Пальчиковые игры

Оглавление

Пальчиковые игры для детей 4-5 лет

Игры усложняются, появляются новые фигуры и движения, которые ребёнок выполняет самостоятельно, смотря на движения взрослого и повторяя их.

Паучок

По веткам паучок ходил,

Он деток за собой водил.

(Дети скрестили руки. Пальчики каждой руки «бегают» по плечам).

Вдруг с неба сильный дождь полил,

И паучков на землю смыл.

(Ребята хлопают по столу или коленям раскрытыми ладонями).

Вот солнышко опять взошло,

И стало паучкам тепло.

(Дети обмахивают себя ладонями — жарко).

Все вверх, на дерево, ползут

Они ребят с собой зовут.

(Пальчики “ползут” от коленей к плечам).

Кукушка

Кукушка на базар пошла,

(Дети “шагают” указательным и средним пальцем).

С собой корзиночку взяла.

(Складывают ладони ковшом).

Кукушка груши покупала,

(На вытянутую ладонь левой руки складывают правой груши).

Корзинка на пол вдруг упала!

(Хлопок по левой ладони).

И покатились груши прочь,

А сможем птичке мы помочь? (Большой палец выпрямлен, остальные сжаты в кулак ― класс).

Дом

Стук — стук, стук да стук,

Раздаётся где-то звук.

(Дети ритмично стучат).

Стучат молотки, строят дом для лисят.

А какой они хотят?

Хотят стены высокие 

И двери дубовые. 

(Ребята ставят свои ладошки вдоль щёк).

Чтоб были окна велики (ладони закрывают лицо),

Крепки железные замки.

(Дети сжимают пальцы в замок).

Пальчиковые игры, как способ развития мелкой моторики

Развить мелкую моторику помогут такие занятия, в которых участвуют все пальчики, в том числе мизинчик и безымянный, которые редко используются в обычной жизни.
Мелкая моторика тесно связана с речевым участком мозга. Пальчиковые игры:

стимулируют пространственное мышление и речь, воображение и внимание;
позволяют развить эмоциональность и быструю реакцию;
делают детскую речь гораздо выразительнее.

Чтобы пальчиковая гимнастика приносила пользу, родители должны научить малыша расслаблять ладошку, сжимать, работать пальчиками. Сначала ребенок осваивает работу одной рукой, а затем и двумя. При регулярных занятиях ребенок скорее сможет изменять положение рук, научиться быстро реагировать на различные действия.

Помимо развития моторики, пальчиковые игры сближают кроху и родителей. Малыш чувствует тепло, заботу, любовь мамы, папы и прочих членов семьи, что способствует и его духовному, эмоциональному развитию. Плюс ко всему, заданный стишком ритм, развивает в нем соответствующие чувства, ребенок начинает понимать и чувствовать ритм, такт.

На руках находится огромное количество нервных окончаний, отвечающих за важнейшие функции человеческого мозга. Массаж ладошки и пальчиков малыша стимулирует мозговую активность, благотворно влияет на его умственное развитие. Доказано положительное влияние мелкой моторики на развитие внимания и речи, мышления. Кроме того, наблюдается установление более теплых отношений с родителями.

Пальчиковые игры: для чего нужны

Пальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замечательный способ развития мозга и мелкой моторики. Многие не догадываются, что знаменитая «сорока-ворона», которая «кашу варила, деток кормила» — это раннее развитие, которое было придумано задолго до того, как о нем широко заговорили. Возможно, родители интуитивно чувствовали, что ребенку нужны пальчиковые игры.

Такая игра — это еще и мини-спектакль, который «оживляет» героев стихотворения или сказки, развивает воображение и подходит для совместной деятельности мамы, папы и непоседливого малыша.

Кроме того, работа мозга ребенка напрямую связана с его опытом тактильных ощущений. Именно, поэтому, маленькому ребенку до года рекомендуют почаще давать трогать или проводить его ручкой по разным текстурам — шерсть, песок, камушки, пшено, вода… Для ребенка — это способ начать познавать удивительный окружающий мир.

