Как церковь относится к эко?

Епископ Пантелеимон (Шатов) об ЭКО: Люди попирают Божий Промысл

Москва, 28 сентября 2013 г.

Русская Православная Церковь не принимает технологии искусственного оплодотворения (ЭКО) и предохранения от беременности не потому, что Церковь против технологий как таковых и не только из-за их возможного абортивного эффекта. Его может и не быть, но отношение Церкви к таким технологиям не изменится, потому что суть их в том, что «современные люди хотят полностью контролировать все стороны своей жизни», руководствуясь при этом эгоистическими желаниями и не давая воле Божией участвовать в их судьбе. Председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон на III Общецерковном съезде по социальному служению подробно ответил на вопрос участников съезда об отношении Церкви к процедуре ЭКО, сообщает Благовест-инфо.

«Корень проблемы в том, что современные люди пытаются взять под контроль все стороны своей жизни и подчинить ее своим эгоистическим желаниям: если хочу ребенка, то пойду на все – на ЭКО, на суррогатное материнство… Не хочу – сделаю, чтоб ребенка не было: либо с помощью средств предохранения, либо с помощью аборта. Захочу – поменяю цвет кожи, захочу – изменю пол… Как будто жизнь человеческая – это товар в супермаркете: какую хочу, такую выбираю и за деньги покупаю. Но ведь ясно, что есть некий Божий промысел о человеке, и он узнается из обстоятельств нашей жизни. Нужно быть самим собой и принимать тот крест, который Бог нам дает. Посылает много детей – значит, надо их рожать, растить. Не дает детей – усынови сироту, ведь так много детей живет без родителей, без семьи», — сказал епископ Пантелеимон.

В беседе с «Благовест-инфо» он пояснил: «Технология ЭКО постепенно перестает быть абортивной – врачи научились получать нужное количество эмбрионов, чтобы не убивать «лишних». Но сама технология от этого не стала человечной. Да, эмбрионов не убивают, но очень часто их консервируют – замораживают в жидком азоте, чтобы использовать в случае неудачи цикла ЭКО. Или же создают «банк» эмбрионов, которыми могут воспользоваться и другие родители. Эмбрионы могут пролежать так многие годы. Известны случаи, когда родители умирали, так и не забрав из клиники и не родив зачатого ребенка. Но ведь эмбрион – это уже человек на эмбриональной стадии развития, с уникальным набором генов! Это биологический факт, я сейчас не затрагиваю болезненного вопроса о душах зачатых детей, чьи эмбрионы годами лежат в жидком азоте. Это совершенно бесчеловечное отношение к человеку – с ним обращаются как с чем-то неодушевленным».

Глава Синодального отдела обратил внимание также на то, что последствия применения технологий искусственного оплодотворения еще мало изучены, но даже то, что уже известно, не может не пугать: «Страдает и здоровье женщины, и здоровье искусственно зачатых детей. Главный педиатр России еще в 2009 году публично заявил, что 75% детей, рожденных в результате ЭКО, являются инвалидами, и что российское правительство делает ошибку, оказывая финансовую поддержку технологии ЭКО»

Епископ Пантелеимон считает, что тяжелые последствия – закономерный результат применения человеком бесчеловечной технологии.

«Люди попирают Божий Промысл и не понимают, что если его принять, подчинить ему свою жизнь, то Бог даст силы преодолеть жизненные испытания, и даст такую радость, которую человек не способен обрести, ставя исполнение своих желаний выше всего на свете», — заключил епископ Пантелеимон.

Справка. Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) — вспомогательная репродуктивная технология, используемая в случае бесплодия. Во время процедуры ЭКО яйцеклетку извлекают из организма женщины и оплодотворяют искусственно в условиях «in vitro» («в пробирке»), полученный эмбрион содержат в условиях инкубатора, после чего переносят в полость матки для дальнейшего развития.

