Литературные шалопаи: 10 «вредных» книжных героев, которые учат непослушанию

Краткое содержание

Повествование начинается в доме старика, где он проживает со своей старухой, у обоих персонажей по дочери. У него растет Настенька — очень милая, трудолюбивая и добрая девушка. Все хозяйские дела она держит на своих девичьих плечах:

  • печку топит;
  • еду готовит;
  • скотину кормит;
  • дом убирает;
  • прядет и вышивает.

Приехали однажды в стариковский дом сваты, бабка обрадовалась, что наконец-то дочку замуж выдаст, но не тут-то было. Не захотел жених брать ленивицу, ему подавай хозяйственную, выбрал он Настеньку. Обозлилась старуха на падчерицу, приказала мужу отвезти ее в лес и оставить там под елью. Старик поплакал, но делать нечего повез дочурку в лес на погибель.

По лесу в это время Морозко с обходом ходил, увидел он девушку замерзшую, решил поинтересоваться, кто она, и как сюда попала. Чем ближе подходил дедушка, тем крепче мерзла девица. Он несколько раз спрашивал Настеньку, не замерзла ли она, но та, чтобы не расстраивать Морозко говорила, что тепло. А сама рук не чувствовала и насквозь промерзла.

Решил он пожалеть девушку, накрыл ее шубой соболиной, да еще целый сундук добра подарил. В это же время мачеха посылает старика обратно в лес, чтобы тот хоть косточки дочери домой привез. Тот отправляется в путь, но видит, что под деревом сидит красавица в богатой шубе и с приданным. Обрадовался отец, что дочка жива и здорова и повез ее домой.

Старуха, увидев приодетую падчерицу, разозлилась пуще прежнего. Одела родную дочку потеплее, собрала ей еды в корзинку и приказала отвезти на то же место. Морозко вновь с обходом по лесу идет, встречает Марфушу, задает девице те же вопросы. Но та нагрубила дедушке, обидела его, за что и была насмерть заморожена.

Вскоре старик приехал за падчерицей, но увидел, что от нее остались только косточки. Их то и пришлось везти злой старухе, та долго горевала, голосила белугой, но сама виновата. Это краткое содержание «Морозко» для читательского дневника.

Кощей

Имя этого сказочного героя русских сказок могло произойти от тюркского «кощей», что переводится как «невольник». Персонаж триста лет был скован цепями и содержался в заточении. Сам он тоже любит похищать красивых девушек и прятать их в темницу. По другой версии, имя происходит от славянского «костить» (ругать, вредить) или «кость». Кощей часто изображается как тощий старик, больше похожий на скелет.

Он является очень сильным чародеем, живет в дали от других людей и владеет несметными сокровищами. Смерть героя находится в игле, которая надежна укрыта в предметах и животных, вложенных друг в друга по типу матрешки. Прототипом Кощея может быть зимнее божество Карачун, которое появилось на свет из золотого яйца. Оно сковало землю льдом и принесло с собой смерть, вынуждая наших предков переселяться в более теплую местность. В других мифах Кощеем звали сына Чернобога. Последний мог управлять временем и повелевал войском загробного мира.

Благодарные животные

В сказках мы встречаем говорящего волка, волшебных коня и корову, золотую рыбку, щуку, исполняющую желания. А также медведя, зайца, ежа, ворона, орла и т.д. Все они понимают речь человека, обладают необычными способностями. Герой выручает их из беды, дарует жизнь, а они в ответ помогают одолеть врага.

Здесь явно просматриваются следы тотемизма. Славяне верили, что каждый род произошел от определенного животного. После смерти душа человека переселяется в зверя и наоборот. Например, в сказке «Буренушка» душа умершей матери перерождается в образе коровы, чтобы помогать осиротевшей дочери. Такое животное нельзя было убивать, ведь оно становилось родственником и защищало от беды. Иногда герои сказки и сами могут оборачиваться зверем или птицей.

Промысел

Конечно же, нельзя не сказать как раскрывается промысел Божий в отношении главных героев. Падчерица являет собой образ чистоты помыслов и дел. За свое терпение, кротость и доброту она получает награду. Это важный нравственный аспект сказки, показывающий, что праведный человек не только стяжает будущих благ, но и награждается уже здесь на земле.

