Оглавление
- Что делать, если в краже замечен подросток
- Маленький добытчик, или с чего начинается «воровство»?
- Почему дети воруют?
- Советы психолога
- Кража произошла: что делать
- Как отучить ребенка воровать деньги
- Что делать родителям, если ребенок ворует. Как отучить ребенка воровать?
- Как отучить ребенка воровать: советы психолога
- Воришка от рождения
- Подростковое воровство – частые причины
- Воровство детей — проблема наших дней
- Не наказывайте вора
- Кража как следствие недостаточного развития волевой сферы
- Черно-белый экран и папка на пароле
- “Пряник” для кожного ребенка
- Что делать если ребенок ворует?
- Как избежать воровства?
Что делать, если в краже замечен подросток
Если в воровстве уличен подросток, то здесь действия родителей должны быть более кардинальными. Учитывайте рекомендации, актуальные для детей, плюс ко всему подросток в силу возраста должен отдавать отчет в своих действиях. К беседе следует основательно подготовиться, подростки легко манипулируют родителями. Не заставляйте приносить клятву, скорее всего, она будет сказана для успокоения, смысла в словах не будет.
Откровенный разговор, убедительные примеры, не запугивание ребенка, а понимание его проблемы могут дать положительные результаты в решении возникшей проблемы.
Маленький добытчик, или с чего начинается «воровство»?
Поскольку по природе ребенок с кожным вектором — это добытчик, даже когда он еще маленький, у него «хаптильные» ручки. Такие дети все тянут к себе, не любят делиться игрушками и конфетами. Лучше отложат или спрячут где-нибудь в тайном месте.
Пока ребенок совсем маленький, родители смотрят на его поступки с умилением: что поделаешь – неразумное дитя. Но когда ребенок начинает играть с другими детьми, вдруг выясняется, что он «забрал» чужую игрушку из песочницы. Причем сделал это так незаметно, что мама обнаружила ее только дома. Возмущению нет предела. Начинается первый воспитательный разговор о ВОРОВСТВЕ.
Хотя ребенок даже понятий таких не имеет – он добыл игрушку, она его трофей. Но в глазах матери, которая «чужого сроду не брала» — это страшный поступок, и она начинает наказывать ребенка, сначала словами, а затем и шлепками. Ведь сколько раз ему говорили, что так делать нельзя, а он не понимает. Может, так до него дойдет – оправдывают сами себя родители.
Почему дети воруют?
Существуют пять групп причин, почему дети начинают присваивать себе чужие вещи или деньги:
Импульсивность, отсутствие самоконтроля, слабость волевого поведения
В норме произвольное поведение у детей формируется к 6-7 годам. До этого времени ребёнку сложно справиться со своими непосредственными желаниями. Например, забрать себе понравившуюся игрушку из детского сада или съесть конфету, лежащую на столе в гостях.
Больше всего родителей злит, что ребёнок не понимает тяжести совершенного им поступка, не испытывает угрызений совести и не просит прощения. А здесь всё просто: структуры детского мозга, отвечающие за самоконтроль и волевое поведение, ещё не созрели. Ребёнок захотел взять вещь и взял её.
В некоторых случаях импульсивность сохраняется и после 7 лет. Такие дети – эмоционально «глухие», не умеющие сочувствовать и сопереживать другому человеку. Они так и остаются зацикленными на своих потребностях и желаниях.
Ощущение ребёнком своей неполноценности
В первую очередь, это проблемы во взаимоотношениях с родителями. Мама и папа в таких семьях могут быть заняты вопросами зарабатывания денег или воспитания младших детей. В результате ребёнок ощущает себя нелюбимым, ненужным, одиноким
Ему хочется обратить внимание родителей на себя, и он совершает кражу
Воровство в этом случае может выступать также как акт мести родителям за отсутствие любви и внимания.
Кроме того, у ребёнка могут не складываться отношения с одноклассниками. Он решает «задобрить» их и покупает сладости и игрушки на деньги из маминого кошелька, взятые тайком.
Такие дети, как правило, замкнутые, неуверенные в себе, тревожные и ранимые. Им как воздух необходима эмоциональная поддержка со стороны близких людей. Но своим поведением они лишь отдаляют окружающих от себя, теряют доверие и уважение.
Также ребёнок может пойти на кражу в состоянии тревоги, психологического напряжения и подавленности. Присвоение чужого здесь выступает в качестве эмоциональной разрядки.
