Оглавление
- Пословицы о дружбе
- Пословицы о пятой заповеди
- Противопоставление церкви и веры
- Небольшие, короткие пословицы и поговорки для детей о языке и речи: сборник с объяснением смысла
- Пословицы о Боге и вере
- Тип «подбирай поговорку»
- Пословицы о здоровье
- Пословицы против Библии
- Согласование пословиц и веры
- Пословицы и поговорки о попе
- Пословицы и поговорки про церковь, служителей церкви
- Значение выражения: «Бог любит Троицу» откуда пошло
- «Идите, научите все народы»
- С близким значением
- Семья в куче — не страшна и туча
- Пословицы на тему «Ложь» (о вранье и честности)
Пословицы о дружбе
Пословицы о дружбе интересно изучать в детстве, потому что друзья остаются с нами на всю жизнь.
- Без беды друга не узнаешь.
- Без друга — сирота; с другом — семьянин.
- Без друга в жизни туго.
- Без друга жить — самому себе постылым быть.
- Без друга на сердце вьюга.
- Ближний счет — дальняя дружба.
- Бой красен мужеством, а приятель — дружеством.
- Больше друзей — больше и врагов.
- Будь друг, да без убытку.
- Будь друг, да не вдруг.
- Был бы друг, а время будет.
- Был я у друга, пил я воду — слаще меда.
- Были бы пирожки, будут и дружки.
- В дружбе — правда.
- В недруге стрела, что во пне, а в друге, что во мне.
- В один уголек дуют.
- Верному другу цены нет.
- Верный друг лучше сотни слуг.
- Вешний лед обманчив, а новый друг не надежен.
- Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.
- Всяк сам себе: и друг, и недруг.
- Всякий избирает друга по своему нраву.
- Где дружба и совет, там и свет.
- Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
- Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.
Смотрите ВСЕ пословицы о дружбе.
Пословицы о пятой заповеди
1-я заповедь: «Я Господь, Бог твой.. . Да не будет у тебя других богов, кроме Меня» . Эта заповедь предполагает веру в единого Бога, Творца всего мира . Этой заповеди соответствуют, на наш взгляд, следующие пословицы: Жить – Богу служить. Где любовь, тут и Бог. Бог – любовь. Милостив Бог, а я, по его милости, не убог. Ни отец до детей, как Бог до людей. Всяк про себя, а Господь про всех. С Богом пойдешь – до блага дойдешь. Под Богом ходишь – Божью волю носишь. Все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом. Тот не унывает, кто на Бога уповает. Человек ходит, Бог водит. 2-я заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» . Эта заповедь предполагает то, что человек не должен ни от чего зависеть: ни от своих вредных привычек, ни от людей, несущих дурной пример, ни от чужого мнения, то есть обладать внутренней свободой. Иллюстрируют эту заповедь, по нашему мнению, такие пословицы, как: Свободный человек ничего не боится. Глупая баба и песту молится. За Богом пойдешь, добрый путь найдешь. Кому Бог поможет, тот все сможет 3-я заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» . Эта заповедь предполагает то, что человек не должен произносить имя Господа просто так, для красного словца. Пренебрежение к имени Божьему показывается не только словами, но и делами. Кроме того, эта заповедь учит бережному и внимательному отношению к всем своим словам. На наш взгляд, эта заповедь хорошо выражается в следующих пословицах: 1. Давши слово, держись. 2. Ради красного словца не пожалеешь отца. 3. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. 4. Что написано пером, того не вырубишь топором. 5. Не много слов, да много дела. 6. За собой слова не удержав, за людьми не удерживают. 7. Блюди хлеб на обед, а слово на ответ. 8. Быль не сказка: из неё слово не выкинешь. 9. Дела словом не заменишь. 10. Думай дважды, говори раз. 4-я заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя.. . Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» . Эта заповедь предполагает то, что всю неделю, кроме седьмого дня, человек должен добросовестно работать, а в воскресенье — особо послужить Богу добрыми делами и молитвой. Интерпретацией этой заповеди, на наш взгляд, являются такие пословицы, как: 1. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. 2. По труду и честь. 3. Что потопаешь, то и полопаешь. 4. Без дела жить- только небо коптить. 5. Без труда и отдых не сладок. 6. Терпение и труд все перетрут. 7. Кто от своего труда питается, тот каждый день причащается. 8. Богу молись, а сам трудись! 9. Труд человека кормит, а лень портит. 10. Не хлебом живы, молитвою. 5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» . Эта заповедь предполагает от детей уважения, покорности и послушания по отношению к родителям; учит почитанию старших младшими. Уважение и любовь к родителям раскрываются в пословицах. 1. На свете всё найдёшь, кроме отца и матери. 2. Ближе матери друга нет. 3. Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит. 4. Дитя хоть криво, да отцу, матери мило. 5. Живы родители — почитай, померли — поминай! 6. Поперёк батьке в пекло не суйся! 7. Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать. 8. Мать — святыня, с ней не спорят. 9. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. 10. Нет родителей — нет покровителей.