Особенности проведения гимнастики с детками 2-3 лет

В возрасте 2-3 лет для ребенка наступает важный и сложный период – становление речи. В это время в головном мозге созревают речевые центры, и малыш начинает осваивать лексические и фонетические особенности родного языка.

На заметку!Пальчиковая гимнастика отлично помогает в развитии речевых навыков, а также снимает умственное и эмоциональное напряжение.

Родителям 2-летних детей перед тем как проводить пальчиковые занятия, необходимо взять на вооружение такие рекомендации:

Упражнения не должны приносить неприятные ощущения или дискомфорт.
Если малыш в данный момент не расположен к занятиям, у него плохое настроение, то не следует его заставлять.
Перед занятием нужно убедиться, что ребенок не голоден, не хочет в туалет, он здоров и активен.
Следует разработать специальный комплекс упражнений для пальчиков, который подходит для конкретного ребенка.
Пусть каждое занятие приносит малышу радость и удовольствие. Оно должно быть интересным и увлекательным, чтобы кроха воспринимал упражнения как игру.
Занятия следует проводить регулярно – раз в 1 или 2 дня. Тогда кроха не успеет забыть слова стишка и нужные действия.
Одно занятие не должно длиться слишком долго. Дети 2-3 лет быстро устают и теряют интерес к однообразному действию.
Каждое упражнение следует повторять несколько раз за 1 занятие

Не нужно рассказывать много стишков сразу, так кроха ничего не запомнит.
Внимание во время игры нужно уделять каждому пальчику.
Лучше выучить стишки, рассказывая их крохе, а не читая из книжки.
Любое упражнение необходимо показать ребенку, чтобы он имел пример выполнения действия.

Почему пальчиковые игры так важны?

Дело в том, что на ладони, особенно на пальцах, расположено множество нервных центров, которые связаны с речевым и интеллектуальным развитием. Поэтому разработка руки, начиная с простого поглаживания, загибания пальчиков и заканчивая собственно играми – выполнением слаженных действий пальчиками под рифмованный стишок, – так важны для своевременного овладения необходимыми навыками.

Кроме того, как вы скоро убедитесь, это простой способ весело и интересно провести время со своим ребенком в любой момент: в промежутке между домашними делами, по дороге в общественном транспорте, укладывая дитя спать

С другой стороны, пальчиковая игра – хороший способ отвлечь ребенка от капризов, быстро переключить его внимание

От простого к сложному

Занятия должны быть разнообразными и соответствовать возрасту ребенка. Вы можете надеть на ручку малыша 3 месяцев медведя для игрушечного кукольного театра, долго объяснять ему, как пошевелить лапками и головой животного, и в результате получите только слезы. С 2 месяцев до полугода младенец еще не способен к подобным действиям, он может похлопать в ладоши, помахать ручками, потрогать и взять какой-то предмет. В это время можно играть с ним в потешки для самых маленьких: «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Лапки-царапки». Сначала все сложные движения выполняет мама, взяв ручку грудничка своей рукой, и постепенно ребенок начнет выполнять движения сам.

Рисунок 1. Шаблоны из бумаги (курочка ряба)

Приобретите или сделайте сами игрушки, требующие точных движений пальцев:

  • пирамидки;
  • кубики;
  • конструкторы;
  • небольшие шарики разной фактуры;
  • кармашки и сумочки с различными застежками.

Пальчиковые игры для малышей не ограничиваются годовалым возрастом. Когда ребенок станет старше, нужно подбирать более сложные и интересные сюжеты и продолжать занятия. Со временем малыш начнет развивать кисти другими способами – он займется рисованием, конструированием, рукоделием. Когда заметите, что предложение поиграть пальчиками не вызывает интереса, можете прекратить

Но если вдруг пятилетний ребенок сам захочет поиграть в «Ладушки», ни в коем случае не отказывайте ему: мамино внимание и контакт с ней нужны детям в любом возрасте

Что представляют собой пальчиковые игры?