ЭКО и церковь: когда процедура не находит одобрения?

Церковь против любых ВРТ, при которых количество зародышей, используемых для проведения процедуры, превышает число, необходимое для зачатия. Иными словами, те эмбрионы, которые уничтожаются при ЭКО за ненадобностью, приравниваются церковью к полноценному аборту и всячески осуждаются.

Помимо этого церковными служителями не приветствуется, если ЭКО делают нетрадиционные семьи или одинокие женщины. Это объясняется тем, что при таком раскладе ребенок не сможет иметь полноценную семью.

Не одобряет РПЦ и использование донорской спермы, считая, что это подрывает священное отношение к браку и нарушает целостность личности.

Как православная церковь относится к ЭКО

Изначально отношение к данной технологии было негативным, потому что зачатие происходило не по воле Божьей. Но, со временем православная церковь все-таки сменила свое мнение по поводу ЭКО. Но, есть определенные условия и нюансы. ЭКО не запрещено в том случае, если женщина и мужчина, которые являются законными венчанными супругами, не могут зачать ребенка естественным путем, если хирургическое и терапевтическое лечение не помогает. Мужчина и женщина обязательно должны быть законными супругами. Это главное условие.

Русская православная церковь негативно относится к ЭКО, если ребенка вынашивать будет суррогатная мать, потому что беременность негативно сказывается на ее физическом и моральном состоянии, а родители, которые получат ребенка, не смогут испытывать к нему тех же чувств, если бы он был рожден самой матерью. Кстати, негативное отношение православная церковь проявляет не только к ЭКО, суррогатное материнство также не одобряется. Причина тому — женщина рожает не сама, и у нее может не развиваться природный материнский инстинкт. От этого, в первую очередь, будет страдать ребенок.

Также православная церковь негативно относится к искусственному оплодотворению, если ребенок вынашивается одинокими женщинами с донорским материалом, для пар нетрадиционной сексуальной ориентацией. В обоих случаях у рожденного ребенка не будет классической традиционной семьи.

Позиция других конфессий

Отношение других конфессий к проблеме искусственного оплодотворения разное. Одни полностью отвергают такую возможность зачатия ребенка, другие – поощряют.

Католичество

Католическая церковь не приемлет компромиссов в вопросах искусственного оплодотворения. Она считает, что такой способ зачатия греховен изначально, так как нарушает тайну «интимности» супружеской близости. Даже использование искусственной инсеминации с применением половых клеток супругов считается греховной.

Буддизм

В отличие от католичества буддизм приветствует любые новые технологии, которые помогают женщине обрести радость материнства. ЭКО, донорство, суррогатное материнство – любой способ хорош, если он поможет продлить человеческий род.

По мнению буддистов, женщина, прилагающая все усилия, чтобы забеременеть, получает благословение свыше.

Иудаизм

Одна из заповедей иудеев гласит: «Плодись и размножайся». Какой способ выберет для этого семейная пара, не имеет никакого значения. Позволительно также пользоваться услугами суррогатной матери. Более того, государство возвращает все затраты семьи на искусственное оплодотворение.

Однако есть некоторые условия, которые будущие родители должны выполнить перед использованием ЭКО:

  • Получить благословение раввина;
  • Приглашать на роль суррогатной матери незамужнюю женщину, которая не имеет родственных связей с супругами.

Следовать предписаниям своей конфессии в отношении искусственного оплодотворения или нет, решать семейной паре. Если же верующие супруги не хотят идти против законов церкви, можно усыновить малыша. Известно много случаев, когда после усыновления ребенка бездетная женщина беременела и рожала своего здорового ребенка.

Экстракорпоральное оплодотворение — это технология, которая была изобретена во второй половине прошлого столетия. С ее помощью за это время огромное количество женщин, которые по тем или иным причинам не могли самостоятельно забеременеть, сделали это и познали радость материнства.

