Оглавление
- Нужно ли учить?
- «Как я появился на свет»: период с 3 до 5-7 леТ
- Какие могут возникать проблемы?
- Первые беседы по сексуальности
- Важность полового воспитания
- Отвечаем честно на «неудобные» вопросы
- Стадии полового развития Таннера
- Диагностируем
- Азы полового воспитания
- Почему половое воспитание детей в семье важнее?
- Почему необходимо половое воспитание
- Половая жизнь подростков
- Половое воспитание детей дошкольного возраста: берем в воспитатели сказку
- Половое воспитание мальчиков и девочек
- Нужны ли уроки сексуального воспитания в школе
- Важность доверительных отношений с ребенком
- Помогаем сформировать границы
Нужно ли учить?
Сексуальное образование детей необходимо хотя бы потому, что пытливый детский ум не выносит информационного вакуума ни в одном вопросе. И если подростки не получат компетентные и исчерпывающие ответы на интересующие их темы в школе, они найдут, где восполнить недостающие знания. Причем не факт, что «дворовые» источники информации будут корректными и соответствующими действительности. Государственная программа сексуального образования, базирующаяся на научной, медицинской основе просто необходима. Причем включающая в себя не только знания из области анатомии и физиологии, но и из сферы психологии сексуальности.
«Как я появился на свет»: период с 3 до 5-7 леТ
Примерно с трех лет ребенок начинает активно интересоваться, как устроено его тело и тела его друзей. Он может задавать вопросы, почему же половые органы мальчиков и девочек разные. Почему мама и папа спят вместе, а он или она – одни. Также – как они появились на свет и почему происходит именно так.
Следует понимать, что любопытство детей носит чисто поверхностный характер, а не сексуальный или эротический. Чтобы удовлетворить его, нужно давать четкие, правдивые ответы и ребенку этого пока будет достаточно.
Удовлетворить свое любопытство насчет строения тела, дети могут и сами, играя в игры, которые позволяют сделать это беспрепятственно. Например, в «доктора», когда на «приеме» нужно раздеваться. Становясь более взрослыми, ребенок выбирает игры, в которые играют дети одного с ним пола. Мальчики – «войнушки», «стрелялки», девочки – куклы.
При этом, мальчики могут не принимать в свои игры девочек, мотивируя это тем, что эти игры не для них. А девочки – прогонять от себя мальчиков. Но чаще дошкольники еще достаточно лояльно относятся к общению с детьми и своего, и противоположного пола. Так, например, для игры «в семью» девочки могут привлекать мальчиков в качестве пап и сыновей.
Что важно: родителям нужно помнить, что отношение к половым органам у ребенка формируется такое же, как относятся к ним они сами. Поэтому, разговаривать на эту тему лучше без жеманства, заминок и ни в коем случае не пренебрежительно
Негативное высказывание родителей к гениталиям, разговор на эту тему, как о чем-то «грязном» и «недостойном», может привести к тому, что ребенок будет негативно относится к своему телу. Во взрослой жизни это чревато глубокой неуверенностью в себе, а в сексуальном плане – фригидностью или импотенцией.
С другой стороны, если ребенок не задает подобных вопросов, это еще не значит, что они его не интересуют. Следует понимать: если эти вопросы задаются не родителям, то существует вероятность, что ребенок задает их кому-то другому и получает на них ответы.
Родителям на заметку: важно присматриваться к детям во время игры, к тому, какие роли они выбирают. Ведь для детей игра – это возможность проявить себя, для них она не отличается от действительности
Если мальчики выбирают женские роли и модели поведения, а девочки – мужские, это может свидетельствовать о нарушении полоролевого развития. Если же и в повседневной жизни они просят называть их именами противоположного пола, мальчики – считать их девочками, а девочки – мальчиками, это уже может говорить о нарушении половой аутентификации.
