Оглавление
- Дети вспоминают, если… так принято
- Ранящие переживания
- Как формируется память
- Раиса: «Однажды я не проснулась!»
- Воспоминания из детства
- Что дети все-таки запоминают?
- Исследования Шелли Макдональд
- Что именно мы не помним?
- Неумение говорить
- Причины
- Почему я не помню свое детство?
- Почему мы не помним первые годы?
- Что это такое?
- Недоразвитый мозг
- Общество и особенности мозга
- Какие воспоминания наиболее сильно отпечатываются в детском подсознании?
Дети вспоминают, если… так принято
Установлено, что насколько ранними воспоминаниями будет обладать ребенок, зависит от национальной культуры. Например, исследования, проведенные в Корнельском университете в США, показали, что у обучающихся там студентов из Китая детские воспоминания начинаются на полгода позже, чем у их американских сверстников, и выглядят совершенно иначе. Воспоминания американцев были эмоционально окрашенными, в центре — они сами, их чувства, впечатления, реакция близких на события. Китайские студенты вспоминали о каком-то запоминающемся факте без личного контекста.
В китайском обществе, как выяснилось, не принято интересоваться впечатлениями и воспоминаниями детей, а раз их воспоминаниям никто не придавал ценности, то они и не сохранялись.
Интересно исследование новозеландских психологов, который изучали воспоминания представителей местной народности маори. Возможно, в психологах взыграл патриотизм, но они уверяют, что высокое значение, которое маори придают культу прошлого, способствуют тому, что малыши этой народности помнят себя чуть ли не раньше всех в мире – с двух с половиной лет!
Ранящие переживания
«Неспособность вспомнить, как правило, связана не с потерей памяти, а с бессознательным желанием забыть прошлое», – объясняет детский психоаналитический психолог Наталия Зуева. – Забвение защищает от пережитых в детстве минут стыда или унижения, чувства горя или острого одиночества. Оберегает и от приятных ощущений, которые находятся под запретом». Так может быть «забыто», например, сексуальное возбуждение, испытанное во время игры с братом или сестрой, – а вместе с ним уходит в темноту и сама игра, и весь тот день, а иногда и более существенный отрезок времени. Если такое воспоминание всплывет, оно приведет к ранящим переживаниям в настоящем.
Как формируется память
Рост человеческого организма напрямую связан со становлением памяти. Взрослый запоминает самые выдающиеся моменты в своей жизни и помещает их в «хранительный» отсек своего мозга.
У деток все происходит немного по-другому.
- Положительные и отрицательные моменты и события откладываются в «подкорке» их сознания, но, при этом, уничтожают имеющиеся там воспоминания.
- Мозг ребенка еще недостаточно развит для хранения обильных объемов информации.
- Вот почему мы не помним себя с рождения и не храним детские памятные впечатления.
Что мы помним из детства
Детская память развивается в периоде с 6 месяцев до 1,5 лет. Но она уже тогда подразделяется на долгосрочную и краткосрочную. Ребенок узнает окружающих его людей, может переключаться на тот или иной предмет, умеет ориентироваться в квартире.
Еще одно научное предположение о том, почему процесс появления в этом мире мы забыли совершенно, связан с незнанием слов.
Младенец не говорит, не может сопоставить происходящие события и факты, правильно описать увиденное. Инфантильная амнезия – именно такое название получило отсутствие детских воспоминаний у психологов.
Ученые высказывают свои догадки об этой проблеме. Они считают, что в качестве ниши для хранения важных пережитых событий дети выбирают кратковременную память. И это никак не связано с отсутствием умения создавать воспоминания. Любой человек не только не может рассказать, как происходило его рождение, но течение времени заставляет его забыть и другие важные в определенном периоде яркие моменты жизни.
Существуют две главные научные теории, которые пытаются разобраться в этом непростом вопросе.
Название | Описание |
Теория Фрейда | Всемирно известный Фрейд, продвинувший важные изменения в области медицины и психологии, имел свое мнение по поводу отсутствия детских воспоминаний.
