Что делать родителям, если ребенок хамит и огрызается

Злость как необходимая эмоция

Период взросления начинается с 12 и продолжается до 18 лет. В это время ребенок может проявлять грубость, и это будет нормально. Злость – это эмоция, которая помогает найти свой путь в жизни. Вы должны понять это сами и дать возможность понять это своему взрослеющему ребенку.

Ведь дети после приступов вспыльчивости испытывают не меньше угрызений совести чем, взрослые, испытывающие обиду, как реакцию на поведение дочки или сына. Поэтому отнеситесь к этому спокойно, а затем скажите, что злость – это просто взросление. Озвучьте это подростку, пусть он знает, что с ним происходит. И что вы относитесь к этому с пониманием.

Виды реакции на грубость ребёнка/ученика

Очень часто возникает первое желание – ответить в том же тоне. В случае с несформировавшейся личностью этот вариант самый опасный. Планка уважения может опуститься до такой отметки, что грубые перепалки станут обычным явлением. Причём грубость ребёнок будет проявлять только в отношении того человека, кто не смог устоять перед соблазном нагрубить в ответ, то есть попытаться «закрыть рот» сыну/дочери/ученику. Как же реагируют подростки на грубость:

  1. Первую попытку «нахамить» можно пресечь мягким игнорированием:
  • — ответить вежливо;
  • — начать обсуждать спорный вопрос на равных;
  • — «перевести тему» на что-нибудь актуальное и бесконфликтное.

Ребёнок, который просто сорвался, оценит такое отношение и в будущем попытается контролировать себя.

  1. Если грубость становится закономерностью, придётся разбираться в том, что стало её причиной:
  • — потребность самоутвердиться;
  • — плохая компания;
  • — заниженная самооценка;
  • — проблемы личного характера;
  • — противодействие моральному насилию;
  • — психические расстройства и др.

Причину необходимо устранять. Оставлять без внимания изменение в поведении нельзя. В отдельных случаях можно применить систему наказания в виде ограничения некоторых действий. А, возможно, стоит обратиться к психологу, неврологу, кардиологу.

Во всяком случае реакция должна быть достойной уважения: обсуждение проблемы, участие, понимание и разумные советы.

  1. Некоторые дети дома и в школе – разные люди. На это влияет окружение. Их ровесники могут быть жестокими. Они более требовательны к схеме поведения. Управлять таким непростым механизмом сложно. Учитель, который не пытается повлиять на ситуацию, – плохой учитель (многие от таких слов возмутятся, ведь педагоги не любят, когда их учат, делают замечания и дают советы).

Беда многих учителей в том, что они не могут или не хотят разглядеть в ученике человека. Это, конечно, не оправдывает грубость и хамство. Но где несформированной личности искать пример адекватного поведения, если невыученный урок или несвоевременная улыбка на лице становится поводом оскорблений со стороны учителя? В такой атмосфере один (так называемый воспитанный) промолчит, потеряв уважение класса, а другой («хам, нахал») ответит грубо.

В большинстве случаев, причину грубости по отношению к учителю, стоит искать в поведении самого педагога. Если это не так, то общение наедине без нареканий и упрёков поможет исправить ситуацию.

Как вести себя родителям

Тут мы разберем возможные лини вашего поведения в ответ на хамство вашего чада. В зависимости от причины вызвавшей данное поведение, должна исходить ваша реакция.

  • Если ситуация произошла впервые, то тут поможет диалог, поговорите с ним, объясните, что позволено ему, а что нет.
  • Не кричите! Если вы начнете кричать в ответ, это не изменит ситуацию совершенно никак, вы, лишь потратите свои нервы впустую. Лучшим выходом в данной ситуации будет промолчать или дать ответ тихо, таким образом, вы имеете высокий шанс на привлечение его, вашего внимания.
  • Не ставьте перед ним невыполнимых задач. Очень часто такое поведение является ошибкой родителей. Например, вы требуете исправить его сразу несколько оценок, за один урок в школе. Помните, что эта задача нереальная. В этом случае грубость в ваш адрес, будет оправдана.

Подростковый период был в жизни каждого человека, вспомните хотя бы себя. Наверняка случалось так, что грубили своим родителям без причин на это. Все подростки разные, от физического формирования, до каких-либо моральных аспектов. Прежде чем винить во всем своего ребенка, дайте оценку своему поведению и подумайте, а все ли вы делаете правильно.