В таких случаях лучше обратиться к специалисту – детскому психологу, который поможет выяснить, когда и почему, на какой стадии случился «сбой». Если это необходимо, подскажет, нужны ли дополнительные консультации медиков. Также — поможет скорректировать дальнейшее психосексуальное развитие ребенка.
Какие могут возникать проблемы?
Интерес к сексуальной жизни в разном возрасте проявляется по-разному. Часто сексуальное поведение детей родители воспринимают как ненормальное. Например, исследование своего тела, мастурбация, игры с противоположным полом являются естественными. Другое дело, когда этому уделяется слишком много внимания и тема секса становится навязчивой. В таком случае стоит обратиться к детскому психологу.
Даже у маленьких детей могут возникать те или иные проблемы полового характера:
- развращенность;
- неприязнь к своему телу;
- неправильная самоидентификация;
- ранняя половая жизнь и другие.
Первые беседы по сексуальности
Родители очень тяжело решаются заводить разговоры с ребенком на сексуальную тематику, и всячески оттягивают это время. А иногда и вовсе избегают подобных обсуждений дождавшись времени когда этот вопрос для ребенка становится уже не таким актуальным. Хорошо, если он почерпнет знания из книг, хуже, если из разговоров со сверстниками. Этот страх возникает просто из непонимания, что же из себя представляет половое воспитание.
Для начала следует заметить, что родителям вовсе не должны как-то разграничивать понятие воспитание от полового воспитания, ведь развитие сексуальности идёт вместе с общим развитием ребенка и никак не отделимо от него.
Важность полового воспитания
Рассмотрим подробнее, какие сферы затрагивает правильное половое воспитание:
- Помогает присвоить идентичность. Дети уже с трёх лет обнаруживают свою половую принадлежность и могут отличать мальчиков и девочек по половому признаку. В старшем возрасте они задумываются о том, как это быть мужчиной или женщиной. В чём различия? Какие особенности? Как строятся отношения с противоположным полом? Какие сложности возникают? Понимают, что именно их привлекает в другом или, наоборот, отталкивает.
- Формирует сексуальные предпочтения и ориентацию. Помогает осознать свою сексуальность. Благодаря чему происходит обогащение личности и повышается способность к любви. А также благодаря осознанности своей привлекательности уменьшается риск сексопатологических нарушений.
- Подготавливает к ответственности в партнерских и брачных отношениях. Помогает понять свою роль и обязанности в семье.
- Готовит к родительству путём формирования ролевого поведения. Быть отцом или матерью, как это? Что делает отец, а в чём проявляется роль матери?
- И конечно же, формирует привычку здорового образа жизни. Влияние алкоголя, курения или наркотиков на здоровье и рождение детей. Правильная и ежедневная гигиена. Защищённый секс от незапланированной беременности и венерических заболеваний.
Особенности полового воспитания детей заключаются в том, что начинается оно сразу после рождения и совершенствуется с каждым периодом. Поэтому начинать разговоры о половом воспитании в подростковом периоде уже немного поздно. Процессы начались много лет назад.
Отвечаем честно на «неудобные» вопросы
Двухлетка уже начинает задавать первые вопросы: «Откуда я взялся?» и «Как я появился?». Они для него такие же, как «Почему идёт дождь?» или «Почему трава зелёная?» — он просто хочет знать, как устроен этот мир.
У моих родителей на этот случай было два любимых персонажа: мама обычно отвечала про капусту, а папа — про аиста. Многие современные родители тоже считают это оптимальными ответами. А дети продолжают искренне верить. Заглядывают в каждый кочан капусты и недоумевают, куда же делись все младенцы. Или вглядываются в пролетающих птиц в поисках аиста с люлькой.
Убедившись, что их провели собственные родители, дети приходят с результатом своих размышлений: «А почему в капусте из магазина нет малышей? Их уже всех нашли и забрали?». И перед мамами и папами снова встаёт выбор: продолжать обманывать или рассказать как есть? Начинать заниматься половым воспитанием детей в семье или пустить на самотёк?