Иными словами, девочка в раннем возрасте сильно привязана к отцу и испытывает ревностные чувства к матери, возможно, даже ненавидит ее.
Но широкого распространения эта теория не получила. Она так и осталась исключительно позицией одного человека в отношении отсутствия воспоминаний о раннем периоде жизни. |
Теория Харка Хоуна |
Что доказывал ученый: почему мы не помним детство
Этот врач считал, что ребенок не чувствует себя отдельно взятой личностью. Он не умеет разделять знания, полученные в результате собственного жизненного опыта, и те эмоции и чувства, которые испытывают другие люди. Для малыша все едино. Поэтому, память и не сохраняет момент рождения и детство. Каким же образом, дети умеют отличать папу и маму, если еще не научились говорить и запоминать? Им в этом помогает семантическая память. Ребенок с легкостью ориентируется в комнатах, показывает, не путаясь, кто папа, а кто мама. Именно долговременная память хранит важную информацию, такую необходимую для того, чтобы выжить в этом мире. «Хранилище» подскажет комнату, где его кормят, купают, одевают, место, где спрятано лакомство и так далее. Так почему мы не помним себя с рождения:
|
Раиса: «Однажды я не проснулась!»
Раисе 41 год, и она помнит почти всю свою жизнь, даже имя девочки, с которой конфликтовала в детском саду. Стерлись лишь воспоминания о нескольких месяцах осенью 2010-го. Именно тогда женщина попала в больницу с серьезной травмой головы неизвестного происхождения. Раисе потребовалась трепанация черепа, которая и привела к частичной амнезии. Женщина не знает, что могло стать причиной травмы и, возможно, не узнает этого никогда.
Однажды утром я просто не проснулась, мой гражданский муж испугался и вызвал «скорую». Оказалось, я впала в кому, и мне назначили операцию. Врачи позже говорили мне, что они нашли внутреннюю гематому в голове, которая могла случиться только от внешнего удара. Упасть так я не могла, биться головой об стену тоже вряд ли стала бы. Скорее всего, меня кто-то избил, но мой мужчина никогда не говорил об этом ничего. Мы продолжали жить вместе после моей выписки, он помогал поначалу, когда я передвигалась на коляске. Потом наши отношения расстроились.
После больницы ко мне приходил не то участковый, не то следователь. Не знаю, откуда он узнал про меня, но попросил рассказать все, что я помню о произошедшем. А я ему говорю: «Совсем ничего». Он так и ушел. Единственное, что я знаю, — операция была 20 октября, а когда я вернулась домой из больницы, в шкафу оказалась развешена зимняя одежда, и так ее могла развесить только я. Значит, когда той осенью похолодало, я еще была здорова.
Я не хотела бы вспомнить тот момент, из-за которого у меня произошла амнезия, и точно знать, кто виноват. Думаю, мне бы лучше не стало. Сейчас думаю, что все это со мной произошло не случайно, а чтобы я задумалась: жизнь одна и надо жить со смыслом. Я же была деловая, успешная и думала только о том, как бы пожить хорошо. Сейчас мне принеси шубу, браслеты, бриллианты и скажи: «Рая, бери что хочешь», — я не возьму. Возьму только то, что действительно нужно сейчас. У меня записаны слова Сергея Бодрова: «Бедным быть не стыдно — стыдно быть дешевым». Раньше я переживала по любому поводу, сидела на антидепрессантах, а сейчас они мне не нужны.
Я бы с удовольствием помогала таким же больным, как я. Хочу, чтобы моя история кому-то помогла, подбодрила. Два года назад впервые узнала про Ника Вуйчича — человека без рук и ног, у которого жена, дети, который ездит по миру и делает почти невероятные вещи. Значит, это возможно, только надо захотеть с чистым сердцем.