Отсутствие представлений о собственности, «своём» и «чужом»
Да, кажется, что такие понятия ребёнок должен впитать с молоком матери. Но большое количество детских краж именно по причине несформированных нравственных понятий говорит об обратном.
Ребёнок просто может не понимать, почему мамин шарф из шкафа ему можно взять, а деньги из кошелька – нет. И почему вдруг нельзя забрать у друга Саши замечательную красную машинку, ведь Саша – его друг, значит, и машинка принадлежит тоже ему.
Сюда можно отнести и желание доставить приятное близкому человеку с помощью чужих вещей. Например, принести маме из гостей красивые бусы или помаду тёти Нади.
Клептомания
Это патологическое желание что-либо украсть. При этом сам предмет обычно не представляет ценности для ворующего. Ребёнок берёт то, что плохо лежит, и тут же забывает об украденном или теряет его.
Истинная клептомания встречается редко. Ей страдают дети с органическим поражением головного мозга. Воровство у них закрепляется по типу условного рефлекса. Воспитательные меры здесь бесполезны, необходима помощь психиатра, поскольку клептомания – это болезнь.
По принуждению
У ребёнка могут вымогать деньги одноклассники или ребята постарше, «ставить его на счётчик» и угрожать расправой. Взрослым дети боятся рассказать о такой ситуации, поэтому начинают искать деньги всеми доступными способами: воровать у родителей, родственников, знакомых, учителей.
Также ребёнок может страдать наркозависимостью и красть деньги, чтобы получить очередную «дозу».
В подростковых компаниях, особенно криминальных, есть своеобразный ритуал посвящения. Чтобы доказать свою принадлежность к группе, «новичку» необходимо что-то украсть из магазина, вытащить бумажник в автобусе или принести крупную сумму денег из родительского кошелька.
Важно понимать, что не может быть единственной причины детского воровства. Это всегда сочетание слабого самоконтроля и ощущения неполноценности, либо несформированности моральных устоев и проблем в детско-родительских отношениях
Советы психолога
- Научите малыша ставить перед собой цели и достигать их.
- Дайте ему свободу действия. Пусть самостоятельно справляется с тем, что ему по силам.
- Спланируйте семейный бюджет так, чтоб приобрести необходимую для малыша вещь.
- Предложите ему варианты для собственного заработка. Пусть это будет расклеивание объявлений или помощь маме в уборке квартиры за определенную сумму.
Воровству — бой!
- Многие люди не совершат преступления из-за боязни наказания и сочувствия к жертве. Именно в семье закладываются основные нормы морали. Поведение родителей – пример для подражания ребенку.
- Контролируйте свои негативные эмоции. Выплеск их лишит малыша уверенности в своих силах. В дальнейшем ему будет трудно устанавливать контакт с окружающими людьми.
- Применение физического наказания и угроз по поводу колонии приведут к озлоблению и ожесточению со стороны детей. Они приобретут уверенность в том, что являются преступниками.
- Дайте понять, что ответственность за его проступок лежит и на ваших плечах, и что вы вместе с этим справитесь. Поговорите с ребенком доверительно и открыто.
- Узнайте, в чем причина происходящего. Она может быть очень серьезна.
- Необходимо вместе найти выход из ситуации. Пусть ребенок ощущает вашу поддержку. Украденную вещь можно отнести владельцу вместе или незаметно ее подложить.
- Держите деньги в укромных местах. Научите ребенка грамотно тратить карманные средства.
- Если малыш принес потерянную кем-то вещь, найдите владельца. Объясните ребенку, как рад будет человек, которому ее вернули.
- Направьте его энергию в правильное русло. Он может заниматься спортом, уделять достаточно времени своим увлечениям, путешествовать и учиться зарабатывать самостоятельно. Если он почувствует свою значимость, то забудет о воровстве.
- Четко укажите границы своей территории. Пусть ребенок понимает, что вещи родителей трогать нельзя. В свою очередь вы уважайте личное пространство детей. Без их разрешения не берите принадлежащие им вещи.
