Дети в счастливой семье. дети в счастливой семье † православие. есть ли идеальные союзы

Православие для малышей

Рождение ребёнка – истинное счастье для каждого родителя, но в православных семьях это событие воспринимается не так, как в светских. Для верующих людей появление на свет нового члена семьи непременно связано с такими церковными обрядами, как:

  • крещение;
  • миропомазание;
  • причащение;
  • воцерквление.

Родившись, малыш сразу приобщается к религии и культуре, и это даёт ему возможность почувствовать себя не менее значимой частичкой общества, чем окружающие.

Прививать веру и любовь к Богу начинают с пелёнок, но не строгими приказами, а в форме игры и повествования. Детей до года не огораживают от семейных традиций вероисповедания: напротив, родители читают малышам молитвы вслух, рассказывают о церковных праздниках, показывают иконы.

От года до трёх

К первому дню рождения ребёнок уже обладает многими навыками и понимает речь. Меняется и его жизненный уклад: малыша чаще водят в храм, а дома вовлекают в хозяйство и творческую деятельность.

Немаловажную роль играет совместная творческая деятельность: малыши с раннего возраста лепят и рисуют со старшими ребятами. Рукоделие напрямую связано с православными традициями, ведь каждому церковному празднику соответствует своя поделка.

На этих принципах строится воспитание до 3 лет. Именно в этом возрасте закладываются самые важные черты характера, формируются привычки, развиваются мышление и эстетический вкус.

Православие и детский сад

Верующие родители сталкиваются с определенными сложностями, когда приходит время отдавать подросшего ребёнка в детский сад. Ведь садик – это не только возможность общаться со сверстниками, но и строгая дисциплина. Правила поведения в дошкольных учреждениях сильно отличаются от тех, к которым привык малыш, воспитанный в традициях православия.

Перешагнув рубеж пятилетнего возраста, ребёнок уже может выбирать, что ему нравится, а что нет. Но он ещё очень мал, чтобы самостоятельно отличать плохое от хорошего. В воспитании детей старшего дошкольного возраста родителям придётся проявить настойчивость, чтобы не упустить все то, что они взращивали в маленьком человеке с рождения. Здесь пригодится традиционный для православия метод «кнута и пряника»: строгие наказания, смягчаемые особенной любовью и лаской.

Христианская семья

В православной христианской семье первое место в жизни занимает, собственно, семья. Православие дает понять, что семья будет всегда рядом и в счастье и в горе. Никакие друзья и работа не заменят близких людей, детей и родителей. Главное отличие православной семьи от других является любовь к людям и вера в добро. Православные родители учат детей не обижаться на окружающих, а принимать ситуацию как испытание и преодолевать ее.

Отношения между верующими родителями уважительные, выяснение отношений происходит без детских ушей и глаз. Проявление неуважения отца к матери подрывает авторитет у подрастающего поколения.

Воспитание детей в православной семье подразумевает послушание детей, соблюдение традиций. Однако, исключается ведение поста детьми любого возраста. Возможно воздержание от сладкого, только малыш это должен делать осознанно, а не по решению родителей.

Воспитание в православии

Дети в православной семье сызмальства приучаются помогать друг другу, причем основа их взаимодействия – доверие и любовь. Вера придает смысл каждому поступку. Особая роль отводится труду: для ребятишек естественно убирать за собой не только игрушки, но и участвовать в уборке дома, мытье посуды, помогать по хозяйству матери и отцу. Причем никакого особого значения, как это бывает при светском воспитании, такой труд не имеет – это естественный процесс.

Православие основано на нескольких моментах:

  • ежедневный труд на благо семьи;
  • совместная творческая и бытовая работа взрослых и детей;
  • семейные традиции, связанные с вопросами веры.

Молитва утренняя и вечерняя воспринимается не как формальность, а как разговор с Богом, в котором чадо испытывает потребность. Это очищает душу, заставляет со стороны, зачастую критически, ежедневно оценивать свои поступки. Очень важный момент, о котором говорят психологи при коррекции семейных проблем: дети должны научиться испытывать не вину, а чувство стыда за свои проступки. Православие дает возможность развивать именно это чувство, что благотворно сказывается на поведении детей и их взаимоотношениях с окружающими.