Если говорить о мачехе с дочкой, которые являются образом всего мерзкого и противного что может быть в человеке, то для них конец повествования оказывается печальным. По сути, они получили то, к чему стремились своей скверной жизнью. В сказке можно уловить мысль, что нравственно-темный человек не видит будущих последствий своей греховной жизни. В отношении таких людей следует наказание, которое, по сути, человек сам себе готовит, закрывая дорогу промыслу Божьему. Для таких людей Бог попускает то, к чему они стремились, не замечая свою греховность.

Делая вывод, можно сказать, что сказка «Морозко» богата поучительным и духовно-нравственным наполнением. Важные посылы содержатся как для детей, так и для взрослых

Родителям важно понять, что всеохватывающая забота о ребенке не является фактором хорошего воспитания. Образ мачехи дает понять, что воспитание ребенка начинается с родителя

В отдельную тему можно вынести отношение к труду, как элементу становления полноценного человека. Нельзя недооценивать отношения между родителями, искаженность которых (отношений) показывается в сказке на примере старика и мачехи. Ребенок должен усвоить тот посыл, что воспитание – это не только труд родителей, но и труд самого ребенка. Научиться искоренять в себе плохое, видеть в человеке образ Божий, кем бы этот человек не был, относиться к труду как части своей жизни и всегда уповать на Бога – вот что должен усвоить ребенок.

Здесь вы найдете обе версии сказки «Морозко»: № 95 и № 96.

Читать сказку «Мороз Иванович»

Смотрите сказку «Морозко» на нашем сайте в разделе «Художественные фильмы»

Госпожа Метелица (Германия)

Может быть, ты помнишь сказку братьев Гримм о доброй волшебнице Госпоже Метелице(фрау Холле), которая появлялась из колодца, помогала добрым и трудолюбивым девушкам и наказывала злых и жадных.

Но образ фрау Холле куда древнее, чем может показаться. Некоторые исследователи связывают фрау Холле со скандинавской богиней Хель — повелительницей мира мертвых в скандинавской мифологии. Известно, что Госпожа Метелица управляет погодой: чем основательней она вытряхивает свою перину, тем больше и сильнее идет снег на земле. Весь снег, что мы видим — это перья из перины Госпожи Метелицы.

Но далеко не всегда люди принимали ее за добрую волшебницу. Фрау Холле чаще всего появлялась зимой — в темное и холодное время. Она мчалась по небу на черном коне со свитой из ведьм, которые летят вслед за ней на зачарованных прялках. Этих ведьм называли «хюльден». По ночам они «вылетают из дома сквозь запертые двери, оставляя позади спящих мужей», и отправляются пиршествовать или сражаться в небе. Об этом говорилось в одной средневековой инструкции для епископов, которая предписывала изгонять из деревень людей, подозреваемых в чародействе.

Народная сказка XVI века, записанная теологом и поэтом Эразмом Альбером, сообщает об «армии женщин» с серпами в руках, которых послала госпожа Хольда. Вплоть до XVI века сохранялся обычай оставлять на ночь угощение для свиты фрау Холле. Для этого пекли специальную булку в виде плетеной косы — Hollenzopf, «Коса Холле». Ее оставляли на ночь на улице, чтобы Холле ее благословила, а затем высохший хлеб использовали для лечебных целей на протяжении года.

Злодеи и злые силы из русских сказок и былин

Основные сказочные отрицательные персонажи

Змей Горыныч, Кащей Бессмертный, Баба Яга, Соловей-разбойник, Поганое Идолище (Одолище), Леший, Водяной, Волк, Глиняный парень, Кот Баюн, Черт, бес, Медведь, Русалки, Упыри и Упырицы(Вурдалаки), Мертвецы, Кикимора, Вий.

Русские народные сказки уникальны по своей структуре, содержанию, сказочным героям. В сказках русского народа ярко передан характер и дух русского человека. До сих пор во многих семьях продолжают рассказывать детям сказки, о которых, в свою очередь, узнали от старшего поколения.