Родители могут промолчать, перевести тему или дать недостоверное и фантастическое объяснение. И тем самым послать сигнал, что малыш ставит их в неловкую ситуацию, что эта тема табуирована и такие вопросы лучше не задавать.
Последствия такого избегания — малыш просто перестанет задавать «неудобные» вопросы. Ведь ему не захочется ставить маму и папу в неловкое положение
Но тема останется важной и интересной, всё внимание будет приковано к ней. На месте информационной пустоты возникнут мифы и домыслы, ребёнок непременно доберёт знания на стороне. И качество этой информации приведёт к ещё более неловким моментам и недоверию
В подростковом возрасте могут возникнуть проблемы с ранней половой жизнью и здоровьем
И качество этой информации приведёт к ещё более неловким моментам и недоверию. В подростковом возрасте могут возникнуть проблемы с ранней половой жизнью и здоровьем.
Если ребёнок спрашивает, значит, он доверяет взрослому. Значит, его связь с родителями крепка.
Ребёнку важно поделиться своим интересом, он верит, что взрослые смогут всё объяснить и рассказать. Останьтесь главным экспертом по половым вопросам, в будущем это поможет избежать многих неприятных ситуаций
Если вам сложно говорить на темы полового воспитания с детьми, то сначала признайтесь и обозначьте сроки:
— Да, видишь, я тут краснею, бледнею. Ну ничего, я сейчас соберусь, кое-что уточню и смогу ответить после обеда.
Воспользуйтесь книгами — они хорошее подспорье, если вам неловко. Такие книги существуют на разный возраст, в них есть все типичные ответы на темы полового воспитания детей. Возьмите книгу с полки и предложите:
— Ты знаешь, я могу тебе прочитать.
Вот несколько хороших книг, которые помогут в половом воспитании детей и подростков:
- для малышей: Дорис Рюбель «Мое тело, мои чувства» или старое издание «Это я, а это ты»;
- для дошкольников и младших школьников: Роби Харрис «Давай поговорим про ЭТО. О девочках, мальчиках, младенцах, семьях и теле», Катерина Януш «Как я появился на свет», Виржини Дюмон «Откуда я взялся? Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет»;
- для подростков: Элиз Тьебо «Месячные. Твоё личное приключение!», Джерри Бейли «Мое тело меняется: все, что хотят знать подростки и о чем стесняются говорить родители», Ди Снайдер «Курс выживания для подростков».
Для взрослых рекомендую книги Дебры Хаффнер «От пелёнок до первых свиданий. Что должны знать родители о сексуальном развитии своих детей» и «От первых свиданий до взрослой жизни». Это лучшие книги по половому воспитанию для родителей. В них разобраны все типичные случаи и можно найти подробные рекомендации по возрастам: как говорить с тоддлером, дошкольником, в шесть-семь лет, школьником между восемью годами и подростковым возрастом.
Стадии полового развития Таннера
Мальчики-подростки физически развиваются на определенных стадиях, часто называемых стадиями Таннера. Ваш педиатр или поставщик услуг семейного врача может определить, на каком этапе находится ваш подросток и ожидается ли это для его возраста. Стадии Таннера, а также приблизительный возрастной диапазон, включают: 12
Рейтинг половой зрелости 1 : (Стадия препубертата) Яички маленькие, а фаллос (пенис) похож на ребенка. Нет лобковых волос.Рейтинг половой зрелости 2 : (от 10 до 15 лет) Яички увеличиваются в объеме и размере. Пенис не имеет небольшого увеличения. Мошонка краснеет, становится тоньше и крупнее. Становятся видимыми несколько лобковых волос, они длинные, прямые и слегка темные.Рейтинг половой зрелости 3 : (от 10 до 16 лет) Семенники продолжают расти в объеме и размере. Пенис становится длиннее. Мошонка продолжает увеличиваться. Волосы на лобке становятся темнее и курчавее, их появляется больше.Рейтинг половой зрелости 4 : (от 12 до 17 лет) Яички продолжают расти. Пенис продолжает расти в длину и становится толще. Мошонка увеличивается в размерах и тоже темнеет. Лобковые волосы жесткие, густые и вьющиеся, как волосы взрослых, хотя их меньше, чем у взрослых.Рейтинг половой зрелости 5 : Яички взрослого размера (более 20 мл в объеме). Мошонка и пенис имеют размер и форму взрослого человека. Лобковые волосы нормального распределения и объема у взрослых.
