Оглавление
- Крещение взрослого человека
- йПЮЯХБШЕ ОПЮБНЯКЮБМШЕ ХЛЕМЮ ДКЪ ЛЮКЭВХЙНБ
- В святцах есть имя ребёнка, но с другим звучанием: как крестить Артёма, Светлану, Дениса и других
- пЕДЙХЕ ОПЮБНЯКЮБМШЕ ХЛЕМЮ ДКЪ ДЕБНВЕЙ
- Имя Егор в Святцах
- Красивые английские имена для мальчиков
- Молитва Ангелу-Хранителю
- Выбираем имя новорожденному
- Влияет ли имя на судьбу человека?
- Выбираем имя мальчику по отчеству
- Отличительные особенности наречения мальчиков по Старому и Новому Завету
- С каким именем крестить взрослого?
Крещение взрослого человека
Вообще на Руси рождённого ребёнка стремились окрестить как можно раньше (из-за печального тогда состояния медицины) – на 3-й, 8-й, реже на 40-й день. Это в корне отличалось от позиции католиков, которые допускали крещение только в сознательном возрасте (человек сам должен сделать выбор, прийти к вере, а не родители должны решать за него).
Сегодня же православная вера не принуждает крестить всех только в младенческом возрасте
Родители могут дать ребёнку вырасти и самому принять важное решение. Кроме того, такое иногда бывает у некрещённых родителей: малыш вырастает и сам приходит к вере уже взрослым вопреки родительскому воспитанию
Некоторые люди крестятся во взрослом возрасте и сами могут выбрать себе церковное имя (в том числе оставить своё)
Такой новообращённый взрослый христианин может оставить при крещении своё же имя, если оно есть в святцах. Но некоторые люди принимают решение в процессе Таинства Крещения поменять имя (возможно, для них это будет символически подчёркивать духовное перерождение). Это нужно заранее обговорить с батюшкой: он, например, подскажет, что можно взять созвучное имя (тем более если человек намерен изменить его и в паспорте). А возможно, крещаемый уже остановился на каком-то определённом имени, совершенно не похожем на его мирское (главное, чтобы оно было в святцах).
йПЮЯХБШЕ ОПЮБНЯКЮБМШЕ ХЛЕМЮ ДКЪ ЛЮКЭВХЙНБ
ю
юБЦСЯРХМ, юБЕМХП, юЦЮТНМ, юДЮЛ, юДПХЮМ, юГЮП, юЙЯЕМРХИ, юЙЕМРХИ, юКЕЙЯЮМДП, юКЕЙЯЕИ, юМЦЕК, юМДПЕИ, юМДПНМ, юМРНМ, юПХЮМ, юПЯЕМХИ, юПР╦Л
а
аЕМЕДХЙР, аНЦДЮМ
б
бЮДХЛ, бЮЯЯХЮМ, бЮПЮДЮР, бЕМЕДХЙР, бЕМХЮЛХМ, бХЙЕМРХИ, бХРЮКХИ, бКЮДХЛХП, бЯЕБНКНД, бЪВЕЯКЮБ
ц
цЕДЕНМ, цЕКХИ, цЕНПЦХИ, цЕПЛЮМ, цКЕА, цНПДЕИ, цПХЦНПХИ, цСПХИ, цСПЭЪМ