Противопоставление церкви и веры
О расколе между официальной церковью и верой может свидетельствовать множество поговорок, в которых высмеивались священнослужители. Образ толстого и глупого попа не зря кочует по сказкам и побасенкам. Почему так происходит? Приходится признавать, что люди несовершенны, включая церковников, и яростно возражать этому могут только священники, впавшие в грех гордыни.
Возможно, этим отчасти объясняются несколько фамильярные и легкомысленные поговорки, например, «бог уберёг вдоль и поперёк» — ироническая фраза, которой обычно сообщают о целом комплексе мелких несчастных совпадений. С другой стороны, пословица «кто рано встаёт, тому бог подаёт» свидетельствует о том, что активный образ жизни непременно обернётся успехом, и даже само мирозданье непременно этому поспособствует.
Небольшие, короткие пословицы и поговорки для детей о языке и речи: сборник с объяснением смысла
- Коротко, да ясно. Для того чтобы сказать какую-то мысль правильно и красиво, совершенно не обязательно говорить много и заумно. Если человек высказывается просто и понятно, о его речах говорят, что сказаны они коротко и ясно.
- Бог дал два уха, а один язык. Существует множество высказываний о том, что мы награждены двумя ушами, чтобы много слушать и лишь одним языком, что говорить в меру и лишь по делу. Смысл пословицы заключается в том, что важнее слушать, думать и делать выводы, недели постоянно болтать, не слыша никого вокруг.
- Не всякому слуху верь. Людская молва, сплетни и слухи – это то, что портит отношения между людьми. Зачастую множество информации не имеет ничего общего с правдой. Поэтому данное изречение учит нас обдуманно подходить к полученной информации и верить в нее, только если она проверенная.
- Не при вас будь сказано. Так говорят тогда, когда озвучивается и произносится какая-то информация, которая изначально не предназначалась для какого-то присутствующего человека.
Пословицы
- Лепечет как сорока. Крик и лепет издаваемый сорокой трудно не заметить. Звуки этой птицы очень быстрые и резкие. Так говорят о человеке, который постоянно что-то болтает, при этом делает это крайне быстро.
- Язык иглы острее. Суть изречения в том, что языком можно уколоть гораздо больнее, нежели самой острой иголкой, поскольку игла наносит физическую боль, создавая рану на теле, а слова ранят душу.
- Язык до Киева доведет. Так говорят потому, что с помощью общения можно узнать любую информацию. Раньше, когда еще не было карт и других средств для общения, люди использовали речь в качестве навигатора. Много кто хотел попасть в Киев и, находясь в пути, спрашивал дальнейшую дорогу у проезжих и прохожих. Так и появилось данное высказывание.
- Слухом земля полнится. Суть поговорки заключается в том, что люди очень часто говорят недостоверную информацию, и каждый последующий человек искажает услышанное сильнее предыдущего. Впоследствии таких действий наша земля в буквальном смысле слова наполняется слухами.
- Секрет на весь свет. Все мы понимаем, что секрет, это тайная, сокровенная информация, которая в принципе не предназначена для распространения ее среди широких масс населения. Такое высказывание применяется к информации, которая была сказана как секрет, но стала всем известной из-за чьей-то болтливости.
Обучение ребенка пословицам
- Сказано – сделано. Так говорят о действиях человека, который всегда делает то, о чем говорит, то есть отвечает за свои слова.