Как улучшить отношения?

Нужно дать ребенку почувствовать, что его любят без всяких условий. Ни оценки, ни мнения окружающих – ничто не сможет уменьшить родительскую любовь.

Родитель должен убедить подростка в простой истине: мама и папа —  самые преданные друзья и защитники своего ребенка. Они будут биться до последнего, будут защищать своего отпрыска даже в тех ситуациях, когда он не прав. Поэтому с любой бедой, с любой проблемой подросток, в первую очередь, должен идти к своим родителям. Пусть они будут ругать за проступок, но сделают всё возможное и невозможное, чтобы вытащить своего ребенка из болота неприятностей.

Нужно стремиться к созданию между родителями и подростком доверительных отношений. Необходимо общаться не только на важные темы, которые к тому же часто бывают неприятными для обеих сторон. Нужно как можно чаще общаться на дружеской волне, стремиться к тому, чтобы совместное времяпровождение приносило удовольствие всем членам семьи (поход в кинотеатр, поездка на экскурсию и т. д.).

Нужно дружить с ребенком, проявлять интерес к его увлечениям, вместе обсуждать какие-то события (например, сюжет нового фильма), иногда разговаривать по душам. Благодаря дружескому общению подросток станет ценить ваше мнение и прислушиваться к вашим советам (в противовес приказам, которые очень часто воспринимаются тинейджерами крайне негативно).

Школа: не буду я к ним приспосабливаться

По совету невролога, наблюдающего мальчика с рождения, со спецшколами в начальной школе экспериментировать не стали. Выбрали спокойную добрую учительницу в школе в соседнем дворе. В первом классе Саше делать было просто нечего. “Что ж, раз читать-писать он уже умеет, пусть теперь учится общаться с детками, — сказала родителям учительница. — Этого он не умеет совсем”.

В середине второго класса Саше устроили “темную”. Во время “разбора полетов” — никаких объяснений от детей, кроме “он противный”. Учительница сказала родителям: “Вы знаете, с ним действительно бывает неприятно общаться. Он не хамит напрямую, но как будто бы тебя презирает и даже не очень старается это скрыть. Я не знаю, откуда это в нем, но обычно такое все-таки из семьи. Вы можете забрать его из класса, но в этом нет особого смысла, пока не разобрались, в чем дело… ведь все свои проблемы он унесет с собой”.

В тот же день родители перевели Сашу в параллельный класс. И там неожиданно всё наладилось. Учительница ставила его всем в пример, он учился на одни пятерки, и у него даже появились два не то приятеля, не то друга, которые смотрели ему в рот и безоговорочно признавали его первенство.

В конце начальной школы учительница сказала: такому ребенку, как Саша, нечего делать в нашей дворовой школе. Я разговариваю с ним, как со взрослым человеком. Ему надо идти в гимназию.

Сначала родители не решились — до гимназии надо было ехать полчаса на маршрутке, возить, да и Саше снова приспосабливаться… Но в пятом классе все сразу стало так плохо! “Он перебивает на уроках, не желает выполнять указания учителя, он всегда, по любому поводу лучше знает, как, в ответ на замечания ссылается на параграфы из кодекса о правах ребенка и даже чем-то нам угрожает… Объясните ему наконец, что так вести себя непозволительно!”.

“Заткнись и слушай! — велел Саше отец. — Надо приспосабливаться к людям!” “Не буду я к ним приспосабливаться, — сказал Саша. — Потому что они говорят сплошные глупости. И я не должен…”

Пятый класс кое-как дотянули и пошли-таки в гимназию. Вступительный тест Саша сдал хорошо, и первые два месяца в гимназии тоже все было нормально. Потом началось снова-здорово. При этом, если в прошлой школе Саша действительно усваивал программу и учился почти лучше всех, то здесь, в гимназии, он оказался в середняках. “Он считает возможным перебить учителя на уроке, он неуважительно относится к товарищам, он отказывается выполнять указания учителей… И вообще… Вы не хотите показать его… ну хотя бы психоневрологу?”

Причины грубости ребенка

Не бывает агрессии из ниоткуда. Не бывает грубости, возникшей на пустом месте. Если ребенок начал грубить – значит, у него имеется не разрешенная проблема, разобраться с которой самостоятельно он пока не может

Именно поэтому самое важное в семье – это доверие друг к другу

Если ребенок вам доверяет, не боится прийти с самой ерундовой или наоборот, по-настоящему сложной проблемой, то и потребности грубить у него просто не возникнет.