  • Как православная церковь относится к ЭКО
  • Мнение католиков
  • Иудаизм об ЭКО
  • Буддизм об ЭКО
  • Как Ислам относится к ЭКО
  • Как поступить: решиться на ЭКО или не нарушать правила своей конфессии?
  • Что делать, если церковь категорически против ЭКО?

В большинстве случаев женщины прибегают к этому способу оплодотворения, если у них имеются те или иные проблемы, и самим не получается зачать или родить ребенка. Также проблема может быть в партнере, кто должен стать отцом будущего ребенка. Либо партнера у женщины нет, и она использует для ЭКО донорский материал.

Ситуации могут быть разные. Не все женщины решаются на такую процедуру, даже если у них есть финансовые возможности.

В большинстве случаев камнем преткновения является религия, которую проповедует женщина.Многие религиозные конфессии негативно относятся к ЭКО, некоторые допускают эту процедуру, но с определенными условиями. В каждой религии свои условия. Почему же церковь против ЭКО, и как быть в этой ситуации?

Это интересно: Православная церковь о кремации — отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Дети ЭКО

Священнослужители, рассуждающие категорично и нежелающие признавать прогрессивные медицинские методики, иногда принимают доходящие до абсурда решения. Имеется в виду отказ крестить детей, родившихся при помощи ЭКО

Во внимание не берутся даже обстоятельства, из-за которых мужчина и женщина решились на этот шаг

Родителям таких деток не стоит паниковать и отчаиваться. Выход очень прост, нужно обратиться в другой храм. Дело в том, что святой отец не имеет права отказывать в таинстве крещения по причине его осуждения поступков взрослых людей. Как говорится в Библии, каждый человек лично несет ответственность за свои деяния. Дети не могут отвечать за поступки родителей, а родители не могут быть наказаны за детей. Церковь правомочна требовать от отца и матери покаяния до того, как состоится крещение ребенка ЭКО.

Малыши, рожденные таким способом, в обязательном порядке принимаются в церковное лоно. Их не только крестят, но и соборуют, разрешают причащаться и исповедоваться. По-большому счету, ребенок ЭКО точно такой же, как и его сверстники. По мнению священнослужителей, эти дети вместе с родителями должны посещать храм как можно чаще.

Православие и ЭКО

По мнению Русской Православной Церкви самое ценное, что есть в человеке – это его жизнь и душа. Человек существует с самого зачатия  независимо от способа, каким оно было произведено, а его жизнь – это длительная и упорная подготовка к личной встрече с Творцом, поэтому церковь считает своим прямым долгом заботиться о матери и будущем ребенке, в частности, об их моральном спокойствии и равновесии. Отсюда и вытекают три аспекта, которые абсолютно недопустимы по церковным канонам.

Прежде всего, речь идет о создании и утилизации «запасных» эмбрионов. Что имеется ввиду? Церковь беспокоится за здоровье женщины, поскольку вероятность успешного ЭКО  не велика. Однако гормональная стимуляция яичников для выявления детородной яйцеклетки существенно увеличивает риск женскому здоровью и чревата фатальными последствиями. Именно поэтому церковь считает, что подобная угроза жизни не оправдана и не дает стопроцентной гарантии благополучного зачатия. Кроме того ряд «замороженных» яйцеклеток не подлежат продуктивной трансплантации, поэтому их пускают в «расход» в сферу косметологии, в частности,  извлечение из них стволовых клеток для дорогостоящих косметических процедур по омоложению тела.

Также церковь отрицает суррогатное материнство, поскольку не только прерывается духовная связь между матерью и выношенным под сердцем ребенком, но и понятие «материнство» обесценивается  до уровня коммерческой сделки с участием денежных средств. Кроме того «заказчиками» подобной услуги могут стать как неженатые пары, так и пары гомосексуалистов, что уже является весомым нарушением божьих законов. Третьим же отрицанием церкви является использование донорских клеток, способствующих обесцениванию единства душ.