Рекомендуем к прочтению:

  • Правила воспитания еврейских детей
  • Как правильно воспитать сына

«А как же развитие личности в творческом плане?» – могут спросить современные родители. Творчеству по традиции отводится большая роль. Не нужно думать, что весь день малыш занят молитвой и работой. Отнюдь! С самого раннего возраста он находится в условиях, благоприятных именно творчества.

Рукоделие, роспись, лепка, вышивание – такая же часть православной культуры, как посещение церкви и соблюдение праздников. Хотя и праздники дают простор для творчества: Рождество, Пасха,Троица и другие значимые даты обязательно сопровождаются поделками из природных материалов (например, изготовление рождественского вертепа, ангелочков, раскрашивание пасхальных яиц и пр.), то есть непосредственно развивают мелкую моторику и эстетический вкус.

Одновременно вырабатываются необходимые умения и навыки (усидчивость, целеустремленность). Дорогого стоит и особая атмосфера радости, праздника, единения со своей семьей – того, чего так остро не хватает современным семьям. Именно любовь – универсальный творческий двигатель, оказывающий огромное влияние на детскую душу.

Отдельного упоминания заслуживают такие традиции, как именины, крещение, отпевание усопшего родственника, поминовения. Все это обязательные элементы православной культуры, которые заставляют ребенка с самых первых дней жизни почувствовать себя в особой атмосфере духовного родства с окружающими, осознать себя частью великой культуры, истории, принять как данность определенный жизненный цикл.

Это важнейшие составляющие душевной экологии, основа нравственного здоровья, залог счастливой, гармоничной взрослой жизни.

Что нужно для этого?

Что делает семью счастливой?

Имея представление о том, что такое хорошая семья, встает вопрос: а что же нужно сделать, чтобы она была счастливой?

Желание двух людей развивать отношения , их, как можно менее безболезненно выходить из кризисных ситуаций.

Дети — одна из причин счастья. Конечно, и без них можно быть довольным жизнью, но многие пары распадаются по причине того, что один из партнеров не желает или не может иметь ребенка.

Стремление к одной цели . Если женщина хочет детей, а мужчина больше склонен к путешествиям и развлечениям, то на этой почве рано или поздно возникнут конфликты.

Совместимость в сексуальном плане

Интимная жизнь является одной из важной в совместной жизни. Несовместимость партнеров нередко становится причиной измен, недовольства друг другом.В идеале потребность в сексе должна быть примерно одинакова либо один из партнеров идет на компромиссы.

Не обращайте внимания на мелкие проблемы , они того не стоят

Ссоры из-за ерунды разрушают гармонию, медленно подтачивают камень счастья.

Проводите время не только совместно , но и позволяйте каждому из членов семьи иметь собственное хобби, возможность отдохнуть в одиночестве. Личное пространство необходимо каждому человеку.

Не сдерживайте эмоции , не накапливайте их внутри особенно отрицательные. Если вы печальны, ощущаете гнев, поговорите с близким, расскажите, что вас беспокоит. Если вы чувствуете радость, счастье, любовь, благодарность делить этими эмоциями как можно чаще.

Внутренний мир юноши и его формирование

Как известно, есть внешнее и внутреннее
благочестие. Внешнее благочестие включает в себя известные
армированные типы поведения, принятые в обществе. Однако
большая опасность здесь заключается в абсолютизации ценности
внешнего, т.е. в эстетстве. В то время как внешнее не
существует без внутреннего. Внешнее вообще лишь некая
оболочка внутреннего. Мы часто повторяем с чувством
словосочетание «внутренний мир человека». А между тем ни
современная психология, ни этика не знают законов духовной жизни человека.

Есть два момента, относящихся к основам
духовной жизни. Первый момент — структурный. Второй — динамический.

Основополагающим духовным чувством,
которое является верным знаком благочестия (или, по крайней
мере, борьбы за него) является страх Божий, как у юноши, так
и у девушки. Начало мудрости — страх Господень,- говорит псалом.

Чтобы снять расхожие атеистические
суждения, что-де нельзя, мол, строить воспитание на страхе и
трепете,- таким мы ответим, что страх Божий — это, как
говорит псалом, лишь начало мудрости, но еще не сама
мудрость. На мой взгляд, совершенная любовь и есть та самая
вожделенная «сознательность», которой мы все время так
жаждали, т.е. когда добро совершается не «страха ради», а
из-за любви к Богу и ближнему.