Грубость – это защитная реакция, попытка отгородиться от «ковыряния палочкой». Особенно часто это возникает, если человек не уверен, что ваш интерес искренен.

Проблемой может оказаться что угодно – от финансового положения семьи до ощущения собственной беспомощности в связи с какой-либо ситуацией. В любом случае довольный, счастливый ребенок никогда не будет грубить!

Следует задуматься – почему же не хотят обсуждать эту проблему с вами? Боятся обидеть? Не верят в вас? Боятся сказать? Вот те вопросы, которые должны задавать себе родители, а вовсе не «как ты посмел разговаривать со мной в таком тоне».

«Подростки безответственные»

Кто, будучи подростком, не слышал фразу «Вот я в твоем возрасте…» или «Ну что ты как маленький!»? Последнее обычно говорят в каких-то «чувствительных» ситуациях: когда не получается справиться с чем-то условно не сложным или постоять за себя.

Журналисты пишут, что инфантильными подростков делают гиперопека и вседозволенность: из-за того, что нам «всё преподносят на блюдечке», мы ничего не умеем и не развиваемся как личности. Советы по борьбе с «инфантилизмом» дают довольно своеобразные: заставляйте своих детей заниматься спортом и выходить из зоны комфорта.

Слышать такие определения досадно. Если мы что и стараемся делать — так это вести себя как взрослые! Мы хотим отвечать за себя, хотим принимать решения. Конечно, мы не со всем можем справиться. Но кто может справиться со всем? Мы все знаем взрослых людей, которые годами не могут сходить к стоматологу, научиться убираться в квартире, вовремя платить по счетам или готовить себе дома полезную еду. Почему-то к ним общество относится нормально, хотя у них было больше времени, чтобы «повзрослеть».

В моменты, когда что-то не выходит, любому человеку хотелось бы слышать слова поддержки, а не осуждение или насмешку. И дело тут вовсе не в возрасте.

Настя Травкина, научная журналистка, автор книги о развитии мозга Homo Mutаbilis:

«Ответственность можно рассматривать в двух разных контекстах. Один — нейробиологический, связанный с обыденным пониманием ответственности (за себя, свое здоровье, быт и т. д.) и исполнительными функциями мозга. Второй — философский, в котором мы размышляем о природе ответственности.

Чтобы быть ответственным, нужно уметь планировать свои действия и видеть их долгосрочные последствия, контролировать свои эмоции и импульсы, в том числе в стрессовых ситуациях, выбирать отложенное вознаграждение (например, быть здоровым в старости) вместо сиюминутного удовольствия (например, курить в молодости). Все эти функции выполняет префронтальная кора — часть мозга, появившаяся в ходе эволюции человека как вида позже других частей. Как и в общей эволюции, у каждого человека ПФК созревает позже других структур мозга, в частности ее самая „разумная“ дорсолатеральная часть: полностью связи в ней формируются в среднем к двадцати пяти годам.

Это не значит, что она не работает до этого возраста. Скорее, она работает не полностью эффективно. На концентрацию, планирование и контроль подростки тратят больше ресурсов мозга, чем взрослые, то есть им в разы труднее нести такую меру ответственности, которая для взрослого кажется легкой.

ПФК участвует не только в планировании, но и отвечает за контроль эмоций. В норме у взрослого человека именно эта часть мозга оценивает ситуацию и купирует непродуктивную тревогу, страх, неуместный гнев или влечение — и принимает более рациональные решения, несмотря на стресс. Однако даже у взрослых людей чрезмерный стресс или эмоции „заглушают“ голос контролирующих частей ПФК — поэтому не рекомендуется принимать решения „на эмоциях“. У подростков из-за недостаточной зрелости ПФК хуже справляется с этой задачей в волнительных ситуациях, которые не влияют на поведение взрослых. То же происходит с угрозами и руганью: в конфликтной атмосфере подростки хуже концентрируются и запоминают учебный материал.

Как научиться доверять дочери, отпускать ее

Раньше для меня было просто подвигом отпустить дочь. Разрешить ей самой ездить в школу, самой решать, что надевать на улицу, самой учиться без контроля с моей стороны.