Диагностируем
-
ЭКГ — это исследование состояния сердца с помощью электродов, которые накладываются на грудную клетку и подключаются к специальному аппарату.
-
Оптическая когерентная томография (ОКТ) – метод определения структуры глаза человека: тонких слоёв кожи, слизистых оболочек, зрительного нерва, сетчатки, роговицы, радужки. Назначается при глаукоме, проблемах с сетчаткой.
-
Суточное мониторирование позволяет регистрировать давление и ЭКГ в течение суток.
-
Ультразвуковое исследование (эхография) — метод регистрации ультразвуковых волн, отраженных от уплотнений и неоднородностей организма
-
Урография — рентгенологическое исследование почек и мочевых путей после введения рентгеноконтрастных веществ.
Азы полового воспитания
Все мы понимаем, что секс – это прекрасно. Но чтобы не страдать после минутной страсти, необходимо с детских лет знать о половом различии, взаимодействии и возможных последствиях полового акта.
Очень важно просвещать детей, подростков, молодых людей в вопросах половой культуры. Давать знания по анатомическому строению половых органов, рассказывая об их функции
Доводить до сведения факты о беременности, развивать понимание ответственности за будущую жизнь. Необходимо в полном объеме донести до молодых людей корректную информацию о профилактике заболеваний, передающихся половым путем, и профилактике нежелательной беременности.
Почему половое воспитание детей в семье важнее?
Уделяете ли вы свое внимание воспитанию взаимоотношений между полами? Какие задачи ставите перед собой, давая ребенку половое воспитание? Какую цель преследуете, воспитывая дочь или сына? Единственно верным вопросом на эти ответы служит такой: половое воспитание детей жизненно необходимо для их полноценного развития и счастья. И кто же, кроме любящих родителей, сможет лучше справиться с этой сложной задачей? Уж точно не улица, и дворовая шпана!. Каждый из родителей, вероятно, хочет, чтобы дочурка выросла мягкой, чуткой, заботливой женщиной, любящей своих деток
Чтобы сын стал настоящей опорой для матери и отца, для собственной семьи, вырос мужественным, целеустремленным, сильным. Все это и есть половое воспитание, а точнее результаты его правильности
Каждый из родителей, вероятно, хочет, чтобы дочурка выросла мягкой, чуткой, заботливой женщиной, любящей своих деток. Чтобы сын стал настоящей опорой для матери и отца, для собственной семьи, вырос мужественным, целеустремленным, сильным. Все это и есть половое воспитание, а точнее результаты его правильности.
Усвоение ребенком собственной половой роли, его характер, развитие его сексуальности зависит во многом именно от семьи, которая способна максимально гармонично совместить социальные и биологические начала личности будущих мужчины или женщины.
Почему необходимо половое воспитание
На что ориентируют школьников авторы программ, в которых даются рекомендации по занятию анальным и оральным сексом. Нужна ли эта информация психологически незрелому ребенку? Такое половое воспитание в школах послужит развращению и дебилизации общества.
Сегодня педагогам и родителям нельзя отворачиваться от проблемы полового воспитания, так как современный ребенок живет в ситуации ценностно-нормативной неопределенности. Из СМИ, Интернета, телевидения поступает огромное количество порнографической и эротической информации. Выходят миллионные тиражи порно-журналов, рекламирующие ранние половые связи. Ведется адресная подготовка детей к сексуальной раскрепощенности. Секс подается им как игра. О том, как зомбируют детей журналы, телевидение и Интернет, вы можете узнать из видео.