Я не планирую свою дальнейшую жизнь. Мне хотелось бы чем-то заниматься, но неинтересно все время быть одной. Хотела бы, чтобы рядом был сильный человек, ответственный, который будет понимать, чего он хочет и что делает.
Воспоминания из детства
Слушайте других людей и делитесь своими чувствами
Разговаривайте с другими людьми об их детстве, чутко относитесь к своим чувствам, которые появляются во время таких бесед. Зачастую бывает достаточно только начать рассказывать друг другу случаи из жизни, как что-то обязательно вспомнится. Семейным источникам доверяйте умеренно, потому что нередко это бывает необъективным рассказом о прошедших событиях, которые объясняют и толкуют по своему.
Однако, даже такой субъективный рассказ помогает человеку заполнять пробелы в своей истории. В особенности, когда у вас есть возможность спрашивать и сравнивать разные версии. Постепенно заполняя свое прошлое, человеку легче дается принятие себя.
Что дети все-таки запоминают?
Несмотря на то, что большая часть информации стирается, что-то все-таки запоминается. Именно так с самого младенческого возраста формируется жизненный опыт. Наукой доказано, что детское подсознание не сильно воспринимает то, что связано со звуками, зато оно очень восприимчиво к информации, связанной с другими чувствами, в частности со зрением и осязанием.
Но это не все, есть и другие особенности. Страх и болевые ощущения в норме замещаются позитивными эмоциями, это предусмотренный природой механизм, оберегающий психику. Однако, есть и исключения, у некоторых людей психика устроена так, что они более восприимчивы к страданиям, чем к радости и позитиву.
Хоть звуки воспринимаются и запоминаются не очень сильно, но их восприятие сильнее, чем очертаний. Пример: ребенок успокаивается, как только слышит голос матери, для этого ему не обязательно ее видеть. Он помнит, что это его мама, и все связанное с ней ассоциируется у него только с хорошим.
Исследования Шелли Макдональд
В одном из своих исследований Шелли Макдональд (психолог из Новой Зеландии) решила выяснить, почему дети плохо помнят себя в детстве и от чего именно это зависит. Для этого ей был поведен эксперимент, в котором участвовали новозеландцы различного происхождения (европейского и азиатского), включая представителей коренного населения страны – племен маори. В результате удалось выяснить, что представители азиатских стран помнят свое детство наиболее плохо, ведь в среднем первые воспоминания о своем детстве в этой группе проявляются лишь на после четырех с половиной лет.
Чуть лучше вспомнить о том, что происходило с ними в первые годы жизни, могут выходцы из европейских стран. Большинство из них смогли вспомнить некоторые жизненные эпизоды, начиная с трех с половиной лет. Но наилучшей памятью в этом отношении обладали представители племен маори. Оказалось, что в среднем они могут рассказать об отдельных ситуациях, которые происходили с ними, когда им было все еще два с половиной года.
Психолог ШеллиМакдональд объяснила это тем, что коренные жители Новой Зеландии обладают очень богатой устной культурой, особенностью которой является создание акцента на событиях, происходивших в прошлом. Представители племен маори очень много внимания уделяют прошедшим событиям, что безусловно отражается и на эмоциональной обстановке в семье, в которой растут маленькие дети.
Что именно мы не помним?
Воспоминания принимают уникальный отпечаток психики, которая способна частично их менять, замещать, искажать. Память малышей, например, способна хранить и воспроизводить абсолютно придуманные события как реальные.
И это не единственная особенность детской памяти. Совершенно удивительным представляется факт, что мы не помним, как родились. Кроме того, практически никто не может восстановить в памяти первые годы своей жизни. Что уж говорить о том, что мы не в состоянии вспомнить хоть что-нибудь о времени пребывания в утробе матери.
Феномен этот получил название «детской амнезии». Это единственный вид амнезии, имеющий общечеловеческие масштабы.