Кража произошла: что делать
Как правильно наказывать ребенка за воровство – чтобы ответить на вопрос, следует учесть такие правила:
- не ругайте малыша при других людях, так вы лишь унизите его, но не решите проблему;
- не лишайте уверенности ребенка, стараясь выплеснуть на него всю свою злобу из-за стыда, который испытываете сами;
- страх наказания имеет силу, но эффективно и сочувствие к жертве – старайтесь показать последствия поступка, которые ощутили на себе другие люди;
- физическое наказание и побои приведут к ожесточению малыша, его замкнутости, что не поможет устранить причины поступка;
- не оставляйте проступки без внимания – так вы выработаете чувство безнаказанности;
- постарайтесь разделить ответственность с сыном или дочкой, покажите, что вы огорчены, но не бросите их в трудную минуту;
- найдите истинную причину проступка, ведь за таким поступком может скрываться ощущение острой нехватки родительского внимания;
- пытайтесь найти совместный выход из ситуации, предложите исправить ситуацию малышу самостоятельно, предложите ему свою помощь;
- похвалите ребенка, если он принес потерянную вещь, признался и изъявил желание вернуть владельцу, поддержите его начинание;
- после разрешения ситуации не напоминайте о случившемся и не попрекайте ребенка.
Советы, как отучить ребенка от воровства, помогут родителям справиться с конфликтной ситуацией. Старайтесь прислушиваться к своим чадам, своевременно объясняйте, что кража не является хорошим поступком.
Проявление любви и признания относительно детей дошкольного и младшего школьного возраста, развитие силы воли и ответственности у детей 8-10 лет, участие в жизни подростка и учет его интересов – все эти усилия помогут вам справиться с таким негативным и опасным явлением, как детское воровство.
Как отучить ребенка воровать деньги
https://youtube.com/watch?v=8KDCKkXplT8
Если ребёнок начал воровать, необходимо действовать спокойно и рассудительно. Ваша задача – помочь своему чаду, а не унизить или опозорить его. Поэтому вспомните о непубличности любого обсуждения проблемы. Можно собраться в тесном семейном кругу и поговорить по душам
Но при этом важно, чтобы все домочадцы одинаково негативно относились к воровству и придерживались единых требований к воспитанию подрастающего поколения
Итак, если ребенок ворует деньги у родителей, советы психолога помогут разобраться и выбрать оптимальный путь решения проблемы.
Убедитесь в справедливости обвинения. Психология подростков такова, что несправедливость для них хуже, чем жестокое наказание. Прежде чем что-то решать, вы должны быть твёрдо уверены в том, что именно ваш ребёнок украл что-то или взял какую-либо вещь. Твёрдо – это означает 100%-ную уверенность.
Узнайте, что спровоцировало кражу. Мотивация юного «преступника» бывает разной. Именно поэтому нужно установить точную причину, по возможности исключить дальнейшее влияние этого провоцирующего фактора. Ребёнок стеснён в средствах? Обсудите оптимальную сумму карманных денег.
Расскажите о нежелательности такого поведения. Как объяснить ребенку, что воровать нельзя? Тут нужно учитывать возрастной фактор. Крохе достаточно почитать сказку или рассказать о том, что его приятель будет оплакивать исчезнувший совочек. С тинейджером предстоит более серьёзный разговор, и не один
Тут важно донести, что кража – осуждаемое в любом обществе деяние.
Попробуйте исправить ситуацию. Украденную вещь по возможности необходимо вернуть или компенсировать её стоимость
Если ребёнок сорвал цветы на соседской клумбе, заплатите за букет. Если же школьник украл телефон у ровесника, предстоит серьёзный разговор с его родителями. Ну и, конечно, гаджет придётся вернуть.
Это основные рекомендации, которые позволят вам сориентироваться в проблеме. Если случаи воровства участились, возможно, следует пообщаться с психологом. Иногда истинные причины такого поведения кроются так глубоко, что без квалифицированной помощи не обойтись.
Что делать родителям, если ребенок ворует. Как отучить ребенка воровать?
Во-первых, нужно быть на стороне ребенка, потому что вы его опора и поддержка в любом случае. Будьте рядом, чтобы он это чувствовал.
Не стоит кричать, ставить клеймо и обзываться («воровка!»). Лучше разобраться в ситуации: какие мотивы были у ребенка? Можно обратиться к психологу, который поможет посмотреть на ситуацию со стороны, подскажет, что делать дальше.
Не нужно пытаться «замять» ситуацию, скрыть. Ребенку должно быть стыдно, он должен понять последствия своего поступка, чтобы такое больше не повторилось и не привело к еще худшим последствиям. Иногда одних разговоров и увещеваний мало, ребенок должен «прожить» ситуацию, испытать на себе весь этот гнев, осуждение, чувство вины и стыда.