Хотя сенсационный вывод насчет безусловной пользы мелкой моторики сделали современные ученые, на самом деле, практика пальчиковых игр уже давно существует в нашей культуре: всем известные «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» – это, собственно, и есть те самые пальчиковые игры. Так что вы их хорошо знаете и, скорее всего, уже играли так со своим малышом.

Пальчиковая игра – это одновременное произнесение народных потешек, частушек или других детских стишков и «манипуляции» с ручками ребенка:

У кошки – котенок (по очереди загибаем ребенку пальчики на ручке), У утки – утенок, У коровки – теленок, У собачки – щенок, А у мамочки – сынок! (или – а у мамочки есть дочка! – показываем на малыша)

Пальчиковые игры для детей от 4–5 месяцев

Включение пальчиковых игр в занятия с малышом, конечно же, напрямую связано с его возрастом. До четырех–пяти месяцев пальчиковых игры – это, по сути, простой массаж пальчиков, поглаживание, распрямление пальчиков.

Пальчиковые игры для детей от 6 месяцев

Начиная с полугода уже можно включать в свой арсенал более сложные игры. Например, проведите пальцем по ладошке ребенка, загибая его пальчики.

Одновременно можно приговаривать вот такой стишок:

Мальчик-пальчик, Где ты был? – С этим братцем В лес ходил, С этим братцем Щи варил, С этим братцем Кашу ел, С этим братцем Песни пел, Песни пел да плясал, Родных братьев потешал.

Пальчиковые игры для детей от 9 месяцев

Чем старше становится малыш, тем больше становится диапазон понятий, с которыми его можно знакомить путем пальчиковых игр. А, проще говоря, читая ребенку различные стишки и одновременно с этим делая простые движения ручками.

В период от полугода до года путем пальчиковых игр знакомим ребенка с разными жизненными явлениями, к примеру, с названиями животных или с названиями частей тела:

Туки-туки-туки-туки, Застучали молотки (малыш бьет ручками по столу), Застучали молотки, Заиграли локотки (показывает локотки): Тук-ток, тук-ток, Скоро Ванечке годок (произносим имя ребенка).

В ходе занятий пальчиковыми играми ребенок будет все больше и больше совершенствовать свои навыки: к примеру, вначале ему будет сложно делать движения пальчиками отдельно – показать два или три пальчика, а затем рука станет гибче, менее напряженной.

Некоторым родителям хочется, чтобы их дитя сразу достигало больших успехов. Пальчиковые игры – потому и игры, что хорошо, когда и родитель относится к ним, как к игре. Тогда и обучение проходит ненавязчиво, проще, и, в конечном счете, эффективнее.

Пальчиковые игры для детей от 1 года

Если вначале мы вместе с крохой просто загибаем и разгибаем пальчики, хлопаем в ладоши, стучим по столу, то подрастающему малышу можно предлагать игры посложнее, скорее, напоминающие начало танца, где надо изображать более сложные движения:

Тоню тяну (ребенок тянет), Рыбу ловлю. В кошель кладу (показывает, как кладет), Домой несу: Щурки и кучки, Плотички и полички (загибаем пальчики). Один ершок – Да и тот в горшок (загибаем большой палец). Щей наварю (показать, как варит), Николая накормлю (подставляем имя ребенка).

Правила проведения

В первую очередь пальчиковые игры должны быть интересными. Поэтому существует несколько правил для их проведения.