По наблюдениям ученых, большая часть людей начинает отсчет детских воспоминаний примерно с 3,5 лет. До этого момента лишь некоторые могут вспомнить отдельные, очень яркие жизненные ситуации или обрывочные картинки. У большинства даже самые впечатляющие моменты стираются из памяти.
Раннее детство — самый насыщенный информацией период. Это пора активного и динамичного обучения человека, ознакомления его с окружающим миром. Конечно, люди учатся практически в течение всей своей жизни, но с возрастом процесс этот замедляет свою интенсивность.
Зато во время первых лет жизни малышу приходится перерабатывать буквально гигабайты информации в сжатые сроки. Именно поэтому говорят, что маленький ребенок «впитывает все, как губка». Почему же мы не помним такой важнейший период своей жизни? Этими вопросами задавались психологи и нейробиологи, но до сих пор нет однозначного, признанного всеми, решения этой головоломки природы.
Неумение говорить
Специалисты, изучающие инфантильную амнезию, не раз сталкивались с людьми, которые имели какие-то отрывочные, но четкие воспоминания, относящиеся к их 2,5 – 3-х летнему возрасту и это казалось весьма необычным. Но также было удивительным и то, что другие люди могли хоть что-то вспомнить из своего детства только по хронологии уже ближе к начальной школе.
Исследователи из Университета Отаго в Новой Зеландии, доктор Габриэль Симкок и профессор психологии Харлин Хейн, в 2002 году опубликовали в журнале «Психологическая наука» свой совместный академический труд. Они выяснили, что запоминание событий детьми тесно связано с их речевыми навыками. Однако малыши начинают говорить далеко не в одинаковом возрасте. Одни вундеркинды неплохо строят предложения и целые рассказы уже к 3-м годам, в то время как другие девочки и особенно мальчики начинают целостно, а не словосочетаниями, разговаривать лишь в 6-7 лет. Соответственно и первые воспоминания у таких, уже взрослых людей, относятся к разным периодам их детства. Как считают новозеландские исследователи, только достаточное владение языком способно «закодировать» то, что происходит в жизни человека и оставить это в его воспоминаниях.
Причины
Достоверные причины появления детской амнезии не известны. Каждая психологическая школа объясняет этот феномен по-своему.
Психоаналитики интерпретируют детскую амнезию как результат подавления и вытеснения инстинктов. Когнитивные психологи считают, что детские воспоминания утрачиваются в силу развития когнитивных и речевых функций.
Физиологи и нейроученые имеют свою точку зрения. Специалисты считают, что инфантильная амнезия возникает вследствие недоразвитости мозга в детском возрасте. До 5 лет гиппокамп нестабильно хранит опыт. Нейогенез (образование новых связей) приводит к стиранию уже существующей информации.
Нейропсихологи считают, что у малышей не развита часть нервной системы, отвечающая за работу долговременной памяти, из-за чего утрачиваются воспоминания.
Почему я не помню свое детство?
До четвертого года жизни формируется наша личность, а значит, способ функционирования в обществе, – объясняют психологи Многие приобретенные в это время навыки в нас настолько сильно укореняются, что уже не подлежат дальнейшему процессу воспитания. То же самое касается, к сожалению, пережитых в этот период травм. Они также постоянно формируют наше взрослое поведение, предпочтения и страхи.
Но почему тогда происходит так, что человек почти ничего не помнит из раннего детства (на уровне сознания)? Странно, что мы теряем весь такой важный (если не самый важный) этап нашей жизни.
Детская амнезия распространяется на период примерно до 3 лет. По мнению ученых, это может быть связано с развитием мозга, а конкретно – гиппокампа, который является «домом» для человеческой памяти. Старые воспоминания должны уступить место новым. И поэтому мы забываем. Не можем вернуться ни в тот момент, когда отец впервые взял нас на руки, ни когда в первый раз осознанно увидели улыбку матери… Воспоминания гибнут, хотя раньше нас сформировали. Не все, однако, исчезают без следа…
Неврологи знают понятие „оси стресса». Оказывается, что травмирующие, сильные эмоциональные переживания с детства вызывают постоянные изменения в мозге. Ось идет от гипоталамуса через гипофиз до ответственных за выделение стрессовых гормонов надпочечников и отвечает за нашу реакцию на стресс. Если она будет встревожена сильными негативными эмоциями в первые месяцы и годы детства, то всю жизнь мы будем реагировать на подобные стимулы болезненно остро.