- Бойся Вышнего, не говори лишнего. Вышний имеется в виду Бог. Пословица призывает всех нас говорить только правду и при этом обдумывать каждое свое слово, дабы им не ранить и не огорчить кого-то. Ведь за неправдивые и обидные речи все мы понесем наказание.
- На что привирать, лучше смолчать. Суть высказывания заключается в том, что чем говорить неправду, лучше попросту промолчать и вовсе ничего не говорить.
Пословицы и поговорки несут в себе глубокий смысл. Правильно используя их в своей речи, мы делаем ее богаче и красноречивее.
Пословицы о Боге и вере
* * *
Кто правду хранит, того Бог наградит.
Истина от земли, а правда – с небес.
Живи не ложью – будет по-Божью.
От духовника да от лекаря не таись.
В правде Бог помогает, в неправде – запинает.
Не избывай постылого: приберёт Бог милого.
На обидчика Бог и добрые люди.
В беде не унывай, на Бога уповай!
Хороша правда-матка, да не перед людьми, а перед Богом.
Бог правду видит, да не скоро скажет.
Правда у Бога, а кривда – на земле.
Бог уста льстивых постыжает.
Судиться – не Богу молиться: поклоном не отделаешься.
Пред Бога с правдой, а пред судьёй с деньгами.
Праведный судия одесную Спасителя стоит.
* * *
Не родом нищие ведутся, а кому Бог даст.
Всё показал Бог, да всего не дал.
Где голь берёт? – Голи Бог даёт.
Нужда – богомолка.
Кто нужды не знавал, досыта Богу не маливался.
Голый – что святой: беды не боится.
С беленькой котомкой – Христос по пути.
Вели Бог подать, не вели Бог просить.
Подай в окно – Бог в подворотню подаст.
Кто сирых напитает, того Бог знает.
Богу жаль куря, а чёрт возьмёт порося.
Скупому человеку убавит Бог веку.
На немилостивых ад стоит.
* * *
Кто добро творит, того Бог благословит.
Добрым путём Бог правит.
Болезному милость творить – с Господом Богом говорить.
Суди Бог обидчика, а человек прощает.
Виноватого Бог простит, правого царь пожалует.
Доброхотна дателя любит Бог.
За неблагодарных Бог благодарит.
И Бог на всех не угодит.
* * *
Бог терпел, да и нам велел.
Подумаешь – горе, а раздумаешь – воля Господня.
Без терпенья нет спасенья.
Не гневи Бога ропотом, молись Ему шёпотом.
Не плачься, Бог лучше полюбит.
После дождичка даст Бог солнышко.
Бог долго ждёт, да больно бьёт.
* * *
Нужный путь Бог правит.
Как Бог до людей, так отец до детей.
Всё на свете творится благостию Божиею да глупостию человеческой.
Бога не знает, а Бог его любит (о младенце).
За сиротою Сам Бог с калитою.
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
Родительское благословение на воде не тонет, на огне не горит.
Мать праведна – ограда каменна.
Материнская молитва со дна моря вынимает.
Духовное родство пуще плотского.
Любовь братская – союз христианский!
Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда.
В ком есть Бог, в том есть и стыд.
Добрая совесть – глас Божий.
Горе от Бога, а неправда – от дьявола.
Милует Бог на своей стороне.
Земля русская вся под Богом.
Есть Спас и за Сухоной.
Бог помилует, так и царь пожалует.
Не по-холосту живём: Бог велел.
Жену с мужем некому судить, кроме Бога.
Бог даст денежку, а чёрт – дырочку.
Во многом глаголании несть спасения.
Даст Бог здоровье, а счастье найдём.
Не дал Бог здоровья, не даст и лекарь.
Как надо говеть, так и стало брюхо болеть.
Постись духом, а не брюхом!
Бог милостив, а царь жалостлив.
Коли сам плох, так не даст и Бог.
Молись иконе да будь в покое.
Бог – что захочет, человек – что сможет.
* * *
В чём грех, в том и покаянье.
И первый человек греха не миновал, и последний не избудет.
Бойся Вышнего, не говори лишнего!
Каков до Бога, таково и от Бога.
Кто Богу не грешен, кто бабке не внук?