д
дЮБХД, дЮЛХЮМ, дЮМХКЮ, дЕЛЕМРХИ, дЕЛХД, дЕЛЭЪМ, дЕМХЯ, дХНМ, дХНМХЯХИ, дЛХРПХИ
е
еБЦЕМХИ, еКХЯЕИ, еЛЕКЭЪМ, еПЕЛЕИ, еПЛНКЮИ, еПНТЕИ
г
гЮУЮП, гХМНБХИ
х
хЦМЮР, хЦНПЭ, хММНЙЕМРХИ, хПЮЙКХИ, хЯХДНП
й
йХЛ, йХПХКК, йНМЯРЮМРХМ, йНМЯРЮМЖХИ, йНПМЕКХИ
к
кЮБПЕМРХИ, кСЙЮ, кСЙЭЪМ
л
лЮЙЮП, лЮЙЯХЛ, лЮЙЯХЛХЮМ, лЮЙЯХЛХКХЮМ, лЮПХИ, лЮПЙ, лЮПРХМ, лЮПРШМ, лЮРБЕИ, лХРПНТЮМ, лХУЮХК, лХУЕИ, лНХЯЕИ, лЯРХЯКЮБ
м
мЮГЮП, мЮПЙХЯЯ, мЕЯРНП, мХЙХРЮ, мХЙХТНП, мХЙНКЮ, мХЙНКЮИ
н
нКЕЦ, нПЕЯР, нЯХО, нЯРЮО
о
оЮМЙПЮР, оЮРПХЙ, о╦РП, оКЮРНМ, оПНУНП
п
пЮГСЛМХЙ, пЮТЮЩКЭ, пНДХНМ, пНЛЮМ, пНЯРХЯКЮБ
я
яЮБЕКХИ, яБЪРНЯКЮБ, яЕБЮЯРЭЪМ, яЕЛ╦М, яХЛНМ, яНЙПЮР, яОХПХДНМ, яРЕТЮМ
р
рЮПЮЯ, рЕПЕМРХИ, рХЛНТЕИ, рХУНМ, рПНТХЛ
с
сЯРХМ
т
тЮСЯР, тЮДДЕИ, т╦ДНП, тЕДНР, тЕКХЙЯ, тХКХЛНМ, тХКХОО, тКНП, тКНПЕМРХИ, тНЛЮ, тПНК
у
уЮПХРНМ, XПХЯРХЮМ, уПХЯРНТНП
ж
жЕГЮПЭ
щ
щКЭДЮП, щПЮГЛ, щПЮЯР
ч
чКХЮМ, чКХИ, чЯРХМХЮМ, чЯРСЯ
ъ
ъМ, ъПНЯКЮБ
вХРЮИРЕ: йМХЦЮ «щМЕПЦХЪ ТЮЛХКХИ»
В святцах есть имя ребёнка, но с другим звучанием: как крестить Артёма, Светлану, Дениса и других
Если мы не находим имя ребёнка с святцах, это не всегда значит, что его там нет. Часто бывают просто архаичные формы, непривычные нам сегодня. Примеров можно привести много:
- Юлия — Иулия.
- Ульяна — Иулиана.
- Иван, Ян — Иоанн.
- Яна, Жанна — Иоанна.
- Анжела — Ангелина.
- Степан — Стефан.
- Денис — Дионисий.
- Артём — Артемий.
- Юрий — Георгий.
- Анжела — Ангелина.
- Сергей — Сергий.
- Лилия — Лия.
- Аксинья — Ксения.
- Илона, Нелли — Елена.
- Егор, Юрий — Георгий.
Некоторых мирских имён нет в святцах, зато там есть имена с похожим звучанием (архаичные), пример тому — Юлия и Иулия
Некоторые славянские имена имеют одно значениес церковными именами (как правило, греческими). Пример тому — Светлана. Девочку с таким именем можно окрестить как Фотинию (от греч. «свет»).
Некоторые имена имеют свои церковные аналоги но не основании звучания, а по смыслу (например, Светлана — Фотиния)
Аналогичная пара имён — Богдан и Феодот (греч. «Богом данный»).
У некоторых современных родителей есть тенденция изначально называть малыша именно именем со старинным звучанием: не Данил, а Даниил, не Наталья, а Наталия. Если они этого хотят, священник не будет против, а святцы только помогут сделать выбор.