Родители девочки тоже побеседовали с психологом. Когда они узнали о группе подростков в школе, они перевели девочку в другую школу. Мама поняла, что слишком идеализировала дочку, поведение девочки могло быть протестным, потому что ребенку сложно быть все время идеальным. Родители поняли, что их стиль воспитания был слишком опекающим, они многое решали за ребенка. Они не видели за созданным образом личность, с ее желаниями, ее потребностями.
С девочкой мы обсуждали ценности, самооценку, дружбу и любовь. Придумывали разные способы, как можно стать интересной для сверстников более экологичными способами.
Как отучить ребенка воровать: советы психолога
Ребенок ворует деньги
Когда ребенок ворует, то для родителей это всегда шок. В данной ситуации они должны вести себя правильно и не усугублять ситуацию.
Психологи для решения этого вопроса, а также его предупреждения, советуют следующее:
Занимайтесь воспитанием. Понятие о том, что есть свои и чужие вещи, каждый родитель должен закладывать в ребенка с детства. Кроме того, он должен понимать, что чужое надо уважать. Ну а доверительные отношения помогут ребенку доверять вам, даже если он сделал что-то плохое. Он должен не бояться, а понимать, что родители всегда помогут справиться с проблемами.
Выделяйте деньги на карманные расходы
Неважно какая это будет сумма, пусть и самая маленькая, но с детства ребенок должен научиться понимать ценность денег и обращаться с ними.
Начинайте с себя. Родители обязаны подавать детям пример и не должно быть такого, что ребенок будет во время очередного разговора упрекать их в том, что они и сами так поступают.
Спокойствие
Даже если ребенок спорит и огрызается, не стоит кричать на него. Он в любом случае напуган, а такое поведение является защитной реакцией. Всегда будьте спокойны. Угрозами и упреками добиться ничего не получится.
Вы тоже в этом виноваты. Поймите это и дайте понять ребенку, что вы готовы вместе с ним все исправить. Не стоит показывать, как сильно вы огорчены, а лучше дайте понять, что не бросите его в одиночестве.
Никакой публики. Проблему не надо выяснять на людях, а также не заставляйте приносить извинения при толпе. Это унижение для любого человека, а ребенок при этом может оказаться сломленным или обозлиться. Кроме того, не давайте и другим оскорблять ребенка. Пообещайте, что сами разберетесь во всем.
Выясните причины. От того, почему конкретно был совершен такой поступок, уже определяйте реакцию, а также, какая помощь будет оказана ребенку.
Избавляйтесь от соблазнов. Никогда на виду не держите деньги или какие-то наиболее интересные для ребенка вещи. То же самое просите делать и в гостях.
Обязательно реагируйте на любую кражу
Если ребенок взял из магазина конфетку, то обратите на это внимание. Важно даже не то, что было взято, а сам факт кражи
Когда родители беззаботно относятся к этому в малом возрасте, то в подростковом могут случаться и более серьезные кражи.
Никакого насилия. Побои, угрозы и крики ничего хорошего не дадут. Ребенок просто озлобится. Он станет воровать просто назло, ведь он уже заклеймен.
Если вы нашли причину кражи и исправили ее, то никому не позволяйте упрекать ребенка. Да и сами родители должны воздержаться от этого.
Воришка от рождения
На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана раскрывается, что каждый из нас рождается с заданным набором свойств, желаний и способностей. Наборы этих свойств названы векторами. Всего 8 векторов, каждый со своим потенциалом, со своим диапазоном развития — от самого примитивного, архетипичного, до самого адаптированного и адекватного современному миру. Мы рождаемся архетипичными и развиваемся в свою противоположность.
Например, ребенок со зрительным вектором рождается пугливым — так уж устроила природа, что самая примитивная роль зрительника когда-то состояла в том, чтобы замечать опасность и пугаться. При правильном развитии зрительный ребенок развивается в свою противоположность — учится бояться не за себя и свою жизнь, а за других — сопереживать и сострадать другим людям. Когда зрительник сосредотачивает все свои эмоции снаружи на других людях, он полностью отрывается от страха за себя и становится бесстрашным. Такими были медсестры Великой Отечественной.
То же самое происходит в каждом векторе. Если ваш ребенок гиперактивен, успокаивается, когда его гладят по головке, спинке, отличается спортивным телосложением, любит хитрить и всё подряд хватает — значит, он родился с кожным вектором. А примитивная роль кожника — добывать, причем добывать больше, чем достаточно, но в дальнейшем он научается компенсировать это ограничением.