Не с ветру говорится, что черт ладану боится.
Согрешающих видим, а о кающихся Бог весть.
Господи, помилуй – не тяжело говорить, только было бы за что миловать.
Повиниться – что Богу помолиться.
Признание – сестра покаянию.
Давидски согрешаем, да не давидски каемся.
В первой вине и Бог прощает.
Богу на грех, добрым людям на смех.
Кто Богу не грешен, царю не виноват!
Бойся Бога: смерть у порога
У Бога дней много, да не все наши.
Полно спать: пора на тот свет запасать.
* * *
Что копили, того не заберём, а о чём не пеклись, то с собой понесём.
Бог души не вынет – сама душа не выйдет.
Жизнь даёт только Бог, а отнимает всякая гадина.
Проси Творца, чтоб не лишил доброго конца!
Кого Бог накажет, тот сам помрёт; а другого любя приберёт.
Не бойся смертей, бойся чертей!
Грешное тело и душу съело.
На небо не вскочишь и в землю не закопаешься.
Дай Бог умереть, да дай Бог покаяться.
Тебе, телу, в земле лежать, а мне, душе, на ответ идти.
Злому – смерть, а доброму – воскресение.
Не нашим умом, а Божьим судом.
Премудры дела Твои, Господи!
* * *
Тип «подбирай поговорку»
Здесь также важную роль играет участие взрослого человека. Ребенку рассказывается какая-нибудь сказка или короткий рассказ. После прослушивания истории малышу потребуется подобрать подходящую поговорку, осмысленную и логически обоснованную, соответствующую мысли, которая прослеживается в произведении. Может быть затронут как сюжет рассказа, так и определенный характер имеющегося героя. Данное упражнение также сформировано в виде игры, оно способно развить логику и научит понимать смысл того или иного литературного произведения, делать логические выводы и излагать их в виде морали.
Пословицы о здоровье
Пословицы о здоровье покажут как важно беречь здоровье, заниматься зарядкой и не болеть!
- Здоров будешь — все добудешь.
- Здоровому все здорово.
- Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровье не
- Здоровье в порядке — спасибо зарядке.
- Здоровье всего дороже.
- Зелень на столе — здоровье на сто лет.
- Знайка дорожкой бежит, а незнайка на печке лежит.
- И собака знает, что травой лечатся.
- Играй — не отыгрывайся; лечись — не залечивайся!
- Кроме смерти, от всего вылечишься.
- Кто крепок плечом, тому и ноша нипочем.
- Кто спортом занимается, тот силы набирается.
- Лекарств тысяча, а здоровье одно.
- Лук — от семи недуг.
- Лук да баня все правят.
- Лук с чесноком — родные братья.
- Морковь прибавляет кровь.
- Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их.
- Мужество делает ничтожным удары судьбы.
- На болячку не молись, а лечись.
- Наешься луку, ступай в баню, натрись хреном да запей квасом.
- Не вовремя старость, не к делу хворь.
- Не годы старят, а жизнь.
- Не ложись сытым — встанешь здоровым.
- Не то зелье, чтоб в землю, а то, чтоб жилось.
Смотрите ВСЕ пословицы о здоровье.
Пословицы против Библии
Сама структура всевозможных поговорок, в которых затрагивается бог, удивительным образом противоречит известному месту из Святого Писания, где напрямую запрещается упоминать имя Господне всуе. О чём идёт речь и что это за таинственное «всуе»? Имеется в виду «в суете», то есть попусту. Если мирская жизнь с её заботами и страстями считалась суетной, то пословицы о боге, которыми буквально усыпана русская культура, вступают в конфликт с этим религиозным постулатом. Можно ли это как-то оправдать?
С точки зрения атеиста, слова «бог» или «господь» — это больше обозначение должности, чем имя. Точно так же можно сказать «начальник» или «хозяин». Однако у глубоко верующих людей могут найтись возражения. Почему же народ, который принято называть «богоносцем», настолько легкомысленно создавал всевозможные присловья с его упоминанием?