Возможно, природа просто оберегает нашу психику, делая так, что человек не помнит своего детства, «включая» детскую амнезию и «выключая» воспоминания о первых годах пребывания в этом мире. Заботится о том, чтобы возможные психологические травмы не калечили нашей будущей жизни. Наверное, нам стоит не обижаться на нее, сокрушаясь, почему я не помню детство, а поблагодарить за предусмотрительность.
Несмотря на то, что память о самих событиях первых лет жизни уже ушла из нашего сознания, все же эхо пережитых эмоций иногда возвращается — в легких обрывках смутных воспоминаний или снов. Значит, детство все-таки никуда не делось, осталось с нами навсегда, просто мы его не помним. Может, для многих из нас это и к лучшему…
Почему мы не помним первые годы?
В одной из сцен фильма «Люси» главная героиня вспоминает не только свое детство, но и сам момент рождения. Конечно же, она находится под действием препаратов и обладает способностями на уровне Супермена. Но насколько реально среднестатистическому человеку вспомнить нечто подобное, и почему у большинства нет никаких воспоминаний о первых трех годах жизни?
На протяжении длительного времени это объяснялось исходя из двух теорий.
Подавление негативных воспоминаний |
Развитие речи |
На протяжении первых лет жизни человек испытывает стресс чаще всего. |
Центр речи активно формируется уже после рождения. |
На этом отрезке организм лишь начинает приспосабливаться к непривычной окружающей среде. |
Связывать предметы со словами ребенок начинает именно в возрасте 2-3 лет. |
Малейшее изменение вокруг может привести к целой истерике, стоит ли такое вообще запоминать? |
В связи с отсутствием ассоциаций усложняется процесс запоминания событий в этом возрасте. |
И обе предложенные гипотезы не идеальны:
- У каждого человека есть с десяток не самых приятных воспоминаний.
- У некоторых действительно ужасные моменты жизни отпечатались в памяти на долгие годы.
- В мире миллионы глухонемых, но они не испытывают особых проблем с памятью.
- При правильном подходе уже в трехлетнем возрасте малыш способен читать книги, что уж говорить о речи и запоминании.
Что это такое?
Амнезия детства – вид потери памяти, вязанный с невозможностью воспроизвести жизненные события раннего периода.
Большинство людей могут вспомнить и описать школьные годы, рассказать о том, что происходило в возрасте 5 лет, особенно значимые события (рождение сиблинга, переезд, смерть).
У амнезии детства есть биологические предпосылки. Структура мозга, в которой «закрепляется» опыт, окончательно формируется к 2 годам. К этому времени невозможно воспроизвести события, прожитые ранее, потому что закрепляется новый способ запоминания и воспроизведения.
Некоторые люди утверждают, что помнят себя в младенческом возрасте. Однако не удается экспериментально подтвердить подлинность рассказов.
Мозг обладает интересным свойством: при дефиците информации он «достраивает» события и образы. Человек верит, что его воспоминания реальны, но они могут быть искажены.
Как объяснял это явление Зигмунд Фрейд?
Феномен амнезии детства можно объяснить с психологической точки зрения. Фрейд исследовал пациентов и выяснил, что самые ранние события, которые они способны были воспроизвести в памяти, относятся к возрасту 3-х лет.
Ученый объяснил детскую амнезию тем, что психикой подавляются агрессивные и сексуальные проявления в отношениях между ребенком и родителями.
Позднее теория подверглась критике, поскольку ранние детские воспоминания шире, чем агрессивное и сексуальное поведение.