пЕДЙХЕ ОПЮБНЯКЮБМШЕ ХЛЕМЮ ДКЪ ДЕБНВЕЙ
юБЦСЯРЮ
юБДНРЭЪ
юЦЮТХЪ, юЦЮТЭЪ, юЦЮТНМХЙЮ
юЦКЮЪ
юЦМХЪ
юЦПХООХМЮ, юЦПЮТЕМЮ
юЙСКХМЮ
юЙЯХМЭЪ
юКЕБРХМЮ
юЛЛЮ
юМХЯХЪ, юМХЯЭЪ
юМРНМХМЮ
юМТХЯЮ
юОНККХМЮПХЪ
юПХЮДМЮ
юПРЕЛХЪ
бЮЯЯЮ
бЕБЕЪ (бХБЕЪ, тХБЕЪ)
бХПХМЕЪ
цКЮТХПЮ
цКХЙЕПХЪ, кСЙЕПЭЪ
дНЛМХЙЮ, дНЛХМХЙЮ
дНПНТЕЪ
еБДНЙХЪ
еБДНЙЯХЪ
еБКЮКХЪ
еБМХЙЮ
еБЯЕБХЪ
щТЮКХЪ, щТТЮКХЪ
еБТПНЯХМХЪ, еТПНЯХМХЪ
хКЮПХЪ, хККЮПХЪ
хММЮ
хПЮХДЮ
хЯХДНПЮ
йЮКЕПХЪ
йЮКХММХЙЮ
йЮОХРНКХМЮ
йХПЭЪМЮ, йХПХЮМЮ
йКЮБДХЪ, йКЮБДЕЪ
кСЙЕПЭЪ
кЧЖХЪ
лЮБПЮ
лЮМЕТЮ
лЮПЭЪМЮ
лЮПРХМЮ
лЮПТЮ, лЮПРЮ
лЮРП╦МЮ
лЕКЮМХЪ, лЕКЮМЭЪ
лЕКХРХМЮ, лЕКЕРХМЮ, лХКХРХМЮ
лХКХЖЮ
лСГЮ
мЮЯРЮЯЭЪ
мХЙЮ
мНММЮ, мНМЮ
нКХЛОХЮДЮ
оПЮЯЙНБЭЪ
оЕКЮЦХЪ, оЕКЮЦЕЪ, оЮКЮЦЕЪ
оХММЮ
оНКХЙЯЕМХЪ, оНКХЙЯЕМЮ
оСКЭУЕПХЪ
пХДНПЮ
пХЛЛЮ
пСТХМЮ
яЕПЮТХЛЮ
рЮХЯЭЪ
рЮРРЮ
сКЭЪМЮ
сЯРХМЭЪ
тЮХМЮ
тЕБПНМХЪ, тЕБПНМЭЪ, уЮБПНМХЪ, уЮБПНМЭЪ
т╦ЙКЮ
тЕНДНПЮ, тЕДНПЮ
тЕНДНЯХЪ, тЕДНЯХЪ
тЕНДНРХЪ, тЕДНРЭЪ
тНРХМХЪ, тЮРХМЮ, тХРХМЭЪ
уЮПХЯЮ, уЮПХРЮ, уЮПХРХМЮ
чМХЪ
оНКМШИ ЯОХЯНЙ ОПЮБНЯКЮБМШУ ХЛ╦М БШ ЛНФЕРЕ ОНЯЛНРПЕРЭ Б ОПЮБНЯКЮБМНЛ ЙЮКЕМДЮПЕ ХЛ╦М Я СЙЮГЮМХЕЛ ДЮР БШЬЕ (ОПЮБНЯКЮБМШЕ ХЛЕМЮ ОН ЮКТЮБХРС).
оПЮБНЯКЮБМШЕ ХЛЕМЮ ОН-ОПЕФМЕЛС ЪБКЪЧРЯЪ НДМХЛ ХГ ПЮЯОПНЯРПЮМЕММШУ БЮПХЮМРНБ БШАНПЮ ХЛЕМХ ДКЪ ПЕАЕМЙЮ.