Отпускание — очень важный момент в жизни девочки. В определённое время маме нужно разрешить дочке быть самостоятельной. Нужно уменьшить контроль, связанный с учебой, с одеждой с друзьями. Можно давать советы, сопровождать. Но не контролировать. В противном случае у дочери не будет возможности взрослеть.

Правильно взрослеть. Взрослеть, проходя свои жизненные уроки, набивая свои шишку, набираясь своего опыта. Для того чтобы повзрослеть в положенный срок, а не в 35 лет.

Для этого маме нужно научиться доверять своей дочери, доверять миру. Но как же это сделать? Здесь на помощь приходят женские сказки. В них описаны базовые женские ценности, показаны возможные сюжеты развития женской судьбы, раскрыты основные ловушки и опасности. Проживая сказки вместе с дочерью, можно научить её “уму-разуму”, предостеречь, показать последствия поступков. Но главное — объяснить, что в жизни, как и в сказке, конец всегда закономерен. Прекрасные сказки для девичьего воспитания — “Золушка”, “Морозко”, “Гуси-лебеди”, “Принцесса на горошине” и многие другие.

Взросление — трудный процесс как для родителей, так и для детей

Прежде чем разобраться с тем, как необходимо реагировать на непослушание подростка, давайте немного поговорим о том, что происходит с ним. Если ваш ребенок неожиданно начал огрызаться, закатывать глаза и все ненавидеть, при всей неприятности происходящего стоит отметить, это нормальная часть взросления. В самом деле, если это начинается совсем внезапно, наверняка это только часть взросления – ребенок отталкивается от вас, пытается искать свою индивидуальность или работает над отделением от вас и становлением тем человеком, которым он хочет стать.

Это очень болезненная вещь не только для вас, но и для него. По правде говоря, трудно отделиться от родителей и двигаться навстречу взрослой жизни. Иногда для детей проще начать быть грубыми и неуважительными, но, конечно, такое поведение совершенно неприемлемо.

Зачастую причиной неуважительного поведения является отсутствие у детей навыков решения проблем, а также недостаток знания того, как быть более вежливыми в своем процессе становления взрослой личностью.

Часто дети отделяются от вас, делая это неправильным и болезненным способом, просто потому, что они еще не научились делать это правильно. Поиск себя – процесс, длящийся всю жизнь, и ваша главная задача как родителя – научить ребенка вести себя надлежащим образом, уважать других, пока он ищет себя в этом мире.

Что делать, если ребёнок в 7 лет грубит и хамит родителям?

Зачастую, хамскую модель поведения дети берут из семьи

Обратите внимание, как вы общаетесь между собой, что и каким тоном говорите. Не реагируйте на грубые слова ребёнка, а покажите правильный пример поведения («Мы продолжим разговор, когда ты успокоишься»). Постарайтесь наладить контакт – выслушайте претензии крохи, спросите о проблемах, проводите больше времени вместе и будьте ласковы и дружелюбны с ним

 Помните, что ребёнок ведёт себя так, как мы ему позволяем. Ни один малыш не рождается плохим или вредным, таким делает его наше воспитание. Поэтому, первостепенная задача – сблизиться с крохой и дать ему правильные ориентиры и нормы поведения

Постарайтесь наладить контакт – выслушайте претензии крохи, спросите о проблемах, проводите больше времени вместе и будьте ласковы и дружелюбны с ним.  Помните, что ребёнок ведёт себя так, как мы ему позволяем. Ни один малыш не рождается плохим или вредным, таким делает его наше воспитание. Поэтому, первостепенная задача – сблизиться с крохой и дать ему правильные ориентиры и нормы поведения.

Теги по теме:
воспитаниедети 3-7

Не вешайте на них свои проблемы

Откровенно говоря, мы, взрослые, вступая в подростковый возраст ребенка, очень много знаем про него и очень мало — про себя. Что со мной самой происходит в это время, почему у меня дрожат руки каждый раз, когда я начинаю думать про его экзамены, почему мне так страшно его отпускать? Во многом это наши тревоги, наши волнения, которые мы обрушиваем на ребенка, чтобы он нас утешил и успокоил. Помимо того, что лежит на нем самом: гормональная буря, ответственность за собственную судьбу, неумение разбираться, что с ней дальше делать, отсутствие позитивных способов справляться со своими возрастными задачами…

Еще одна задача, которая стоит перед нами, когда у нас дети-подростки, — самим не разрушаться от подростковых проблем.