Брак – это, прежде всего, союз двух людей, которые не нуждаются в «посредниках», только моногамность приемлема Богом. Кроме того ребенок, независимо от своего возраста,  также имеет право на жизнь вместе со своими истинными родителями, как завещал Христос. Поэтому Русская Православная Церковь не выступает категорично против технологии ЭКО, однако существенно сужает ее критерии и предъявляет ряд весомых ограничений, представленных следующими требованиями: участие в процессе только родителей без подключения «третьих лиц», так сказать, а также отсутствие «запасных» эмбрионов.

Именно такая процедура ЭКО декларирована в итальянском законодательстве, однако открытым остается вопрос об угрозе жизни женщине после подобных манипуляций. Кроме того имеют ли место эксперименты с жизнью ребенка без его согласия? Вот в чем парадокс, ведь заручиться согласием ребенка не возможно, поскольку он должен получиться вследствие такого «эксперимента». Если сопоставить церковь и ЭКО, то дети, рожденные таким способом, не отлучаются от нее, но вот родители перед этой нелегкой процедурой должны посоветоваться со своим духовным наставником. Интересно то, что большинство семей после усыновления ребенка естественным путем зачали своего.

Молитвы и иконы

Важно молиться не по обязанности в ожидании исцеления, и не точное повторение, заученного текста, помогает достичь результата, а эмоции, вложенные в молитву, страстность и искренность молящего. Хороша коленопреклонная молитва от бесплодия в храме, также желательно, чтоб дома была икона от бесплодия: Икона Милостливая, Федоровская икона Божьей Матери, Моденская икона, Грузинская икона Божьей Матери

  • Каждый человек находится под покровительством своего Ангела-Хранителя, это святой, к которому можно обращаться за помощью и поддержкой.
  • Святых, молитвы к которым, по наблюдениям, способны помогать при проблеме бесплодия, много. Но, в первую очередь, церковь рекомендует обратиться к Богу – именно он дает жизнь.
  • Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, прошли через испытание бесплодием крепости своего брака. Считается, что молитвы от бесплодия, специальные молебны и посещение, посвященного им храма, благотворно для семей с проблемой бесплодия.
  • Святые пророк Захария и праведная Елизавета, родители святого Пророка Крестителя Иоана, частые адресаты молящих об избавлении от бесплодия. До преклонного возраста они не имели детей, и, смирившись, зачали сына.
  • Молитвы Преподобному Александру Свирскому не только помогают парам при бесчадии. Замечено, что святой способствует рождению мальчиков.
  • Святые благоверные князь Петр и княгиня Февронья, Муромские чудотворцы, пострадавшие за святость брака, хотя и являются покровителями новобрачных, так же помогают при проблеме бесплодия.
  • Пресвятой Богородице хорошо молиться не только об избавления от бесплодия, но и о сохранении беременности, для укрепления семьи, перед или после ЭКО.
  • Многим матерям даровал исцеление святой Роман Антиохийский (Сирийский). Молитва от бесплодия ему адресованная помогала даже в безнадежных случаях.

Способствуют исцелению святые: праведная Анна Пророчица, блаженная Ксения Петербуржская, праведная блаженная Матрона Московская, а так же молитвы святой великомученице Параскева Пятнице и святой блаженной Матроне Анемнясевской. Творят чудеса при бесплодии святой мученик Ипатий, епископ Гангрский и святой мученик отрок Иоанн Киево-Печерский. Если известна причина болезни, то поможет святой Давид Гареджийский.

Церковь рекомендует, при невозможности лечения или неудачном ЭКО, не отчаиваться, принять ситуацию, не терять веру и рассмотреть возможность усыновления.

ЭКО: мнение священников

Мнения священников, конечно, совпадает с официальной позицией Церкви — ЭКО не рекомендуется осуществлять верующим женщинам.