еЯКХ БШ МЕ ЯЛНЦКХ БШАПЮРЭ ОНДУНДЪЫЕЕ ХЛЪ ЯПЕДХ ОПЮБНЯКЮБМШУ ХЛ╦М, РН БШ ЛНФЕРЕ ОНЯЛНРПЕРЭ ЯОХЯЙХ ХЛ╦М ОН ЯРПЮМЮЛ ХКХ ОНЯЛНРПЕРЭ РЕЛЮРХВЕЯЙХЕ ХЛЕМЮ. яОХЯЙХ ХЛ╦М ЛНФМН ОНЯЛНРПЕРЭ ГДЕЯЭ…
еЯКХ БШ СФЕ НОПЕДЕКХКХЯЭ Я ХЛЕМЕЛ, РН БШ ЛНФЕРЕ ГЮЙЮГЮРЭ МЮЛ ДХЮЦМНЯРХЙС КЧАНЦН ХЛЕМХ…
нКЕЦ Х бЮКЕМРХМЮ яБЕРНБХД
юДПЕЯ МЮЬЕИ ЩКЕЙРПНММНИ ОНВРШ: osvetovid@bk.ru
Имя Егор в Святцах
Это имя в церковном именослове не что иное, как Георгий. Оно имеет интересную историю. В X в. на Руси появилось греческое имя «Георгиос» (Γεώργιος ), но звуковые законы русского языка внесли свои коррективы в произношение.
В результате появились чисто русские варианты: «Еорий», «Егорий», а отсюда – «Егор». Уменьшительно-ласкательные формы: Егорка, Гоша, Гога, Гора, Егоша, Жора.
Значение имени
Γεώργιος – это один из эпитетов Зевса, предводителя богов греческой мифологии, и означает «земледелец», «землепашец».
То же самое значение имеет имя Егор, как русский фонетический вариант греческого «Георгий».
Основные черты
Трудолюбие, старательность и упорство – вот основные черты Егора. Он приложит все силы, как говорится, костьми ляжет, чтобы достичь поставленной цели.
Усердие в работе не проходит даром, и обладатели этого имени обычно достигают высоких результатов, делают головокружительную карьеру, особенно если их трудовая деятельность является одновременно и любимым делом.
Характер
Такая черта характера, как немногословность, будто вытекает из значения имени: некогда землепашцу пустословить. Поэтому Егор всегда занят работой и порою кажется суровым и неприветливым. Отчасти так и есть. С незнакомыми людьми он сдержан и холоден, но среди друзей – милый и внимательный, приятный собеседник. Он надёжный друг, ему можно доверять тайны.
Рассудительность – ещё один конёк Егора. Мужчина не бросается с огня да в полымя. Прежде чем принять решение, он всё обдумает и разложит по полочкам. Эта черта характера у него проявляется с детства, как и находчивость, которая на протяжении всей жизни помогает с честью выходить из любых щекотливых ситуаций.
Егор любит скромных женщин, кричаще одетых особ обходит стороной. В семейной жизни он верный муж, не прощающий измен жены. По отношению к детям – это заботливый, но излишне строгий отец.
Нрав греческого Георгиоса нельзя назвать простым. Его характеру присущи черты, которые можно рассматривать как со знаком плюс, так и минус:
- Правдолюбие. Это заслуживает уважения, но истина, высказанная в глаза, не всем нравится.
- Принципиальность. Она не позволяет Егору идти на компромисс, но придает ему уверенности в своих силах.
- Педантичность. Точность и аккуратность помогают достичь успехов, но этих качеств он требует также от коллег и домочадцев.
К абсолютным недостаткам относятся высокомерие, чрезмерная эмоциональность, ворчливость, но Егор умеет их тщательно скрывать и держать в узде. А главный минус характера – упрямство, возможно, из-за принципиальности и педантичности.
Красивые английские имена для мальчиков
В настоящее время общераспространенными становятся английские имена для мальчиков, самые красивые из которых: Оливер, Джек, Артур, Гарри, Джеймс, Томас, Уильям, Джек, Брэндон, Габриель, Кевин, Джордж, Дэвид, Кристиан, Стивен, Патрик, Оскар. Выбирая своим малышам английское имя, взрослые часто подбирают похожие на славянские имена, для созвучности с отчеством.
Наиболее распространенными можно назвать такие:
- Эдвард или Эдуард. Происходит от германского — страж богатства;
- Роберт — блистающая слава, известный;
- Эндрю или Андрей — сильный, мужественный;
- Ричард — смелый, вождь;
- Карл — мужчина, мужество.
