоксфорда» свяжется с вами и проконсультирует по вопросам семейного и дистанционного обучения.
Оценки важны для ребенка в раннем возрасте, но их восприятие слишком эмоционально.
Нужно больше внимания обращать на положительные стороны ученика. Больше ставить хороших оценок, поощряя положительное отношение к предмету или желание его изучать. Использовать плохие оценки следует только в крайнем случае и крайне редко.
Либо, если работа выполнена неудовлетворительно, не оценивать ее (ставить точки), задолженность для пересдачи.
Эффективным способом будет писать больше хвалебных замечаний в тетради, если у ребенка что-то получается, для детей это очень важно . В случае неудачи попросить пересдать контрольную, выучить слова к конкретному сроку и с перечнем необходимого объема
“Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками . “
Помогают, конечно же, и сообщения родителям в любой форме об отставании ученика с помощью выдачи тетради контрольных работ на дом.
Заключение
В данной статье мы постарались рассмотреть лишь несколько из многих причин того, почему среднюю школу сегодня принято считать чуть ли не вселенским злом, а современную систему образования в лучшем случае малоэффективной.
Рассмотренные нами недостатки российской системы среднего образования, безусловно, не могут стать причиной для полного отказа от обучения в школе. Но они должны заставить родителей с большей серьезностью относиться к выбору образовательной организации и программы обучения (благо, сегодня выбирать можно и есть из чего), а также не поддаваться соблазну пустить процесс обучения на самотек и принимать самое активное участие, как в жизни отдельно взятой школы, так и переформатировании всей системы образования России.