В молодежной желтой прессе навязываются установки деструктивного поведения, рекламируется молодежный сленг, идеализируются молодежные субкультуры. Во всех телепередачах говорят о раннем начале половой жизни как о жизненно-необходимой потребности ребенка. Взрослые сошли с ума, ориентируя детей на механическую любовь и имитацию жизненных процессов.
На недавней экскурсии в музее школьники проходили мимо скульптур. Неожиданно один пятиклассник поднял шум перед скульптурой обнаженной женщины. Он показывал на нее пальцем, громко смеялся, высмеивая отдельные части тела: «Смотрите, какая страшная голая баба! Вот это титьки, вот это… » Успокоить его было трудно. Он не ожидал увидеть в музее то, что его интересовало. Это говорит о том, что в семье и школе не ведется половое воспитание.
Половое воспитание – процесс, ориентированный на нравственные качества и установки личности, определяющие отношения между полами. Как сформировать у ребенка правильное понимание нравственных норм между представителями разных полов и потребность соблюдать их во всех сферах жизни?
Родителям важно сформировать у ребенка понятие дозволенного и недозволенного в отношениях человека к представителям другого пола, воспитать ответственное отношение к своему здоровью, предупредить об опасностях ранних половых связей, дать верное понимание истинных качеств, проявлений и признаков взрослости. Девочке и девушке нужно знать на уровне своего возраста особенности мальчиков и юношей, уметь строить отношения с людьми, учитывая их половые особенности
Она должна правильно оценивать изменения, происходящие в ее организме, научиться ценить и соотносить духовную и физическую красоту человека, управлять своими чувствами и поведением.
Важна своевременная реакция и эмоциональная оценка родителей и педагогов на те или иные особенности поведения подростка. В основе полового воспитания лежит информация, которую ребенок получает извне. Она должна воздействовать на чувства, вызывать эмоции, быть доступной для понимания, иметь научный характер и опираться на нравственные нормы.
Половая жизнь подростков
Часто мальчики и девочки, парни и девушки, подростки интересуются в период полового созревания такими вопросами, как половая жизнь, сексуальная жизнь, поллюции, половые органы, большие половые губы, малые половые губы, гениталии, эрекция, половой член, влагалище, клитор, девственная плева, половозрелость, половое сношение. Также подростков интересуют следующие вопросы. Что такое мужской половой орган? Какой пол интереснее? Что такое нудизм? Кто такие натуристы, девочки нудистки, puberty name? Сколько длится процесс полового созревания? Какая норма полового развития, нормативы? Почему возникает детское позднее половое созревание, импотенция? Чем опасны фригидность, простатит, раннее семяизвержение, вагинизм? Как достичь оргазма девушке? Почему не стоит член? Почему у меня кривой член? Как продлить секс? Почему сухое влагалище? Почему опух клитор после секса? Почему узкое влагалище? Что делать, если капает с члена, жгет во влагалище?
Дорогие подростки, если у Вас возникли вышеуказанные вопросы, Вы можете на сайте сарклиник абсолютно бесплатно задать вопрос доктору по интересующим Вас темам и получить актуальные ответы. Сайт и врач ждут Ваших вопросов.
Половое воспитание детей дошкольного возраста: берем в воспитатели сказку
Разобраться в том, как нужно, а как не следует вести себя девочке или мальчику, помогают дошкольнику сказки, рассказы, которые, как бы, «программируют» в детях определенный стиль поведения.
Дети стремятся наследовать ориентиры полового поведения настоящих героев, в воображении ребенка женственность и мужество воплощаются в конкретных поступках и действиях.