Молитва Ангелу-Хранителю
Ангеле Божий, хранителю мой святы и, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.
В церковной традиции празднование Дня Рождения менее значимо, по сравнению с празднованием именин. И хотя в настоящее время это еще не так ярко выражено, но в дореволюционные времена люди простого происхождения обычно помнили лишь год своего рождения, а не точную дату, и в метриках, часто записывался именно «Ангельский день», а не дата появления на свет. Разница в акцентах празднования того и другого события существенна. В День Рождения чествуется сам человек, реже его родители, хотя, кстати, это несправедливо
В именины же внимание уделяется не столько живущему носителю имени святого, сколько самому святому и его призыванию на помощь. Поэтому главным элементом правильного церковного празднования Дня Ангела является усиленная духовная жизнь в этот день
Выражается она вполне практично. Имениннику рекомендуется посетить храм, в идеале, исповедоваться и причаститься в этот день, или, хотя бы, поучаствовать в этот день в богослужении в честь своего святого.
Поздравительно-семейная часть именин вовсе не исключается. Подарки — они ведь всегда подарки. Обычно, именно в этот день, они, также, носят религиозный характер. Сейчас достаточно церковных сувениров, чтобы иметь возможность сделать приятный знак внимания своему родному или близкому человеку в День Ангела. Впрочем, не исключаются и подарки бытовые, или обыденные. В любом случае именины – это дополнительный семейный праздник, который собирает любящих людей вместе, укрепляя их общение и отношение. Первыми поздравителями, по традиции являются, конечно, крестные человека, его духовник и родители. В литературе можно найти достаточно большое количество описаний самих домашних обрядовых действий связанных с именинами, вплоть до именинных меню и невинных развлечений. В любом случае, нужно отметить, что это обычаи не столько церковные, сколько бытовые, и в зависимости от географии и времени они достаточно разнообразятся. Исходя из этого, невозможно прописать какие бы то ни было шаблоны для домашнего празднования именин. Общим, безусловно, должно остаться так называемое «многолетие» в честь именинника. Оно возглашается либо священником, либо старшим стола, или, человеком имеющим особенные голосовые данные и включает в себя общую формулировку:
«Благоденственное и мирное житие, здравие, спасение, и во всем благое поспешение, подай господи, ныне тезоименитому рабу Твоему (рабе твоей) «имя рек», и сохрани его (ее) на многая лета!»
И все присутствующие громко и весело поют «Многая лета»! Поют сколько захотят какими угодно распевами, их достаточно большое количество.
Выбираем имя новорожденному
Со стороны иногда кажется, что человеку верующему жить проще в том плане, что для всякой жизненной ситуации у него есть готовая инструкция: делай раз, делай два, делай три. На самом деле это не совсем так. Более точно принцип церковной жизни был сформулирован блаженным Августином: «В главном – единство, во второстепенном – разнообразие, и во всем – любовь». Традиционно христиане дают своим детям имена в честь канонизированных святых. Но как выбрать того святого, в честь которого наречь малыша? В этом вопросе существует два разных подхода, у каждого есть свои сторонники, в пользу каждого можно привести достаточное количество аргументов.
Вариант первый:
Родители, если они не имеют четкого плана об имени ребенка, могут воспользоваться святцами. Принцип здесь простой: надо смотреть имена святых собственно в день рождения малыша, или после него, или в день крещения. Вот что по этому поводу можно прочитать в православной литературе:
«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).
Вариант второй:
Однако наиболее распространенной традицией всегда был обычай давать имя ребенку в честь почитаемого семьей святого. Эта практика основана на том, что люди действительно верующие осуществляют личный молитвенный контакт с тем или иным святым. Если это так, то, обычно, в семье предшествующих поколений уже есть люди носящие имена почитаемого святого. Отсюда наблюдается как бы традиция преемственности, которая у посторонних может создать иллюзию только родового уважения, например – наименование детей в честь дедушек, бабушек, мам или пап и так далее. Да, для человека малорелигиозного, дело обстоит именно таким образом, более того, это стоящий мотив в нерелигиозных семьях, по крайней мере, он не предосудителен и очень человечен. Однако, первоначально, основная причина была именно в почитании конкретного святого целыми поколениями. Иногда, бывает, что в обычное течение жизни врывается настоящее чудо, связанное с тем или иным святым, тогда, благодарные родители, могут дать именно его имя своему ребенку, чтобы в сыне или дочери, увековечить свое отношение к небесному покровителю.