Сказки бывают нескольких видов. Самым древним видом являются сказки о животных, в них все действия, мысли и чувства людей перенесены на животных. Другой вид- это бытовые сказки о людях. И третий вид — волшебные сказки. Отдельное место занимает русский эпос — былины. Кроме того, многие великие русские писатели обращались к данному жанру и внесли в сказочный мир свою лепту.В первую очередь это А.С.Пушкин.

Скромное обаяние хулиганов

Зачастую отрицательные герои выходят у авторов чертовски обаятельными: они наделены остроумием, находчивостью, смекалкой. Да что там, похождениям симпатичных мошенников посвящен целый литературный жанр – плутовской роман, ведущий свою историю со времен античности. Вы сами, к примеру, разве не были очарованы «великим комбинатором» Остапом Бендером? Так что ничего удивительного, что ребенок из всех героев сказки больше всего полюбит хитрую лису, выменявшую курочку на скалочку, а следя за приключениями Чебурашки, вдруг начнет подражать старухе Шапокляк.

Это только кажется сложным, на самом же деле речь идет об одном из самых эффективных воспитательных приемов – разделять ребенка (которого вы любите без условий) и его поступки (которые вас огорчают). Выказывайте недовольство поступками, а не ребенком – советуют психологи. Осталось только перенести этот опыт на третье лицо – героя сказки.

Монстры, злодеи и прочие жуткие образы Рэя Брэдбери

Творчество Рэя Брэдбери всегда восхищало меня своей поэтичностью, полетом, легкостью. Брэдбэри умеет выразить чувство светлого, доброго, романтичного в своих произведениях. Например, «Вино из одуванчиков» — один из самых светлых романов о детстве. Но с другой стороны Брэдбэри отлично умеет писать жуткие рассказы и повести и создавать страшные образы, особенно детские. Повесть «И духов зла явилась рать» и рассказ «Уснувший в Армагедонне» могут вызвать зависть и Стивена Кинга.

Монстры и злодеи в творчестве Рэя Брэдбэри7-я планета 84-й звездной системы из рассказа «Здесь могут водиться тигры»Иорр и Тилле из рассказа «Уснувший в Армагеддоне»Младенец из рассказа «Маленький убийца»Люди осени — Кугер и Дарк из повести «И духов зла явилась рать»Вампир «Мистер Коберман» из рассказа «Жилец из верхней квартиры»Дети из рассказа «Поиграем в отраву»

Венди и Питер из рассказа «Вельд»

Герои сказок Пушкина

В детских рассказах имеются как положительные, так и отрицательные герои. Из положительных можно выделить золотую рыбку, деда, цариц и царей, Гвидона, богатырей, петушка, звездочёта и Балду.

Отрицательные:

  • Бабариха, повариха и ткачиха из сказки о Салтане путём обмана изгнали царицу из дворца. Они желали им смерти, но не догадывались, что придёт момент расплаты.
  • Старуха, постоянно требовавшая от золотой рыбки богатства и почестей. В повести она выступает жадной, высокомерной и неблагодарной особой.
  • Поп показывает себя в рассказе в роли жадины. Он готов пойти на всё, лишь не платить Балде и уберечь свою голову от щелчков.
  • Царь Дадон выступает в роли персонажа, не сдержавшего своего обещания. За своё высокомерие он поплатился жизнью.
  • Царица из сказки о мёртвой царевне из-за чрезмерного тщеславия решается убить царевну. В первый раз ей это не удаётся, но она не сдаётся и предпринимает попытку ещё раз.

СЛАВЯНСКИЙ БОГ МОРОЗКО

На инициации остановимся подробнее. Есть версия, что Морозко — который в фильме выглядит один в один как добродушный Дед Мороз — вышел из образа славянского бога Морозко. Который в свою очередь ранее частично выполнял роль древнего бога смерти. Он — повелитель зимы, а зима — время смерти для всего живого. Сводные сестры Настенька и Марфушка — девушки, недавно вышедшие из детского возраста. Как и любые подростки, они находятся на распутье, когда детство позади, взрослая жизнь впереди, а сами они в некоем безвременьи, когда нужно взрослеть, умнеть, находить смысл жизни, но нет ни опыта, ни средств, ни вообще малейшего понятия, как и что делать. У древних людей для этого и существовал обряд инициации — символической смерти — после которой прежний человек (ребенок) умирал и рождался взрослый. В сказке Морозко играет роль того, кто проводит этот обряд. Настенька смогла его пройти, Марфушка нет. Поэтому Настенька — символ взрослой самодостаточной и самостоятельной женщины, ответственной за свои поступки. А Марфушка — инфантил, живущий с родителями и надеющийся, что они всегда его прикроют. Так что задумайтесь — может, если вы любите эту сказку, то невольно находитесь в положении Марфуши?)