Обоюдная заинтересованность – обязательное условие для начала игры.
Самое благоприятное игровое время – 5-10 минут. Дольше нет смысла продолжать занятие. В лучшем случае малышу надоест такое времяпровождение. В худшем — он больше не захочет возвращаться к игре, ни под каким предлогом.
Для проведения пальчиковых игр мама должна быть готовой: хорошо знать детские стишки, иметь игровой реквизит.
Не стоит отвлекаться

Всё внимание сосредоточьте на ребёнке.
Пальчиковые игры должны соответствовать возрасту малыша. Нет никакого смысла спешить и опережать.
Цель занятий – развитие мелкой моторики

Лучший возраст для этого — от двух месяцев до шести лет.
Разнообразие – ваш главный козырь. Надевайте на пальчики ребёнка колпачки и рисуйте на них смешные смайлики. Используйте все подручные материалы. Ваша задача – завоевать и удержать внимание малыша. И здесь любой креатив не будет лишним.

Пальчиковые игрушки можно купить в магазине, а можно смастерить из подручных средств своими руками

Пальчиковые игры для детей про зиму

Снежок
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.(показываем, как лепили в ладошках)
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз – подбросим.(поднимаем руки вверх)
Два – поймаем.(прижимаем руки к груди, как будто поймали мяч)
Три – уроним.(опускаем руки вниз)
И… сломаем.

Зимние забавы
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пришли гулять!
Бабу снежную лепили.(показываем, как лепили снежок)
Птичек крошками кормили.(имитируем движения, как будто набрали щепотку крошек и насыпаем птичкам)
С горки мы потом катались.
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.(показываем, как едим ложкой, затем подкладываем обе руки, сложенные ладонями внутрь, под щечку)

Снеговик
Тра-та-та! Тра-та-та!(хлопают в ладоши)
Рада снегу детвора!
Тра-та-та! Тра-та-та!
Лепим мы снеговика!(«лепят» снежки)
Ком на ком поставим,(соединяют руки, поднимают вверх)
Глазки подведем,(соединяют пальцы, приставляют к глазам)
Нос-морковку вставим,(приставляют к носу кулачки)
Шапочку найдем.(кладут ладони на голову)
Вот какой снеговичок,(ставят руки на пояс)
Снежный белый толстячок!(качают головой вправо-влево)

Снежинка
Стою и снежинки в ладошку ловлю.(ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)
Я зиму, и снег, и снежинки люблю,(ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)
Но где же снежинки?(на вопрос сжать кулаки)
В ладошке вода,(разжать)
Куда же исчезли снежинки? Куда?(на первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи…(мелкие потряхивания расслабленными ладонями)
Как видно, ладошки мои горячи.

Пальчиковые игры для детей про весну

Капель
Всюду слышен звон капели:
«Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля!»
Надоели нам метели!
«Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля!»
Это капели запели
Песенку свою.
Так они встречают
Красавицу-весну.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап(стучат пальчиком правой руки об ладошку левой руки)
Капает тихонько.(встряхивают кисти обеих рук)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап(стучат пальчиком левой руки об ладошку правой руки)
Капли пляшут звонко.(встряхивают кисти обеих рук)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап(стучат пальчиком об ладошку)
Капли побежали.(бегут на месте)
Потому что солнышко капли увидали.(руки поднимают кверху)
Капель слетает с крыши,
И небосвод высок.
Бежит ручей, я слышу,
Его весёлый голосок.

Клен
За окном сосулька тает,(сжимать и разжимать ладошки)
Ветер тучи рвёт в клочки.(сжимать и разжимать ладошки)
Разжимает, разжимает(пальцы в «замочек», с усилием тянуть руки в разные стороны)
Клён тугие кулачки.
Прислонился он к окошку.(пальчики «здороваются» с большим по два раза каждый, начиная с указательного)
И, едва растает снег,
Мне зелёную ладошку(трясти кистями рук, пальцы вверх)
Клён протянет раньше всех.

Зарядка для пальцев

Природа заложила в кисти рук новорожденных большую силу – они могут долго висеть, ухватившись за мамины пальцы или перекладину. Зато ловкость и подвижность пальцев развиваются со временем, и задача родителей – помочь в этом малышу. Время упускать нельзя, иначе руки так и останутся неуклюжими, неспособными к тонкой работе. Любые тренировки дадут результат только в том случае, если занятия начинаются в нужном возрасте. Гибкость спины гимнасток формируется с детства, а если этим видом спорта заняться впервые в 40 лет, кроме травмы позвоночника, вы ничего не получите. Ручки малыша до года хорошо откликаются на тренировки, потом развивать их будет намного сложнее.