У мальчика должна появиться с детства
некая способность «глядения в себя». И это не просто
самонаблюдение, а это самонаблюдение в Боге, которое, с
одной стороны склоняет к покаянию, а с другой стороны – не
дает унывать, но  дает благодать, радость и покой.

В своих воспоминаниях детства
протоиерей Сергий Булгаков пишет, что в детстве у него было,
по сути, одно откровение, живая память о котором возвратила
его много позже на путь, спасения. Будучи мальчиком, он
после рождественского ночного богослужения вышел на улицу. И
его посетила невыразимая благодать радости, покоя и близости Божией.

Вот такой положительный опыт
Богообщения должен быть у каждого православного ребенка.

Не будем касаться еще многого того
прекрасного и высокого, которое должно быть содержанием
внутреннего мира ребенка

Скажем лишь еще об одном важном обстоятельстве

Дело в том, что одним из пороков
современного нерелигиозного гуманизма является абсолютизация
так называемой молодежной культуры. Говоря определеннее,
культура нерелигиозного гуманизма вообще не знает института
старчества, духовничества. А это, мягко говоря, не очень
хорошо. Все духовно развитые цивилизации почтительно
относились к старцам, именуя их мудрецами, духовниками,
аксакалами, гуру, и пр. В России культура старчества взяла
свое начало от преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Далее мы можем говорить о таких столпах
православного наставничества, как преподобный Серафим
Саровский, праведный Иоанн Кронштадтский, оптинские старцы…

Разговоры о том, что «сейчас уже нет
старцев» ведутся по меньшей мере 1000 лет. Так, в одной из
работ Симеон Новый Богослов пишет примерно следующее. Вот,
мол, ходят монахи по нашему монастырю и говорят, что
истинных старцев больше не будет. Преподобный Симеон жил в
десятом веке. Преподобный Сергий еще не родился. Тот же
автор пишет по этому поводу так, что лучше иметь  духовником
просто благочестивого монаха или приходского священника, чем
жить самочинно все благословения и совета. Русский мальчик
должен с детства привыкнуть исповедоваться, и советоваться с духовником.

Два слова о главном в духовничестве.
Видимо самым важным и самым трудным делом для духовника
является его прозрачность для Бога. Чтобы собою не
загораживать для своего духовного сына свет благодати
Божией. Это первое. А второе — мистически почувствовать
особенности жизненного пути этого человека. Понятно, что
здесь нет трафаретных путей. Каждый путь ко Христу уникален.

Это нормальное духовное отправление.
Как семейный врач, зная с детства того или иного мальчика,
позже легко и быстро определяет, почему у него, скажем,
болит голова (потому что это, к примеру, остаточное явление
после травмы и т.п.). Точно также и духовник, зная много лет
особенности душевного устроения мальчика (позже юноши),
быстро и правильно может распознать истоки того или иного
порока, духовного кризиса и т.д.

В заключение перечислю важные
нравственные качества и психологические способности,
которые, на мой взгляд, особенно актуальны в воспитании
сегодняшних наших мальчиков.

Это — патриотизм, мужество, понятие о
грехе, опыт покаяния в Боге; опыт благодати, радости и
по­коя после искренней молитвы, близость с природой,
жертвенность, чувство стыда и жалости, терпимость к любой
мировоззренческой позиции на фоне спокойного и глубокого
осознания своей.

Традиции православного воспитания детей в семье

Конечно, главным источником информации является семья. Сын или дочь не будет следовать традициям, если дома никто их не соблюдает.

В каждой семье должны быть свои традиции, помимо общественных. Если в семье малыш воспитывается в духовно-нравственной обстановке, то повзрослев он сможет отличить добро от зла, и выбрав добро сможет устоять от соблазнов. Чтобы прививать детям добро, необходимо брать их на службы, вместе помогать больным.

Можно выделить главные традиции, которые можно укоренить в каждой семье:

  • крещение;
  • посещение храмов;
  • оказание почтения церковным праздникам;
  • совместная трапеза;
  • почитание взрослых;
  • уход за маленькими и больными;
  • обсуждение семейных вопросов, совместное решение проблем.

Раньше, православие начиналось с крещения, которое считалось чуть ли не обязательным. Посещение церкви, участие в семейных молитвах, исповедь, причастие тоже считалось неотъемлемой частью жизни каждого мальчика и девочки. Все это было частью духовно — нравственного воспитания детей.

Современному человеку необходимо возрождать забытые традиции и знакомить с православными традициями, культурами, обычаями с самого раннего возраста. Ведь одной из главных причин утраты знаний, является несоблюдение связи между поколениями.

Ядро духовного воспитания закладывается в семье, поэтому духовно — нравственное воспитание детей возможно при условии правильного духовного и нравственного состояния семьи в целом.

Семейное воспитание — тяжелый труд для родителей и детей. Дети должны восприниматься как семя, которое необходимо вырастить в хорошей, спокойной, счастливой среде. Дети не бывают виноваты в чем-то, всему виной неправильное воспитание или его отсутствие.

Любите своих детей такими какие они есть и старайтесь давать правильные знания, вводите свои традиции и следуйте церковным ежегодным праздникам.

Наказания взрослых детей

Когда я готовился к нашему разговору, решил посмотреть, какие запросы, связанные с наказанием, люди задают в Гугле чаще всего. Оказалось, что большинство запросов — о маленьких детях. Видимо, в этом возрасте проблема наказаний стоит у родителей остро. Чем старше ребёнок, тем меньше этот вопрос беспокоит родителей — а ведь в подростковом возрасте с наказаниями вообще всё очень сложно. Николай Пестов говорит, что степень строгости наказания определяется так: если у ребёнка проявляются самомнение и самоуправство — порождения гордости, то просто разговор ничего не даст — нужно строгое наказание.

Как же наказывать подростков? Прежде всего, нужно серьёзно разговаривать

Если не понимает — лишать того, что ему важно. Например, карманных денег — на определённое время

Если взрослый ребёнок пользуется вашей машиной — запретить на определённый срок пользоваться ей. Надо понимать, что закоренелые страсти наказанием не искоренить — ростки останутся, наказание их лишь приглушит. Возможно, в следующий раз возвращение с прогулки не в три ночи, а в одиннадцать состоится только из-за нежелания остаться без денег или машины, а не из заботы о вас. Но приглушать нужно, чтобы не дать страсти возможности укрепиться окончательно.

Важно, привили ли мы детям привычку молиться, исповедоваться и анализировать свои поступки. Очевидно, в юности рано делать выводы, удалось нам это или нет

Тогда всем правят гормоны. Если жизнь человека представить как реку, то юность — это водопад. В этот период главное — не разбиться. А потом русло жизни расширяется, и течение становится не таким стремительным. Тогда можно делать вывод, привили мы добрые привычки или нет. А до того рассчитывать на сознательность не приходится, нужны наказания. Наша задача — ограничивать так, чтобы ребёнок не сорвался. Также очень важно не сломать его. Вспоминаются слова: «Чем строптивее жеребец, тем с более длинного поводка нужно начинать его обуздание».

Надо помнить: родители — не карательный орган. Мы своими поступками должны показывать, что хотим сотрудничать, готовы выслушать, обдумать сложившуюся ситуацию и посоветовать, как сделать так, чтобы не зайти в тупик.

И последнее правило: нельзя обижать ребёнка. Обижаем мы, когда раздражены, потому что в гневе не выбираем слова и выражения. Поэтому наказание — это блюдо, которое следует подавать холодным. Сначала надо остыть, а потом наказывать. Это уже наше воспитание себя — и здесь поклоны и молитва будут очень уместны.

Если мы будем пользоваться этими правилами, это принесёт пользу и нам, и детям.

Последование венчания

В назначенный день венчающиеся так же, как и при обручении, по завершении Божественной литургии, с возжженными свечами, под торжественное пение псалмов входят в святый Божий храм за предъидущим им священником, несущим в руках кадильницу с благоухающим фимиамом. И обращается священник к молодым, и произносит поучительное слово, повествуя им Тайну супружества и основы Богоугодного супружеского жития. Затем вопрошает он их о том, не было ли у них обещания кому-либо другому, и после их ответов, подтверждающих их честность и чистоту друг перед другом, как и в начале наследования обручения, звучат торжественные молитвословия, возносимые священником, диаконом и поддерживаемые хором и народом, находящимся в Святом Храме.

И приняв венцы, венчает первым жениха со словами: «Венчается раб Божий,________ , на рабе Божией,___________ , во имя Отца и Сына и Святого Духа. «

Также венчает и невесту: «Венчается раба Божия,________ , рабу Божию,_________, во имя Отца и Сына и Святого Духа.» И трижды благословляет их, глаголя: «Господи Боже наш, честию и славою венчай их.»

Жених при этом уподобляется царю. Венчается глава жениха, как главы жены и как царя всего потомства, имеющего произойти от него. Жена же венчается венцом, как соразделительница его царственной силы и славы. Звучат среди застывших в благоговении и страхе Божием верных чад Церкви торжественные и мудрые слова послания Святого апостола Павла к Ефесянам. После чего священник, яка сам Христос, обращается к молодым со словами Святого Евангелия. И вновь, как при обручении, Возносит священник от лица всей Церкви прошения о ниспослании Господом на молодых Божественной благодати и Даров Духа Святого, как была она ниспослана благовенчанным и равноапостольным Царям Константину и Елене. После этого приносится общая чаша, и, благословив ее, священник подает молодым, чтобы каждый из них трижды испил из нее благословленного вина от лозы виноградной. Чаша сия служит знамением нераздельного их соединения в жизни, общего владения и пользования имуществом. И взяв молодых за руки, священник тихо и благоговейно ведет их, как начальник сего священного лика под торжественные песни хора. Слыша первую песнь: «Исайе ликуй…», видят молодые в своем супружестве образ соединения Божественного Слова с человеком. При песне второго круга: «Святые мученицы, добре страдавшим…», внимают молодые победившим все за возлюбленного Христа, принявшим неувядаемые венцы славы в небесном царствии. Кроме символа торжества хождение сие знаменует символ вечности, ибо молодые являют этим знамение, что будут хранить супружеский союз свой вечно, и выражают обещание Богу ни по каким причинам не расторгать его.

После сего принимает священник у молодых их венцы, благословляя их торжественным молитвословием, подводит к Царским вратам алтаря. Молодые и их родственники и друзья поздравляют друг друга, священник благословляет их иконами и после этого зачитывает молодоженам поучительное слово Святого архиепископа Иоанна Златоуста. На весь Храм и всю округу его по окончании поучительного слова разливается колокольный звон, и молодые исходят из храма под прекрасные и торжественные слова величальной песни.

До вступления в брак как мужчина, так и женщина должны хранить целомудрие. С внешней точки зрения это означает, что человек не должен вступать в отношения интимной близости до брака

Однако церковь всегда признавала важность внутренней невинности и чистоты. Брак не нарушает целомудрия супругов, если только их сердца остаются чистыми перед Богом; для женщины же девственность расцветает в материнство

От Матфея 5:27-28

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Целомудрие — это соблюдение чистоты: девственности для не состоящих в супружестве, воздержания для вдовых и верности для супругов. Прелюбодеяние и супружескую измену Церковь считает одними из самых тяжких грехов, ибо они нарушают целомудрие. В Новом Завете они осуждаются более 30 раз.

1-е Коринфянам 6:9-10, 18-20

Избегайте блуда: всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Посему прославляйте Бога в телах ваших.

Как христиане должны воспитывать своих детей? Что об этом говорит Библия?

Несколько десятилетий тому порка детей являлась обыденным делом. В последние годы она, как и другие методы телесного наказания, стали заменяться иными способами, исключающими физическое насилие. Порка детей была даже признана незаконной в некоторых странах.

Многие родители боятся наказывать своих детей, так как те могут пожаловаться властям, и их попросту лишат родительских прав.

Не поймите нас неправильно – мы ни в коем случае не пытаемся выгораживать издевательство над детьми.

Ребенок никогда не должен подвергаться физическому наказанию, которое может нанести ему вред. Тем не менее, согласно Библии, своевременное и умеренное физическое наказание детей не является чем-то плохим, а наоборот, способствует благополучному и правильному воспитанию.

Многие книги Библии даже стимулируют родителей к физическому наказанию детей.

Они, в основном, призывают родителей не бояться наказывать своих детей, ведь те от этого не умрут, но, возможно, это поможет им избежать смерти.

Библия придает большое значение наказанию, как таковому, и рассматривает его, как нечто обязательное для каждого из нас. Его влияние тем сильнее, чем мы младше. То есть, наказание делает нас лучшими, более порядочными.

Дети, которых не наказывали за непослушание, не питают уважения к какому-либо авторитету, и, соответственно, не захотят добровольно подчиняться воле Божьей и следовать за Ним.

Бог использует наказание как возможность направить нас на верный путь и дать нам шанс добровольно покаяться в содеянном

Тут упомянуто лишь несколько стихов, говорящих о позитивной стороне наказания.

Так в чем же суть проблемы? Дело в том, что уже долгие годы родители оказываются слишком пассивными или чересчур агрессивными, когда дело доходит до воспитания ними своих детей.

Тем, кому порка кажется совершенно неприемлемым методом, просто-напросто не хватает умения воспитывать своих детей и направлять их в верное русло. Как результат – дети вырастают дерзкими и непокорными. Это принесет им гораздо больше вреда в будущем.

Но также есть родители, неправильно толкующие слова Библии, касающиеся наказания, которые наказывают детей лишь для удовлетворения своей жестокости.

Наказание используется для направления человека на верный путь.

Божественная дисциплина – это любовь!

Такой же модели должны следовать родители по отношению к своим детям. Порка ни в коем случае не должна вызывать длительных болевых ощущений, это должны быть легкие хлопки (лучше всего по заду, где меньше всего ощущается боль), которые смогут объяснить ребенку, что есть плохо.

Воспитание детей может проходить лишь в учении и наставлении Господнем, сдержанности, направлении, и в наказании по великой родительской любви.


Как христиане должны воспитывать своих детей? Что об этом говорит Библия?

Святитель Феофан Затворник

Любовь матерняя есть не образ только, но и самое действие промыслительного о нас попечения Божия. Без неё немыслимо распространение и сохранение рода человеческого. Мать, не любящая детей, есть отверженница и Бога и людей.

***

Отцовская любовь не уступает, может быть, в силе материнской, но в обнаружении имеет свой оттенок. У отца больше отрезвляющей строгости, а у матери согревающего снисхождения. Та и другая вместе, в пределах благоразумия, верно достигают цели — хорошего воспитания детей.

***

Сколько кто сам любит своих родителей, столько будет любим и уважаем своими детьми, когда их Бог пошлёт. Это повсюдный урок опыта.

***

Молодежь жить на земле и по-земному хочет. Ведь и нельзя без этого, потому что мы земны. Только не надо забывать, что на земле мы на время, и короткое, — стало, хоть и земны, но не для земли получили бытие.

***

Детей отчуждение — дивно. Но посмотрите, не вы ли виноваты в том. Если вы то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки… то что дивного, что они отчуждаются от вас?..

Православие детям

Для малышей, воспитываемых в христианской семье, православие является частью жизни. Восприятие детьми вечерних и утренних молитв должно быть как обычный разговор с Богом, оценка своих поступков. Воспитывая детей в православии родители с малых лет знакомят с христианскими обычаями, законами, нормами поведения. Не стоит забывать, что главный учитель — правильный пример родителей.

Малышей от года до трех лет стоит приводить в церковь и рассказывать о происходящем там (соответственно тихим тоном), покажите своему чаду иконы, дайте все рассмотреть ему. Объясните, что шуметь в церкви нельзя, а если малыш устал и не может устоять спокойно, просто выйдите на улицу. Православные христиане никогда не будут “шикать” на крох в церкви, только могут помочь отвлечь его или проигнорируют.

Детсадовские дети готовы принять информацию о христианстве. В некоторых садах проходят беседы на тему религии и веры. В крупных городах России стали открывать православные сады, в которых с самых малых лет знакомят деток с православием.

Семьянин прежде всего

Сегодня в России много неполных семей и это передаётся из поколения в поколение.

Если мужчина или женщина выросли без отца, они принесут деструктивные настроения в собственный брак. Конечно, не стопроцентная гарантия, но большая вероятность развода грозит таким людям.

Если дети не имеют возможности наблюдать добрые взаимоотношения родителей, взаимную заботу, верность, то откуда они научатся этому? Бессознательно копируем мы ситуации, которым были свидетелями в детстве: вот отец ударил мать; вот вернулся пьяным; вот он ушёл к любовнице и, наконец, мать подаёт на развод, а бабушка злословит о непутёвом зяте.

Мальчики вырастают безответственными, грубыми по отношению к женскому полу. Девочки с презрением и недоверием относятся к мужскому. Негативные чувства прорываются при первых же конфликтах молодой пары.

Психолог Александр Семёнычев рассказывает, как важен пример отца для будущей семейной жизни ребёнка.

https://youtube.com/watch?v=vERSV0ysA6c

Конечно, мать-одиночка может воспитать достойного человека, который построит счастливую семью. И всё же бегство отца отразится на его мировосприятии, обернувшись недобрым чувством к противоположному полу. Ведь такой ребёнок был предан на заре жизни!

Верность отца это широкое понятие — ребёнок должен видеть, что тот верен своей жене, верен своему слову, верен дружбе и стране. Если взрослый человек предал в одном, значит, может предать в другом, подвести в трудную минуту окружающих, отречься от своих принципов и от Бога.

Если отношения мужа и жены в православии сравниваются с отношением Христа и Церкви, то разве дозволена измена?

Проблемы православия

Как же воспитывать чадо в обществе, в котором на первом месте стоит материальное благосостояние, а моральные устои давным-давно отошли на второй план?

Эта проблема особенно остро стоит для православных семей. Каноны, по которым воспитываются дети христиан, зачастую отличаются от общественных идеалов. К основным традициям православного воспитания относятся:

  • любовь и доверие как основа отношений между всеми членами семьи;
  • доминирование отца во всех жизненных аспектах;
  • строгие рамки дозволенного;
  • привлечение детей к бытовым обязанностям;
  • творческая направленность развития.

Трудные подростки

Переходный возраст грозит родителям ещё большими проблемами: ребёнок вырос и не желает беспрекословно подчиняться. В старших классах школы появляется очень много соблазнов для неокрепшей личности, в том числе:

  • проблема воровства;
  • сквернословие;
  • вредные привычки (алкоголь, сигареты);
  • наркомания;
  • близость с противоположным полом.

Известны случаи, когда на этом жизненном этапе человек совсем отдалялся от церкви, но спустя время возвращался. Это благоприятный исход, которого можно добиться, только если на протяжении всей своей жизни ребёнок видел искренность в родительских молитвах и возвышенную любовь к Богу. Тогда православие принесёт свои значимые плоды, и подросток уже осознанно вернётся в храм.

Из истории:

  • Судьба потомства Екатерины II
  • Организация процесса воспитания на примере царской семьи Николая II

Традиции православного воспитания детей в семье

Традиции духовного воспитания знакомы каждому христианину. Они складывались веками и до сих составляют основу христианской жизни. Многие традиции соблюдаются в нашей стране и в тех семьях, в которых не принято каждый день молиться и посещать по воскресеньям Церковь. Но люди собираются семьей на Пасху, пекут куличи, отмечают Рождество Христово, многие соблюдают Великий Пост. Конечно, жизнь христианина не ограничивается только этими действиями и предполагает соблюдение определенных традиций каждый день. Ознакомимся с некоторыми из них подробнее.
Традиции православного воспитания детей в семье:

Согласно обычаям Церкви с 4-х лет перед причащением ребенок не должен пить и кушать с того момента, как проснулся.
Чтобы исповедь ребенка была более содержательной, цельной и продуктивной, с 7 лет родители должны научить его записывать собственные грехи.

С 2-х лет ребенка нужно научить, что с самого утра, как только он просыпается, должен перекреститься, сказать слова хвалы Творцу и причаститься. Ребенку после пробуждения можно давать немного просфоры и ложечку святой воды.
Старой традицией является чтение утренней и вечерней молитвы всей семьей. Глава семейства читает громко, все домашние за них повторяют тихо

Этой традиции важно придерживаться и в современное время. Если не получается собираться всем вместе два раза в день, то можно делать это и один раз, например, перед сном.
Подросшим детям вместе с родителями необходимо посещать ночные богослужения тогда, когда это положено

Например, на Пасху, на Страстной седмице, перед Рождеством Христовым.
Приучать ребенка к соблюдениям постов нужно с самого раннего возраста. Но нельзя запретами не разрешать питаться определенной пищей, важно, чтобы ребенок сам научился бы отказываться от нее.
С самого раннего возраста с детьми читают духовную литературу. Сначала это могут быть детские книги на библейскую тематику, изложенные понятным языком, возможно, с картинками. Со временем ребенка важно научить и чтению Священного Писания, жизнеописаниями великих святых каждый день.

Соблюдать традиции и учить этому своих детей хорошо, но истинный христианин должен не просто слепо делать предписанное, а обязан и понимать суть. Если вам непонятен смысл какой-то традиции или вы сомневаетесь, стоит ли ей обучать своего малыша, то поговорите с батюшкой. Спрашивайте, посещайте проповеди, тогда вопросов у вас не останется, а придет понимание и вера.