Например, игумен афонского монастыря Ефрем объясняет, почему так происходит и называет случаи, когда можно использовать процедуры искусственного оплодотворения.

Православная церковь и ЭКО

Церковь идет в ногу со временем, но категорически против тех технологий, которые идут вразрез с Божьим законом и моральными принципами. Искусственное оплодотворение допустимо только в том случае, если берут 2 эмбриона и рождает два ребенка, т.е. их не уничтожают в процессе развития, потому что они внезапно стали лишние.

Не следует подсаживать в матку женщине 10-20 эмбрионов, чтобы ненужные потом вычистить как мусор. Они уже живые души, это люди и их нельзя просто выбросить в контейнер с биологическими отходами. Если посеяли 5, то и сохранить должны 5.

Не следует оплодотворять множество яйцеклеток, сделайте это с двумя или тремя и это будет в рамках морали, ведь не придется никого убивать. Следует всегда помнить, что зачавшийся эмбрион — это уже живое дитя, которое требует к себе соответственного отношения. Люди слишком просто относятся к чужой жизни и слишком тщательно следуют своим эгоистичным желаниям.

Также следует заметить, что использование биологических материалов (яйцеклеток или сперматозоидов) третьих лиц также недопустимо. Брак и семья — это таинство между двумя людьми и нельзя примешивать к нему третьих. Нельзя использовать сперму чужого мужчины или яйцеклетку незнакомой женщины, поскольку это нарушает интимность и целостность брака. Это, помимо нарушения Божьих заповедей, приведет в дальнейшем к обычным проемам в семье, ведь ее члены будут знать, что ребенок не от жены или не от мужа. Так и малыш, со временем выросший, узнает, что он не родной и это приведет к ряду сложных проблем.

Совет! Жене и мужу, которым Бог не дает детей следует тщательней молиться и больше поститься, исполнять законы Божьи и молить Господа о милости, а не обращаться к аморальным способам забеременеть.

Прихоть человека всегда приводит к серьезным проблемам в будущем. Это случается и с ЭКО.

Не следует использовать аморальные технологии для решения проблем демографии, как многие предлагают. Демографический кризис — это результат духовной проблемы человечества, его ранней аморальности. Решать одну аморальную проблему другой — разве это поможет возродить человеческую нацию? Желание иметь детей вполне понятное, но люди в своих желаниях не должны пренебрегать Божьими постановлениям.

Рождение ребенка — это радостное событие, которое не должно омрачаться мыслями о том, что попутно пришлось убить несколько невинных душ.

Использовать медицину для лечения каких-то патологий — это вполне нормально и даже необходимо. Но следует помнить, что, если Господь не допускает чего-то в жизни, значит на это есть какая-то причина. Возможно, вначале следует покаяться в чем-то, от чего-то отказаться и принять волю Бога.

Есть множество чудесных историй, когда Господь посылал детей тогда, когда врачи уже категорически отказались от всех попыток и поставили категорический диагноз бесплодие.

Позиция Церкви по поводу искусственного оплодотворения

Нужно ли православным прибегать к ЭКО

Почему этот вопрос важен? Поскольку христиане строят свою жизнь в соответствии с Божьими принципами и Законом, они должны размышлять о том, насколько их поступки соответствуют вере, в которую они призваны.

Ребенок — это дар Божий, и если по какой-то причине этот дар еще не получили супруги, то стоит задуматься почему. Многие из нас не хотят принимать ответ «Нет» или «Подожди» от Господа. Человеческой натуре свойственно желать и получать желаемое мгновенно, не ожидая.

Что говорит православие об ЭКО

А иногда Бог предполагает для нас какие-то изменения в процессе ожидания. Так и в вопросе искусственного зачатия. Человек вмешивается в планирование семьи своими способами, которые неугодны Господу. Хорошо ли это? Каждый думающий христианин ответит, что нет.