Пальчиковая гимнастика направлена на развитие подвижности и координации всех фрагментов кисти. На первых занятиях все движения выполняет мама – она массирует ручки малыша, разминает каждый пальчик. Ласковые прикосновения настолько приятны, что вскоре и сам младенец захочет потрогать одной ручкой другую, наощупь исследовать сложные очертания. Даже во сне работа не прекращается: ребенок задевает ладошкой гладкую простынку, твердую спинку кроватки, а в крошечный мозг поступает информация об окружающем мире.

Ребенок рождается со сжатыми в кулачки ручками. Насильно разгибать пальчики не нужно, подождите примерно 2 месяца – и он сам покажет вам ладошки

С этого момента начинайте осторожно поглаживать кисти. Потом массаж усложняется: мама поочередно сгибает и разгибает каждый пальчик, растирает его по направлению от кончика к ладони

Если ребенок сопротивляется, не применяйте силу, отложите занятия на некоторое время. Если малыш постоянно недоволен вашими действиями, обратитесь к педиатру – он проверит, нет ли каких-нибудь нарушений в строении кистей, и укажет на ваши ошибки. Когда все в норме, массаж грудничку нравится: новорожденный в основном узнает мир наощупь, и мамины прикосновения для него очень важны.

Зарядка для рук обязательно должна сопровождаться песенками или стихами. Недостаточно просто комментировать движения: если в словах нет ритма, малышу быстро станет скучно. Грудничок быстрее научится двигать пальчиками в такт рифме, ему будет проще запомнить последовательность действий. Когда младенец научится сидеть, дайте ему кубики и постарайтесь вместе построить домик. Это упражнение развивает координацию, умение брать предметы и ставить их в нужное место.

Два рыжих

Пальцы сжаты в кулак, указательные выпрямлены (два таракана), крутят ими.
Два рыжих таракана
пришли ко мне домой (2 р.)
Кулаки прижаты друг к другу, сгибают — разгибают пальцы.
Уселись тараканы,
уселись тараканы
на полочке одной.
Движения соответствуют предыдущему куплету, только теперь выпрямлены указательные и средние пальцы обеих рук.
Четыре таракана
попили киселя (2 р.)
Выполняют движение «фонарики».
Весь вечер баловались,
весь вечер баловались
и пели тра-ля-ля.
Идут по столу на прямых среднем, безымянном и указательном пальцах. Ползут ими по столу (остальные сжаты).
И вшестером на кухню
поесть они пошли (2 р.)
Шесть ловких тараканов,
шесть ловких тараканов
под дверью проползли.
Движения соответствуют 1 куплету, но согнут только большой палец.
Там восемь тараканов,
конфеточку нашли, (2 р.)
А съесть её все восемь,
а съесть её все восемь, конечно, не смогли.
Все пальцы выпрямлены, выполняют движение «фонарики».
Когда они наелись,
пустились дружно в пляс, (2 р.)
Сжимают — разжимают кулачки.
Плясали дружно десять,
плясали дружно десять
на кухне целый час.
Пальцы сомкнуты «ковошом», лежат на столе.
Поспать они решили,
Перебирают пальцами по столу
но мимо мышь прошла (2 раза)
Пальцы рук расслаблены, «метут» ими по столу.
И хвостиком всех сразу,
и хвостиком всех сразу
куда-то подмела.

Пальчиковые игры для детей 2 -3 лет в стихах

Помимо мелкой моторики такие игры развивают взаимосвязь слово-действие и улучшают понимание речи. Малыши, слыша определенные слова, имитируют действия, которые эти слова обозначают.