Согласование пословиц и веры
Не стоит думать, что поговорки непременно противостоят религии. Скорее они её приближают к простому человеку, делая понятной и родной. Поэтому «схватить бога за бороду» — это не преступное неуважение, а скорее эмоциональное выражение степени удачи. Все эти присловья не противоречат друг другу, а взаимно дополняют картину верований, увязывая их с реальной жизнью.
Иисус в своё время сказал: «Построй храм в сердце своём». Что он имел в виду? Можно расценивать этот как буквальное пожелание не строить капитальные здания для церквей, потому что дальше идёт обещание не оставить камня на камне, но скорее всего, речь идёт о косных неповоротливых догматах. Вера должна быть гибкой и искренней, и это прекрасно иллюстрируют пословицы о боге — меткие, хлёсткие, подчас немного фамильярные. В них Всевышний предстаёт не каким-то мистическим карателем, а настоящим помощником и покровителем, понимающим нужды простых людей. В такого Бога легко и приятно верить всем сердцем, поворачивая к свету и увлекая за собой других.
Пословицы и поговорки о попе
Быть тревоге – поп на пороге.
Вор возьмет сколь унесет, поп –
сколько увидит.
Зову на ужин волков стаю, чем попа за
стол пускаю.
Издалеча отличить нельзя, дьякона от
порося.
Каков поп, таков приход.
Кто любит попа, кто попадью, кто
попову дочку.
Кто ни поп, тот батька.
Лучше к чертям в котел, чем к попу на
поклон.
Марфе дивный сон приснился, будто
честный поп родился.
Не суйся в ризы, коль не поп.
Отец Нафанаил и кадило пропил.
Подрался поп с Юркой, не за Христа, а
из-за рюмки.
Поп в келье покоя не знает, все о
девках помышляет.
Поп и цыгана обманет.
Поп
поститься велит, да борода салом блестит.
Поп поутру с Христом на устах, вечером
с бутылью в кустах.
Поп чинные речи ведет, да хлеб в рот
кладет.
Попа и в рогоже узнаешь.
Поповское брюхо, что бердо, все мнет.
Последняя у попа жена.
Пошел в попы, служи и панихиды.
Сладко поп поет про рай, кося глаз на
каравай.
Смелого ищи в тюрьме, глупого в попах
У попа работа – любому охота, сначала
на свадьбе, потом на попадье.
Широка у попа душа, да брюхо шире.
Эк дьякон поститься, все к рюмке
норовит приложиться.
Пословицы и поговорки про церковь, служителей церкви
Алтарю служить — от алтаря и жить.
Аминем квашни не замесишь: молитву твори, да муку клади.
Аминем лихого не избудешь.
Безмен — не попова душа, не обманет.
Боек, каналья: весь в поповский род пошел.
Будешь на том свете попа в решете возить.
В поповский карман с головой спрячешься.
Волк волком не травится, поп попом не судится.
Волчья пасть да поповские глаза — ненасытная яма.
Всякий поп по-своему поет.
Всякий поп свою обедню служит.
Глупого попа и в алтаре бьют.
Голосом завывает, а сердцем пирога поджидает.
Дан попу колокол: хоть звони, хоть об угол колоти.
Деньга попа купит и бога обманет.
Дерет коза лозу, а волк козу, а мужик волка, а поп мужика, а попа приказный, а приказного черт.
Дьякон, дьякон, не все бы ты вякал!
Ешь, медведь, попа и барина — оба ненадобны.
Житье — как попадье за попом.
За деньги и поп в алтаре пляшет.
За попом — так не княгиня.
Завистлив — что поповские глаза.
Заглазно и архиерея бранят.
Начал за здравие, а свел за упокой.
Звони, поп, в колокол, чтобы попадья не спала.
Знает и крестьянин, что поп не боярин.
Знай попа, Маланья, носи чаще поминанья.
И дьячка сеном не кормят.
И корова попова смотрит быком.
Из поповского рукава семеро штанов выходит.
Из тех чинов, что дрались из-за блинов.
Каков пастырь, таковы и овцы.
Каков поп Савва, такова о нем и слава.
Каков поп, таков и приход.
Каков поп, таково и благословенье.
Коли поп Сеньку не обманет,
так и Сенька попу правды не скажет.
Кому мертвец, а попу товарец.
Лучшую мерлушку попу на опушку.