Но дело не в этом. Ведь священство только одобряет стимуляцию и лечение женского организма, с целью забеременеть. Но оно призывает не идти на компромиссы с Богом, ради достижения своих, лично установленных целей. Жизнь — это дар Божий в любом случае, человек не имеет права просто распоряжаться им по своему усмотрению: захотел — убил ребенка с помощью аборта, захотел — купил за деньги у суррогатной матери.

Наши желания должны быть в контексте Заповедей Господа, только так человек будет послушен Богу. Не лучше ли для человека оставить свои эгоистические желания и принять волю Божью в свою жизнь?

Председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеймон говорит, что корень проблемы не в современных технологиях, а в том, что человек пытается контролировать все аспекты жизни и мира в целом.

Конечно, с течением временем и множественной практикой технология ЭКО перестает быть настолько убийственной — врачи научились оплодотворять и выращивать столько эмбрионов, сколько нужно, без убийства (хотя не всегда это срабатывает). Но данная процедура от этого не стала более христианской: эмбрионов продолжают консервировать, чтобы со временем разморозить и оплодотворить снова (это происходит с применением жидкого азота).

Не менее нравственной является и создание так называемого «банка», где хранятся эмбрионы до тех пор, пока их родители решат ими воспользоваться. И это лишь равенственные биологические факты, которые не затрагивают вопроса души зачатых детей, которые хранятся в азоте, вместо рождения. Такое отношение к человеку является бесчеловечным, он перестает быть чем-то одушевленным и становиться просто предметом, которым распоряжаются, как хотят.

Кроме этого, Церковь поднимает вопрос, который еще недостаточно изучен, здоровья детей в результате такого рождения. Главный педиатр России в 2009 году публично предоставил информацию о том, что 75% рожденных детей после ЭКО являются инвалидами. Вопрос женского здоровья после процедуры также не изучен досконально.

Важно! В результате изучения этого вопроса, Церковь запретила православным верующим использовать процедуры экстракорпорального оплодотворения для зачатия ребёнка, так же, как и суррогатное материнство. Синод предлагает воспользоваться другими средствами для рождения и усыновления детей

Как поступить: решиться на ЭКО или не нарушать правила своей конфессии?

Вопрос очень сложный. Многое зависит от того, насколько религиозны сами будущие родители. Некоторые настолько набожные, чтят все, поэтому не могут решиться на ЭКО, несмотря на то, что очень сильно хотят ребенка. Другие настолько сильно хотят стать родителями, что не обращают внимания на мнение церкви. Поэтому, все индивидуально в каждом случае.

И тут все зависит от уровня набожности будущей матери или обоих родителей. Можно до конца жизни строго соблюдать религиозные правила, либо закрыть на все это глаза, пройти процедуру и стать счастливым родителем. Если же будущие родители очень набожные и ни за что не нарушат законов своей религии, а она против ЭКО, они могут усыновить ребенка. Усыновление редко в каких религиозных конфессиях вызывает негатив. Если же все-таки планируется ЭКО, обязательно нужно проходить процедуру в проверенной, надежной клинике.

Мнение православного священника об эко на видео:

Новый храм: вы можете помочь

Возле Биатлонного комплекса имени генерала Демидова в Ижевске строится храм Святого Георгия Победоносца. Всех неравнодушных просим откликнуться и внести свой, пусть даже небольшой, вклад в строительство. По поводу пожертвований обращайтесь в редакцию по тел. 8 (3412) 94-50-05. Ознакомиться с ходом стройки можно по адресу: Славянское шоссе, 0/13.

Материал подготовлен в сотрудничестве с Автономной некоммерческой организацией по поддержке, организации и реализации социально значимых проектов «Источник».

Все материалы рубрики читайте на сайте IZHLIFE (16+) в разделе «Разговоры о вере». 

Задать вопрос священнику вы можете по телефону в редакции 8 (3412) 94-50-05 или по почте ellende@mail.ru