Семейные чтения позволяют малышу пока еще мысленно участвовать в жизни сказочных героев, становиться на сторону персонажей добрых, мужественных, учиться жалеть и защищать обиженных
Важно, чтобы взрослые, помогли им осознать лучше поведение героев, прокомментировать рисунки, обратить внимание на моральные качества действующих лиц, обсудить важность этого, побудить ребенка к размышлениям. К примеру: «Помнишь, почему сердце Кая в льдинку превратилось? Как Герде удалось растопить в сердце Кая лед? Как ты считаешь, если бы Герда не любила Кая и была злой девочкой, она бы смогла ему помочь?» и так далее
Половое воспитание мальчиков и девочек
Половое воспитание младших школьников должно быть дифференцированным. При его осуществлении следует учитывать их возрастные особенности, процесс адаптации к школе и характер отношения к сверстникам другого пола, исходящий из семьи. Во многих семьях сформировался вакуум недопонимания между детьми и взрослыми.
В связи с отсутствием опыта совместной деятельности у девочек может наблюдаться настороженность по отношению к мальчикам, стремление избегать их общества. По уровню «биологической зрелости» девочки младшего возраста опережают мальчиков на 1-1,5 года.
В младших классах важно познакомить детей с понятием «семья», семейными традициями, распределением обязанностей в семье, половыми различиями, взаимоотношениями женщин и мужчин. Девочка проявляют познавательный интерес, выясняя какие либо обстоятельства, причинно-следственные связи в природе и у человека
Она легко различает правду от полуправды. Для нее важна правдивая для ее уровня восприятия информация от родителя или педагога. Услышав от сверстниц циничные вымыслы, она легко опровергнет их и объяснит истину. При разрешении конфликтных ситуаций между девочками и мальчиками важно делать акцент на необходимость «рыцарского» отношения мальчиков к девочкам.
Нужны ли уроки сексуального воспитания в школе
Подростки узнают о последствиях незащищенного секса чаще всего на собственном опыте, столкнувшись с ЗППП или нежелательной беременностью. И даже в этом случае они боятся откровенно поговорить во взрослыми – настолько эта тема табуирована в нашем обществе.
Споры вокруг введения уроков сексуального воспитания не утихают. Часть родителей считают дисциплину необходимой, а по мнению некоторых такие уроки противоречат нормам морали. Полярность мнений приводит к тому, что до сих пор в России не появились такие уроки (хотя соответствующая Конвенция о правах ребенка, включающая и раздел о половом просвещении, была утверждена в 2014 году). Многие апеллируют к опыту СССР, где в учебнике анатомии вовсе не было информации о репродуктивном процессе. Но эти люди не учитывают тот факт, что в 1970–80-х годах среднегодовое число абортов превышало четыре миллиона.
Еще один аргумент против подобных уроков – опасения, что у школьников появится лишний интерес к сексу. По мнению экспертов, современное российское общество действительно не готово к появлению такой дисциплины, к тому же ряд законов усложнит этот процесс. В частности, закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» запрещает изображать и описывать действия сексуального характера детям до 16 лет, поэтому у специалистов просто нет возможности создать соответствующий учебник, а у педагогов – открыто пояснять детям принципы работы их тела.
Однако часть экспертов считают, что уроки сексуального воспитания в школе должны появиться, но с соблюдением ряда условий. В частности, необходима разработка курса, включающего очную работу с биологами, психологами, врачами. Именно эти специалисты могут грамотно ответить школьникам разных возрастов на интересующие вопросы
Также важно донести до родителей ту информацию, которую дети получат в ходе таких уроков, – только в этом случае можно рассчитывать на получение согласия на введение дисциплины. В рамках таких уроков врач расскажет о том, что существуют инфекции, передаваемые половым путем, и к чему они могут привести; а психолог может объяснить, почему покупать презервативы нестыдно.