Объяснение с точки зрения неврологии
Разгадка тайны, почему взрослый человек неспособен воспроизвести воспоминания раннего детства, кроется в особенностях работы мозга. У некоторых животных, в частности мышей, также наблюдается феномен детской амнезии.
В одной из канадских лабораторий был проведен эксперимент, в ходе которого выяснилось, что грызуны утрачивали способность воспроизводить ранее полученный опыт после того, как длительное время бегали в колесе.
Оказалось, что физическая активность поспособствовала тому, что в мозге стали образовываться новые нейронные связи, которые заменили старые.
Способность мозга развиваться и образовывать нейронные сети, обусловлена эволюционно. У взрослых людей это происходит в процессе деятельности, обучения, при этом память сохраняется.
Во время роста организма этот же процесс приводит к забыванию старого опыта. Новые клетки замещают или вытесняют старые, из-за чего перестраиваются ментальные схемы.
Ученые попытались узнать, что происходит в мозге, когда новые клетки приходят на место старых. Новые нейронные связи вступают во взаимодействие со старыми, образуются новые схемы. Старые воспоминания не стираются, а преломляются и видоизменяются.
Человеческие воспоминания состоят из опыта, рассказов других людей, сфабрикованных мозгом событий.
Родственники и близкие испытуемых делились рассказами о событиях давно минувших дней, причем одна из историй была выдумана. Затем испытуемые сами рассказывали о своих воспоминаниях и были убеждены, что выдуманная история происходила с ними в действительности. Утрата детских воспоминаний — плата за возможность развиваться и получать новый опыт.
Влияние особенности развития речи и эмоций
С точки зрения когнитивной теории причина детской амнезии кроется в различии кодирования опыта ребенка и взрослого. Ранние события не привязаны к каким-либо категориям,существуют изолированно.
В старшем возрасте психика перестраивается: опыт сохраняется в контексте времени, места, взаимодействия людей и событий. После того, как опыт становится структурированным, события раннего детства стираются.
Недоразвитие речи осложняет процесс запоминания. Проговаривание событий помогает осознать опыт, упорядочить воспоминания. Когнитивные процессы напрямую влияют на кодирование и хранение информации. Развитие сознания способствует откладыванию автобиографического опыта. Малыш осознает, что есть знания, убеждения, которые принадлежат только ему.
Дети понимают семантическую информацию, но не могут припомнить достаточно информации из прошлого, чтобы сложить образ о себе. В раннем детстве страдает описательная функция речи.
Через разговоры со взрослыми формируются представления о себе, события классифицируются, выделяются общие и главные события прошлого.
Недоразвитый мозг
Многие нейрофизиологи тоже пытались разобраться, в чем же кроется причина детской амнезии. Они обратились к изучению структур головного мозга и, прежде всего, гиппокампа. Ведь именно он отвечает за «транспортировку и архивацию» человеческих воспоминаний. Функционирование его парных долей, расположенных в медиальных височных отделах полушарий мозга, долгое время изучали канадские нейробиологи Пол Фрэнкланд и Шина Джоселлин из Университета Торонто. На основании различных опытов они установили, что быстрое рождение многих новых нейронных связей в молодых, активно развивающихся участках мозга, блокирует доступ к старым воспоминаниям.
Иными словами, быстрый рост нейронов провоцирует их «наслоение» друг на друга, из-за чего та часть мозга, которая хранила самые старые воспоминания, оказывается глубоко под новыми слоями тканей и становится недоступной. К тому же, как установили канадские исследователи, маленькие дети имеют недоразвитую префронтальную кору головного мозга, а именно она отвечает за кратковременные воспоминания. Затем ее дальнейшее развитие, а также рост «закрывает» доступ к более старой информации.
Со временем нейрогенез замедляется, гиппокамп достигает своих «взрослых» размеров и старые воспоминания оказываются фрагментарно разбросаны по «закоулкам» всей коры головного мозга. Поэтому порой какие-то всплывающие образы из раннего детства невозможно, что называется, собрать воедино, хотя в прошлом, они, возможно, были цельными событиями.