Да, мы не железные, мы тоже можем сломаться, иногда это имеет даже какой-то неожиданный воспитательный эффект, но постоянно демонстрировать ребенку, что он тут взрослый и отвечает за маленькую беспомощную маму и большого беспомощного папу, — слишком тяжелая для него ноша.

В свое время мы на форуме для родителей гиперактивных детей придумали хороший мем — «большая добрая слониха». В первые десять лет своей школьной биографии, когда я шла в школу объясняться с учителями по поводу того, что дети в очередной раз накосячили, я оказывалась в позиции несчастной собачки с поджатым хвостом. Которая идет туда, вся трясясь внутренне, но готова, если ее уж зажмут в угол, атаковать и искусать до полусмерти. Но самая грамотная родительская позиция — «я большая мудрая слониха». Я могу спокойно защитить своего детеныша, у меня есть силы и ресурсы, я умею решать проблемы, я могу поддержать своего слоненка, если он провалится в яму, — вытащу, протянув свой длинный хобот.

Да, дети становятся ужасно противными. Ты ему хобот, а он тебе хвост. Это их возрастная задача — стать максимально противными, чтобы нам захотелось побыстрее дать им пинка и чтобы они вылетели, наконец, из гнезда. Потому что когда мы уж очень хорошие, удобные родители, уютные, приятные, в гнезде тепло и хорошо, — вылетать оттуда абсолютно не хочется. И вот сидит такой оперившийся птенчик, ему уже пора свое гнездо заводить, а он никуда не собирается улетать, ему и так хорошо: мама, папа червячков приносят. Слышала ответ психолога одной маме: «Если бы у меня была такая прекрасная и заботливая мама, как вы, я бы даже жевать перестала».

И вот здесь всегда очень трудно давать советы: и пережать нельзя, и недожать нельзя. И много свободы плохо, и мало свободы плохо. Как нам все время находить царский путь, эту золотую середину между двумя крайностями, никуда не сваливаться и при этом сохранять спокойствие?

Будьте учителем и тренером

Это ваша работа — научить детей вести себя вежливее и справляться с разочарованиями лучше. Три ваши важнейшие роли как родителя — это Учитель, Тренер и Установитель границ. Мы учим их как вести себя, тренируем и вдохновляем, когда они ведут себя правильно, и устанавливаем границы, когда они не делают этого. Эти роли – ключ к тому, чтобы быть эффективным родителем.

Помните, целью вашего воспитания является научить ребенка жить в реальном мире и быть ответственным взрослым, который способен жить самостоятельно. Мы хотим от наших детей тех же простых вещей, которые наши родители хотели от нас: способность успешно жить эмоционально и финансово. Это работа любого родителя – научить ребенка жить независимо и счастливо. Если он не научится быть вежливыми по мере взросления, он вряд ли сможет научиться этому, будучи взрослыми.

Перемены сложны, но они могут случиться в любой момент времени. Если вы хотите, чтобы все изменилось, вам необходимо приложить усилия.

Все мы доски в этом гребаном заборе…

— Какие предметы тебе нравятся в гимназии? — спросила я.

— Литература и геометрия, — сразу ответил Саша.

— Ага. А ты можешь доказать эти геометрические теоремы другими способами, не как в учебнике?

— Да. Иногда могу, — кивнул мальчик.

— Я почти всегда могла! — с гордостью сказала я. — В меня однажды математичка даже транспортир кинула, чтобы я не мешала ей вести урок.

— А вы мешали?

— Еще как. Я вообще была довольно противная. Хотя и не настолько, конечно, как ты, — у меня все-таки были настоящие друзья, компания и все такое. Но в целом мозги на свое место встали уже после того, как школу закончила и работать пошла… Литература — это все-таки слишком неоднозначно, поэтому мы твою задачу будем решать геометрически.

Смотри сюда: люди живут все вместе, и мы представим их себе в виде забора. Вот так. Каждая досочка — это отдельный человек. Вокруг нее — близкие ей досочки-люди: семья, друзья, одноклассники там какие-нибудь. Давай на нее посмотрим внимательнее. Чего она хочет?

— Ну… Не знаю. А чего?

— Она хочет высунуться. Не стоять в общем ряду. Быть повыше — самой лучше виден мир, ну и ее другим видно… И есть два чисто геометрических способа решения этой ее задачи — стать выше тех, кто рядом. Предлагай.