Маленький ребенок «кожник» архетипичен: хочет взять все, что плохо лежит, добывает так, как умеет. Одним словом, ворует. Когда такой ребенок правильно развивается, он ограничивает своё желание, создает закон «не брать без спросу» и находит иные способы добычи — через экономию времени, энергии, ресурсов.
Невероятно, но факт — ворами не становятся, ими остаются при отсутствии нормальных условий развития. Маленький кожный ребенок — это не вор, это первобытный добытчик, который делает то, что умеет
Важно научить его делать это иначе, развив данные ему от рождения свойства
Подростковое воровство – частые причины
-
Стресс
Много сложных событий в жизни иногда заставляют ребенка ударяться в кражу. Подростки рассказывают, что нет ничего приятнее, чем украсть понравившуюся вещь, да так, чтобы никто этого не заметил. Кого-то это просто расслабляет.
-
Потеря самоконтроля
Даже имея самые сильные на свете принципы, люди иногда срываются и теряют контроль над собой. Сидели ли Вы когда-нибудь на диете? Помните, как срывались и съедали запретный хот-дог или шоколадку? Так вот, это то же самое. Ребенок что-то очень захотел и увидел самый простой способ получить желаемое.
-
Неуверенность в себе
В компании подростка не курят и не пьют, у них новая шалость – они занимаются воровством. Чтобы попасть в такую «крутую» компанию или как-то подняться в глазах у других подростков ребенок и решается на подобные глупости.
-
Желание ребенка показаться «крутым»
Кража вещей, которые даже не то, что нужны, а просто делают тебя значимым и популярным – явление нередкое. К этому же относится и кража денег.
-
Низкая самооценка
Возможно, ребенку кажется, что единственное, что помимо воровства он ничего больше не умеет? Кошмарно, но бывает и такое.
-
Отсутствие адреналина
Вашему ребенку кажется, что воровство – это весело? Значит, ему не хватает адреналина. Легко можно заменить походом в парк аттракционов или прыжком на тарзанке. (Если родители, конечно, не против.)
-
Плохие компании
Удивительно, но такие компании возникают благодаря всем вышеперечисленным факторам, заставляя ребенка воровать. А после в них, как в черную дыру, засасывает других подростков с низкой самооценкой и без хороших и достойных друзей.
Воровство детей — проблема наших дней
Эта проблема далеко не редкость, как может показаться. Мы не часто об этом слышим, потому что, сталкиваясь с подобной ситуацией, родители, как правило, пытаются разрешить ее самостоятельно. Они стараются не посвящать в нее других людей, просто потому, что избегают осуждения с их стороны. Трудно обратиться за помощью с таким вопросом, не испытывая внутри себя чувства вины и стыда за то, что вырастили бессовестного, непорядочного человека.
Иногда даже создается ощущение, что сейчас те моральные принципы, на которых мы выросли, обесценены. И наши собственные дети не придают этому никакого значения, несмотря на то, что мы стараемся воспитывать их так же, как наши родители воспитывали нас.
Попался на воровстве – будешь наказан! Что мы сделаем, когда ловим нашего ребенка на воровстве? Конечно, мы его отшлепаем. Это как минимум. Ведь это не какой-то мелкий проступок. Это же ВОРОВСТВО! И родителям порой очень тяжело себя сдерживать. От возмущения «хочется прямо схватить и выдрать ему руки, чтобы больше даже подумать не мог о таком».
А после экзекуции начинается разговор, и мы стараемся ему объяснить, что если он будет продолжать так поступать, то вырастет преступником, вором, отбросом общества. Говорим ему, что его никто не будет уважать, что он закончит свою жизнь на улице или в тюрьме.
Почти сразу после наказания мы начинаем ощущать чувство вины. За то, что были слишком строги, не смогли себя сдержать. Опять начинаем копаться в себе, пытаясь понять, где мы допустили ошибку.
Не наказывайте вора
Нет, это вовсе не значит, что нужно закрывать глаза на проступок! Но и физическое наказание не имеет смысла. Правило наказания просто: нельзя направлять воздействие от личности родителя к личности ребенка.
Наказывать должна сама ситуация. А объект наказания – неправильное поведение, а сам ребенок остается любимым. Второе – последовательность. Никаких двойных стандартов: папе можно, а тебе нет; вчера было можно, а сегодня нельзя; вчера наказывали, а завтра махнули рукой.