Людское горе попов кормит.
Мужик лишь пиво заварил, а уж поп с ведром.
Мужик плачет, а поп пляшет.
На поминки идет, пузо из семи овчин шьет.
Наша попадья — что широкая ладья.
Не бывать холопу в попах, а попу в холопах.
Не грози попу кадилом: им же кормится.
Не евши, не пивши и поп помрет.
Не наше дело — попово; не нашего попа — чужого.
Не пойдешь в звонари — не попадешь и в пономари.
Не страшно жениться — страшно к попу приступиться.
Один свечку, другой свечку, а попу на овечку.
От вора отобьюсь, от приказного откуплюсь, от попа не отмолюсь.
От попа не уйдешь — похоронит.
Отзвонил — да и с колокольни долой.
По бороде хоть в рай, а по делам — ай-ай!
Повадишься к вечерне — не хуже харчевни: сегодня свеча,
завтра свеча — ан и шуба с плеча.
Поп да бог — пока разум плох, а с ясным умом и без них проживем.
Поп да петух и не евши поют.
Поп и рай за деньги продавал.
Поп попа хает, а глазом мигает.
Поп с кадилом, а черт с рогатиной.
Поп — свое, а черт — свое.
Поп со двора, пономари в колокола.
Поп — толоконный лоб.
Поп — что клоп, тоже людскую кровь пьет.
Попа да дурака в передний угол сажают.
Попа и в рогоже знать.
Попадья лукавая — змея семиглавая.
Попов ругать — и слов не подобрать.
Попу да вору дай хоть золота гору, им все мало.
Попы и черти — одной шерсти.
Попы поют над мертвыми, комары над живыми.
Пьяный Тит псалмы твердит.
Родись, крестись, женись, умирай — за все попу деньги подавай.
Ряса просит мяса.
С попами хлеб-соль не води, только встреть да проводи.
С попом водиться — что в крапиву садиться.
С попом и чертом драться не будешь.
Сидеть попу на погосте, когда не зовут в гости.
Скоморох попу не товарищ.
Собака и на владыку лает.
Сыт пономарь — и попу подает.
Торопится, как поповна замуж.
Требник — поповский хлебник.
Три попа, а заросла в церковь тропа.
Ты батюшке печаль свою, а он у тебя деньгу твою.
У всякого попишки свои делишки.
У попа брюхо легче пуха — на свадьбе поел, на поминки полетел.
У попа глаза завидущие, руки загребущие.
У попа глаза шире брюха.
У попа — да захотел ты кутьи.
Умному попу лишь кукиш покажи, а уж он и знает, какой грех.
Хорошо попам да поповичам: зовут и пироги дают.
Хоть ладаном надымить, только б деньгу добыть.
Чем черт попа хуже — оба одному служат.
Черт попу не товарищ.
Что поп, что кот — не поворча, не съест.
Чьих ворот минуешь, а поповских не миновать.
Я не архиерейский зять, с меня нечего взять.
Я про попа, а он про попову дочку.
Значение выражения: «Бог любит Троицу» откуда пошло
Люди привыкли употреблять фразу «Бог Троицу любит» как пословицу или поговорку, но зародилось оно из православных верований. В христианской культуре Бог является тремя личностями, иными словами, троицей:
- отец (мысль, ни от кого не родившаяся и ни от кого не исходящая);
- сын (слово, родившееся из мысли);
- святой дух (поступок, вечно исходящий из мысли).
Стоит отметить, что слова «Троица» нет ни в Библии, ни в Ветхом Завете, хоть оно и упоминалось в некоторых местах, но в культуру христиан полное учение о «Троице» ввел Феофил Антиохийский в II веке. Тройка в православной культуре упоминается довольно-таки часто: три чуда после смерти Христа, три сии — Вера, Надежда и Любовь, три дара волхвов Христу-младенцу…Интересно! Даже в шаманизме есть число три — троичность миров, а именно: Верхний, населённый духами и божествами, Средний, заселенный людьми и Нижний, мир, где обитают низшие существа и духи, иными словами, ад.
«Идите, научите все народы»
С появлением каждой новой религии закономерно возникало и желание ее последователей поделиться новым знанием с ближним, некоторые же стремились обратить в свою веру и тех, кто жил на значительном удалении. Не всем конфессиям свойственно расширять таким образом количество своих последователей (некоторые, алавиты, например, не привлекают никого к своему учению и вообще информацию о нем не распространяют). И все же прозелитизм, желание обратить других в свою веру — явление давнее и обычное.
Этим занимаются преимущественно представители мировых религий, само же слово «миссионерство» связывается с христианами. Задачи миссионеров на протяжении двух тысяч лет существования этой религии могли варьироваться. Что значит «обратить в христианство»? Когда-то под этим понималось крещение всех инакомыслящих подряд, целыми деревнями – и, само собой, далеко не добровольно. Успех в этих случаях измерялся по количеству «обращенных» — чем их больше, тем успешнее миссия.
Другой вариант миссионерства – пропаганда христианских ценностей там, где до этого жизнь основывалась на других ценностях. Для этого использовали проповеди, общение с будущими единоверцами, порой имело место даже мученичество – отправившись в чужие края, верующий готов был идти со своей правдой до конца. В любом случае, с иноверцами общались, изучали их языки и культуру. Но поначалу использовали силовые методы – крестили под угрозой расправы.
С эпохой Просвещения методы миссионерской деятельности изменились: вместо насильственного навязывания своих ценностей христианские миссионеры ставили целью распространять знания, для чего во множестве строились школы, а помимо них – больницы и приюты, ведь это все повышало лояльность к чужакам, пришедшим «в чужой монастырь».
С близким значением
Одно слово правды весь мир перетянет
Слова из выступления писателя и правозащитника Александра Солженицына (1918 – 2008) после вручения ему Нобелевской премии («Нобелевская лекция») по литературе (1972 г.).
Побеждает только тот, кто твердо знает, за что он сражается, и верит в свое дело
Цитата из романа «Тихий Дон» (1925 – 1940) писателя Шолохова Михаила Александровича (1905 – 1984). Слова Копылова, который развивает мысль Григория Мелехова об успехе в войне (кн. 4, ч. 7 гл. 10).
Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть
Цитата из романа «Война и мир» (1863 – 1869 гг.) русского писателя Толстого Льва Николаевича (1828 – 1910), Том 3, часть II, XXV. Слова князя Андрея Болконского, произнесенные накануне Бородинского сражения.
Только правдивое — прекрасно
Цитата из воспоминаний «Маска и душа: Мои сорок лет на театрах» (1932 г.) русского певца Шаляпина Фёдора Ивановича (1873 – 1938), глава II. У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ…, 22.
Семья в куче — не страшна и туча
Основой жизни человека во всех традиционных культурах является семья. У русских крестьян взгляд на семью был как на важнейшее и непременное условие полноценного существования. Семья воспринималась как хозяйственная и нравственная основа правильного образа жизни. С ней были связаны самые главные ценности: «Семья — ключ к счастью» (азерб.), «На что и клад, коли в семье лад». Семья считалась непременным условием материального и нравственного благополучия человека: «Семейный горшок всегда кипит», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Дружная семья и землю превратит в золото» (китайск.) Одинокий человек вызывал жалость: «Ни роду, ни племени», «Живёшь — не с кем покалякать, помрёшь — некому поплакать».
Пословицы на тему «Ложь» (о вранье и честности)
Вранье не введет в добро. Кто не врет, тот спокойно живет. Стой — не шатайся, ходи — ие спотыкайся, говори — не заикайся, ври — не завирайся. Кто врет, тому бы камень в рот. Врет и глазом не моргнет. Вранье не споро, попутает скоро. Врал много, а переврать не умеет. Врет так, что ни пешему, ни конному не догнать. Вранью да небылицам короткий век. Хорошему вранью плохая похвала. Не ври, дорогой, ныне год не такой. Ври тому, кто не знает Фому, а я родной брат ему. Ему семерых посади — всех до смерти заврет. Говорить все можно: язык без костей. Не в силе честность, а в правде. Будь гол, да не вор, а беден, да честен. Честность всего дороже. Добрый конь не без седока, а честный человек не без друга. Хоть мошна пуста, да душа чиста. Некрасив собою, зато честен душою. Честные глаза вбок не глядят.