Шуликуны (Россия)

Это мелкие вредоносные демоны, которые вылезают из воды накануне Рождества или Нового года, а на Крещение возвращаются в загробный мир.

«Ростом они нередко с кулачок, иногда побольше, могут иметь конские ноги и заострённую голову, изо рта у них пылает огонь, носят белые самотканные кафтаны с кушаками и остроконечные шапки» (Е. Левкиевская. Мифы русского народа).

Шуликуны вылезают на землю из воды — из проруби или болота.

В некоторых местностях думают, что у шуликунов нет пяток, а изо рта пышет огонь. Обычно шуликуны ходят по перекресткам, подстерегая заплутавших людей. По одним слухам,у шуликунов есть железные повозки и кони, по другим — они ездят на шкурах или в железных ступах.

Считается, что шуликуны бегают по улицам с горячими углями на железной сковородке или железным калёным крюком в руках, которым они могут захватить людей («закрючить и сжечь») или затянуть их в прорубь.

Дневник читателя (Клюхина) по русской народной сказке «Морозко»

Перечисли главных героев сказки «Морозко»

Главные герои сказки: дед, баба, падчерица, родная дочь бабы, Морозко.

Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще до свету…

Пропущенные слова, которые нужно вписать в читательский дневник: большою, веселая, румяная, собольей, богатыми.

Слова с раздельным мягким знаком: елью, собольей.

Примеры слов на это правило: солью, вьюга, бурьян, обезьяны, листья.

Морозко обратился к девушке со словами: «Тепло ли тебе, девица?».

Это вопросительное предложение.

Оно содержит обращение «девица», которое часто используется в народной словесности и означает «девушка».

Сколько раз старик ездил в лес? Отметь в читательском дневнике.

Старик ездил в лес 4 раза:

первый раз – отвез свою дочь;

второй раз – забрал свою дочь домой;

третий раз – отвез дочь старухи;

четвертый раз – забрал мертвую дочь старухи.

Нильс

«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (1904 г.) Сельма Легерлёф

Эта всемирно известная сказочная повесть была написана бывшей учительницей (впоследствии ставшей одной из лучших писательниц Швеции) Сельмой Легерлёф, как школьный учебник по географии станы.

Итак, жил на свете мальчик Нильс Хольгерссон. «С виду — мальчик как мальчик. А сладу с ним не было никакого. На уроках он считал ворон и ловил двойки, в лесу разорял птичьи гнезда, гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а кота дергал за хвост, будто хвост — это веревка от дверного колокольчика. Так прожил он до двенадцати лет. И тут случилось с ним необыкновенное происшествие»…

Нильс обидел не кого-нибудь, а сказочное и могущественное существо – гнома, а тот превратил мальчишку в карлика, ростом с палец.

«Посмотрите-ка на Нильса! — кричал воробей.— Посмотрите-ка на Нильса — Кукареку! — весело заорал петух. — Сбросим-ка его в ре-ку! А куры захлопали крыльями и наперебой закудахтали: — Так ему и надо! Так ему и надо! Гуси обступили Нильса со всех сторон и, вытягивая шеи, шипели ему в ухо: —Хорош-ш! Ну уж хорош! Что, боиш-шься теперь? Боишься? И они клевали его, щипали, долбили клювами, дергали за руки и за ноги».