На месте преступления
Малыша можно окликнуть из другой комнаты, переключить его внимание, а затем расспросить, что он делал там, где был замечен. Если воришке от 3 до 6 лет, то диалог с ним можно вести вполне открыто, сказав: «Я видел(а), как ты сделал(а) это. Ты знаешь, мне стало очень обидно за обладателя этой вещи
Я сразу подумал(а), как сильно он(а) расстроится…»
Ты знаешь, мне стало очень обидно за обладателя этой вещи. Я сразу подумал(а), как сильно он(а) расстроится…»
От застигнутого врасплох подростка можно ожидать реакции гнева или откровенной лжи.
В обоих случаях не нужно повышать голос и использовать повелительное наклонение.
Лучше тихо полушутливо спросить: «Тебе нужна моя помощь? Я тут собиралась дать тебе несколько сотен на кино, но вижу ты справляешься сам(а). Только ты берешь не из того кошелька (кармана, сумки). Для тебя я отложил(а) деньги в копилку (шкатулку, баночку). Сколько тебе нужно?» Вопрос задается для того, чтобы втянуть ребенка в диалог.
Продолжив разговор, обязательно выясните, для чего нужна сумма. Для ряда приобретений нужно вместе запланировать бюджет и срок покупки, для других – объяснять, что такие расходы нерациональны или непозволительны для семьи сейчас. Завершить диалог обязательно нужно компромиссом, договором.
За давностью лет
Наказание неэффективно, если оно последовало не вовремя. За события давно минувших дней детей не наказывают – это совсем не улучшает положение завтра, зато вредит контакту и психологическому комфорту сегодня.
Если о факте воровства стало известно постфактум, то с ребенком можно разве что побеседовать о том, осознает ли он свою вину
Важно, чтобы в этом разговоре прозвучала фраза: «Молодец, что не побоялся рассказать об этом»
Кража как следствие недостаточного развития волевой сферы
Подавляющее большинство детей воруют чужие вещи в возрасте до 10 лет, осознавая свою вину. Причиной кражи является сильное желание завладеть понравившейся вещью вопреки укорам совести. Ребенок не может справиться с соблазном присвоить робота своего друга и совершает нехороший поступок. Однако он четко осознает, что робот украденный. Поэтому малыш обдумывает до мелочей, как скрыть кражу и куда спрятать робота. Такой поступок часто остается незамеченным.
Если воришка обнаружен, он находит различные оправдания своему поступку. Он рассуждает по принципу: «У Коли много таких вещей, поэтому ничего не случится, если заберу себе одну».
Неудержимое желание завладеть вещью может заставить малыша залезть в кошелек родителей. Такие поступки совершают дети, которых воспитывают в строгости. Некоторые взрослые сознательно не покупают сладости или игрушки, стараясь не идти на поводу у детей. Наблюдая, как его ровесники наслаждаются вещами, которых у него нет, малыш чувствует себя ущербным.
Дошкольники иногда могут брать чужую вещь, считая ее ничьей. Такое поведение может быть скопировано с действий родителей, присвоивших найденный в транспорте кошелек и радующихся своей находке.
Иногда ребенок ворует вещь товарища, чтобы отомстить ему за обиду. Плохой поступок может совершаться с целью доказать свое бесстрашие и самоутвердиться. В данном случае кража является проявлением воли. Воришка даже может демонстративно вернуть ворованный предмет хозяину.
Как правило, такие кражи являются единичными. Осознающий свою вину ребенок редко ворует повторно.
Черно-белый экран и папка на пароле
— У вас есть какие-то идеи, как можно снизить уровень залипания в телефоне?
— Например, покупать игры вместо того, чтобы ребенок играл в бесплатные.
— Неожиданно. Мы против этого боремся, а теперь еще покупать?
— В бесплатном контенте будет реклама, ребенка будут постоянно куда-то затаскивать, он будет кликать. А если вы купили, то производитель получил то, что хотел.
Потом снижать яркость пятна внимания. Вот у вас черно-белый экран, почему?
— Я борюсь с собственной зависимостью от телефона. С таким экраном я реже захожу в соцсети, даже фотографии делать неохота.
— Вот. Хотите дать ребенку посмотреть мультфильм, пусть смотрит в черно-белом варианте. Чтобы не было этого эффекта «Ах, как красиво!» Смартфон слишком яркое пятно в окружающем фоне. Можно сделать пониженную контрастность цветов.