На самом деле возраст для пальчиковых игр не важен, намного важнее уровень развития пальчиков малыша. Если ребенок только начинает осваивать пальчиковую гимнастику, стоит выбирать более легкие игры с минимальным количеством разных движений. А если малыш хорошо выполняет простые движения, то игры для него можно выбрать более сложные.

Простые пальчиковые игры в стихах для детей 2 – 3 лет

Задача таких игр научить малыша последовательно сгибать пальчики в кулачок и обратно.

Сгибаем  или разгибаем пальчики, начиная с мизинца.

Этот пальчик – маленький,

Этот пальчик – слабенький,

Этот пальчик – длинненький,

Этот пальчик – сильненький,

Этот пальчик – толстячок,

А все вместе – кулачок!

Разгибаем и сгибаем пальчики, начиная с большого.

Раз, два, три четыре, пять

Надо братцев сосчитать!

Этот брат дрова рубил,

Этот братец щи варил,

Этот брат готовил кашу

На семью большую нашу.

Этот веником махал,

Чисто-чисто подметал.

Но а этот – маленький

Спал у нашей маменьки!

Пальчиковые игры в стихах работа всей кистью (более сложные)

Такие игры задействуют больше мелких мышц, чем в первом случае. И дают больше пространства для фантазии малыша, увеличивая варианты движений. Если у ребенка сначала не получаются сложные движения их можно заменить на более простые. А когда малыш освоит технику упражнения, необходимо увеличить сложность, заменив некоторые движения.

Имитируем действия (глаголы) двумя руками

Девочки и мальчики!

Расправьте свои пальчики! (растопыриваем пальцы обеих рук)

Пополам согните, (сгибаем пальцы пополам)

В кулачок сомкните! (собираем пальчики в кулачок)

Раскройте ладошки, (показываем ладошки)

Встряхните немножко! (трясем расслабленными руками)

Чтоб красиво рисовать

Надо ручкам отдыхать!

В первой части стиха поочередно сгибаем пальцы в кулачок, во второй разгибаем.

Автобус, троллейбус, машина, трамвай, (большим пальцем поочередно касаемся соседних пальцев, начиная с указательного)

О них ты на улице не забывай!

А в море – корабль, ледоколы, суда, (повторяем другой рукой)

Они очень редко заходят сюда!

Пальчиковые игры для детей 2 – 3 лет можно сопровождать не только стихами, но и песенками.

Песни для пальчиковых игр:

//detk1.ru/wp-content/uploads/2019/04/palchikovaya-igra-tuk-tuk-molotok-www.mixmuz.ru_.mp3//detk1.ru/wp-content/uploads/2019/04/palchikovye-igry-moi-palchiki-shagayut-www.mixmuz.ru_.mp3

Песни Екатерины Железновой. Вы можете легко найти их в интернете и присоединится к ее группам в соцсетях.

Пальчиковые игры для детей до года: теория

Зачем детям нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры – важная часть занятий по развитию ребёнка. Начиная заниматься ими с 2 месяцев, вы активно способствуете развитию мелкой моторики и, конечно, развитию речи малыша.

  • Пальчиковые игры для ребёнка до года сопровождаются потешками. Забавные стихи нравятся детям, к тому же, они составлены таким образом, что ребёнку нетрудно «включаться в процесс» и начинать «подсказывать» маме слова.
  • Часть головного мозга человека, отвечающая за мелкую моторику, расположена в непосредственной близости от речевой зоны – их развитие сопряжено на физиологическом уровне.

И, конечно же, пальчиковые игры – это отличное развлечение для всей семьи.