Эмиль из Леннеберги

«Эмиль из Леннеберги» (1963 г.) Астрид Линдгрен

Вот еще один «литературный» бесенок, появившийся на свет благодаря перу шведской писательницы Астрид Линдгрен. И так он всем полюбился, что за 34 (!) года о его шалостях и проказах появились 4 книжки-картинки (1972, 1976, 1995, 1997 гг.), повести «Новые проделки Эмиля из Леннеберги» (1966 г.), «Жив еще Эмиль из Леннеберги» (1970 г.), «Приключения Эмиля из Леннеберги» (1984 г.), рассказы «Ида учится проказничать» (1984 г.), «325-я проделка Эмиля» (1985 г.) и еще несколько сборников рассказов (1986-1989 гг.).

Этот сорванец по имени Эмиль и по фамилии Свенсон на вид был сущий ангелочек:

«Глаза у него были круглые и голубые. Лицо тоже круглое и розовое, волосы светлые и вьющиеся. Посмотришь на него — ну просто ангелочек».

Жил он на хуторе Катхульт у селения Леннеберга округа Смоланд вместе с мамой, папой, младшей сестренкой Идой и работниками – Линой и Альфредом. А еще в хозяйстве Свенсонов водились куры, лошади, быки и коровы. Но главное – у них был Эмиль. Который своими проказами не давал скучать да что там Леннеберге – всему округу. Практически ни дня у этого неугомонного ребенка не проходило без приключений, которые он сам же для себя и выдумывал, и соответственно без наказаний, которые следовали за его проделками. Вы только представьте: Эмиль мог прийти в гости на ходулях, причем ввалиться в гостеприимный дом через окно и со всего маху, слетев с ходулей, попасть прямо в таз с черничным киселем. А напоследок, аккурат в день, когда все жители округа ожидают прихода кометы и чуть ли не прощаются с жизнью, устроить неурочный фейерверк. Эмилю ведь пора было возвращаться домой, и получалось, что праздничного фейерверка он не увидит. Так почему бы не попробовать пальнуть из одной-единственной ракеты раньше условленного времени? И кто же виноват, что «пробная» ракета угодила туда, где лежали другие ракеты-шутихи, и они все до одной выстрелили?

Волк

Волк в русских сказках воплощает злость. Он охотится на более слабых животных; не всегда поступает хитро. Недальновидностью волка пользуются другие персонажи. В сказке «Лисичка сестричка и серый волк» грозного хищника обманула рыжая плутовка, а в «Трех поросятах»

его смогли обвести вокруг пальца безобидные свинки.

Наши предки ассоциировали волка также со смертью. Ведь в природе этот хищник считается своеобразным санитаром леса, который охотиться на слабых и больных животных. А человеческим прототипом волка может считаться тот, кто слишком злой, жадный и мстительный.

Подробнее >>

Петя Зубов и другие

«Сказка о потерянном времени» (1945 г.) Евгений Шварц

«Сказку о потерянном времени» Евгений Шварц написал для театра кукол в 1940 году, в 1945 году она была опубликована.

Главный ее герой Петя Зубов учится в третьем классе. Впрочем, «учится» — это слишком громко сказано, потому что сам процесс учебы мальчишке удовольствия не доставляет. Петя не любит делать домашние задания и все дела откладывает «на потом». Каждую четверть он собирается догнать одноклассников, но лень берет свое и «догонялки» все время откладываются.

«Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.

— Успею! — говорил он в конце первой четверти. — Во второй вас всех догоню.

А приходила вторая — он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё «успею» да «успею».

И вот однажды, придя в школу, он обнаруживает, что стал старым, и даже родная мама своего сына не узнала. Тогда Петя убегает, куда глаза глядят. А глядят они в лес, где мальчик-дедушка попадает в некий домик, где, весь во власти грустных мыслей, ложится отдохнуть в стоге сена. О чем же думает Мальчик, ставший дедушкой? Да о том, что, не успев ничего путного сделать в своей жизни, он уже постарел. Как говорится, жизнь прошла мимо.

Проснувшись, Петя обнаруживает, что вернулись хозяева. Их четверо – 2 мальчика и 2 девочки. И вот тут ленивец проявляет чудеса находчивости, сообразительности и проницательности. Он быстренько понимает, что никакие это не мальчики и не девочки, а злые волшебники, которые и сделали его старым. У Пети хватает ума не обнаружить себя и дослушать все их странные россказни до самого конца. Оказывается, эти волшебники крадут время у тех детей, которые его не ценят, и, если он найдет еще трех таких же, как он, состаренных бедолаг, приведет их в дом к злодеям и повернет стрелки часов-ходиков обратно на 77 кругов – он снова станет прежним Петей. Причем со всеми этими задачами надо управиться до полуночи.

Контрпример — лучший пример

Никто не любит, когда ему навязывают какую-то «правильную» модель поведения. Будь умницей, слушайся маму, не обижай девочек, не гуляй допоздна и так далее. Такой подход плох тем, что он базируется на запретах и приказах. А им хочется противиться.

Именно по этой причине однозначно положительные герои часто вызывают негатив или равнодушие. Они слишком приторно-правильные, их образы связаны с неприятным поучением, и дети это чувствуют так же, как и взрослые.

Сравните абсолютно положительного персонажа Алешу Поповича и неоднозначного коня Юлия, который то и дело впутывает в неприятности всю компанию («Алеша Попович и Тугарин Змий») — не нужно говорить, у какого персонажа больше фан-клуб.

Контрпример, в отличие от примера, не поучает. Отрицательные герои показывают свои плохие стороны, действуют эгоистично, коварно или грубо — а мы просто видим последствия такого поведения. Зло наказано, жадный остался ни с чем — в плане педагогики нет никаких действий в лоб, здесь все работает «от противного».

Чему учат детей отрицательные персонажи? Разберем на примерах.

Жадный будет наказан

Персонажи, олицетворяющие жадность, остаются у разбитого корыта. Кстати, пушкинская сказка тоже иллюстрирует этот пункт.

Старуха, которая хотела всё больше богатств, ничего при этом не делая, возвращается к тому, с чего все началось. Поп, скупой до невозможности, получает по заслугам от Балды, своего же наемного работника. Неприятный тип Робин-Бобин со своими неуёмными аппетитами получает заслуженное несварение желудка.

Все персонажи вызывают неприязнь, которая у ребенка проецируется и на их поведение. Это работает куда лучше, чем навязывание: «будь щедрым и добрым».

Завистливый не получит ничего

Завидовать нехорошо! Будь скромной, как золушка, не выпрашивай и у тебя всё будет. Да, мама, конечно, мама (но как не завидовать, когда у соседской девчонки есть все куклы Winx!). Гораздо лучше поучений работает сказочный контрпример:

Мачеха и ее дочь тоже захотели богатого приданного, но Морозко сурово наказал их завистливость. Мачеха-царица завидовала чужой красоте и попыталась ей навредить — но вот добро торжествует, а злодейка умирает от тоски.

Тщеславие всегда уходит уязвленным

Стремление казаться лучше, чем ты есть на самом деле, самолюбование — как этот порок иллюстрируют отрицательные герои сказок?

Дракон Смауг из «Хоббита» демонстративно выхаживает перед главным героем, требуя признания своей силы и бессмертия. Итог — храбрый человек пронзает стрелой уязвимое место в его нагрудном панцире. Колобок похваляется своей ловкостью: как он обвел вокруг пальца не только своих хозяев, но и всех встречных — и находит еще большего хитреца в конце пути. Кстати, задумывались над тем, что Колобок — отрицательный персонаж?

Баба Яга

Какой герой русских сказок является самым любимым и популярным среди детей и взрослых? Первое место по праву принадлежит Бабе Яге. Эта весьма неоднозначный персонаж с устрашающей внешностью, крючковатым носом и костяной ногой. «Бабой» в древности называли мать, старшую женщину в роду. «Яга» может быть связано с древнерусскими словами «ягать» («громко кричать, ругаться») или «ягая» («больная, злая»).

Живет старая ведьма в лесу, на границе нашего и потустороннего мира. Ее избушка на курьих ножках огорожена забором из человеческих костей. Бабушка летает на ступе, дружит с нечистой силой, похищает детей и хранит от незваных гостей множество волшебных предметов. По мнению ученых, она связана с царством мертвых. На это указывают распущенные волосы, которые расплетали женщинам перед погребением, костяная нога, а также дом. Славяне делали для умерших деревянные избушки, которые ставили в лесу на пни.