Как сохранить безопасность детей в интернете во время пандемии
Ставьте сразу режим родительской безопасности. Если уж совсем жаба давит, жалко денег на родительский контроль, поставьте папку с паролями в телефоне. Туда складывайте все, что ребенку не нужно для учебы, и снимайте пароль в оговоренное время. Мне на это родители иногда говорят: «Как все это сделать, я даже не знаю пароль от телефона».
Если вы не можете договориться с ребенком о таких мерах, значит, есть серьезные проблемы и, возможно, на некоторое время нужно вообще забрать у ребенка телефон. Но нельзя просто забрать. Нужно провести разъяснительную беседу, объяснить мотивы своих действий, может быть, тогда ребенок согласится на установку ограничений.
— Понятно. То есть образовываться все же родителям придется.
— Да, нужно учиться, требуются специальные навыки. Это повышенной сложности среда, она требует культуры ее использования. Родитель — самое уязвимое и некомпетентное звено в системе игровой индустрии.
Например, чтобы разобраться и потом помогать другим, я прошел программу повышения квалификации на психфаке МГУ «Современные подходы к психотерапии зависимостей». Теперь у меня есть курс для родителей о детской гаджетомании и группа в фейсбуке.
— Если ребенок под видом уроков сидит за компьютером семь часов и непонятно, играет он или программирует — что родителю делать?
— Значит, какая-то ерунда происходит. Ставьте родительский контроль, он позволяет сделать настрой на ряд сайтов, на которые не нужно заходить, также вы будете знать, что делает ребенок.
— И тут, мне кажется, может всплыть вторая проблема после компьютерной беспомощности. Родитель в ситуации зависимости может опасаться что-то ребенку запретить или ограничить его.
— Значит, в семье созависимые, нездоровые отношения. Если ничего не делать, то однажды перед вами может встать непростой выбор — либо вы будете обслуживать зависимость, либо вы должны будете сдать своего ребенка в органы соцопеки.
Если вы чувствуете, что вы не справляетесь, то я рекомендую обращаться за социальной помощью, обращаться к психологам, ходить на группы созависимых.
Не решая проблему, вы обслуживаете зависимость ребенка, не влияете на ребенка, не умеете обеспечить здоровый контроль и выстроить границы, не умеете обсуждать сложные и болезненные темы.
— А какая, по-вашему, главная ошибка родителей?
— Если ты что-то сделал, то получи взамен час игры. Если ты что-то не сделал, я у тебя их отберу. Это неправильно. Формируется сверхценность предмета зависимости. Очень скоро это поведение выйдет из-под контроля, ребенок начнет обманывать, хитрить, юлить и так далее. И это, кстати, неплохой сценарий.
Плохой сценарий, если он будет следовать всем этим инструкциям и будет просто послушно делать то, что вы ему говорите, ради гаджета — так вы делаете из ребенка раба, лишаете его субъектности. Лучше, когда есть степень свободы, сопротивление и бунт, чем когда есть слепое подчинение.
— Бунт тоже может плохо закончиться. Я знаю истории, где дети бросаются на родителей.
— Я знаю, что есть такие эпизоды, когда дети даже бьют родителей, как правило, мам, которые не могут им противостоять. 14–15 лет — это уже крупные подростки, при неконтролируемой агрессии они могут быть опасными. Тут уже надо обращаться за помощью профессиональной.
Работа с зависимостью требует для начала расписаться в своей собственной некомпетентности. Первый шаг: «Я не могу с этим справиться, у меня нет сил, ресурсов и возможностей. Мне нужна внешняя помощь». Внешняя помощь может быть в виде сообщества, книг, группы поддержки, психологов и так далее, органов соцопеки. Есть бесплатные методы работы.
Это не шутки. Психика зависимого человека может начать формироваться в шесть лет. И какое-то время это будет почти незаметно. Но к 10 годам проблемы нарастают как снежный ком. Что будет дальше, во многом зависит от родителей.
“Пряник” для кожного ребенка
В воспитании также важно и поощрение. Для мальчиков оно может быть материальным
Еще одна монета в копилку. Велосипед за хорошее окончание учебного года. С девочками лучше избегать прямого материального вознаграждения. Это может быть небольшое путешествие – ведь кожный человек так любит перемены. Или возможность участия в конкурсе, соревновании.
Самым большим удовольствием и главным «пряником» для кожного ребенка являются нежные поглаживания кожи или «массажики» от мамы. От таких действий ребенок, даже очень активный, успокаивается и чувствует защищенность и безопасность. Огромное наслаждение он получает через свою нежную кожу.
Удовольствием для кожного ребенка всегда является движение. Поэтому танцы, подвижные игры и соревнования также могут являться хорошим инструментом поощрения и наказания. Все сделал – идешь играть. Не выполнил требования – игры отменяются.
Дети с кожным вектором моментально просчитывают свою «пользу-выгоду» и в случае справедливости требования и понимания своей выгоды от его выполнения легко идут на ограничения. Правда, иногда родителям необходимо проявить «стойкость», потому что кожный ребенок может «торговаться» и обещать сделать когда-нибудь потом то, что он должен сделать сейчас. Так тоже проявляет себя стремление получить приз, прикладывая минимум усилий.
Что делать если ребенок ворует?
Главное, что должен сделать каждый родитель – не спешить с выводами, а проконсультироваться сначало у специалиста: воспитателя, педагога, психолога
Важно все тщательно обдумать и не предпринимать поспешных решений. Дети в большинстве случаев не осознают серьезность воровства и своего поступка, а этот факт следует учитывать
Изначально каждый родитель должен понимать, что делать нельзя:
- Не стоит угрожать. Когда некоторые родители узнают о краже, они начинают пугать своего ребенка тюрьмой или полицией. Зачем лишний раз его шокировать и подвергать стрессу, который после может выльется в аллергию или другое психосоматическое заболевание.
- Не стоит вешать «штампы». Родители в порыве собственной злости могут говорить: «Уголовник», «Мой ребенок такое бы не сделал, ты ужасен» и многое другое. Дети воспринимают штампы реально, у них нет понятия «шуточное» или «временное» выражение.
- Не стоит сравнивать своего ребенка с соседским. Зачем начинать сравнения с другими детьми, ведь это может начать его угнетать с новой силой.
- Ни в коем случае нельзя отчитывать ребенка при свидетелях, проявлять к нему агрессию и повышать голос.
Каждый родитель в первую очередь должен быть психологически стрессоустойчивым. Нужно научиться тактично объяснять ребенку, почему чужие вещи брать нельзя, а воровать в магазине это неправильно. Стоит показывать явные примеры собственными поступками в собственной семье. Можно разделить с ребенком игрушки, вещи, территорию — это твое, а это мое. На личном опыте дети быстрее усваивают информацию и начинают понимать, что можно делать, а чего нельзя.
Если ребенок во время разговора начинает переживать, не нужно на него давить, ему необходима психологическая поддержка. Когда он поймет серьезность совершенного поступка после объяснений, он может начать переживать. Большинство родителей не понимают, что дети всегда принимают все близко к своему сердцу и даже шутливая фраза может нанести сильнейшее психологическое потрясение. В данном случае я всегда рекомендую родителям психологическую консультацию, для исследования, того или иного факта воровства.
А после психологической поддержки ребенка, стоит подумать о том, как можно исправить ситуацию в будущем. Можно предложить ребенку отдать собственную игрушку или заплатить за нее деньгами, которые были подарены на день рождения. Возможно, хватит простых извинений. Ребенок должен начать чувствовать собственную ответственность за действия, которые он выполняет, именно это и является главной целью любого обучения.
Как избежать воровства?
- Во-первых, прививайте понятие своего и чужого как можно раньше, не забывая объяснять про ответственность: взял чужое – верни, что-то испортил – возмести ущерб, кого-то обманул – расскажи правду.
- Во-вторых, всегда живите по формуле: «Люби и доверяй», давая понять, что ребёнок – это часть вашей жизни. Задушевные беседы чаще проливают свет на проблему и позволяют предотвратить непоправимое.
- В-третьих, давайте детям карманные деньги в том количестве, в каком считаете нужным. При этом научитесь разумно отказывать, когда «наглость не знает границ».
И, конечно, как всегда в любой детской проблеме оглядывайтесь на себя. Любите заглянуть в детский личный дневник или прошерстить его телефон, не уважая чужую собственность? Чего же вы ждёте взамен?
Время от времени приносите с работы «завалявшуюся» пачечку бумаги или ставшие вдруг бесхозными дырокол или степлер? Не удивляйтесь, что рано или поздно ребёнок начнёт таскать из школы «ничьи» ручки и карандаши.
Уважаемые родители, советую вам почитать и другие статьи о «недетских» детских проблемах:
- про сквернословие;
- про ложь;
- про селфиманию.
На новости блога не забыли подписаться? Хорошо! Теперь вы точно не пропустите выход новых интересных статей)
Отличной погоды в доме вам!
Евгения Климкович!