В пользу этого подхода – выбора особо почитаемого святого вне зависимости от даты рождения нарекаемого младенца — также можно привести высказывания известных церковных деятелей:
«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.»
Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).
«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение»
Антоний, митрополит Сурожский (1914-2003).
Влияет ли имя на судьбу человека?
Есть ли схожесть между человеком и святым, имя которого он носит? На этот вопрос можно было бы ответить утвердительно, если бы мы имели в виду человека взрослого, который жил бы так, что подражал жизни своего «небесного покровителя». Как видим, эта схожесть, если она и присутствует, носит лишь внешний характер, и зависит от самого носителя имени. Тем более, в этой связи, нет необходимости говорить о некоей фатальности значения имени, или его типологической принадлежности к тому или иному чину святости – преподобных, мучеников, святителей и так далее. Младенец названный Серафимом в честь преподобного Серафима Саровского, вовсе не обречен на монашескую жизнь. Равно как и малышка, названная Татьяной, или Варварой, совсем не обязательно будет убита или потерпит в жизни мучения, как мученицы давшие церковным святцам эти имена. Личность любого нового человека абсолютно уникальна и его судьба зависит только от него, святые же и Сам Бог только помогают и оберегают от ненужных неприятностей.
Не бывает имён «счастливых» и «несчастливых», также неверно думать, что наречение девочки «мужским» именем Александра или Валерия разовьёт у нее мужские черты характера. В святцах многие имена, традиционно воспринимаемых нами как сугубо мужские, имеют и женскую форму – Анатолия, Арсения, Зиновия, Кирилла, Иоанна, Павла которая однако не получила широкого распространения в России. В то же время считающиеся у нас исключительно женскими имена Инна и Римма на самом деле мужские (как, например Никита или Савва), поэтому у девочек с такими именами небесными покровителями являются святые мученики Инна и Римма Новодунские, ученики Андрея Первозванного.
«Мы носим имена святых, которые прожили жизнь и осуществили на земле своё призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Потому что он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или другого человека, святого или даже грешника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.»
Антоний, митрополит Сурожский (1914-2003).
Выбираем имя мальчику по отчеству
Чтобы удачно подобрать эти две составляющие, необходимо учесть такие параметры:
- Для длинного отчества желательно предпочесть короткое имя. Например, Антон Владимирович будет звучать лучше, чем Станислав Владимирович. К короткому отчеству подойдут имена разной величины.
- Русские имена не годятся для иноземных отчеств и наоборот. Как пример, Павел Виссарионович или Вахтанг Иванович трудно назвать гармоничными.
- Нагромождение согласных звуков на соединении имени с отчеством заметно искажает звучание. Например, Александр Мстиславович или Марк Владимирович.
- Нежелательно выбирать имя для мальчика, заканчивающееся на ту же букву, на какую начинается отчество.
- Психологи не рекомендуют называть малыша в честь отца, т. к. это сможет усилить как положительное, так и отрицательное действие на личность.
Отличительные особенности наречения мальчиков по Старому и Новому Завету
Период до Рождества Христова
В период Ветхого Завета придавали больше значение имени человека. Многие из имен имеют символическое значение, описание которого дается в самом тексте Библии. То, как тебя звали влияло на все жизненные сферы: работа, отношения, социальная сфера. Имена на древнееврейском можно разделить на две категории:
- «Предложения». Подавляющее большинство имен из этой категории включают в себя слово «Бог». Например: Даниил – «Бог мне судья», Ионафан – «Божий дар», Захария – «вспомянутый Господом» и тому подобные.
- «Одного слова». Здесь имена являются значениями какого-то одного слова или явления, к примеру: Ной – «покой», Давид – «возлюбленный», Адам – «земля» и т.п.