На Руси всегда уважали предков и обращались к ним за советом. Поэтому и приходят к Бабе Яге добрые молодцы, а она испытывает их. Выдержавшим тест ведьма дает подсказку, указывает путь к Кощею, дарует волшебный клубочек, а также полотенце, гребень и другие диковинки. Детей Баба Яга тоже не ест, зато садит в печь и проводит старинный обряд «перепекания». На Руси считали, что таким образом можно исцелить ребенка от болезни.

«Герои сказок А. С. Пушкина». Конкурс для детей старшего дошкольного возраста

«Герои сказок А. С. Пушкина». Конкурс для детей старшего дошкольного возраста

Цель: развивать инициативу, сообразительность, мышление.

— раскрыть и активизировать способности детей;

— расширять эмоциональную сферу детей.

Предварительная работа: знакомство детей с произведениями А. С. Пушкина ; выставка детских рисунков «Сказки А. С. Пушкина»

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами проведем простой конкурс «Герои сказок А,С. Пушкина»

. В нем будет несколько этапов. На каждом этапе вам предстоит ответить на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Отвечает первый поднявший руку. Так что победитель будет только один. Пора начинать.

1 этап. О каком герое говориться в сказке?

1.«Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива». (О царице в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях)

2.«В сорочинской шапке белой,

Весь как лебедь поседелый». (Звездочет из «Сказки о золотом петушке»

3.«Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава, выплывает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит». (Царевна-лебедь из «Сказки о царе Салтане…»

4.«В дорогой собольей душегрейке,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки». (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»

2 этап. «Попробуйте угадать, как героя сказки звать»

1. Живет он в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Работает за семерых.

(Балда; «сказка о попе и его работнике Балде»

2. Чуть опасность где видна,

Верный сторож, как во сне,

К той сторонке обернется.

(Золотой петушок; «Сказка о золотом петушке»

3. Все красавцы молодые,

Все равны как на подбор,

С ними дядька Черномор.

(Тридцать три богатыря; «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди».)

4. Парчевая на маковке кичка,

Жемчуги окружили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

(Старуха; «Сказка о рыбаке и рыбке»

3 этап. «Узнай сказку по ее началу»

1. Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон,

Смолоду был грозен он. («Сказка о золотом петушке»

2. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря… («Сказка о рыбаке и рыбке»

3. Царь с царицею простился,

В путь дорогу снарядился.

Села ждать его одна. («Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди»)

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и о работнике его Балде»

Воспитатель. Одним из самых мудрых пушкинских персонажей является Ученый кот. Сколько знает он сказок, сколько песен! Но сегодня он приготовил для вас несколько вопросов.

4 этап. Вопросы Ученого кота.

1. В кого превращался князь Гвидон? (В муху. комара, шмеля)

2. За какую плату нанял поп работника? (В год за три щелчка попу по лбу)

3. Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана? (Остров Буян)

4. С какими словами обращается старик к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня рыбка»

5. Кто нес богатыря через леса, через моря? (Колдун)

6. Как называлась еда, которой кормили Балду? (Полба)

7. Что кричал петушок, сидя на спице? («Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку…»

8. Над чем чах Кощей? (Над златом)

9. Кто служил царевне? (Бурый волк)

10. Сколько витязей вышло из моря? (30)

11. Сколько раз посылала старуха к рыбке старика? (Пять раз)

Воспитатель. Вот и закончилась наша викторина. Определился победитель. Мы его поздравляем и вручаем приз – книгу «Сказки А. С. Пушкина»

. А всем остальным желаем успеха в новых испытаниях!

Заключение

Герои бывают положительными, отрицательными и неоднозначными. Последние встречаются чаще всего в более взрослых произведениях.

Пример из «Маленьких историй»:

Филина нельзя назвать ни хорошим, ни плохим — он просто персонаж со сложным характером. Но именно он, а не куда более простой и положительный Барсук, выполняет педагогическую функцию: наглядно демонстрирует ребенку, что не нужно быть равнодушным, черствым и мелочным.

Отрицательные герои — не только зачастую куда более яркие персонажи, нежели протагонисты, на их плечах также лежит задача воспитания. Так что не будем к ним слишком строгими.