Важность доверительных отношений с ребенком
Самое важное — какое бы событие с ребенком не произошло, он всегда может поговорить об этом с кем-то одним из родителей. При этом, его обязательно — и, это ключевое, — выслушают, дадут нужные советы и защитят
Поэтому очень важно с раннего возраста завоевать у ребенка такого доверия.
style=»display:block»
data-ad-client=»ca-pub-2971630162946731″
data-ad-slot=»9213322149″
data-ad-format=»auto»
data-full-width-responsive=»true»>
Родители должны, по возможности, избавится от собственных комплексов. Возможно придется провести глубокую работу над своими ошибками. При этом даже если до конца избавиться от этог не проста, главное — быть максимально осознанным в том, что вы транслируете своему ребенку, вербальными или невербальными способами.
Следует учесть, что половое воспитание не предполагает беседу с ребенком про свой собственном сексуальный опыт или о каких-либо личных эротических предпочтениях. Такие темы в любом возрасте необходимо избегать. Все, что вы должны донести до ребенка — это лишь отношение к сексу и зачатию, как к нормальному естественному процессу, который у всех людей происходит абсолютно одинаково.
Возможно для понимания своего ребенка вам пригодятся собственные воспоминания из детства. Обратитесь к своим чувствам, ощущениям, эмоциям, в тот период своей жизни, и вы поймёте, как наилучшим образом преподнести эту непростую тему до своего малыша.
Помогаем сформировать границы
Воспитание и формирование границ начинается с младенчества, когда мы не позволяем себе обращаться с ребёнком как с предметом. Мы не позволяем подойти к малышу, который чем-то занят, схватить его молча сзади и понести, куда нам надо. Мы обязательно подойдём так, чтобы он нас увидел, глядя в глаза, сообщим, что пора пойти купаться. И только после этого возьмём на руки.
Взрослые формируют границы ребёнка, когда не заставляют их обнимать, если он не хочет. Бывает, что родители или бабушки обижаются после его отказа: «Ну что ж ты меня не любишь, что ли?» Это эмоциональный шантаж, с помощью которого мы переходим границы малыша — даём понять, что их нет, что его чувства не важны. Что он должен уступать и отступать перед теми, кто этого от него потребует.
Спрашивая ребёнка, можно ли его обнять, мы уже начинаем уважать его тело.
Так для ребёнка становится нормой, что моё тело — это моё тело. И поэтому любые поползновения, которые будут переходить границу, будут вызывать реакцию: он даст ответ или придёт к вам за советом.
Обходитесь бережно с телесными границами детей. Защищайте их границы от страждущих дедушек и бабушек, которые хотят потискать внуков. Объясняйте ребёнку, что у него есть право говорить «нет»:
— Ты имеешь право сказать «нет» тому, кто хочет до тебя дотронуться.
Ближе к 3 годам мы объясняем, что это его интимные зоны, которые он может исследовать сам с собой, не на виду. Или показывать маме и папе или доктору в их присутствии. А остальным можно сказать «нет». Мы даём понять ребёнку, что он здесь хозяин своего тела — никто не может сделать ничего против его воли. При таком воспитании для подросших детей чёткие границы становятся нормой.
«Мы пришли в гости, а там ребёнок постарше предложил сыну показать его половые органы. Как лучше действовать?» Если ваш сын пришёл к вам с жалобой или за советом, поддержкой — напомните ему, что он всегда может сказать «нет», и вы его поддержите. Не стоит драматизировать ситуацию и нападать на другого ребёнка, рассматривать произошедшее как проблему — это отрикошетит и в вашего сына. Тема интимности окрасится в стыдные табуированные тона для всех присутствующих детей. А дело-то в границах, в их удержании. За этим пришёл ребёнок, чтобы вы помогли их подкрепить и усилить. И именно это работает в дальнейшем на его счастливую жизнь, в том числе и сексуальную.
Сдержите себя, если хочется возмутиться: «Какой ужас, что он тебе это предложил, какой ужас, что ты пошёл!». Это норма для детей, такой исследовательский возрастной этап. Мы все через него проходили, просто большинство забыло или не хотят вспоминать. Ребёнку важнее получить от родителей подтверждение, что его тело священно и он всегда может сказать «нет».