— Ну вот так, — Саша дорисовал кусочек доски.

— Ага, — согласилась я. — Досочка выросла. Что это за кусочек в человеческом смысле? Ну что она, например, такое приобрела, что реально подняло ее над окружением?

Саша подумал:

— Ну, разбогатела, например?

— Чтобы разбогатеть, поработала сначала все-таки, наверное, — усмехнулась я. — Если промышляла грабежом на большой дороге, то это уже другая геометрия будет. Еще?

— Может быть, выучила испанский язык?

— Отлично! Ты поймал! Еще?

— Научилась делать сальто. Водить самолет. Сходила в трудный поход. Усыновила троих сирот…

— Замечательно. В общем, досочка приобрела некий ресурс, которого у нее раньше не было и который ценится ею самой и ее окружением, и за счет этого поднялась и расширила свой горизонт обзора. Теперь ищи второе решение. Повторяю: чисто геометрическое.

Саша думал долго, чиркал на листке. Я не хотела подсказывать. Он не дурак, должен сам. Наконец он с мрачным видом сунул мне листок:

— Вот так, что ли?

— Именно! Притопить других, в первую очередь, конечно, рядом стоящих, и за счет их опускания как бы (это иллюзия, заметь, реального подъема, в отличие от первого случая, нет) приподняться самому, слегка увеличить обзор… Но что в этом случае первым попадется на глаза?

— Другие доски вдалеке, того же размера… — вздохнул Саша.

— Верно. Решение?

— Добраться до них и их притопить тоже.

— Можно даже не добираться, — утешила я. — Здесь вообще есть два способа — реальный и виртуальный. Реальный — это когда ты (или твои предки) всех завоевываешь и обращаешь в рабство. Тогда ты выше, потому что ты рабовладелец, феодал, помещик-крепостник и так далее. А виртуальный — это когда ты…

— …Называешь всех придурками! И тех, кто близко, и тех, кто далеко.

— Ого! — удивилась я. — Так ты и вправду умный, что ли?!

— Конечно, — вздохнул Саша. — Наследственность, что ж вы хотели…

— То есть и здесь ты, получается, ни при чем?! — рассмеялась я.

— Получается, так… А что же мне сделать, чтобы стать не вот этой, а вот этой доской?

— А я-то откуда знаю? — удивилась я. — Я бы, наверное, занялась тем, что реально нравится, и постаралась добиться успехов… А энергию понятно, откуда взять?

— Ага, — моим тоном сказал Саша. — Перестать топить другие доски, и энергия высвободится. Спасибо. Я подумаю об этом…

Как объясняют грубость подростка классические психологи

Классическая психология объясняет грубость и хамство молодых людей подросткового возраста достаточно просто:

  • Копирование. Если в семье подобная модель общения является нормой, то не стоит удивляться хамству подростка. Он просто привык к такой форме общения между родителями и, почувствовав себя взрослым, позволяет себе вести себя так же.
  • Испытание силой. Грубость может быть и своеобразной проверкой подростком своих родителей. Таким способом ребёнок проверяет, насколько далеко он может зайти в формах общения с родителями.
  • Отработка навыка. Ребёнок на родителях оттачивает новые формы общения со сверстниками, стремясь завоевать своё место в стае.
  • Самоутверждение подростка. Таким способом ребёнок пытается показать родителям, что он уже не собирается беспрекословно подчиняться, что он уже полноправный член семьи и к его мнению тоже надо прислушиваться.
  • Привлечение внимания. Подростку тоже хочется родительского внимания. Если его не хватает, он стремиться добиться желаемого любым способом. Причём подростка совершенно не смущает, что в данном случае общение будет вестись в негативном ключе. Главное, что на него обратили внимания.
  • Критическое мышление подростка. Папа и мама перестают быть «самыми, самыми…». Ребёнок начинает видеть в них обычных людей со всеми достоинствами и недостатками. Как следствие, потеря «кумира» вызывает злость по отношению к этому самому человеку.
  • Воспитательный процесс. Часто усиленно грубить начинают подростки в семьях со слишком сильной опекой (хамство, как протест), либо при избыточно либеральном воспитании (хамство, как вседозволенность).