Нарекания не на древнееврейском языке это Ветхозаветные заимствования из языка соседних народов. Такими именами обладали персонажи, проживающие на чужбине, не евреи или же бравшие такие имена в ходе жизни. Ветхозаветные имена долго были популярны среди еврейских жителей Европы.
Период после рождения Иисуса Христа
В Новом Завете добавились греческие (Аристарх), арамейские (Маккавеи), римские (Павел). Благодаря тому, что греческий язык был довольно распространен на Ближнем Востоке, такие имена помимо греков, носили и иудеи. Римские — носили все граждане Рима, независимо от происхождения.
С распространением христианства, большую популярность стали иметь Новозаветные имена:
- Иофсиф;
- Петр;
- Андрей;
- Павел и т.д.
Спустя время они были занесены в церковные месяцесловы.
Выбирая как наречь вашего мальчика, чтобы это было не слишком экзотическим, стоит обратить внимание на список из Нового Завета. Большинство из них также со временем были занесены в святцы
Мужские формы в современных языках могут звучать по-разному, но корнями они уходят в Заветы.
С каким именем крестить взрослого?
Случается, что родители приходят к вере позже рождения малышей, и когда собираются крестить подрастающих детей или креститься сами — оказывается, что имя, избранное первоначально, не имеет аналогов, например, в русских святцах. В настоящее время есть традиция переименовывания на самом крещении, с тем, чтобы у человека был таки православный небесный покровитель. В случае согласия у ребенка, да и не только ребенка, особенно если крещение происходит в зрелом возрасте, в жизни появляется двойное имя. Одно – для всех и общего пользования, а другое – для религиозной жизни. Особенно это характерно для не славянских национальностей, имеющих свои имена, например, такие как Роза, Стелла и тому подобное.
Крестильное имя можно выбирать по-разному: или в честь особо почитаемого святого, или по святцам, как уже говорилось выше, или же – и этот вариант является наиболее распространенным – выбирается имя, близкое по звучанию к записанному в свидетельстве о рождении. Поэтому Яны и Жанны чаще всего крестятся с именем Иоанна, Гертруды становятся Галинами, Илоны, Алёны и Нелли – Еленами.
При этом надо знать, что русские святцы далеко не полностью отражают всю палитру православных имен. В них нет многих имен святых других поместных церквей. И, к примеру, армянам или грузинам нередко приходится пояснять в церковных лавках, куда они подают записки, что они крещены по православному чину, просто с такими национальными именами. Есть и более яркий пример некоторой изолированности, это имя кельтского святого Эдуарда, который жил в Англии и принадлежал к святым неразделенной Церкви. По всем параметрам это православное имя, однако, в русских святцах этого имени нет, и мальчиков с таким красивым именем, как правило, называют по-новому на крещении.
В советские времена, правда, как очень редко и сейчас, людей крестили с несвяточными именами, к примеру Инга или Нинель. По невнимательности это происходило, или еще по каким другим причинам, но человеку после приходилось очень туго, если он пробовал вести активную церковную жизнь, так как требовался постоянный комментарий «крестили именно так». Зато, чисто теоретически, если бы эти люди стали святыми, и Церковь могла бы их канонизировать, их имена могли бы быть включены в православные святцы. Ведь бывало и такое, что даже крещенный с новым христианским именем человек, ставший святым, создавал прецедент со своим подлинным именем, как например наши княгиня Ольга и князь Владимир.
А если крестится взрослый человек с именем, которое есть в святцах? В этом случае удобнее креститься в честь святого таким же именем, чтобы не создавать путаницы с двумя именами. Если же святых тёзок несколько – выбрать среди них небесного покровителя можно из тех же соображений, что упоминались выше: или взять самого почитаемого среди них, или же – именно так происходит тогда, когда небесного покровителя «назначают» в церковной лавке при приеме заявки на крещение – выбрать святого, чей день памяти идет сразу после дня рождения новокрещаемого.
Традиции крестить с двойными именами – например Анна-Мария — в Православной Церкви нет.