Какими бывают детские пальчиковые игры

Малышам нравятся игры, которые учитывают их возможности, а потому не старайтесь предложить ребёнку что-то раньше времени

Обратите внимание, что пальчиковые игры представлены 3 основными видами

  • Пальчиковые игры для самых маленьких – простейшие задания, ориентированные на развитие реакции и начальной координации. Это касания, похлопывания, повторения движений и т.д.
  • Сказки – этот вид пальчиковых игр отличается тем, что пальчики и сама ладошка на время игры превращаются в актёров – они изображают главных героев повествования. Вспомните знаменитую «Сороку-Ворону» — она одна из них.
  • Гимнастика для пальцев нужна детям, руки которых нуждаются в этом особо. Как правило, такие игры предлагают школьникам или детям, которые играют на музыкальных инструментах. Им нужен отдых и локальное расслабление.

Сначала предложите карапузам пальчиковые игры для самых маленьких – и очень скоро вы «дорастёте» и до сказок.

Как проводить пальчиковую гимнастику?

Непосредственно пальчиковые упражнения малыши могут воспроизводить примерно после года. С этого времени и можно начинать занятия. Чтобы они были интересными, обычно каждая игра сопровождается определенным ритмичным текстом – стихами, потешками, сказками, которые «инсценируются» при помощи пальцев и ладошек. Взрослый должен произносить слова игры обязательно ритмично и выразительно. Это помогает ребенку научиться правильно и красиво оформлять свою речь. Фантазия детей живо включается в игру, и они с удовольствием делают упражнения.

Основные правила при таких занятиях состоят в следующем.

Руки взрослого не должны быть холодными (ведь игры предполагают как демонстрацию движений, так и их коррекцию и взаимное участие).
Перед началом гимнастики нужно сделать общую разминку для кистей и пальчиков, чтобы они разогрелись, стали податливее (так же как спортсмену перед выступлением или матчем важно размять необходимые мышцы).
Во время игр важно контролировать, чтобы ребенок задействовал в упражнениях все пальчики.
При проведении такой гимнастики родители должны не только следить за тем, как ребенок выполняет упражнения, но и оказывать тактильное влияние на ручки малыша (гладить, щекотать).
Игры не должны проводиться в принудительной форме, иначе от них будет больше вреда, чем пользы.
Залог успеха – в систематических занятиях.

Если ребенок до 3 лет утратил интерес к пальчиковой гимнастике в «идеальном» виде, можно переключить его на другой вид таких упражнений — игры с предметами:

  • перекатывание по столу или полу круглых предметов (пластиковых шариков, мячей, мелких фруктов);
  • сортировка круп или мелких деталей конструктора;
  • сборка пирамидки;
  • постройка башни из кубиков;
  • собирание мозаики;
  • рисование пальцами (по муке, песку, крупе, рассыпанным тонким слоем);
  • исследование на ощупь материалов с разными фактурами (шелк, мех, полиэтилен, дерево, металл, перья, пластик, махровые или шерстяные вещи и т. д.).

Примерно с 2 лет можно перенести пальчиковые игры с детьми на бумагу. Из нее можно скатывать шарики или скручивать рулончики из тонких бумажных полосок. Прекрасно работают пальчики, если попросить ребенка отрывать небольшие кусочки от целого листа. Полученные обрывки пусть малыш складывает в небольшой стаканчик.

Польза пальчиковых игр

Для начала – о самом главном. Появляясь на этот свет, малыш начинает интенсивно изучать мир. Пусть большую часть времени он спит, мозг его работает, впитывая в себя много новой информации. Кожа для малыша – это весь мир. Именно ею и с помощью своих ручек он осваивается и знакомится с окружающей средой. Дотронувшись во сне до своей пижамки или памперса, он запоминает эту вещь именно по тому, какая она на ощупь

И даже становясь старше, ему не менее важно познавать мир тактильно, знакомиться с окружающими его людьми, становиться ближе к маме и папе. Пальчиковые игры помогут родителям стать лучшими друзьями для своего чада

Мой Мизинчик, где ты был?

М. Кольцова  

Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть:
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал.
И на танец приглашал.
Раз-два-три-четыре пять!

Пальчиковые игры с малышом. Photo by Aditya Romansa on Unsplash

Раз-два-три-четыре-пять!