Всё эти причины достаточно очевидны. И, зачастую даже не связаны с подростковым возрастом. Если вдуматься, то по таким причинам грубить может начать ребёнок в любом возрасте.

Краткий ответ:

Почему подросток себя так веде

Существует несколько причин такого поведения подростка, давайте рассмотрим их и попробуем разобраться в данной ситуации.

Способ привлечь внимание. Иногда вашему ребенку не хватает внимания, возможно, это так и есть, а возможно, он, просто не зная меры, требует большего

Когда ребенок подрос, он уже сам может, заботится о себе. Речь, например, о том, что он сам кушает, ходит в школу, на прогулки, и как следствие вашего внимания становится все меньше. Кто-то это понимает, а кто-то, понимать и принимать отказывается, тогда подросток начинает себя агрессивно вести с целью получить ваше внимание.
Гормоны. Также причиной могут быть гормональные изменения. В подростковом возрасте, когда гормональный фон перестраивается, вспышки грубости и хамства могут встречаться часто, это нужно перерасти и тогда все придет в норму.
Воспитание. Возможно, вы отчасти виноваты в том, что ваш ребенок позволяет себя с вами так вести. Быть может вы позволяли ему много, баловали его, и в итоге получаете сейчас своего рода отдачу за такое воспитание. Не стоит баловать ребенка и все ему позволять. Вседозволенность, как известно не приводит ни к чему хорошему.
Способ самоутверждения. Еще может быть такой вариант. Подросток повысил на вас голос, от чего стал чувствовать себя важнее, значимость в собственных глазах, являются довольно распространенной причиной вызывающего поведения.

Проанализируйте поведение своего чада, если вы допустили ошибки в воспитании, постарайтесь исправить их, пробуйте говорить с подростком, как со взрослым человеком, дайте почувствовать ему ваше уважение к себе.

Как вести себя родителям

Тут мы разберем возможные лини вашего поведения в ответ на хамство вашего чада. В зависимости от причины вызвавшей данное поведение, должна исходить ваша реакция.

  • Если ситуация произошла впервые, то тут поможет диалог, поговорите с ним, объясните, что позволено ему, а что нет.
  • Не кричите! Если вы начнете кричать в ответ, это не изменит ситуацию совершенно никак, вы, лишь потратите свои нервы впустую. Лучшим выходом в данной ситуации будет промолчать или дать ответ тихо, таким образом, вы имеете высокий шанс на привлечение его, вашего внимания.
  • Не ставьте перед ним невыполнимых задач. Очень часто такое поведение является ошибкой родителей. Например, вы требуете исправить его сразу несколько оценок, за один урок в школе. Помните, что эта задача нереальная. В этом случае грубость в ваш адрес, будет оправдана.

Подростковый период был в жизни каждого человека, вспомните хотя бы себя. Наверняка случалось так, что грубили своим родителям без причин на это. Все подростки разные, от физического формирования, до каких-либо моральных аспектов. Прежде чем винить во всем своего ребенка, дайте оценку своему поведению и подумайте, а все ли вы делаете правильно.

Заключение

Родители всегда хотят самого лучшего для своего чада. Но не всегда могут, это правильно преподнести. Крики, скандалы, не дают желаемого результата, а в разы ухудшают ситуацию. Помните, что вы тоже, когда-то были в таком возрасте и не вели себя всегда правильно по отношению к своим родителям. Также сбавьте требования, если они у вас слишком завышены, дайте подростку чуть больше свободы действий. Работайте не только над поведением ребенка, но и над своим собственным и тогда возможно, у вас все наладится.

Что делать родителям, если ребёнок проявляет трудное поведение

В нашей культуре нет чёткого понимания перехода от ребёнка к подростку (то есть от ребёнка к почти взрослому), поэтому родители часто не могут вовремя зафиксировать эти изменения и поменять стиль общения. К тому же, не стоит забывать про гормональную перестройку. Лиля Брайнис рассказывает, какие конкретные действия может предпринять родитель, чтобы помочь подростку справиться с трудным поведением.

Лиля Брайнис,

социальный психолог и директор благотворительного фонда «Шалаш»

1. Позаботьтесь о себе. Найдите людей, которые смогут вас поддержать, не будут осуждать и говорить, что вы сами в этом виноваты и больше ничего сделать с ребёнком нельзя. Это могут быть специалисты, которые смогут выслушать ваши страхи и тревоги и направить на верный путь. Если нет возможности найти специалиста, то это могут быть родственники или друзья, те, с кем можно разделить ответственность или получить поддержку. Например, бабушки и дедушки, которые могут присмотреть за ребёнком, пока вы отдыхаете. Или друзья, которые могут приехать и побыть с вами, пока вы приходите в себя или опять же присмотреть за ребёнком.

2. Если есть возможность, пойдите к семейному терапевту или психологическому медиатору. Важен именно семейный подход. Это показывает подростку, что вы понимаете проблему и готовы вместе с ребёнком разбираться в ней и вместе меняться

Очень важно проговаривать с подростком свои переживания и рассказывать, что вы любите его, беспокоитесь о нём и хотите помочь ему преодолеть трудности. Часто родители паникуют и пытаются найти кого-то, кто сможет «спасти» их ребёнка — военное училище, спорт, детские психологи

Но такой подход больше травмирует и усложняет отношения родителя и ребёнка. Подросток слышит, что у него проблемы и ему нужно пойти с ними разобраться, поэтому такая помощь воспринимается как своеобразный отказ от него.

3. Найдите именно те правила, которые все будут соблюдать. Это самый сложный этап, потому что именно на нём родителям придётся меняться самим. Это обязательная часть для развития самостоятельности ребёнка. В практике фонда мы часто видим, что родители представляют самостоятельность в рамках своих нужд: «чтобы сам ходил за продуктами» или «сама разгружала посудомоечную машину». Но так не бывает. Самостоятельность в разгрузке посудомоечной машины также подразумевает ещё и возможность не соглашаться, желание вести приватную переписку, самому выбирать друзей

Поэтому с подростками важно уметь договариваться на ваших условиях, но с учётом их желаний и требований, и самое главное — самим их соблюдать

Попытка разрыва

Попытка разрыва

Природа подросткового хамства примерно равна природе подросткового пота. Мамы подрастающих мальчиков рассказывали, что их еще недавно сладкие сыновья начинали невыносимо и отвратительно вонять. Настолько отталкивающе, что невозможно зайти в комнату. Я удивлялась: ну обычный запах свежего пота от много бегающего парня, ничего особенного. Потом я прочла, что это специальный механизм, предохранявший еще наших далеких предков от инцеста.

А хамство — тот механизм, который делает проживание на одной территории невыносимым. Помогает ослабить детско-родительские связи и дает возможность оторваться от семьи и выйти в большой мир. Ребенок хочет стать взрослым и вырваться на свободу, но надо стать ужасным хамом — чтобы родителям было не жалко тебя отпустить.

В большинстве случаев после периода отчуждения, после того, как завершается переходный возраст, ребенок эмоционально возвращается к родителям, чтобы построить уже новые отношения — отношения двух взрослых людей. И, по моим наблюдениям, дальнейшая жизнь этой семьи зависит не от того, насколько нервным или кровавым был подростковый возраст ребенка, а от того, будут ли родители готовы принять его новым, взрослым человеком.

Я несколько раз в жизни встречала ситуации, когда отношения в семье были невероятно гармоничными, родители очень мудрыми, а ребенок спокойным и не склонным к бунтам — ему в семье было так хорошо и комфортно, как больше нигде в мире… В общем, все эти дети — тридцати лет и старше — до сих пор живут с родителями. Многие из них сделали хорошую карьеру, многие из них умны и талантливы. Но своей семьи у них нет.

Тропа войны

Иногда, агрессия проявляется в настолько тяжелой форме, что родители оказываются втянуты в настоящую войну – конфронтация, противостояние, открытая враждебность. Почему люди оказываются в такой ситуации?

Чаще всего таким образом ребенок копирует поведение взрослых. Он может замечать, по его мнению, несправедливое отношение в себе или кому-то из членов семьи. Отсюда возникает непонимание и открытая враждебность.

Столь серьезное противоборство может возникнуть и в том случае, если мать или отец чрезмерно опекают ребенка. Не дают ему и шага ступить самостоятельно

Он начинает бороться за самое важное, что есть в жизни, по его мнению – свободу

Лучший выход из данной ситуации отнестись с понимаем к мнению ребенка, услышать его и постараться дать то, что он хочет. Ну или найти золотую середину между его желаниями и вашими. Делать это нужно вместе, и не забывая, что вы уже не заботливый родитель, без которого малыш и покушать не может, а равные члены общества.