Общество и особенности мозга
Неспособность хранить воспоминания из раннего детства обычно называют инфантильной амнезией. Термин появился благодаря отцу психоанализа Зигмунду Фрейду, который более ста лет назад ввел в оборот термин «младенческая амнезия». Вот основные точки зрения современной науки на эту проблему.
Нейронные связи
Интересно, что все ученые указывают на то, что дети в младенчестве могут эффективно пользоваться памятью и другими когнитивными функциями. Ежесекундно младенец формирует по 700 новых нейронных связей и пускает в ход навыки изучения языков, которым мог бы позавидовать любой полиглот
Уже до окончания первого года жизни младенцы используют нисходящее внимание для визуального поиска, а также пополняют словарный запас во время сна. А некоторые исследования указывают на то, что ребенок начинает тренировать мозг еще в утробе матери
Объяснение инфантильной амнезии может заключаться в том, что в детском возрасте в мозге интенсивно заменяются нейроны и формируются новые нервные связи. Такие сложные процессы фактически стирают память. Во время взросления гибель и формирование новых нервных клеток существенно замедляются (но не останавливаются окончательно). Поэтому лучше всего мы помним то, что с нами происходило уже во взрослом состоянии, когда используются все одни и те же нейроны с одними и теми же связями.
Особенности нашей памяти
Ответ на это можно найти в работе жившего в XIX веке немецкого психолога Германа Эббингауза, который провел ряд новаторских исследований на себе самом, чтобы выявить пределы человеческой памяти. Благодаря ряду экспериментов он установил, что человек поразительно быстро забывает выученное. В отсутствие особых усилий человеческий мозг отсеивает половину всех новых знаний в течение часа. К концу месяца человек помнит лишь 2-3% того, что учил. Может, в период осваивания важнейших навыков мы забываем все несущественное, концентрируясь на навыках, которые обеспечат наше выживание в дальнейшем?
Отношение общества
Психолог Ци Ван из Корнельского университета (США) тоже интересовалась этой темой. Она собрала сотни воспоминаний в группах китайских и американских студентов, чтобы установить природу этого явления. Выяснился любопытный факт: у американцев рассказы были длиннее, а китайцы высказывались лаконичнее и с упором на факты. В целом детские воспоминания китайских студентов начинались на полгода позже. В ходе анализа она установила, что если воспоминания о детстве были смутными, то в этом виноваты родители и культура. Если общество дает вам понять, что эти воспоминания важны для вас, вы их сохраните
Ученая установила, что раньше всего воспоминания начинают формироваться у малолетних представителей новозеландского народа маори, для которого характерно большое внимание к прошлому. Многие люди помнят, что с ними было в возрасте всего двух с половиной лет
Язык
Некоторые психологи полагают, что события начинают сохраняться в памяти человека только после того, как он освоит речь. Язык помогает нам структурировать наши воспоминания, сложить их в форме повествования. Поэтому когда мы осваиваем языковые навыки, то нам становится легче запоминать прошлое. Но многие психологи к этой теории относятся скептически, так как дети, которые, например, рождаются глухими или растут, не зная языка, помнят себя примерно с того же возраста.
Какие воспоминания наиболее сильно отпечатываются в детском подсознании?
Дети менее восприимчивы к моментам из жизни, связанным со звуками, для них важнее те события, в которых они смогли что-либо увидеть и ощутить. Однако страх и боль, испытываемые человеком в младшем возрасте, чаще со временем замещаются другими, более позитивными воспоминаниями. Но случается и так, что некоторые индивидуумы лучше запоминают болевые ощущения, страдания и печаль, чем счастье и радость.
Стоит заметить, что в младенческом возрасте ребенок запоминает больше звуки, нежели очертания предметов. К примеру, слыша голос родной матери, плачущий малыш моментально успокаивается.