Юлия Разенкова

Играйте с пальчиками малыша, прижимая подушечки своих пальцев к кончикам его пальцев, поглаживая, разминая, целуя их и приговаривая:

Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.

На другой руке опять:
Раз-два-три-четыре-пять!
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые!

Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…

Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные,
Все такие нужные!

Такая игра с пальчиками малыша позволяет стимулировать его гуление.

Кто в деревне живет?

Кто в деревне живет?
Лежебока – рыжий кот.
Маленький теленок,
Желтенький цыпленок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком!
Раз, два, три, четыре, пять,
Их не трудно сосчитать!

***

Кто в лесочке живет?
Под корягой — старый крот,
За горой лисенок,
В ельнике — лосенок.
Под кустом – лисичка,
На сосне – синичка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать!

***

Есть у нас игрушка:
Это – погремушка,
Это – толстый мишка,
Это – чудо-книжка,
Это – неваляшка,
Это – кукла Машка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем снова проверять!

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
(загибаем пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

Ивану-большому — дрова рубить

Ивану-большому — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить,
Мишке-среднему — печку топить,
Гришке-сиротке — кашу варить,
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.

Этот пальчик хочет спать

(загибаем пальчики)

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)

Этот пальчик — дедушка

(перебирая пальчики, приговариваем)

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — Ванечка.

Этот пальчик — в лес пошёл

(поочерёдно загибаем пальчики)

Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел, 
Оттого и растолстел.

Сорока-белобока

(Взрослый показывает на ладошку ребенка и говорит, загибая по очереди пальчики ребенка)

— Сорока-белобока! Где была?
— Далеко!
— Что делала?
— Кашу варила, деток кормила.
Этому дала (загибаем большой палец),
Этому дала (загибаем указательный палец),
Этому дала (загибаем средний палец),
Этому дала (загибаем безымянный палец),
А этому не дала (пожимаем мизинец)
Он дрова не рубил, воду носил, печку не топил!

Сорока-ворона

(водим указательным пальчиком малыша или своим по его ладошке, изображая перемешивание каши) 

Сорока-ворона 
Кашку варила 
На порог становила, 
За порог скакала, 
Гостей созывала, 
Гости не бывали, 
Кашки не едали, 
Все своим деткам отдала

(дальше перебираются пальчики, начиная с мизинца) 

Этому на ложке 
Этому на поварешке 
Этому в чашечке 
Этому в тарелочке 
А этому пальчику-мальчику ничего не дала (трясем большой пальчик) 
Ты, пальчик-мальчик, 
В лес не ходил, дров не рубил, 
Воду не носил, печку не топил — 
Не будет тебе каши. 
Пошел сам искать — 
Здесь тепленько (берем за запястье), 
Здесь горяченько (берем под локоточек), 
А здесь ключики-ключики (легонечко щекотим под мышкой).

Мальчик-пальчик

(перебираются и массируются пальчики, начиная с большого) 

Мальчик-пальчик, где ты был? 
С этим братцем в лес ходил, 
С этим братцем щи варил, 
С этим братцем кашку ел, 
С этим братцем песни пел.

Основные выводы

Одно из простых и эффективных средств для развития речи детей – пальчиковые игры. Их можно применять, начиная с первых месяцев от рождения ребенка. Зоны коры головного мозга, отвечающие за речь и движения пальцев, находятся рядом.

Для стимуляции пальчиков используют игры-потешки, игры с резиновыми игрушками, игры с водой и песком, рисование, лепку, аппликацию из крупы и макарон.

Старшие дошкольники стимулируют нервные рецепторы на пальцах, играя с бумагой показывая теневой театр, занимаясь домашним рукоделием, рассказывая стихи руками.

Для коррекции речевого развития можно применять комплексы пальчиковой гимнастики, предназначенные для раннего возраста. Существует простой и удобный тест М. А. Поваляевой для измерения уровня развития мелкой моторики, который можно провести в домашних условиях.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее